cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Гражданин россии презентация 5 класс основы светской этики – Презентация к уроку (5 класс) на тему: Презентация по теме Гражданин России | скачать бесплатно

Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Гражданин России

Слайд 1

Гражданин России Урок 27

Слайд 2

План урока: 1. Гражданин. 2. Права и обязанности граждан России. 3. Моя хата с краю?

Слайд 3

Гражданин С лово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «город- ской житель». В XIX веке звание почётного горожа-нина присваивалось за особые зас-луги купцам, военным и гражданским чиновникам. Э то звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Треть-яков за дар Москве Художественной картинной галереи , а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.

Слайд 4

В Древней Греции участие в решении государственных дел могли принимать только граждане. Гражданами могли быть только свободные люди, не рабы. О ни могли голосовать на на-родных собраниях, занимать государственные должности, входить в состав суда. Г ражданин – это достойный, заслуживающий похвалы, ува-жаемый , почтенный человек.

Слайд 5

С овременное понятие «гражданин» включает в себя принадлежность человека к постоянному населению конкретного государства, который подчиняется его законам и имеет определённые права и обязаннос-ти .

Слайд 6

Права и обязанности граждан России В се основные права и обязанности граж -дан записаны в главном законе – Конститу-ции Российской Федерации. В се граждане России имеют равные права и равные обязанности. Г ражданином России можно стать с рож- дения или приобрести гражданство позже. Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте у тебя бу -дут все права и все обязанности.

Слайд 7

Обязанности граждан РФ Беречь памятники истории и культуры Соблюдать Конституцию и другие законы РФ Защищать Отечество Платить законно установленные налоги и сборы Бережно относиться к природным богатствам

Слайд 8

Основные права граждан РФ Участвовать в управлении государством Избирать и быть избранными Право на образование Право на труд Право на охрану здоровья Право на пользование достижениями культуры Право на отдых Право на жилище

Слайд 9

Моя хата с краю? Что можно сказать о людях, живущих по правилам: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Моё дело – сторона», «После нас хоть потоп»? О таких людях говорят, что они эгоисты, живут только для себя: «Лишь бы мне было хорошо, а до остальных мне дела нет». Их интересует только их собственное благо- получие .

Слайд 10

А вот примеры поступков лю-дей неравнодушных: В годы Великой Отечественной войны на оборонных заводах вместе со взрослыми трудились подростки 14-15 лет. Им было трудно, но они понимали, что заменить ушедших на фронт больше некому. В о многих школах России ребята участвуют в работе «зелёных» и «голубых» патрулей, помогающих природе.

Слайд 11

В типографии произошла авария. После её устранения увидели, что многие наборы текстов пострадали. Помоги наборщикам. В тексте выпали слова «патриот» и «гражданин». Вставь их в текст: Достойный ________________ - это ______________ своей Родины. Давай повторим главное гражданин патриот

Слайд 12

А здесь другая беда: кроссворд остался, а вопросы к нему затерялись. Надо составить вопросы. Давай повторим главное 1.страна, в которой родился, 2.гаран-тированные госу-дарством возмож-ности . 3.Один из главных символов государства, 4.человек, любящий свою родину, 5.человек какого-либо государ-ства , имеющий в нём права и обязанности. 5 Г 1 Р о д и н а 2 п р А в а Ж Д 3 ф л А г Н 4 п а т р И о т Н

Слайд 13

Какие права и обязанности зашифрованы в этих картинках? Давай повторим главное Право на образование Право на отдых Обязанность защищать отечество Право на охрану здоровья

Слайд 14

Домашнее задание : § 13, сс. 107-111, можно подготовить доклад о выдающемся гражданине России. З адания в рабочей тетради: №№ 1-2, 5-7, сс.67-70, остальные задания для желающих.

Слайд 15

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова , Я.В. Хотеенкова . Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл .: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp

nsportal.ru

Конспект и презентация к уроку обществознания в 5 классе по теме "Гражданин России"

Технологическая карта

Предмет

обществознание

Класс

5

Тема урока

Гражданин России (2 ч)

Тип урока

Учебное занятие комбинированного типа

Цели

содействовать формированию знания о том, кто такой гражданин, представления о личностных качествах истинного гражданина; создать условия для формирования понятия прав и обязанностей граждан России.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться:

работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Основные понятия, изучаемые на уроке

гражданин, патриот, Конституция, выборы, референдум

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Регулятивные

Коммуникативные

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

2

Актуализация знаний. Проверка Д/З

Познавательные

Коммуникативные

Организует решение тестов (2 человека)

Организует фронтальную беседу по вопросам:

1)Назовите символы государства.

2)Для чего нужны государственные символы России?

3)Как называется наука изучающая гербы?

4)Что изображено на гербе РФ?

5)Что символизируют цвета флага России?

6)В каких случаях и где можно использовать государственные символы?

Организует беседу по вопросам:

– Что значит быть патриотом?

– Как человек может служить Отечеству?

Решают тесты

Отвечают на вопросы

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын!

(А. Н. Некрасов)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:

  1. Выяснить …

  2. Изучить …

  3. Определить …

  4. Сделать вывод о том, …

Достойный – заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

1) значение понятия «гражданин»

2) права и обязанности гражданина

3) какие поступки должен совершать достойный гражданин

4) что значит быть достойным гражданином своего Отечества

З/Т

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные

Целеполагание

Коммуникативные

Регулятивные

План:

1.Понятие «гражданин»

2.Права и обязанности граждан России

3.Что значит достойный гражданин

4.Почетные граждане своей малой Родины.

1. Учитель организует работу с понятием «гражданин».

Объяснение учителя:

  • Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «город-ской житель».

  • В XIX веке звание почётного горожа-нина присваивалось за особые зас-луги купцам, военным и гражданским чиновникам.

  • Это звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Треть-яков за дар Москве Художественной картинной галереи, а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.

Как характеризует слово гражданин в своем словаре В.И.Даль?

Вспомните, где появилось понятие «гражданин»? Что оно означало?

А что означает быть гражданином сегодня?

Составить схему по тексту на с.108

Гражданство устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями.

ФИЗМИНУТКА

2.Объяснение учителя.

  • Все основные права и обязанности граж-дан записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации.

  • Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

  • Гражданином России можно стать с рож-дения или приобрести гражданство позже.

  • Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте у тебя будут все права и все обязанности.

Права – гарантированные государством возможности.

Обязанности – обязательные действия.

Объяснение учителя.

Конвенция о правах ребенка принята в 1989 г.; это документ, в котором определены права и обязанности детей.

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Социально-экономические права

Политические права

Культурные права

Что такое выборы, референдум? Чем они различаются?

Выпишите в тетрадь обязанности гражданина РФ на с.109

3. Организует беседу. Что можно сказать о людях, живущих по правилам: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Моё дело – сторона», «После нас хоть потоп»?

А вот примеры поступков людей неравнодушных. Прочитайте текст на с.109-110 и ответьте на вопросы.

Давайте познакомимся с рубрикой «Путешествие в прошлое» и ответим на вопросы.

Вывод: Быть гражданином своей Родины – значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

1.Слушают объяснение учителя.

Читают текст на с.107 учебника

Гражданин – член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В Древней Греции, это были коренные жители, участвовавшие в управлении.

Читают текст на с.108 и составляют схему

З/Т Гражданин

постоянно проживает

в гос-ве

подчиняется законам

имеет права и обязанности

2.Слушают учителя, делают записи в тетрадь

З/ Т Конституция РФ – основной закон страны.

З/Т Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

З/Т

З/Т

Учащиеся в парах заполняют таблицу «Основные права граждан РФ» по тексту на с.108-109 и слайдам просмотренной презентации

право на жизнь

Социально-экономические права

1)право на образование

2)право на охрану здоровья

3)право на жилище

4)Право на отдых

5)право на труд

Политические права

Участвовать в управлении государством:

1)Избирать и быть избранными

2)участвовать в работе судов

3)обращаться в государственные органы

Культурные права

Право на пользование достижениями культуры

З/Т

Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования.

Референдум – всенародное голосование по важному государственному вопросу.

3.Участвуют в беседе.

Возможный ответ: О таких людях говорят, что они эгоисты, живут только для себя. Их интересует только их собственное благополучие.

Читают текст на с.109-110

Читают рубрику «Путешествие в прошлое»

З/Т

Минин и Пожарский – освободили Москву от польских интервентов

4 ноября – День народного единства

Сообщение учащихся.

5

Первичное закрепление

Коммуникативные

Регулятивные

(самоконтроль)

Вставьте пропущенные слова.

Слово «гражданин» происходит от русского слова «_____________». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному ______________ государства, пользуется его _________________, обладает _____________ и ______________, подчиняется ____________. Главные __________ и _______________ гражданина установлены в ____________________ страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Составьте вопросы к кроссворду

 

Какие права и обязанности зашифрованы в картинках?

Написать синквейн на тему «гражданин».

Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед Родиной, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Вставляют слова

Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному народу государства, пользуется его защитой обладает правами и обязанностями , подчиняется законам. Главные права и обязанности гражданина установлены в Конституции страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Возможные вопросы учащихся:

1.страна, в которой родился,

2.гарантированные государством возможности.

3.Один из главных символов государства, 4.человек, любящий свою Родину,

5.человек какого-либо государства, имеющий в нём права и обязанности.

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные

(самоконтроль)

Параграф 13 о/в.

Урок 1

1)Подобрать из газет и журналов вырезки о гражданских поступках.

2) Сообщения о почетных гражданах Белгородской области и Корочанского района.

Спасибо за урок. Желаю всем успехов.

записывают домашнее задание

7

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Коммуникативные

Регулятивные

Организует рефлексию Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Какие практические дела может сделать школьник, который зависит от родителей?

Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях.

infourok.ru

Презентация открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «29»

подготовил: учитель истории и

обществознания

Елена Александровна Анисимова

Березники, 2018г.

Милосердие - это готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания, сердечного участия.

Сострадание – это совместное с другим человеком страдание. Оно не всегда проявляется в активных действиях, иногда бывает достаточно участливого слова.

Доверие - это убежденность в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.

Порядочность – это честность, надежность, соблюдение норм морали.

Тема урока: «Честь и достоинство»

Цели :

  • Выяснить значение понятий честь и достоинство;
  • Определить положительные или отрицательные эти понятия
  • Актуальны ли эти понятия в современной жизни.

Однокоренные слова:

Честь

  • Честный
  • Честность
  • Честолюбие
  • Честить
  • Честно

Синонимы:

Уважение

Самоуважение

Репутация

Антонимы:

  • Бесчестье
  • Позор

Не отступит от правды

Не подведет в беде

Человек с достоинством

Его слова не расходятся с делами

Заслуживает доверия

8

  • Честность
  • Искренность
  • Доброта
  • Верность
  • Надежность

А)Умение сдержать свое слово

Б) Не предать друзей, Родину

В) Не изменять своим моральным принципам

Г) Не совершать безнравственных поступков

Д) Способен быть справедливым

Человек чести

Достойный человек

Человек чести

Достойный человек

  • А)Умение сдержать свое слово
  • Прийти на помощь слабым
  • Не предать друзей, Родину
  • Не изменять своим моральным принципам

 

  • Честно живет
  • Отличает добро от зла
  • Не совершает безнравственных поступков
  • Способен быть справедливым

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Домашнее задание:

  • Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? Подберите 4-5 пословиц о чести и достоинстве Подготовить сообщение на тему «Честь и достоинство» - о героях войн, о героях сегодняшнего дня.
  • Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
  • Подберите 4-5 пословиц о чести и достоинстве
  • Подготовить сообщение на тему «Честь и достоинство» - о героях войн, о героях сегодняшнего дня.

videouroki.net

Презентация урока по обществознанию "Гражданин России"

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан Николай Некрасов

Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях – он родитель, В кинотеатре – зритель, А пришёл на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он – мечтатель в дни весны, Он – защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду – ГРАЖДАНИН своей страны!

Тема урока: Гражданин России

Учитель истории и обществознания Жачемукова С.К., МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а.Понежукая

Цели:

изучение понятий "гражданин", "гражданственность", "выборы", "референдум"; формирование представления о том, что выборы – это одна из наиболее массовых форм участия граждан в управлении страной

Задачи:

Образовательные

  • организовать деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия "гражданин", "гражданственность", "выборы", "референдум" и выявление их существенных признаков.

Развивающие

  • развивать умение учащихся работать с различными источниками информации, применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации работы в парах и групповой работы;
  • развивать у учащихся способности изложения собственного отношения к государственной и общественной сферам, давать оценку событиям, происходящим в обществе и государстве;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные

  • воспитание у учащихся гражданских и социально значимых качеств, чувства патриотизма, любви к Родине;
  • формирование у учащихся понимания роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.

План урока:

1. Гражданин.

2. Права и обязанности граждан России.

3. Моя хата с краю?

Гражданин

  • Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «городской житель».
  • В XIX веке звание почётного горожанина присваивалось за особые заслуги купцам, военным и гражданским чиновникам.
  • Это звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Третьяков за дар Москве Художественной картинной галереи, а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.
  • Современное понятие «гражданин» включает в себя принадлежность человека к постоянному населению конкретного государства, который подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

Запомните

НИКТО, НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ МОЖЕТ ЛИШИТЬ ВАС ГРАЖДАНСТВА РОССИИ

Обязанности граждан РФ

Беречь памятники истории и культуры

Соблюдать Конституцию и другие законы РФ

Бережно относиться к природным богатствам

Защищать Отечество

Платить законно установленные налоги и сборы

Основные права граждан РФ

Участвовать в управлении государством

Право на образование

Право на труд

Право на охрану здоровья

Избирать и быть избранными

Право на пользование достижениями культуры

Право на отдых

Право на жилище

Права и обязанности граждан России

  • Все основные права и обязанности граждан записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации.
  • Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.
  • Гражданином России можно стать с рождения или приобрести гражданство позже.
  • Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте у тебя будут все права и все обязанности.

Статья 41

         1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.         2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.         3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Демократия

Выборы — способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования

Референдум – всенародное голосование

Моя хата с краю?

  • Что можно сказать о людях, живущих по правилам: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Моё дело – сторона», «После нас хоть потоп»?
  • О таких людях говорят, что они эгоисты, живут только для себя: «Лишь бы мне было хорошо, а до остальных мне дела нет». Их интересует только их собственное благополучие.
  • А вот примеры поступков людей неравнодушных:
  • В годы Великой Отечественной войны на оборонных заводах вместе со взрослыми трудились подростки 14-15 лет. Им было

трудно, но они понимали, что заменить ушедших на фронт больше некому.

  • Во многих школах России ребята участвуют в работе «зелёных» и «голубых» патрулей, помогающих природе .

Пословицы

  • Человек без Родины …
  • Родина-мать, …
  • Для Родины своей…
  • На чужой стороне и…
  • Жить -…
  • Родной свой край…

Путешествие в прошлое

  • В Древней Греции участие в решении государственных дел могли принимать только граждане. Гражданами могли быть только свободные люди, не рабы.
  • Они могли голосовать на на-родных собраниях, занимать государственные должности, входить в состав суда.
  • Гражданин – это достойный, заслуживающий похвалы,

уважаемый, почтенный человек.

Давай повторим главное

  • Какие права и обязанности зашифрованы в этих картинках?

Право на охрану здоровья

Право на

отдых

Обязанность защищать отечество

Право на образование

Важно для каждого

  • Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков

Домашнее задание:

  • §13, сс. 107-111, подготовить мини-сочинение

«Каким гражданином я хочу стать»

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку "Гражданин" урок 1, обществознание, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Гражданин" урок 1, обществознание, 5 класс»

Опрос по теме:

«Государственные символы России»

1. На каком фоне изображается орел на гербе РФ

А) белый

Б) золотой

В) красный

Г) синий

2. При каком правителе в России появился двуглавый орел:

А) Иван III

Б) Петр I

В) Екатерина II

Г) Николай II

3. Продолжите фразы:

  • Свои гербы имеют не только государства, но и …
  • Для флота Петр I ввел флаг, который выглядит так…

4. Кто автор стихов к гимну России?

А) С. Маршак

Б) С. Михалков

В) А. Барто

Г) В. Берестов

5. Как назывался первый гимн России?

6. Как надо вести себя, если звучит гимн страны?

7. Придумайте и нарисуйте греб нашего класса

ГРАЖДАНИН РОССИИ

Гражданин – это человек, наделенный всеми правами и обязанностями своей страны

Прочитайте на стр. 107

как возникло это понятие

Являетесь ли вы гражданами страны до получения паспорта?

Гражданином страны можно стать с рождения или получить гражданство по заявлению с разрешения Президента РФ

Граждан России – 146 млн человек

Права граждан

  • Участвовать в управлении государством

С 18 лет – избирательное право

  • Депутатов Государственной Думы
  • Президента
  • Губернатора
  • Депутатов Субъектов РФ
  • Мэров городов

Что изображено на картинках?

Референдум – голосование граждан по важному вопросу для жизни страны или региона

multiurok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «29» подготовил: учитель истории и обществознания Елена Александровна Анисимова Березники , 2018г .

Слайд 2

М илосердие - это готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания, сердечного участия. Сострадание – это совместное с другим человеком страдание. Оно не всегда проявляется в активных действиях, иногда бывает достаточно участливого слова. Доверие - это убежденность в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков . Порядочность – это честность, надежность, соблюдение норм морали.

Слайд 3

Тема урока: «Честь и достоинство» Цели : Выяснить значение понятий честь и достоинство; Определить положительные или отрицательные эти понятия Актуальны ли эти понятия в современной жизни.

Слайд 4

Однокоренные слова: Честь Честный Честность Честолюбие Честить Честно Синонимы: Уважение Самоуважение Репутация Антонимы: Бесчестье Позор

Слайд 9

Честность Искренность Доброта Верность Надежность

Слайд 10

А)Умение сдержать свое слово Б) Не предать друзей, Родину В) Не изменять своим моральным принципам Г) Не совершать безнравственных поступков Д) Способен быть справедливым Человек чести Достойный человек

Слайд 11

Человек чести Достойный человек А)Умение сдержать свое слово Прийти на помощь слабым Не предать друзей, Родину Не изменять своим моральным принципам Честно живет Отличает добро от зла Не совершает безнравственных поступков Способен быть справедливым

Слайд 12

сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…

Слайд 13

Домашнее задание: Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? Подберите 4-5 пословиц о чести и достоинстве Подготовить сообщение на тему «Честь и достоинство» - о героях войн, о героях сегодняшнего дня.

nsportal.ru

План-конспект урока (5 класс) на тему: "Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.

ГБОУ «  Школа № 362» г. Москва

Тема урока: «Россия – наша Родина»

УТЕНКОВА Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ « Школа № 362»

ВАО г. Москвы

Москва 2015 год.

Урок: Основы светской этики.

Тема: «Россия – наша Родина»

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с основными понятиями: Родина, отечество, государственные символы;
  • способствовать развитию  познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету;
  • воспитывать чувства любви к Родине,  ответственное отношение к своим поступкам, уважительное отношение к одноклассникам, дисциплинированность, аккуратность.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

 1.Актуализация знаний

 Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся. 

1.Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем?

- А кто наши помощники? (Мудрая черепаха и Муравьишка Вопрсик)

-Какие слова вам помогут составлять вопросы? (Учащиеся называют слова-помощники)

-Для чего нужно уметь задавать вопросы? (Чтобы многое узнать).

-Составьте вопросы ь том, как нужно вести себя в школьной столовой, библиотеке, раздевалке, на уроке, школьном дворе, при переходе проезжей части. Воспользуйтесь словами-помощниками.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.

     

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…

МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ.

  • А, вы, ребята, как понимаете слово Родина? (Ответы учащихся)
  • Что можете рассказать о своей Родине? (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение З. Александровой. Текст может прочитать и сам учитель).

Если скажут слово-«Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  • Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).

Работа с толковыми словарями.

  • Найдите определение слова Родина в словарях. (Ученики делятся на группы. Каждая группа работает с одним из словарей)
  • Запись в тетрадях:

Родина – это:

  • Отечество, отчизна
  • Родной край
  • Родная сторона (сторонка)
  • Страна, в которой человек родился.

Родители – отец и мать.

Родня – родственники, член рода.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Составление пословиц (интерактивная доска)

  • Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки  о нашей Родине?
  • Давайте соберём пословице о Родине.

(Каждая группа собирает по 3 пословицы)

  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Родина-мать, умей за нее постоять.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Жить – Родине служить.
  • Родина любимая,  что мать родимая.
  • Ребята, объясните значение последней пословицы.(Ответы учащихся)
  • Для каждого человека мама – самый близкий, родной и любимый человек. Родину тоже называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас водами и, как мать, защищает нас от врагов. Любить Родину обязан каждый человек… с детства.
  • А как вы понимаете, что значит «любить Родину»? (беречь, охранять, любить людей, свой народ)

Звучит песня  «С чего начинается Родина?»

  • У Михаила  Матусовского есть хорошие слова:

     С чего начинается Родина?

  • На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.
  • Воздух, которым дышит человек, земля, на которой он живёт, солнце, дарящее тепло, мать, подарившая жизнь... для каждого человека эти вещи особенно важны.
  • Самое прекрасное на свете – это Родина. У каждого из нас есть Родина.
  • Ребята, а как называется наша Родина?      (Россия)
  • Откуда взялось такое название – «Россия»?

В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, – Россия.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване III.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами,  национальности у них разные. Россия – единое многонациональное  государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране.  И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

и леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы….

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая

Необъятная страна.

  • Россия... Это край, где мы родились, где живём, это наш дом.
  • Давайте проведем небольшой эксперимент (для эксперимента вызвать одного желающего).  
  • Нужно быстро (не задумываясь) ответить на вопрос:
  • «Любишь ли ты маму или папу и конкретно за что?»

(На экспресс-вопрос ребенок, не задумываясь, отвечает положительно, причем объяснить конкретно не может за что: просто любит и все.)

  • Или. Представьте себе, что вы надолго уехали из своего дома (например, летом в лагерь отдыха или к бабушке в другой город, поселок…), давно не видели своих самых близких родных (маму, папу…) и сильно скучали по ним вдалеке.  (Высказывания и предположения ребят.) 
  • …И согласитесь, иногда затруднительно объяснить:
  • за что конкретно мы любим своих родных,
  • почему мы так скучаем по всему тому, к чему привыкли, когда куда-то уезжаем на продолжительное время;
  • почему мы так счастливы возвращению в родные стены;
  • и почему в такой момент нас радуют, казалось бы, привычные в доме вещи, наши близкие.
  • Вероятно, все это происходит потому, что вдруг обостренно «включаются» чувства, и мы понимаем, что неосознанно любили и любим своих родных, близких, свой дом, город!
  • Почему мы все любим Родину – Россию? (Ответы детей).

...Люблю тебя, моя Россия.

За ясный свет твоих очей.

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы.

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым камышом

С великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Познавательная игра: «Славные имена России»

Условия игры. Все вы когда-нибудь собирали пазлы. Что-то подобное вы должны будете проделать по условиям данной игры. На полосках бумаги представлены отдельно имена известных людей и их свершения, которые логично  должны совпасть друг с другом. Игра на время.

(Раздать по экземпляру игры – нарезанные полоски и подложку.)

Владимир 1

Князь, при котором произошло крещение Руси

Гагарин Юрий Алексеевич

Первый космонавт планеты Земля

Даль Владимир Иванович

Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»

Донской Дмитрий

Князь, под предводительством которого  были разгромлены татаро-монгольские войска на Куликовом поле

Королев Сергей Павлович

Конструктор, изобретения которого вышли за пределы  земного притяжения – в космос

Путин Владимир

Владимирович

Президент Российской Федерации

Петр I Алексеевич Великий

Первый Император всероссийский

Невский Александр

Князь, прозванный «Невский» после битвы со шведами на реке Неве.

Пушкин Александр

Сергеевич

Автор русских сказок «Сказка о царе Салтане», «Спящая царевна» и др.

Рублев Андрей

Автор знаменитой иконы «Троица»

Суворов Александр

Васильевич

Полководец, девиз которого звучал «легко в ученье — тяжело в походе, тяжело в ученье — легко в походе» или перефразированный «Тяжело в ученье – легко в бою»

Федоров Иван

Русский  первопечатник

Чуковский Корней

Иванович

Автор  детских книг «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище»

  1. Символы России
  • Ежегодно в июне месяце (с 1992 года 12 июня) наша страна отмечает официально установленный праздник День России - независимость государства в выборе своего внешне и внутриполитического курса - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей, символ национального единения россиян.
  • Россия во всех официальных государственных мероприятиях  представляется тремя официальными знаками: гимном, флагом, гербом.

     Герб

У России величавый на гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Государственный герб России – четырехугольный красный щит, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья.

 Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века.

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого: центральная символизирует суверенитет (независимость) всей Российской Федерации, две (слева и справа) – независимость ее частей (субъектов Федерации).

В лапах орла атрибуты:

скипетр (посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество;

держава (золотой шар), олицетворяющий государственную власть.

В центре герба размещен всадник на белом коне в синем плаще - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества).

      Флаг

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только в 1896 году - накануне коронации последнего российского царя Николая II. До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России.

Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются такие трактовки цветов:

Белый цвет – цвет свободы и независимости, мира, чистота, непорочности, совершенства.

Белая полоса – напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синий цвет - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, цвет веры и верности, постоянства.

Синяя полоса – синева неба, рек, озёр и морей запечатлена, и говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

Красный цвет – цвет державности, энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.

Красная полоса – это цвет огня и солнца, тепла и радости. Она означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

       Гимн

В Древней Греции и в Риме

Пели гимны в честь богов

Распевают гимны и ныне

В школе хор учеников.

Только гимн совсем иной –

Гимн страны моей родной!

Гимн – это песня, посвящённая своей родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. У каждого государства есть свой национальный гимн. В нашей стране каждый новый день начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна величественная, торжественная.

Последний гимн России был принят 7 марта 2001 года на музыку Александра Александрова и слова Сергея Михалкова.

Гимн звучит: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

При звучании гимна на официальных мероприятиях все присутствующие должны вставать -  слушать или петь гимн стоя.   

Познавательная литературно-поэтическая игра «Неофициальные символы России»

Мы назвали официальные символы России: гимн, флаг, герб. Но практически для любой страны характерны и неофициальные, так называемые народные символы. Дело в том, что каждая страна в представлении людей ассоциируется с какими-то событиями, культурой или просто с яркими атрибутами быта - символами, которые присущи чаще всего только ей. Например, Австралия – кенгуру. Америка с сетью Макдоналдсов, Канада – с кленовым листом, Франция – с Эйфелевой башней  и т.д.

Предлагаю вспомнить неофициальные символы, которые в людском сознании тесно связаны с Россией.  

  • Вставьте пропущенные слова. Зачитайте  четверостишья вслух.

(Раздать по 2 карточки для команды)

Блины.   

Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкворчат на ней__________

Балалайка

Треугольная доска, а на ней три волоска,

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой,

Узнаю его в момент – самый русский инструмент.

Какой инструмент _________________?

Валенки.  

Для больших и маленьких

Есть обувка – _____________

Чтоб по снегу мы гуляли,

Их из шерсти нам сваляли.

Лапти.

Ай, люли-люли, люли! Наши детки в лес пошли,

Лыко собирали, да в корзины клали!

А из лыка наперед ________ батюшка сплетет,

Чудо-лапоточки для своих сыночков…

Русская матрешка.  

Покорил весь Божий мир

Самый русский сувенир,

И в полметра, и с ладошку

Кукла яркая – __________

Береза.  

Белоснежная ________- символ Родины моей,

Нету деревца другого сердцу русскому милей.

  1. Подведение итогов

                               Россия

  • это 1/9 площади всей суши
  • это самая большая страна в мире
  • это более 100 наций и народностей
  • это страна, победившая во 2-ой мировой войне
  • это самые большие запасы газа и нефти в мире
  • это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
  • это Пушкин и Толстой
  • это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское  кружево и Городецкая роспись
  • это русский балет и фигурное катание
  • это самовары и русская печка
  • это русские матрешки,
  • балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»
  • это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
  • это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
  • это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
  • Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
  • Россия – моя Родина, я горжусь ею!

Задание на дом

  • Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
  • Проведи интервью с членами  семьи по вопросам:
  • Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
  • Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
  • Какие книги о нашей родине

России они посоветовали бы тебе прочитать?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *