cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Календарное планирование природоведение 5 класс днр – Календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему: Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 кл. школа VIII вида

Содержание

Календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему: Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 кл. школа VIII вида

п/п

Тема урока

часы

Планируемые результаты

наглядность

ИКТ

Задание

на дом

Введение

1

Предметные

метапредметные

1

Что такое природоведение

1

Знакомство с новым

учебником

Описание картин природы

Составление рассказа по плану

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь;

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться ориентироваться в пространстве, времени;

Календари погоды

Фотографии, иллюстрации

таблицы

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Природоведение

вселенная

4

С 3

1

Небесные тела: планеты, звезды

1

С 4-6

2

Солнечная система. солнце

1

С 6-9

3

Исследование космоса

1

С 9

4

Первый полет в космос

1

С 9-10

Наш дом — Земля

13

1

Планета земля

1

С 12-14

2

Воздух

1

С 14-16

3

Значение воздуха для жизни на Земле

1

Нахождение на физической и политической картах полушарий и России изучаемых географических объектов,

Описание картин природы

Составление рассказа по плану

Картины природы

Фотографии, иллюстрации

Таблицы

Коллекция полезных ископаемых

С16-18

4

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги

1

С18-20

С20-22

5

Поверхность суши. Горы

1

6

Почва

1

С 22-24

7

Полезные ископаемые

1

С 24-28

8

Нефть, каменный уголь, газ, торф

1

С28-31

9

Свойства воды

1

С 31-34

10

Вода в природе

1

С 34-37

11

Воды суши: ручьи, реки

1

С 37-40

12

Озера, болота, пруды

1

С 40-43

13

Моря и океаны. Использование и охрана воды

1

С 43-47

Растительный мир Земли

12

1

Разнообразие растительного мира

1

С 47-50

2

Среда обитания растений

1

3

Части растения

1

С 54-56

4

Деревья, кустарники, травы

1

С 56-59

5

Лиственные деревья

1

Описание картин природы

Составление рассказа по плану

Характеристика климата, растительного и животного мира, особенностей труда и быта людей, влияния человека на природу

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу;

Развивать умение определять свое отношение к миру;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению;

Познавательные: называть условные знаки и цвета карты

Картины природы

Фотографии, иллюстрации

Таблицы

Гербарий

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Природоведение

С 59-62

6

Хвойные деревья

1

С 62-64

С 64-67

7

Дикорастущие и культурные кустарники

1

8

травы

1

 С 67-70

9

Декоративные растения

1

С 70-73

10

Лекарственные растения

1

73-75

11

Комнатные растения

1

75-78

12

Охрана растений

1

78-81

Животный мир Земли

14

1

Разнообразие животного мира

1

81-83

2

Среда обитания животных

1

83-86

3

Животные

1

86-89

4

Насекомые

1

89-91

5

Рыбы

1

91-93

6

Птицы

1

93-95

7

Звери

1

95-98

8

Животные рядом с человеком

1

98-100

9

Уход за животными в живом уголке

1

100-103

10

Певчие птицы

1

103-104

11

Аквариумные рыбки

1

104=107

12

Собаки

1

107-109

13

Домашние кошки

1

Изучение тела человека, его внешних и внутренних органов

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи;

Познавательные: характеризовать рельеф местности. объекты водного мира

Фотографии, иллюстрации

Таблицы

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Природоведение

109-111

14

Охрана животных

1

Человек

8

1

Как устроен наш организм

1

114-118

2

Как работает наш организм

1

119-120

3

Здоровье человека

1

120-123

4

Осанка

1

123-126

5

Органы чувств

1

126-129

6

Здоровое питание

1

129-132

7

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

132-135

8

Оказание первой медицинской помощи

1

135-139

Есть на Земле страна Россия

15

1

Россия – Родина моя

1

139-144

2

Население и народы России

1

144-147

3

Москва – столица России

147-149

4

Санкт-Петербург

1

Личностные: формирование умения определять свое отношение к миру

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе, учиться выполнять различные роли в группе;

Картины природы Фотографии, иллюстрации

таблицы

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Природоведение

149-152

5

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

152-154

6

Новосибирск, Владивосток

1

154-147

7

Кемерово, Томск

1

Записи

8

Золотое кольцо России

1

157-160

9

Золотое кольцо России

1

160-162

10

Растительный мир России

1

162-165

11

Животный мир России

1

165-169

12

Охрана природы. Заповедники и заказники

1

169-172

13

Наш город

1

172

14

Повторительно-обобщающий урок

2

Повторение пройденного

1

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме: Календарно- тематическое планирование по природоведению 5 класса по программа Плешакова А.А.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Использование ИКТ

план

факт

1-2

Науки о природе

2

04.09

05.09

3-4

Методы изучение природы

2

12.09

13.09

5

Великие естествоиспытатели

1

17.09

презентация

6-7

Как древние люди представляли себе вселенную

2

20.09

2.09

8

От Коперника до наших дней

1

28.09

9

Ученые, перевернувшие мир

1

01.10

10-11

Соседи солнца

2

04.10

07.10

12-13

Планеты гиганты и маленький Плутон

2

11.10

15.10

14-15

Астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты.

2

18.10

22.10

16 -17

Мир звезд

2

25.10

29.10

18

Обобщающий урок

1

01.11

19-20

Как возникла земля

2

12.11

15.11

21-22

Что у земли внутри

2

19.11

22.11

презентация

23-24

Вещества

2

26.11

29.11

25-26

Многообразие явлений природы

2

03.12

06.12

27

Землетрясения

1

10.12

презентация

28

Вулканы

1

13.12

презентация

29

В царстве беспокойной земли  и огнедышащих гор

1

17.12

30-31

суша

2

20.12

32-33

Воздушная одежда земли

2

24.12

27.12

34

Беспокойная атмосфера

1

14.01

35-36

Вода на земле

2

17.01

21.01

презентация

37

Неповторимая планета

1

24.01

38

Обобщающий урок

1

28.01

3940

Как развивалась жизнь на земле

2

31.01

04.02

41-42

Живые клетки

2

07.02

11.02

43

Большой мир маленькой клетки

 1

14.02

44-45

Разнообразие живого

2

18.02

21.02

презентация

46-47

Три среды обитания

2

25.02

28.02

48-49

Жизнь на разных материках

2

04.03

07.03

50

Растения и животные земли

1

11.03

презентация

51-52

Природные зоны земли

2

14.03

18.03

53

Жизнь в морях и океанах

1

21.03

презентация

54

Обобщающий урок

1

01.04

55-56

Как человек появился на земле

2

04.04

08.04

57-58

Как человек открывал землю

2

11.04

15.04

59-60

Как человек изменил землю

2

18.04

61-62

Жизнь под угрозой

2

22.04

25.04

презентация

63

Не станет ли земля пустыней

1

29.04

64-66

3здоровье человека и безопасность жизни

3

02.05

06.05

13.05

67

Практическая работа

1

16.05

68

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

1

20.05

69-70

Повторение

2

23.05

27.05

       

                                                                       

                             

                                           

                                   

                                       Пояснительная записка

        За основу  взята программа  основного общего образования по природоведению,  авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. — М.: Дрофа, 2010.) Эта программа рассчитана на 2 часа в неделю.

         Рабочая программа  разработана в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса  авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

        Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов  и истории познания природы  человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

        Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережения программного материала.

        Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение  начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы,  интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

                Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как не расчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно – практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.

        Следует учитывать, что данный курс выполняет роль пропедевтики для систематических курсов физики, астрономии, химии, биологии и географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.

        Мною, на уроках природоведения. используются самые разнообразные задания, направленные на усвоение учащимися обязательного минимума знаний и умений  , необходимых для понимания целостности окружающего мира, основных закономерностей природы, места в ней человека. К их числу можно отнести вопросы и задания по работе с иллюстрациями учебника, его методическим аппаратом, а также самостоятельные работы по анализу схем, таблиц. оценке различных явлений природы. Особое внимание на уроках уделяю такому важному этапу урока, как проверке знаний и умений. С этой целью предлагаются вопросы и задания со свободным ответом тестового и практического характера.

        В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим широко использую на своих уроках такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формирование вопросов слушателям и ответы на них (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).

        Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника. Это позволит учащимся глубоко проникать в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.

        Большую  роль в развитии психических способностей детей играют практические работы. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке уделяется проверке домашнего задания. Система в данном виде деятельности – залог глубоких и прочных знаний, воспитания ответственности и  культуры умственного труда. Главной задачей уроков  природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

    Чтобы лучше усваивался материал, я как учитель,  использую различные методы и приёмы педагогических технологий: здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих, информационных и дифференцированный подход, потому что их применение помогает для успешного выполнения обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников.

ТЕМАТИЧЕСОКЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ  5 КЛАССА

Содержание раздела

Количество часов

Изучение природы

5

Вселенная

13

Земля

20

Жизнь на земле

16

Человек на земле

14

Всего

68

 

                         

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему: календарно-тематическое планирование по природоведению

Тема урока

Часы

Дата

Знания, умения, навыки

Наглядность

Домашнее задание

ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ  (3 ЧАСА + 1 ИЗ РЕЗЕРВА = 4 ЧАСА)

1 (1)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология)

1

Изучить:

  • Разнообразные естественные науки.
  • Методы изучения природы.
  • Оборудование для лабораторных исследований.

Уметь:

  • Описывать собственные наблюдения, опыты.
  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

Портреты ученых естествоиспытателей.

2 (2)

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, опыт, измерение.

Практическая работа № 1

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

1

Секундомер, термометр, весы, линейка.

3 (3)

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы)

1

Лабораторное оборудование и лабораторная посуда.

4 (4)

Практическая работа №2

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

Лабораторное оборудование и лабораторная посуда.

ТЕМА 2. ВСЕЛЕННАЯ (14 ЧАСОВ)

1 (5)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков.

1

Изучить:

  • Историю изучения небесных тел от древних людей до наших дней,
  • Взгляды Н.Коперника и других ученых, их вклад в развитие астрономии,
  • Небесные тела.

Уметь:

  • Делать самостоятельные выводы,
  • Сравнивать небесные тела, находить сходство и различие,
  • Сформировать понятие о Галактике, о бесконечности Вселенной.

Развивать:

  • Представления о Вселенной, полученные в начальной школе,
  • Логическое и абстрактное мышление.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к своей планете и жизни на ней.

Иллюстрации

2 (6)

Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

1

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею, портреты ученых.

3 (7)

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 15-17 веков и их влияние на развитие астрономии.

1

Географическая карта

4 (8)

Система мира по Копернику.

1

Модель Вселенной по Копернику, портрет ученого

5 (9)

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

1

Портреты ученых, их системы.

6 (10)

Солнечная система, ее состав.

1

Таблица: «Солнечная система»

7 (11)

Планеты земной группы.

1

Таблица: «Солнечная система»

8-9

(12-13)

Планеты – гиганты. Плутон.

2

Таблица: «Солнечная система»

10 (14)

Спутники планет.

1

Иллюстрации, фотографии

11 (15)

Астероиды, кометы, метеоры, метеориты

1

Иллюстрации, фотографии

12-13

(16-17)

Звезды, многообразие звезд, созвездия.

Практическая работа №3

«Работа с подвижной картой звездного неба».

2

Карта звездного, фотографии

14 (18)

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Практическая работа №4

«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд».

1

Таблица: «Солнце»

ТЕМА 3. ЗЕМЛЯ (18 ЧАСОВ)

1 (19)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

1

Изучить:

  • Понятие гипотеза, основные гипотезы о возникновении Земли.
  • Внутреннее строение Земли.
  • Полезные ископаемые, их разнообразие, значение, охрана.
  • Дать понятие о землетрясениях и вулканах
  • Дать понятие о гидросфере и атмосфере Земли.

Уметь:

  • Различать разнообразные горные породы и минералы, давать им характеристику.
  • Правильно вести себя во время стихийных бедствий.
  • Работать с раздаточными материалами, контурными картами.

Развивать:

  • Знания о планете Земля, ее уникальности.
  • Умение самостоятельно работать и делать выводы.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к природе.
  • Бережное отношение к природным богатствам планеты.

Портреты ученых, их гипотезы

2 (20)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора, различие по толщине материковой и океанической коры.

1

Таблица: «Внутреннее строение Земли»

3-4

 (21-22)

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире.

2

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых

5-6

(23-24)

Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

2

Таблицы: «Землетрясения», «Вулканы», фотографии, иллюстрации

7 (25)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

1

8 (26)

Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Практическая работа №5

«Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ»

1

Химические вещества

9 (27)

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

Практическая работа №6

«Наблюдение признаков химических реакций»

1

Химические вещества, лабораторное оборудование, посуда

10 (28)

Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Практическая работа №7

«Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости)»

1

Химические вещества, лабораторное оборудование, посуда

11-12 (29-30)

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков.

2

Географическая карта материков

13 (31)

Атмосфера, состав воздуха. Облака, типы облаков

1

Таблица: «Состав атмосферы»

14 (32)

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер.

1

Иллюстрации, дополнительная литература

15 (33)

Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Практическая работа №8

«Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».

1

Термометр

16-17 (34-35)

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.

2

Таблица: «Состав гидросферы», карта океанов

18 (36)

Планета Земля как среда обитания организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

1

ТЕМА 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 ЧАСОВ)

1-2

 (37-38)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

2

Изучить:

  • Древних представителей животного и растительного мира.
  • Строение клетки как элементарной единицы всех живых организмов.
  • Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
  • Разнообразных представителей животного и растительного миров (их среды обитания, особенности расселения на материках).
  • Приспособленности живых организмов к среде обитания.

Уметь:

  • Работать с микроскопом и микропрепаратами, выполнять практические работы.
  • Самостоятельно выполнять задания, делать зарисовки, выводы.
  • Работать с гербариями, коллекциями и влажными препаратами.

Развивать:

  • Понятие о живом организме как о целостной системе.
  • Умение находить сходство и различие между организмами.
  • Понятие о связях организма и среды обитания.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к живой природе.
  • Экологическое воспитание.

Таблицы, иллюстрации, окаменелые останки древних животных и растений, коллекции

3-4

(39-40)

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки, оплодотворение.

2

Таблица: «Строение клетки», микроскоп, микропрепараты

5-6

(41-42)

Разнообразие живого, царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

7-8

(43-44)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Практическая работа №9

«Примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности».

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

9-10

(45-46)

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Практическая работа №10

«Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

11-12

(47-48)

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанный и широколиственный леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

13-14

(49-50)

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16+1ч из резерва=17 ЧАСОВ)

1 (51)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

1

Изучить:

  • Научные представления о происхождении человека, древних предков человека.
  • Естественные науки, методы изучения природы, лабораторное оборудование.
  • Великих путешественников и их открытия.
  • Экологические проблемы современного мира.

Уметь:

  • Сравнивать современных и древних людей, находить сходство и различия.
  • Уметь использовать лабораторное оборудование, производить наблюдения, измерения, опыты.
  • Работать над решением экологических проблем.
  • Овладеть простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязи всего живого на планете.
  • Научные взгляды на возникновение и развитие жизни на Земле.
  • Умение работать самостоятельно.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к природе.
  • Бережное отношение к собственному здоровью.
  • Экологическое воспитание.

Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции

2 (52)

Человек умелый, человек прямоходящий.

1

Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции

3 (53)

Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)

1

Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции

4 (54)

Страницы истории географических открытий. Географические представления древних ученых.

1

Географическая карта

5-6

(55-56)

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

2

Географическая карта, портреты путешественников, дополнительная литература

7-8

(57-58)

Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

2

Географическая карта, портреты путешественников, дополнительная литература

9-10

(59-60)

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

2

Фотографии, статьи из периодической печати

11 (61)

Биологическое разнообразие, его обеднение, пути сохранения.

1

Фотографии, «Красная книга Р.Ф.»

12-13

(62-63)

Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов опустынивания.

2

Фотографии, статьи из периодической печати

13 (64)

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Практическая работа №11

«Измерения своего роста и массы тела»

1

Весы, ростомер

14 (65)

Вредные привычки и их профилактика.

1

Таблицы: «Вред курения», «Вред алкоголя»

15 (66)

Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1

Таблицы, иллюстрации, дополнительная литература

16 (67)

Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая работа №12

«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

1

Таблицы: «Оказание первой помощи при переломах, кровотечениях, тепловом ударе»

68

Обобщающий урок

1

nsportal.ru

Календарно-тематический план «Природоведение», 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва

Календарно- тематический план «Природоведение»

5 класс. А.А Плешаков, Н.И Сонин

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (линия Н.И.Сонина).

Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

По сравнению с авторской программой изменено количество часов в разделе «Изучение природы» (8 часов вместо предусмотренных 3), т.к. авторская программа отводит недостаточно времени для знакомства с современными информационными и коммуникационными технологиями. Автор считает важным познакомить учащихся с основными источниками информации и способами работы с ними именно на начальном этапе изучения программы, а далее упрочнять умения работы с ними. Недостающие 5 часов взяты из разделов «Вселенная» (количество часов уменьшено с 14 до 11) и «Земля» (18 и 15 часов, соответсвтенно)

Программой предусмотрено 2 часа резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания (по причине командировки педагога, больничного, карантина и других обстоятельств, которые нельзя учесть заранее) или для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков, экскурсий, викторин, олимпиад и проч., в зависимости от темпов освоения программы классом, материально-технических и финансовых возможностей. Так же предусмотрено 3 часа для повторения содержания основных разделов курса «Природоведения».

Часы

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Дата

План

Факт

1

1

Раздел 1. Изучение природы . Введение в природоведение

Урок-знакомство

Знакомство с курсом «Природоведение», его основное содержание. Требование к учащимися на уроках

03.09

2

1

Источники знаний о природе

Объяснительное

Знать источники получения знаний при изучении предмета

09.09

3

1

Науки о природе

Объяснительное

Естественные науки, их предмет и задачи, значение для общества

15.09

4

1

Методы изучения природы

Комбинированное

Знать основные методы изучения природы

16.09

5

1

Оборудование для научных исследований

Объяснительное

Знать оборудование для исследований

22.09

6

1

Практическая работа «Измерение различных величин»

Практическая работа

Измерение температуры. времени, расстояния различными способами

23.09

7

1

Великие естествоиспытатели

Комбинированное

Вклад исследование природы К. Линнея, Ч. Дарвина ,В. Вернадского, М Ломоносова

29.09

8

1

Как человек изучает природу?

Обобщающее

Обобщить знание по изученному материалу раздела

30.09

9

1

Раздел 2. Вселенная. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Урок новых знаний

Ученые древности: Аристотель и Пролемей. Система строения мира.

06.10

10

1

Модель Вселенной Николая Коперника

Комбинированное

Синтез новой модели строения мира на основе приобретенных человеком

07.10

11

1

Развитие представлений о Вселенной

Обобщающее

Обобщение знаний по теме: Развитие представлений о Вселенной

13.10

12

1

Солнечная система. Планеты Земной группы

Урок новых знаний

Многообразие небесных тел, особенности планет земной группы

14.10

13

1

Луна — естественный спутник Земли

Комбинированное

Характеристика луны, лунные фазы

20.1-

14

1

Планеты-гиганты

Комбинированное

Группа планет-гигантов, особенности их строения

21.10

15

1

Небесные тела: астероиды и кометы

Комбинированное

Отличительные черты этих тел

27.10

16

1

Обобщение знаний о Солнечной системе.

Обобщающе-повторительное

Солнечная система и входящие в нее планеты, космические тела

28.10

17

1

Звезды и созвездия.

Урок новых знаний

Понятие «звезда», разные типы звезд, движение звезд

10.11

18

1

Созвездия

Комбинированное

Разнообразие созвездий, история названий

11.11

19

1

Что мы узнали о Вселенной?

Обобщающе-повторительное

Закрепление понятий: Вселенная. Солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, звезда

17.11

20

1

Внутреннее строение Земли

Урок новых знаний

Внутреннее строение земли: ядро, мантия, земная кора

21.11

21

1

Разнообразие веществ

Комбинированное

Понятие: вещество, тело. Классификация веществ

24.11

22

1

Разнообразие природных явлений. Химические явления.

Комбинированное

Понятие: явление. Классификация явлений

25.11

23

1

Физические природные явления

Комбинированное

Электрические, магнитные, тепловые, световые явления

02.12

24

1

Практическая работа

«Вещества. Природные явления»

Практическое

Классификация веществ, способах разделения, смесей

04.12

25

1

Природные явления. Землетрясения, вулканы, гейзеры

Комбинированное

Знать природные явления: землетрясении, вулканы, гейзеры

08.12

26

1

Строение Земли и природные явления.

Обобщающее

Знать строение земли и природные явления

12.12

27

1

Суша планеты: материки и острова

Комбинированное

Континенты земли

18.12

28

1

Атмосфера планеты Земля

Комбинированное

Понятие об атмосфере земли, строение земли

18.12

29

1

Погодные явления

Комбинированное

Многообразие погодных явлений

19.12

30

1

Стихийные явления в атмосфере

Комбинированное

Стихийные атмосферные явления

19.12

31

1

Гидросфера. Мировой океан.

Комбинированное

Понятие о гидросфере, состав, круговорот воды

25.12

32

1

Воды суши

Комбинированное

Реки, болота, озера, ледники, подземные воды как компоненты гидросферы

25.12

33

1

Неповторимая планета Земля

Обобщающе-повторительное

О внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках

26.12

34

1

Контрольная работа: Космический корабль «Земля»

Урок контроль

Контроль знаний о внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках

26.12

35

1

Раздел 4. Жизнь на Земле. Развитие жизни на Земле

Урок новых знаний

Основные этапы развития жизни

15.01

36

1

Животные прошлого

Комбинированное

Животные разных геологических эпох

16.01

37

1

Живые клетки. Методы их изучения

Комбинированное

Понятие: клетка. Методы изучения клеток

22.01

38

1

Живые клетки, их строение

Комбинированное

Общее строение живых клеток

23.01

39

11

Большой мир маленьких клеток

Комбинированное

Изучение клеток

29.01

40

1

Одноклеточные организмы

Изучение новых знаний

Особенности строения одноклеточных организмов

30.01

41

1

Многоклеточные растения и грибы

Комбинированное

Разнообразие многоклеточных организмов

05.02

42

1

Среды обитания организмов

Комбинированное

Характеристика: наземно-воздушная, водная, почвенные среды

06.02

43

1

Организмы различных сред обитания

Объяснительное

Разнообразие организмов и их приспособления к обитанию в определенных средах жизни

12.02

44

1

Жизнь на различных материках

Комбинированное

Характеристика животного и растительного мира на разных материках

13.02

45

1

Природные зоны Земли

Комбинированное

Природные зоны и их характеристика

19.02

46

1

Растения различных природных зон

Комбинированное

Приспособления растений к обитанию в разных природных зонах

20.02

47

1

Жизнь в морях и океанах

Комбинированное

Разнообразие форм жизни в морях и океанах

26.02

48

1

Что мы узнали о живой природе?

Обобщающе-повторительное

Жизнь на Земле

27.02

49

1

Раздел 4. Человек на Земле

Происхождение человека. Древние предки человека

Урок новых знаний

Основные стадии эволюции человека. Особенности быта древних людей, образ жизни

05.03

50

1

Страницы истории географических открытий

Урок новых знаний

Открытие Америки, Австралии..

06.03

51

1

Великие путешественники

Комбинированное

Жизнь и деятельность великих путешественников: Х. Колумба, Д. Кука, Ф.Магеллана

12.03

52

1

Как человек изменил Землю

Комбинированное

Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди

13.03

53

1

Жизнь под угрозой

Комбинированное

Последствия деятельности человека для биологического разнообразия живых организмов на Земле

19.03

54

1

Не станет ли Земля пустыней?

Комбинированное

Опустынивание: его причины и последствия

19.03

55

1

Экологические проблемы своей местности

Урок экскурсия

Особенности экологической ситуации в с. Булун-Терек, пути решения проблем

20.03

56

1

Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле?

Обобщающе-повторительное

Обобщить знания по теме: Человек на Земле

20.03

57

1

Здоровье человека

Урок новых знаний

Понятие: здоровье, ценность здоровья для человека

02.04

58

1

Рациональное питание

Комбинированное

Правила питания человека, необходимые продукты в рационе, правила приема пищи

03.04

59

1

Среда обитания человека

Комбинированное

Среда обитания человека в природе, условия жизнедеятельности людей

09.04

60

1

Правила поведения в опасных природных ситуациях

Урок практикум

Поведения во время урагана, грозы, лесного пожара, наводнения

10.04

61

1

Первая помощь

Комбинированное

Отработка практических приемов оказания первой помощи при кровотечении, растяжении, укусе насекомого

16.04

62

1

Ядовитые растения и грибы

Урок новых знаний

Разнообразие ядовитых растений, грибов и животных. Опасность исходящая от них симптомы отравлений

17.04

63

1

Определение ядовитых растений грибов

Урок-практикум

Определение ядовитых растений, грибов своей местности

23.04

64

1

Обобщение знаний по теме «Здоровье человека»

Обобщающе-повторительное

Обобщение и систематизации знаний по разделу «Здоровье человека»

24.04

65

1

Извечные тайны неба

Обобщающе-повторительное

История развития взглядов и современные представления о строении Вселенной

07.05

66

1

Планета Земля

Обобщающе-повторительное

Внутреннее строение планеты Земля, строение литосферы, гидросферы и атмосферы

14.05

67

1

Жизнь на Земле

Обобщающе-повторительное

Многообразие форм жизни, среды обитания, разнообразие форм жизни

15.05

68

1

Годовая контрольная работа

Урок контроль

Знать весь курс «Природоведение»

21.04

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование (биология, 5 класс) по теме: Календарно — тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )

№ урока в теме

Тема урока

Контрольные и практические работы

Д/З

ЦОР

Рабочая тетрадь

Сроки

Живой организм: строение и изучение (8 часа)

1.

1.

Что такое живой организм

§ 1

1 неделя

2.

2.

Наука о живой природе.

§ 2

2 неделя

3.

3.

Методы изучения природы.

§ 3

3 неделя

4.

4.

Увеличительные приборы.

Практическая работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

§ 4

4 неделя

5.

5.

Живые клетки.

Практическая работа №2 «Строение клеток живых организмов»

§ 5

5 неделя

6.

6.

Химический состав клетки.

Практическая работа №3 «Изучение химического состава семян»

§ 6

6 неделя

7.

7.

Вещества и явления в окружающем мире.

§ 7

7 неделя

8.

8.

Великие естествоиспытатели.

Контрольный  тест № 1 по теме «Науки о природе. Методы изучения природы»

§ 8

8 неделя

Многообразие живых организмов (14 часов)

9.

1.

Как развивалась жизнь на Земле.

§ 9

9 неделя

10.

2.

Разнообразие живого.

§ 10

10 неделя

11.

3.

Бактерии.

§ 11

11 неделя

12.

4.

Грибы.

§ 12

12 неделя

13.

5.

Водоросли.

§ 13

13 неделя

14.

6.

Мхи.

§ 14

14 неделя

15.

7.

Папоротники.

§ 15

15 неделя

16.

8.

Голосеменные растения.

§ 16

16 неделя

17.

9.

Покрытосеменные растения.

§ 17

17 неделя

18.

10.

Значение растений в природе и жизни человека.

§ 18

18 неделя

19.

11.

Простейшие.

§ 19

19 неделя

20.

12.

Беспозвоночные.

§ 20

20 неделя

21.

13.

Позвоночные.

§ 21

21 неделя

22.

14.

Значение животных в природе и жизни человека.

Контрольный тест № 2 по теме «Многообразие живых организмов»

§ 22

22 неделя

Среда обитания живых организмов (6 часов)

23.

1.

Три среды обитания.

§ 23

23 неделя

24.

2.

Жизнь на разных материках..

§ 24

24 неделя

25.

3.

Природные зоны Земли.

§ 25

25 неделя

26.

4.

Жизнь в морях и океанах.

§ 26

26 неделя

27.

5.

Особенности строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Практическая работа № 4 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».

Подготовка сообщений

27 неделя

28.

6.

Экологические проблемы местности и доступные пути их решения.

Практическая работа № 5 «Исследование экологических проблем местности и разработка доступных путей их решения».

28 неделя

Человек на Земле (5 часов + 2 часа резервного времени)

§ 22

29.

1.

Как человек появился на Земле.

§ 27

29 неделя

30.

2.

Как человек изменил Землю.

§ 28

30 неделя

31.

3.

Жизнь под угрозой.

§ 29

31 неделя

32.

4.

Не станет ли Земля пустыней?

§ 30

32 неделя

33.

5.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Контрольная работа № 3 по теме «Человек на Земле».

§ 31

33 неделя

34.

6.

Редкие растения Самарской области.

Подготовка сообщений

34 неделя

35.

7.

Редкие животные Самарской области.

35 неделя

nsportal.ru

Рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему: Календарно – тематическое планирование «Живой мир» 5 кл.VIII вид

п/п

Наименование тем

Часы

учебного

времени

Плановые сроки про

хождения

Фактические сроки про

хожден

Характеристика

деятельности

учащихся

Введение (1 час)

1

  Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1

Знать, что изучает природоведение.

Вселенная (4 часа)

2

Небесные тела: планеты, звезды.

1

Называть предметы и явления в окружающей обстановке.

3

Солнечная система. Солнце.

1

Называть предметы и явления в окружающей обстановке.

4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

1

Знать имена первых космонавтов.

5

 Наблюдение за звездным небом. Проверочная работа  по теме «Вселенная».

1

Уметь вести наблюдения.

Наш дом –Земля  (13 ч.)

6

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли . Соотношение воды и суши на Земле.

1

Уметь вести наблюдения

7

Воздух и его охрана. Состав воздуха.

1

Знать основные свойства воздуха.

8

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха.

9

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

1

Знать основные формы поверхности Земли.

10

Поверхность суши: горы.

1

Знать основные формы поверхности Земли.

11

Почва.  Охрана почвы . Свойства почвы.

1

Знать свойства почвы.

12

Полезные ископаемые.

1

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

13

Виды полезных ископаемых. Свойства, значение. Способы добычи.

1

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

14

Вода. Свойства воды.

1

Знать основные свойства воды.

15

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

Различать виды вод.

15

Воды суши: ручьи, реки.

1

Знать названия вод суши.

17

Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Проверочная работа   по теме «Земля».

1

Различать виды вод суши.

18

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. 

1

Знать свойства морской воды.

Растительный мир Земли (14 ч.)

19

Разнообразие растительного мира. Части растения.

1

Различать живую и неживую природу.

20

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

1

Знать простейшую классификацию растений.

21

Экскурсия в   сад.

1

Уметь проводить наблюдения за природой.

22

Части растения.

1

Знать части растений.

23

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

1

Различать дикорастущие и культурные растения.

24

Деревья. Деревья лиственные  .  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

1

Уметь называть представителей растительного мира.

25

Деревья хвойные . Ель, сосна, лиственница.

1

Уметь называть представителей растительного мира.

26

Кустарники. Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

1

Уметь называть представителей растительного мира.

27

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

1

Знать простейшую классификацию растений.

28

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания.

1

Знать названия растений.

29

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование.

1

Уметь называть некоторые лекарственные растения.

30

Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение.

1

Знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними.

31

Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли».

1

Знать простейшую классификацию растений.

32

Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга.

1

Уметь работать самостоятельно.

Животный мир Земли (12 ч.).

33

Разнообразие животного мира.

1

Знать простейшую классификацию животных.

34

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

Различать животных суши и водоемов.

35

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

1

Знать простейшую классификацию животных.

36

Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана.

1

Различать насекомых.

37

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

1

Знать признаки рыб.

38

Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

Уметь вести наблюдения.

39

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

Знать простейшую классификацию животных.

40

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

1

Знать виды домашних животных.

41

Экскурсия в  парк.

1

Уметь вести наблюдения.

42

Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

1

Знать правила ухода и содержания домашних питомцев.

43

Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Проверочная работа  по теме «Животный мир Земли».

1

Знать правила ухода и содержания домашних питомцев.

44

Охрана животных. Заповедники. Красная книга. 

1

Уметь называть представителей животного мира.

Человек (8 ч.).

45

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

1

Знать части тела и органы.

46

Как работает   наш организм. Взаимодействие органов.

1

Знать , как работают органы.

47

Здоровье человека.

1

Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания.

48

Осанка.

1

Знать правила сохранения осанки.

49

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

1

Знать основные органы чувств.

50

Здоровое   питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

1

Уметь соблюдать правила питания.

51

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

1

Уметь соблюдать правила элементарной гигиены.

52

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

1

Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь.

Есть на Земле страна- Россия (14ч.).

53

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

1

Знать название своей страны.

54

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

1

Знать названия некоторых народов, населяющих Россию.

55

Столица Москва.

1

Знать названия страны и столицы.

56

Санкт-Петербург.

1

Знать местоположение города на карте России.

57

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Знать местоположение города на карте России.

58

Города: Новосибирск, Владивосток.

1

Знать местоположение города на карте России.

59

Золотое кольцо.

1

Знать местоположение города на карте России.

60

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

1

Знать местоположение города на карте России.

61

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира.

1

Знать основные правила охраны природы, типичных представителей.

62

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

1

Знать необходимость бережного отношения к природе.

63

Заповедники, заказники, охрана природы.

1

Знать правила поведения в природе.

64

Наш город. Достопримечательности.

1

Уметь работать самостоятельно.

65

Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

1

Знать необходимость бережного отношения к природе.

66

Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

1

Уметь работать самостоятельно.

Повторение пройденного

2

67

Экскурсии по городу. Знакомство с местными достопримечательностями.

1

Уметь вести наблюдения.

68

Экскурсии   в краеведческий музей.  

1

Уметь вести наблюдения.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме: Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс «Природоведение. Природа живая и неживая»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

РАССМОТРЕНО                                            СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                                               Замдиректора                                                           Директор

    предметов                                                             по УВР                                                         МБОУ СОШ №3

естественного цикла                                             Никишина Ж.А.                                              Бутова В.Д.

Прот. № _________                                              ______________                                               ____________ от_______2011 г.                                                  _______________                                             ____________                            

 

Календарно-тематическое

планирование

по биологии.

 5 класс

2011-2012 учебный год

«Природоведение. Природа живая и неживая».

Учитель  Надехина  Ольга Геннадиевна

 г.Ногинск Московской области

       

 Пояснительная записка.

 Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. — М.: Дрофа, 2009.

Курс «Природоведение»  продолжает одноимённый курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе и направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живо и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Количество учебных часов 68 (2 часа в неделю)

Тематический план:

Название темы

Количество часов

Введение

2

1. Вселенная

5 + 1 ч  из резервного времени

2.Строение и свойства вещества

11

3.Воздух

6

4.Вода

3 + 1 час  из резервного времени

5.Горные породы

3+ 1  час из резервного времени

6.Почва

4

7.Организмы

6

8.Растения

7+ 1  час из резервного времени

9.Грибы

2+ 1  час из резервного времени

10.Животные

5

11.Растения и животные уголка природы

3

12.Природа едина

2

13.Человек, его здоровье и безопасность жизни

3+ 1  час из резервного времени

                        Резервное время

6

                                                                                              Итого

62 + 6 резерв

Лабораторных работ

14

Базовый учебник:

В.М. Пакулова, Н.В.Иванова «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, 4-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2010 год.

Методические пособия для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. — М.: Дрофа, 2009.- 92 с.
  2. Г.В.Чередникова  «Поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс  — Волгоград, Учитель, 2007.-123 с.
  3. В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков, И.А. Степанов «Основы природоведения», М,: Просвещение – 2006.- 239 с.
  4. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2005.-174 с
  5. Интернет-ресурсы — Сайт учителя биологии.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. В.М.Пакулова, Н.В.Иванова Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс, 2-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2011 г.
  1. Интернет-ресурсы
  2. www.km.ru education  – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Календарно-тематическое планирование 5 класс «Природа»

№ урока

Дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

Домашнее задание

Использование ИКТ

Введение (2часа)

1.

Вводный инструктаж. Правила поведения в кабинете биологии.

Изучение природы. Что такое природоведение?

Природа живая и неживая. Человек и природа. Для чего изучают природу?

С.3-6

2.

Методы изучения природы

С.3-10

През. «Методы изучения природы»

1.Вселенная (5 часов + 1 час из резервного времени)

3.

Звезды на небе

Размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Лаб.раб.№ 1. «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария»

С.13-20

През. «Вселенная. Звёзды»

4.

Земля – наш дом

Форма и размеры Земли, вращение Земли

Лаб.раб.№ 2. «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий)

С.20 -24

5.

Оболочки Земли

Сферы Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)

24 — 26

През. «Гидросфера, атмосфера»

6.

Луна — естественный спутник Земли

Луна

26-30

През «Луна»

7.

Солнечная система

Планеты, метеоры, метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.

30 — 35

През. «Солнечная система»

8.

 Ориентирование.

 

Практ. раб. № 1 — на местности по компасу,

№ 2 — по солнцу, часам ,

№ 3 — по звёздам.

36 — 38

2.Строение и свойства вещества (11 часов)

9.

Тела и вещества

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Тела живой и неживой природы.

41-44

През. «Вещества»

10.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Лаб. раб.№ 3 «Определение физических свойств  твердых, жидких и газообразных тел».

44 — 47

11.

Вещества  смеси

Вещества чистые и смеси

48-49

12.

Молекулы. Атомы. Элементы.

Строение

49 — 51

През. «Молекулы»

13.

Движение частиц вещества

Диффузия

51 — 53

14.

Взаимодействие частиц

Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах

53 — 55

15.

Разнообразие веществ

Простые и сложные вещества

55 — 57

16.

Явления природы. Физические явления.

57 — 59

През. «Физ. и хим. явления»

17.

Химические явления. Горение

Реакция горения, значение

60 — 62

18.

Окисление

Реакция окисления. дыхание

62 -64

Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»

3. Воздух (6 часов)

19.

Воздух – смесь газов

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

67-69

През. «Воздух»

20.

Свойства воздуха

Физические свойства (бесцветность, прозрачность, объем, упругость, теплопроводность, давление).

69 — 71

21.

Вес воздуха и атмосферное давление

71 — 74

22.

Изменение давления воздуха с высотой.

Снеговая линия. Снеговые вершины, ледники.

Барометры.

Лаб.  раб.  № 4 «Работа с картой. Определение местонахождения гор со снежными вершинами»

74 — 78

През. «Горы. Ледники»

23.

Движение воздуха. Ветер

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Работа ветра в природе.

24.

Погода и её предсказания

Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.

Лаб.  раб.  № 5 «Описание погоды за месяц, сезон»

78 — 82

През. «Погода. Метеорология»

4. Вода (3 часа + 1  час из резервного времени)

25.

Состав воды. Три состояния воды

Что такое гидросфера? Состав воды

 85 — 89

През. «Вода»

26.

Тепловое расширение воды

Температура кипения воды, плавление льда. Изменение объема воды при нагревании

89 — 91

27.

Вода – растворитель

Работа воды в природе

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды. Охрана воды

92-96

28.

Обобщающий урок по теме «Вода».

Тест «Вода»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Вода»

5. Горные породы (3 часа + 1 час из резервного времени)

29.

Внутреннее строение Земли.

Горные породы и минералы

Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень) использование человеком обломочных горных пород.

Лаб. раб. № 6.«Описание и определение свойств минералов и горных пород»

99 -104

През. «Строение Земли»

През «Горные породы»

30.

Разрушение горных пород

104-107

31.

Полезные ископаемые. Металлы.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Лаб. раб. № 7 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и  их физическими свойствами»

108-112

През «Полезные ископаемые»

32.

Обобщение по теме «Горные породы»

6. Почва (4 часа)

33.

Образование почв и их разнообразие

Образование, структура почв

115 -119

През «Почва»

34.

Состав и свойства почв

Влагопроницаемость, воздухопроницаемость

119-120

35.

Уход за почвой.

Влияние растений на почву

Уход, обработка почвы

121-125

През «Уход за почвой»

36.

Разрушение почв.

Обобщение знаний по теме «Почва». Тест «Почва»

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв

125-128

През. «Разрушение почв»

7. Организмы (6 часов)

37.

Организм и его свойства

131-135

През. «Организм и его свойства»

38.

Где живут организмы?

Среда обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

135-138

39.

Увеличительные приборы

Лупа, микроскоп, правила работы

138-141

През. «Микроскоп»

40.

Строение клетки

141-142

През. «Строение клетки»

41.

Строение организмов

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы

142-146

През «Строение организмов»

42.

Обобщение по теме «Организмы»

Тест «Организм — единое целое»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Организмы»

145-146

8. Растения (7 часов + 1 час из резервного времени)

43.

Признаки растения

149-152

44.

Разнообразие растительного мира

Растения цветковые и нецветковые. Многообразие цветковых растений

153-158

45.

Строение цветковых растений

Цветковые растения, их органы.

Лаб.  раб. № 8 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах»

Домашняя  Лаб. раб «Влияние температуры, воздуха, влажности на прорастание семян»

158-161

През. «Строение цветка»

46.

Место обитания дикорастущих растений: «Зеленая аптека»

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения

161-167

През «Лекарственные растения»

47.

Красная книга растений

Охрана растений

167-170

През. «Красная книга»

48.

Многообразие культурных растений

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. значение в жизни человека

170-174

49

Обобщение по теме «Растения»

Тест «Строение растений»

9. Грибы (2 часа + 1 час из резервного времени)

50.

Разнообразие грибов

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Разнообразие грибов

177-179

През «Грибное царство»

51.

Шляпочные грибы

Тест «Грибы»

Строение. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов

179-184

През «Грибы»

52

Обобщение по теме «Грибы»

Тест «Грибы»

Лаб.  раб. № 9 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

10. Животные (5 часов)

53.

Признаки животных

Признаки животных, сходство и отличия с растениями

187-189

През. «Животные»

54.

Условия жизни и многообразие диких животных

Условия жизни, многообразие

189-195

През. «Многообразие животных»

55.

Значение диких животных и  их охрана

Значение диких животных в природе и жизни человека, их охрана. Животные Красной книги

Лаб.  раб. № 10 «Узнавание различных видов животных своей местности»

195-199

През. «Красная книга»

56.

Домашние животные

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие, уход за ними, создание благоприятных условий жизни

200-202

Творческая .раб. «Мои любимые питомцы»

През. «Животноводство»

57.

Обобщение по теме «Животные»

11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

58.

Комнатные растения

Создание благоприятных условий для жизни. Уход за ними

Лаб.  раб. № 11 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями»

Тв. раб. «Растения моего дома»

59

Домашние питомцы

Создание благоприятных условий для жизни в живом уголке. Уход за ними

Лаб.  раб. № 12 «Составление рекомендаций по уходу за питомцами»

60.

Урок – игра «Мои питомцы»

12. Природа едина (2 часа)

61.

Связи живого и неживого

Цепи питания. Пищевые цепи

202-206

През «Пищевые цепи»

62.

Природа – наш друг

Охрана природы. Правила поведения в природе

През.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни ( 3 часа + 1 час из резервного времени)

63.

Человек и окружающая среда. Общий обзор строения человека. Образ жизни

Лаб.  раб. № 13 «Определения показателей развития своего организма»

209 — 212

64.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливней, под градом и т.д.)

212 — 214

65.

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи

Лаб.  раб. № 14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи (ушиб, растяжение связок, капиллярное и венозное кровотечение )

214 — 217

66.

Здоровый образ жизни. Вредные привычки

218 — 221

67.

Обобщение по курсу природоведения.

Урок-игра «Угадай-ка»

68.

Летнее задание

Наблюдение за растениями и животными в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *