cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Искусство древнего египта 5 класс конспект урока – Конспект урока Искусство Древнего Египта 5 класс

Конспект урока Искусство Древнего Египта 5 класс

Тема «Искусство Древнего Египта».

Васильева Оксана Николаевна — МБОУ СОШ № 7, учитель истории, город Биробиджана.

Цель урока: сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

  1. Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи.

  2. Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

  3. Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.

Учебные пособия:

  • учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;

  • атлас по истории Древнего мира, М.: Федеральное агентство геодезии и картографии.

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме «Древний Египет».

Выполнение теста. Внесение обучающимися результата теста в «Лист самоконтроля». Объяснение учителем его назначения.

«Лист самоконтроля»

Вид деятельности

результат

Сам себе ставлю отметку

Решил тест

 

 

Решил загадку пирамиды

 

 

Участие в создании путиводителя

Игра «Помоги художнику» (стал мастером, с какой попытки)

 

 

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Слайд 1 (на слайде три понятия: архитектура, скульптура, живопись)

Совместно с ребятами формулируется тема урока.

Учитель: Что объединяет эти понятия?

В случае затруднения – совместное определение понятий. Обязательно прозвучит обобщающее понятие «искусство».

Учитель: А какую учебную цель мы поставим на урок? (ответы ребят).

Ребята с помощью, каких методов мы будем добиваться цели нашего урока?

Комьютер, электронная презентация, учебник, видео фрагмент, рассказ учителя.

Слайд 2. Искусство Древнего Египта.

Искусство — это отображение человеком окружающего и внутреннего мира

(Запись темы в тетрадь).

Учитель: Какие ещё виды искусства вы знаете? (ответы ребят).

Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре, скульптуре и живописи. Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть путешествие в течение учебного года? А вот тут уместно вспомнить слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

А мы с вами будем листать – перебирать фотографии.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. А что берут люди, отправляясь в путешествие? (ответы ребят). Как правило, они берут с собой путеводитель. Что это такое? (ответы ребят). У нас путешествие будет виртуальным, но путеводитель шедевров искусства Древнего Египта вы составите самый настоящий. 

III. Изучение нового материала.

План.

  1. Пирамиды – первое из чудес света.

  2. Храмы.

  3. Особенности работы древнеегипетских скульпторов и художников.

  1. Рассказ учителя:

Когда говорят о культурном наследии Египта, то большинство представляют себе в первую очередь 7-е чудо света пирамиды в Гизе. Пирамиды настолько величественные и древние сооружения, что всем соседним народам они казались вечными. Не случайно арабы говорили: «Мир боится времени — а время боится пирамид»

Пирамиды строились на западном берегу реки Нил.

Вопрос: Почему именно на западной стороне египтяне строили усыпальницы фараонам? ( На западе заходило солнце, и египтяне верили, что там находится вход в загробный мир)

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом (клик).

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

Рассказ учителя:

  1. Форма пирамид не всега была такой правильной. Первая пирамида была сооружена для фараона Джоссера извесным архитектором Имхотепом, она состояла из нескольких прямоугольных сооружений — «мастаб» водруженных друг на друга.

Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха. Пирамиду Джоссера обычно называют “

матерью египетских пирамид”.

  1. Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она состоит из 3 мастаб — к сожалению верхняя уже разрушилась.

  2. Ну и более привычная пирамида Хеопса в Гизе. Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 146,5 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести.

  3. Ребята мы можем проследить, как менялась форма и размер пирамид

  4. Мы можем проследить не только изменение формы пирамиды, но и ее размеры.

  5. Пирамида Хеопса не только самая большая пирамида, сохранившаяся до нашего времени, но и самая загадочная. Она загадала современным ученым — 3 загадки.

Загадки: Ребята под вашими стульями прикреплены фрагменты загадок. Пожалуйста, загляните под стул и найдите загадку. Ребята с 1 ряда выходите к доске и читайте загадку. Ребята со 2 и 3 ряда выходите к доске и читайте загадку.

Первая загадка: Вход в пирамиду на высоте 14 метров на северной стороне. Узкий коридор ведет нас вниз, глубоко под землю, и вскоре мы попадаем в небольшую комнатку. Она пуста, но не это удивляет археологов и историков. Все пирамиды были разграблены еще в древности. Ученых удивляет коридор, за комнаткой ведущий в тупик. Зачем нужен был этот коридор?

Вторая загадка: Вернувшись обратно, мы направимся по коридору, ведущему к центру пирамиды. Он очень узкий, и по нему приходится карабкаться, согнувшись почти вдвое. Через 33 м мы окажемся на площадке, где коридор раздваивается: один продолжается наверх, другой, горизонтальный, приведет нас в комнату, которую называют «комнатой царицы». Но мы знаем, что жену фараона никогда не хоронили в одной пирамиде вместе с фараоном. Так почему же так называется комната, и для чего ее соорудили?

Третья загадка: широкая 50-метровая галерея наверх приведет нас к самому центру пирамиды, где находится усыпальница самого фараона. Комната облицована гранитными плитами. Чтобы облегчить потолок над комнатой соорудили 5 пустых ниш. Через стены, наружу были проложены рубы для вентиляции. В центре стоит гроб из красного гранита, внутри которого находится саркофаг с мумией фараона Хеопса. То, что саркофаг с мумией утащили древние грабители – не удивляет, ведь их интересовали драгоценности, которые были одеты на мумию фараона. Но куда делась тяжелая гранитная крышка?

Вопросы:

  1. Сколько лет пирамидам? Давайте посчитаем. (Высчитывают в тетрадях: 4615 лет).

  2. Можно ли сегодня назвать пирамиды чудом света? Докажите своё мнение.

Загадки

Слайд 10. Строительство пирамид (Видео фрагмент).

ФИЗМИНУТКА

Задание: Работа с картой (приклеить картинки)

  1. Каким условным знаком показан район пирамид?

  2. Где находится долина пирамид? Определите словами её местоположение.

  3. Отметьте на своих путеводителях долину пирамид и сфинкса.

2. Слайд 13. Храмы – жилища богов.

Другим видом архитектурных сооружений Древнего Египта являются храмы

Вопросы: Что такое храм? (Жилище богов)

Храмы должны были поражать своими размерами ведь это жилище богов. Обратите внимание на храм Хатшепсут. Практически весь храм высечен внутри огромной скалы. Подобные сооружения вызывают восхищение не меньше, чем пирамиды.

Рассказ учителя.

Самые величественные храмы были построены в Египте в царствование фараона Рамсеса II на рубеже 14-13 вв. до н.э. В это время были возведены храм бога Осириса в Абидосе, перестроены храмы в Луксоре и Карнаке (это поселения, расположенные рядом с древней столицей Египта – Фивами).

Задание: самостоятельно познакомится с устройством храма. И составить план.

3. Рассказ учителя:

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Статуй, статуэток, масок, папирусов, живописных росписей на стенах гробниц.

Слайд 19. Гробница Тутанхамона

Особенно много находок было сделано, когда археологи вскрыли гробницу молодого 18- 19 летнего фараона Тутанхамона в 1922-1923 годах. По счастливой случайности она не была разграблена. И теперь мы в подробностях знаем, что клали в гробницы своих фараонов древние египтяне.

Зачем египтяне помещали все эти предметы в гробницах фараонов?

Эти предметы древнеегипетского искусства собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Слайд 20. Скульптура.

Рассмотрите скульптуры – вельможа, его жена, фараон.

Вопросы:

  1. Естественны ли их позы?

  2. Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?

Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.

Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними.

Слайд 21. Скульптура. Царица Нефертити и Эхнатон

Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?

У художников – свои правила.

Закрепление.

Слайд 23. Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки.

«Выполни задание» – «Помоги художнику».

Ребята ставят отметку в свой «Лист контроля».

IV. Заключение. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 24

Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.

Возьмите свои «Листы контроля». Поставьте себе отметку за путеводитель и общую отметку за урок.

V. Домашнее задание.

Параграф 11, Творческое задание сделать макет пирамиды или Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану на стр 61.

Список литературы:

  1. Учебник история Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2006 г.

  2. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г.

  3. Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2004 г.

  4. Хрестоматия по Мировой художественной культуре, Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., М., Издательский центр, 1997 г.

  5. Мировая художественная культура, иллюстрированное приложение, Гоголев К.Н., М., Издательский центр, 1997 г.

  6. Энциклопедия для детей «Искусство», главный редактор М. Аксенова, М., Аванта+, 1997 г.

infourok.ru

Урок-презентация «Искусство Древнего Египта» (5 класс)

Конспект урока

в 5 «В» классе

по Истории Древнего мира

на тему:

Искусство Древнего Египта

Учитель: Межакова Мария Алексеевна

Класс: 5 «В»

Курс: История Древнего мира

Тема: Искусство Древнего Египта

Тип: комбинированный

Форма: урок-путешествие

Цель урока:

Сформировать образное представление об уникальности и о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.

Задачи урока:

— Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи.

— Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

— Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.

— Развитие творческого потенциала учащихся путем заданий в виде театрализованных инсценировок, написания рассказа, создания рисунка.

— Формирование культуры общения при работе в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, пирамида, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны.

Оборудование:

  • Компьютер, экран, карта «Египет и Передняя Азия в древности»

  • Компьютерная презентация «Искусство Древнего Египта»

  • Листы контроля

  • Рефлексия «Светофор»

  • Литература:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.

  2. Кочергина Л.Л. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Волгоград: Учитель, 2009. 159 с.

  3. Картинки http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%20&uinfo=ww-1316-wh-645-fw-1091-fh-448-pd-1

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Урок сегодня хочется начать со стихотворения:

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы и птицы, точки, загогулины, кружочки…

Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

О какой стране идет речь? (Древний Египет)

Молодцы! Итак, мы продолжаем говорить об истории Древнего Египта. Посмотрите на экран. На слайде вы видите три понятия: архитектура, скульптура, живопись (Слайд 1).

Давайте вспомним, что означают эти термины.

Ответы учащихся

Подумайте, а что объединяет эти слова? Звучит обобщающее слово «искусство». Итак, значит тема нашего урока сегодня: «Искусство Древнего Египта» (слайд 2). Запишем тему урока в тетрадь. Ребята вспомните, когда мы познакомились с этим понятием и что оно означает?

Ответы учащихся

А какие ещё виды искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре, скульптуре и живописи. Оглашение плана урока (слайд 3).

Все мы любим путешествовать.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. Мы отправимся в Египет на машине времени. А запустить эту машину мы сможем, если вы успешно справитесь с моими вопросами (слайд 4). Итак, готовы?

У каждого из вас на парте есть лист контроля с вопросами, куда вы будете вносить свои ответы.

III. Проверка домашнего задания

Первое задание:

Фронтальный опрос

  1. Что такое религия?

  2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

  3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб?

  4. Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе, о Гебе и Нут?

  5. «Жилище» для богов в Древнем Египте?

  6. Служители богов в Древнем Египте?

  7. Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство мертвых»?

Второй вопрос — театрализованный вопрос.

Сценка «В храме священного быка»

Жрец храма. О Верховный жрец, горе постигло наш храм и священный город Мемфис!

Верховный жрец. Только не говори, что…

Жрец храма. Да, да! О сосуд мудрости, нужно искать преемника нашему священному быку!

Верховный жрец. Я сегодня же отправлю жрецов во все концы Египта, а ты зови народ в храм, пусть попрощаются со священным животным.

Вопросы (ответы должны быть зафиксированы в листе контроля):

  1. Назовите имя священного быка.

  2. Какая в сценке допущена историческая ошибка?

Проверим правильность ответов. Поднимите зеленую карточку те, кто дал полностью правильный ответ, желтую – те, кто допустил незначительные ошибки, красную — кто не справился с заданием.

Третье задание.

Игра «Сет проказничает» (ответы должны быть зафиксированы в листе контроля)

Задание: Впиши недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:

1. А — — н \ бог солнца\

2. А — — п \ бог тьмы\

3. Г — б \ бог земли\

4. Н — т \богиня неба\

5. Т – т \бог мудрости\

6. Б — — — — т \покровительница женщин и их красоты\

7. М — — т \ богиня правды\

8. Х- — и \бог Нила\

9. С – т \бог пустыни\

10. О — — — — с \фараон и судья в царстве мёртвых\

11. Г – р \покровитель правящего в Египте фараона\

12. И — — — а \ богиня – жена Осириса\

Проверим правильность ответов. Поднимите зеленые карточки те, кто дал полностью правильный ответ, желтую – те, кто допустил 2-3 ошибки, красные — кто допустил 4 и больше ошибок.

Четвертое задание.

У знатоков телевизионной программы «Что? Где? Когда?» такие вопросы называются «Черный ящик». У нас – «Исторический ларец». Внимание, вопрос: Древний Египет спорит с Китаем за правом называть себя родиной этого предмета. В этом ларце лежит то, что было в Древнем Египте символом счастья и небесного покоя. Владеть этим мог лишь фараон. В настоящее время – один из дамских аксессуаров. Назовите предмет, который находится в этом ларце, запишите в листе контроля.

Проверим правильность ответов. Поднимите зеленую карточку, если ответили верно, красную — если не справились с вопросом.

Молодцы! Большинство из вас успешно справились с моими вопросами, и теперь мы можем отправляться в наше путешествие по Древнему Египту! (слайд 4, звук)

III. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Учитель: Египет известен не только фараонами, военными походами, но его еще называют страной пирамид (слайд 5).

  1. А вы знаете, что такое пирамида? (ответы детей) Пирамида – это огромная гробница фараона. Давайте запишем новое слово в тетрадь.

Ребята, пирамиды называют одним из чудес света.

2. Сколько чудес света существует?

3. Какие чудеса света сохранились на сегодняшний день?

Итак, пирамиды – первое из семи чудес света. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще даже не было железных орудий труда.

Учитель показывает как выглядела пирамида Джосера, рассказывает оее строительстве (слайд 6). Основателем каменного строительства считают великого архитектора Древнего царства Имхотепа, Он был одним из высших сановников фараона Джосера. Это был выдающийся мастер, крупный ученый Древнего Египта: строитель, врач, астроном и даже маг и волшебник.

Именно при нем для строительства впервые стали использовать камень: гранит, известняк, песчаник, порфир и диорит.

Имхотеп построил первую гробницу для фараона Джосера в виде пирамиды. Пирамида Джосера была шестиступенчатой формы высотой 62 метра (это примерно два девятиэтажных дома). Ее основание -118 х 140 м.

Символика пирамиды связана с почитанием главного бога Амона-Ра, сыном которого считался фараон. Форма пирамиды олицетворяла луч солнца, брошенный на землю. Грани пирамиды четко располагались по частям света. Ступенчатость пирамиды служила как бы огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небеса.

Показывает три самых больших пирамиды в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (слайд 7).

Сообщает, что одной из самых величественных пирамид — одним из чудес света — была пирамида Хеопса (Хуфу) (слайд 8). Она сооружалась 30 лет. Ее высота — 146 м, а длина каждой из сторон 233 м. Строилась пирамида из каменных блоков весом до 2300 кг. Всего же потребовалось 2300000 каменных блоков.

Рассказывает о строительстве пирамид, об их тайнах, о том, почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э.

Посчитайте, сколько лет прошло с момента строительства пирамиды до наших дней.

Предлагает поработать с линией времени на доске и в листе контроля.

Тайна пирамид. Давайте заглянем внутрь пирамиды Хеопса (слайд 9).

Слайд 10.

Задание: учебник, с. 31(карта) Работа в парах

Каким условным знаком показан район пирамид?

Где находится долина пирамид? Определите словами её местоположение и покажите своему соседу по парте. Зафиксируйте ответ в листе контроля.

Давайте рассмотрим рисунок на странице 54. Что вы можете сказать о строительстве пирамид? Давайте сравним ваше описание с рассказом древнегреческого ученого Геродота (стр. 54, 2 абзац). Сделаем вывод: сложно было строить пирамиды?

Учитель предлагает с помощью сделанных учениками выводов сформулировать проблемный вопрос: Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона? (слайды 11, 12). Ученики выдвигают версии: 1) боялись наказания; 2) очень любили фараона; 3) обожествляли фараона.

Выводится на экран общий вывод (слайд 13).

Величественные пирамиды в г. Гизе охраняло скульптурное сооружение — Большой Сфинкс (слайд 14) каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы, (Длина — 57 м, высота – 20 м) Лицо сфинкса напоминало фараона Хефрена. Каменный великан вселял такой страх, что его называли «отцом ужаса». Сфинкс как бы должен был охранять покой усопших фараонов от грабителей.

А какое впечатление сфинкс производит на вас? (слайд 15) Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

В рамках здоровьесберегающей технологиии проводится физкультминутка в египетском стиле в течение 50 секунд (слайд 16).

Говорит, что сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь (слайд 17).

Показывает картину «Дренеегипетский храм» (слайд 17) и рассказывает с помощью ответов учащихся, из каких частей состоял храм: показывает аллею сфинксов (слайд 18), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 19), рассказывает, что такое обелиски (слайд 20), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 21), называются остальные части храма (статуи фараона, пилоны, внутренний двор, главный зал с колоннами, помещение со статуей бога). Были и необычные храмы, высеченные в скале (слайд 22).

Дает задание посмотреть на рисунок стр. 57. Задает вопрос: Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом сравнивает высоту колонны с ростом человека). И для чего приходит в храм? Предлагает вспомнить, к какому виду искусства относятся храмы, пирамиды?

Говорит о том, что во втором тыс. до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Рассказ о гробнице фараона Тутанхамона (слайды 23-27).

С 1914 по 1922 год англичане, лорд Корнарвон и Говард Картер проводили раскопки в Египте, в долине Царей в поисках гробницы фараона Тутанхамона. Год шел за годом, но удача казалось отвернулась от них. И вот после шестилетних безрезультатных поисков, когда казалось не оставалось никакой надежды, они наткнулись на ступени лестницы, уходящей под землю.

Картер приказал пробить стену и очистить ход, ведущий вниз к дверям гробницы. Когда открыли дверь, то за второй стеной оказалась камера, наполненная многочисленными вещами царского обихода: золото, драгоценные камни, посуда.

Вторая камера, меньших размеров, была полна драгоценностей; повсюду встречалось имя их владельца — фараона Тутанхамона. Но что это: гробница или только подземный склад богатств — понять было невозможно.

Через год Картер обнаружил, что на северной стороне первой камеры стоят две статуи черного дерева. Их головы, пояса, браслеты на руках и сандалии были позолочены. Что это за статуи, что они охраняют?

В феврале 1923 г взорам собравшихся открылся гигантский ковчег (3х5 м и высотой 2,73 м). Рядом находилась погребальная утварь. В ковчеге не оказалось саркофага — в нем сверкал золотом второй ковчег. Картер не верил своим глазам: царская печать была целой.

А с архитектурой связаны скульптура и живопись. Новые понятия записывает на доске и раскрывает их. Сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них сделаны надписи, в них стояли статуи.

Показывает скульптурный портрет царицы Нефертити — эталон женской красоты. Что вам нравится в данном изображении (слайд 28)?

Предлагает посмотреть статуи древнеегипетских вельмож (слайд 29) и ответить на вопросы:

1. Какие материалы использовали египетские мастера для изготовления скульптур?

2. Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры?

Вопросы подсказки:

Естественны ли их позы?

Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?

Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.

Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними.

У художников – свои правила.

Слайд 30. Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?

Вопросы:

Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян?

Как изображены плечи и руки, глаза?

А лицо и ноги?

Дополняет ответы: верхняя часть фигуры (плечи, руки) изображаемого выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги как будто сбоку. Это еще одна черта древнеегипетской живописи и скульптуры.

IV. Закрепление нового материала. (5 мин.)

Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки (слайд 31).

Предлагает вспомнить основные виды искусства, памятники Древнего Египта, изученные на этом уроке.

Записывает слово «искусство» на доске, а от него 3 стрелочки.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)

Ребята ставят отметку в свой «Лист контроля» (слайд 32).

Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет? Предлагает поделиться впечатлениями от урока. Предлагает оценить свои знания, полученные на уроке, оценить свою работу на уроке, свое настроение с помощью карточек «Светофор». Поднимите карточку того цвета, который у вас ассоциируется с сегодняшним уроком. Благодарит за внимание, работу учащихся.

— Какой же у нас получился урок?

В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 33

Сфинкс улёгся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни.

Посети же Египет и ты.

VI. Домашнее задание: дифференцированное (слайд 34)

  1. Обязательный минимум: параграф 11, вопросы стр. 57.

  2. Творческое домашнее задание: Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колонный зал; 5) помещение со статуей бога.

  3. Творческое задание: Нарисовать рисунок по теме «Искусство Древнего Египта»

(3 мин.)

infourok.ru

Открытый урок «Искусство Древнего Египта» (5 класс) ФГОС

Технологическая карта по предмету История Древнего мира

5 класс на тему: «Искусство Древнего Египта».

Учитель истории МОУ ВСОШ Качалина В.В.

Районное методическое объединение учителей истории и обществознания.

Искусство Древнего Египта

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:17.10.13.

Образовательные ресурсы:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений

2.Презентации и мультивидео.

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой.

2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Задачи:

обучающие: получить знания о древнеегипетской культуре;

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Основные термины и понятия: храм, статуи, жрецы, Ра, Амон-Ра, Тот, Бастет, Геб, Нут, Сет, Гор, Анубис, Геродот, Маат, Тутанхамон, мумия, саркофаг, скульптура, архитектура, колонны, обелиски, пирамиды, сфинкс, чудеса света, искусство.

Планируемые образовательные результаты:

Сформировать представления о религии и искусстве Египта.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Историю какой страны мы изучаем?

1. Устный диктант

1. Дельта

1 …..

2 …..

2.Высокий тростник

в Египте, из которого

делали

материал для письма.

3. Фараон

3 …..

4 …..

4. средство для полива в

Древнем Египте

5 …..

5. Мастер, изготовлявший

изображения из глины,

дерева, металла.

камня,

6 …..

6. островок зелени в

пустыне

7. амулет

7 …..

8 …..

8. Сбор в пользу

государства.

Ответы к первому заданию:

1 — место, где река делилась на несколько рукавов; 2 — папирус; 3 — повелитель всего Египта; 4 —шадуф; 5- ремесленник; 6-оазис; 7 – мелкие предметы, которые защищают от злых духов и несчастий; 8 — налог.

Назовите тему предыдущего урока

2.Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут?

3. Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком

4.Игра «Угадай Бога» (презентация.)

Что рассказывали египтяне о каждом из них?

5. Индивидуальный рассказ по рисунку учебника «Суд Осириса» (стр.55.)

6.Тест.

Что называется религией?

а) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

в) вера в силы природы

Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

а) Осирис

б) Амон-Ра

в) Сет

Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

а) Осирис

б) Амон-Ра

в) Тутанхамон

С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

а) с засухой

б) с разливом Нила

в) с землетрясением

«Жилище» для богов в Древнем Египте:

а) саркофаг

б) пирамида

в) храм

Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:

а) бог Земли

б) бог «царства мертвых»

в) бог Солнца

Служители богов в Древнем Египте:

а) фараоны

б) жрецы

в) вельможи

Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство мертвых»?

а) только фараонов

б) только жрецов

в) всех, кто при жизни творил добро

Ключи к тесту: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — б, 5 — в, 6 — в, 7 — б, 8 — в.

7. Самооценка знания темы «Религия Древнего Египта» в оценочном листе.

8.Физкульт минутка.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА  путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

1. Сколько чудес света существует?

2. Какие чудеса света вы знаете

Диалог, беседа с учащимися.

Работа с настенной картой

Диалог с учащимися

Работа с презентацией

Рассказ ученика

Работа в парах.

Рефлексия.

Минутки отдыха

Диалог с учащимися

Запись в тетради

Индивидуальная

Фронтальная

фронтальная

фронтально

индивидуально

1ч. индивидуально, 2ч. — парами

индивидуально

Групповая

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

КУД: Диалог учителя и ученика

infourok.ru

Конспект урока для 5 класса «ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

МБОУ «Гимназия № 20»

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме:
урок «
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА«

Выполнила: учител истории Хуснутдинова Г.Г.

Казань,2013

Цели урока:


  1. Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, живописью.


  2. Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с тестами. Развивать творческие способности, память, речь, воображение


  3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.


Тип урока: комбинированный, мультимедийное приложение, презентация к уроку.

Структура урока:


  1. Оргмомент.


  2. Проверка домашнего задания (индивидуальные карточки, исторический диктант, опрос учащихся, индивидуальные тесты, домашнее сочинение).


  3. Изучение нового материала.


  4. Закрепление.


  5. Домашнее задание.


Оборудование урока:


  1. Иллюстрации к теме «Искусство Древнего Египта».


  2. Выставка детских рисунков.


  3. Сочинения детей.


  4. Использование компьютера и проектора (слайды)


  5. Тесты


  6. Индивидуальные карточки


Литература:


  1. Учебник история Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2006 г.


  2. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г.


  3. Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2004 г.


  4. Хрестоматия по Мировой художественной культуре, Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., М., Издательский центр, 1997 г.


  5. Мировая художественная культура, иллюстрированное приложение, Гоголев К.Н., М., Издательский центр, 1997 г.


  6. Энциклопедия для детей «Искусство», главный редактор М. Аксенова, М., Аванта+, 1997 г.


  1. Оргмомент


II. Проверка домашнего задания:


  1. Индивидуальные карточки.


1 карточка

1. Саркофаг – это


  1. Бастет – это


  2. Храм – это


  3. Осирис – это


  4. Апис – это


2 карточка


  1. Мумия – это


  2. Жрецы – это


  3. Исида – это


  4. Фараон – это


  5. Анубис – это


^ 2. Историческая разминка: (показ на рисунках выставки)


  • Что называется храмом?


  • Кого называли жрецами?


  • Как называли самого главного бога египтян?


  • Назовите имя бога тьмы?


  • Кого египтяне изображали в виде человека с головой змеи?


  • Как египтяне представляли богиню Нут?


  • Какой бог пользовался особым уважением у египтян? Почему?


  • Как звали богиню покровительницу женщин и красоты?


  • Кто из богов стал царем и судьей в «стране мертвых»?


  • Как звали бога «царства мертвых»? Как его изображали?


  • Что называется саркофагом?


3.Опрос учащихся (полные ответы):


  1. Какие религиозные верования существовали у древних египтян?


  2. Почему в Египте фараона обожествляли?


(собрать карточки)


  1. Индивидуальные тесты:


  1. Что называется религией?


А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египт��?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

4. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осирис��?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

5. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

6. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы

В) вельможи

5. Сбор домашних сочинений.


Изучение нового материала.


Тема нашего сегодняшнего урока «Искусство Древнего Египта». На уроке мы должны познакомиться с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой и живописью. А также закрепить ранее полученные знания.

Эпитетом к нашему уроку я взяла древнюю арабскую пословицу.

«Все на свете боится времени, и только время боится пирамид».

( в конце урока мы постараемся объяснить эту пословицу)

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». И не случайно древние греки так называли эту страну, и сейчас в современное время людей поражает Египет своей необычной культурой: архитектурой, скульптурой, живописью. И в первую очередь – это величественные пирамиды. Ни в одной другой стране мы не встретим такие сооружения. Ни зря пирамиды называют первым, их семи, чудом света. Давайте ближе познакомимся с египетскими пирамидами. Сейчас мы просмотрим с вами сюжет, и вы постараетесь ответить на такие вопросы (на доске):

1. Что такое пирамида? (запись в словарик)

2. Из чего строили пирамиды?

3. Когда была построена пирамида Хеопса? (17 век до н.э., около 2600 года) запись в тетрадь.

(компьютерный показ фильма о пирамидах Египта, учебное электронное издание история Древнего мира 5-6 класс, М., издательство «Кордис & медиа», 2004 год)

Строительство пирамиды было долгим и тяжелым делом. Историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.

(презентация)

Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одной удалось уцелеть – это гробница фараона Тутанхамона. Об этой гробнице нам расскажет Потекина Аня, она подготовила небольшое сообщение. (Выступление ученицы, презентация)

Храм.

В Египте есть и другие знаменитые сооружения – это храмы.

(Чтение текста с. 54 с комментированием и записью слов в словарик)

Словарная работа:


  • Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека ли барана;


  • Обелиски – каменные столбы, сужающиеся к верху;


  • Колонны – высокий столб, обычно служащий опорой в здании.


Вопросы к тексту, показ презентации.


  1. Что такое храм?


  2. Храм – это одно здание или целый комплекс построек?


  3. С чего начинался храм? (аллея сфинксов)


  4. Перед воротами, какие находились сооружения? (обелиски)


  5. За воротами что можно было увидеть? (двор с колоннами)


  6. Что находилось за главным залом? (статуя бога)


Физкультминутка.

Скульптура и живопись.

(работа с иллюстрациями на доске, показ презентации)

В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала в перед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, а усопших представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

Художники Египта, тоже придерживались определенным правилам изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.


    1. Закрепление.


  1. Что интересного сегодня вы узнали на уроке?


  2. Что называется пирамидой?


  3. Что такое сфинкс?


  4. О какой пирамиде мы сегодня узнали?


  5. Что называется храмом?


  6. Какие правила должны были соблюдать египетские скульпторы, делая статую фараона.


  7. Какие правила должны были соблюдать египетские художники, изображая людей?


  8. Давайте, объясним пословицу, которая стала эпиграфом нашего урока.


  9. Стихи детей (или сочинения)


    1. Домашнее задание.


П. 11, знать термины, чайнворд.

doc4web.ru

Конспект урока истории в 5 классе «Искусство Древнего Египта» — Уроки, конспекты — История и обществознание — Методическая копилка — Международное сообщество педагогов «Я

Тема урока: Искусство Древнего Египта.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с архитектурой, скульптурой Древнего Египта.
2.Формирование у учащихся умений самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.
3.Развитие творческой активности.
4.Воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
5.Расширение кругозора.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», иллюстрации: «Египетские пирамиды», «Карнакский храм» (вид внутри), «Зал и двор Аменхотепа III в храме Амона в Фивах (Луксор), «Два колосса южной стороны пещерного храма Рамсеса в Абу-Симбеле».

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.
Задания:
1.Показать на карте Нил, Египет, первую столицу Египта (город Мемфис).
2.Ответить на вопросы:
• Как называли правителей Древнего Египта? (фараоны).
• Как называли царских советников, военачальников в Древнем Египте? (вельможи).
• Как называли людей, записывающих приказы, собирающих налоги, подсчитывающих доходы? (писцы).
• Назовите фараона, совершившего самые крупные завоевания. (Тутмос III).
• Как называли служителей богов в древнем Египте? (жрецы).
• Жилище богов в Древнем Египте? (храм).
• Как называется высушенное и обмотанное бинтами тело умершего? (мумия).
• Гроб, в который помещали тело умершего? (саркофаг).
Боги Древнего Египта:
самый главный, могущественный бог Древнего Египта? (Амон-Ра),
бог земли (Геб),
богиня неба (Нут),
бог мудрости (Тот),
богиня – покровительница женщин и их красоты (Бастет),
бог пустыни (Сет),
бог-судья в царстве мертвых (Осирис),
бог-покровитель земных фараонов, сын Осириса (Гор),
богиня – жена Осириса (Исида).
бог-покровитель умерших (Анубис),
богиня правды (Маат).

III. Изучение новой темы.
Учитель: тема нашего урока: «Искусство Древнего Египта». Главным образом, искусство Древнего Египта представлено архитектурными сооружениями, скульптурой. Это знаменитые пирамиды, скальные гробницы, дворцы фараонов, храмы, статуи богов, скульптуры и т.д.
Вашим домашним заданием было подготовить сообщение о каком-либо шедевре искусства Древнего Египта, используя текст учебника и дополнительную литературу.

Сообщения учащихся.
I. Пирамиды Древнего Египта:
 назначение пирамид,
 пирамида фараона Хеопса,
 пирамида фараона Хефрена,
 большой Сфинкс.
II. Гробница фараона Тутанхамона.

Разминка.
Детям предлагается разгадать кроссворд «Пирамида».

Кроссворд «Пирамида»
1.ил
2.Нил
3.жрец
4.писец
5.фараон
6.папирус
7.пирамида
8.иероглифы
1.Что оставалось на полях после разлива Нила?
2.Река, протекающая по территории Египта.
3.Служитель богов в Древнем Египте.
4.Человек, записывающий налоги.
5.Правитель Древнего Египта.
6.Высокий тростник, из которого делали материал для письма.
7.«Жилище вечности» фараонов.
8.Письменность древних египтян.

Сообщения учащихся.
III. Египетские храмы:
 храм Амона в Карнаке,
 храм Амона в Луксоре,
 храмовый комплекс в Абу-Симбеле.
IV. Скульптурные памятники
 царевич Рахотеп и его супруга Нофрет.
Учитель помогает учащимся правильно обобщать факты, делать выводы. В случае неполного ответа учащегося, учитель дополняет его.

IV. Закрепление изученного на уроке.
1.Беседа по вопросам:
• С какими целями сооружались пирамиды в Древнем Египте?
• Какая пирамида является самой высокой? Какова ее высота? Когда она была построена? (пирамида фараона Хеопса, высота – 146 метров, построена около 2600 г. до н.э.).
• Гробница какого фараона была обнаружена в 20 веке?
• Зачем в гробницы фараонов помещали их драгоценности?
• Для чего в Египте строили храмы?
• Перечислите известные вам египетские храмы?
• Какие правила должны соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож?

2.Решение задач.
Задача №1: «Знали ли знаменитые фараоны друг о друге?».
Вы знаете имена двух египетских фараонов – Тутмоса III и Хеопса.
Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль.
(В качестве подсказки учитель предлагает детям начертить на доске «линию времени», отметить на ней начало нашей эры, нынешний год и даты, связанные с правлением одного и другого царя Египта).
Задача №2: «Искусство портрета зародилось в Египте».
Каждому хочется выглядеть на фотографии хотя бы немного красивее, чем на самом деле! А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашали того, кого изображали. Например, если вельможа был в жизни уродливым карликом с непомерно большой головой и маленькими ножками, то именно таким он и был представлен на своем скульптурном портрете.
Чем это можно объяснить? Почему египетские вельможи не гневались на мастеров, точно передававших недостатки их внешности?

V. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: 1.§11 стр.53-57;
2.ответить на вопросы на стр.57.

ya-uchitel.ru

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

5

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

«Искусство Древнего Египта»

Цели: — продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта;

— выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты

— развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию

— учиться работать сообща, выслушивать своего товарища, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: ноутбук. Мультимедийная установка, проектор, карточки для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Исторический диктант ( сл. 2)

1. Амон-Ра

2. Нут

3. Геб

4. Тот

5. Бастет

6. Анубис

7. Осирис

8.Исида

9. Гор

10. Сет

11. Маат

12. Апоп

1. Злой бог пустыни.

2. Богиня – покровительница женщин и их красоты

3. Бог Солнца

4. Судья в царстве мёртвых.

5. Богиня неба

6. Бог мудрости

7. Богиня правды

8. Бог земли.

9. Бог мёртвых и бальзамирования

10. Бог тьмы

11. Жена Осириса, богиня плодородия.

12. Сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов.

Ключ: ( сл. 3)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

5

1

7

2

4

11

3

6

12

8

9

3. Сообщение темы и целей урока.

— Мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по Древнему Египту. Мы уже многое узнали об этой удивительной стране, но ещё очень многое для нас остаётся тайной или загадкой. Я вам предлагаю приоткрыть некоторые тайны.

( сл. 4) План урока:

1. Первое из чудес света.

2. Храмы- жилища богов.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

4. Пойдёмте в музей

— Глядя на план урока, чтобы интересного вы хотели узнать на уроке?

( сл. 5) Задание на урок:

Почему архитектурные памятники Древнего Египта имеют огромные размеры?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя.

1. Первое из чудес света.

( сл. 6) На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов.

( сл. 7) Их охраняет Большой сфинкс, высеченный ив целой скалы. У него тело льва и голова человека.

( сл. 8) Самая высокая пирамида — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 го да до н. э. Ее высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр.

( сл. 9) Семь самых знаменитых сооружений (Пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнассе, Колосс Родосский , Александрийский маяк) в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было даже железных орудий труда.

( сл.10) На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников.

( сл. 11 — 12) Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишении, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта.

2. Храмы — жилища богов.

( сл. 13) Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдем к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана.

( сл. 14) По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах. За воротами — широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы.

( сл. 15) За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

Самостоятельно стр. 58-59

( сл. 16) Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Существует ещё две гробницы, принадлежащие женщине-фараону Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения жрецы в те годы, когда разграбление гробниц стало массовым явлением.

( сл. 17) — гробница Тутанхамона

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на каменных дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет — все сокровища остались на месте!

4. Пойдёмте в музей

Чтение по учебнику – стр. 59 – 60

Дополнительный материал

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14-м веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»). Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона — животворящего солнечного диска.

Многие думают, что реформа была бы невозможна без Неферти́ти — главной супруги Эхнатона. Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Образ Нефертити, наряду с пирамидами стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь «царствует» в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты.

Юность Нефертити прошла в Фивах — столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению Нефертити не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как «Пришедшая красавица» исконно египетское.

Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей. От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Запретив культы традиционных богов и, прежде всего, вселенского Амона — владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на «Эхнатон» — «Действенный дух Атона», и Нефертити основывают Ахетатон — «Горизонт Атона», свою новую столицу. Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити.

Погребение Нефертити не обнаружено. Возможно, она была погребена где-то в царской гробнице в скалах, обрамляющих с востока Ахетатон вместе со своим супругом. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

Параграф 11, вопросы, составить рассказ от лица египтянина, посетившего храм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

multiurok.ru

Конспект урока по истории 5 класса «Искусство Древнего Египта»

Тема урока: «Искусство Древнего Египта»

Учитель истории и обществознания Евдокимовой З.М.

МБОУ «Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской обл.

Тип урока: урок-путешествие.

Класс: 5 б

Цель — продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта, сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

1) образовательные: познакомить учащихся с достижениями в искусстве крупнейшей цивилизации Древнего Востока, выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты.

2) развивающие: развивать умение работать с материалом учебника, находить нужную информацию, выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока, анализировать и аргументировать свои рассуждения, обобщать и делать выводы по теме.

3) воспитательные: воспитание у учащихся чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Планируемые результаты:

1) предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её познавательную ценность.

2) метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, формирование умения самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной и письменной, монологической контекстной речью.

3) личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культурному наследию других народов, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, мел.

Образовательные ресурсы: учебник (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М, 2014), атлас (карта № 3 с. 6), настенная карта «Древний Египет и Передняя Азия», авторская презентация.

Основные понятия темы: египетские пирамиды, чудеса света, гробница, сфинкс, обелиск, колонна, храм, саркофаг, искусство, живопись, скульптура.

Технологическая карта урока по истории Древнего Мира «Искусство Древнего Египта».

Осуществляет контроль знания богов Древнего Египта (Приложение 1) и умения описать иллюстрацию «Суд Осириса» (слайд 4).

Разгадывают кроссворд (слайд 2). Описывают суд Осириса по иллюстрации.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: описывают иллюстрацию, описывают роли действующих лиц, дают характеристику, определяют значение суда Осириса в религии древних египтян.

кроссворд

III. Постановка учебной задачи

Актуализация знаний

Спрашивает: Что такое культура?

Давайте вспомним, какие проявления культуры нам встречались?

Какое обобщенное понятия у всего этого. Это предметы чего?

Объясняют значение понятия (созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные эстетические ценности).
Листают учебник, иллюстрации на стр. 43, 44, 48, 49: деревянная статуя, каменная статуя, рельеф, деревянные фигурки, настенная роспись в гробнице.

Отвечают, что это разные виды искусства.

Познавательные: воспроизводят информацию.

Беседа по вопросам

IV. Постановка учебной задачи

слайды 5-6

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Вместе с учащимися формулирует тему урока. Приглашает их совершить путешествие по достопримечательностям Древнего Египта. Определяет план урока(слайд 6):

  1. Пирамиды Египта

  2. Храмы — жилища богов

  3. Гробница фараона Тутанхамона

  4. Скульптура и рельефы.

Слушают учителя, записывают тему урока.

Регулятивные: формируют учебную задачу

V. Усвоение знаний и способов действия

1. Возведение пирамид в Древнем Египте

Первая

Первая наша остановка — самая знаменитая достопримечательность Египта — пирамиды.

Рассказывает о пирамидах — единственном чуде света, сохранившимся до наших дней (иллюстрации с. 57)

Просит открыть учебник на с. 33 и сказать, где египтяне строили знаменитые пирамиды.

Скажите, почему пирамиды расположены на левом берегу Нила? Как вы думаете, с чем это связано? (слайд 7).

Знакомит учащихся с пирамидой Хеопса, её характеристиками (слайды 8,9).

Вход в пирамиду Хеопса охраняет сфинкс(слайд 10). С помощью иллюстрации на с. 57 или слайда опишите его.

Ученики рассматривают изображения египетских пирамид на слайдах.

Находят на карте место строительства пирамид

Отвечают, что это связано с религиозными верованиями египтян. Они считали, что слева, то есть на востоке, расположена земля Аментис- страна мертвых.

Знакомятся с глобальными размерами сооружений, делают записи в тетради.

Описывают сфинкса по иллюстрации

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, использую выразительные средства языка.

Беседа по вопросам, рассказ.

2. Храмы — жилища богов

Путешествуя по Древнему Египту, мы не можем пройти мимо храмов.Как выглядели жилища богов?

Прочитайте пункт 2 на с. 57-58 и опишите египетский храм.

Учащиеся читают текст параграфа, описывают иллюстрацию, записывают незнакомые слова в тетради («обелиски», «колонны»)

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, использую выразительные средства языка.

Беседа по вопросам, рассказ.

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку

учащиеся выполняют разминку, акцентируя внимание на действиях учителя

Беседа по вопросам, рассказ.

3.Гробница фараона Тутанхамона

Какого фараона Древнего Египта вы знаете?

Чем знаменит Тутанхамон? Находкой его не разграбленной гробницы. Перемещаемся в Долину царей.

Рассказывает о находке гробницы Тутанхамона, показывает на слайдах внутреннее её устройство, найденные вещи (слайды 17-18).

Отвечают, что это Тутанхамон.

Следят за рассказом учителя, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, использую выразительные средства языка.

Беседа по вопросам

4.Скульптура и рельефы

На завершающем этапе нашего путешествия мы перенесемся из Древнего Египта в современную Россию. Именно в наших музеях – ГМИИ им. Пушкина в Москве и Петербургском Эрмитаже хранятся уникальные предметы такого вида искусства, как скульптура и рельеф (слайды 20-21). По ходу изучения истории Древнего Египта мы неоднократно обращались к иллюстрациям скульптур, статуй, рельефов, фресок. Прочитайте пункт 4 на стр. 59-60 и ответьте на вопрос: какие особые правила в изображении существовали в Древнем Египте для создания скульптур, статуй, рельефов?

Учитель демонстрирует материалы, по которым учащиеся могут ознакомиться с живописью и скульптурами Древнего Египта(слайды 22-26).

Следят за рассказом учителя, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации.

Читают текст параграфа, отвечают на поставленный вопрос.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, использую выразительные средства языка.

Беседа по вопросам, рассказ.

VI. Закрепление знаний и способов действия

Индивидуальная. Словесный, практический.

Выводит на слайд тест (Приложение2, слайд 27)

Используют знания при выполнении тестового задания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

тест

VII. Информация о домашнем задании (слайд 29). Выставление оценок

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание: параграф 11, вопросы 1-4 устно. Выучить новые термины, записанные на уроке; индивидуальное задание — подготовить устный рассказ о посещении пирамиды Хеопса.
Называет и выставляет оценки.

Воспринимают задание, утоняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Приложение 1

По горизонтали:
1. Супруга Осириса, заступница жен и матерей (Исида).
2. Священное животное в Древнем Египте (крокодил). 
3. Высушенный труп человека (мумия). 
4. Сын бога Солнца (фараон). 
5. Покровительница женской красоты (Бастет). 
6. С их помощью в царстве мертвых проверяли правдивость клятвы мертвых (весы). 
По вертикали:
1. Бог мудрости Тот изображался в виде человека с головой этой птицы (Ибис). 
2. Каменное жилище богов (храм). 
3. Сказание о богах (миф). 
4. Одно из имен бога Солнца (Амон). 
5. Шакалоголовый покровитель мертвых (Анубис). 
6. Они знали волю богов (жрецы).

Приложение 2

  1. Какая пирамида, построенная в Древнем Египте, самая большая?

а) Хеопса;  б)Джосера; в) Хабы; г) Сехемхета.

  1. Как называется каменные сооружения фараонов, имеющие форму иглы?

а) Пирамиды; б) сфинксы; в) храмы; г) обелиски.

  1. Как называется высокий столб, выполняющий роль опоры в здании?

а) Колонна; б) портик; в) галерея; г) арка.

  1. Гробница какого фараона была найдена в

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *