Презентация к уроку литературы в 5 классе устное народное творчество – Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Устное народное творчество»
Презентация к уроку Устное народное творчество, 5 класс
Презентация к уроку литературы
в 5-ом классе подготовлена учителем русского языка и литературы Цупиковой Н.В.
Фольклор —
народное творчество
англ. folk – народ,
lore – мудрость, знание
совокупность обычаев, обрядов,
песен и других явлений народного быта
Колыбельная песня
Пестушка
Потешка
Прибаутка
Закличка
Приговорка
Считалка
Скороговорка
Загадка
песня, которой убаюкивают ребенка .
- Представляется будущее младенца;
- ребенку обещают счастье и богатство;
- навевают ребенку крепкий спокойный сон;
- пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения.
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.
короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей,
которые пестуют младенца.
- Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
песенка-приговорка,
сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
- Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Кого били?
- Машку.
стихотворение, похожее на короткую сказку,
которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
- Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На кол сидела, в стороны глядела,
Головой вертела.
короткое стихотворение,
которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
— Весна красна! На чем пришла?
- На сошечке, на бороночке!
- На овсяном снопочку,
- На ржаном колосочку!
- Иди, дождик, дождичек,
- Пробуравь землицу,
- Дай нам водицу!
коротенькое стихотворение,
которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
- От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.
- Во время купания ныряют на последних словах приговорки.
- С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне стальной.
короткий стишок,
с помощью которого определяют, кто в игре водит.
- Считалки-числовики:
Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.
- Считалки-заменки.
Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
- Кто возьмени?
- Кто возьмени?
- Заумные считалки.
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.
стихотворение, в котором специально собраны
труднопроизносимые слова.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за рук грека цап.
выражение, которое нуждается в разгадке.
- Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.
- Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
- Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.
2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.
1. Определите малый жанр фольклора:
Уж ты, котичка-коток,
Котик – серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Прибаутка
Пестушка
Колыбельная
песня
Потешка
Поиграем!
2. Определите малый жанр фольклора:
Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматзус,
Бакс.
Скороговорка
Считалка
Закличка
Прибаутка
Поиграем!
3. Определите малый жанр фольклора:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
Считалка
Приговорка
Загадка
Скороговорка
Поиграем!
4. Определите малый жанр фольклора:
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке –
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
Потешка
Прибаутка
Считалка
Скороговорка
Поиграем!
5. Определите малый жанр фольклора:
Красные лапки,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.
Считалка
Приговорка
Прибаутка
Загадка
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
А.М. Горький
Спасибо
за
внимание!
kopilkaurokov.ru
Урок литературы 5 класс «Устное народное творчество. Малые жанры»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ОМАРОВА МАГОМЕДА ОМАРОВИЧА
Урок русской литературы в 5 классе
Учителя русского языка
и литературы
МБОУ «сош № 6»
г.Каспийска
Дукиной В.В.
Тема урока: Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Цели урока:
обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл
пословиц и поговорок, раскрыть их мудрость, поучающий смысл и
языковое совершенство; показать сходство и различие двух
жанровых форм.
развивающие: развитие речи учащихся, умения рассуждать, высказывать свое
мнение, развивать навыки самостоятельной и групповой работы.
воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского
народа, чувство уважения к мнению других, осознать ценность
совместной деятельности, повысить ответственность детей за
сохранение их здоровья.
Оборудование: распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.
ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»
Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза,
групповая работа, сравнительный анализ.
Эпиграф к уроку: «Коротко да ясно, от того и прекрасно»
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
Слово учителя. Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение?
Возьмите в руку карточку того цвета, которая соответствовала бы вашему настроению (Самооценка ребят). На партах разложены разноцветные полоски:
Красные, желтые, синие, зеленые, черные.
Определяем эмоциональное настроение детей в данный момент.
О чем же говорит выбор ребят:
Красный цвет сигнализирует о повышенном возбуждении
Желтый – хорошее настроение
Зеленый – успокоенность, умиротворение
Синий – расслабленность, несобранность, усталость
Черный – сосредоточенность, тревожность.
Учитель делает вывод о настроении всего класса
Актуализация знаний. Постановка целей, пробное учебное действие.
Слово учителя.
Сегодня мы проведем очередной урок, посвящённый фольклору.
Презентация «Малые жанры фольклора»
Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).
Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление.
С какими жанрами устного народного творчества мы с вами уже познакомились?
— Малые жанры фольклора (колыбельная песня, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки, дразнилки, заклички, считалки, скороговорки, сказки, пестушки, небылицы.)
— Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Учитель раздает напечатанные фольклорные произведения, дети читают вслух по одному (или читают с доски):
1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).
2) Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает (снег). (Загадка)
3) Киса, кисонька, коток, Киса — серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)
4) Матушка – репка, Уродись крепка,
Капуста — виласта. Будь пудаста! (закличка)
5) А у нас во дворе Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом К небу прицепился. (небылица)
6) Ехали, ехали В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам, Бух, и провалились. (потешка)
7) Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай золотой. (приговорка)
8) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка)
9) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)
10) Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое – стуло,
Чтоб тебя раздуло! (дразнилка)
11) Семь пятниц на неделе. (поговорка)
12) По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам..
В ямку – бух! (потешка)
-Какой жанр по-вашему самый лаконичный? Краткий, но очень емкий?
О чем можно сказать так: «Коротко да ясно, от того и прекрасно»? Слайд 2.
— Да, конечно, это пословицы и поговорки.
Вот об этих двух жанрах мы и будем сегодня на уроке говорить более подробно: зачем они применяются в речи, сколько их всего, какую мудрость они в себя включают..
Скажите мне, пожалуйста, часто ли вы слышите в речи пословицы и поговорки?
Думаю, что нет… А когда все-таки слышите, как вам кажется, речь от их употребления становится красивее? – Да.
Вот сегодня на уроке мы разберем множество пословиц и поговорок, чтобы они вошли и в вашу речь, делая ее более красивой, образной, эмоциональной.
Ведь не зря существует множество пословиц и о самих пословицах. Слайд 3.
А сейчас повторим те пословицы, с которыми нам удалось поработать на прошлом уроке. Откройте свои тетради, почитайте про себя записанные там пословицы.
Теперь устроим состязание: первый ученик читает пословицу до середины и выбирает того одноклассника, который продолжит эту же пословицу. Выбирать можно кого угодно и передавать ему нашего Почемучку, даже вставая с места. Но все делаем очень быстро.
— Корень учения горек, /да плод его сладок
— Повторение — / мать учения
— Ученье – свет, / а неученье – тьма
— Кто хочет много знать,/ тому надо мало спать
— Красна птица перьем, / а человек уменьем.
Молодцы, хорошо усвоили эти пословицы. А какой основной смысл этих пословиц? – надо учиться, чтобы вырасти образованным, нужным обществу человеком.
Это были пословицы или поговорки? – пословицы. А как их отличить? Слайд 4.
Давайте потренируемся. Я буду называть пословицы и поговорки а вы, услышав пословицу, будете наклоняться вправо не вставая с мест, а поговорку – влево.
Пословицы Поговорки
Труд человека кормит, а лень портит. Комар носа не подточит.
Ласковое слово слаще меда. Семь пятниц на неделе.
Знал бы, где упасть, соломку подстелил. И так сойдет.
Большому кораблю – большое плаванье. Сколько лет, сколько зим.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. И вашим, и нашим.
Кто много говорит, тот мало делает.
Творческая практическая деятельность. Осмысление темы урока.
Беседа:
— Как вы думаете, много ли пословиц на свете? Да, конечно, их великое множество. И они существуют во всех языках мира. Так, например, в сборнике известного собирателя народной мудрости В.И. Даля ,изданного в 19в., содержится 180 разделов по разным темам.
— О чем же могут быть пословицы и поговорки? Какова их тематика?
— У вас в тетрадях пословицы на какую тему? – о знаниях.. А еще о чем могут быть?
— О Родине, дружбе, семье, трудолюбии, лени, трусости, мудрости и т.д…
Давайте сейчас немного отдохнем, но отдыхать будем с пользой. У нас в классе в разных его частях расположены картинки с цифрами. Вы уже на них обратили внимание. Сейчас ваша задача – на мой счет поворачивать голову в ту сторону, где находится картинка с соответствующей моему счету цифре, но туловище при этом остается на месте. Итак,
1-3-4-2, 3-4-2-1, 1-4-3-2, 4-3-1-2… и т.д.
Теперь все тоже самое, но не поворачивая головы, одними глазами.
Молодцы, немного размялись… Но задания на этом не закончились. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас продемонстрировали мне свою наблюдательность – какие сюжетные картинки были расположены над цифрами. К какой пословице мы могли бы их использовать как иллюстрации? Слайд 5.
А теперь «Делу время – потехе час». Физкультминутка под музыку
Работа в группах
Сейчас нам предстоит поработать в группах и показать, что действительно «Одна голова хорошо, а две – лучше».
Чтобы определить, кто в какой группе будет работать выполним задание:
Я начинаю пословицу, а выищете ее продолжение у себя на парте. Те, кто нашел, выходят к доске и придумывают название своей группе.
Итак,
1.Любопытной Варваре / на базаре нос оторвали
2.Крепкую дружбу / и топором не разрубишь
3.Один в поле / не воин
4.Не все то золото, /что блестит
5. Сделал дело — / гуляй смело.
Задание для всех групп:
Командиры групп выбирают конверты, в которых лежат пословицы на разные темы. Вам нужно сгруппировать пословицы в 2 группы в зависимости от предложенных вам групп.
Кроме этого, надо дать название каждой группе.
Приступаем! Звучит тихая музыка
Проверка работ
Дети зачитывают пословицы, говорят, о чем они.
Беседа:
— А какова общая тематика всех пословиц? (о необходимости беречь, укреплять свое здоровье)
— А что такое здоровье? (состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней)
— Опираясь на советы, данные в пословицах, скажем, что же нужно делать, что бы быть здоровым? (Больше двигаться, заниматься спортом и т.д.)
Давайте и мы сейчас немного подвигаемся, разомнемся.
Физкультминутка под музыку.
Запишите в рабочие тетради понравившиеся вам пословицы о здоровье.
Пальчиковая гимнастика. (Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись.
(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться.(Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться.(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку!(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
Помимо пословиц и поговорок о здоровье сейчас актуальны пословицы об осени.
Какие вы знаете?
— Осень идет, за собою дождь ведет
— От осени к лету поворота нету.
— Весна красна цветами, а осень – пирогами.
— Кто весною потрудился, тот осенью повеселится
Беседа:
— А какие признаки осени мы можем сейчас наблюдать за окном? (дожди стали чаще, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края, пожелтели и опадают листья с деревьев)
Давайте проведем зарядку для глаз, наблюдая за падающими с дерева листьями
Показ фильма.
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
— Давайте вспомним и обобщим все то, о чем говорили на уроке
— Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).
— Поговорка – это… (образное выражение), содержащее… (отношение к чему-либо), но не имеющее… (вывода, заключения).
— Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).
— Молодцы! Благодарю всех за работу на уроке.
— Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. И закончить урок мне хочется снова словами А.С.Пушкина:
Кто придумал их так складно?
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал, да глядел…
Домашнее задание.
— Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Подобрать и выписать в тетрадь по 5 пословиц на две предложенные темы.
Темы (по колонкам): 1. — счастье, судьба. 2. — язык, речь. 3. — семья, дети.
Приложения
Конверт 1. Русские пословицы и поговорки о здоровье, спорте и физкультуре, закаливании.Конверт 2. Русские пословицы и поговорки о правильном питании.
Конверт 3. Пословицы и поговорки о пользе пассивного отдыха.
«Движение — спутник здоровья»
«Двигайся больше — проживешь дольше»
«Пешком ходить — долго жить»
«Физкультура — враг старости»
«Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой»
«Быстрого и ловкого никакая болезнь не догонит»
«Крепкое сердце у того, кто его укрепляет»
«Бег не красен, но здоров»
«Спорт и туризм укрепляют организм»
«Закалишься — от болезни отстранишься»
«Если хочешь быть здоровым — закаляйся!»
«Ничего нет полезнее утреннего солнца»
«Знай и помни об 1-ом — свежий воздух полезен перед сном!»
«Холодной осенью лишний раз рта не раскрывай»
«Сто болезней начинается с простуды»
«Кто привык кутаться, тот зябнет»
«Ледяная вода — для всякой хвори беда»
«Умеренная еда — отрада уму»
«Умеренный в пище всегда здоров»
«Кто ест, будучи сытым, тот своими зубами роет себе могилу»
«Всё гибнет от чрезмерной худобы, а человек от чрезмерного лишнего жира»
«Кто от жира тяжко дышит — тот здоровьем и не пышет»
«Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь»
«Обжорство затуманивает разум»
«Умеренность в еде целебнее, чем сто врачей»
«Не все в рот, что око видит»
«Долгие трапезы — короткая жизнь» и др.
Если хочешь быть здоров, ешь один и в темноте.
Тридцать третьим пирожным__И отравиться можно!
Ложкой и вилкой человек копает себе могилу.
«Без сна долго не проживешь»
«Поспал, словно в отпуску побывал»
«Экономия на сне — самая безрассудная экономия»
«Кто не спит, тот и нервный»
«Сон лучше всякого лекарства»
«Бессонные ночи сокращают дни»
Пословицы команде 2
Конверт 1. Русские пословицы и поговорки о режиме питанияКонверт 2. Пословицы и поговорки о необходимости соблюдения правил гигиены.
Конверт 3. Пословицы и поговорки о пользе рационального отдыха
Конверт 4. Пословицы и поговорки о пользе русской бани
«С парком и веником, да в баньке — сорок хворей выходит»
«Который день ты паришься, в тот день совсем не старишься»
«Баня наша парит, баня наша правит, баня наша всё поправит»
«Баня — твоя мать вторая: свои кости попаришь, и всё тело заново поправишь»
«Болезнь с грязью – всегда в дружбе»
«Шутка — минутка, а вставляет на час».
«Баня шибко здоровит, да разговор житейский молодит»
«Дай работу своему телу — отдохнет твоя голова»
«Не желай быть нарядным, а старайся быть опрятным»
«Лучше вдохнуть свежего воздуха, нежели пить лекарство»
«Чистая вода — для любой хвори беда»
«В чистом ходить — здоровым вечно быть»
«Не зазорно жить в бедности — зазорно жить в грязи»
«Мудрый человек предупреждает болезнь, а не лечится от неё»
«Съеденное на ночь — впрок не пойдёт»
«Завтрак скушай сам, обед подели с другом, а ужин свой — отдай врагу»
«Вставай в V, обедай в IX, ужинай в V, ложись в IX — прожить сможешь IC» , (для тех, кто не забыл: V — пять, IX — 9, IC – 99)
«Укладываясь спать с пустым желудком, проснешься бодрым»
«От вкусной и сладкой еды – ничего не жди, кроме беды»
«Укоротить ужин — удлинить жизнь»
«Тщательно пережеванное — почти что переваренное»
«Чем сильнее пожуешь, тем подольше проживешь»
«Ешь просто — сможешь прожить лет до ста»
Когда я ем я глух и нем.
Сладкого досыта не наешься.
Что пожуешь, то и поживешь.
Горьким лечат, а сладким калечат.
«Без труда нет отдыха»
«Кто с трудом своим в ладу живет, тот и с потехой не в споре»
«Считай свой труд за отдых, ежели перед тобою великая цель»
«Хорош отдых, лишь когда работа уже сделана»
Пословицы команде 3
Конверт 1. Пословицы и поговорки о пользе положительных эмоций для сохранения здоровьяКонверт 2. Русские пословицы и поговорки о пользе некоторых продуктов питания
Конверт 3. Русские пословицы и поговорки о пользе труда для сохранения здоровья
«Здоровье и счастье — в труде»
«На ужин — кефир нужен»
«Масло свежее коровье кушай, детка, на здоровье»
«Виноград — это не град: по темечку не бьет, не валит, а исправно на ноги ставит»
«Даже зимой будет ягода, ежели заготовить загодя»
«Морковь прибавляет кровь»
«Всходы крепнут от воды, ребенок здоровеет от молока»
«Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут»
«Человек, лишенный работы, гибнет, как мясо сырое без соли портится»
«Работа веселит сердце человека»
«Хорошая работа — душе отдых»
«Труд одолеет не только недуг, но и старость»
«Занятого и хворь не берёт»
«Кто гневом на гнев не отвечает, тот и себя и другого от напасти спасает»
«Человек любой от лени — лишь болеет, а от плодотворного труда – лишь здоровеет»
«Ничто так не вредит человеку, как безделье»
«Труд больного на ноги ставит, а лень даже здорового с ног валит»
«Слабеет тело без дела»
«Безделье — сестра болезни»
«Не старость старит, а безделье»
«Лодырю всегда нездоровится»
«Человек устает, когда ему делать нечего»
«Ни 1-ин рот без капусты не живёт»
«От безделья чрезмерного — дурь наживается, в труде активном — воля закаляется»
«Лень болезнь нагоняет, труд душу очищает»
«Ешь больше рыбки — будут ножки прытки»
«Пчела жалит ядом, а человек словом»
«Чеснок и лук — прогонят недуг»
«Не сердись — печенку испортишь»
«Ссора — враг здоровью»
«Гнев любому кости сушит и вообще здоровье рушит»
«Не бранись – состаришься»
«Кто за зря людей сердит, у того всё и болит»
«Когда рассердишься — сосчитай до ста»
«Заботы — источник ста болезней»
«Болезнь любит трусливых»
«Человек человеку лекарство»
«Веселого болезнь боится»
«Здоровое веселье – от бед любых спасенье»
«Улыбка нам — сулит продление века, а злоба — только старит человека»
«Кто в счастье, радости живёт, того болезнь и не берет»
infourok.ru
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Оборудование: выставка книг русских народных и марийских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин.
Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное— уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
— С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
— Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
1. Угадайте жанры фольклора.
А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).
Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).
(Загадки).
Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).
В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка).
Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка).
Д) Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка).
2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Красна речь пословицей.
— Вспомните несколько пословиц.
— Употребляете ли вы их в своей речи?
— Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
е) Делить шкуру неубитого медведя.
— Знаете ли вы пословицы на марийском языке?
— Покажите пантомиму на любую пословицу.
Физкультминутка.
3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.
— Какие загадки вы приготовили своим товарищам?
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).
Работа в парах: загадывание загадок.
4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
— А знаете ли вы об обрядах марийского народа?
(Сватание невесты (удырым йуктымаш),
Инсценировка обряда «узыбка»,
— Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
— Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?
5. Сказку любят все.
“Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин.
А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
— Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).
— Кто автор сказок?
— Как сказки дошли до нас?
— Когда сказка вошла в вашу жизнь?
— Есть ли у вас любимые сказочные герои?
А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
Конкурсы
а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
б) Кто больше знает сказочные зачины?
(“Жил да был…”, “Жили-были…”, “В некотором царстве, в некотором государстве…”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве…”, “В старые годы у одного царя было три сына…”.
в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
г) Назовите цели видов сказок.
Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.
Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» — волшебная; «Голодный волк» — о животных; «Поп и слуга» — бытовая).
д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат?
е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.
(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
ж) Подберите постоянные эпитеты
з) Какие качества человека
к словам олицетворяют животные:
девица — красная; лиса — хитрость
молодец — добрый; медведь — неуклюжесть
море — синее; волк — глупость
поле — чистое; заяц — трусость
тучи — черные; сова — ум
лес — дремучий; сорока — болтливость
луга — зеленые; пчела — трудолюбие
6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
— Знаете ли вы, кто написал сказки
“Спящая царевна?” — В. Жуковский
“Аленький цветочек?” — С. Аксаков
“Каменный цветок?” — П. Бажов.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.
— А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?
7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами — мы познакомимся в 6—8 классах.
Домашнее задание (по выбору):
1. Пересказ любимой сказки
2. Сочинить сказку.
infourok.ru
Презентация к уроку литературы (5 класс) по теме: Устное народное творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю…
Устное народное творчество. Малые жанрыПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА…
сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество «Посиделки»Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы «Устное народное творчество». В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео…
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» для учащихся 6 классаДанную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы «Устное народное творчество» по литературе в 6 классе. Время выполнения — 40 минут….
Презентация «Народная сказка» может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ…
Устное народное творчество. Частушки и предания. «О покорении Сибири Ермаком», «О Пугачёве». Предание как исторический жанр народной прозы.Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе….
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества»Физика в литературе и устном народном творчестве»физика в пословицах и поговорках…
nsportal.ru
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Презентация к уроку-игре «Устное народное творчество»
Слайд 1
Урок-игра по теме «Устное народное творчество» 5 класс Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Черемшанский лицей» Фролова Татьяна ВладимировнаСлайд 2
Цели: — закрепить знания, полученные по теме «Устное народное творчество»; — развивать внимание, память, образное и абстрактное мышление; — воспитывать умение работать в команде, ответственность.
Слайд 3
«Устное народное творчество» . 5 класс
Слайд 4
Условия игры В тридевятом царстве… Добрая пословица к слову молвится Загадай- отгадай Споём Грядка на грядке 10 вопросов 10 вопросов 11 вопросов 11 вопросов 11 вопросов
Слайд 5
Придумайте литературное название команды Ваш девиз Ответьте на вопрос: «Какие два главных признака УНТ вы знаете?» «Кот в мешке»
Слайд 6
Выбери меня Категория 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 В тридевятом царстве… 100 200 300 400 500 600 700 800 900 100 — Добрая пословица к слову молвится 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 — Загадай-отгадай 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 Споём 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 Грядка на грядке 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100
Слайд 7
« В тридевятом царстве…» 100 – Героиня сказки, благодаря силе которой удалось выдернуть гигантский огородный овощ. 200 – Сказка о царевне, которая никогда не смеялась 300 – Героиня сказки, которой принадлежат слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» 400 – Сказка о торопливости домашней птицы при еде, чуть не стоившей ей жизни.
Слайд 8
500 – Сказка о земноводном животном, которое благодаря своей мудрости превратилось в царевну. 600 – Героям какой сказки могла принадлежать следующая телеграмма: «Спасите, нас съел серый волк, а брат остался за печкой». 700 – Продукт из сказки, от уничтожения которого зависела жизнь одного сказочного героя. 800 – Лесное построение, в котором обитали животные и которое сломал медведь. « В тридевятом царстве…»
Слайд 9
« В тридевятом царстве…» 900 – Сказка о сметливом мужике, перехитрившем медведя при посадке репы и пшеницы. 1000 – Сказка, в которой утверждается, что построение из дерева прочнее, чем изо льда.
Слайд 10
«Добрая пословица к слову молвится» 100 – Какой день недели, согласно пословице, бывает 7 раз в неделю? (пятница) 200 – Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Счастье всегда приходит вместе. (Беда никогда не бывает одна). 300 – Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Хорошая война хуже злого мира. (Худой мир лучше доброй ссоры.) 400 — Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Безделье лентяя не страшится. (Дело мастера боится.)
Слайд 11
«Добрая пословица к слову молвится» 500 — Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Радостна ночь до утра, коли работы много. (Скучен день до вечера, когда делать нечего.) 600 – Как при замене одной буквы можно восстановить пословицу: Знает мошка, чьё мясо съела. (Знает кошка, чьё мясо съела.) 700 – Закончите поговорку: Обед не обед, коли … (хлеба нет). 800 – Инструмент, который не может спрятаться в мешке. (шило)
Слайд 12
«Добрая пословица к слову молвится» 900 – Беседа коротает беседу, а что коротает работу? (песня) 1000 — Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: У смелости глазёнки маленькие. (У страха глаза велики).
Слайд 13
«Загадай-отгадай» 100 – Зимой спит, летом – ульи ворошит. 200 – Не дерево, а с листами, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешком, Не человек, а с разумом. 300 – Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдёт – там заметку кладёт. 400 – С веточки на веточку прыгает, резвится, ловкая, проворная, а не птица.
Слайд 14
«Загадай-отгадай» 500 – Голубой платок, алый колобок По платку катается, Людям улыбается. 600 – Доят, а не корова, С пухом, а не птица, Лыко дерёт, а лаптей не плетет. 700 – Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. 800 – На белых полянках девчонки В белых рубашонках, В зелёных полушалках.
Слайд 15
«Загадай-отгадай» 900 – В тёмной темнице Красны девицы Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы. 1000 – Кто в дом ни идёт, Меня за руку берёт. 1100 – Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.
Слайд 16
«Споём» 100 – Пространство, на котором в песне стоит национально-русское кудрявое дерево. («Во поле берёзка стояла…») 200 – Песня о пожелании вместо хождения по морозу к возлюбленной заняться делом – подшить зимнюю обувь. («Валенки да валенки…») 300 – Песня о желании отдать всё богатство своей коробушки за любовь девушки. («Ой, полным-полна моя коробушка…») 400 – Песня о многократном призыве к действию с удвоенной силой. («Э-эх, ухнем…»)
Слайд 17
«Споём» 500 – Русская народная песня молодой девушки о невозможности выразить свои чувства возлюбленному во время цветения этого дерева. («Ой, цветёт калина») 600 – Песня о желании качающегося дерева перебраться через дорогу к сильному дереву. («Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…») 700 – Песня о толковании сна догадливым есаулом в сумеречное время суток. («Ой, то не вечер, то не вечер…») 800 – Песня о невозможности уснуть, когда слышишь гуляние и пение молодых девок. («Выйду на улицу, гляну на село…»)
Слайд 18
«Споём» 900 – Национальность героя песни, который, разгуливаясь по Дону, встречается с плачущей девой. («По Дону гуляет казак молодой…») 1000 – Природное явление, от которого зависит возвращение героя и его коня домой к жене. («Ой, мороз, мороз…») 1100 – В какой русской народной песне возлюбленную известного исторического лица бросают в волны одной из самых больших рек России? («Из-за острова на стрежень…». О Стеньке Разине.)
Слайд 19
«С грядки на грядку…» 100 – Сидит девица в темнице, а коса на улице. 200 – Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят одёжек и все без застёжек. 300 – Сидит баба на грядках Вся в заплатках. Кто ни взглянет, Тот заплачет. 400 – Стоит жёлтый городок: Сколько чёрненьких домков, Столько беленьких жильцов.
Слайд 20
«С грядки на грядку…» 500 – Малые детки сидят на поветке, Как подрастут – на землю спрыгнут. 600 – В Древней Руси этот овощ давали поклевать петухам перед петушиными боями, чтобы они дрались задорнее. Этот овощ врачи советуют есть, чтобы не заболеть гриппом. 700 – Этот овощ делает чай сладким. Когда в Древней Руси не было румян, розовый цвет щекам можно было придать, натерев их этим овощем. 800 – У неё едят и вершки, и корешки. Так звали куклу-маленького мальчика на Руси.
Слайд 21
«С грядки на грядку…» 900 – Плод этого растения использовали на Руси для засола огурцов, так как крупные плоды могут достигать веса до 100 кг. 1000 – Растение жёлтого, красного, зелёного цветов прибыло на Русь из Америки. Его используют и для приправы блюд. 1100 – Этот овощ за свою жизнь три раза меняет имя: чернушка, севок, репка. С перьями, а не птица, в чешуе, а не рыба.
Слайд 22
Подведение итогов Спасибо за внимание!
nsportal.ru
«Презентация к уроку литературы в 5 классе «Устное народное творчество»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Урок литературы в 5 классе по теме Термин «фольклор» в современном значении впервые употребил в 1846 году английский историк и археолог Вильям Томс. Фольклор – (англ.) народная мудрость, народное знание.Фольклористика – наука, изучающая фольклор.Фольклорист – ученый, специалист в области фольклора. ФОЛЬКЛОР УСТНОЕ ПЕРЕДАЕТСЯИЗ УСТ В УСТА НАРОДНОЕ АВТОР – НАРОД ТВОРЧЕСТВО СОЗДАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА Фольклор Литература Нет персонального создателя. Есть конкретный писатель. Возник и развивается как устное творчество. Возникла и развивается с письменностью. Живёт во множестве вариантов. Имеет один вариант, написанный писателем. ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПОТЕШКИ ПЕСТУШКИ ЗАКЛИЧКИ СЧИТАЛКИ ЗАГАДКИ НЕБЫЛИЦЫ ЧАСТУШКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ СКАЗКИ СКОРОГОВОРКИ Сравните: Произведение устного народного творчества, будь то сказка, песня, былина и т. п., может иметь множество вариантов. Соловеюшка премилый,Ты везде можешь летать:Полетай в страны веселы,В славный город Ярославль,Там взыщи дружка милого,Сядь поближе ты , голубь, к дружку… Ты рассизенький мой голубчик,Везде можешь летать,Полетай-ка ты в страны чужие,В славный город Еруслан,Разыщи-ка, миленький, милого,Сядь поближе ты к нему… ПРИЕМЫ-ПОДСКАЗКИ Мимо дома, мимо каменного,Мимо сада, мимо зеленого. В произведениях устного народного творчества часто повторяются отдельные слова, целые строки и даже эпизоды. По Дону гуляет, по Дону гуляет,по Дону гуляет казак молодой,По Дону гуляет казак молодой, А дева рыдает, а дева рыдает, А дева рыдает над быстрой рекой, А дева рыдает над быстрой рекой. На троекратном повторении строятся и былины, и сказки, и многие народные песни. СИМВОЛЫ В ФОЛЬКЛОРЕ Соловей – радость, счастье. Кукушка – горе, беда. Ворон – несчастье, смерть. Калена стрела венчалаСреди битвы роковой.Вижу, смерть моя приходит,Черный ворон, весь я твой!(Русская народная песня «Черный ворон») Целую ночь соловей нам насвистывал,Город молчал и молчали дома.Белой акации гроздья душистые |Ночь напролет нас сводили с ума. (Русская народная песня «Целую ночь соловей нам насвистывал») Куда летишь, кукушечка?Лечу, лечу я в тот отлет,Где бы найти душе покой.Найди, найди сама себе.Ищи, ищи Спасителя,Пролей пред ним источник слез,Проси его о помощи,Чтобы он дал душе покой. Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор, городской, фольклор интеллигенции, детский. Как у наших у ребятГолова из трех частей:Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей. В фольклоре есть «продуктивные» жанры, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров оказались частушки, поговорки, городски
schoolfiles.net
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Фольклор
Слайд 1
Фольклор Былины Сказки Малые жанры Песни Частушки Поговорки Пословицы Скороговорки Загадки.Слайд 2
Что такое фольклор? Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками . Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других
Слайд 3
Былина Былины —сказание. Жанр литературного творчевства , повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси 9-13 веков ; вид устного народного творчества . Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « стáрина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Слайд 4
Сказка Сказка – жанр литературного творчества. Короткие историифантастического характера. П розаический рассказ о вымышленных событиях и героев в фольклоре разных народов . Р итмизованные прозаические фразы: « Жили-были …», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало », «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается »,
Слайд 5
Песни Песня — самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки , объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией . М узыкально-поэтическое творчество народа , неотъемлемая часть народного творчества , существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение [1] . Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям, то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.
Слайд 6
Поговорки и пословицы Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора . Часто имеет юмористический характер . Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Слайд 7
Скороговорка и Загадка Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию звуки ( например, c и ш ) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения . Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое — нибудь , хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
nsportal.ru