cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что такое имя существительное правило 5 класс – Имя существительное 5 класс

Содержание

Имя существительное 5 класс

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Предмет в грамматике понимается широко – это все, о чем можно спросить: кто это? или что это?

Например: дом, ребенок, ученик, осень.

Существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего бывает подлежащим или дополнением. Например: Мама мыла раму (существительное мама является подлежащим, существительное раму – дополнением).
Морфологические признаки существительных:род, число, падеж.

Имена существительные

Принадлежат к одному из трех родов – женскому, мужскому или среднему.
Например: лодка (ж.р.), отец (м. р.), море (ср.р.)
Имена существительные по родам не изменяются.

Изменяются

по числам

Например: сын (ед.ч.) – сыновья (мн.ч.)

по падежам

Например: свет (И.п.), света (Р.п.), свет (В.п.) и т. д.


Таким образом, род – это постоянный признак существительного, а число и падеж – непостоянные.
Начальной формой существительного является именительный падеж единственного числа.

Род существительного можно определить по окончанию или поставив к существительному местоимения мой (м.р.), мое (ср.р.), моя (ж.р.).Например: мой друг (м.р.), мое здоровье (ср.р.), моя радость (ж.р.).


Особую группу составляют существительные общего рода.

Например: Какой ты неряха! (о мальчике – м.р.). Какая ты неряха! (о девочке – ж.р.).

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленные и неодушевленные существительные различаются не только по значению, но и по грамматическим формам:

У одушевленных существительных форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч.

У неодушевленных существительных форма В.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. мн.ч.

В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.

В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Например: вижу (кого?) кошек – нет (кого?) кошек.

Например: вижу (что?) цветы – растут цветы.

Задание 1. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, добавив суффикс

1. безделье –
2. защита –
3. помощь –
4. камень –
5. работа –

Задание 2. Определите род существительных 

мужской род

женский род

средний род

сельдь

сирень

голос

рагу

кофе

пальто

берёза

солдат

кафе

шоссе

Задание 3. Распределите существительные, поставив их в винительный падеж


Слова: леса, дома, солдаты, мухи, кошки, карандаши, дедушки, птицы, деревья, собаки.

Одушевленные (вижу (кого?))

Неодушевленные (вижу (что?))

Задание 1. Вставьте в слова пропущенные буквы

1.сп...койный
2. В... рё...ка
3. Н...прав...льно
4. П...р...давать
5. П...ст...раться

Задание 2. Подберите перевод к словам

  • булка

  • рыжий

  • назвать

  • мясо

  • жалобно

  • вырастить

  • кормушка

  • оттық

  • бөлке

  • атау

  • ет

  • сүмбіл

  • жыланышты

  • өсіру

Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова

1.О том кукует, что своего гнезда нет.
2. Смеяться до .
3. Не в коня .
4. звери должны жить на свободе.
5. Если ты завел щенка, с ним нужно обращаться .

Слова для справок:

бережно, хищные, корм, слёзы, кукушка.

Как заведено природой, у каждого зверя и у медведя тоже – свои угодья, своя охотничья территория. Пределы ее обозначены вековыми метками на деревьях: высоко их стволы ободраны когтями. Чем выше над землей "заскрёбы", тем, значит, сильнее косолапый хозяин, который охраняет тут свои владения. Это предупреждение другим медведям, послабее, чтобы сюда не совались: "Плохо будет, коли поймаю!"
Еще в характере косолапого – любит медведь забавы. Вот дерево, бурей разбитое, и ствол его расщеплен. За щепу ухватится лапой резвящийся топтыгин, отогнет ее вниз и отпустит – ударит с маху упругая щепа по расколотому стволу, дребезжит, гудит ствол. А косматый богатырь не унимается – еще и еще отводя и отпуская щепу, пронзительно музицирует. Сам – голову то туда, то сюда лапой склоняет, прислушивается.

Начало формы

Задание 1. Укажите верное утверждение

Пределы территории медведей обозначены поваленными стволами.
Пределы территории медведей обозначены следами зубов.
Пределы территории медведей обозначены отметинами от когтей на деревьях.
Медведь занят только добыванием пищи.
Медведь любит музицировать.

Медведи живут стаями.
У каждого взрослого медведя есть своя территория.

Задание 2. Укажите ряд одушевленных существительных

медведь, зверь
когти, ствол
забава, дерево
буря, метка
характер, владение

Задание 3. Укажите ряд имен существительных

охранять, его
гудит, высоко
дребезжит, музицирует
сюда, сильнее
угодье, природа

Задание 4. Укажите ряд синонимов слова медведь

косой, длинноухий
рыжий, хитрый
топтыгин, косолапый
серый, зубастый

Итоговый тест

1. Укажите вариант, включающий только существительные.
Дом, войти, человек.
Пятеро, ребенок, весна.
Школа, парта, карандаш.
Школьный, двор, учиться.
На, улица, зима.

2. На какие вопросы отвечает существительное?
Где? Когда?
Кто? Что?
Почему?
Что делает? Что сделает?
Зачем?

3. Укажите существительное в начальной форме.
В лесу
Из леса
Леса
Лес
О лесе

4. Какого рода существительные обжора, недотрога?
Мужского
Женского
Среднего
Общего
Множественного

5. Укажите одушевленное существительное.

Стол
Мышь
Перо
Земля
Ветер

6. Закончите правило Имена существительные изменяются…
по родам
по родам, числам и падежам
по падежам
по числам
по числам и падежам.

7. Существительные, у которых совпадают формы родительного падежа, множественного числа и винительного падежа множественного числа, называются…
синонимами
одушевленными
неодушевленными
собирательными
собственными

8. Укажите существительные общего рода.
Плакса, неряха.
Плакса, девочка.
Мальчик, ученик.
Мальчик, неряха.
Мальчик, девочка.

9. Укажите существительные среднего рода.
Вода, сметана, соль.
Мышь, тушь, течь.
Сахар, стол, стул.
Молоко, масло, мясо.
Рыба, мясо, яйцо.

10. Род, число, падеж – это… .
морфологические признаки существительного
синтаксические признаки существительного
лексическое значение существительного
морфемный состав существительного
фонетические признаки существительного

11. Укажите неодушевленное существительное.
Учитель
Кукла
Барабан
Кот
Кошка

12. Что обозначает существительное?
Человека
Действие

Признак
Предмет
Качество

13. Укажите имя существительное.
Три
Тройка
Трое
Устраивать
Втрое

14. Найдите существительное, обозначающее время года.
Снег
Дождь
Оттепель
Гололед
Зима

15. Имя существительное – это… .
служебная часть речи
нераспространенная часть речи
распространенная часть речи
самостоятельная часть речи
сложная часть речиКонец формы

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Имя существительное. 5 класс.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Цели и задачи урока:

1. обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа;

2. способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности;

3. воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству;

3.создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование и наглядность: доска; проектор; карточки с заданиями; учебник русского языка Т.А. Ладыженская.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Технологии: развивающего обучения, деятельностного подхода в обучении, личностно-ориентированного обучения.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Орфографическая разминка

(Во время проверки домашнего задания 2 ученика работают по карточкам «Правописание безударной гласной в корне» (Приложение 1, приложение 2)

Задание: записать слова, обозначить орфограмму «Правописание безударной гласной в корне слова», подобрать проверочные слова. Слова записаны на доске.

Разд..вать, д..лина, д..лекий, задр..жать, просл..влять, пож..леть, насл..ждаться, просм..треть, разв..дить, пок..заться.

  1. Синтаксическая разминка

Задания:

  • Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему. Предложение записано на доске.

П..ляна св..тилась под лучами со..нца и ее б..лизна перех..дила от опушк.. в н..бесную синь.

  • Произвести морфологический разбор слова (от) опушки.
  • Найти в предложении слово, соответствующее схеме: корень, суффикс, окончание. Придумать примеры с таким же суффиксом.
  1. Творческая работа

- Запишите предложение: «Октябрь – ненастная пора».

- Какой знак мы поставили в конце предложения? Почему?

- Прочитайте словосочетания, появившиеся на проекторе. Над какой орфограммой вы будете работать? Сформулируйте правило. Опишите поляну осеннего леса по данному началу, используя словосочетания на проекторе.

Мелкий дожд..к, красивый грибоч..к, дубовый листоч..к, разноцветные листоч(?)ки.

- Какое значение имеют эти суффиксы?

  1. Диктант с «ключом»

- Вспомните правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Зайч..нок, жуч..к, медвеж..нок, собач..нка, доч..нька, друж..к, крош..чка, кусоч..к, мыш..нок, галч..нок.

- Проверка задания.

  1. Объяснительный диктант

- Запишите предложения, объясните графически все орфограммы, которые в них встретятся.

  • (Не)громкая музыка л..лась с белой палубы в огне ал.. ш..лка.
  • Ассоль б..жала к пристан.. и больше всего б..ялась ошибк.. или (не)доразумения.
  • Врем..нами алые п..руса скрывались за м..стом. Тогда сер..це ее зам..рало от (не)счастья.

- Объясните все выделенные вами орфограммы и посмотрите их правильное обозначение на проекторе. Во втором предложении нужно ли ставить запятую перед союзом И? Почему?

  1. Самостоятельная работа по группам

1 группа: упр. 561 (с 1 по 3 предл.)

2 группа: упр. 561 (с 4 по 6 предл.)

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: повторить параграфы 89-101, подготовиться к диктанту.

Приложение 1

С..сна, тр..па, з..рно, гн..здо, р..са, зв..зда; ст..лбы, д..ма, сн..пы, п..ля; д..жди, гр..за, цв..та, л..сты, з..нты, стр..ла; в..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, нак..сить, осм..треть.

Приложение 2

Н..винка, г..товить, м..стечко, д..леко, м..нута, нак..рмить, к..мандир, д..лина, п..мидоры, н..зина, м..лина, б..рега, к..лендарь, п..ровать, в..гон, б..лкон, под..рить, кв..ртира, в..дяной, б..гущий, л..цо, д..ждя.

nsportal.ru

Имя существительное 5 класс

Конспект урока

русского языка

в 5 б классе

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Имя существительное.

Цель: образовательная - вспомнить ранее изученное по теме, его морфологические признаки, роль в предложении.

Развивающая- учить отличать имя существительное от других частей речи, опираясь на морфологические признаки, развитие логического мышления учащихся

Воспитательная- воспитание ответственности за свою работу и работу всего класса, воспитание трудолюбия , добиваться поставленной цели.

   

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку

2. Актуализация знаний

Мели-глагол, сущ

Окуни-глагол, сущ

Пряди-глагол, сущ

.

- О какой части речи говорится?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Но чтобы попасть в эту страну нужно найти ключ от ворот. Ключом будет задание:
на доске записаны слова, выберите только имена существительные:
ночь, добрый, ночной, доброта, ночевать, веселиться.

Вопрос: Как вы определили, что эти слова относятся к  имени существительному?

Вывод: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.

3. Этап повторения

Учитель. Входим на территорию страны и попадаем в болото. Здесь тонут слова, нам нужно их спасти и отправить на берег. Только одни слова живут на берегу Одушевленности, другие – на берегу Неодушевленности. Примеры слов: енот, линейка, телефон, кошка, человек, дерево

Вопрос: Какие слова мы отправим на берег Одушевленности, какие – на берег Неодушевленности? Почему?

Вывод: Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?

Учитель. Построим мост через болото, задание: по цепочке привести примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1 вариант – одушевленные имена существительные,
2 вариант – неодушевленные имена существительные.

Учитель. Мостик построен. Теперь скажите, «спасенные» существительные относятся к нарицательным или собственным именам существительным? Это нарицательные существительные.

Вывод: Нарицательные существительные обозначают множество предметов, собственные – единичный предмет.

Учитель. Подберите и запишите к  нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как они пишутся? (С большой буквы.)

Примеры ответов. Кот Татоша, собака Джек, писатель Пушкин, город Москва, река Иртыш.

Учитель.  Мы идем дальше. Впереди виднеется дом, в нем три этажа.

На первом этаже живут существительные: папа, дом, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, книга…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, озеро, окно…

Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали?

Вывод: Имена существительные относятся к мужскому роду, женскому роду, среднему роду. Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.

Физкультминутка. Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому – подпрыгиваете, а если к среднему-разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

Учитель. Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только на один этаж. Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Как определить склонение имен существительных?

Вывод: К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Учитель. Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).

Вывод. Имена  существительные изменяются по числам.

Распределительный диктант

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

книга                                                         книги
карандаш                                                  карандаши
ручка                                                         ручки

пенал                                                     пеналы

Вывод. Существительные единственного числа обозначают один предмет, существительные множественного числа обозначают множество предметов.

Учитель. Посмотрите, рядом расположился обитаемый остров, здесь с одной стороны живут существительные: темнота, счастье, с другой – качели, дрожжи. В чем особенность этих существительных? Изменяются ли они по числам?

Вывод. Эти существительные имеют только одно число – единственное или множественное.

Устное задание (игра, развивающая внимание)

Учитель диктует имена существительные,  ученики должны определить число, подняв руку (единственное число – правая рука, множественное число – левая рука).

Единственное число                                    Множественное число

доброта                                                         ножницы
отвага                                                            сани
молодость                                                     щипцы
смелость                                                       очки

Учитель. Добрались мы до королевства Падежей. Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Учитель. Теперь заглянем в гости к Мише Ошибкину. Что же он написал?

В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты. (на доске)

Задание. Запись исправить (у доски работает один ученик, остальные самостоятельно пишут в тетрадях) и объяснить.

Повторяется правописание слов с безударной гласной в корне.

Учитель. Нам пора уходить из этой замечательной страны. Давайте подведем итоги.

4. Подведение итогов

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Учитель. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод. Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.

5. Домашнее задание: 

Параграф 88, №476

infourok.ru

Глава 7. Морфология. Имя существительное

В данной главе:

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «предмет».
 К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
 Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые – число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы. 

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей – обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

 

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

 

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

 

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: 
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: 
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

 

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются. 
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец  – мать , брат  – сестра, муж  - жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д.  Грамматический признак рода соотносится с полом. 
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова  океан , море, река, озеро, пруд  – разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

 а, у  или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова  и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.  
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница!  Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водительинженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми – слова - названия городов – мужского рода.

Конго, Зимбабве – слова - названия государств – среднего рода.

Миссисипи, Янцзы – слова - названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

 

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у  слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
 Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я  в начальной форме. 
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями ое  в начальной форме. 
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений , Алексей .

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. 
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.  

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и  - гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. 
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.  

 Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

 

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи. Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.

Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также  группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту. 
У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. – кто?, что?
  • Р.п. – кого?, чего?
  • Д.п. – кому?, чему?
  • В.п. – кого?, что?
  • Т.п. – кем?, чем?
  • П.п. – (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. 
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.). 

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? -  какаду – И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
  • (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

 

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает  журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна – обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?
  4. Как можно узнать род существительного?
    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?
    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть?
    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Какие вопросы нужно задать, чтобы определить падеж существительного?
    • Кто?
    • Что?
    • Кто? Что?
  8. Определите падеж существительного какаду в предложении: Сколько можно говорить об этом какаду?
  9. Любым ли членом предложения может быть существительное?
  10. Являются ли членами предложения существительные, выступающие в роли обращения?
Правильные ответы:
  1. Имена собственные
  2. Имена нарицательные
  3. Да
  4. По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Разносклоняемые
  6. Постоянным (неизменяемым)
  7. Кто? Что?
  8. П.п.
  9. Да
  10. Нет

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

"Имя существительное" (5 класс)

Тема : Имя Существительное

Цели: 1.Обобщение и закрепление знаний об имени существительном.

2. Развитие умений и навыков распознавания падежей имен существительных по личным окончаниям, развитие орфографической зоркости, творческого мышления.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: Урок – повторение

Оборудование: интерактивная доска, тесты

Ход урока

Ι. Орг.момент. Психологический настрой

ΙΙ. Сообщение темы урока

На интерактивной доске включается тест:

  1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает

  1. Признак предмета

  2. Предмет

  3. Действие предмета

  1. Имя существительное отвечает на вопросы:

  1. Что делает?

  2. Какая? Какое? Какие? Какой?

  3. Кто? Что?

  1. Одушевленными и неодушевленными могут быть

  1. Имена прилагательные

  2. Имена существительные

  3. Глагол

  1. В русском языке

  1. 6 падежей

  2. 7 падежей

  3. 5 падежей

  1. Что называется склонением?

  1. Изменение по родам и числам

  2. Изменение по падежам

  3. Изменение по родам, числам, по падежам

Самопроверка . Влючается ключ: 1) b , 2)c 3)b ,4)a ,5)b

Нет ошибок – «5», 1 ошибка –«4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2»

Подводим итог: 1. Что такое имя существительное?

2. Как изменяются имена существительные?

3. Какие бывают имена существительные?

ΙΙΙ. Закрепление

Словарный дитктант

Выписать одушевленные и неодушевоенные существительные

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.(посл.)

Кончил дело – гуляй смело.(посл.)

Красна птица пером, а человек умом.

Самопроверка: Одушевленные - воробей, птица,человек – кто?

Неодушевленные - слово, дело, перо,ум - что?

Физминутка

Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопрос соответствуют друг- другу – хлопайте, а если нет – топайте.

И.п – кого? что?

Р.п – кого? чего?

Д.п – кто? что?

В.п –кому? чему?

Т.п - кем? чем?

П.п – о ком? о чём?

ΙV. Игра «Четвертый лишний». Найдите «лишнее» слово. (единственное и множественное число)

Очки, ножницы, грабли, детство

Дрожжи, цифра, жмурки, плоскогубцы

Дома, тетради, школа, этажи

V.Игра «Помоги найти свой дом». На интерактивной доске три домика: «женский род», «мужской род», «средний род». Ниже даются слова, расселите каждое слово в свой домик.

Брат, печенье, земля, корова, внук, окно

Пальто, дорога, волк, шаль, дед, солнце

Компьютер, ученица, лицо, телефон, светило, мама

VΙ. Морфологический разбор существительного.

Самостоятельно выполняете, затем все вместе проверим.

Проверка

Мама пришла с работы.

Ι. Мама ( кто?) – существительное

ΙΙ. Пост. – нариц., одуш,, ж.р., непост.- И.п., ед.ч.

ΙΙΙ. (кто?)Мама пришла с работы

VΙΙ. Рефлексия

VΙΙΙ. Подведение итогов. Выставление оценок

Домашнее задание

infourok.ru

Урок "Имя существительное"5 класс

Самойловскаяобщеобразовательная школа администрации Новоазовского района

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Путешествие в страну Имени существительного»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Епикова М.А.

Учебная цель: обобщить и проверить знания уч-ся по теме:

« Имя существительное»

Воспитательная цель: способствовать сплочению коллектива; прививать любовь к русскому языку.

Форма мероприятия: игра.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Оборудование: карта путешествия, плакаты «Четвертое лишнее», «Болото», «Обед», «Лабиринт», «Волшебные палочки», «мальчики -пажи».

I. Вступительное слово учителя.

- Ребята! Вот и закончилось наше путешествие по острову имени Существительного. Хотя нет, не совсем. Мы приплыли к острову по большому Морю Слов, вышли на берег и попали во дворец, где встретились с тремя седовласыми старцами. У каждого из них на головном уборе были вышиты буквы. Какие?

(Р.,Ч.,П.)

  • Что они значат? (род, число, падеж).

  • Верно. Они, эти почтенные старики, познакомили нас с жизнью на острове, с его обитателями - Существительными.

- Многое нам пришлось вспоминать, а еще больше мы узнали здесь, познакомившись с жителями острова Имени Существительного. Как ни грустно расставаться с новыми друзьями, но нам придется возвращаться к своему кораблику, чтобы отправиться домой.

Сегодня нам предстоит найти обратную дорогу, хотя новые испытания и приключения подстерегают нас на каждом шагу. Но я думаю, что мы с ними справимся, ведь обычаи и порядки островитян нам уже известны. Итак, в путь!

II. Путешествие начинается.

1) - В обратную дорогу мы отправляемся ранним утром. Проснувшись, нужно обязательно сделать гимнастику... для ума. Она у нас пройдет в виде грамматической дуэли. Разделимся на две команды. Каждый из участников команды приготовил по одному вопросу. Команда - соперница отвечает на него. Кто правильно задает вопросы и дает верный ответ, получает поощрительный плюс. (Вопросы задаются по всему разделу « Имя сущ. »).

Примерные вопросы:

1) Что такое имя
существительное

2) К каким словам вы
ставите вопрос кто? а к
каким - вопрос что?

3) Что вам известно о роде
имен существительных?

  1. Какие существительные
    относятся к мужскому
    роду?

  2. Какие сущ. относятся к
    женскому роду?

  1. Какие сущ. относятся к
    среднему роду?

  2. Приведите примеры слов
    общего рода. В каком стиле
    речи эти слова наиболее
    употребительны?

  3. Расскажите о 1-ом типе
    склонения имени сущ.

9) Расскажите о 2-ом типе
склонения имени
существительного.

10) Расскажите о 3-ем типе
склонения имени существительного

Примерные ответы:

  1. Имя существительное - это часть речи,
    которая обозначает предмет и отвечает на
    вопросы кто? что?

  2. Имена существительные бывают
    одушевленные, т.е. отвечают на вопрос кто?
    (отец, сын, друг) и неодушевленные - на
    вопрос что? (трактор, ветер, знамя).

  3. Имена существительные принадлежат к
    одному из трех родов мужскому (мир,пахарь>край),женскому(земля,
    страна, мать), среднему( небо, поле,
    пламя)

  4. К мужскому роду принадлежат сущ. с
    нулевым окончанием, оканчивающиеся на
    О а (-я), - о. Например: хлеб, папа, дядя,
    край, домишко.

  5. К женскому роду относятся сущ. на а (-я),
    с нулевым окончанием. Например: страна,
    земля, степь, рожь.

  6. К сред, роду относятся сущ. на - о, - е, - я и
    на мя. Например: окно, поле, ущелье,
    время, дитя.

  7. Сущ. общего рода наиболее часто
    употребляются в разговорном стиле.
    Например: сирота, соня, недотрога,
    лакомка.

  8. К 1-му типу склонения отн-ся сущ.
    женского, мужского и общего рода,
    которые имеют окончания в И.п.ед.ч

-а (-я), Например: страна, земля, юноша, дядя, умница, тихоня.

9) Ко 2-му типу склонения относятся
существительные мужского рода с нулевым
окончанием и окончаниями -о,-е.
Например: стол, конь ,окно, поле

11) Какие сущ. составляют

особую группу?

12)Какие сущ. называются несклоняемые?

13) Как изменяются имена сущ.?

14) Как образуются имена сущ.?

15) Какой способ образования характерен только для сущ.?


10) К 3-ему склонению относятся
существительные женского рода с нулевым окончанием: степь, рожь.

11)К особой группе относятся сущ. среднего
рода на мя (их 10)

  1. К несклоняемым относятся сущ. муж.,
    жен, и среднего рода, не имеющие
    окончаний. Например: кофе, мисс, метро.

  2. Большинство имен сущ. изменяется по
    числам и падежам. Например: город -
    города.

И. город

Р. города

Д. городу

В.город

Т. городом

П. о городе

14) Имена существительные образуются

суффиксальным способом: учить - учитель;

приставочным: сказка- присказка; приставочно-суффиксальным: лес- перелесок; бессуффиксным: синий - синь; сложением слов: диван, кровать - диван-кровать;

сложением основ: лес, степь - лесостепь; сложением сокращенных основ: стенная газета - стенгазета.

15)Один из способов образования имен сущ. -переход прилаг. в сущ. Например : ученый(человек) -(крупный) ученый

2) - Ну что ж, подзарядились? Тогда в путь! Но стоп! Перед нами пропасть. А невдалеке слышится какой-то шум. Пока мы будем строить мостик через пропасть, пошлем 2-х разведчиков узнать, что там за шум. Разведчикам нужно узнать, какие существительные ТРУП и МЕРТВЕЦ. Одушевленные или неодушевленные. Т.е. их нужно просклонять по падежам. Пока разведчики находятся на задании, мы пытаемся преодолеть пропасть. Мостик через нее мы сделаем из тех сущ., которые станут „ лишними". Задания командам: найти „четвертое лишнее". Обосновать свой выбор.

  1. Мозоль, тишь, толь, фасоль.

  2. Тополь, вуаль, гость, путь.

  1. Земля, обида, недотрога, обновка.

  2. Левша, трудяга, самоучка, незабудка.

  3. Вишенка, лакомка, ягодка, лесенка.
    (Задание вывешиваются на плакатах).

3) - Эту трудность мы преодолеем. Но вот к нам на встречу идет один из
наших знакомых - седовласых старик , на шапочке у которого вышита буква
Р. Он просит нас о помощи: подберите к существительным имена
прилагательные , учитывая родовую принадлежность существительных :

... какаду;

... шимпанзе; ... меню;

... Тбилиси; ... пони;

... леди;

  1. И с этим заданием мы справились. Старик Род проводил нас до болота и исчез, а нам теперь нужно пройти через болото самостоятельно, прыгая с кочки на кочку. Но мудрец оставил на земле 3 волшебные палочки.Синяя палочка - мужской род, красная - женский род,

а зеленая - средний.
Прежде чем ступить на кочку, нужно дотронуться к ней одной из волшебных палочек. Но будьте осторожны, если ошибетесь, то кочка провалится прямо под ногами и вы не сможете идти дальше - утонете в болоте. И еще: здесь на болоте есть слово, к которому не подойдет ни одна палочка. Нужно будет просто подойти остановиться, протянув вперед руку.

(ПЛАКАТ)

СИРЕНЬ, ПОЛДЕНЬ, ЮНОША, ДИТЯ, МЛАДЕНЕЦ, ШАМПУНЬ, КАФЕ, СТАНЦИЯ, ЗДАНИЕ, ПОГОДА, КЛИМАТ, УМНИЦА.

5) - Выбравшись из болота, мы оказались в волшебном лесу. Но двигаться дальше у нас нет сил. Путники устали и хотят подкрепиться. И только мы расстелили на поляне скатерть, как тут же прямо из воздуха на наш импровизированный стол посыпались... слова! Все они обозначают что-нибудь вкусное. Но ведь это пока только слова, да к тому же с пропущенными буквами. Не огорчайтесь! Стоит только заполнить эти досадные пропуски, как слова превратятся в чудесную, сытную еду. (Плакат)

М . РОЖ . НОЕ П . РОЖН . Е

К . ЛБ .СА Ч . РЕШНЯ

М.Л.КО П .М .ДОР

ЯБЛ.КИ П.ВИДЛ.

В .НОГРА . Л . МОНА .

Ч . И . ГУРЕЦ

П. РОГ К.МПОТ

В . РЕНЪЕ П . ЧЕНЬЕ

К . ТЛЕТЫ . БР . КОСЫ

К . НФЕТЫ . П . ЛЬСИНЫ

6)- Только мы собрались двинуться в путь дальше, как заметили одного из мальчиков- пажей, который сообщил нам грустную новость: «Старик Падеж попал в ловушку к Циклопу. Чтобы его выручить, нужно быстро просклонять по падежам слова ВРЕМЯ, КОФЕ, ПУТЬ, (слова, написанные на бумаге, раздаются тем уч-ся, которые их склоняют). А помогут вам мои братья,- мальчики - пажи». Но чтобы попасть в пещеру к Циклопу, нужно открыть ворота. Вставьте нужную букву, найдите существительные и сделайте устный морфологический разбор, пользуясь «Лингвистическим тренажером».

Замоч...к открывается ключ...ком (Доска)

7) Старца с буквой П на шапочке мы освободили . А вот другой мудрец, у которого на шапочке буква Ч , хочет, чтобы мы сыграли на прощание с ним игру. Снова разделимся на команды. Одна будет выписывать слова, которые имеют форму только ед. числа, а другая - только множественного. Чернила, вермишель, дрожжи, крахмал, каникулы, сани, кефир, ворота, карамель, горелки, мука, часы, повидло, сливки, сметана, весы, сахар, шахматы, творог, шоколад, обои, шерсть, олово, белила, терпение, кудри. - Проверим

8) - Распрощавшись с его величеством Числом, мы попадаем в морфемный лабиринт. На спинах его есть указатели, но они странные. Чтобы выбраться поскорее отсюда, нам нужно разобрать данные существительные по составу и выбрать из них только те, в которых есть каждая из четырех морфем: приставка, корень, суффикс и окончание.
пароход птицелов

подьезд чесность

поездка подсказка

машина поселок

доброта селедка

ПЛАКАТ

- Наконец-то, мы достигли противоположного берега. Осталось сесть в лодку и отправиться домой. Но не огорчайтесь нас ждет еще множество путешествий к Островам Частей Речи. А пока нас провожают обитатели Острова Имени Существительного. С берега до нашего слуха доносится песенка , из которой мы должны выбрать все существительные .

(слушаем песню)

III. Подведение итогов.

Слово жюри.

( На протяжении мероприятия члены жюри вели учет: выставляли за правильный ответ плюс, а за неправильный ответ минус в графы, расположенные против названий команд на отдельном листе)

infourok.ru

Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи

На каждые 100 слов в среднем приходится 40 имен существительных. На уроке учащиеся вспомнят изученное об имени существительном.

Тема: Имя существительное

Урок: Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи

Вспомнить отличительные особенности имени существительного поможет лингвистическая сказка о жителях города Предметинска, которую мы будем читать по частям и переводить сказочную информацию на язык науки.

В стране Морфологии в городе Предметинске жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку:

Давно живем мы в мире этом,

Даем названия предметам.

Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем.

Были слова-листочки с древа познания совсем не любопытные и задавали два вопроса: КТО и ЧТО?

Как вы поняли, в сказке говорится о том, что имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО или ЧТО? За этими вопросами скрывается своя тайна.

Имена существительные делятся на два больших разряда: одушевленные (отвечают на вопрос КТО?) и неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО?). Но вот парадокс. Почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

Продолжим чтение сказки.

Каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три. Они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа.

Имена существительные способны жить и поодиночке, и множеством.

Дома имена существительные пребывают в именительном падеже, а в косвенных падежах их можно найти только на работе – в предложении и словосочетании.

В этой части сказки говорится о важных анкетных или биографических данных имен существительных. Если бы мы заполняли лингвистический паспорт этой части речи, то непременно отметили в нем, что имена существительные в русском языке принадлежат к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Изменяются по числам и падежам, то есть склоняются.

Имена существительные с одними и теми же падежными окончаниями объединяются в 3 склонения. Они живут в трех домиках. Давайте назовем жильцов каждого из домиков склонений.

1 склонение – имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я в Именительном падеже ед. числа: МАМА, ПАПА.

2 склонение – имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в И

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *