cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории 5 класс фгос – Рабочая программа по истории (5 класс) на тему: Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс на основе ФГОС | скачать бесплатно

Программа кружка «Клуб любителей истории» (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 15»

( МОУ « СОШ № 15»)

Обсуждено на заседании Утверждаю

МО учителей истории директор МОУ « СОШ № 15

Протокол № 1 от 02.09.2015 ____________ В.Л. Частикова

Руководитель

____________Долонина Е.А.

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Клуб любителей истории»

Направление: общеинтеллектуальное.

Вид деятельности: познавательная

Возраст учащихся: 5 класс

Разработчик: учитель истории — Долонина Елена Аркадьевна

г. Ухта

2015г.

 Пояснительная записка.

Актуальность содержания курса:

             

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Рассмотрение загадок истории и современности – это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность влиять на формирование отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Программа кружка «Клуб любителей истории» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897) с учетом Программы по внеурочной деятельности П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.

Вид программы: модифицированная.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная

Цель программы: создание условий для развития интереса учащихся к истории, интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи программы:

обучающие:

выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории; удовлетворение личных познавательных интересов.

воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

  • утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.

  • развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.

развивающие:

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

  • развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки сообщений на предложенную тему.

  • развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.                                                                                       

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Отличительные особенности программы.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа построена на использовании личностно-ориентированной технологии.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей истории» рассчитана на 1 год обучения, объемом – 35 часов, периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Особенности возрастной группы: программа ориентирована на учащихся 5 класса, набор в группу осуществляется на добровольной основе.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.

Форма проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Конференции.

  • Викторины.

  • Игры-путешествия.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.

Система отслеживания и оценивания результатов:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии, в форме практических занятий.

Знания:

Семь чудес света

дискуссия

Особенности искусства Древнего мира

доклад

Биографии исторических личностей

конкурс ораторов

Принципы работы с историческим источником

практическая работа

Способы составления презентаций

самостоятельная работа

Мифы и легенды Древнего мира

викторина

История олимпийских игр

игра по станциям

Армии Древнего мира

доклад

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Творческие работы учащихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса:

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

Регулятивные:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

— формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

Коммуникативные:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

— адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности

« Клуб любителей истории»

Названия

разделов и тем

Всего

Аудиторные занятий

Внеаудиторные занятия

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1

2

История Древнего мира

28

16

12

3

История России

6

2

4

Всего

35

19

16

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Вводное занятие

1

1.

Организационное занятие. Составление плана работы кружка. Инструктаж по т/б

1

История Древнего мира

28

2.

Культура первобытного человека.

1

3.

Тайны Древнего Египта.

1

4.

Гробница Тутанхамона — бесценный источник по истории древнего Египта.

1

5.

Школа в Древнем Египте.

1

6.

Что есть красота?

1

7.

Интерактивная викторина «Лучший знаток истории древнего Египта».

1

8.

Человек осваивает море.

1

9.

Драконы — мифические существа.

1

10

Страна башен до небес.

1

11.

Ассирийская держава.

1

12.

Великие армии Древнего мира.

1

13.

Что можно узнать, читая библейские предания?

1

14.

Мифы Древней Греции.

1

15.

Мифы о Геракле.

1

16.

Аргонавты.

1

17.

Олимпийский огонь.

1

18.

Великий Гомер.

1

19.

7 чудес света.

1

20.

След в истории.

1

21.

Рабство в Древнем Риме.

1

22.

Религия Древнего Рима.

1

23.

Аве, Цезарь!

1

24.

Город на семи холмах.

1

25.

Гладиаторский бой.

1

26.

Интерактивная викторина по истории древнего мира.

1

27.

Цивилизации индейцев Америки.

1

28.

В экспедицию вместе с археологами.

1

История России

6

29.

Древнерусские города.

1

30.

Русская изба.

1

31.

Русские богатыри.

1

32.

Обычаи и традиции славян.

1

33.

Язычество у славян.

1

34.

Лучшие музеи мира.

1

35.

Итоговое занятие.

1

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности

« Клуб любителей истории»

Тема 2. Культура первобытного человека.

Рисунок-подражание с опорой на текст. Практическая работа в группах «Жилище древнего человека».

Тема 3. Тайны Древнего Египта.

Знакомство с величественными памятниками египетской цивилизации -пирамидами. Легенды, связанные с постройкой пирамид и археологическим изучением этих памятников. Презентации, составленные участниками кружка. Обсуждение презентаций.

Тема 4. Гробница Тутанхамона — бесценный источник по истории древнего Египта.

Знакомство с видами исторических источников на примере гробницы фараона. Выступление ораторов. Просмотр презентаций, подготовленных участниками кружка.

Тема 5. Школа в Древнем Египте.

Знакомство с особенностями древнеегипетской письменности. Поиск данных о дешифровке иероглифов. Исследование на тему: «Как делали папирус и чем на нём писали». Игра «Расшифруй иероглифы».

Тема 6. Что есть красота?

Знакомство с предметами древнеегипетского искусства. Определение особенностей древнеегипетской живописи. Составление портрета египетской красавицы с последующим сравнением с изображениями Нефертити.

Тема 7. Интерактивная викторина «Лучший знаток истории древнего Египта».

Вопросы из разных областей истории Древнего Египта.

Тема 8. Человек осваивает море.

Определение значения морей в жизни человека. Знакомство с попытками древних людей использовать водные пространства для перемещений и перевоза грузов. Первые плавательные средства. Изменения в кораблестроении. Наиболее известные корабли в истории человечества. Рисунки древних плавательных средств.

Тема 9. Драконы — мифические существа.

В мифах многих народов есть упоминания о летучих змеях-драконах. В каждой стране драконов представляли и изображали по- своему. А что общего в этих легендах? Какие праздники в честь этих существ проводятся до сих пор? Конкурс «Лучший рассказчик» и «Лучшая поделка».

Тема 10. Страна башен до небес.

Конкурс презентаций по истории Двуречья. Особенности государства Двуречье. Самые древних письменные законы. Решение познавательные задачи.

Тема 11. Ассирийская держава.

Игра- конкурс «Лучший кроссвордист». Составление и разгадывание кроссвордов по теме занятия.

Тема 12. Великие армии Древнего мира.

Занятие в модельной библиотеке посёлка. Знакомство с литературой по теме. Великий завоеватель- фараон Рамзес и его армия. Воинственные персы. Армия Александра Македонского. Спартанцы. Римские легионеры.

Тема 13. Что можно узнать, читая библейские предания?

Работа с адаптированными текстами, поиск исторических фактов в самой древней книге.

Тема 14. Мифы Древней Греции

Игровая программа по станциям. В ходе игры участники кружка выполняют творческие и интеллектуальные задания. Религия древних греков. Герои древнегреческих мифов. Боги и герои: Зевс, Гефест, Прометей, Афродита, Афина, Персей, Икар, Орфей.

Тема 15. Мифы о Геракле.

Кто такой Геракл. Спор о самом ярком подвиге Геракла.

Конкурс кроссвордов.

Тема 16. Аргонавты.

Путешествие за Золотым руном: вымыслы и правда. Ясон и его спутники. Просмотр мультфильма. Поиск ответа на вопрос «О чём не упомянули авторы мультфильма»?

Тема 17. Олимпийский огонь.

Проведение игры по станциям для параллели 5 классов.

Тема 18. Великий Гомер.

Просмотр фрагментов фильмов «Троя» и «Одиссея». Что привлекает и что отталкивает в поступках героев поэм?

Тема 19. 7 чудес света.

Каждое государство, начиная с древнейших, внесло свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Памятников, признанных уникальными, становится всё больше. Познакомимся с самыми первыми чудесами (Родосский колосс, маяк на острове Фарос, мавзолей в Галикарнасе, висячие сады Семирамиды), узнаем, какие сооружения современности можно отнести к этой категории культурных объектов (статуя Свободы, Московский Кремль, Стоунхендж, Эйфелева башня, Великая китайская стена). Дискуссия «Добавим?»

Тема 20. След в истории.

Интерактивная викторина «Наследие Древней Греции». Изготовление стенгазеты по результатам викторины «Спасибо, греки!»

Тема 21. Рабство в Древнем Риме.

Решение проблемных ситуаций по командам.

Тема 22. Религия Древнего Рима.

Рисунки по мифологическим сюжетам.

Тема 23. Аве, Цезарь!

Конкурс ораторов. История жизни великого полководца, императора. Оценка личности Цезаря.

Тема 24. Город на семи холмах.

Интерактивная экскурсия по Риму. Составление экскурсионной программы для путешественников.

Тема 25. Гладиаторский бой.

Брейн-ринг по истории Древнего Рима.

Тема 26. Интерактивная викторина по истории древнего мира.

Индивидуальное первенство на лучшего знатока истории Древнего мира.

Тема 27. Цивилизации индейцев Америки.

Затерянное королевство майя. История изучения городов майя. Культура-загадка. У истоков великой цивилизации. Классический период: шесть веков прогресса. Закат великой цивилизации майя. Ацтеки – «римляне» Нового Света. От Астлана до «Тройственной лиги». Рождение «империи». Город Теночтитлан. Великий Монтесума. Просмотр документального фильма. Ищем ответ на вопрос: «Почему погибли великие цивилизации?»

Тема 28. В экспедицию вместе с археологами.

Интерактивная игра с использованием краеведческой литературы и карты Республики Коми.

Тема 29. Древнерусские города.

История возникновения. Самые древние города. Устройство древнерусского города на примере Киева. Население, быт и обычаи горожан. Рисунки по теме.

Тема 30. Русская изба.

Строительные ритуалы. Убранство и устройство. Предания, связанные с домом. Виртуальная экскурсия.

Тема 31. Русские богатыри.

Былины- источники наших знаний о богатырях. Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и их подвиги. След богатырей в русской истории (самолёты, пароходы). Викторина.

Тема 32. Обычаи и традиции славян.

Свадебный и погребальный обряды. Славянские праздники (Масленица, Купала, Перунов день, Красная горка, Лельник, Родоница). Подготовка праздника Масленицы в классах.

Тема 33. Язычество у славян.

Домовые, водяные, лешие, банник, русалки, кикиморы. Решение проблемы: Что осталось нам в наследство от предков?

Тема 34. Лучшие музеи мира.

Музей Эрмитаж, Русский музей в Петербурге, Музей Прадо, Лувр. Виртуальная экскурсия.

Тема 35. Итоговое занятие.

Проводится в форме увлекательной игры «Своя игра» по теме «Знатоки истории».

Предполагаемые результаты курса внеурочной деятельности

« Клуб любителей истории»

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы курса внеурочной деятельности « Клуб любителей истории »

п/п

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо /имеется в наличии(+/кол-во)

1

Нормативные документы, программно-методическое обеспечение

1.1

ФГОС ООО

1

1

1.2

Примерная ООО ООО

1

1

1.3

ООП ООО МОУ «СОШ №15» г. Ухты

1

1

1.4

Примерная программа по истории для 5-9 кл.

1

1

1.5

Методические пособия для учителя

+

+

2

Учебно-методические материалы

2.1

Литература для учителя:

1. Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

2. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

3. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.

4. А.Алексеев, Новокшонов А. По следам исторических загадок. М., МАИК «Наука/Интерпериодика». 2001г.

5. Историки Античности. М., «Правда». 1989 г.

6. Коптев. Н. Земля до и после потопа. Все тайны и загадки мира. М. « Вече». 2005 г.

7. Робер Амблер. Драмы и секреты истории. М. « Прогресс –Академия» 1993г.

8. История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и др. М.: Дрофа, 2000

9. История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.

10. Игры и занимательные задания по истории. М. Дрофа.

2000

11. Шампольон Ж. О египетском иероглифическом алфавите. 
12. Миронов В. Древний Рим.  
13. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.  
14. Аверинцев С. и др. Древние цивилизации. о материальном и духовном вкладе в сокровищницу человеческой культуры древних цивилизаций 
15. Дьяконов И., Неронова В., Свенцицкая И. История древнего мира. 
16. Виппер Р. История древнего мира.  
17. Арский Ф. В стране мифов. — о древнегреческих мифах, легендах и истории Греции 
18. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. 
19. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. 

Литература для учащихся:

1. 100 великих чудес света/ Автор-сост. Н.А.Ионина – М.: Вече, 2009.

2. Вилкинсон Ф. Дайнинг Ж. Мистические места мира. Библейские земли. М., Издательство «Лик пресс». 1998 г.

3. Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М., «Просвещение». 1992 г.

4. Мистические места мира. Библейские земли. Издательство Лик пресс. М.. 1998 г.

5. Можейко И.В. Тайны истории. М., 1987 г.

6. Можейко И.В. 7 из 37. М., 2002 г.

7. Стингл М. Тайны индийских пирамид. М., « Прогресс». 1982 г.

8. Тайны тысячелетий. М. «Вокруг света». 1996 г. Т.3.

9. Я познаю мир. Всемирная история. М., 2002.

10. Власова М. Русские суеверия. С-Пб.: «Азбука». 1998.

11. Семёнова М. Мы- славяне! С-Пб.: «Азбука». 1998.

 12. Рак И. Мифы Древнего Египта. 
13. Кинк Х. Древнеегипетский храм. 
14. Кинк Х. Как строились египетские пирамиды.  
15. Энциклопедия для детей. Том 31. Древние цивилизации. 
16. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. 
17. Энглим С. Войны и сражения. 
18. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. 
19. Шифман И. Цезарь Август. 
20. Ацтеки: империя крови и величия. 
21. Петровский Н., Матвеев В. Египет — сын тысячелетий. — об истории Египта, от фараонов и пирамид, до наших дней 
22. Беккер К. Мифы древнего мира. Всемирная история. 
23. Снодграсс A. История Греции в свете археологии.  
24. Арский Ф. В стране мифов. — о древнегреческих мифах, легендах и истории Греции 
25. Плутарх. Древние обычаи спартанцев. 
26. Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. 
27. Соколов Г. Искусство Древней Эллады. 
28. Соколов Г. Искусство Древнего Рима. 
29. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. 

2.2

Справочные пособия (энциклопедии, справочники по истории)

1. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
2. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. 
3. Энциклопедия истории России. 
4. История России с древнейших времен до конца XVI в.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006 г.

+

+

2.3

Исторические карты в электронном виде

+

+

2.4

ЭОРы по истории

  • История России – федеральный портал История РФ – histrf.ru

  • «История.ру» — всемирная история, история России – istorya.ru

  • История России. Сайт для тех, кто любит историю России – ote4estvo

  • Исторические порталы и исторические сайты в Рунете- links-guide.ruistoricheskieportaly

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов – school-collection.edu.ru

http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль»

http://www.school.edu.ru

http://window.edu.ru

http://militera.lib.ru/

http://weltkrieg.ru/

http://www.rusizn.ru/index.html — Русь изначальная                                                     

http://ancientrome.ru/  -история Древнего Рима                                                                 

http://www.ancienthistory.spb.ru/ — история Древнего мира  

http://rulers.narod.ru —  всемирная история в лицах     

http://greek.kulichki.com/ — знаменитые греки

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm — мифология

http://www.hrono.ru/ — древний мир

http://7wonders.worldstreasure.com/ — чудеса света

http://vm.kemsu.ru/ — первобытное искусство

http://www.foxdesign.ru/legend/index.html — мифология

http://historic.ru/ — всемирная история

http://ellada.spb.ru/ — Древняя Греция

http://mesopotamia.nm.ru/ — Месопотамия

http://posysaev1.narod.ru/crossvord/crosv.htm — кроссворды

http://www.roman-glory.com — римская армия

http://historiwars.narod.ru/ — история войн

http://xlegio.ru/ — боевая техника древности

+

+

3

DVD (фильмы) по содержанию учебного предмета

+

+

4

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства

4.1

Компьютер стационарный с выходом в Интернет

1

1

4.2

Мультимедийный проектор

1

1

4.3

Принтер лазерный

1

1

5

Оборудование (мебель)

5.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

1

2

5.2

Стол компьютерный

1

1

5.3

Ученический стол 2-х местный

15

15

5.4

Стул

30

30

5.5

Тумба

1

1

5.6

Шкаф книжный

1

1

infourok.ru

Рабочая программа по истории (5 класс) на тему: Рабочая программа по внеурочной деятельности по истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«кружок любителей истории»

для 5 класса

на 2014-2015 учебный год

РП  2014 (04)

Стр.  из

 Принято

Педагогическим советом

Протокол № 1

от  «28» сентября 2014 г.

                                                                       

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Клуб любителей истории»

для 5 — классов

на 2014-2015 учебный год

РП  2014 (04)

Составитель

Харисова Р.Х.,

учитель высшей квалификационной  категории

Согласовано                                      

Заместитель директора по ВР

____________________________

от  «27»  сентября 2014 г.

                                                                       

         

                                                      Новокузнецк

2014

                                                                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка_________________________________________3
  1. Учебный план____________________________________6
  1. Учебно-тематический план_________________________7
  1. Методическое обеспечение программы_______________10
  1. Список      литературы_____________________________11
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Клуб любителей истории»

составлена на основе программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. «История

России с древнейших времен до конца 16 в.», М. Просвещение, 2011

Актуальность  программы обусловлена тем, что история является одним из ведущих гуманитарных  предметов в системе школьного образования. История России имеет огромное значение для формирования гражданской позиции юного гражданина РФ, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без нее не возможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном мире.

Анализ результатов современного школьного  образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладевание историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов. На занятиях «клуба любителей истории» ,  предполагается использование разнообразных форм работы таких как;  диспут, беседа, викторина, конкурс, составление  кроссворда, экскурсии. Эти формы работы помогут  более глубокому и вдумчивому пониманию истории Отечества.

Описание  места курса в плане внеурочной деятельности.

В соответствии с планомМНБОУ «Лицей №76» на 2014-2015 учебный год программа курса «Клуб  любителей истории» реализуется в 5- х классов по 1 часу в неделю, на 35 часов в год

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

В процессе познания истории школьники знакомятся с общечеловеческими ценностями:

— ценностью жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и природе;

— ценностью добра – направленность на развитие и сохранение жизни через милосердие и сострадание как проявление любви;

— ценностью свободы, чести и достоинства как основой современных принципов и правил межличностных отношений;

— ценностью гражданственности — познание себя как члена общества, народа,  — ценностью патриотизма — любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей;

— ценностью человечества — осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса  которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Таким образом, данный курс имеет ценностно-ориентированноеи общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоиндефикации подростков.

Паспорт  рабочей программы

Наименование программы

Клуб  любителей истории

Годовой объем

рабочей программы

30 часов

Количество учебных часов в неделю по учебному плану

1 раз в неделю

Цель рабочей программы

 Развитие познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории

Задачи рабочей программы

Обучающие:

-восполнить пробел знаний по истории России

— показать особенности исторического развития Отечества

Воспитательные:

— воспитать любовь к своей родине

— обогащать нравственный опыт учащихся

-формировать навыки правильного поведения в социальной сфере

Развивающие:

— развивать умения пользоваться научно-художественной и энциклопедической литературой, исторической картой;

— развивать навыки самостоятельной работы

Прогнозируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Предметные: 

— Знать и уметь работать с хронологией, историческими фактами, историческими источниками в т.ч. картографическими;

— Проводить поиск необходимой информации;

—  Описывать исторические события, участников, объекты;

  1. Метапредметные: 

— Сознательно организовывать свою учебную и общественную деятельность;

— Уметь работать с информацией, используя  источники; — Способность решать творческие задачи в сотрудничестве и представлять их результаты в различных формах

3. Личностные: 

— Осознавать свою идентичность как гражданина страны; — — Понимать  культурное  многообразие мира;

— Уважать  культуру своего и других народов.

Прогнозируемый воспитательный  результат

-формировать  и развить  личностное  отношение к историческим и культурным ценностям  России;

— осознавать  личную  сопричастность к истории России, гордость  за ее достижения;

— проявлять  активную жизненную  позицию

Особенности реализации рабочей программы

Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных типов заданий:

— работа с документом;

— работа с картой и графическим материалом;

— решение кроссвордов;

— устные сообщения учеников;

— диспуты, дискуссии;

— создают презентации

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Раздел программы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Что изучает история Отечества

7

1,5

5,5

Перезентация генеалогического древа

2

Древняя Русь

10

2,5

7,5

Презентация учащихся «Великие князья»

3

Культура Древней Руси

5

0,5

4,5

Презентация моделей средневековой одежды

4

Московская Русь

7

3

4

Защита проекта «Экскурсия по Московскому Кремлю»

5

Родной край в Древности

5

5

Познавательная викторина «знатоки истории»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Что изучает история Отечества

Кол-во

часов

7

Цель

темы

 Дать учащимся  общее представление о том, что изучает история, познакомить с периодизацией мировой истории; раскрыть сущность понятий «историческое время» и «исторические источники». Познакомить с причинами возникновения прозвищь у исторических лиц, уметь составлять генеологическое древо.

Темы lдля  изучения

№ занятия,

дата

проведения

Наименование темы занятия

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности , формы занятий

1

2

3

4

1

Что такое история

История

Участвуют в игре-путешествии: «История человечества»

2

Исторические источники

Исторические источники

Час общения

3

Лента времени

Счет лет в истории

 Решают исторические задачи на определение времени: до нашей эры (до н.э.) и нашей эры

4

Как появились прозвища исторических личностей

прозвища исторических личностей

Анализируют, что означают  прозвища  исторических деятелей. России, слушают  товарищей, участвуют в диспуте

5 — 6

Генеалогическое древо

Генеалогичекское древо

Составляют родословную, генеалогическое древо своей семьи.

7

Итоговое занятие по разделу

Презентация:  генеалогическое древо семьи.

Тема

Древняя Русь

Кол-во

часов

10

Цель

темы

Познакомить с предисторией восточных славян, предпосылками и причинами образования Древнерусского государства; особенностями политической структуры, экономики, внешней политики, историческим и культурным наследием Древней Руси

8/1

 

Восточные славяне

Славяне, восточные славяне

Совершают  виртуальную экскурсию

Работают с исторической картой

9/2 — 10/3

Первые киевские князья

полюдье, государство, урок, погост

Составляют презентацию о деятельности первых русских князьях.  

11/4

 

Путешествие в Древний Новгород

Посадник, архиепископ, тысяцкий, новгородское вече

Экскурсия по древнему Новгороду

12/5

 

 

Владимиро -Суздальское княжество

Князь

Работают с документом. Выступают с сообщениями

13/6 — 14/7-

Батыево  нашествие

курултай, фураж, нойон

Изучают  историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.,

 15/8

 

 

Борьба со шведскими и немецкими захватчиками

Крестоносцы, дружина, ополчение, боевой порядок «свинья»

Клуб общения

16/9

 

 

Александр Невский

Кинолекторий: Александра Невского.

Обсуждение – диспут: роль личности в истории.

17/10

Итоговое занятие по разделу

Составление   тематического кроссворда

     Тема

Культура Древней Руси

Кол-во

часов

5

Цель

темы

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде) и древнерусской живописи, устного народного творчества, одежды.

18/1

 

Средневековая архитектура

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Составляют кроссовод.

19/2

 

Былинные герои Древней Руси

Игра — путешествие

20/3 -21/4

 

Как одевались в Древней Руси

Описывают жизнь и быт в Древней Руси.

Делают рисунки одежды  того времени.

22/5

 

Итоговое занятие

Презентация моделей средневековой одежды

   Тема

Московская Русь

Кол-во

часов

7

Цель

темы

 Раскрыть причины возвышения Москвы и объединения Руси вокруг Москвы, особенности политики московских князей.  Познакомить учащихся с развитием культуры в ХΙҮ-ХҮΙ вв,

23/1

Возвышение Москвы

Боярская дума, самодержавие, политическая

Исследование

24/2

Куликовская битва

Темник, хан, князь, рать

Диспут;   роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в истории страны

25/3

Иван III- «государь всея Руси»

, «Москва – Третий Рим»,

Составляют  характеристику Ивана ΙΙΙ. Устные сообщения

26/4

 

 

Андрей Рублев

Троица

Кинолекторий.

 Обсуждение

27/5-28/6

 

Московский кремль

Работают  над проектом «Экскурсия по Кремлю»

29/7

Итоговое занятие по разделу

Викторина:  Дреняя Русь.

   Тема

Родной край в древности

Кол-во

часов

5

Цель

темы

Познакомить учащихся с историей родого края

30/1- 33/4

 

Родной край в древности

Экскурсия в краеведческий музей

Называют   основные события из истории родного края

34/5 —

35/6

 

Итоговое занятие

Анкетирование, подготовка к викторине, познавательная викторина «Знатоки истории»

 

 Обеспеченность программы методическими видами продукции

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, сбор материалов (фотографии, работа с литературой), работа с источниками интернет-сайтов встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе исполбзуются : книги, брощюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы .

Список литературы

1.  МитрофановК.Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории /К.Г.Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

2. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М., 2010

4. История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.

5. Я познаю мир: Дет.  энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ», 1995. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М. : Просвещение, 1993.

6. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод. разработок (под ред. Е.Н. Степанова)

Электронные пособия и ресурсы:

1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007

2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.

3. Православная икона: крупнейшёё собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

Ресурсы Интернет:

http://www.school.edu.ru

http://window.edu.ru

http://standart.edu.ru

nsportal.ru

ПРограмма внеурочной деятельности 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»

Красногвардейского района Республики Крым

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор __________ /А.А. Мехоношина/

__________ /Т.А. Рогозянская/ Приказ № 280 от 31.08.2015 г.

от 25.08. 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для 5-х классов

«Тайны древних цивилизаций»

Составитель:

учитель истории

Буконкина Е.Н.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей общественно-научной

и естественно-научной области

Протокол № 01 от «20». 08. 2015 г. 2015год

Руководитель МО ___________ /И.М.Васильева/

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «история» «Загадки древних цивилизаций» составлена как дополнение к основной рабочей программе по истории «Древнего мира» в 5-м классе на основе образовательной линии программы А.А.Вигасина, Г.И.Годер, «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006г. и учебника:

История Древнего мира. 5 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014 г из расчета проведения занятия 1раз в неделю, 35 часов в год.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

В 2015/2016 учебном году в средней школе общеобразовательных организаций Республики Крым реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Преподавание определяется следующими нормативными документами с учетом данных методических рекомендаций:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600

(Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  9. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  10. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-изд. — М.: Просвещение, 2009.

  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

  13. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15.

  14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.:

Просвещение, 2011. (6-11 классы).

17. Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015-2016 учебный год.

Целью программы является углубление и расширение исторических знаний и компетенций учащихся.

Задачи программы:

  1. Расширить знания учащихся о древних цивилизациях.

  2. Способствовать увеличению интереса к изучению истории.

  3. Формировать практические исторические знания.

  4. Уметь применять исторические компетенции в отношении себя и окружающих.

Внеурочная деятельность проводится после уроков, поэтому должна сочетать в себе занимательность, а также интеллектуальный отдых. Применяемые технологии связаны с усталостью детей после уроков и возрастными особенностями:

  1. Урок-игра.

  2. Урок-исследование.

  3. Практическое занятие.

  4. Информационные технологии.

  5. Урок-брейн-ринг.

  6. Урок-загадка.

Используется как виды контроля метод дискуссии, бесед и разгадывание исторических загадок и кроссвордов.

Программа составлена самостоятельно.

Программа составлена в качестве дополнения к программе А.А.Вигасина, Г.И.Годер, «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006г. и расширяет знания о наиболее интересных событиях истории Древнего мира: происхождение человека, истории древних цивилизаций Египта, Китая и Индии, ключевые моменты древнегреческой цивилизации, достижения римской культуры.

В обучении используются современные методы: дискуссии, презентации творческих заданий, исторических практических работ.

Данная деятельность связана логическими связями с русской литературой, археологией, нумизматикой, искусством и др.

Данный курс относится к социально-гуманитарной области, изучается впервые в этом учебном году и реализуется

За счет вариативной части учебного плана из расчета 35 часов в год, 1час в неделю.

После изучения курса учащиеся смогут:

более ясно и четко представлять ход исторического процесса;

многообразие точек зрения на события истории;

узнают основы археологии;

получат исследовательские навыки;

смогут составлять описание предметов по найденным остаткам;

решать логические исторические задачи.

1.Введение в курс (4 часа)

2.Загадки древних цивилизаций: Междуречье, Египет , Индия, Китай(4 часа)

3.Древняя Греция (7 часов)

4. Древний Рим (10 часов)

5.Иудея под властью Рима (3 часа)

6.Начало Византийской империи (3 часа)

7.Конференция (1 час)

8.Резерв учителя (3 часа)

Всего 35 часов

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Практическая часть

1

Введение

3

1

2

Загадки древних цивилизаций: Междуречье, Египет, Индия, Китай.

4

3

Древняя Греция

7

4

Древний Рим

10

5

Иудея под властью Рима

3

6

Начало Византийской империи

2

1

7

Конференция

1

8

Резерв учителя

3

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-го класса на 2015 – 2016 учебный год составлено на 33 часов. Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, всего 35 часов в год на изучение.

В рабочую программу по предмету «Обществознание» в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год, утвержденным приказом от 31.08.2015 года № 276 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год», Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году», а также Законом Республики Крым от 24 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с внесенными изменениями Законом Республики Крым от 03 марта 2015 года № 80-ЗРК/2015) внесены следующие изменения: вместо рассчитанных 35 часов календарно-тематическое планирование составлено на 33часа(убрано2 часа за счет резерва).

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Практическая часть

Примечания (оборудование)

план

факт

Введение (4часа)

1

07.09

Исторические науки: нумизматика, геральдика

2

14.09

Знакомство с археологией. Находки и их анализ.

Черепки керамики

3

21.09

3 гипотезы происхождения человека.

Бюсты древних людей

4

28.09

Практическое занятие по добыванию огня,сооружения хижины, изготовления рубила.

1

Загадки древних цивилизаций: Междуречье, Египет,Индия,Китай (4 часа)

5

05.10

Междуречье:мифы и действительность

6

12.10

Египет: жизнь и быт египтян по историческим источникам.

7

19.10

Индия: загадки цивилизации

8

02.11

Китай: достижения и изобретения китайцев.

Древняя Греция (7 часов)

9

09.11

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник.

10

16.11

Анализ поэм: причины гибели Трои

11

23.11

Анализ поэм: образ Одиссея как древнего героя.

12

30.11

Греческие мифы как исторический источник.

13

07.12

Достижения греческой культуры: скульптура, архитектура.

14

14.12

Греческий театр: пьесы Софокла «Антигона» и «Эдип».

15

21.12

Из истории Олимпийских игр.

Решение заданий и тестов из книги «Олим.движение»

Древний Рим (10 часов)

16

11.01

Основание Рима: легенды и источники.

17

18.01

Воспитание римского патриотизма:Луций Сцевола, братья Горации, Юний Брут.

18

25.01

Борьба с Карфагеном. Ганнибал. Начало римских завоеваний.

19

01.02

Восстание Спартака, анализ черт его личности.

20

08.02

Устройство римской армии.

21

15.02

Юлий Цезарь:харизма личности и его роль в истории.

22

22.02

История любви Клеопатры.

23

29.02

Расцвет Рима при Октавиане, его личные качества. Поэты Вергилий, Овидий.

24

07.03

Римская колония Херсонес.

25

14.03

Вклад римлян в мировую историю.Причины гибели империи.

Иудея под властью Рима (3 часа)

26

21.03

Иудея под властью Рима. Начало христианства.

27

04.04

Преследования христиан в империи.

28

11.04

Иудейская война.

Начало Византийской империи. (3 часа)

29

18.04

Начало Византии: император Константин и его мать Елена.

30

25.04

Борьба империи с варварами.

31

16.05

Христианство — государственная религия империи.

1

Экскурсия в храм

32

23.05

Конференция учащихся.

33

30.05

Резерв учителя

Оценивание курса вербальное: словесное поощрение за достижения учащихся.

История Древнего мира. 5 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014 г

Древняя Греция.-М. Мир книги,2007г.

Кун Н.А. Мифы Древней Греции.-М.Росса,2014г

Пименова И.К.Тайны древних цивилизаций.-Харьков:Веста: « Ранок»,2002г.

.

infourok.ru

Рабочая программа по внеурочке ФГОС 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65 городаТюмени

«Утверждаю»

«Согласовано»

Рассмотрено

заместитель директора по УВР

руководитель МО учителей _______

на заседании М.О.

__________________ 

(______________)

_____________________

(______________)

протокол № ______

«_____»_______2015 г.

«_____»_______2015г.

«_____»_______2015 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир профессий»

Направление развития личности — социальное

Вид внеурочной деятельности – познавательная деятельность

Учитель истории и обществознания Пермякова Н.В

Класс: 5.

Период: 1 год

Всего: 34 часа, 1 час в неделю

Тюмень, 2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе Концепции модернизации дополнительного образования, методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в ОУ, Письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

Актуальность. Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в среднем звене школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Ученики 5 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в классах заключается в проведении профессионального просветительства.

Цели:

1. Расширение представлений о профессиях.

2. Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

3. Формирование добросовестного, положительного отношения к труду.

4. Понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

5. Первоначальный интерес к каким-либо профессиям.

6. Сформировать у школьников нравственные, идейные основы выбора профессии, общественно значимые мотивы трудовой деятельности

Задачи курса

1. Сформировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, основанное на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.

2. Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

3. Разъяснять ученикам общественную значимость различных профессий, их важности и необходимости.

4. Прививать элементарные трудовые навыки.

5. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями.

6. Диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения.

7. Взаимодействовать с семьей школьника.

8. Познакомить с историей некоторых профессий

Формы работы:

1. Беседы о профессиях.

2. Тренинговые и тематические занятия.

3. Конкурсы рисунков.

4. Игры-викторины.

5. Описание профессий.

6. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.

7. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.

8. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

9. Реклама профессий.

10. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.

11. Творческая работа.

Содержание программы:

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии (см. список литературы). Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для 5классов. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

Оформление уголка профессий. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Ведение в личное портфолио учащегося раздела «Мир профессий», в который они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.

Тематическое планирование

Творческая мастерская

1

1

26

Вводное занятие «Как создать проект»

1

1

27

Тренинговое тематическое занятие.

1

1

28

Тренинговое тематическое занятие.

1

1

29

Готовим материал для проекта

1

1

30

Создаем проекты

1

1

31

Защита проектов.

1

1

32

Защита проектов

1

1

33

Подведение итогов. Объявляем победителей.

1

1

34

«Что я узнал о профессиях»

«Кем я хочу стать?»

1

1

Итого

34

17

17

Планируемые результаты прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • расширение кругозора о мире профессий,

  • заинтересованность в развитии своих способностей,

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности

  • способность добывать новую информацию из различных источников.

Итоги занятий:

Итоги будут подведены в форме игры-викторины «Все профессии важны, все профессии нужны!».

Материально-технического обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

— настенная классная  доска для вывешивания демонстрационного материала,

— экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

— демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор)

— вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника)

Библиотечный фонд:

— энциклопедическая и справочная литература,

— научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Список литературы

1. Аленкина О. А. Занятия по профориентации, М., Планета, 2011 г.

2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия, М., Знание, 2009 г.

3. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию, М., Просвещение, 2014 г.

4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже, М., ВАКО, 2013г.

5. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, М., Генезис, 2009 г.

6. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие, М., ВАКО, 2010

infourok.ru

прпограма внеурочной деятельности по истории 5 класс.docx

• создание условий в рамках возможностей образовательного учреждения) для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.
Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей
мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий
дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем
самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления
ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории
повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают
возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности
самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и
аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений:
речевых, хронологических, пространственно­географических и др.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:
 формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *