Презентация увеличительные приборы 5 класс биология – Презентация «Увеличительные приборы» 5 класс
Увеличительные приборы (5 класс) — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Презентация на тему Увеличительные приборы (5 класс)
Слайд 1Увеличительные приборы
Учитель биологии МБОУ школы №16 города Сарова Слюсарева Юлия Сергеевна
Слайд 2Оборудование для научных исследований: увеличительные приборы
Слайд 3Лупа Ручная Штативная
Слайд 4Микроскоп (от греч. «микро»- малый и «скоп»- смотрю).
Оптические микроскопы В основе их «рабочего» материала используется обычный дневной свет. Предел, до которого возможно увеличение составляет около 0,2 мкм. Данные микроскопы способны различать частицы, соизмеримые с длиной световой волны, а максимальное увеличение составляет 2000 крат. В качестве источника света используют или отраженный естественный, или искусственный свет. Подразделяются на подвиды в зависимости от назначения: биологические, металлографические, поляризационные и так далее
Строение клетки кожицы чешуи лука
Слайд 5Электронные микроскопы
Построены по принципу электронной пушки и в качестве «рабочего» элемента в них используются волновые свойства электронов. Максимальная величина увеличения достигает 200 тысяч крат. То есть при помощи данных микроскопов можно разглядеть частицы менее 0,5 нм.
Пыльцевое зерно подорожника. (PETER BOND / SCIENCE PHOTO LIBRARY / BARCROFT MEDIA)
Пыльца маргаритки. (PHILIPPE PSAILA / SCIENCE PHOTO LIBRARY / BARCROFT MEDIA)
Слайд 6Цифровые микроскопы
Это единый комплекс, объединяющий оптическую либо электронно-лучевую системы получения данных (собственно микроскоп), систему кодирования (цифровая камера) и систему обработки данных (компьютер). Этот комплекс, управляемый специализированной программой, быстро и с минимальным вмешательством человека сможет выполнить практически все «стандартные» операции. Особенно важно то, что система может не только мгновенно передавать полученные и обработанные данные в любую точку мира, но и даже сама принимать те или иные решения.
зубной налет (увеличение в 400 раз, ширина рисунка – 10 см) – представляет собой биопленку, образованную колонизирующими бактериями, которые пытаются присоединиться к поверхности зуба.
Слайд 7Рентгеновские микроскопы
Построены на принципе использования X-лучей. Можно увидеть объекты величиной до 2 нм, что является средней величиной между оптическими и электронными микроскопами
Слайд 8Сканирующие зондовые микроскопы
Создают трехмерное изображение изучаемого объекта. Они способны различать частицы порядка 0,1 нм.
СЗМ-скан спор аспергилла, выращенного на чайной культуре на стеклянной подложке
Слайд 9Школьный световой (оптический) микроскоп
Слайд 10Правила работы с микроскопом
1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет. 2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата. 4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования. 5. После работы микроскоп приведите в нерабочее положение и уберите в футляр. Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Рефлексия
Что было для вас новым? Что было для вас интересным? В чем испытывали затруднение?
Слайд 12Сегодня на уроке мы узнали:
1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Какие виды микроскопов существуют. 4. Как устроен микроскоп. 5. Правила работы с микроскопом.
Слайд 14Ресурсы
http://ocenil.ru/photos/teleskop-deepsky-dtf900x114eq7.jpg http://vsestroimdom.com/uploads/binokl_moemu_kapitanu_1_large.502b5c432ef58_.jpg http://i1.rise61.ru/1/814/8132676/795f32/trek-nomer-dla-otslezhivanija-posylki.jpg http://archekon.ru/eisen/imades/mikro.jpg http://rehamed.in.ua/img_tovar/1407382914.jpg http://900igr.net/datas/fizika/Uvelichitelnye-pribory/0014-014-Ruchnaja-lupa.jpg http://900igr.net/datas/fizika/Uvelichitelnye-pribory/0006-006-SHtativnaja-lupa.jpg http://www.blgy.ru/images/biology5/pic115.png http://mikroskope.ru/images/school_micro_6.jpg http://www.mikroskopia.ru/data/files/mikroskopia_ru/mikroskop_2.jpg https://60.img.avito.st/640×480/1752591660.jpg http://enciklopediya-tehniki.ru/images/idoblog/upload/92/1943fullsize989_1231588991_1.jpg http://sdelanounas.ru/images/img/www.aist-nt.com/x400_wp-content_gallery_combiscope_omegascope_trans4.jpg.jpeg http://www.liveinternet.ru/users/4181418/post158432427/ http://www.topic.lt/miru_mir/258949-posmotrite-chto-zhivet-v-vashey-polosti-rta-22-foto.html http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%BB http://mirbiologii.ru/stroenie-kletki-kozhicy-cheshui-luka-laboratornaya-rabota-po-biologii-6-klassa.html http://myblog-bio.blogspot.ru/2011/09/blog-post.html
Урок биологии на тему «Увеличительные приборы» (5 класс)
МОУ «Дудоровская средняя общеобразовательная школа»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ: «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ»
ПО ПРЕДМЕТУ: «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
для учащихся 5-х классов
составила: учитель биологии
Бойкова Л.А.
2013-2014 учебный год
Тема: Увеличительные приборы.
Цели:
Познакомить учащихся с историей открытия увеличительных приборов
Показать роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных
Познакомить учащихся с устройством микроскопа и правилами работы с ним
Развивать память, логическое мышление, речь учащихся, умения анализировать и действовать по инструкции
Воспитывать бережное отношение к приборам, аккуратность в работе и опрятность
Тип урока: Изучение нового материала с поэтапным закреплением.
Оборудование: Учебник природоведения 5 класс, микроскоп (7 шт), лупа (7 шт), микропрепараты «клещ иксодовый»(7 шт), компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала с элементами практики.
— Ребята мы с вами на прошлом уроке изучали с вами организмы их свойства и среды обитания. Скажите:
-Какие организмы вы знаете по размерам? (маленькие и большие, одноклеточные и многоклеточные)
-Можно ли одноклеточные организмы увидеть невооруженным глазом? (правильно нельзя)
-А как можно? (с помощью специальных приборов)
-Кто знает, как они называются и из чего они состоят?
Итак, следовательно, наша тема урока будет называться «Увеличительные приборы» (записываем в тетрадь) Слайд №1-2.
Эпиграфом нашего урока будут служить следующие строки:
— Итак, с чего же мы начнем, мистер Сайрес? – спросил Пенкроф на следующее утро
-С самого начала, — ответил Сайрес Смит.
Жюль Верн
Ты сам, несомненно, признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем… М.В. Ломоносов
Слайд №3
Ребят, о каком самом простом увеличительном приборе вы слышали? (лупа)
Слайд №4-5
Просмотрите видеоролик и скажите, о каком увеличительном приборе идет речь? (микроскоп) Слайд №6
Историческая справка с фотографиями и видеороликом о истории изобретения микроскопа. Слайд №7-11
А вот из каких частей состоит микроскоп. Слайд №12.
(после просмотра слайда дети находят в микроскопе стоящем на столе составляющие части микроскопа)
Но с каждым прибором есть свои правила обращения с ним. Слайд №13-16
А вот так выглядят некоторые объекты под микроскопом. Слайд №17-23
Закрепление.
О каких увеличительных приборах вы узнали на сегодняшнем уроке? (лупа, микроскоп)
Как правильно обращаться с микроскопом?
Давайте попробуем правильно работать с микроскопом. (дети регулируют микроскоп под себя и рассматривают микропрепарат под микроскопом)
Домашнее задание.
Параграф 34, устно вопросы после параграфа. Творческое задание, найти какие увеличительные приборы еще существуют в мире? Слайд №24
infourok.ru
Презентация по биологии «Увеличительные приборы»
УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Лупы: ручная, штативная и контактная
телескоп
бинокль
Стерео очки
Подзорная труба
Словарь
- Микроско́п — лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике.
Микроскопы световые
ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ МИКРОСКОПОВ
Сканирующий зондовый микроскоп
Рентгеновский микроскоп
Ювелирный микроскоп
Бинокулярный
микроскоп
USB
микроскоп
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИКРОСКОПА В ЛИЦАХ
Захария Янсен
Галилео Галилей
Роберт Гук
Антони ван Левенгук
Иван Петрович Кулибин
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ МИКРОСКОПОВ
линза
Циркульный
микроскоп
В.Ф. Глейхема
Микроскоп
Э. Кельпепера .
Карманный микроскоп Дж.Вильсона
Микроскоп
Ф.Эпинуса
Микроскоп
Фишера-Шевалье
Микроскоп С.Москвина
Микроскоп
И.П. Переверзева
Микроскопы 18 века
Строение микроскопа
КАК ВЫГЛЯДЯТ ОБЪЕКТЫ ПОД МИКРОСКОПОМ?
Снежинка под микроскопом
Голова осы под микроскопом
Собачья блоха
Зародыш слона
Зрачок человека
Божья коровка и тля
Правила работы с микроскопом
Удачного дня и хорошего настроения!
videouroki.net
Конспект урока по биологии на тему «Устройство увеличительных приборов» (5 класс)
урок по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс
(в структуре ФГОС )
Разработка учителя биологии МБОУ «Школа №2»
Весновская М.В.
2015 г.
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника, основной общеобразовательной программы, реализуемой в ГБОУ ООШ №2 г. Отрадный Самарской области.
Автор: учитель биологии Весновская М.В
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
Место проведения: кабинет биологии
Дидактические цели:
Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Оборудование для учителя: Ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица
«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Учитель:
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.
Давайте скорее его прочитаем.
Учитель читает письмо.
Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А» класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш астроном из цветочного города
2. Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами астроном? (ответы учащихся).
Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительными приборами , с их устройством и с правилами работы.
Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.
Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока . (учащиеся самостоятельно пытаются записать тему) (Слайд1)
Какие увеличительные приборы вы знаете? Для чего их применяют?
( Слайд 2, 3, 4) Многообразие приборов
Предложите свои варианты, что нам поможет больше узнать больше об увеличительных приборах?
Составим план:
Историческая справка
Устройство лупы
Устройство микроскопа
Во время урока мы с вами будем исследователями.
Начнем урок с исторической справки ( Слайд 5)
Ученик подготовил сообщение о Захарии Янсен.( Слайд 6) Учитель просит класс найти на стр. 34 и 39 учебника какое открытие сделал Роберт Гук и Антони ван Левенгук ( Слайд 7, 8)
Познакомимся с устройством лупы.( Слайд 9) На стр.30 текста учебника найдите из чего состоит лупа? На предметном стекле найдите мякоть томата и яблока? Что характерно для их строения? Рассмотрите кусочки мякоти под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь. Что можно рассмотреть с помощью лупы?
Для изучения внутреннего строения клеток пользуются микроскопом. Что обозначает слово микроскоп? ( Слайд 10)
Итак, читаем название части микроскопа под номером ( работа в паре)1. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится объектив у выданного вам микроскопа? Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет».
Читаем название части микроскопа под номером 2. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится окуляр у выданного вам микроскопа? Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.
Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.
Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?
Читаем название части микроскопа под номером 5. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится предметный столик у выданного вам микроскопа? На предметный столик мы кладем препараты ( от лат. «препаратус»-«приготовленный») или их еще называют микропрепараты. На следующем уроке вы сделаете еще шаг вперед: попробуете своими руками приготовить препарат для рассматривания под микроскопом. Чаще же при изучении живых объектов пользуются готовыми препаратами, которые хранятся в лаборатории много лет.
Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.
Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.
Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.
Продолжение темы
Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.
Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
увеличение окуляра x увеличение объектива =
Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.
Учитель прикрепляет табличку «Увеличение микроскопа: увеличение окуляра x увеличение объектива =».
Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.
Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.
Продолжение лабораторной работы.
Учитель:
А теперь научимся работать с микроскопом.
Правила работы на стр. 31 в учебнике
Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
8. Учитель:
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
Учащиеся разгадывают кроссворды на листочках, один ученик- у доски.
По горизонтали:
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
Служит для крепления тубуса и предметного столика.
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
Зрительная трубка.
То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
Увеличительный прибор.
Помогает направить свет.
Служит для размещения на нем объекта исследования.
Поднимает и опускает зрительную трубку.
Проверка .
А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, поставьте «5.»
Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, поставьте « 4.»
Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, поставьте «3».
Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.
Задание: выберите верное утверждение .(Слайд)
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
(Курсивом выделены верные ответы).
Проверка.
А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.
Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим . Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.
Учитель:
Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)
Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся)
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 6,выучить устройство увеличительных приборов подготовиться к лабораторной работе
Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск формулирования темы урока.
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса
Прослушивают и анализируют исторический факт.
Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Сотрудничество с учителем
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих тетрадях
Сопоставление известного с тем, что еще не известно.
2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.
Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации
Работа учащихся Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию .
Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Анализ дополнительной информации
Планируют учебное сотрудничество с учителем
Осуществление совместной познавательной деятельности в паре
Преобразуют информацию
Умение преобразовать информацию
3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта
Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий.
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации комментирует и направляет деятельность учащихся.
Работа учащихся
1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих тетрадях с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33.
2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих тетрадях с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32.
Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33.
Проверяют выполнение задания с опорой на слайды презентации.
Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».
Синтез о значимости каждой из частей микроскопа.
Работа и консультации в парах.
Осуществление совместной познавательной деятельности в паре и в сотрудничестве с учителем.
Проводят самооценку своим действиям.
Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих тетрадях на печатной основе, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
4. Первичное закрепление
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе с лупой и микроскопом и формирование умений его применять.
Релаксация.
5. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,
обеспечение их коррекции.
6. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.
Консультирует работу учащихся
Проводит упражнения по релаксации
Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора»
Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе.
Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку .
Работа учащихся
Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора»
Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив»,
«окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».
Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.
Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия.
Работа и консультация в парах.
Работа и консультация в парах.
Индивидуальная работа в РК.
Диалог с учителем и обучающимися
Осуществление совместной познавательной деятельности
Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций.
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Проводят самооценку своим действиям.
Проводят самооценку своим действиям.
Проводят самооценку полученным знаниям и умениям.
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных
критериев.
Осознание уровня качества сформированных знаний
7.Рефлексия
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?
Диалог с учителем и обучающимися
8. Домашнее задание
Консультирует и объясняет д/з п.6, подготовиться к лабораторной работе.
Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з
infourok.ru
Разработка урока по биологии 5 класс»Увеличительные приборы»
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
Место проведения: кабинет биологии
Дидактические цели(для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым учащимся по теме урока.
Цель(для учащихся): сформирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, метод самостоятельного решения расчетных задач, практический.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Оборудование для учителя: ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: световой микроскоп, готовый микропрепарат, индивидуальные рабочие листы, учебник.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение ключевых понятий: объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик, зеркало; самостоятельное формулирование цели, выдвижение предложений на поставленную проблему.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре.
РегулятивныеУУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще неизвестно, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Описание хода урока
Название этапов урока, их содержание
Конспект
1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения
предполагает осознанное вхождения учащегося в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
7.Включение в систему знаний повторения.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изученного ранее материала
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.
Учитель:
Прозвенел уже звонок .Встаньте ровно и красиво. Сядьте тихо и начнем урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я всех вас рада видеть.
Учитель: На уроках биологии мы говорим о том, жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в четыре царства. Назовите царства живой природы.
Учащиеся называют царства: растения, животные, грибы, бактерии.
Учитель: Как вы думаете, представители какого царства имеют самые микроскопичные размеры?
Учащиеся отвечают: царство бактерии
Учитель: Как вы думаете, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать строение ?
Учащиеся предполагают: микроскоп, лупа (Слайд)
Учитель: Ребята, вы уже наверное догадались, какая тема урока?
(ответы учащихся).
Учитель: Правильно (дополняет, обобщает)- Устройство увеличительных приборов.(предлагает записать тему урока в рабочий лист). (Слайд)
Учитель: А теперь оцените себя: если вы самостоятельно сформулировали тему урока, закрасьте кружок красным .Если вы не смогли сформулировать тему урока, но понимаете ее, закрасьте кружок зеленым .Если вы не поняли тему урока закрасьте кружок синим.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на уроке, чему вы научитесь?
Учащиеся предполагают : знать устройство увеличительных приборов, правила работы, уметь применить правила.
Учитель: Ребята, как надо поработать, чтобы достичь цели урока?(ответы учащихся учитель фиксирует на доске).
Учитель: Удивительную история изобретения микроскопа нам откроют Мучкинов Руслан и Филенко Феликс(Слайд)
(информационный проект учащихся)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.
Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.
Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Учитель : Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.
Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. (Слайд)
Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» стр17-18
На слайде появляется изображение микроскопа с обозначением его части, учитель предлагает учащимся найти обозначение этой части в учебнике, назвать эту часть и записать обозначение в рабочий лист.
(учащиеся выполняют)
Учитель: Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.
Итак, мы с вами познакомились с устройством светового микроскопа.
Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.
Учитель: Найдите в учебнике, как подсчитать увеличение микроскопа.
Учащиеся находят, отвечают :Увеличение окуляра x увеличение объектива
Учитель проводит проверку фронтально ,предлагает учащимся оценить себя, зафиксировав результат в рабочих листах
Учитель: Если вы поняли как высчитать увеличение микроскопа и не сделали ошибки при подсчете, закрасьте кружок красным. Если вы поняли как высчитать увеличение микроскопа , допустили ошибку при подсчете но исправили ее, закрасьте кружок зеленым . Если вы не поняли как высчитать увеличение микроскопа закрасьте кружок синим.
Продолжение лабораторной работы.
Учитель:
А теперь научимся работать с микроскопом.
Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.18 мы будем читать правила работы с микроскопом. Одни из вас читают правила, другие сразу делают так, как это правило советует. После того, как одни из вас проделают последовательно все операции, передают микроскопы соседям, а сами читают правила. Рассматривать мы будем готовый препарат.
Учитель: Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.
Задание: Выберите верное утверждение и обозначьте его в рабочих листах:
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
(Курсивом выделены верные ответы).
(учащиеся выполняют)
Учитель: А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок зеленым . Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок синим.
Учитель: Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Необходимо правильно определить части микроскопа.
Учитель: Пришло время подвести итоги нашего урока.
Какая была цель нашего урока? Что вы теперь знаете? Что умеете? Что больше всего запомнилось на уроке?
(учащиеся отвечают)
Учитель: Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Если у вас все кружки красные –оценка 5; если есть зеленые- оценка 4; если два и более синие- оценка 3.
(учащиеся оценивают себя)
Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку. (В начале урока учащимся раздаются листочки разного цвета. В конце урока учащиеся прикрепляют листочки соответствующие настроению на изображение дерева(нарисовано и вырезано из ватмона): красные- чувствуют себя хорошо, комфортно, на уроке все понятно; зеленые- настроение хорошее, но не все получилось; синие- настроение плохое, на уроке было неинтересно.)
Учащиеся выбирают листок, соответствующий настроению подходят к дереву и прикрепляют его к дереву чувств.
Учитель: Урок подошел к концу, запишите домашнее задание :
Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.
Стр.15-18
Дополнительно (проект): Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?
infourok.ru
Устройство увеличительных приборов. 5-й класс
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (16 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Урок входит в состав раздела “Клеточное строение организма”. Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации “ Об образовании”, Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса “ Биология. Бактерии, грибы, растения” под редакцией В. В. Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией профессора В.В. Пасечника “Биология. 5-6 классы”. Москва “Просвещение”, 2012.
Класс: 5.
Место проведения: кабинет биологии.
Дидактические цели (для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым учащимся по теме урока.
Цель (для учащихся): формирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
- Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
- Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, метод самостоятельного решения расчетных задач, практический.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний. Применение их на практике в ходе выполнения лабораторной работы.
Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: лупа, световой микроскоп, готовый микропрепарат, учебник.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД: определение ключевых понятий: объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик, зеркало; самостоятельное формулирование цели, выдвижение предложений на поставленную проблему.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре.
- Регулятивные УУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, умение преобразовать информацию из одного вида в другой.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами начнём изучать удивительный невидимый привычным глазом мир.
2. Актуализация знаний. Вы знаете, что в природе выделяют царства. Назовите, пожалуйста, эти царства?
Ответы детей: Царства Бактерий, Грибов, Растений, Животных и Вирусов.
Вопрос учителя: организмы каких-то Царств вы можете увидеть невооружённым глазом, а каких-то нет. Кого мы не видим, но знаем, что они существуют?
Ответы детей: бактерии и вирусы.
Учитель: Правильно, а ещё мы не можем увидеть некоторых очень маленьких одноклеточных животных, растений и грибов без увеличительных приборов. Тема сегодняшнего урока: устройство увеличительных приборов (слайд 1).
Этот урок будет интересным тем, что знания, которые вы получите на уроке, сразу же сможете применить практически! (слайд 2).
В конце урока вы должны будете знать устройство лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Уметь: работать с лупой и микроскопом (слайд 3).
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Итак, мы приступаем к лабораторной работе (слайд 4). Поскольку это первая ваша лабораторная работа, то я обращаю ваше внимание на то, что сначала мы записываем в тетрадь название лабораторной работы “Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними”. В каждой работе указывается цель лабораторной работы:
- изучить устройство лупы и микроскопа,
- познакомиться с правилами работы с микроскопом.
Мы будем с вами выполнять работу по этапам (слайд 5).
Этапы работы:
- Знакомство с устройством лупы.
- Знакомство с устройством микроскопа.
- Изучение правил работы с микроскопом (настройка).
- Рассматривание препаратов под световым микроскопом.
- Проверочный тест.
(Слайд 6) начинаем знакомство с самого простого увеличительного прибора, с которым вы, может быть, уже встречались – это лупа. Глядя в лупу. Мы сможем увидеть живые организмы, увеличенные от 2 до 20 раз.
(Слайд 7) у вас на партах лежат лупы, давайте рассмотрим части лупы.
Правила работы с лупой очень простые: Берём за ручку и приближаем к предмету до чёткого его видения (слайд 8).
(Слайд 9). Теперь, зная строение лупы и правила работы с ней, выполните задание: Возьмите лупу и рассмотрите текст в учебнике.
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие объекты можно рассмотреть, если вы учёный – биолог.
Предположительные ответы детей: маленьких насекомых, цветы.
(Клик). Действительно, вы правы, с помощью лупы вы, как юные исследователи, можете более подробно рассмотреть мелких животных и растения.
(Слайд 10). А теперь мы приступаем к знакомству с микроскопом.
Микроскоп в переводе с греческого языка — маленький и смотрю — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.
(Слайд 11). На самом деле очень трудно назвать первого изобретателя микроскопа, потому, что в 16 веке очень многие увлекались шлифовкой стёкол. В 1595 году Захариус Йансен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов. Роберт Гук с помощью усовершенствованного им микроскопа наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки бузины. Он же и предложил термин “клетка” в 1665 году.
(Клик). На слайде вы видите микроскоп Роберта Гука и клетки такими, какими он их впервые увидел.
(Слайд 12 и 13). Время приступить к изучению устройства микроскопа. Наш школьный микроскоп состоит из механической и оптической части.
(Слайд 14 и 15). Для того, чтобы узнать увеличение микроскопа, надо число на окуляре умножить на число на объективе.
Слайд 16. Итак, произведение двух чисел покажет увеличение микроскопа.
Слайд 17. Ребята, приступаем к изучению правил работы с микроскопом. Очень важно, что работаем мы сидя за своей партой. Нужно поставить микроскоп на середину парты, штативом к себе. Обратите внимание, что во время работы его сдвигать НЕЛЬЗЯ! Посмотрите на слайд и найдите ошибку на рисунке. Ответ детей: ставим штативом к себе.
Слайд 18. Молодцы! Продолжаем знакомство с правилами работы с микроскопом. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения.
Слайд 19. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.
Слайд 20. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм. Подумайте, почему нельзя опускать винт, глядя в окуляр? Ответ детей: можно раздавить предметное стекло.
Слайд 21. Перед вами микроскоп, подготовьте его к работе, соблюдая все правила техники безопасности при работе с микроскопом. Мы приступаем к самому интересному: рассматриванию микропрепаратов под световым микроскопом.
Положите готовый микропрепарат кожицы лука на предметный столик под зажимы.
Рассмотрите микропрепарат. Что вы увидели? Ответ детей: клетки.
Приступаем к проверочному тесту. Слайды 23-31.
Слайд 32. Домашнее задание: Вопросы после параграфа 6.
Спасибо за внимание!
Литература
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.
18.11.2015
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai