Отличие народной сказки от литературной 5 класс таблица: Сходство и различие народных и литературных сказок (таблица)
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | Учебно-методический материал по литературе (5 класс):
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Нет автора | Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы | Есть автор | |
Не записывалась, передавалась из уст в уста | Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа | текст, зафиксированный в письменной форме | |
Общее представление о герое, о его внешности | Зачин, основная часть, концовка | Детально описываются герои, их поступки | |
Чувства и переживания героя нам неизвестны | Добро побеждает зло | Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства | |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы | Волшебная сила, превращения | Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою | |
Нет времени | Нарушение запрета | Отпечаток времени, когда автор писал сказку | |
Поиск похищенного | В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1. Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
Назовите сказку | Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. | Царь с царицею простился, *инда очи – даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку | Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. | Долго царь был неутешен, |
Назовите сказку | Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. | И молва трезвонить стала: За невестою своей Злая мачеха, вскочив, |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2. Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
| |||
Алгоритм работы
1. Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
Чем отличается литературная сказка от народной: русской, сходство
Советы мамам
Чем отличается литературная сказка от народной
Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.
Русские народные сказки развивают воображение детей
- Фото
- Getty
Но существует разница между литературными и народными сказками:
- В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
- В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
- Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
- Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка – это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.
С развитием письменности, авторы стали обрабатывать фольклорные сказки, внося в них художественные дополнения. Так они дожили до наших дней.
В чем сходство русской народной и литературной сказки
Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:
- Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
- И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
- И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
- Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.
Многие авторы, опираясь на простой сюжет народной сказки, пишут более яркую и замысловатую историю.
Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.
Редакция Wday.ru
Сегодня читают
Двойник Кардашьян ушла из жизни во время очередной пластики: как выглядела девушка, затмившая Ким
Ксению Собчак засняли без макияжа — зрелище не для слабонервных
«Бледная, как привидение»: Анджелина Джоли в белом платье и с испорченными феном волосами
Без фотошопа и в «бабулиных» трусах: Марго Робби засняли на пляже
Вы даже не думали: 8 вещей в доме, из-за которых вы состаритесь раньше срока
народных сказок, сказок и басен, боже мой!
Народные сказки, басни, сказки и сказки появляются в течение года во всех классах от дошкольного до 5-го класса. За прошедшие годы я нашел несколько совершенно ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ опорных диаграмм, которые помогли мне создать визуальное напоминание для моих учеников. Вот некоторые из моих любимых!
Эти две якорные диаграммы взяты из замечательного блога «Жизнь в первом классе».
Эта якорная диаграмма Fable взята из другого замечательного блога «My Teaching Heart».
Эта якорная диаграмма Folktale взята из фантастического блога The Teacher’s Theory.
Поработав некоторое время с этими якорными таблицами, я заметил, что моим ученикам все еще трудно понять разницу между шестью типами традиционной литературы. Поэтому я решил создать ОДНУ якорную диаграмму, которая объединила бы все типы историй традиционной литературы. Вот изображение моей якорной диаграммы.
Каждый тип истории был разделен на 4 основных раздела (персонажи, сеттинг, проблема, решение). Я проверил эту якорную диаграмму со своими 3-классниками, так как они изучали эти концепции в то же время, когда я пересматривал свою якорную диаграмму. Поскольку я посещаю каждый 3-й класс раз в неделю, этот раздел занял 6 недель, но это того стоило!
Первая неделя: Мы говорили о народных сказках и о том, что это были за истории:
- Устные рассказы
- Аноним (автор неизвестен)
- Встречается во всех культурах, передается из поколения в поколение
- Истории «Вне времени» и «Бесместные»
Затем я вписал названия шести разных типов сказок, которым мы будем уделять внимание в ближайшие несколько недель. Мы также проверили, что эти истории можно найти на 398,2 в разделе документальной литературы в библиотеке. Мы подошли к этому разделу, чтобы они могли визуально увидеть книжные шкафы и знали, куда идти, если они хотят прочитать историю такого типа.
(Каждую неделю после этого я первым делом спрашивал их: «Где книги народных сказок?». К тому времени, когда мы прошли половину этой якорной таблицы, эти третьеклассники определенно знали «398,2» и были ТАК горды. сами по себе!)
Неделя #2: Мы рассмотрели Народные сказки, а затем начали определять сказки.
*Начинается со слов «Однажды в сказке»
Персонажи: королевские особы или животные
Место действия: замок или лес
Задача: добро против зла
Решение: Магия, повторение «3» или «7»
*Заканчивается фразой «И жили они долго и счастливо!»
Неделя #3: Мы Мы рассмотрели «Сказки и сказки», а затем начали определять Басни.
Персонажи: Животные, действующие как люди, 3 или менее персонажей
Настройка: Обычно снаружи где-то
Проблема: как правило, только одна проблема, связанная с обманом
Решение: заканчивается уроком (мораль)
Неделя #4: Мы рассмотрели народные сказки, сказки и басни, а затем начали определять мифы.
Персонажи: Боги и Богини
Настройка: ничего конкретного
Проблема: объясняет то, что происходит в природе, используя богов и/или богинь; добро вознаграждается, зло наказывается
Решение: Волшебные, необычные существа, тоже могут преподать урок
Неделя #5: Мы рассмотрели народные сказки, сказки, басни и мифы, а затем начали определять легенды.
Персонажи: Повседневные люди; животные часто являются главными героями
Настройка: ничего конкретного
Проблема: Объясняет, как или почему что-то в природе стало
Решение: Магия; иногда это преподает урок
Неделя #6: Мы рассмотрели народные сказки, сказки, басни, мифы и легенды, а затем начали определять небылицы.
Персонажи: Обычные люди со сверхчеловеческими способностями
Настройка: привязана к реальному историческому периоду времени
Проблема: проблема решена с юмором
Решение: детали преувеличены; рассказывает о достижениях человека
Я создал несколько обзорных таблиц, которые можно дать учащимся, чтобы они хранили их в своих писательских или читательских тетрадях, чтобы помочь им запомнить эти виды традиционной литературы.
Этот первый организован по цвету,
точно так же, как якорная диаграмма, которую я сделал на диаграммной бумаге.
Эта история организована по частям, так что вы можете сравнить одну часть истории (персонажей, сеттинг, проблему или решение) во всех типах историй.
Это черно-белая версия, которую ученикам будет легко скопировать.
Я также создал несколько закладок для каждого типа истории.
Все эти товары продаются здесь, на моем веб-сайте, или в моем магазине TpT.
Надеюсь, они вам пригодятся!
Спасибо!
Сэнди
9 Вдохновляющая якорная диаграмма народных сказок
Заяц и черепаха. Братец Кролик. Лев и мышь. Аист и лиса. Для многих из нас это старые друзья детства. Они также преподали нам ценные уроки. На самом деле басни часто составляют основу нашего детства.
В этом посте вы узнаете, что входит в хорошую якорную диаграмму сказки. Я также отобрал несколько полезных ресурсов и дал вам некоторые рекомендации по их использованию.
Содержание
- Элементы, из которых состоит хорошая якорная таблица для фолк-таблиц
- Различные подходы к якорным таблицам сказок
- Ресурс от TeachSimple
- Ресурсы от других учителей (через Pinterest)
- Бесплатные ресурсы
- Заключительные мысли о якорных диаграммах Fable
Хорошая якорная диаграмма сказок должна иметь четко определенный заголовок. Это должно выделяться с помощью ярких цветов, более крупного шрифта, положения на диаграмме (в центре или вверху) или иллюстраций.
В таблице должны быть указаны основные характеристики сказок. Это должно включать:
- Рассказ короткий.
- Три или четыре персонажа (люди или животные, которые ведут себя как люди).
- Мораль или урок.
- Возможно злодей.
Анкерная диаграмма, посвященная народным сказкам или басням, должна включать иллюстрации, особенно те, которые относятся к хорошо известным историям. Это поможет учащимся установить связи между прочитанными историями.
Различные подходы к якорным таблицам сказокКогда вы просмотрите ресурсы, которые я курировал ниже, вы увидите, что большинство из них используют характеристики сказок наряду с рисунками. Они либо иллюстрируют суть, либо относятся к конкретным историям. Это полезный подход к теме. Тем не менее, вот несколько идей о том, как вы могли бы создавать якорные диаграммы народных сказок разными способами.
Вместо того, чтобы начинать якорную диаграмму с очевидного заголовка «народные сказки», вы можете озаглавить ее примерно так: «Учат ли истории уроки?». Используйте историю, которую вы прочитали со студентами, чтобы найти ответ на вопрос. Исходя из этого, вы можете заполнить разделы на схеме, которые относятся к элементам сказки.
Вы также можете использовать пустую якорную таблицу, чтобы заполнить ее вместе со своими учениками. На схеме поставьте заголовки: персонажи, мораль/урок и длина. Оставьте пробел для заголовка диаграммы. Учащиеся могут работать в группах, пытаясь заполнить таблицу из определенного рассказа.
Ресурс от TeachSimpleПривязка басен фокусируется на понимании того, «что мы находим в басне». Большинство перечисленных элементов относятся и к народным сказкам. Ресурс ориентирован на 1-3 классы. Имеется 4 таблицы. Первый является примером, в то время как в остальных трех есть места для учащихся, чтобы заполнить то, что отсутствует. Это отличный интерактивный ресурс.
Ресурсы от других учителей (через Pinterest) Ресурс 1Этот ресурс — отличный способ начать преподавать народные сказки.
Он начинается с подробного описания характеристик сказки. Затем вы можете использовать таблицу в конце, чтобы помочь учащимся найти основные элементы различных типов сказок. Для младших классов можно ориентироваться только на басни и сказки, с которыми они будут знакомы.
Найти здесь
Ресурс 2Это простая якорная диаграмма о Fables.
Чем хороша эта якорная диаграмма, так это ее простотой и четкостью сводных пунктов. Он сводит характеристики басни к сути, с которой полезно работать младшим классам. Вы можете использовать его как источник вдохновения для своей работы. Это также очень надежная ссылка, с которой учащиеся могут работать, чтобы заполнить рабочие листы или составить свою собственную якорную диаграмму об элементах басни.
Найти здесь
Ресурс 3Эта якорная таблица специально посвящена Льву и Мышке.
Я включил этот ресурс, потому что он напрямую связан с баснями, но об одной конкретной истории. Это делает его хорошим примером/справочным материалом для вас и учащихся, когда вы смотрите на конкретную басню. Это было бы действительно эффективным дополнением к более общей вводной таблице, которая рассматривает басни в целом. Это поддается интерактивной деятельности, где студенты применяют то, что они узнали.
Найти здесь
Ресурс 4Этот ресурс представляет Элементы народных сказок.
В этом ресурсе рисунки симпатичные и учащиеся к ним относятся. Основные элементы сказки выражены четко. Я считаю, что иллюстрации и использование цвета привлекут внимание учащихся и помогут организовать содержание.
Найти здесь
Ресурс 5Эта якорная таблица дает характеристики сказки.
Это относительно однородная якорная диаграмма, которая эффективно организована. Информации довольно много, что дает вам возможность проработать ее со своими учениками. Вы даже можете создать разделы, а затем заполнить их классом.
Если вы посмотрите на характеристики, упомянутые в таблице, то увидите, что они в основном аналогичны басням. Это отличная диаграмма для установления связи между ними.
Найти здесь
Бесплатные ресурсы Ресурс 1В этой якорной таблице рассматриваются различные типы народных сказок.
Мне нравится эта якорная таблица, потому что в ней показаны различия между разными типами сказок. Он подходит для более старших классов, потому что ученикам 1-3 классов не нужно знать подробности каждого типа рассказа. Они будут посвящены басням и, может быть, сказкам. Это может быть полезно для старшеклассников, которые могут читать разные типы историй.
Найти здесь
Ресурс 2В этой якорной таблице сравниваются народные сказки и басни.
В зависимости от класса вы столкнетесь с двумя идеями басен и народных сказок. В младших классах их обычно можно совмещать, так как многие характеристики схожи. Однако по мере того, как вы достигаете немного более высоких оценок, становится уместным различать их. Эта якорная диаграмма является хорошей отправной точкой. Это будет особенно полезно в качестве справочного материала, если ваши ученики работают с конкретными историями и ищут характеристики. Старшие классы могли написать свои собственные рассказы и представить аргумент, почему их рассказ является народной сказкой или басней.