География 5 класс урок науки о природе – Конспект урока и презентация по географии 5 класс «Науки о природе»
Конспект урока и презентация по географии 5 класс «Науки о природе»
Урок «Науки о природе»
Автор: учитель географии ГБОУ «Болгарская Кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича», Ибрагимова Татьяна Сергеевна
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Цель урока
Сформировать представление о естественных науках.
Задачи урока
сформировать представления о многообразии наук о природе, предмете их изучения;
продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий
Образовательные ресурсы
авторская презентация « Игра «Науки о природе»;
анимация «Науки о природе», электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина «Естествознание. Введение в естественно- научные предметы»
видео. Академия занимательных наук. Физика 1 серия. http://www.youtube.com/watch?v=udSbmFyD8aA
дидактический материал: стихи для опроса домашнего задания, анограмма «Химическая головоломка»
План изучения материала
Астрономия 2.География 3.Биология 4.Экология 5.Геология 6.Химия 7.Физика
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа, игра, проектный.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Естественные науки, астрономия, география, биология, экология, геология, химия, физика.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать/понимать науки о природе, предмет изучения каждой науки.
Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Расширяют кругозор о окружающем мире.
Организационная структура урока
Этап урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Поясняет задание, проводит фронтальный опрос.
Люди с давних времен наблюдают за окружающим миром и накапливают сведения о нем. Люди изучают Космос, нашу планету, жизнь растений и животных, происходящие явления. С расширением знаний появились целые науки и профессии, изучающие отдельные компоненты природы. Сегодня мы станем участниками интеллектуальной игры «Науки о природе» и почувствуем себя в роли ученых.
Выполняют письменную работу.
Отвечают на вопросы:
1. Какие объекты окружают нас?
2. Приведите примеры объектов неживой природы, каково их значение для людей?
3. Приведите примеры объектов живой природы и докажите, что они зависят от неживой природы.
4. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.
5. Приведите примеры положительного воздействия человека на природу.
6. Какие природные явления вы знаете?
7. Какие природные явления опасны для жизни?
Записывают тему урока
Индивидуальная, фронтальная
Изучение нового материала
Конкурс «Астрономические загадки» (Приложение №1)
Конкурс «Отгадай кроссворд»
Конкурс «Биологическая эстафета»- конкурс капитанов.
Конкурс «Экологический проект»
Физкультминутка
Просмотр видеосюжета «Геология»
Конкурс «Химическая головоломка»
Просмотр видеосюжета «Физика»
Озвучивает загадки
Поясняет задание: на скорость разгадать кроссворд
Поясняет задание: необходимо в течении 3-х минут называть животных, начиная с последней буквы предыдущего слова ( корова- аист- тигр…). Команда может 1 раз помочь капитану.
Поясняет задание: необходимо нарисовать экологический плакат на выбранную тему и озвучить экологический лозунг.
Физкультминутка
Показывает видеосюжет
Поясняет задание: в течении 3-х минут необходимо найти зашифрованные химические понятия ( Приложение №3).
Показывает видеосюжет
На скорость дают правильный ответ на загадку. ( 1 балл за верный ответ)
Разгадывают кроссворд. ( команда, выполнившая задание первой зарабатывает 5 баллов, остальные команды получают баллы равное количеству разгаданных слов).
Называют животных.( первый проигравший капитан зарабатывает 1 балл, последующие на балл больше).
Составляют в течении 7 минут проект, представляют его. ( проект 1 место- 5 баллов, 2- место- 4 балла, остальные- 3 балла)
Физкультминутка
Записывают определение «Геологии»
Разгадывают анаграмму ( 1 балл за каждое найденное слово)
Записывают определение «Геологии».
Групповая, фронтальная
Групповая
Индивидуальная, групповая
Групповая
Физкультминутка
Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная
Первичное осмысление и закрепление изученного.
Вопрос команде- соперника
Поясняет задание: необходимо придумать и задать 3 вопроса по теме урока командам
Продумывают вопросы, задают и отвечают на них. Жюри подсчитывает баллы, определяет места.
Групповая, фронтальная
Итоги урока. Рефлексия
Рефлексия.
Награждение победителей, подведение итогов, выставление оценок
Награждение победителей, подведение итогов, выставление оценок
Домашнее задание
1.Изучить §2, устно ответить на вопросы 1-4.
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная
Источники:
Астрономические загадки: http://v-kosmose.com/zagadki-pro-kosmos-dlya-detey/ , http://zanimatika.narod.ru/Nachalka_kosmos_zagadki.htm
Стихи для проверки домашнего задания: http://privetvse.narod.ru/poeziaorosii.html
, http://versos.ru/verso.html?id=274 , http://versos.ru/verso.html?id=61 , http://ab28ru.narod.ru/f2.htm
Астрономические загадки Приложение №1
Солнце
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
Земля
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Луна
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.
Ракета
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Космонавт
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
Гагарин
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
Космос
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Телескоп
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
Метеорит
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический …
Г
О
Р
О
Д
Е
Л
Ь
О
С
Т
Р
О
В
Г
Л
О
Б
У
С
Р
Е
К
А
А
Ф
Р
И
К
А
Ф
Л
А
Г
Приложение №2 географический кроссворд ГЕ
О
Г
Р
А
Ф
Приложение №3 Химическая головоломка.
Б
К
С
И
Д
Ы
Р
Я
Г
Т
ВОДА
КИСЛОРОД
ЙОД
БЕЛКИ
АЗОТ
МЕТАЛЛЫ
ВОДОРОД
УГЛЕВОДЫ
СВИНЕЦ
КИСЛОТЫ
ЖИРЫ
МЕДЬ
Б
К
С
И
Д
Ы
Р
Я
Г
Т
ВОДА
КИСЛОРОД
ЙОД
БЕЛКИ
АЗОТ
МЕТАЛЛЫ
ВОДОРОД
УГЛЕВОДЫ
СВИНЕЦ
КИСЛОТЫ
ЖИРЫ
МЕДЬ
М
О
К
И
С
Л
О
Р
О
Д
М
О
К
И
С
Л
О
Р
О
Д
А
У
С
В
И
Н
Е
Ц
Е
Д
А
У
С
В
И
Н
Е
Ц
Е
Д
У
Ы
Л
Л
А
Т
Е
М
В
Б
У
Ы
Л
Л
А
Т
Е
М
В
Б
Г
П
О
У
Н
В
О
Д
А
Е
Г
П
О
У
Н
В
О
Д
А
Е
Л
Е
В
О
Д
Ы
Т
В
С
Л
Л
Е
В
О
Д
Ы
Т
В
С
Л
Й
О
К
И
С
Л
К
А
Д
К
Й
О
К
И
С
Л
К
А
Д
К
О
А
З
О
Т
О
Т
Ы
О
И
О
А
З
О
Т
О
Т
Ы
О
И
Д
Н
У
М
Е
Д
Ь
В
Р
Б
Д
Н
У
М
Е
Д
Ь
В
Р
Б
Ж
И
Р
Ы
Л
В
О
Д
О
К
Ж
И
Р
Ы
Л
В
О
Д
О
К
Б
К
С
И
Д
Ы
Р
Я
Г
Т
ВОДА
КИСЛОРОД
ЙОД
БЕЛКИ
АЗОТ
МЕТАЛЛЫ
ВОДОРОД
УГЛЕВОДЫ
СВИНЕЦ
КИСЛОТЫ
ЖИРЫ
МЕДЬ
Б
К
С
И
Д
Ы
Р
Я
Г
Т
ВОДА
КИСЛОРОД
ЙОД
БЕЛКИ
АЗОТ
МЕТАЛЛЫ
ВОДОРОД
УГЛЕВОДЫ
СВИНЕЦ
КИСЛОТЫ
ЖИРЫ
МЕДЬ
М
О
К
И
С
Л
О
Р
О
Д
М
О
К
И
С
Л
О
Р
О
Д
А
У
С
В
И
Н
Е
Ц
Е
Д
А
У
С
В
И
Н
Е
Ц
Е
Д
У
Ы
Л
Л
А
Т
Е
М
В
Б
У
Ы
Л
Л
А
Т
Е
М
В
Б
Г
П
О
У
Н
В
О
Д
А
Е
Г
П
О
У
Н
В
О
Д
А
Е
Л
Е
В
О
Д
Ы
Т
В
С
Л
Л
Е
В
О
Д
Ы
Т
В
С
Л
Й
О
К
И
С
Л
К
А
Д
К
Й
О
К
И
С
Л
К
А
Д
К
О
А
З
О
Т
О
Т
Ы
О
И
О
А
З
О
Т
О
Т
Ы
О
И
Д
Н
У
М
Е
Д
Ь
В
Р
Б
Д
Н
У
М
Е
Д
Ь
В
Р
Б
Ж
И
Р
Ы
Л
В
О
Д
О
К
Ж
И
Р
Ы
Л
В
О
Д
О
К
Г
Е
О
Г
Р
А
Ф
Г
Е
О
Г
Р
А
Ф
Вариант №1.
Прочитай стихотворение, выпиши названия природных явлений.
РОССИЯ ( автор В. Духанин)
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
Вариант №2.
Прочитай стихотворение, выпиши названия объектов живой природы.
РОССИЯ ( автор В. Духанин)
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
Ответы:
Вариант №1: лето, брызги, осень, зима, снег, весна, дождик, ветер.
Вариант №2: цветы, уг, трава, журавли, шишки, сосны, листья, мальчишки, лес, птицы
Вариант №3: небо, Солнце, земля, река, пустыни, моря
Вариант №4: гроза, весна, гром, дождик, пыль, поток, шум.
Вариант №5: тучи, осень, дождь, туман, ветер, ураган
Вариант №6: дождик, тучи, радуга, лужи
Вариант №3.
Прочитай стихотворение, выпиши названия объектов неживой природы
В СИНЕМ НЕБЕ ПЛЫВУТ ОБЛАКА
Ольга Партала
В синем небе плывут облака,
Солнца луч достигает земли,
Льдом закована, спит река,
Мир застыл и все ждет весны.
Воздух полон дыханьем тепла,
И великой прекрасной мечты,
Что хранила всегда земля,
Где-то в самых глубинах души.
И несла этот свет за собой,
Сквозь пустыни, моря и снега,
И дарила она весной
Праздник радости, жизни, добра.
И сверкающий солнечный свет,
Тот, что мир согревает вновь,
Он растопит холодный снег,
Принесет он на землю любовь.
Но пока на земле серый миг,
В ожидании чуда весны,
И не все еще разум постиг,
И не все промелькнули мечты!
Вариант №4.
Прочитай стихотворение, выпиши названия природных явлений.
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА (Тютчев Ф.И.)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Вариант №5.
Прочитай стихотворение, выпиши названия природных явлений.
ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ (А.Болутенко)
Тучи в небе, словно два крыла
Распустила сказочная птица,
Осень незаметно подошла
И в окно уверенно стучится.
В стёкла бьют холодные дожди,
Даль вокруг подёрнулась туманом,
Гневно ветер северный гудит
Или разразится ураганом.
В золото окрасились сады,
Осень позолоту дать умеет,
Но от холодов и от воды
Золото стремительно чернеет.
Ветер дует непрерывно пусть,
Дождь холодный в стёкла барабанит,
Осень в душах вызывает грусть
И унылым видом сердце ранит.
Вариант №6.
Прочитай стихотворение, выпиши названия природных явлений.
ДОЖДИК (А.Болутенко)
Дождик весёлый нежданно начался,
Надо укрыться скорей,
Долго он в тучах по небу скитался,
Стало земле веселей.
Щедро дождь землю сухую напоит,
Делает он чудеса,
Влагой желанной теперь успокоит
Реки, поля и леса.
Струи повисли, как тонкие нити,
Душу чарует их вид,
Солнышко яркое светит в зените,
Радуга рядом горит.
Падает дождик. Тепло и красиво.
Дальше под липой не жду,
Капли лицо мне щекочут игриво,
Прямо по лужам бреду.
infourok.ru
Урок географии в 5 классе на тему «Науки о природе»
Науки о природе – урок в 5 классе
Ход урока
Деятельностьучителя
Деятельность
учащихся
УУД:
П. – познавательные
Р. – регулятивные
К. – коммуникативные
Л. -.личностные
Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает на урок, создает эмоциональный настрой на работу.
Напоминает о правильном положении тела сидящего человека.
(Столы подготовлены для деления на шесть групп с соответствующими табличками – названиями 6 естественных наук)
Приветствуют учителя.
Рассаживаются в соответствии с жеребьевкой, проведенной на прошлом уроке, когда каждый ученик вытянул листочек, на котором было написано слово (на каждом листочке было написано название одной естественной науки (биология, география и т.д.) и подобрал дома иллюстрацию с соответствующим науке предметом или явлением, а также принес маркеры и фломастеры.
Л. — Продолжить формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
К. – развитие навыков общения
Актуализация знаний
Предлагает вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами:
Отвечают на вопрос. Предлагают свои варианты
П. – Анализировать, выделять существенные признаки
Р.- Контролировать
выполнение задания. Следить за ответами одноклассников
К. — Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Целеполагание
Подводит детей к формулированию темы в ходе фронтальной беседы:
(на столе микроскоп, пробирки, глобус и т.д.)
Что объединяет все эти предметы?
Приходилось ли вам ими пользоваться?
Что вы смогли узнать нового для себя?
Резюмирует, что наша цель сегодня познакомиться с науками о природе, т.е. сестественными науками.
Задаю вопрос:
«А какие науки о природе вы знаете?»
Выслушиваю предложения
Отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения, приходят к выводу, что они необходимы для изучения живой и неживой природы и применяются в науках, изучающими природу.
Записывают в тетрадь тему урока
Называют и записывают науки в тетрадь: «Астрономия, физика, химия, география, биология и экология».
П. — Выделять существенную информацию из разных источников. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Р. — Контролируют правильность ответов обучающихся.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
К. — Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания
Л. – мотивация учащихся, «какое это имеет значения для меня»
Процессуально – содержательный блок
«А теперь мы поработаем в группах»
Инструктирует учащихся:
« Каждая группа в течение 5 -7 мин должна представить ту науку, табличка с названием которой стоит на вашем столе. Для этого вы должны воспользоваться материалом, приготовленным дома. Затем каждая группа выступит и покажет свой коллаж».
Контролирует и помогает в работе
При оценке просит учесть качество оформления, уровень домашней подготовки и ораторские способности докладчика.
Групповая работа.
Ученики делают мини – коллаж на ватмане: наклеивают, то, что приготовили дома по теме, подписывают, рисуют, готовят выступление о своей науке.
По окончании работы группы по очереди выступают. Другие группы затем оценивают ответ своих одноклассников и задают вопросы выступающим, при затруднении на них могут ответить другие члены группы
П. – исследовать и отбирать необходимую информацию из разных источников о соответствующей науке, её структурирование.
Р. – Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
— Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность
— Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания, определять степень успешности деятельности в соответствии с критериями
К. — Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения
Л. – формирование эстетического отношения к своей работе
Рефлексия
«А теперь подведем итоги, для чего предлагает составить синквейн.
(на столах лежат карточки с алгоритмом работы.
См. приложение 1). Прочитаем вслух алгоритм работы.»
Предлагает составить один синквейн для примера совместно.
Предлагает ответить на вопросы:
Назовите тему нашего урока
Какие цели к уроку мы ставили, достигли ли мы их?
Понравилась ли вам сегодня наша форма работы?
Были ли трудности?
Как вы оцените свою работу на уроке?
Выставляет отметки, комментирует их, задает домашнее задание.
В ходе беседы составляем синквейн:
Физика (существительное)
Трудная, интересная (2 прилагательных)
Изучает, формулирует, открывает (3 глагола)
Я бы хотел изучать физику (фраза, отражающая личное отношение)
Наука (суть предмета или объекта)
Отвечают на вопросы учителя
П. – активизация мышления на основе анализа
признаки, обобщать выделять существенные
Р. — умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование
К. – выражать свои мысли. Выслушивать мнения одноклассников
Р. – оценивать свою деятельность, осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха
К. — Высказывать свою точку зрения
Домашнее задание
Прочитать параграф 2, выполнить задания №1-3 к параграфу 2;
Написать мини – сочинение о том, какие естественные науки тебе могут понадобиться в твоей будущей профессии.
3. Составить синквейн о любой естественной науке.
П.— развитие памяти, внимания, логического мышления
Р. — самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
Л. – развитие интереса к различным профессиям
Приложение 1.
Как составить синквейн
Синквейн — это стихотворение, написанное по особым правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна
2 строка – два прилагательных, отражающих главную мысль
3 строка – 3 глагола, описывающих действие в рамках темы
4 строка — фраза, отражающая личное отношение
5 строка – заключение в форме существительного, отражающее главную мысль
infourok.ru
I. Мотивация | Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг костра детей. Одетые в грубо выделанные шкуры, они отворачивались от дыма, но при этом очень внимательно слушали старика. Он рассказывал очень интересные вещи. Он рассказывал о том, что находится там за рекой, за лесом. Так или примерно так первобытные люди впервые начинал накапливать знания о том, что их окружает. И по мере развития человеческого общества этих знаний становилось все больше. Постепенно возникли и стали развиваться науки. Давайте с вами ответим на вопросы в начале параграфа. Мы с вами знаем, что знания о природе человечество накапливало постепенно, поэтапно. Люди стремились как можно глубже познать окружающий их мир. Знаний накапливалось очень много и поэтому зарождались науки, которые стали изучать более подробно определённые части природы. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | II. Актуализация знаний | – Что такое природа? – На какие две группы делится природа Земли? – Какие объекты относятся к миру живой природы? – Назовите части неживой природы. – Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? – Какой из объектов не относится к живой природе: подосиновик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему? Объясните предложение. 1) Человек на 80% состоит из воды. 2) Акулы обитают в теплых водах океана. 3) Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней. – Что такое явление? – Назовите биологические явления природы. – Назовите физические явления природы. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | III. Изучение нового материала | Все науки, которые изучают природу, называют одним словом – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. — Почему они получили такое название? Что изучают эти науки? Задание: Прочитайте 2 абзац текста параграфа на стр. 11. (Природу в старину называли «естество», Эти науки изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Нас окружают тела природы – почва, горная порода, дерево, человек, т.е любой предмет или живое вещество. Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ – белков, жиров и углеводов. А также в состав тела живой природы входят и минеральные вещества и вода. Явления природы – это любые изменения, которые происходят в природе.) Познакомимся с науками, которые изучают природу. Задание: Работаем в парах. Каждая пара учащихся получает задание дать характеристику науки по плану. Учащиеся читают текст учебника на стр. 11-15 ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ПРИРОДУ 1.Название науки. 2.Происхождение названия науки. 3.Что изучает эта наука. 4.Для чего нужны знания этой науки. После характеристики наук выполняем задание № 2 и 3 в РТ. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. | Задания: 1. Посмотрите на стр. 16 учебника. Здесь находятся картинки с объектами и явлениями природы. Какие из наук о природе изучают данные объекты и явления? 2. Подберите пару НАУКА-ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ 3. Давайте с вами сделаем вывод по уроку. Что мы сегодня узнали на уроке. Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 17. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | V.Итоги урока. Рефлексия |
| Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя |
multiurok.ru
Науки о природе. Урок в 5 классе
Телепенко Юрий Андреевич,
учитель географии МКОУ СОШ № 11 пос. Нового,
Георгиевский район, Ставропольский край
Урок географии в 5 классе на тему: «Науки о природе», ФГОС.
Аннотация: читателю представлена методическая разработка современного урока географии в контексте реализации ФГОС.
Ключевые слова: цель, задачи, средства обучения.
Цель: сформировать представление о естественных науках.
Задачи: — развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,
— привить интерес к изучению естественных наук;
— совершать логические операции, сравнивать, обобщать;
— учить работать с книгой, схемами, таблицами;
— учить использовать полученные знания в практической деятельности;
— воспитывать культуру общения;
— формирование географической культуры.
Средства обучения: учебник, атлас, глобусы, рабочая тетрадь, электронное приложение, физические приборы, химические вещества.
Подготовка к уроку: на данный урок учитель географии приглашает учителей-предметников физики и астрономии, химии, биологии и экологии, или группу подготовленных старшеклассников.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Какую науку мы начали изучать?
Как делится природа Земли? Что составляет живую, что неживую природу?
Что такое явление природы? Какими бывают явления, приведите примеры.
Какова роль человека на Земле?
Заполните таблицу:
Изучение нового материала.
Понятие естественных наук. Вступительное слово учителя. Учащиеся чертят в тетради таблицу и должны её заполнить к концу урока.
Астрономия. Учащиеся по учебнику определяют происхождение названия науки, записывают в таблицу, затем определяют что изучает астрономия, делают запись в таблицу.Далее перед учащимися выступает учитель астрономии, рассказывает интересные факты о данной науке, демонстрирует телескоп, показывает портреты великих астрономов.
Физика. Работая с учебником, учащиеся заполняют таблицу. Учитель физики, представив свою науку, показывает детям физические приборы, демонстрирует опыт «Получение электричества».
Химия. После заполнения таблицы, учащиеся слушают учителя химии, наблюдают опыт по получению водорода.
География. Заполнив таблицу, учитель предлагает рассмотреть глобусы, находящиеся на столах учащихся и сделать предполагаемый вывод об объектах изучения географии.
Биология. Продемонтрировав учащимся гербарии растений, чучела животных, учитель биологии вместе с детьми заполняет соответствующие графы таблицы.
Экология. Представление этой науки происходит в форме экологической сказки. После её просмотра, дети заполняют таблицу.
Основной вывод урока: природу Земли изучают естественные науки.
Закрепление знаний.
4.1. Составить схему: «Науки о Земле»
4.2. Выполнить задание электронного приложения к учебнику.
5. Домашнее задание: § 2, стр. 11 – 17, выполнить задания в разделе «проверьте свои знания» 1-4, стр. 17, зад. 2 в разделе «подумайте».
Список использованной литературы:
Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2015.
Баринова И.И., Карташева Т.А. География. Начальный курс. 5 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2013.
Электронное приложение к учебнику.
Научно-методические журналы «География и экология в школе 21 века», «География в школе», «География. Всё для учителя».
infourok.ru
Науки о природе
С давних времён, человек и природа неразрывно связаны между собой. В древности люди полностью зависели от окружающей среды. Природе даже поклонялись, наделяя её разумом и душой.
В древние времена, люди уже стали собирать знания о том, что их окружает. Человечество развивалось… Знания о природе, передаваемые из поколения в поколение, накапливались. Их становилось всё больше и больше. Люди стремились к тому, чтобы намного глубже изучить природу. Таким образом, постепенно, возникли и стали развиваться различные науки, объектом изучения которых стала природа. Такие науки получили название – естественные.
А как вы думаете, почему науки о природе называются естественными? Оказывается, в древности, природу называли «естество». Отсюда и название.
Совокупность знаний о природных объектах, явлениях или процессах называется естествознанием. Естествознание возникло ещё до образования отдельных естественных наук. Учёные, которые занимаются естествознанием, называются естествоиспытателями.
С точки зрения, современного общества, естествознание – это область науки, которая включает в себя совокупность естественных наук, взятых как целое.
А сейчас, давайте подробнее поговорим о естественных науках. Что же именно они изучают? Естественные науки изучают тела, вещества и явления природы.
Тело – это любой предмет, имеющий объём, форму, массу и другие подобные свойства. Телом также может быть любое живое существо, включая самого человека.
Вещества – это то, из чего состоят тела. Например, снежинка – это тело. А вот вода, из которой она состоит – это вещество.
Явление в природе – это тоже предмет изучения естественных наук. Это любые изменения, происходящие в природе. К примеру, каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы.
Явления в природе
Основные науки о природе. К ним относятся астрономия, физика, химия, география, биология и экология.
Астрономия — это наука, которая изучает происхождение, строение, состав, движение в космическом пространстве небесных тел. К небесным телам относятся звёзды, планеты, кометы и галактики.
Термин астрономия образован от древнегреческих слов: астрон – «звезда» и номос — «закон».
Огромное пространство, которое заполнено звёздами, планетами, галактиками, чёрными дырами называется Вселенной. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. Насколько же завораживает человека ночное звёздное небо. Ты словно чувствуешь себя маленькой частичкой огромного, необъятного мира – Вселенной.
Вселенная не имеет границ. Никто не знает где находится её центр. Годами, тысячелетиями люди наблюдали за небом, накапливая астрономические знания. Уровень развития астрономии был высоким уже в древности. Учёным было известно уже множество созвездий, они могли рассчитать время восхода и захода Солнца, Луны, наиболее крупных звёзд. По небесным светилам вели счёт времени, составляли календари и даже предсказывали судьбы.
С помощью небесных светил наши предки могли отыскать путь домой находясь в долгом морском плавании. Наблюдения за небесными светилами помогли людям измерить Землю, составить географические карты.
Астрономические наблюдения в основном проводят в специально оборудованных научно-исследовательских учреждениях – обсерваториях.
Обсерватория
Одну из самых первых обсерваторий построил древнегреческий астроном Гиппарх на острове Родос. Именно здесь был создан первый каталог, в котором было записано тысяча двадцать две звезды.
Гиппарх
Стоит отметить, что в двадцать первом веке, астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать. Это наука способна поразить воображение многих людей своими открытиями.
Физика. Слово «физика» происходит от древнегреческого слова «фюзис», что означает «природа».
Физика – это наука, которая изучает разнообразные явления природы. Задачей физики является открытие и изучение законов, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Явления – это изменения, происходящие с телами и веществами в окружающим мире. Они подразделяются на механические, тепловые, световые и электромагнитные.
Со многими из этих явлений мы сталкиваемся в повседневной жизни. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает северное сияние, что такое радуга, даже полёт птицы – это описание физического процесса. Благодаря физики нам известно происхождение почти всех природных явлений.
Однако, физика объяснит не только то, что можно увидеть в природе. С учётом законов физики планируется строительство зданий, мостов, кораблей, проведения сетей связи. Если бы люди не изучали физику, мы до сих пор бы, не знали, что такое автомобиль, ракеты, самолёты, мобильные телефоны и так далее.
Химия. Пауза. Происхождение названия этой науки точно никому неизвестно. Есть сведения, что термин химия образован от древнегреческого слова химевсис, что означает «смешивание».
Химия — одна из важнейших и обширных областей естествознания. Это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. У каждого вещества есть свои свойства. При определённых условиях одни вещества превращаются в другие. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах вещества, которые необходимы в быту и хозяйстве.
Таким образом, химия играет огромную роль в жизни современного человека. В повседневной жизни человек, сам того не подозревая, участвует в проведении различных химических реакций. Например, умывание с мылом, чистка зубов зубной пастой, стирка с использованием моющих средств и так далее.
География. Древнейшая наука. Термин география образован от древнегреческих слов: гео – «земля» и графо - «пишу» дословно означает «землеописание».
География — наука о природе земной поверхности, населении и его хозяйственной деятельности. Суть географии заключается в описании всех явлений и процессов, которые происходят на земле.
Название «география» науке дал древнегреческий учёный Эратосфен, которого по праву называют «отцом» географии.
Эратосфен
География описывает нашу планету: материки и океаны, моря, озёра и реки, возвышенности, низменности и горы. Также география изучает какие страны, города возникли на Земле. Какова жизнь и хозяйство народов, населяющих нашу Землю.
С географией мы сталкиваемся постоянно. Например, каждый день мы интересуемся временем, знаем какой сегодня день, месяц, пора года. Все это благодаря тому, что в географии изучаются часовые пояса и движение Земли вокруг Солнца. Каждый день мы смотрим прогноз погоды, для того, чтобы знать, что сегодня надеть. Изучением этого вопроса также занимается география. С помощью географии мы знаем, где расположена та или иная страна мира. Очень много вопросов изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей.
Биология. Слово «биология» образовано от древнегреческих слов: биос – «жизнь» и логос – «наука».
Биология – это наука о живой природе. В нашем современном обществе перед человечеством стоят задачи: охрана здоровья, обеспечение населения продовольствием, сохранение разнообразия организмов на нашей планете.
Биология, исследования которой направлены на решение этих проблем, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, с пищевой и лёгкой промышленностью и так далее.
Экология. Название этой науки происходит от древнегреческих слов: экос – «дом», логос – «наука».
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Особое внимание здесь уделяется взаимодействию человека и природы. Впервые термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году.
Важно отметить. Экология возникла как часть биологии. Но сейчас о ней всё больше говорят, как о самостоятельной науке. Одним из важных вопросов экологии является загрязнение и охрана окружающей среды.
Главным источником загрязнения окружающей среды служит масса отходов, которая поступает туда в результате хозяйственной деятельности человека. Не стоит забывать о том, что состояние окружающей среды зависит не только от экологической политики, проводимой государством, но и от каждого из вас.
videouroki.net
Техкарта урока географии в 5 классе «Науки о природе»
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Науки о природе»
Получить представление о естественных науках, что они изучают. Знать значение понятий: «естественные науки», «вещества», «явления природы».Научиться добывать учебную информацию, используя различные средства обучения; научиться работать в группе.
Развивать умения высказывать свои мысли, аргументировать свой ответ.
Образовательные: дать понятие «естественные науки»; объекты их изучения.
Развивающие: формировать приёмы работы с учебником и другими средствами обучения; умение выделять признаки понятий, развитие навыков работы в группе.
Воспитательные: формировать интерес к изучению наук о природе.
Тип урока
Форма проведения урока
Урок усвоения новых знаний
Групповая работа, деловая игра
Опорные понятия и термины
Новые понятия и термины
Природа живая и неживая, физические и биологические явления природы
Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология; тела, вещества
Формы контроля
Домашнее задание
Фронтальная устная
Параграф 2, зад-я с. 17, р/т стр.6
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые
технологии, методы,
приёмы, формы
Универсальные учебные действия
Результат сотрудничества и взаимодействия
Организационный этап
Приветствие учащихся,
проверка готовности их и кабинета к уроку
Приветствие учителя, подготовка к уроку, информация об отсутствующих
Мотивация к уроку
Учебно-организационные:
Умение организовать своё рабочее место, умение слушать учителя
Готовность обучающихся к уроку
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На столе учителя разложены предметы: теллурий, стакан с водой, пов. соль, магнит, скрепки, глобус, горные породы, гербарий, учебные картины.
Задаёт вопрос: что объединяет предметы на столе?
Слушает варианты ответов, сообщает тему урока «Науки о природе»
Выдвигают свои версии ответа на вопрос, высказывают мнение, слушают мнение одноклассников
Работа с натуральными средствами обучения
Коммуникативные: участвуют в совместном диалоге, учатся выражать свои мысли
Стимулирование мыслительной деятельности, формулирование темы и целей урока
Актуализация знаний
Вопросы и задания на стр. 10 учебника, рабочая тетрадь с.5
Задаёт вопросы по теме «Мир, в котором мы живём», выслушивает и оценивает ответы
Отвечают на вопросы по теме прошлого урока
Фронтальная беседа на актуализацию знаний
Метапредметные: управление своей мыслительной деятельностью
Коммуникативные:
Умение слушать, оценивать и корректировать свои ответы и ответы одноклассников
Проверка степени усвоения и понимания материала прошлого урока
Первичное усвоение новых знаний
Что такое наука?
Что изучают естественные науки?
(Вещества, тела, явления природы)
Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология
Даёт представление о появлении и развитии науки, о значении естественных наук, о том, что они изучают
Делит класса на группы, раздаёт каждой группе соответствующий предмет на столе (астрономам – теллурий, физикам – магнит, химикам – соль и воду, биологам – гербарий, экологам – плакаты) и предлагает в игровой форме рассказать о своей науке, используя текст учебника и свой предмет. Консультирует каждую группу по использованию своего предмета
Внимательно слушают, фиксируют в тетради новые понятия
Читают текст учебника, слушают консультацию учителя и в игровой форме рассказывают о своей науке
Объяснение учителя
Работа с текстом учебника, с натуральными объектами, работа в группе; приём игровой ситуации
Познавательные: выделение главных признаков новых понятий
Учебно-познавательные:самост. приобретение знаний с помощью средств обучения
Коммуникативные: работа в группе, умение слушать партнёров, высказывать своё мнение
Обучающиеся знакомятся с понятием естественные науки, вещества, тела
Обучающиеся получат представление о значении и объектах изучения естест. Наук, закрепят умения работать в группе
Первичная проверка понимания нового материала
Работа с иллюстрациями на стр. 16 учебника и раздаточным материалом
Раздаёт картинки с изображением предметов, которые необходимы учёным, изучающим различные естественные науки, просит назвать эти науки
Должны назвать, какой из наук соответствуют иллюстрации и учебные картины
Наглядный, объяснительно- иллюстративный
Коммуникативные:
Умение слушать, оценивать и корректировать ответы
Учебно-познавательные: умения обобщать и синтезировать полученные знания
Обобщение полученных знаний, применение их в новой ситуации
Первичное закрепление нового материала
Вопросы и задания на стр. 17 учебника
Выслушивает ответы обучающихся, оценивает их
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о высказывании И. Ньютона
Фронтальная устная работа, применение полученных знаний в новой ситуации
Коммуникативные:
Умение слушать учителя, оценивать и корректировать ответы одноклассников
Регулятивные: умения организовать свою познавательную деятельность и оценить её
Обобщение и закрепление знаний об естественных науках
Информация о домашнем задании
Диктует д/з и комментирует порядок выполнения задания в рабочей тетради
Записывают дом.задание в дневник
Регулятивные:
Самоуправление обучением
Понимание цели, содержания и способов выполнения задания
Рефлексия
Ситуация «Кем бы я хотел стать….»
Предлагает обучающимся рассказать о том, кем бы они хотели стать в будущем и какие естественных науки им для этого понадобятся
Высказывают и аргументируют свою точку зрения
Регулятивные:
Самопланирование, оценка своих действий
Учебно-практические: умения применять полученные знания на практике
infourok.ru
I. Мотивация | Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг костра детей. Одетые в грубо выделанные шкуры, они отворачивались от дыма, но при этом очень внимательно слушали старика. Он рассказывал очень интересные вещи. Он рассказывал о том, что находится там за рекой, за лесом. Так или примерно так первобытные люди впервые начинал накапливать знания о том, что их окружает. И по мере развития человеческого общества этих знаний становилось все больше. Постепенно возникли и стали развиваться науки. Давайте с вами ответим на вопросы в начале параграфа. Мы с вами знаем, что знания о природе человечество накапливало постепенно, поэтапно. Люди стремились как можно глубже познать окружающий их мир. Знаний накапливалось очень много и поэтому зарождались науки, которые стали изучать более подробно определённые части природы. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | II. Актуализация знаний | – Что такое природа? – На какие две группы делится природа Земли? – Какие объекты относятся к миру живой природы? – Назовите части неживой природы. – Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? – Какой из объектов не относится к живой природе: подосиновик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему? Объясните предложение. 1) Человек на 80% состоит из воды. 2) Акулы обитают в теплых водах океана. 3) Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней. – Что такое явление? – Назовите биологические явления природы. – Назовите физические явления природы. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | III. Изучение нового материала | Все науки, которые изучают природу, называют одним словом – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. — Почему они получили такое название? Что изучают эти науки? Задание: Прочитайте 2 абзац текста параграфа на стр. 11. (Природу в старину называли «естество», Эти науки изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Нас окружают тела природы – почва, горная порода, дерево, человек, т.е любой предмет или живое вещество. Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ – белков, жиров и углеводов. А также в состав тела живой природы входят и минеральные вещества и вода. Явления природы – это любые изменения, которые происходят в природе.) Познакомимся с науками, которые изучают природу. Задание: Работаем в парах. Каждая пара учащихся получает задание дать характеристику науки по плану. Учащиеся читают текст учебника на стр. 11-15 ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ПРИРОДУ 1.Название науки. 2.Происхождение названия науки. 3.Что изучает эта наука. 4.Для чего нужны знания этой науки. После характеристики наук выполняем задание № 2 и 3 в РТ. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. | Задания: 1. Посмотрите на стр. 16 учебника. Здесь находятся картинки с объектами и явлениями природы. Какие из наук о природе изучают данные объекты и явления? 2. Подберите пару НАУКА-ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ 3. Давайте с вами сделаем вывод по уроку. Что мы сегодня узнали на уроке. Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 17. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя | V.Итоги урока. Рефлексия |
| Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя |
multiurok.ru