cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Итоговый контрольный диктант по русскому языку 5 класс ладыженская: Диктанты 5 класс по УМК Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т. и др.

Итоговый диктант за 5 класс по Русскому Языку

Итоговые диктанты по русскому языку за 5 класса — с грамматическими заданиями. Диктанты по итогам пройденных за год материалов / УМК Ладыженская Т.А. .

Был прекрасный июльский день. Утренняя заря разливается румянцем. Солнце всплывает под узкой тучкой, просияет и погрузится в лиловый туман. Тонкий край растянутого облачка блистает змейкой. Но вот выглянул солнечный луч, осветил бесконечные облака. Они собираются и сдвигаются к небосклону, теснятся. И вот ты их уже не видишь. Цвет небосклона не изменяется, не темнеет, но сеется едва заметный дождь. К вечеру облака ложатся розовыми клубами и потом исчезают. В чистом воздухе пахнет полынь, сжатая рожь. В отдалении видишь много чащ и рощ. Объём слов: 81

Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. «Заблудился!» — подумал я. Объём слов: 115

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу. Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят. Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. Объём слов: 98

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми — они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника. Но скворцы — хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения. Объём слов: 98

Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами! На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай! Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке. Объём слов: 110

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно. Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда. Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову! Объём слов: 89

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Когда же начнется сев? Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места. Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. Объём слов: 100

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь. Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!» Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш. Объём слов: 104

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик. Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. Объём слов: 97

Кедр растёт высоко в горах, ветры его набок* клонят, стараются к земле наклонить. А он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу. На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется. Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. Объём слов: 100

Диктанты 5 класс по Русскому Языку / УМК Ладыженская Т.А.

Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 5 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России — контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта ФГОС для 5 класса: 90 — 100 слов.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. Объём слов: 89

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперед с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. Объём слов: 86

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. Объём слов: 88

С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты. Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда. Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь. Объём слов: 102

Вы умеете читать небесную книгу? Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия. Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море. По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы. И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны. Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Объём слов: 87

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. Объём слов: 120

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, маленькие опенки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи. Поздней осенью переменит белка свое красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый зверек в наших лесах – это шустрая белка. Объём слов: 86

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром. И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось. Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. Объём слов: 85

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки. Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. Объём слов: 100

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул вводу и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?» Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. Объём слов: 94

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут. Выпуклые стекла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько темные и толстые, что днем невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зеленым и красным и ярко светились. Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт. Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани. Объём слов: 89

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве. Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову. В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Объём слов: 108

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет. Путешественник прокладывает путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога. Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или огромный удав свесил своё гибкое тело? Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо. Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Летают и кружатся разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчёлы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений. Кажется, так бы я и лежал весь день, вглядывался в густые сочные заросли. Объём слов: 116

Русский язык 5. Контрольные диктанты с ответами

Русский язык 5. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 5 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс».


Русский язык 5 класс.
Контрольные диктанты

 

1. Синтаксис. Пунктуация.

Орфография: безударные гласные в корне; безударные гласные в окончании существительных; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный, Ь для обозначения мягкости согласного, НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; двоеточие после обобщающего слова; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках; Ь разделительный; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения; запятая при обращении; знаки препинания в предложениях с прямой речью; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

4. Деревенька на краю света. Главный промысел жителей — клюква. Мужчины ещё охотятся на зверя: норку, куницу, выдру. Медведя бьют редко. Медвежья охота — праздник.
     В избе деда Семёна собрался народ. Ребятишки воробьиной стайкой жмутся у двери, робко глядят по сторонам. Молодые парни слушают рассказы стариков. Старики ведут разговор о медведях, об охоте. Книгу о медведях можно написать по этому разговору.
     Украдкой достаю записную книжку и карандаш. «В берлоге медведь не ляжет мордой на север», — говорят старики.
     Записываю всё.

5. Осень пришла внезапно. До тех пор я её почти не замечал. В саду ещё не было запаха прелой листвы и вода в озёрах не зеленела. Осень завладела всем: садами, реками, лесами.
     В саду суетились синицы. Они висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
     Каждое утро в сад слетались перелётные птицы. Под свист, шум и карканье в ветвях поднималась суматоха. Птицы улетали на юг. В лесах дождём облетала листва. Старик Прохор мне часто говорил: «Ты гляди, присматривайся, милый человек, чем каждая птица дышит».

 


2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные в корне; буквы А, У после шипящих; Ь разделительный; гласные в приставках; буквы Е и И в окончаниях имён существительных; -тся и -ться в глаголах; раздельное написание предлогов с другими словами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

10. Я не заметил, как по тропинке из леса вышел известный в округе охотник. И вдруг зашуршали кленовые листья, на поляну выбежала рыжая лиса. Взглянула в мою сторону и прямым ходом побежала к охотнику. А тот глядит на меня и смеется. Вот так чудеса!
     Оказывается, охотник подобрал её совсем маленькой в лесу. Поил молоком, ласкал. И вот — лиса не только на свободе разгуливает, но даже на охоту с человеком ходит. Вместе с собаками по следу бежит.

 


3. Лексика.

Орфография: безударные гласные в корне; О—Ё после шипящих в корне; О—А в корнях -раст-/-рос, -лаг-/-лож-; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении; двоеточие после обобщающего слова.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

12. Зима тяжела для всех: для птиц, для зверей, для муравьёв. Трудно зиму пережить. Не все весной выползут встречать солнце.
     Несут муравьи из ходов больных и слабых. Вот один носильщик вытащил больного, положил на солнце. Вот другой принёс.
     Растёт число отощавших за зиму муравьёв. Им бы поесть немножко, а вокруг снег. Тяжёлая ситуация!
Можно уйти, но тогда муравьишки погибнут. Как им помочь?
     Рядом берёза росла, кора у неё от сока набухла. Проткнул я бересту, закапал целебный берёзовый сок. Муравьи сразу побежали к капелькам. Сами напились и кинулись к муравейнику новостью с другими делиться.

 


4. Морфемика. Орфография.

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, Ы после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

 

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, А после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

18. Это было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают грустны и особенно ласковы.
     Солнечные зайчики играли на опавших листьях. Рядом, на куст шиповника, слетелись погреться мошки. Сядет мошка на лёгкий лист, а он не держит тяжесть, валится на землю.

19. Сад разнообразно одевался.
     Старый клён возвышался над южной частью сада. Он стал ещё больше и оделся свежей зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея. Вершины её старых лип поднялись и подтянулись над садом зелёной грядою.
     А ниже клёна, ниже аллеи лежало что-то сливочного цвета. И всё это поражало своей густотой, свежестью и новизной.

 


5. Имя существительное как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; корни -раст-/-рос; -тся и -ться; О—Ё после шипящих в корне; гласные в окончаниях существительных; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

23. Прошлым летом я возвращался с Борового озера к себе в деревню. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Всё вокруг заросло пахучими от летней сухости травами.
     Особенно много колосистой травы и цветов росло около старых пней. Трухлявые эти пни разваливались от лёгкого толчка ногой. Тогда взлетала тёмным облаком коричневая пыль, а внутри пня начинали суетиться крылатые муравьи, жужелицы и плоские чёрные жуки.
     Кучевые облака громоздились в небе. Они казались такими тугими, что можно было, наверное, лежать на их ослепительно белой громаде и смотреть на землю с её лесами, просеками, полянами, цветущей рожью и пёстрыми стадами.

 


6. Имя прилагательное как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; корни -рос-/-раст-; гласные в окончаниях существительных; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться; гласные в окончаниях прилагательных.
Пунктуация: прямая речь в предложении, запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

27. Мне тогда было лет пять или шесть. Мы жили в дальней деревне.
     Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много, и была она очень крупной. Росла она прямо за деревней.
     День был солнечный, жаркий. Мы подошли к лесной опушке, и вдруг набежала чёрная тучка. Из неё посыпался крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на зелёной траве, на густых ветвях кустов и деревьев.
     Мы с мамой встали под дерево. Дождик быстро кончился. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Прямо как мост. «Вот бы по нему пробежаться!» — сказал я. Мама засмеялась: «Ты лучше по земле бегай».
     И мы пошли в лес собирать землянику.

 


7. Глагол как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; гласные в окончаниях глаголов; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

31. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.
     Я иду берегом любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Эти пузыри мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается у нового препятствия в белоснежный ком.
     Новые препятствия встречает вода, и ничто ей от этого не делается, она только собирается в струйки.
     Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на траву. И в дрожи этой рождается звук. Чудится, что трава растёт под музыку, видишь согласие теней.

 


Русский язык 5. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 5 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником русского языка Т.А. Ладыженской и др.

 

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Контрольные диктанты для 5 класса.

I. По повторению изученного в начальных классах.

№ 1.

(Озаглавить.)

Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

№ 2.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим2 в зелёную чащу.4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

№ 3.

(Озаглавить.)

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

№ 4.

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

№ 1.

(Озаглавить.)

Погода стала меняться. Из-за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

_____________________________________________

Погода  стала  меня(т, ть)ся. Из (за)  д…лекого2  г…ризонта  н…слись  и прибл…жались  ни…кие  обл…ка. Со…нце выгл…нуло  из (за)  туч  м…лькнуло  в голубом пр…свете2  и  и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел  ре…кий  ветер. Он  бросил  в  воду  сухие  лист…я  и погнал их по  р…ке.   Дождь  пойдёт    прогов…рила2  Нина.

Ветер  нал…тает с нов…й  силой  морщит  гладь  р…ки  а потом  ст…хает. Зашуршал к…мыш   и  на  воде  по…вились  кру….ки  от  первых  капель. Валерка громко закр…чал    Бежим  ребята  

Но вот ветер утих  снова  пок…залось  со…нце. Ре…кие  капли  д…ждя  падали на землю.4 Они  пов…сали  в траве  и  в  кажд…й   капле  отр…жалось  со…нце.

                                                                                                 (По В.П.Астафьеву)

Задания.

1. Озаглавь текст.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2.

4. Сделай синтаксический разбор предложения  под цифрой 4 .

5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

№ 2.

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4

Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» — кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

(Озаглавить.)

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

IV. По теме «Морфемика».

№1.

(Озаглавить.)

     Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

     (За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

      Шумит з..л..той дождь.

                                                Грамматическое задание.

1.Озаглавьте текст.

2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним  слова с вариантами морфем.

№2.

(Озаглавить.)

     Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

(к) г..ризонту.

            (В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

№ 3.

В горах Памира.

Мы на Памире. Над розоватыми2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная2 живопись рассказывает о древнем Памире.4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

 

Словарный диктант для подготовки.

Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

В горах Памира.

Мы на  Памире. Над  роз..ватыми2  обл..ками  в..звышают(?)ся   ск..листые хре..ты. В д..линах  ра..пол..жились  сёла  где  р..стут  сады  люди сеют яч(?)мень пшеницу.

По  б..регам  рек  встр..чают(?)ся  ра..валины  ст..ринных  крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и)  зар..сли2  густой  р..стительност..ю. В глубок..х  трещинах  в..ют гнёзда  ч..рные  галки  в  щ..лках  к..мней  ютят(?)ся  змеи. Вот одна из них  св..ркнула  на со..нце  и  и..чезла  среди  к..мней.

               Прибл..жаемся  к  п..днож..ю  и  ра..пол..гаемся  (з,с)десь  на  о..дых. С насл..ждением  вдыхаем ар..мат  цв..тущих  р..стений. (В)друг  зам..чаем  на  скалах р..сунки. Это  художник  много  в..ков  н..зад  нар..совал  ж..вотных   людей  нап..сал ц..фры. Н..скальная2  ж..вопись  ра..сказывает  о  древн..м  Памире.4 Мы  долго ра..сматривали  эти  уд..вительные  р..сунки.

V. По теме «Имя существительное».

№ 1.

Глухарята.

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

№ 2.

В самолете во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

Словарный диктант для подготовки.

Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

№ 3.

(Озаглавить.)

После путешествия по Карелии мы  с  мамой  отправились отдыхать  до  осени  к  дедушке  в  среднюю  полосу  России.

Мой дедушка  —  известный 2  лесник. С карандашом  и  записной 2  книжкой 2 побывал он  на Урале 3 и  в Сибири. Он  открыл в природе много тайн.

От станции  мы шли по просеке 2,  потом  свернули 2 по тропинке к  речке, перешли мостик и направились к лесу. На  опушке нам попались заросли  малины 4. В её густой зелени   легко   поцарапаться,   но  через  минуту   в   ладони лежит  кучка вкусных ягод. Какой  от  них  запах!

С  ветки на  ветку перепархивают  птицы. Такая  тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.  Из -под  куста  вылез ёж 1. Пошуршал 2  в  траве  и  исчез.

Доходим  до рощи, а  за  ней на  полянке 3 стоит избушка  дедушки. Нас  радостно встречают дедушка  и  пёс 1  Дружок . 4

(Озаглавить.)

После путешествия по (К, к)арели… мы  с  мамой  отправились о…дыхать  до  осен…  к  дедушк…  в  средн…  полосу  (Р, р)осси… .

Мой дедушка    извес…ный2  лесник. С карандаш…м  и  зап…сной  кни…кой п…бывал он  на (У, у)рал… и  в (С, с)ибир… . Он  …ткрыл в природ… много тайн.

От станци…  мы шли по просек…  потом  свернули по тропинк… к  речк… перешли мостик и направились к лесу. На  опушк… нам попались зар…сли  малины 4. В её густой зелен…   ле…ко   поцарапат…ся   но  через  м…нуту   в   ладон… л…жит  куч(?)ка красных ягод. Какой  от  них  зап…х!

С  ветк… на  ветку перепархивают  птиц… . Такая  тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям.  Из (под)  куста  вылез ёж(?). Пошуршал2  в  траве  и  и…чез.

Доходим  до рощ… а  за  ней на  полянк… избушка  дедушк… . Нас  радос…но встр…чают дедушка2  и  пёс  (Д, д)ружок 3.

VI. По теме «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой2 берёзой лежит седая роса.4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

VII. По теме «Глагол».

Дуб.

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

(По Г.Снегирёву)

Словарный диктант для подготовки.

Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

VIII. Итоговые контрольные диктанты.

№ 1.

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4 Оленёнок скрылся в кустах3.

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок.

№ 2.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси… Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн… (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?)  За сто шагов слышно  как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра  а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир..  в (К, к)арели… Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята  читали его книги

№ 3.

Кто сеет  в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями.

№ 4.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах4. Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул3 на них своим особым зорким взглядом4. 

Вот он нашёл3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса

1

      На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

     Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова) 

 Грамматическое задание:

  1. Графически объяснить написание безударной гласной в корнях  глаголов.
  2. Синтаксический  разбор предложения « Отсюда она направляется в далекий путь»
  3. Разобрать слова по составу: молодого, цветочки, выходные, подземный.
  4. Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».
  5. Фонетический разбор слов: «мягком», «поэты».

Дуб.

     Дуб —  удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые  листочки.

      Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

      В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

      Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов) 

Грамматическое задание:

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Морфологический разбор слова  «кормятся»

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова  «осенью». 

Фомка и Барин.

     По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

     В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
  2. Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку».
  3. Морфологический разбор слова  «Фомкой».
  4. Разобрать слова по составу «рассвета»,  «колючего»,  «закатил».

Начало пути в страну невыученных уроков.

     За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

     Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

     И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор предложения «Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели».
  2. Морфологический разбор слова  «зеленоватым».
  3. Разобрать слова по составу «осветилась», «каменщиков»,  «маленьких».
  4. Фонетический разбор слов  «подъезда», «вокруг».
  5. Найдите сложное предложение  и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.

Встреча в тайге.

     Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

     На краю поляны сохранились заросли малины.

     Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

     Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

     Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

     В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
  2. Выписать  2 слова с орфограммой «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова».
  3. Найдите сложное предложение  и докажите графически. Составьте схему предложения.
  4. Разобрать слова по составу «показались», «малинник», «поиграть».
  5. Морфологический разбор слова  «срывал».

Ольха.

     Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

     Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

     Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

     Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать слова по составу «переносится», «длинные», «посещают».
  2. Морфологический разбор слова «(в) парках».
  3. Синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».
  4. Фонетический разбор слова  «сережки».

Весна.

     Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

     Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

     Все живое, все растения приветствуют весну.

Грамматическое задание:

  1. Морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
  2. Синтаксический разбор предложения  «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
  3. Фонетический разбор слова  «солнце»
  4. Разобрать слова по составу    «забирается», «разбиваются», «весеннее».

Годовой диктант 5 класс

Годовой диктант 5 класс

Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох, и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В.Бианки.) (99 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор:

вариант 1 вариант 2 вариант 3

кружатся согревает ломается

2. Морфемный разбор слов:

забирается, расходятся, проносится,

проснись, поиграй, плывут,

гонит бегут журчат

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

1 абзац 2 абзац 3 абзац

2 предложение 1 предложение 2 предложение

4. Фонетический разбор:

кустов низко лёгкий

АНАЛИЗ ГОДОВОГО ДИКТАНТА 

Учитель Павшок Наталья Анатольевна

Дата проведения 16.05.2018 год

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова

2. Непроверяемая безударная гласная

3. Чередующиеся гласные

4. Непроизносимая согласная

5. Безударное окончание имен существительных

6. Безударное окончание имен прилагательных

7. Безударные личные окончания глаголов

8. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

9. Правописание НЕ с глаголами

Допустили пунктуационные ошибки:

1. Пунктуация при однородных членах предложения

2. Знаки препинания в предложении с прямой речью

3. Запятая в сложном предложении

4. Знаки препинания при обращении

Допустили ошибки в грамматическом задании:

1. Морфологический разбор

2. Морфемный разбор

3. Синтаксический разбор предложения

4. Фонетический разбор

Годовой контрольный диктант в 5 классе № 16 | Сборник диктантов по Русскому языку в 5 классе с русским языком обучения

Годовой контрольный диктант в 5 классе № 16