cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 5 класс географические открытия древности и средневековья – Урок географии в 5 классе «Великие географические открытия древности и Средневековья»

Урок географии в 5 классе «Великие географические открытия древности и Средневековья»

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5 класс

Учитель

Логинова Ольга Ивановна, учитель биологии, химии и географии

УМК

И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

Географические открытия древности и Средневековья

Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли древних путешественников в исследовании Земли. Научится чтению и анализу карт. Закрепить навыки работы на контурных картах.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Преобразовывать текст в табличную форму.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, уважение к истории, образу жизни других народов, толерантность.

Методы обучения

Частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная

Средства обучения

ПК, проектор, презентация к уроку, учебник, атлас, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Организационный момент.

    1 мин.

    Приветствует учащихся. Предлагает проверить наличие необходимых для урока принадлежностей. Желает плодотворной работы. (1 мин.)

    Проверяют наличие необходимых для урока принадлежностей.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

    2. Постановка цели и задач урока

    5 мин.

    В 5 классе мы начали изучать географию.

    — О чём эта наука? (о природе, населении и хозяйстве Земле)

    — Каким образом люди в прошлом узнавали о новых землях? ( путешествовали)

    -Тема урока «Географические открытия древности и Средневековья».

    Уточнение понятий «географические открытия», «древние времена», «Средневековье».

    — Географические открытия — это нахождение новых географических объектов. Во время путешествий, экспедиций иногда обнаруживают новые, неизвестные ранее географические объекты — горные хребты, вершины, реки, озера, острова и т.д.

    -Древние времена еще называют античные период древности в Древней Греции и Древнем Риме. Конец 2- го тысячелетия и до 476 года до н.э. Примерно 1500 лет.

    Средние века (Средневековье)-исторический период всемирной истории, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Начался около 500 года и продлился приблизительно до 1500 года, после чего средневековье сменила эпоха нового времени.

    — Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? Какую цель поставите сегодня на уроке?

    — Изучить, какие географические открытия совершали люди в древности и в средние века. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Умение работать с картографическими источниками географической информации).

    — Что нам поможет в достижении наших целей? Где возьмем информацию?

    Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Взаимодействие с учителем

    Прогнозируют свою деятельность

    3.Создание проблемной ситуации

    5 мин

    — Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? ( Древние люди совершали длительные путешествия. Об этом говорит то, что даже очень удаленные от материков острова давно заселены человеком.)

    — Норвежский ученый Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан.

    -высказывают свои предположения.

    -записывают тему в тетрадь.

      

    4. Первичное усвоение новых знаний

    25 мин

    1. Знакомство с таблицей, которую дети начинают составлять на уроке на основе рассказа учителя и чтения текста П.5. -Учащимся предлагается по тексту учебника п. 5 найти информацию о плаваниях Финикийцев.

    — Самостоятельно определить по атласам и показывать по карте маршруты путешествий и путешественниках разного времени и периодов.

    Плавания Финикийцев. Кто такие финикийцы, расскажет …(сообщение учащегося о финикийцах)

    Дополнения учителя.

    Великие географы древности

    — Следующие открытия связаны с географами древности (чтения текста П.5 Великие географы древности)

    — В чем заслуга древнегреческих ученых Геродота? Пифея? Эратосфена?

    Географические открытия Средневековья

    А)Арабские мореплаватели

    Б)Китайские мореплаватели

    В)Путешествия Марко Поло.

    Узнавать, называть географические объекты; поиск выделение существенной информации.

    Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, преобразовывать текст в табличную форму.

    Составляют таблицу.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины

    .

    Умение слушать, осуществлять самоконтроль понимания вопросов

     

    Принятие и сохранение цели и задачи урока.

    5. Первичное закрепление знаний

    6 мин.

    1.Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками (приложение)(5 мин)

    2.Организует работу учащихся по выполнению заданий практической работы №1

    — Подписать на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркивают зеленым цветом.

    -Нанести на контурную карту маршруты путешественников.

    Умение работать с картами атласа и контурными картами

    Умение взаимодействовать с одноклассниками

    Умение осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

    6. Итог урока

    1 мин

    Предлагает учащимся

    подвести итог по новой теме.

    — Что я узнал о географических открытиях древности и Средневековья.

    Выполняют задания.

     

    Проводят контроль и самоконтроль

    7. Рефлексия

    1 мин.

    Предлагает ученикам представить, что они заканчивают своё плавание обедом в ресторане и директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

    — я съел бы ещё этого…

    — больше всего мне понравилось…

    — я почти переварил…

    — я переел…

    Рефлексируют.

    Уметь формулировать собственное мнение и позицию

    Саморегуляция.

    8. Домашнее задание

    1 мин

    Объясняет домашнее задание:

    1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

    3. На выбор:

    Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

    Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

    На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

     

    Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник

    Выделение существенной информации из слов учителя

    Составляют план и последовательность действий

    Приложение

    Тема урока:«Географические открытия Древности и Средневековья»

    Проблема: Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия?

    1.Путешествие финикийцев.

    Задание. Прочитайте с.40-41 учебника география и ответьте на вопросы:

    Кто такие финикийцы?

    Чем занимались финикийцы?

    Кто поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка)?

    Какова цель путешествия финикийцев?

    Как финикийцы переносили неблагоприятные условия, голод?

    Какова длительность путешествия финикийцев?

    Каков результат путешествия?

      Покажите путь финикийцев по карте

      2.Великие географы Древности.

      Задание. Прочитайте с. 42-44 учебника(Е.М. Домогацких)и ответьте на вопросы:

      Кто первым рассказал о путешествии финикийцев?

      Когда жил Геродот? Кем он был?

      Какую территорию он изучал?

      Какова цель его путешествий?

      Почему Геродота называют «отцом географии»?

      Кем был Пифей?

      Какое путешествие он совершил?

      Какова цель путешествия?

      Каков результат путешествия?

      Покажите по карте маршрут Пифея?

      В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

        Географические открытия Средневековья.

        Задание. Прочитайте с. 28 учебника (И.И. Баринова) и ответьте на вопросы

        1.Кто такой Марко Поло?

        2.О чем говорится в книге Марко Поло?

        3.Кому из европейцев первым удалось обогнуть Африку и найти путь в Индийский океан?

        4.Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии, обогнув Африку?

        Найдите на карте путешествия Марко Поло, Бартоломео Диаша, Васко да Гама

        Используя текст учебника §5, заполните таблицу.

        Географические открытия Древности и Средневековья

        Ученый, путешественники

        Географическое открытие

        Финикийцы

         

        Геродот

         

        Пифей

         

        Эратосфен

         

        Марко Поло

         

        Бартоломео Диаш

         

        Васко да Гама

         

        2.Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками:

        Открытия путешественники

        А) Первыми обогнули Африку 1) Васко Да Гама

        Б) Измерил длину экватора, 2)Финикийцы

        Вычислил длину земного шара. 3)Пифей

        Впервые употребил термин 4)Бартоломео Диаша

        «география». 5) Марко Поло

        В) Посетил Скифию. 6)Геродот

        Г) Обогнул берега Испании и Франции, 7)Эратосфен

        Достиг Ирландии и Великобритании.

        Д) Доплыл до Индии, обогнув Африку.

        Е)Обогнул Африку с юга, открыл мыс

        Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

        Ж)Развил знания об Индии и Китае.

        Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

        Ответ:

        А

        Б

        В

        Г

        Д

        Е

        Ж

               

        3. Практическая работа № 1.

        Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки и океаны, известные в древности и Средние века обозначьте зеленым цветом.

        Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников древности и Средневековья.

        4.Д/З: 1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

        3. На выбор:

        Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

        Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

        На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Конспект урока географии 5 класс по теме «Географические открытия древности и средневековья»

        Урок 6.

        Географические открытия древности и средневековья.

        Цели и задачи. Познакомить с историей географических открытий.

        Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение, физическая карта полушарий.

        Тип урока. Урок изучения нового материала.

        Методы и формы учебной деятельности. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

        Персоналии. Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

        Результаты урока. Формирование предметного умения работать с контурной картой. Выполнение практической работы №1.

        Ход урока

        1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

        2. Мотивация. Постановка цели урока.

        Слайд 1 презентации.

        Прочитайте 1 абзац с. 27. О чем мы узнаем на уроке?

        Совместная постановка цели урока.

        1. Изучение нового материала.

        Рассказ учителя и показ презентации.

        Основное содержание темы. Финикийцы первыми обогнули Африку. Геродот оставил описание многих стран. Пифей нашел путь к Британским островам. Эратосфен дал название науки – «география», измерил окружность Земли. Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой Южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии.

        Выполнение практической работы №1.

        1. Закрепление материала.

        Вопросы и задания.

        Какие путешествия совершили финикийские моряки?

        В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена

        Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?

        1. Домашнее задание.

          Прочитать §5, ответить на вопросы. Выполнить задания 5-6 в рабочей тетради.

        Практическая работа №1

        «Важнейшие открытия Древности и Средневековья»

        1. Используя текст учебника §5, заполните таблицу.

        Важнейшие открытия Древности и Средневековья

        Ученый, путешественник

        Где побывал, когда

        Географическое открытие

        Геродот

        Пифей

        Эратосфен

        Марко Поло

        Бартоломео Диаш

        Васко да Гама

        1. Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки и океаны, известные в древности и Средние века обозначьте зеленым цветом.

        2. Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.

        infourok.ru

        Географические открытия древности и Средневековья

        и Средневековья».

        Место работы: Темрюкский р-он, ст.Ахтанизовская, МБОУ СОШ №10

        Предмет: география.

        Тема урока №6: «Географические открытия древности и Средневековья»

        Базовый учебник: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

        Цель урока: Познакомить с историей географических открытий.

        1. Выявлять и знать историю географических открытий древности и Средневековья

        2. Знать имена первооткрывателей: Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

        метапредметные – Умение работать с картой полушарий, с контурными картами, с текстом учебника, выделять в нем главное.

        личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

        Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

        Оборудование: физическая кapтa полушарий, электронное приложение

        Этапы урока

        Действия учителя

        Действия учащихся

        Личностные результаты

        Метапредметные результаты

        Предметные результаты

        1. Мотивация к учебной деятельности.

        Для чего люди изучают Землю?

        Какие географические открытия совершили люди в древности?

        Слайд 1.

        Подготовка класса к работе.

        Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника.

        Основы системы научных знаний.

        Регулятивные: целеполага-ние; коммуникативные: планирование учебного сотрудничест

        ва с учителем и сверстниками.

        2.Актуализация знаний

        Рассказ учителя

        Финикийцы первыми обо-

        гнули Африку. Геродот оставил описания многих

        стран. Пифей нашел путь к Британским островам.

        Эратосфен дал название науке — «география», из-

        мерил окружность Земли. Арабские мореплавате-

        ли освоили воды Индийского океана, посещали

        Индию и Китай. Удивительное путешествие со-

        вершил венецианский купец Марко Поло. Барто-

        ломео Диаш достиг самой южной точки Африки,

        а Васко да Гама доплыл до Индии.

        Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью

        Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

        Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

        Основы системы научных знаний.

        3. самоопределение( целепологание)

        Изучение нового материала

        Упражнение на целеполагание.

        Работа с учебником:

        Плавания финикийцев.

        Выписать в тетрадь путь финикийцев

        Записывают в рабочую тетрадь

        Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова

        ние: учебная мотивация.

        Формирование умения давать определения понятиям

        Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

        4.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоения материала.

        Изучение нового материала

        Учитель:

        Итак, давайте

        А) назовём великих географов древности, их открытия, используя пункт 2 на стр.28

        Б) Назовите географические открытия Средневековья, используя пункт 3 на стр.28

        Ответы учащихся.

        Дети читают на стр.27-28

        Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь.

        Отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы

        Находят нужную информацию в тексте.

        Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

        Формирование готовности и способности к самообразованию.

        Формирования умения логически мыслить, приводить примеры

        Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью

        Опыт «предметной» деятельности по получению знаний.

        Овладение основными навыками нахождения информации

        5. Физминутка

        6. Проверка полученных результатов. Коррекция.

        Учитель:

        Работа с электронным приложением

        «Проверь свои знания»

        Практическая работа №1

        Важнейшие открытия древности

        и Средневековья

        2. Подпишите на контурной карте названия

        всех материков и океанов. Материки, известные в

        древности и в Средние века, подчеркните зеленым

        цветом.

        3. Обозначьте на контурной карте маршруты

        путешественников Средневековья.

        Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя

        Формирование экологического мышления. Осознанность единства и целостности окружающего мира.

        Умение на практике пользоваться географическими знаниями.

        7. Рефлексия

        -Что вы узнали на уроке?

        -Что вы узнали интересного?

        — Что запомнилось?

        Синквейн

        Сегодня на уроке:
        я узнал…
        я научился…
        я не понял…

        Осуществляют самооценку деятельности

        Владение основами самооценки

        8. Оценивание результатов

        Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки.

        Выставляют отметки

        9. Д/зад.

        § 5, используя текст § 5 учебника, заполните таблицу (Ученый,

        путешественник

        Где побывал и когда

        Географические открытия)

        (Геродот

        Пифей

        Эратосфен

        Марко Поло

        Бартоломео

        Диаш

        Васко да Гама)

        Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник

        Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами

        Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний.

        Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичес

        ких знаний.

        multiurok.ru

        Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Географические открытия древности и средневековья

        Слайд 1

        Географические открытия древности и средневековья 5 класс Володина Елена Николаевна учитель географии МБОУ Нововолковская ООШ

        Слайд 2

        1. Для чего люди изучают Землю? 2 . Какие географические открытия совершили люди в древности ?

        Слайд 3

        Практическая работа №1 Географические открытия древности и средневековья Путешественник Географическое открытие Финикийцы Геродот Пифей Эратосфен Марко Поло Барталамео Диаш Васко да Гама

        Слайд 4

        Плавания финикийцев.

        Слайд 6

        плавали по Средиземному морю выходили в Атлантический океан. открыли Азорские и Канарские острова. обогнули Африку .

        Слайд 7

        Геродот дал описание многих стран, истории и быта народов посетил Скифию (южная часть России) описал климат Египта , разливы Нила

        Слайд 8

        Пифей

        Слайд 9

        Пифей обогнул берега Испании и Франции достиг Ирландии и Великобритании установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи .

        Слайд 10

        Эратосфен и змерил длину экватора и вычислил размеры земного шара выделил климатические пояса создал географическую карту населённой части Земли. п ервый употребил термин «география». а втор труда « Географика ».

        Слайд 11

        Вид Земли по Эратосфену

        Слайд 12

        Марко Поло (1254—1324 ) развитие знаний об Индии и Китае описал особенности климата, обычаи разных стран , архитектуру городов, их жителей .

        Слайд 14

        Бартоломео Диаш ( ок . 1450—1500) освоил путь вдоль западного берега Африки , нанес его на карту. достиг самой южной точки Африканского материка (мыс Бурь)

        Слайд 16

        Васко да Гама ( ок . 1469—1524 ) Доплыл до Индии , обогнув Африку

        Слайд 18

        Практическая работа №1 Задание №2 На контурной карте цветными ручками ( карандашами) отметить маршруты путешествий Финикийцев Пифея Васко да Гамы Подписать географические объекты, которые они исследовали

        Слайд 19

        Домашнее задание § 5 Практическая работа ( доделать)

        nsportal.ru

        Урок географии 5 класс «Географические открытия древности и Средиземноморья»

        Урок по теме: Географические открытия древности и Средневековья.

        Тип урока: урок общеметодологической направленности.:

        Используемые технологии: здоровьесбережения,

        проблемного обучения,

        развивающего обучения;

        развития исследовательских навыков;

        информационно-коммуникационные.

        Цель: научить учащихся работать с контурными картами и дополнительной литературой; показать роль эпохи Великих географических открытий для человечества.

        Формируемые УУД:

        предметные: научиться показывать на географической карте и обозначать на контурной карте маршруты путешествий Пифея, Васко да Гамы, Бартоломео Диаша, Марко Поло;

        метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;

        личностные: обладать ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности.

        Оборудование:

        учебники, рабочие тетради, карты атласа( физическая и политическая карты мира, портреты путешественников.)

        Ход урока

        I. Организационный момент

        Записи на доске:

        «Для чего люди изучали Землю ценой своих жизней?»

        Имена древних: Пифей, Геродот, Эратосфен, Марко Поло, Васко да Гама, Бартоломео Диаш.

        Народы: греки, финикийцы, арабы.

        На карте показ: Средиземноморье, Атлантический океан, Азорские острова, Канарские острова, Африка, Скифия, Испания, Франция, Египет, Нил, Ирландия, Великобритания, Индийский океан, Индия, Китай, Аравия, мыс Бурь — мыс Доброй Надежды.

        II. Работа по теме урока

        Тема урока: «Географические открытия древности и Средневековья».

        (Знакомство с планом урока.)

        План урока

        1. Плавания финикийцев.

        2. Великие географы древности.

        3. Географические открытия Средневековья.

        — Для чего люди изучают Землю? (Ответы учащихся.)
        Сегодня мы познакомимся с открытиями людей в древности

        и в Средневековье.

        1. Плавания финикийцев

        (Ученики читают текст учебника на с. 27.)

        • Какие вопросы мы можем сегодня рассмотреть, чтобы узнать о заслугах финикийцев в изучении Земли?

        • Кто такие финикийцы? (Народ, живший в Восточном Средиземноморье.)

        • Куда плавали финикийцы? (Плавали по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан.)

        (Ученики показывают на карте Средиземное море, Атлантический океан.)

        — Какие земли открыли финикийцы? (Азорские и Канарские
        острова.)

        (Ученики показывают на карте Азорские и Канарские острова.)

        Финикийцы обогнули Африку и выяснили, что это крупный участок суши, окруженный со всех сторон морями.

        Ученики показывают на карте Африку.)

        — Как называлась в древние времена Африка? {Ливия.)

        2. Великие географы древности

        (Ученики читают текст учебника на с. 28, рассматривают рис. 18, 19.)

        Найдем на карте Грецию. В Греции своими открытиями прославились ученые — Геродот, Эратосфен, Пифей.

        Геродот путешествовал по многим странам, он был в Скифии — сейчас это юг России. В древние времена там жили племена сарматов и скифов. Геродот описал жизнь, быт, природу многих стран. Он описал климат Египта, Нил и его разливы.

        (Ученики показывают на карте Скифию, Египет, Нил.)

        — В каком веке жил Геродот? Vв. до н. э.)
        (Ученики выступают с подготовленными сообщениями.)

        Пифей

        Пифей, сын торговца из греческой колонии Массалии, мечтал о путешествии на север. До Массалии доходили слухи об Оловянных островах и Янтарном море. Обе эти легенды Пифей проверил. А вернувшись из плавания, привез с собой третью легенду: о стране Туле, где море твердеет, а солнце не уходит с небосвода.

        Пифей прошел курс обучения у Эвдокса, астронома и математика, обстоятельно изучив науку ориентации по звездам и Солнцу в открытом море. Ведь, скорее всего, и до него кто-то заходил за Геркулесовы Столбы и даже достигал высоких широт, иначе откуда же Гомер узнал о полярной ночи, упомянутой им в «Одиссее»: «Там безотрадная тьма ночи искони окружает всех живущих».

        Под покровом ночи Пифей на двух кораблях проскользнул охраняемые карфагенянами Геркулесовые Столбы (Гибралтарский пролив) и вырвался на простор океана. А дальше — на север, не теряя из вида берега, заворачивая в удобные бухты и устья рек.

        Через два с половиной месяца после выхода из Массалии корабли Пифея достигли Британии (Оловянных островов). Загрузив олово, один из кораблей отправился обратно. На другом корабле Пифей побывал на Шетлендских островах. Там-то он и услышал о таинственной стране Туле и упросил моряков взять его с собой.

        Через шесть дней вошли в узкий, длинный залив, врезавшийся в гористую землю. По-видимому, это был Скандинавский полуостров, побережье Норвегии. Именно Норвегию назвал Пифей страной Туле. На расстоянии одного дня плавания на север от Норвегии море замерзает и погружается зимой во тьму. Там, как решил Пифей, жить уже нельзя. Там проходит граница Ойкумены, обитаемой земли. Аристотель проводил эту границу на полторы тысячи километров южнее. Пифей раздвинул границы Ойкумены.

        От Британии Пифей отправился на восток. Пройдя вдоль северных берегов Европы, он добрался до Янтарной реки (Эльбы), впадающей в Янтарное (Балтийское) море. Через полгода Пифей вернулся в Масса-лию. Было это между 330 и 300 годами до н. э.

        • Найдите на карте места, где побывал Пифей. (Средиземное море, Испания, Франция, Ирландия, Великобритания, Норвегия.)

        • Какую закономерность установил Пифей? (Он установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.)

        Во II в. до н. э. древнегреческий ученый Эратосфен впервые измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара, хотя не совершал путешествия вокруг Земли.

        — Какая наука помогла ему в этом? (Геометрия.)
        (Любознательные учащиеся могут попросить учителя математики объяснить, как помощью геометрических теорем можно
        определить размеры Земли.)

        Эратосфен

        Эратосфен из Кирены, греческой колонии в Ливии, жил на границе III и II вв. до н. э. Он первым назвал географию географией, а кроме того, впервые измерил окружность земного шара, задолго до того, как было установлено, что Земля круглая.

        Эратосфен обобщил все знания, которые накопились к тому времени о населенных разными народами странах, и написал книгу «Географика». В ней он описал всю обитаемую землю (Ойкумену), отдельно выделив Европу, Азию и Ливию (так раньше называли Африку). Эратосфен разделил Ойкумену на пять климатических зон по обе стороны от экватора. Получились жаркая зона, две умеренных и две холодных. О северном холодном поясе он узнал от Пифея, поверив его рассказу о замерзшем море и стране Туле.

        Еще Эратосфен математически вычислил границы между широтными зонами: жаркая зона занимает полосу в 48 градусов к северу и к югу от экватора, холодные зоны — на 24 градуса от полюсов, умеренные -между ними. Эти вычисления очень близки к расположению природных зон, которые мы выделяем сейчас. Более того, Эратосфен точно вычислил окружность земного шара: ошибка составила всего полградуса.

        • Какие открытия сделал Эратосфен? (Выделил климатические пояса, создал географическую карту населенной части земли.)

        • Автором какой книги является древнегреческий ученый? («Географика».)

        3. Географические открытия Средневековья

        (Ученики читают текст учебника на с. 28, рассматривают рис. 20.)

        Во времена Средневековья великие открытия совершали арабские мореплаватели.

        Задание. Найдите на карте территории, где жили арабы.

        Они плавали по Индийскому океану, основали колонии (поселения) на побережье Восточной Африки, побывали в Индии и Китае.

        Китайские мореплаватели исследовали берега Африки и Аравии.

        Задание. Найдите на карте Аравийский полуостров.

        Марко Поло

        В 1295 г. жители Венеции передавали друг другу новости: после многолетних странствий в город возвратился человек, который рассказывает удивительные вещи о бесконечно далеких азиатских странах. Его истории возбуждают небывалый интерес, ибо даже самые образованные горожане имеют очень смутное представление об Азии, о таинственной стране Китае. Марко Поло (так звали путешественника) обладал редким даром образно и красочно повествовать об увиденном.

        Марко Поло родился на острове Корчула (Далматинские острова) и происходил из купеческой семьи. Его отец и дядя вели обширную торговлю, в частности в Персии. В 1271 г. они взяли с собой Марко, который с детства был наблюдателен и сообразителен и имел феноменальную память. От Ормуза караван проследовал через пустыни и горы Центральной Азии и спустя много месяцев достиг Поднебесной империи — Китая. Целых 17 лет семья Поло занималась торговлей в этой стране. Марко быстро овладел местным языком и снискал расположение императора Поднебесной — великого хана Хубилая, внука Чингисхана. Марко, находясь на службе у хана, неоднократно пересекал Восточный Китай. Из его рассказов сравнительно точно можно определить лишь два маршрута: один — вдоль приморской полосы прямо на юг, к городам Кинсай и Зейтун, другой — в Восточный Тибет, Юньнань и на север Индокитая. В Венецию Поло вернулся 1295 г. морем через Тебриз, сопроводив по поручению Хубилая царевну, выданную замуж за правителя Персии. Первым из европейцев Марко Поло побывал в областях Внутренней Азии.

        В 1297 г. Марко, участвуя в морском сражении между Венецией и ее торговым соседом Генуей, попал в плен. В тюрьме его яркие рассказы о путешествиях записал один из сокамерников — пленный из Пизы Ру-стичано. После освобождения в 1299 г. Марко вернулся в родной город, где прожил еще 25 лет состоятельным человеком. Европейцы получили некоторое представление о Китае, Японии, островах Ява и Суматра, о богатейшем Цейлоне, впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, горючих «черных камнях» (каменном угле), а главное — о странах, где растут пряности, ценившиеся на вес золота. Это сообщение вдохновило купцов на поиски путей приобретения пряностей, что в дальнейшем привело к уничтожению арабской торговой монополии и в конечном итоге к переделу мира.

        В XIV-XV вв. книга Марко служила для картографов одним из руководств, хотя он часто ошибался в оценке расстояний. Большую роль

        труд Марко сыграл в истории Великих географических

        открытий, став

        настольной книгой для выдающихся португальских и испанских мореплавателей, в том числе Христофора Колумба. Сочинения Марко Поло с интересом читают и в наше время.

        Задание. Рассмотрите карту в учебнике.

        • Какие страны посетил Марко Поло?

        • Сколько лет длилось его путешествие?

        • Сравните политическую карту атласа с картой в учебнике.

        Бартоломео Диаш

        Бартоломео Диаш был дворянином по происхождению и слыл весьма опытным моряком. Вероятно, за его удачный поход в 1481 г. к берегам африканского континента португальский король решил назначить Диаша капитаном одного из парусников, отправлявшегося на поиски короткого пути в Индию и параллельно он должен был исследовать африканское побережье.

        К экспедиции подготовились очень серьезно, снарядив, кроме двух кораблей с командами опытных моряков, третий, транспортный корабль. На его борту разместился груз из продовольствия, воды и различных запасных частей к кораблям. Из лиссабонского порта эскадра отправилась в августе 1487 г. и взяла курс вдоль берега Африки на юг. Помимо выполнения исследовательской миссии, судовые команды устанавливали на вновь открытых берегах каменные кресты — падраны, как символ принадлежности этих земель Португалии.

        Португальский мореплаватель в 1488 г. первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африканского материка, которая была названа мысом Бурь. Позднее его переименовали в мыс Доброй Надежды.

        — Почему мыс Бурь переименовали в мыс Доброй Надежды? (Так как это открытие подавало надежды на открытие морского пути в Индию.)

        Задание. Покажите на карте маршрут экспедиции под началом Бартоломео Диаша.

        Васко да Гама

        Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей — достичь далекой Индии. Оттуда он вернулся прославленным и богатым вельможей.

        Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синише (Португалия). Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Когда король принял решение продолжить исследования, начатые Диашем, да Гама был наготове и ждал приказа к выступлению.

        Приказ был получен весной 1497 г. Да Гама получил четыре корабля, построенные Диашем. Личный экипаж состоял из 170 человек. Утром 8 июля под звуки военной музыки корабли с развевающимися флагами отплыли из Португалии. Через 12 дней моряки достигли островов Зеленого Мыса. Миновав острова, корабли направились на юго-запад, чтобы не идти против морского течения у берегов Африки. Спустя 4 месяца после выхода из Лиссабона корабли, медленно продвигаясь на юг, обогнули мыс Доброй Надежды и пришли к восточному берегу Африки, назвав его берегом Натал (Рождества).

        В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Объявив это место владением Португалии, Васко да Гама пробыл здесь месяц, ремонтируя корабли.

        В устье Замбези да Гама получил сведения о том, что к северу лежит цветущая страна, и поэтому назвал это устье «Рекой хороших указаний». В апреле корабли прошли Мозамбик, а вслед за тем — Момбасу и Ми-линди, откуда начиналась большая торговля между Индией и Африкой.

        Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время отплыли от берега и взяли курс на северо-восток. Так следовали они 23 дня, прошли к северу от Лаккадивских островов и 22 мая встали на якорь в Каликуте. Плавание да Гамы продолжалось 10 месяцев и 14 дней. Наконец-то Португалия открыла свой торговый путь в Индию.

        Но проложить торговый путь еще не значило заполучить в свои руки торговлю. Да Гама убедился, что на Малабарском берегу его появление было встречено отнюдь не с восторгом. Он был задержан в качестве пленника туземцами. Тогда португальцы тоже захватили заложников и начали угрожать разрушением города. Да Гама был отпущен. После этого он получил возможность торговать в Каликуте.

        Наконец корабли повернули назад — с грузом товаров и с пленниками. Спустя 26 месяцев после отплытия корабли бросили якорь в’родном Беле-ме. Да Гама предстал перед королем Мануэлем с грузом золота и серебра.

        Через два года да Гама вторично отправился в Индию. Вернувшись в Португалию, он получил высокие титулы и награды, а португальцы организовали оживленную торговлю с Индией. Эта торговля принесла доходы и самому да Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.

        III. Закрепление изученного материала

        1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания».

        2. Выполните задание № 6 в рабочей тетради на с. 15.

        3. Выполните практическую работу № 1.

        IV. Рефлексия учебной деятельности

        • Я понял тему урока.

        • Как я оцениваю свою работу на уроке.

        • У меня были проблемы на уроке.

        V. Подведение итогов урока

        Прочитайте вывод на с. 29 учебника.

        Домашнее задание

        1. Прочитать § 6.

        2. Подготовить сообщение и презентацию по темам (на выбор).

        1. Христофор Колумб.

        2. Фернан Магеллан.

        3. Биллем Янсзон.

        4. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

        (Работа может выполняться в паре или в малой группе.)

        Дополнительный материал

        Самым великим путешествием финикийцев было трехлетнее плавание из Красного моря вокруг Африки с возвращением через Гибралтар. Финикийцы плыли без компаса, придерживаясь береговой линии. Если подходил к концу запас пищи, корабли вытаскивали на берег. Тогда остановка затягивалась на два, а то и три месяца, мореплаватели сходили на берег и превращались в земледельцев. Они засевали участок земли пшеницей и дожидались урожая. Одновременно занимались рыбной ловлей и охотой, сбором диких фруктов. Потом, запасшись всем необходимым, грузились на корабли и продолжали дальше свой путь.

        Было это за 600 лет до н. э. Для того времени плавание было невероятно смелым. На следующее подобное путешествие люди отважились только через два тысячелетия!

        Урок 7. Важнейшие географические открытия

        Тип урока: урок открытия нового знания.

        Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные.

        Цель: познакомить учащихся со значением Великих географических открытий.

        Формируемые УУД: предметные: прослеживать по картам маршруты путешествий; выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли; метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников; личностные: обладать — ответственным отношением к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

        Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное приложение, физическая и политическая карты мира, портреты путешественников.

        Ход урока

        I. Организационный момент

        II. Проверка выполнения домашнего задания

        (Учитель проверяет выполнение заданий электронного приложения, разбирает с учениками задания, вызвавшие затруднения.)

        III. Актуализация знаний

        Беседа по вопросам.

        • В чем заслуги финикийцев в исследовании Земли?

        • В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

        • В чем заслуга Васко да Гамы?

        • Какое плавание совершил Бартоломео Диаш?

        • Какие народы совершали открытия в древности и Средневековье?

        • Какие страны посетил Марко Поло?

        • Что такое материк?

        • Какие материки вы знаете? ,

        • Чем отличается материк от части света?

        IV. Работа по теме урока

        Тема урока: «Важнейшие географические открытия». (Знакомство с планом урока.) План урока

        1. Открытие Америки.

        2. Первое кругосветное путешествие.

        3. Открытие Австралии.

        4. Открытие Антарктиды.

        К XV в. карта Земли выглядела совсем не так, как современная карта мира. Не было известно о том, что за Атлантическим океаном расположено два материка — Северная и Южная Америка. Не знали, что существует Австралия, Антарктида. Известны были Европа, Азия и Африка — это Старый Свет. Вновь открытые материки стали называть Новым Светом.

        Столетия потребовались для того, чтобы узнать, что на Земле шесть материков. Исторически появлялись названия частей света. Имя Асия в греческой мифологии принадлежит жене Прометея, от которой, согласно мифологической традиции, и произошло название части света. Европа названа по имени героини древнегреческой мифологии Европы, финикийской царевны, похищенной Зевсом и увезенной на Крит. Так появились названия двух частей света — Европа и Азия (оказалось, что это огромный единый материк Евразия).

        — Какая часть света была открыта по ошибке?

        (По ходу изучения нового материала ученики заполняют таблицу.)

        Фамилия, имя

        Страна,

        путешественника, мореплавателя

        которую представлял море-

        Цель путешествия

        Время путешествия

        Что открыл

        Последствия для человечества

        плаватель

        Христо-

        Испания

        Открыть путь

        1492-

        От-

        фор Колумб

        в Индию,

        1498 гг.

        крытие

        и заселение

        в Азию

        Америки

        Нового Света

        Фернан Магеллан

        Португалия

        Открыть путь в Индию,

        1519—

        |1522гг.

        Первое круго-

        Доказательство шаро-

        обогнув Аме-

        светное

        образности

        рику с юга

        плавание

        Земли и наличия единого Мирового океана

        Биллем Янсзон

        Голлан-

        Найти неве-

        1603-

        От- .

        дия

        домую Юж-

        1606 гг.

        крытие

        и заселение

        ную землю

        Австра-

        нового мате-

        лии рика

        Ф.Ф. Беллине-

        Россия

        Доказать

        1819-

        Откры- Открытие

        или опроверг-

        1821гг.

        тие Ан-

        берега по-

        М.П. Лазарев

        нуть предположение

        тарктиды

        следнего неизвестного

        о существова-

        человечеству

        нии шестого

        материка

        Антарктиды

        (При заполнении таблицы учащиеся работают с картой полушарий и мира в атласе, находят Испанию, Геную, остров Кубу, Азию, Индию, Америку, Новую Гвинею, Австралию, Антарктиду.)

        1. Открытие Америки

        (Ученики читают текст учебника на с. 30, 31, рассматривают рис. 21, 22.)

        Христофор Колумб

        Христофор Колумб родился в городе Генуе. Его отец был бедным ткачом. Живя вблизи моря, Колумб еще в детстве совершал свои первые плавания. Это был достаточно образованный человек, знавший четыре языка: родной итальянский, испанский, португальский и латинский. Учился ли Колумб или был гениальным самоуч-

        кой, неизвестно. Биографические данные до организации им первой экспедиции крайне скудны и противоречивы. Некоторые архивные данные говорят о том, что в 1476 г. Колумб перебирается в Португалию, которая в то время была крупной морской державой. Женившись там, он долго прожил в этом государстве, совершенствуя искусство кораблевождения.

        В то время многие европейские державы искали морские пути в страны Южной и Восточной Азии, которые назывались тогда общим словом «Индия». Из этих стран в Европу поступали перец, мускат, гвоздика, корица, дорогие шелковые ткани. Испания не могла пройти к Индии морским путем, т. к. у западных берегов путь ей закрывал португальский флот.

        В XV в. идея шарообразности Земли не вызывала особых сомнений у образованных людей. Следовательно, если плыть на корабле все время на запад, через Атлантический океан, то в конце концов можно достигнуть Восточной Азии. Хотя и заманчиво было проникнуть в страны Азии, но никто из испанцев не решался отправиться в этот неведомый и опасный путь. Но вот в Испанию прибыл моряк, испанцы стали звать его Кристобаль Колон. У Колумба уже давно созрел проект подобного путешествия, но португальский король отклонил его, поэтому мореплаватель перебрался в Кастилью. Христофор Колумб дважды пытался заинтересовать своим проектом испанскую королеву Изабеллу. Ничего не добившись, Колумб хотел покинуть Испанию и попытать счастья во Франции. Неожиданно королева Испании приняла его проект и заключила с ним договор, по которому он получил корабли, людей, продовольствие, а в случае успеха стал бы вице-королем открытых им территорий.

        Оставив на одном из открытых островов часть людей во главе со своим братом, Колумб вернулся в Испанию. Как доказательство, что он открыл путь в Азию, он взял с собой несколько жителей островов, перья птиц и неизвестные европейцам плоды.

        15 марта 1493 г. жители Палоса встречали Колумба как героя. Так завершилось первое плавание Колумба.

        Христофор Колумб был торжественно принят королевой, ему было пожаловано дворянское звание, герб и титул вице-короля. Вскоре Колумб совершает второе и третье плавание.

        Он хотел доплыть до Индии, обогнуть Африку и вернуться в Испанию, совершив кругосветное плавание, но выполнить задуманное Колумбу не удалось. В ноябре 1504 г., проведя в плавании полтора года, путешественник вернулся в Испанию.

        Умер Колумб 20 мая 1506 г. в городе Вальядолиде. Смерть его осталась не замеченной современниками.

        До конца своей жизни Колумб считал, что открыл и исследовал берега Азии.

        Задание для первой группы.

        1) Ответьте на вопросы.

        — В чем заслуга Колумба?

        Почему он решил двигаться именно в таком направлении,

        пытаясь открыть новый путь в Азию? 2) Выполните задание № 2 в рабочей тетради на с. 16. 2. Первое кругосветное путешествие

        (Ученики читают текст учебника на с. 31, 32, рассматривают рис. 23.)

        Фернан Магеллан

        Уже в начале XVI в. европейским ученым становится ясно, что Колумб открыл не восточные берега Азии, а новый, ранее не известный материк, названный позднее Америкой. Испания решилась на кругосветное плавание. Возглавил его Фернан Магеллан.

        Он родился в 1480 г. в городе Саброде, португальской провинции, не имеющей выхода в море. В 1504 г. Магеллан записался добровольцем в отряд португальской армии, отправляющийся в Индию.

        Вернувшись в 1512 г. в Португалию с твердым убеждением проложить дорогу в Индию западным путем, он попросил помощи у португальского короля, но тот прогнал его. Тогда Магеллан покинул родину и отправился в Испанию. Карл V (император Испании) заинтересовался проектом, и летом 1519 г. Магеллан был назначен капитаном флота из пяти кораблей.

        23 ноября испанцы приплыли к мысу Святого Августа в Бразилии и были хорошо приняты туземцами. В марте 1520 г. флот достиг 45° ю. ш. Здесь на трех кораблях произошло восстание, они отказались подчиняться Магеллану. Ночью мятежники пытались покинуть гавань Пуэрто Сан-Хулиан, но произошло настоящее сражение, в результате которого восставшие были разбиты. Два зачинщика были высажены на пустынный берег, остальные казнены. Сорок человек команды заковали в кандалы. Порядок был наведен, но впереди лежал очень трудный путь. Один корабль, высланный на разведку, утром разбился.

        11 октября флот обогнул мыс и вошел в узкий пролив. Плавание в проливе требовало большого искусства. Из-за большой глубины не удавалось встать на якорь. Дули встречные ветры, а по ночам налетали штормы и среди пустынных скал, лежавших на юге, вспыхивали костры туземцев. Испанцы назвали это место «Огненная Земля».

        18 ноября три корабля вышли в океан. Испанцы попали в него во время штилей, поэтому Магеллан назвал его Тихим. Но путешествие по нему было тяжелым испытанием — закончились вода и пища. Люди варили и ели обшивку с рей, не брезговали и крысами. 16 марта путешественники подплыли к острову Самара (Филиппинские острова). Моряки начали торговать с местными жителями.

        Во время стоянки кораблей у острова Себу Магеллан и сорок человек из его команды ввязались в междоусобную войну. Во время сражения Магеллан и восемь человек погибли. Корабли довели до Испании капитаны Барбоса и Эль-Кано.

        И хотя по справедливости именно Эль-Кано надо считать первым человеком, обогнувшим Землю, все признают, что именно благодаря Магеллану, его энергии и воле состоялось это путешествие.

        Задание для второй группы.

        1) Изучите рис. 23 на с. 31 учебника и ответьте на вопросы.

        • Все ли материки посетили участники первой кругосветной экспедиции?

        • Какие континенты были в то время неизвестны?

        2) Выполните задание № 3 в рабочей тетради на с. 16.
        3. Открытие Австралии

        (Ученики читают текст учебника на с. 32, 33.)

        Неведомая Южная земля

        Многие годы люди считали, что на юге существует материк, богатый золотом, алмазами, жемчугом. Его никто не видел, но на карты наносили и называли неведомой Южной землей — Терра Аустралиус Инкогнита.

        В XVI в. был открыт остров Новая Гвинея, который является вторым по размерам после Гренландии. Поэтому Новую Гвинею посчитали выступом Южной земли.

        Первая высадка путешественников на австралийском берегу состоялась в 1606 г. с небольшого голландского корабля «Дайфкен».’Руководил экспедицией Биллем Янсзон. Но капитан думал, 4fo добрался только до Новой Гвинеи. Биллем Янсзон, так же как и Христофор Колумб, не узнал до конца своей жизни, что открыл новый материк.

        После Янсзона голландские мореплаватели исследовали западное, северное и южное побережье Австралии и назвали ее Новой Голландией, посчитав, что это часть Южной неведомой земли. Только в XVIII в. английский мореплаватель Джеймс Кук обследовал восточное побережье Австралии и доказал, что это самостоятельный материк. Таким образом, Австралию — самый маленький материк — открыли голландцы, но осваивать и заселять стали англичане, объявив ее своей колонией.

        Задание для третьей группы.

        1) Ответьте на вопросы.

        • Как переводится название «Австралия»? («Южная».)

        • Вспомните, какова площадь Австралии. (7,6млн км2.)

        2) Напишите развернутый план ответа по теме «Открытие Ав
        стралии».

        4. Открытие Антарктиды

        (Ученики читают текст учебника на с. 33, рассматривают рис. 26, 27.)

        Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева

        В 1819 г. после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

        Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1778 г. Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803-1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.

        Командир шлюпа Лазарев родился во Владимирской губернии. Он также поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После ее окончания его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в Русскую Америку.

        16 июля 1819г. корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании южного материка. В крупном английском порту корабли вынуждены были стоять около месяца, чтобы пополнить запасы провианта и мореходных инструментов. В начале осени при попутном ветре корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых дней плавания велись научные наблюдения. Чербз 21 день шлюпы подошли к острову Тенерифу. Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., корабли вошли в зону затишья, связанного с экваториальным поясом. Корабли пересекли экватор, при попутном ветре достигли берегов Бразилии и стали на якорь в удобной и красивой бухте, на берегах которой раскинулся Рио-де-Жанейро. Здесь Беллинсгаузен был потрясен работорговлей. Запасшись провизией, корабли покинули город, взяв курс на юг.

        В конце декабря корабли подошли к острову Южная Георгия, который открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди льдов, двигались вперед.

        Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров — айсберг. На островах Завадовского (названных в честь участника экспедиции) взяли на борт пингвинов, развлекавших в пути экипаж. Туманная пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. Несмотря на это, корабли пересекли Южный полярный круг, и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда.

        В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

        Долго плавая по Тихому океану, 29 января 1821 г. в 11 часов дня Беллинсгаузен наконец записал в судовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра I. Так совершилось величайшее открытие XIX века 5 августа 1821 г. корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в два раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

        Задание для четвертой группы. 1) Ответьте на вопросы.

        Русские моряки девять раз подходили на парусных судах
        «Восток» и «Мирный» к ледовым берегам Антарктиды,
        но высадиться на берег не смогли. Почему?

        — Кто первыми ступил на землю Антарктиды? {Норвежцы ка
        питан Леонард Кристенсен и матрос Карстен Борхгревинк.)

        2) Напишите развернутый план ответа по теме «Открытие Антарктиды».

        V. Рефлексия учебной деятельности

        • Я понял тему урока.

        • Как я оцениваю свою работу на уроке.

        • У меня были проблемы на уроке.

        VI. Подведение итогов урока

        Прочитайте вывод на с. 34 учебника.

        Домашнее задание

        1. Прочитать § 6. Проверить правильность заполнения таблицы.

        2. Творческое задание — составить кроссворд по теме урока «Великие географические открытия» (по желанию).

        3. Нарисовать корабль, на котором плыли участники любой экспедиции (по желанию).

        4. Подготовить сообщение и презентацию по темам (на выбор).

        1. Н.М. Пржевальский.

        2. Ю.Ф. Крузенштерн.

        3. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. (Работа может выполняться в паре или в малой группе.)

        Дополнительный материал

        Одиссея Джеймса Кука

        Джеймс Кук юнгой побывал в портах Голландии, Норвегии, Санкт-Петербурга. Во время Семилетней войны он служил на военном флоте и участвовал в мирной гидрографической экспедиции в Канаде, изучавшей реку и залив Святого Лаврентия, провел опись берегов острова Ньюфаундленд и полуострова Лабрадор. Составленные им карты были очень точны.

        Кука называют лучшим штурманом британского флота. На статью Джеймса Кука о наблюдении солнечного затмения обратило внимание Адмиралтейство, и ему предложили командовать судном «Индевор», отправлявшимся в 1768 г. в южную часть Тихого океана для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца. Высадив астрономов на острове Таити, Кук приступил к исследованиям островов Тихого океана. Прежде всего его привлекла Новая Зеландия. Кук впервые описал ее, прошел проливом, разделяющим два острова (теперь это пролив Кука), потом отправился к берегам Австралии, где, описав около двух тысяч километров ее берегов, объявил материк собственностью английской короны

        Урок 8. Открытия русских путешественников

        Тип урока: урок открытия нового знания.

        Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные.

        Цель: познакомить учащихся с путешествиями и открытиями русских землепроходцев.

        Формируемые УУД: предметные: сравнивать результаты открытий русских путешественников, объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири; метапредметные: уметь планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников; личностные: обладать — ответственным отношением к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

        Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное приложение, физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, портреты русских путешественников.

        Ход урока

        I. Организационный момент

        II. Проверка выполнения домашнего задания

        (Учитель проверяет выполнение домашнего задания, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения. Ученики выступают с подготовленными сообщениями.)

        III. Актуализация знаний

        — Определите, о каком путешественнике идет речь.

        1. Этот португальский мореплаватель обогнул с юга материк Южную Америку, первым из европейцев проплыл по Тихому океану. Его экспедиция совершила первое кругосветное плавание. (Фернан Магеллан.)

        2. Выходец из Генуи в попытке открыть западный путь в Азию достиг новых земель. Совершив четыре плавания к вновь

        infourok.ru

        Урок по географии в 5 классе. Географические открытия древности и Средневековья

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

        «Бутиковская средняя общеобразовательная школа»

        Урок по географии

        в 5 классе.

        Географические открытия древности и Средневековья

        Учитель: Черняк Вера Алексеевна

        Методическая разработка урока географии в 5 классе

        ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

        Учитель МКОУ «Бутиковская СОШ» Черняк Вера Алексеевна

        Тема урокаГеографические открытия древности и Средневековья

        Базовый учебник: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

        Цель урока: Познакомить учащихся с географическими открытиями в разные эпохи.

        Задачи:

        Познакомить учащихся с историей географических открытий.

        Развитие способности применять полученные знания на практике.

        Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

        Тип урока: Урок изучения нового материала.

        Планируемые результаты:

        Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о географических открытиях.

        Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

        Предметные: знакомство с выдающимися мореплавателями древности и средневековья, формирование умения работать с контурной картой.

        Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

        Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

        Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

        Организационный момент

        Прозвенел скорей звонок!

        Начинается урок!

        Ну ребятки проверяйте

        Всё ль у вас сейчас в порядке:

        Книжки, ручки и тетрадки?

        Все ли правильно сидят?

        Все ль внимательно глядят?

        — Здравствуйте ребята! Добрый день гости нашего сегодняшнего урока!

        Актуализация знаний

        — Напомните, ребята, какую естественную науку мы с вами изучаем?

        — О чём эта наука? Что она изучает?

        — Ребята, давайте вспомним с вами методы географических исследований. Я буду показывать картинки, а вы называть метод исследования.

        — А для чего люди изучают Землю?

        — Кто помнит, знает какие географические открытия совершили люди?

        Мотивационно-целевой этап

        — Как вы понимаете высказывание «Географические открытия»; «Древние века» (Древний мир (2 млн. лет до н.э. — V в. н.э.). Становление человеческого общества, возникновение присваивающего хозяйства на основе собирательства и охоты ) ; «Средневековье» (Средние века (V-XV вв. н.э.). Возникновение предпосылок формирования современной западноевропейской цивилизации )?

        — Подумайте, о чём мы сегодня будим говорить на уроке?

        — Какие цели поставим перед собой?

        Работа по теме урока

        — Рассмотрите Рис. 19 в учебнике, самостоятельно приблизительно определите продолжительность плавания на таких кораблях.

        Ответ – презентация

        по тексту учебника п.2 и п.3 самостоятельно найдите информацию о маршрутах путешествий и путешественниках разного времени и периодов. Заполните следующую таблицу: (Презентация)

        Физкультминутка

        Вновь у нас физкультминутка, 
        Наклонились, ну-ка, ну-ка!
        Распрямились, потянулись, 
        А теперь назад прогнулись.

        (наклоны вперед и назад)

        Голова устала тоже.
        Так давайте ей поможем!
        Вправо-влево, раз и два.
        Думай, думай, голова.

        (вращение головой)

        А над морем чайки кружат,
        Полетим за ними дружно.
        Брызги пены, шум прибоя, 
        А над морем — мы с тобою!

        (машут руками)

        Мы теперь плывем по морю
        И резвимся на просторе.
        Веселее загребай
        И дельфинов догоняй.

        (плавательные движения руками)

        Поглядите: чайки важно 
        Ходят по морскому пляжу.

        (ходьба на месте)

        Сядьте, дети на песок, 
        Продолжаем наш урок

        Продолжение работы по теме урока

        — Ребята, я сейчас буду показывать вам карты с маршрутами изученных нами путешественников, вам предстоит определить кому он принадлежит. (презентация)

        — Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркивают зеленым цветом.

        Обозначте маршруты путешественников древности и Средневековья на контурной карте.

        Рефлексивно-оценочный этап

        — Оцените свою работу на уроке.

        — Кому нужна помощь учителя?

        Подведение итогов урока

        — Чему вы научились сегодня на уроке?

        — Что вам понравилось больше всего?

        — Какое задание вызвало затруднение?

        — Сегодня на уроке меня приятно удивили…(Оценки)

        Домашнее задание

        §5, (доделать задание на контурной карте) выполнить задания в рабочей тетради, *Творческое задание» (Записывают задание в дневники).

        infourok.ru

        План урока :»Географические открытия древности и Средневековья «, 5 класс, ФГОС

        Урок 6.

        Географические открытия древности и Средневековья

        Тип урока. Урок изучения нового.
        Цели и задачи. Познакомить с историей географических открытий.
        Средства обучения. Учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий , электронное приложение.
        Методы и формы учебной деятельности. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.
        Основное содержание. Финикийцы первыми обогнули Африку. Геродот оставил описания многих стран. Пифей нашёл путь к Британским островам. Эратосфен дал название науке – «география», измерил окружность Земли. Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии.
        Персоналии. Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло , Бартоломео Диаш, Васко да Гама.
        Результаты урока. Формирование предметного учения работать с контурной картой. Выполнение практической работы №1.
        Практическая работа №1. Важнейшие открытия древности в Средневековья.
        1. Используйте текст §5 учебника, заполните таблицу.
        Важнейшие открытия древности и Средневековья.

        Учёный, путешественник

        Где побывал и когда

        Географические открытия

        Геродот

        Пифей

        Эратосфен

        Марко Поло

        Бартоломео Диаш

        Васко да Гама

        2. Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркните зелёным цветом.
        3.Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников средневековья.
        Вопросы и задания.
        1.
        Какие путешествия совершили финикийские моряки?
        2. В чём заслуга древнегреческого учёного Эратосфена?
        3. Можно ли утверждать , что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?

        Домашнее задание. §5 учебника, задания электронного приложения и рабочей тетради.

        www.metod-kopilka.ru

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *