Пищевая цепочка биология 5 класс – Составить 5 примеров цепей питания.
Пищевая цепь — характеристика, типы, схема, звенья и примеры
ОбразованиеЦепь питания в лесу. Общие понятия и примеры
13 января 2016
Большинство живых организмов питаются органической пищей, в этом специфика их жизнедеятельности на нашей планете. Среди этой пищи и растения, и мясо других животных, их продукты деятельности и мертвая материя, готовая к разложению. Сам процесс питания у различных видов растений и животных происходит по-разному, но всегда образуются так называемые пищевые цепочки. Они преобразовывают материю и энергию, а питательные вещества могут таким образом переходить от одного существа к другому, осуществляя круговорот веществ в природе.
Цепь питания в лесу
Лесами различного рода покрыто довольно много поверхности суши. Это – легкие и инструмент очищения нашей планеты. Не зря многие прогрессивные современные ученые и активисты выступают сегодня против массовой вырубки лесов. Цепь питания в лесу может быть довольно разнообразна, но, как правило, включает в себя не более 3-5 звеньев. Для того чтобы понять суть вопроса, обратимся к возможным составляющим данной цепи.
Продуценты и консументы
- Первые – автотрофные организмы, что питаются неорганической пищей. Они берут энергию и материю для создания собственных тел, используя газы и соли из окружающей их среды. Как пример – зеленые растения, которые получают питание от солнечного света при помощи фотосинтеза. Или многочисленные виды микроорганизмов, которые обитают везде: в воздухе, в почве, в воде. Именно продуценты составляют в большинстве своем первое звено практически любой цепи питания в лесу (примеры будут приведены ниже).
- Вторые – гетеротрофные организмы, которые питаются органикой. Среди них – первого порядка те, что непосредственно осуществляют питание за счет растений и бактерий, продуцентов. Второго порядка – те, кто питается животной пищей (хищники или плотоядные).
Видео по теме
Растения
С них, как правило, начинается цепь питания в лесу. Они выступают первым звеном в этом круговороте. Деревья и кустарники, травы и мхи добывают пищу из неорганических веществ, используя солнечный свет, газы и минералы. Цепь питания в лесу, к примеру, может начинаться с березы, кору которой поедает заяц, а его, в свою очередь, убивает и съедает волк.
Растительноядные животные
В разнообразных лесах в изобилии встречаются животные, которые питаются растительной пищей. Конечно же, лес тропический, например, сильно отличается по своему наполнению от угодий средней полосы. В джунглях обитают различные виды животных, многие из которых – травоядные, а значит, составляют второе звено пищевой цепи, питаясь растительной пищей. От слонов и носорогов до едва ли заметных насекомых, от земноводных и птиц до млекопитающих. Так, в Бразилии, к примеру, водятся более 700 видов бабочек, практически все из них – растительноядные.
Скуднее, конечно же, фауна в лесополосе средней части России. Соответственно, вариантов цепи питания в смешанном лесу гораздо меньше. Белки и зайцы, другие грызуны, олени и лоси, зайцы – вот основа для подобных цепочек.
Хищники или плотоядные
Они так и называются, потому что поедают плоть, питаясь мясом других животных. В пищевой цепочке занимают главенствующее положение, часто являясь заключительным звеном. В наших лесах это лисы и волки, совы и орлы, иногда – медведи (но вообще-то они относятся к всеядным животным, которые могут питаться и растительной, и животной пищей). В пищевой цепи могут принимать участие как один, так и несколько хищников, поедающих друг друга. Заключающим звеном, как правило, является наиболее крупный и наиболее сильный плотоядный. В лесу средней полосы эту роль может выполнять, например, волк. Таких хищников не слишком много, и их популяция ограничивается питательной базой и энергетическими запасами. Так как, согласно закону сохранения энергии, при переходе питательных веществ от одного звена к последующему может утратиться до 90% ресурса. Наверное, поэтому численность звеньев большинства пищевых цепей не может превышать пяти.
Падальщики
Они питаются останками других организмов. Как ни странно, но их в природе леса также довольно много: от микроорганизмов и насекомых до птиц и млекопитающих. Многие жуки, к примеру, используют в качестве пищи трупы других насекомых и даже позвоночных. А бактерии способны разлагать умершие тела млекопитающих за довольно короткое время. Организмы-падальщики играют в природе огромную роль. Они уничтожают материю, преобразуя ее в неорганические вещества, высвобождают энергию, используя ее для своей жизнедеятельности. Если бы не падальщики, то, наверное, все земное пространство было бы покрыто телами умерших за все времена животных и растений.
Примеры цепей питания в лесу
Чтобы составить цепь питания в лесу, необходимо знать о тех обитателях, кто проживает там. А также о том, чем эти животные могут питаться.
- Кора березы – личинки насекомых – мелкие птицы – хищные птицы.
- Палая листва – бактерии.
- Гусеница бабочки – мышь – змея – еж – лиса.
- Желудь – мышь – лиса.
- Зерновые – мышь – филин.
Есть и подлиннее: палая листва – бактерии – черви дождевые – мыши – крот – еж – лиса – волк. Но, как правило, количество звеньев не больше пяти. Цепь питания в еловом лесу немного отличается от аналогичных в лиственном.
- Семена злаков – воробей – дикая кошка.
- Цветы (нектар) – бабочка – лягушка – уж.
- Еловая шишка – дятел – орлан.
Пищевые цепочки иногда могут сплетаться между собой, образуя и более сложные, многоуровневые структуры, объединяющиеся в единую экосистему леса. К примеру, лиса не брезгует питаться и насекомыми и их личинками, и млекопитающими, таким образом, несколько пищевых цепей пересекаются.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка…Похожие материалы
ОбразованиеЦепь питания в тайге. Основные особенности и представители трофического ряда тайги
Все живые существа связаны между собой пищевыми отношениями, в которых одни особи поедают других. Закономерность этих отношений одинакова во всех экосистемах мира, а вот их представители отличаются в зависимости от ко…
Образование
Цепи питания в широколиственных лесах РФ. Несколько примеров
На земле существует великое множество растений и животных. Все они вынуждены обеспечивать свою жизнедеятельность, питаясь и перерабатывая жизненную энергию. Таким образом, их взаимодействие всегда объединяет существа …
Дом и семья
Загадка про собаку для детей. Общее описание и примеры
Каждый ребенок должен развиваться в соответствии со своим возрастом. Однажды приходит время, когда малышу становятся интересны разные задачки. В данной статье будет рассказано про загадки детские про собаку.
Дом и семья
Картотека подвижных игр в средней группе: особенности и примеры
Подвижные игры в детском саду – неотъемлемая часть обучения. Дети должны не только собирать конструктор или играть в куклы, но и двигаться. Однако не каждый воспитатель знает, какие игры можно проводить с детьми…
Закон
Чем отличается президентская республика от парламентской?
Понятия и примеры
Республиканская система на данный момент является самой популярной формой правления в мире. Существует две основные формы республики. В этой статье все они будут рассмотрены. Будет также предоставлен ответ на вопрос о…
Закон
Судебное представительство в гражданском процессе. Понятие и виды судебного представительства
На судебном процессе могут присутствовать не только сами участники, но и их доверенные лица. В этой работе должны участвовать специалисты, которые благодаря профессиональным навыкам выполняют даже сложные задачи. Поня…
Закон
Процессуальный срок в гражданском процессе: понятие и виды
Значение процессуальных сроков в гражданском процессе заключается в том, что они служат важными фактами, которые влияют на возникновение, изменение и окончание процессуальных отношений.Понятие процессуальных с…
Закон
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ: общие положения и порядок предоставления услуг
Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг» № 1085 было принято осенью прошлого года. Этим нормативным актом государство внесло некоторые изменения, касающиеся деятельности в …
Закон
Заочное производство в гражданском процессе. Понятие и значение заочного производства
Заочное производство в гражданском процессе существует достаточно давно. В юридических изданиях оно именуется упрощенной процедурой. В течение всего этого времени данный институт зарекомендовал себя как эффективный пр…
Закон
Малозначительность деяния в уголовном праве: понятие и признаки
В практике борьбы с криминализацией в современных условиях все чаще имеют место деяния, считающиеся формально преступными, однако имеющие отличия от уголовного противоправного поведения по своей сути. Вследствие этого…
a-viptravel.ru
Пищевая цепь — характеристика, типы, схема, звенья и примеры
Что такое пищевая цепь?
Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.
Пищевая (трофическая) цепь — это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность.
Читайте также: Отличие пищевой цепи от пищевой сети в экосистеме.
Автотрофы (продуценты)
Автотрофы — живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:
- Фотоавтотрофы (фотосинтезирующие организмы) такие, как растения, перерабатывают энергию солнечного света для получения органических соединений — сахаров — из углекислого газа в процессе фотосинтеза. Другими примерами фотоавтотрофов являются водоросли и цианобактерии.
- Хемоавтотрофы получают органические вещества благодаря химическим реакциям, в которых задействованы неорганические соединения (водород, сероводород, аммиак и т.д.). Этот процесс называется хемосинтезом.
Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.
Гетеротрофы (консументы)
Гетеротрофы, также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты. Люди, животные, грибы и многие бактерии — гетеротрофы. Их роль в пищевых цепях заключается в потреблении других живых организмов. Существует множество видов гетеротрофов с разными экологическими ролями: от насекомых и растений до хищников и грибов.
Деструкторы (редуценты)
Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.
Редуценты иногда считаются отдельным трофическим уровнем. Как группа, они питаются отмершими организмами, поступающими на различных трофических уровнях. (Например, они способны перерабатывать разлагающееся растительное вещество, тело недоеденной хищниками белки или останки умершего орла.) В определенном смысле, трофический уровень редуцентов проходит параллельно стандартной иерархии первичных, вторичных и третичных потребителей. Грибы и бактерии являются ключевыми редуцентами во многих экосистемах.
Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.
Уровни пищевой (трофической) цепи
Схема уровней пищевой (трофической) цепи
Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.
Трофический уровень организма — это положение, которое он занимает в пищевой цепи.
Первый трофический уровень
Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента, производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие бактерии и археи.
Второй трофический уровень
Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.
Третий трофический уровень
Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных — их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).
Четвертый трофический уровень
В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники — третичные потребители (к примеру, сова ест змей).
Пятый трофический уровень
Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).
Каждая пищевая цепь заканчивается высшим хищником или суперхищником — животным без естественных врагов (например, крокодил, белый медведь, акула и т.д.). Они являются «хозяевами» своих экосистем.
Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.
Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью.
Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.
Типы пищевых цепей
В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей: пастбищную и детритную.
Пастбищная пищевая цепь
Схема пастбищной пищевой цепи
Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.
Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.
Примеры пастбищной пищевой цепи:
- Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;
- Растения → Заяц → Лиса → Лев.
Детритная пищевая цепь
Схема детритной пищевой цепи
Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала — детрита — который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них — приток органических веществ, производимых в другой системе.
К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке умеренного леса.
Энергия в пищевой цепи
Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.
Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.
Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.
На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.
Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:
- На каждом трофическом уровне значительная часть энергии рассеивается в виде тепла, поскольку организмы выполняют клеточное дыхание и передвигаются в повседневной жизни.
- Некоторые органические молекулы, которыми питаются организмы, не могут перевариваться и выходят в виде фекалий.
- Не все отдельные организмы в трофическом уровне будут съедены организмами со следующего уровня. Вместо этого, они умирают, не будучи съеденными.
- Кал и несъеденные мертвые организмы становятся пищей для редуцентов, которые их метаболизируют и преобразовывают в свою энергию.
Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает — все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.
Значение пищевой цепи
1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.
2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.
3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.
В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
natworld.info
Презентация 5 класс биология «Природные сообщесьва. Пищевые цепи»
Просмотр содержимого документа
«Презентация 5 класс биология «Природные сообщесьва. Пищевые цепи»»
Природные сообщества
Пищевые цепи
Почему природа представляет
собой единое целое ?
Исследуя химический состав тел
неживой живой природы,
учёные определили, что и живая и
неживая природа
состоят из одних и тех же
химических веществ.
Корни растений берут из
почвы минеральные вещества, воду.
Листья поглощают углекислый газ.
Благодаря Солнцу, зелёные растения
образуют органические молекулы,
состоящие из тех химических
элементов, которые поступили из
неживой природы.
Растение, затем, поедается животным, а тот,
в свою очередь, другим животным.
Так растения передадут вещества животным,
которые получили
из неживой природы.
ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ — ряд организмов (растений, животных, микроорганизмов), в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего.
Пищевые цепи в природе переплетаются, образуя
пищевые сети.
Круговорот веществ в природе
производители
разрушители
потребители
Интернет ресурсы:
multiurok.ru
План-конспект урока по экологии (5 класс) на тему: Цепи и сети питания
Тема: «ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ»
Цели:
Образовательные:
- дать понятия «цепь питания», «сеть питания»;
- рассмотреть классификацию цепей питания;
- выяснить роль различных цепей питания.
Развивающие:
- продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;
- развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения для понимания единства живой природы.
Оборудование: учебник Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
План урока
- Актуализация знаний.
- Изложение нового материала:
- Понятие о цепи питания.
- Виды цепей питания с их характеристикой.
- Сети питания.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний.
Устная проверка ЗУН:
— Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;
— Какие группы организмов входят в сообщества?
— Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;
— К какой группе относят животных и почему?
— каково значение бактерий и грибов в сообществе?
-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)
3.Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя:
В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?
Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).
1. Понятие о цепи питания.
Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.
Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?
Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?
Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.
Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.
Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?
Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).
Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.
2. Виды цепей питания с их характеристикой.
Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:
- начальное звено в цепи;
- последовательность всех звеньев цепи;
- объяснения названия цепи питания;
- примеры цепей питания данного вида;
- роль в экосистеме.
Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.
1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Производитель (продуцент) – травоядный потребитель – плотоядный потребитель – хищник .
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью выедания. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:
«…Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными…»
Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.
Давайте построим цепи выедания. Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания (самостоятельная работа – 5 минут).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль цепей выедания в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ, образованных в растениях». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
лесная экосистема
желуди – сойка – ястреб-тетеревятник
желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник
семена злаков – лесная мышь – сова – лиса
кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник
трава – заяц – лиса – орел
листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник
сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный
орехи – белка – канюк обыкновенный
желуди – белка – лесная куница
ПОЛЕ, СТЕПЬ
Злаки – полевка – луговой лунь
Злаки – суслик – лисица – орел
Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан
Трава – полевка – ласка
Злаки – полевка – горностай – пустельга
2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель – хищник.
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью разложения. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:
«Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разлагают его».
Давайте построим цепи разложения. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения (самостоятельная работа – 3 минуты).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль цепей разложения в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник
опавшая листва – дождевой червь – крот
навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник
опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный
3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Живой организм-хозяин – паразит – паразит — паразит.
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали паразитической цепью. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:
«Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».
Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.
Давайте построим паразитическую цепь. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь (самостоятельная работа – 3 минуты).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль паразитических цепей в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры паразитических цепей, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
собака – блоха – простейшие – бактерии
человек – аскарида – бактерии
корова – печеночный сосальщик – бактерии
В ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу
Цепи питания и их роль в экосистеме
Цепь питания | Начальное звено | Последователь-ность звеньев | Примеры цепей питания | Роль в экосистеме |
Цепи выедания | Живые растения | Производитель –травоядный потребитель – плотоядный потребитель –хищник | Желуди – сойка – ястреб-тетеревятник Семена злаков – лесная мышь – сова Злаки – суслик – лиса – орел | Преобразование органических веществ, образованных в растениях |
Цепи разложения | Мертвые органические остатки | Мертвое вещество – падальщик – плотоядный потребитель — хищник | Опавшая листва — дождевой червь — черный дрозд – ястреб-перепелятник Навоз – жук-навозник – славка — ястреб | Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений |
Паразитические цепи | Живые организмы | Живой организм – паразит — паразит | Собака – блоха – простейшие — бактерии | Преобразование органических веществ |
3. Сети питания.
В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть.
Демонстрация пищевой сети на рисунке 56 учебника (стр. 94) и мультимедийной презентации.
Задание: найдите в пищевой сети, представленной на рисунке 56 в учебнике различные цепи питания. Назовите их звенья.
4. Закрепление.
Устный опрос по пройденному материалу.
- Что такое цепь питания? Какие цепи питания вы знаете? Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?
- Каковы особенности цепей выедания? Приведите примеры этих цепей для сообществ Липецкой области.
- Сравните паразитические цепи питания и цепи выедания. Какую роль они выполняют в экосистеме?
- В чем состоят особенности цепей разложения? Какова их роль в экосистеме?
- Что такое «сеть питания»?
5.Рефлексия
6. Домашнее задание.
П.12. Составить цепи питания моря и пресного водоема.
Приложение №1
Карточка №1
1.К каким живым организмам можно отнести тополь серебристый?
а) потребители б) производители в) разрушители
2. Что используют для своего питания производители?
а) органические и минеральные вещества .
б) неорганические вещества и энергию света
в) только органические вещества
3.К каким живым организмам можно отнести лягушку озерную?
а) потребители б) производители в) разрушители
4. Что используют для своего питания потребители?
а) органические и минеральные вещества
б) неорганические вещества и энергию света
в) только органические вещества
5.К каким живым организмам можно отнести дождевого червя?
а) потребители б) производители в) разрушители
Карточка №2
Задание 1. Расселите животных по природным сообществам.
1.Лес. 2.Луг. 3.Водоем.
Список животных:
Кукушка
Пиявки
Белка
Кабан
Крот
Коростель
Щука
Ящерица
Лягушка
Бобр
Шмель
Перепел
Дятел
Еж
Цапля
Кузнечик
Карточка №3
1.Определите о каком природном сообществе идет речь?
Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.
2. К какой группе организмов можно отнести дождевого червя?
В темной норке под землей живет дождевой червь. Очень редко появляется он на дневной поверхности и то лишь для того чтобы затащить в свою норку опавший листок или пожухлую травинку. Этим и питается превращая органические вещества растительных остатков в перегной почвы.
Карточка №4
Можно ли отнести стрекозу к потребителям, докажите?
Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу.
Приложение№2
Таблица: «Характеристика цепей питания».
Цепь питания | Начальное звено | Последовательность звеньев | Примеры цепей питания | Роль в экосистеме |
Приложение №3
+++
nsportal.ru
Разработка занятия по экологическому направлению внеурочной деятельности «Пищевые цепи» (5 класс, ФГОС)
Конспект занятия по внеурочной деятельности
на тему «Пищевые цепи»
Экологическое направление
5 класс
Разработал:
Орлова Ольга Евгеньевна
( учитель биологии и химии, 1 КК)
Тип занятия: получение новых знаний
Содержание: Цепи питания, взаимосвязь их со средой обитания живых организмов
Личностные УУД: Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях
Предметные УУД:
— ученик научится: Рассматривать взаимосвязь живых организмов в пищевых цепях
— ученик получит возможность научиться : Рассматривать пищевые цепи своего региона
Метапредметные УУД:
Познавательные : умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,
Личностные : умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные : умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
Характеристика деятельности учащихся: работают как в группах, так и индивидуально, самостоятельно пытаются понять неизвестные ранее термины, участвуют в игре, отвечают на вопросы в ходе эвристической беседы, проводят рефлексию.
Формы организации деятельности обучающихся: ролевая игра, индивидуальная работа, работа в группах, беседа.
Оборудование: компьютерная презентация, доска, раздаточный материал.
Ход занятия.
1 Этап. Приветствие.
На мониторе изображение залитого солнечным светом леса. Звучат звуки леса. Школьники входят в класс, где их встречает учитель.
-Здравствуйте, ребята, как ваше настроение? (надеюсь, хорошее) сл.1
Я рада приветствовать вас на очередном собрании нашего экологического общества ЭЛЛАДО.
Сегодня собрание необычное, оно проходит в смешанном лесу, я являюсь хранителем этого леса. А вы, как я вижу, энергия, поступившая от солнца, каждый из вас — это квант света, который сейчас наполнит мой лес жизненными силами. Я попрошу вас проникнуть в лес и распределиться по всем живым существам этого уголка природы.
Прошу подойти к столу и взять распределительные номерки.
Школьники проходят к первому столу, берут номерки и рассаживаются каждый за определенный стол
2 Этап. Получение новых знаний.
Итак, вы теперь являетесь энергией этого леса. Только вот в чём вопрос: почему вы распределились по разным уровням, и вас на них неравное количество?
(отвечают, или затрудняются)
В таком случае давайте выполним задание и приблизимся к отгадке этого явления. На каждом столе лежат карточки. Прошу вас ответить на них.
Карточка первому уровню.
Пищевая цепь это –
Продуценты это –
Примеры организмов, являющихся продуцентами:
В чем смысл Правила экологической пирамиды?
Какова тема заседания? Цели заседания?
Карточка второму уровню.
Пищевая цепь это –
Консументы I порядка это –
Примеры организмов, являющихся консументами I порядка :
В чем смысл Правила экологической пирамиды?
Карточка третьему уровню.
Пищевая цепь это –
Консументы II порядка это –
Примеры организмов, являющихся консументами II порядка:
В чем смысл Правила экологической пирамиды?
Какова тема заседания? Цели заседания?
Карточка четвертому уровню.
Пищевая цепь это –
Консументы III порядка это –
Примеры организмов, являющихся консументами III порядка:
В чем смысл Правила экологической пирамиды?
Какова тема заседания? Цели заседания?
(дети отвечают на вопросы вслух, причем независимо от группы) сл. 2
КАКОВА ТЕМА ЗАСЕДАНИЯ «ПИЩЕВАЯ ПИРАМИДА» сл. 3
3 этап. Закрепление полученных знаний
А) Итак, вы — энергия, которая распределилась по трофический уровням. Предложите любую пищевую цепь, в которой вы распределены, среди обитателей широколиственного леса.
(трава (заячья капуста) — заяц —- лиса — медведь)
В) Отлично, а теперь давайте поиграем. Игра будет основываться на ваших знаниях о пищевой цепи.
Игра «Пищевая пирамида»
15 игроков получают листочки.
Попросите каждого втайне от других написать название какого-нибудь животного или растения вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, но не говорите им об этом до тех пор, пока не соберете все листочки. Теперь начинается самое интересное: «Откуда Земля получает энергию? — От Солнца! — Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? — Растения! — Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию — близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне — кто из них травоядное, а кто — плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» — встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных».
Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды (и, соответственно, незначительном количестве желающих быть у ее основания!) очень трудно построить устойчивую пирамиду. (Собственно говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру вообще нельзя назвать пирамидой!) Предложите некоторым хищникам «понизить свой статус». Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть число членов этого уровня. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.
Должна получиться пирамида: 10 растений, 4 растительноядных, 1 хищник. Рисуем получившуюся пирамиду на доске.
Итак, продолжим! Возвращаемся на свои трофические уровни.
В) 1 Вариант.
Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:
– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)? Сл.5
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.
Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.
Клевер ––> Шмели ––> Мыши ––> Кошки.
Клевер ––> Коровы.
Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Сл. 6
2 Вариант.
Можно также выполнить задание (оно лежит на столах). Составить пищевую цепь на основе организмов представленных в тексте.
Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет – воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда – отворяйте ворота!
Все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно дело загубить! Сл. 7
Урожай/зёрна -> насекомые-вредители -> воробьи (в основном насекомых, иногда зёрна)
Г) Беседа.
— Скажите, может ли человек влиять на состав трофических уровней?
— Можно ли это делать?
— К чему может привести изменение естественного биоценоза человеком?
— Что нужно делать человеку, чтобы избежать нарушений пищевых цепей в природе?
4 Этап. Рефлексия.
Молодцы, вы очень правильно и разумно размышляете, а сейчас мысленно ответьте на вопрос:
– Что на заседании было главным? Желающий проговаривает вслух.
– Что было интересным? Желающий проговаривает вслух.
– Что вы узнали нового? Желающий проговаривает вслух.
Итак. Наше необычное заседание прошу считать оконченным. Всем спасибо!
Звучит гимн экологов! Сл.8
infourok.ru
«Составление схем цепей питания» для 5 класса
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему: «Составление схем цепей питания» для 5 класса»
Практическая работа №___
Тема: «Составление схем цепей питания»
Вариант 1
Цель: научиться составлять пищевые цепи из предложенных вариантов организмов, научиться различать производителей и потребителей органического вещества.
Оборудование: раздаточные карточки с заданиями.
Ход работы
1.Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь:
трава→ … → волк
а) белка
б) заяц
в) грибы
г) бактерии
2. Из предложенных организмов, составьте пищевые цепи. Укажите, кто в каждой цепи является производителем органического вещества, кто потребителем органического вещества:
а) рожь, сова, мышь;
б) чайка, водоросли, мальки рыб, окунь;
в) хищная птица, растение, божья коровка, тля.
3. Делая вывод, ответьте на вопрос:
Какие правила нужно соблюдать, при составлении пищевых цепей?
Практическая работа №___
Тема: «Составление схем цепей питания»
Вариант 2
Цель: научиться составлять пищевые цепи из предложенных вариантов организмов, научиться различать производителей и потребителей органического вещества.
Оборудование: раздаточные карточки с заданиями.
Ход работы
1.Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь:
трава → … → лисица
а) бактерии
б) ястреб
в) тигр
г) кролик
2. Из предложенных организмов, составьте пищевые цепи. Укажите, кто в каждой цепи является производителем органического вещества, кто потребителем органического вещества:
а) бабочка, лягушка, нектар, ястреб;
б) опавшие листья, ёж, дождевой червь;
в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка.
3. Делая вывод, ответьте на вопрос:
Какие правила нужно соблюдать, при составлении пищевых цепей?
multiurok.ru
Ответ §20. Природные сообщества — Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Корнилова О.А. Николаев И.В.
1) Сформулируйте и запишите определения понятий.
-
Ответ: 1. Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определённой территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.
- Пищевая цепь – это ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища-потребитель.
- Круговорот веществ в природе — это совокупность повторяющихся процессов превращения или перемещения веществ.
2) Составьте пищевые цепи леса и озера, в которые входят следующие организмы: дуб, щука, белка, карась, личинки комара, соболь.
3) Завершите схему: допишите участников круговорота веществ в природном сообществе. Стрелками укажите связи между компонентами.
-
Ответ:
4) Укажите, что является главным условием существования природного сообщества. Объясните, почему вы так считаете.
-
Ответ: Наличие устойчивой и эффективной пищевой цепи, так как именно она является основой любой экосистемы, а следовательно и природного сообщества.
5) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Участники круговорота веществ в природном сообществе
Группа организмов
Примеры
Функции
Производители
Растения
Фотосинтезируют органику из неорганики
Потребители
Многие животные
Питаются производителями и другими потребителями
Разлагатели
Некоторые животные
Питаются падалью
6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Обитатели леса (или озера, реки) родного края» с иллюстрациями. Напишите план сообщения.
Ответ: 1. Насекомые нашей области.
- Земноводные нашей области.
- Млекопитающие нашей области.
tetrab.ru