Календарное планирование природоведение 5 класс днр – Календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему: Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 кл. школа VIII вида
№ п/п | Тема урока | часы | Планируемые результаты | наглядность | ИКТ | Задание на дом | |
Введение | 1 | Предметные | метапредметные | ||||
1 | Что такое природоведение | 1 | Знакомство с новым учебником Описание картин природы Составление рассказа по плану | Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться ориентироваться в пространстве, времени; | Календари погоды Фотографии, иллюстрации таблицы | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Природоведение | |
вселенная | 4 | С 3 | |||||
1 | Небесные тела: планеты, звезды | 1 | |||||
С 4-6 | |||||||
2 | Солнечная система. солнце | 1 | С 6-9 | ||||
3 | Исследование космоса | 1 | С 9 | ||||
4 | Первый полет в космос | 1 | С 9-10 | ||||
Наш дом — Земля | 13 | ||||||
1 | Планета земля | 1 | С 12-14 | ||||
2 | Воздух | 1 | С 14-16 | ||||
3 | Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | Нахождение на физической и политической картах полушарий и России изучаемых географических объектов, Описание картин природы Составление рассказа по плану | Картины природы Фотографии, иллюстрации Таблицы Коллекция полезных ископаемых | С16-18 | ||
4 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги | 1 | С18-20 | ||||
С20-22 | |||||||
5 | Поверхность суши. Горы | 1 | |||||
6 | Почва | 1 | С 22-24 | ||||
7 | Полезные ископаемые | 1 | |||||
С 24-28 | |||||||
8 | Нефть, каменный уголь, газ, торф | 1 | |||||
С28-31 | |||||||
9 | Свойства воды | 1 | С 31-34 | ||||
10 | Вода в природе | 1 | С 34-37 | ||||
11 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | С 37-40 | ||||
12 | Озера, болота, пруды | 1 | С 40-43 | ||||
13 | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | С 43-47 | ||||
Растительный мир Земли | 12 | ||||||
1 | Разнообразие растительного мира | 1 | С 47-50 | ||||
2 | Среда обитания растений | 1 | |||||
3 | Части растения | 1 | С 54-56 | ||||
4 | Деревья, кустарники, травы | 1 | С 56-59 | ||||
5 | Лиственные деревья | 1 | Описание картин природы Составление рассказа по плану Характеристика климата, растительного и животного мира, особенностей труда и быта людей, влияния человека на природу | Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; Развивать умение определять свое отношение к миру; Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению; Познавательные: называть условные знаки и цвета карты | Картины природы Фотографии, иллюстрации Таблицы Гербарий | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Природоведение | С 59-62 |
6 | Хвойные деревья | 1 | |||||
С 62-64 С 64-67 | |||||||
7 | Дикорастущие и культурные кустарники | 1 | |||||
8 | травы | 1 | С 67-70 | ||||
9 | Декоративные растения | 1 | С 70-73 | ||||
10 | Лекарственные растения | 1 | 73-75 | ||||
11 | Комнатные растения | 1 | 75-78 | ||||
12 | Охрана растений | 1 | 78-81 | ||||
Животный мир Земли | 14 | ||||||
1 | Разнообразие животного мира | 1 | 81-83 | ||||
2 | Среда обитания животных | 1 | 83-86 | ||||
3 | Животные | 1 | 86-89 | ||||
4 | Насекомые | 1 | 89-91 | ||||
5 | Рыбы | 1 | 91-93 | ||||
6 | Птицы | 1 | 93-95 | ||||
7 | Звери | 1 | 95-98 | ||||
8 | Животные рядом с человеком | 1 | 98-100 | ||||
9 | Уход за животными в живом уголке | 1 | |||||
100-103 | |||||||
10 | Певчие птицы | 1 | 103-104 | ||||
11 | Аквариумные рыбки | 1 | 104=107 | ||||
12 | Собаки | 1 | 107-109 | ||||
13 | Домашние кошки | 1 | Изучение тела человека, его внешних и внутренних органов | Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи; Познавательные: характеризовать рельеф местности. объекты водного мира | Фотографии, иллюстрации Таблицы | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Природоведение | 109-111 |
14 | Охрана животных | 1 | |||||
Человек | 8 | ||||||
1 | Как устроен наш организм | 1 | 114-118 | ||||
2 | Как работает наш организм | 1 | 119-120 | ||||
3 | Здоровье человека | 1 | 120-123 | ||||
4 | Осанка | 1 | 123-126 | ||||
5 | Органы чувств | 1 | 126-129 | ||||
6 | Здоровое питание | 1 | 129-132 | ||||
7 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | 132-135 | ||||
8 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | 135-139 | ||||
Есть на Земле страна Россия | 15 | ||||||
1 | Россия – Родина моя | 1 | |||||
139-144 | |||||||
2 | Население и народы России | 1 | |||||
144-147 | |||||||
3 | Москва – столица России | 147-149 | |||||
4 | Санкт-Петербург | 1 | Личностные: формирование умения определять свое отношение к миру Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе, учиться выполнять различные роли в группе; | Картины природы Фотографии, иллюстрации таблицы | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Природоведение | 149-152 | |
5 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | 152-154 | ||||
6 | Новосибирск, Владивосток | 1 | 154-147 | ||||
7 | Кемерово, Томск | 1 | Записи | ||||
8 | Золотое кольцо России | 1 | 157-160 | ||||
9 | Золотое кольцо России | 1 | 160-162 | ||||
10 | Растительный мир России | 1 | 162-165 | ||||
11 | Животный мир России | 1 | 165-169 | ||||
12 | Охрана природы. Заповедники и заказники | 1 | 169-172 | ||||
13 | Наш город | 1 | 172 | ||||
14 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | |||||
Повторение пройденного | 1 |
nsportal.ru
Календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме: Календарно- тематическое планирование по природоведению 5 класса по программа Плешакова А.А.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Использование ИКТ | |
план | факт | ||||
1-2 | Науки о природе | 2 | 04.09 05.09 | ||
3-4 | Методы изучение природы | 2 | 12.09 13.09 | ||
5 | Великие естествоиспытатели | 1 | 17.09 | презентация | |
6-7 | Как древние люди представляли себе вселенную | 2 | 20.09 2.09 | ||
8 | От Коперника до наших дней | 1 | 28.09 | ||
9 | Ученые, перевернувшие мир | 1 | 01.10 | ||
10-11 | Соседи солнца | 2 | 04.10 07.10 | ||
12-13 | Планеты гиганты и маленький Плутон | 2 | 11.10 15.10 | ||
14-15 | Астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты. | 2 | 18.10 22.10 | ||
16 -17 | Мир звезд | 2 | 25.10 29.10 | ||
18 | Обобщающий урок | 1 | 01.11 | ||
19-20 | Как возникла земля | 2 | 12.11 15.11 | ||
21-22 | Что у земли внутри | 2 | 19.11 22.11 | презентация | |
23-24 | Вещества | 2 | 26.11 29.11 | ||
25-26 | Многообразие явлений природы | 2 | 03.12 06.12 | ||
27 | Землетрясения | 1 | 10.12 | презентация | |
28 | Вулканы | 1 | 13.12 | презентация | |
29 | В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор | 1 | 17.12 | ||
30-31 | суша | 2 | 20.12 | ||
32-33 | Воздушная одежда земли | 2 | 24.12 27.12 | ||
34 | Беспокойная атмосфера | 1 | 14.01 | ||
35-36 | Вода на земле | 2 | 17.01 21.01 | презентация | |
37 | Неповторимая планета | 1 | 24.01 | ||
38 | Обобщающий урок | 1 | 28.01 | ||
3940 | Как развивалась жизнь на земле | 2 | 31.01 04.02 | ||
41-42 | Живые клетки | 2 | 07.02 11.02 | ||
43 | Большой мир маленькой клетки | 1 | 14.02 | ||
44-45 | Разнообразие живого | 2 | 18.02 21.02 | презентация | |
46-47 | Три среды обитания | 2 | 25.02 28.02 | ||
48-49 | Жизнь на разных материках | 2 | 04.03 07.03 | ||
50 | Растения и животные земли | 1 | 11.03 | презентация | |
51-52 | Природные зоны земли | 2 | 14.03 18.03 | ||
53 | Жизнь в морях и океанах | 1 | 21.03 | презентация | |
54 | Обобщающий урок | 1 | 01.04 | ||
55-56 | Как человек появился на земле | 2 | 04.04 08.04 | ||
57-58 | Как человек открывал землю | 2 | 11.04 15.04 | ||
59-60 | Как человек изменил землю | 2 | 18.04 | ||
61-62 | Жизнь под угрозой | 2 | 22.04 25.04 | презентация | |
63 | Не станет ли земля пустыней | 1 | 29.04 | ||
64-66 | 3здоровье человека и безопасность жизни | 3 | 02.05 06.05 13.05 | ||
67 | Практическая работа | 1 | 16.05 | ||
68 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | 1 | 20.05 | ||
69-70 | Повторение | 2 | 23.05 27.05 |
Пояснительная записка
За основу взята программа основного общего образования по природоведению, авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. — М.: Дрофа, 2010.) Эта программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережения программного материала.
Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как не расчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно – практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Следует учитывать, что данный курс выполняет роль пропедевтики для систематических курсов физики, астрономии, химии, биологии и географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.
Мною, на уроках природоведения. используются самые разнообразные задания, направленные на усвоение учащимися обязательного минимума знаний и умений , необходимых для понимания целостности окружающего мира, основных закономерностей природы, места в ней человека. К их числу можно отнести вопросы и задания по работе с иллюстрациями учебника, его методическим аппаратом, а также самостоятельные работы по анализу схем, таблиц. оценке различных явлений природы. Особое внимание на уроках уделяю такому важному этапу урока, как проверке знаний и умений. С этой целью предлагаются вопросы и задания со свободным ответом тестового и практического характера.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим широко использую на своих уроках такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формирование вопросов слушателям и ответы на них (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).
Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника. Это позволит учащимся глубоко проникать в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.
Большую роль в развитии психических способностей детей играют практические работы. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке уделяется проверке домашнего задания. Система в данном виде деятельности – залог глубоких и прочных знаний, воспитания ответственности и культуры умственного труда. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
Чтобы лучше усваивался материал, я как учитель, использую различные методы и приёмы педагогических технологий: здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих, информационных и дифференцированный подход, потому что их применение помогает для успешного выполнения обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников.
ТЕМАТИЧЕСОКЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАССА
Содержание раздела | Количество часов |
Изучение природы | 5 |
Вселенная | 13 |
Земля | 20 |
Жизнь на земле | 16 |
Человек на земле | 14 |
Всего | 68 |
nsportal.ru
№ | Тема урока | Часы | Дата | Знания, умения, навыки | Наглядность | Домашнее задание |
ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (3 ЧАСА + 1 ИЗ РЕЗЕРВА = 4 ЧАСА) | ||||||
1 (1) | Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология) | 1 | Изучить:
Уметь:
| Портреты ученых естествоиспытателей. | ||
2 (2) | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, опыт, измерение. Практическая работа № 1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы». | 1 | Секундомер, термометр, весы, линейка. | |||
3 (3) | Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы) | 1 | Лабораторное оборудование и лабораторная посуда. | |||
4 (4) | Практическая работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 | Лабораторное оборудование и лабораторная посуда. | |||
ТЕМА 2. ВСЕЛЕННАЯ (14 ЧАСОВ) | ||||||
1 (5) | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
Воспитывать:
| Иллюстрации | ||
2 (6) | Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. | 1 | Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею, портреты ученых. | |||
3 (7) | Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 15-17 веков и их влияние на развитие астрономии. | 1 | Географическая карта | |||
4 (8) | Система мира по Копернику. | 1 | Модель Вселенной по Копернику, портрет ученого | |||
5 (9) | Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника. | 1 | Портреты ученых, их системы. | |||
6 (10) | Солнечная система, ее состав. | 1 | Таблица: «Солнечная система» | |||
7 (11) | Планеты земной группы. | 1 | Таблица: «Солнечная система» | |||
8-9 (12-13) | Планеты – гиганты. Плутон. | 2 | Таблица: «Солнечная система» | |||
10 (14) | Спутники планет. | 1 | Иллюстрации, фотографии | |||
11 (15) | Астероиды, кометы, метеоры, метеориты | 1 | Иллюстрации, фотографии | |||
12-13 (16-17) | Звезды, многообразие звезд, созвездия. Практическая работа №3 «Работа с подвижной картой звездного неба». | 2 | Карта звездного, фотографии | |||
14 (18) | Солнце как ближайшая к нам звезда. Практическая работа №4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд». | 1 | Таблица: «Солнце» | |||
ТЕМА 3. ЗЕМЛЯ (18 ЧАСОВ) | ||||||
1 (19) | Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
Воспитывать:
| Портреты ученых, их гипотезы | ||
2 (20) | Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора, различие по толщине материковой и океанической коры. | 1 | Таблица: «Внутреннее строение Земли» | |||
3-4 (21-22) | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. | 2 | Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых | |||
5-6 (23-24) | Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. | 2 | Таблицы: «Землетрясения», «Вулканы», фотографии, иллюстрации | |||
7 (25) | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. | 1 | ||||
8 (26) | Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Практическая работа №5 «Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ» | 1 | Химические вещества | |||
9 (27) | Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Практическая работа №6 «Наблюдение признаков химических реакций» | 1 | Химические вещества, лабораторное оборудование, посуда | |||
10 (28) | Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Практическая работа №7 «Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости)» | 1 | Химические вещества, лабораторное оборудование, посуда | |||
11-12 (29-30) | Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. | 2 | Географическая карта материков | |||
13 (31) | Атмосфера, состав воздуха. Облака, типы облаков | 1 | Таблица: «Состав атмосферы» | |||
14 (32) | Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. | 1 | Иллюстрации, дополнительная литература | |||
15 (33) | Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Практическая работа №8 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра». | 1 | Термометр | |||
16-17 (34-35) | Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. | 2 | Таблица: «Состав гидросферы», карта океанов | |||
18 (36) | Планета Земля как среда обитания организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. | 1 | ||||
ТЕМА 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 ЧАСОВ) | ||||||
1-2 (37-38) | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | 2 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
Воспитывать:
| Таблицы, иллюстрации, окаменелые останки древних животных и растений, коллекции | ||
3-4 (39-40) | Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки, оплодотворение. | 2 | Таблица: «Строение клетки», микроскоп, микропрепараты | |||
5-6 (41-42) | Разнообразие живого, царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. | 2 | Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии | |||
7-8 (43-44) | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Практическая работа №9 «Примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности». | 2 | Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии | |||
9-10 (45-46) | Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Практическая работа №10 «Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации». | 2 | Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии | |||
11-12 (47-48) | Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанный и широколиственный леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. | 2 | Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии | |||
13-14 (49-50) | Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | 2 | Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии | |||
ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16+1ч из резерва=17 ЧАСОВ) | ||||||
1 (51) | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. | 1 | Изучить:
Уметь:
Развивать:
Воспитывать:
| Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции | ||
2 (52) | Человек умелый, человек прямоходящий. | 1 | Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции | |||
3 (53) | Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек) | 1 | Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции | |||
4 (54) | Страницы истории географических открытий. Географические представления древних ученых. | 1 | Географическая карта | |||
5-6 (55-56) | Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. | 2 | Географическая карта, портреты путешественников, дополнительная литература | |||
7-8 (57-58) | Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. | 2 | Географическая карта, портреты путешественников, дополнительная литература | |||
9-10 (59-60) | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. | 2 | Фотографии, статьи из периодической печати | |||
11 (61) | Биологическое разнообразие, его обеднение, пути сохранения. | 1 | Фотографии, «Красная книга Р.Ф.» | |||
12-13 (62-63) | Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов опустынивания. | 2 | Фотографии, статьи из периодической печати | |||
13 (64) | Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Практическая работа №11 «Измерения своего роста и массы тела» | 1 | Весы, ростомер | |||
14 (65) | Вредные привычки и их профилактика. | 1 | Таблицы: «Вред курения», «Вред алкоголя» | |||
15 (66) | Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. | 1 | Таблицы, иллюстрации, дополнительная литература | |||
16 (67) | Простейшие способы оказания первой помощи. Практическая работа №12 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | 1 | Таблицы: «Оказание первой помощи при переломах, кровотечениях, тепловом ударе» | |||
68 | Обобщающий урок | 1 |
nsportal.ru
№ | Часы | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | 1 | Раздел 1. Изучение природы . Введение в природоведение | Урок-знакомство | Знакомство с курсом «Природоведение», его основное содержание. Требование к учащимися на уроках | 03.09 | |
2 | 1 | Источники знаний о природе | Объяснительное | Знать источники получения знаний при изучении предмета | 09.09 | |
3 | 1 | Науки о природе | Объяснительное | Естественные науки, их предмет и задачи, значение для общества | 15.09 | |
4 | 1 | Методы изучения природы | Комбинированное | Знать основные методы изучения природы | 16.09 | |
5 | 1 | Оборудование для научных исследований | Объяснительное | Знать оборудование для исследований | 22.09 | |
6 | 1 | Практическая работа «Измерение различных величин» | Практическая работа | Измерение температуры. времени, расстояния различными способами | 23.09 | |
7 | 1 | Великие естествоиспытатели | Комбинированное | Вклад исследование природы К. Линнея, Ч. Дарвина ,В. Вернадского, М Ломоносова | 29.09 | |
8 | 1 | Как человек изучает природу? | Обобщающее | Обобщить знание по изученному материалу раздела | 30.09 | |
9 | 1 | Раздел 2. Вселенная. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею | Урок новых знаний | Ученые древности: Аристотель и Пролемей. Система строения мира. | 06.10 | |
10 | 1 | Модель Вселенной Николая Коперника | Комбинированное | Синтез новой модели строения мира на основе приобретенных человеком | 07.10 | |
11 | 1 | Развитие представлений о Вселенной | Обобщающее | Обобщение знаний по теме: Развитие представлений о Вселенной | 13.10 | |
12 | 1 | Солнечная система. Планеты Земной группы | Урок новых знаний | Многообразие небесных тел, особенности планет земной группы | 14.10 | |
13 | 1 | Луна — естественный спутник Земли | Комбинированное | Характеристика луны, лунные фазы | 20.1- | |
14 | 1 | Планеты-гиганты | Комбинированное | Группа планет-гигантов, особенности их строения | 21.10 | |
15 | 1 | Небесные тела: астероиды и кометы | Комбинированное | Отличительные черты этих тел | 27.10 | |
16 | 1 | Обобщение знаний о Солнечной системе. | Обобщающе-повторительное | Солнечная система и входящие в нее планеты, космические тела | 28.10 | |
17 | 1 | Звезды и созвездия. | Урок новых знаний | Понятие «звезда», разные типы звезд, движение звезд | 10.11 | |
18 | 1 | Созвездия | Комбинированное | Разнообразие созвездий, история названий | 11.11 | |
19 | 1 | Что мы узнали о Вселенной? | Обобщающе-повторительное | Закрепление понятий: Вселенная. Солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, звезда | 17.11 | |
20 | 1 | Внутреннее строение Земли | Урок новых знаний | Внутреннее строение земли: ядро, мантия, земная кора | 21.11 | |
21 | 1 | Разнообразие веществ | Комбинированное | Понятие: вещество, тело. Классификация веществ | 24.11 | |
22 | 1 | Разнообразие природных явлений. Химические явления. | Комбинированное | Понятие: явление. Классификация явлений | 25.11 | |
23 | 1 | Физические природные явления | Комбинированное | Электрические, магнитные, тепловые, световые явления | 02.12 | |
24 | 1 | Практическая работа «Вещества. Природные явления» | Практическое | Классификация веществ, способах разделения, смесей | 04.12 | |
25 | 1 | Природные явления. Землетрясения, вулканы, гейзеры | Комбинированное | Знать природные явления: землетрясении, вулканы, гейзеры | 08.12 | |
26 | 1 | Строение Земли и природные явления. | Обобщающее | Знать строение земли и природные явления | 12.12 | |
27 | 1 | Суша планеты: материки и острова | Комбинированное | Континенты земли | 18.12 | |
28 | 1 | Атмосфера планеты Земля | Комбинированное | Понятие об атмосфере земли, строение земли | 18.12 | |
29 | 1 | Погодные явления | Комбинированное | Многообразие погодных явлений | 19.12 | |
30 | 1 | Стихийные явления в атмосфере | Комбинированное | Стихийные атмосферные явления | 19.12 | |
31 | 1 | Гидросфера. Мировой океан. | Комбинированное | Понятие о гидросфере, состав, круговорот воды | 25.12 | |
32 | 1 | Воды суши | Комбинированное | Реки, болота, озера, ледники, подземные воды как компоненты гидросферы | 25.12 | |
33 | 1 | Неповторимая планета Земля | Обобщающе-повторительное | О внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках | 26.12 | |
34 | 1 | Контрольная работа: Космический корабль «Земля» | Урок контроль | Контроль знаний о внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках | 26.12 | |
35 | 1 | Раздел 4. Жизнь на Земле. Развитие жизни на Земле | Урок новых знаний | Основные этапы развития жизни | 15.01 | |
36 | 1 | Животные прошлого | Комбинированное | Животные разных геологических эпох | 16.01 | |
37 | 1 | Живые клетки. Методы их изучения | Комбинированное | Понятие: клетка. Методы изучения клеток | 22.01 | |
38 | 1 | Живые клетки, их строение | Комбинированное | Общее строение живых клеток | 23.01 | |
39 | 11 | Большой мир маленьких клеток | Комбинированное | Изучение клеток | 29.01 | |
40 | 1 | Одноклеточные организмы | Изучение новых знаний | Особенности строения одноклеточных организмов | 30.01 | |
41 | 1 | Многоклеточные растения и грибы | Комбинированное | Разнообразие многоклеточных организмов | 05.02 | |
42 | 1 | Среды обитания организмов | Комбинированное | Характеристика: наземно-воздушная, водная, почвенные среды | 06.02 | |
43 | 1 | Организмы различных сред обитания | Объяснительное | Разнообразие организмов и их приспособления к обитанию в определенных средах жизни | 12.02 | |
44 | 1 | Жизнь на различных материках | Комбинированное | Характеристика животного и растительного мира на разных материках | 13.02 | |
45 | 1 | Природные зоны Земли | Комбинированное | Природные зоны и их характеристика | 19.02 | |
46 | 1 | Растения различных природных зон | Комбинированное | Приспособления растений к обитанию в разных природных зонах | 20.02 | |
47 | 1 | Жизнь в морях и океанах | Комбинированное | Разнообразие форм жизни в морях и океанах | 26.02 | |
48 | 1 | Что мы узнали о живой природе? | Обобщающе-повторительное | Жизнь на Земле | 27.02 | |
49 | 1 | Раздел 4. Человек на Земле Происхождение человека. Древние предки человека | Урок новых знаний | Основные стадии эволюции человека. Особенности быта древних людей, образ жизни | 05.03 | |
50 | 1 | Страницы истории географических открытий | Урок новых знаний | Открытие Америки, Австралии.. | 06.03 | |
51 | 1 | Великие путешественники | Комбинированное | Жизнь и деятельность великих путешественников: Х. Колумба, Д. Кука, Ф.Магеллана | 12.03 | |
52 | 1 | Как человек изменил Землю | Комбинированное | Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди | 13.03 | |
53 | 1 | Жизнь под угрозой | Комбинированное | Последствия деятельности человека для биологического разнообразия живых организмов на Земле | 19.03 | |
54 | 1 | Не станет ли Земля пустыней? | Комбинированное | Опустынивание: его причины и последствия | 19.03 | |
55 | 1 | Экологические проблемы своей местности | Урок экскурсия | Особенности экологической ситуации в с. Булун-Терек, пути решения проблем | 20.03 | |
56 | 1 | Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле? | Обобщающе-повторительное | Обобщить знания по теме: Человек на Земле | 20.03 | |
57 | 1 | Здоровье человека | Урок новых знаний | Понятие: здоровье, ценность здоровья для человека | 02.04 | |
58 | 1 | Рациональное питание | Комбинированное | Правила питания человека, необходимые продукты в рационе, правила приема пищи | 03.04 | |
59 | 1 | Среда обитания человека | Комбинированное | Среда обитания человека в природе, условия жизнедеятельности людей | 09.04 | |
60 | 1 | Правила поведения в опасных природных ситуациях | Урок практикум | Поведения во время урагана, грозы, лесного пожара, наводнения | 10.04 | |
61 | 1 | Первая помощь | Комбинированное | Отработка практических приемов оказания первой помощи при кровотечении, растяжении, укусе насекомого | 16.04 | |
62 | 1 | Ядовитые растения и грибы | Урок новых знаний | Разнообразие ядовитых растений, грибов и животных. Опасность исходящая от них симптомы отравлений | 17.04 | |
63 | 1 | Определение ядовитых растений грибов | Урок-практикум | Определение ядовитых растений, грибов своей местности | 23.04 | |
64 | 1 | Обобщение знаний по теме «Здоровье человека» | Обобщающе-повторительное | Обобщение и систематизации знаний по разделу «Здоровье человека» | 24.04 | |
65 | 1 | Извечные тайны неба | Обобщающе-повторительное | История развития взглядов и современные представления о строении Вселенной | 07.05 | |
66 | 1 | Планета Земля | Обобщающе-повторительное | Внутреннее строение планеты Земля, строение литосферы, гидросферы и атмосферы | 14.05 | |
67 | 1 | Жизнь на Земле | Обобщающе-повторительное | Многообразие форм жизни, среды обитания, разнообразие форм жизни | 15.05 | |
68 | 1 | Годовая контрольная работа | Урок контроль | Знать весь курс «Природоведение» | 21.04 |
infourok.ru
№ | № урока в теме | Тема урока | Контрольные и практические работы | Д/З | ЦОР | Рабочая тетрадь | Сроки |
Живой организм: строение и изучение (8 часа) | |||||||
1. | 1. | Что такое живой организм | § 1 | 1 неделя | |||
2. | 2. | Наука о живой природе. | § 2 | 2 неделя | |||
3. | 3. | Методы изучения природы. | § 3 | 3 неделя | |||
4. | 4. | Увеличительные приборы. | Практическая работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» | § 4 | 4 неделя | ||
5. | 5. | Живые клетки. | Практическая работа №2 «Строение клеток живых организмов» | § 5 | 5 неделя | ||
6. | 6. | Химический состав клетки. | Практическая работа №3 «Изучение химического состава семян» | § 6 | 6 неделя | ||
7. | 7. | Вещества и явления в окружающем мире. | § 7 | 7 неделя | |||
8. | 8. | Великие естествоиспытатели. | Контрольный тест № 1 по теме «Науки о природе. Методы изучения природы» | § 8 | 8 неделя | ||
Многообразие живых организмов (14 часов) | |||||||
9. | 1. | Как развивалась жизнь на Земле. | § 9 | 9 неделя | |||
10. | 2. | Разнообразие живого. | § 10 | 10 неделя | |||
11. | 3. | Бактерии. | § 11 | 11 неделя | |||
12. | 4. | Грибы. | § 12 | 12 неделя | |||
13. | 5. | Водоросли. | § 13 | 13 неделя | |||
14. | 6. | Мхи. | § 14 | 14 неделя | |||
15. | 7. | Папоротники. | § 15 | 15 неделя | |||
16. | 8. | Голосеменные растения. | § 16 | 16 неделя | |||
17. | 9. | Покрытосеменные растения. | § 17 | 17 неделя | |||
18. | 10. | Значение растений в природе и жизни человека. | § 18 | 18 неделя | |||
19. | 11. | Простейшие. | § 19 | 19 неделя | |||
20. | 12. | Беспозвоночные. | § 20 | 20 неделя | |||
21. | 13. | Позвоночные. | § 21 | 21 неделя | |||
22. | 14. | Значение животных в природе и жизни человека. | Контрольный тест № 2 по теме «Многообразие живых организмов» | § 22 | 22 неделя | ||
Среда обитания живых организмов (6 часов) | |||||||
23. | 1. | Три среды обитания. | § 23 | 23 неделя | |||
24. | 2. | Жизнь на разных материках.. | § 24 | 24 неделя | |||
25. | 3. | Природные зоны Земли. | § 25 | 25 неделя | |||
26. | 4. | Жизнь в морях и океанах. | § 26 | 26 неделя | |||
27. | 5. | Особенности строения растений и животных, связанных со средой обитания. | Практическая работа № 4 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». | Подготовка сообщений | 27 неделя | ||
28. | 6. | Экологические проблемы местности и доступные пути их решения. | Практическая работа № 5 «Исследование экологических проблем местности и разработка доступных путей их решения». | — | 28 неделя | ||
Человек на Земле (5 часов + 2 часа резервного времени) | § 22 | ||||||
29. | 1. | Как человек появился на Земле. | § 27 | 29 неделя | |||
30. | 2. | Как человек изменил Землю. | § 28 | 30 неделя | |||
31. | 3. | Жизнь под угрозой. | § 29 | 31 неделя | |||
32. | 4. | Не станет ли Земля пустыней? | § 30 | 32 неделя | |||
33. | 5. | Здоровье человека и безопасность жизни. | Контрольная работа № 3 по теме «Человек на Земле». | § 31 | 33 неделя | ||
34. | 6. | Редкие растения Самарской области. | Подготовка сообщений | 34 неделя | |||
35. | 7. | Редкие животные Самарской области. | — | 35 неделя |
nsportal.ru
№ п/п | Наименование тем | Часы учебного времени | Плановые сроки про хождения | Фактические сроки про хожден | Характеристика деятельности учащихся |
Введение (1 час) | |||||
1 | Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1 | Знать, что изучает природоведение. | ||
Вселенная (4 часа) | |||||
2 | Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | Называть предметы и явления в окружающей обстановке. | ||
3 | Солнечная система. Солнце. | 1 | Называть предметы и явления в окружающей обстановке. | ||
4 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. | 1 | Знать имена первых космонавтов. | ||
5 | Наблюдение за звездным небом. Проверочная работа по теме «Вселенная». | 1 | Уметь вести наблюдения. | ||
Наш дом –Земля (13 ч.) | |||||
6 | Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли . Соотношение воды и суши на Земле. | 1 | Уметь вести наблюдения | ||
7 | Воздух и его охрана. Состав воздуха. | 1 | Знать основные свойства воздуха. | ||
8 | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха. | ||
9 | Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | 1 | Знать основные формы поверхности Земли. | ||
10 | Поверхность суши: горы. | 1 | Знать основные формы поверхности Земли. | ||
11 | Почва. Охрана почвы . Свойства почвы. | 1 | Знать свойства почвы. | ||
12 | Полезные ископаемые. | 1 | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | ||
13 | Виды полезных ископаемых. Свойства, значение. Способы добычи. | 1 | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | ||
14 | Вода. Свойства воды. | 1 | Знать основные свойства воды. | ||
15 | Вода в природе: осадки, воды суши. | 1 | Различать виды вод. | ||
15 | Воды суши: ручьи, реки. | 1 | Знать названия вод суши. | ||
17 | Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Проверочная работа по теме «Земля». | 1 | Различать виды вод суши. | ||
18 | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | 1 | Знать свойства морской воды. | ||
Растительный мир Земли (14 ч.) | |||||
19 | Разнообразие растительного мира. Части растения. | 1 | Различать живую и неживую природу. | ||
20 | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1 | Знать простейшую классификацию растений. | ||
21 | Экскурсия в сад. | 1 | Уметь проводить наблюдения за природой. | ||
22 | Части растения. | 1 | Знать части растений. | ||
23 | Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. | 1 | Различать дикорастущие и культурные растения. | ||
24 | Деревья. Деревья лиственные . Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | 1 | Уметь называть представителей растительного мира. | ||
25 | Деревья хвойные . Ель, сосна, лиственница. | 1 | Уметь называть представителей растительного мира. | ||
26 | Кустарники. Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | 1 | Уметь называть представителей растительного мира. | ||
27 | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1 | Знать простейшую классификацию растений. | ||
28 | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | 1 | Знать названия растений. | ||
29 | Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. | 1 | Уметь называть некоторые лекарственные растения. | ||
30 | Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. | 1 | Знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними. | ||
31 | Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли». | 1 | Знать простейшую классификацию растений. | ||
32 | Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. | 1 | Уметь работать самостоятельно. | ||
Животный мир Земли (12 ч.). | |||||
33 | Разнообразие животного мира. | 1 | Знать простейшую классификацию животных. | ||
34 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | Различать животных суши и водоемов. | ||
35 | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | 1 | Знать простейшую классификацию животных. | ||
36 | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | Различать насекомых. | ||
37 | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | Знать признаки рыб. | ||
38 | Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | Уметь вести наблюдения. | ||
39 | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | Знать простейшую классификацию животных. | ||
40 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 1 | Знать виды домашних животных. | ||
41 | Экскурсия в парк. | 1 | Уметь вести наблюдения. | ||
42 | Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. | 1 | Знать правила ухода и содержания домашних питомцев. | ||
43 | Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Проверочная работа по теме «Животный мир Земли». | 1 | Знать правила ухода и содержания домашних питомцев. | ||
44 | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | 1 | Уметь называть представителей животного мира. | ||
Человек (8 ч.). | |||||
45 | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. | 1 | Знать части тела и органы. | ||
46 | Как работает наш организм. Взаимодействие органов. | 1 | Знать , как работают органы. | ||
47 | Здоровье человека. | 1 | Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания. | ||
48 | Осанка. | 1 | Знать правила сохранения осанки. | ||
49 | Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | 1 | Знать основные органы чувств. | ||
50 | Здоровое питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. | 1 | Уметь соблюдать правила питания. | ||
51 | Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 1 | Уметь соблюдать правила элементарной гигиены. | ||
52 | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь. | ||
Есть на Земле страна- Россия (14ч.). | |||||
53 | Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | 1 | Знать название своей страны. | ||
54 | Население России. Городское и сельское население. Народы России. | 1 | Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. | ||
55 | Столица Москва. | 1 | Знать названия страны и столицы. | ||
56 | Санкт-Петербург. | 1 | Знать местоположение города на карте России. | ||
57 | Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | Знать местоположение города на карте России. | ||
58 | Города: Новосибирск, Владивосток. | 1 | Знать местоположение города на карте России. | ||
59 | Золотое кольцо. | 1 | Знать местоположение города на карте России. | ||
60 | Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | 1 | Знать местоположение города на карте России. | ||
61 | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. | 1 | Знать основные правила охраны природы, типичных представителей. | ||
62 | Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. | 1 | Знать необходимость бережного отношения к природе. | ||
63 | Заповедники, заказники, охрана природы. | 1 | Знать правила поведения в природе. | ||
64 | Наш город. Достопримечательности. | 1 | Уметь работать самостоятельно. | ||
65 | Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. | 1 | Знать необходимость бережного отношения к природе. | ||
66 | Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия». | 1 | Уметь работать самостоятельно. | ||
Повторение пройденного | 2 | ||||
67 | Экскурсии по городу. Знакомство с местными достопримечательностями. | 1 | Уметь вести наблюдения. | ||
68 | Экскурсии в краеведческий музей. | 1 | Уметь вести наблюдения. |
nsportal.ru
Календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме: Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс «Природоведение. Природа живая и неживая»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Замдиректора Директор
предметов по УВР МБОУ СОШ №3
естественного цикла Никишина Ж.А. Бутова В.Д.
Прот. № _________ ______________ ____________ от_______2011 г. _______________ ____________
Календарно-тематическое
планирование
по биологии.
5 класс
2011-2012 учебный год
«Природоведение. Природа живая и неживая».
Учитель Надехина Ольга Геннадиевна
г.Ногинск Московской области
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. — М.: Дрофа, 2009.
Курс «Природоведение» продолжает одноимённый курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе и направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живо и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Количество учебных часов 68 (2 часа в неделю)
Тематический план:
Название темы | Количество часов |
Введение | 2 |
1. Вселенная | 5 + 1 ч из резервного времени |
2.Строение и свойства вещества | 11 |
3.Воздух | 6 |
4.Вода | 3 + 1 час из резервного времени |
5.Горные породы | 3+ 1 час из резервного времени |
6.Почва | 4 |
7.Организмы | 6 |
8.Растения | 7+ 1 час из резервного времени |
9.Грибы | 2+ 1 час из резервного времени |
10.Животные | 5 |
11.Растения и животные уголка природы | 3 |
12.Природа едина | 2 |
13.Человек, его здоровье и безопасность жизни | 3+ 1 час из резервного времени |
Резервное время | 6 |
Итого | 62 + 6 резерв |
Лабораторных работ | 14 |
Базовый учебник:
В.М. Пакулова, Н.В.Иванова «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, 4-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2010 год.
Методические пособия для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. — М.: Дрофа, 2009.- 92 с.
- Г.В.Чередникова «Поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс — Волгоград, Учитель, 2007.-123 с.
- В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков, И.А. Степанов «Основы природоведения», М,: Просвещение – 2006.- 239 с.
- Интернет-ресурсы — Сайт учителя биологии.
Дополнительная литература для обучающихся:
- В.М.Пакулова, Н.В.Иванова Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс, 2-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2011 г.
- Интернет-ресурсы
- www.km.ru education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно-тематическое планирование 5 класс «Природа»
№ урока | Дата | Тема урока | Изучаемые вопросы | Домашнее задание | Использование ИКТ |
Введение (2часа) | |||||
1. | Вводный инструктаж. Правила поведения в кабинете биологии. Изучение природы. Что такое природоведение? | Природа живая и неживая. Человек и природа. Для чего изучают природу? | С.3-6 | ||
2. | Методы изучения природы | С.3-10 | През. «Методы изучения природы» |
1.Вселенная (5 часов + 1 час из резервного времени)
3. | Звезды на небе | Размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Лаб.раб.№ 1. «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария» | С.13-20 | През. «Вселенная. Звёзды» | |
4. | Земля – наш дом | Форма и размеры Земли, вращение Земли Лаб.раб.№ 2. «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий) | С.20 -24 | ||
5. | Оболочки Земли | Сферы Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера) | 24 — 26 | През. «Гидросфера, атмосфера» | |
6. | Луна — естественный спутник Земли | Луна | 26-30 | През «Луна» | |
7. | Солнечная система | Планеты, метеоры, метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. | 30 — 35 | През. «Солнечная система» | |
8. | Ориентирование.
| Практ. раб. № 1 — на местности по компасу, № 2 — по солнцу, часам , № 3 — по звёздам. | 36 — 38 |
2.Строение и свойства вещества (11 часов)
9. | Тела и вещества | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Тела живой и неживой природы. | 41-44 | През. «Вещества» | |
10. | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | Лаб. раб.№ 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел». | 44 — 47 | ||
11. | Вещества смеси | Вещества чистые и смеси | 48-49 | ||
12. | Молекулы. Атомы. Элементы. | Строение | 49 — 51 | През. «Молекулы» | |
13. | Движение частиц вещества | Диффузия | 51 — 53 | ||
14. | Взаимодействие частиц | Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах | 53 — 55 | ||
15. | Разнообразие веществ | Простые и сложные вещества | 55 — 57 | ||
16. | Явления природы. Физические явления. | 57 — 59 | През. «Физ. и хим. явления» | ||
17. | Химические явления. Горение | Реакция горения, значение | 60 — 62 | ||
18. | Окисление | Реакция окисления. дыхание | 62 -64 | ||
Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества» |
3. Воздух (6 часов)
19. | Воздух – смесь газов | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. | 67-69 | През. «Воздух» | |
20. | Свойства воздуха | Физические свойства (бесцветность, прозрачность, объем, упругость, теплопроводность, давление). | 69 — 71 | ||
21. | Вес воздуха и атмосферное давление | 71 — 74 | |||
22. | Изменение давления воздуха с высотой. Снеговая линия. Снеговые вершины, ледники. | Барометры. Лаб. раб. № 4 «Работа с картой. Определение местонахождения гор со снежными вершинами» | 74 — 78 | През. «Горы. Ледники» | |
23. | Движение воздуха. Ветер | Движение воздуха в горизонтальном направлении. Работа ветра в природе. | |||
24. | Погода и её предсказания | Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Лаб. раб. № 5 «Описание погоды за месяц, сезон» | 78 — 82 | През. «Погода. Метеорология» |
4. Вода (3 часа + 1 час из резервного времени)
25. | Состав воды. Три состояния воды | Что такое гидросфера? Состав воды | 85 — 89 | През. «Вода» | |
26. | Тепловое расширение воды | Температура кипения воды, плавление льда. Изменение объема воды при нагревании | 89 — 91 | ||
27. | Вода – растворитель Работа воды в природе | Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды. Охрана воды | 92-96 | ||
28. | Обобщающий урок по теме «Вода». Тест «Вода» | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Вода» |
5. Горные породы (3 часа + 1 час из резервного времени)
29. | Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы | Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень) использование человеком обломочных горных пород. Лаб. раб. № 6.«Описание и определение свойств минералов и горных пород» | 99 -104 | През. «Строение Земли» През «Горные породы» | |
30. | Разрушение горных пород | 104-107 | |||
31. | Полезные ископаемые. Металлы. | Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Лаб. раб. № 7 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | 108-112 | През «Полезные ископаемые» | |
32. | Обобщение по теме «Горные породы» |
6. Почва (4 часа)
33. | Образование почв и их разнообразие | Образование, структура почв | 115 -119 | През «Почва» | |
34. | Состав и свойства почв | Влагопроницаемость, воздухопроницаемость | 119-120 | ||
35. | Уход за почвой. Влияние растений на почву | Уход, обработка почвы | 121-125 | През «Уход за почвой» | |
36. | Разрушение почв. Обобщение знаний по теме «Почва». Тест «Почва» | Эрозия почв, ее виды. Охрана почв | 125-128 | През. «Разрушение почв» |
7. Организмы (6 часов)
37. | Организм и его свойства | 131-135 | През. «Организм и его свойства» | ||
38. | Где живут организмы? | Среда обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. | 135-138 | ||
39. | Увеличительные приборы | Лупа, микроскоп, правила работы | 138-141 | През. «Микроскоп» | |
40. | Строение клетки | 141-142 | През. «Строение клетки» | ||
41. | Строение организмов | Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы | 142-146 | През «Строение организмов» | |
42. | Обобщение по теме «Организмы» Тест «Организм — единое целое» | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Организмы» | 145-146 |
8. Растения (7 часов + 1 час из резервного времени)
43. | Признаки растения | 149-152 | |||
44. | Разнообразие растительного мира | Растения цветковые и нецветковые. Многообразие цветковых растений | 153-158 | ||
45. | Строение цветковых растений | Цветковые растения, их органы. Лаб. раб. № 8 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах» Домашняя Лаб. раб «Влияние температуры, воздуха, влажности на прорастание семян» | 158-161 | През. «Строение цветка» | |
46. | Место обитания дикорастущих растений: «Зеленая аптека» | Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения | 161-167 | През «Лекарственные растения» | |
47. | Красная книга растений | Охрана растений | 167-170 | През. «Красная книга» | |
48. | Многообразие культурных растений | Культурные растения, условия их жизни. Многообразие: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. значение в жизни человека | 170-174 | ||
49 | Обобщение по теме «Растения» Тест «Строение растений» |
9. Грибы (2 часа + 1 час из резервного времени)
50. | Разнообразие грибов | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Разнообразие грибов | 177-179 | През «Грибное царство» | |
51. | Шляпочные грибы Тест «Грибы» | Строение. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов | 179-184 | През «Грибы» | |
52 | Обобщение по теме «Грибы» Тест «Грибы» | Лаб. раб. № 9 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» |
10. Животные (5 часов)
53. | Признаки животных | Признаки животных, сходство и отличия с растениями | 187-189 | През. «Животные» | |
54. | Условия жизни и многообразие диких животных | Условия жизни, многообразие | 189-195 | През. «Многообразие животных» | |
55. | Значение диких животных и их охрана | Значение диких животных в природе и жизни человека, их охрана. Животные Красной книги Лаб. раб. № 10 «Узнавание различных видов животных своей местности» | 195-199 | През. «Красная книга» | |
56. | Домашние животные | Домашние животные, условия их жизни. Многообразие, уход за ними, создание благоприятных условий жизни | 200-202 Творческая .раб. «Мои любимые питомцы» | През. «Животноводство» | |
57. | Обобщение по теме «Животные» |
11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)
58. | Комнатные растения | Создание благоприятных условий для жизни. Уход за ними Лаб. раб. № 11 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями» | Тв. раб. «Растения моего дома» | ||
59 | Домашние питомцы | Создание благоприятных условий для жизни в живом уголке. Уход за ними Лаб. раб. № 12 «Составление рекомендаций по уходу за питомцами» | |||
60. | Урок – игра «Мои питомцы» |
12. Природа едина (2 часа)
61. | Связи живого и неживого | Цепи питания. Пищевые цепи | 202-206 | През «Пищевые цепи» | ||
62. | Природа – наш друг | Охрана природы. Правила поведения в природе | През. | |||
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни ( 3 часа + 1 час из резервного времени) | ||||||
63. | Человек и окружающая среда. Общий обзор строения человека. Образ жизни | Лаб. раб. № 13 «Определения показателей развития своего организма» | 209 — 212 | |||
64. | Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливней, под градом и т.д.) | 212 — 214 | ||||
65. | Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи | Лаб. раб. № 14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи (ушиб, растяжение связок, капиллярное и венозное кровотечение ) | 214 — 217 | |||
66. | Здоровый образ жизни. Вредные привычки | 218 — 221 | ||||
67. | Обобщение по курсу природоведения. Урок-игра «Угадай-ка» | |||||
68. | Летнее задание | Наблюдение за растениями и животными в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений |
nsportal.ru