cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Уроки светской этики в 4 классе что значит быть моральным: Урок по ОРКСЭ «Что значит быть моральным»

Урок по ОРКСЭ «Что значит быть моральным»

Тема: Что значит быть моральным.

Цель: формирование представлений учащихся о морали.

Задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

                  развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с   

                  позиций норм морали;

                  совершенствовать навыки культуры общения;

                  раскрыть значение слов добро и зло, добродетель, моральные нор-

                 мы.

Оборудование: плакаты и таблички со словами, изображение двух

                                   домиков «Хорошо» и «Плохо», рисунки с изображением

                                   предметов, пословицы записаны на доске.

Ход урока.

    1.Оргмомент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания.

(учащиеся читают сочинения о своём друге)

3.Вступление.

-Сегодня на уроке мы поговорим о морали.

-Что такое мораль? (ответы учащихся)

-Мораль – это правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать. Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому». Если человек почистил себе картошку, то его поступок нельзя оценить как моральный – это просто бытовой момент. Но если он помог почистить кому-то (бабушке, соседу) – это поступок моральный: здесь есть отношение, которое можно оценить с позиции добра и зла.

С этой позиции можно (И НУЖНО!) оценивать отношение человека к самому себе. Человек должен заниматься самовоспитанием (вырабатывать в себе моральные качества:

милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком. Мораль – это особые духовные правила.

4.Работа над новым.

-Рассмотрим некоторые нормы морали и узнаем, что значит быть моральным.

а)Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся.

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу,- говорит первый, -будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет меня бранить.

— Я скажу,- говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет меня бранить.

— А я правду скажу,-говорит третий. –Правду всегда легче сказать, потому что она и правда и придумывать ничего не надо.

Вот и разошлись по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка –глядь, лесной сторож идёт.

— Нет,- говорит,- в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут –в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.

-Кто из мальчиков поступил правильно?

-Как бы ты повёл себя в данной ситуации?

-А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

— Одна из самых распространённых и известных норм морали гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Ложь рано или поздно выходит наружу. Недаром говорят: «Сколько верёвочке не виться – конец всё равно будет», «Единожды солгав – кто тебе поверит?». Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с недоверием, подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

б) На доске пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». «Спешите делать добро»

— Что такое добро? (У вас на партах лежат картинки с изображёнными на них предметами, выберите те, что подойдут к этому слову. Весна, солнце, улыбка, мама)

— А что такое зло? (ответы детей)

— Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Выберите нужные картинки.

— Мы с вами живём на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит ,люди могут творить и добрые, и злые поступки.

— Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло?

в) Работа в группах.

— А сейчас разделимся на группы. В группах необходимо обсудить прочитанный текст. (раздаю каждой группе листочки с напечатанным текстом)

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.

— Вы очень добры, но не могу я взять последнее.

(По мотивам биографии Г. Х. Андерсена)

— Давайте поразмышляем. Каждой из групп предлагаю для обсуждения свои вопросы.

1.Какие чувства у вас вызвала эта история? Почему?

2.Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?

3.Почему девочка отказалась взять монетку?

— Проверим, как вы ответили на поставленные вопросы.

5. Физкультминутка.

-Все вы любите сказки. В них часто встречаем добрых и злых героев. Сейчас я буду называть имена героев, а вы дружно отвечайте. Добрый – радостно хлопайте в ладоши, а злой – закрывайте лицо.

— Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

— На какого героя хотели бы быть похожим? Почему?

— Представьте себе, что у каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким людям. Ведь любовь и доброта согревают, как солнце.

— Как  вы думаете чего на земле больше: добра или зла?

Раздаю каждому памятку «Как стать добрым человеком»

Памятка  

Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

Будь добрым к людям!

Учись добру у добрых!

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не причиняя зла, добрей становишься!

6.Работа с учебником.

-Откроем учебник на странице 34-35. Прочитаем текст «Что значит быть моральным».   Ответим на вопросы учебника.

7.Закрепление.

— А сейчас вместе с вами попробуем разобраться, какие плохие поступки встречаются нам в жизни, а какие хорошие.

В поезд входят три юнната

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!»

-Как поступили ребята?

— В чём заключается их плохое поведение? (неуважение старших)

Табличка «НЕУВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ» прикрепляется под домиком «ПЛОХО».

Петя ловко ловит рыбу,

Может ловко мастерить,

Только «Здравствуй» и «Спасибо»

Не умеет говорить.

(табличка «НЕВЕЖЛИВОСТЬ»)

Коля ссорится с друзьями,

Вход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

(табличка «ОБИЖАЕТ ДРУЗЕЙ»)

Говорит лентяйке мать:

-Убери свою кровать!

-Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

(табличка «ЛЕНЬ»)

— А что будет жить в домике «ХОРОШО». Давайте заселим этот домик. Появляются таблички «ЩЕДРОСТЬ», «УВАЖЕНИЕ СТАРШИХ», «ВЕЖЛИВОСТЬ», «ДРУЖБА», «ТРУДОЛЮБИЕ» и т. д.

— Ребята, этот список можно продолжить. Но наша жизнь длинная и вы ещё узнаете больше таких моментов.

8. Рефлексия.

Письменно продолжите предложение «Быть моральным – это значит …»

9.Итог урока.

— Что нового для себя вы сегодня узнали?

-Вы ещё  дети, но впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.

С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать добрые дела в «Тетрадь добрых дел», постепенно она должна превратиться в «Книгу добрых дел». Ведь делать добро – это так здорово.

10.Домашнее задание.

— Заведите «Тетрадь добрых дел» и записывайте свои добрые дела и поступки.

 

 

 

                 

Что значит быть моральным.

Урок 16  Тема: Что значит быть моральным?

Цели:

1.       Закрепить знания учащихся о понятиях, изученных на прошлых     уроках.

2.       Обобщить знания учащихся о морали и нравственности

3.      Развивать речь, мышление, умение анализировать текст.

4.      Воспитывать толерантность.

Ход урока: (презентация)

Организационный момент.

-Что  может испытывать человек, если долго не было тёплого солнца, а потом оно вдруг появилось? ( радость, тепло) .

Улыбнитесь друг другу, для того,  чтобы нам стало уютнее и теплее в нашем классе

I.                    Начнём урок с проверки  домашнего задания:

Что такое дружба?( это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах)

-При соблюдении каких правил возможна прочная дружба?

(уважение друг друга, умение признавать свои ошибки)

Какие отличительные черты дружбы вы можете назвать? ( избирательность,  бескорыстность)

-Что должно объединять друзей?  ( взаимная симпатия и общность интересов)

II Сегодня на уроке «Светской этики» и нам предстоит ответить на сложный вопрос «Что значит быть моральным?». слайд 1-2

— Вспомним, что такое духовная культура? слайд 3: (хором читают)

•      Представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи,  нормы, правила

 -Что такое   моральслайд 4:

•      Мораль— особый вид моральной культуры: система норм и ценностей, регулирующих поведение людей

Что такое  моральные нормы слайд  5

•      Моральные нормы, (правила) нигде не записаны, т. к. нет таких официальных книг, как , например, кодекс, где записаны законы, но есть литературные произведения, фильмы.

•      —Откуда человек узнаёт моральные нормы? слайд 6

•      Вывод: слайд 7 Человек сам должен научиться отличать добро от зла хорошее от плохого, читая книги, слушая родителей, соблюдая законы государства, общаясь с другими людьми.

III Найди пару. Соедини стрелками понятия и определения понятий. Слайд 8-9

Мораль- Нравственная форма поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность.

дружба- Внутренние духовные качества, которыми руководит человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими нормами.

эгоизм -Себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде; предпочтение своих личных интересов, пренебрежение к интересам общества.

вежливость- Привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.

альтруизм — Моральное качество человека, для которого уважение к людям, бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей) .

нравственность.- Совокупность норм поведения человека в обществе. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения.

4.-Определите, кто из ребят поступил морально, а кто аморально? с. 34 Слайд 10

— Как поступили бы вы?

К чему может привести равнодушие людей? Слайд 11

Вывод: безнаказанность и равнодушие  увеличивает зло в мире.  Надо не осуждать человека, которого не научили моральным нормам, а помочь ему стать лучше!.

От кого зависит, хороший человек или плохой? Слайд 12 (только от самого человека)

Определи, что является моральным, а что аморальным? Слайд 13-15

Посмотрите на поступки детей, которые ещё, к сожалению, встречаются в нашей светской жизни.   слайд  16-17 

Анализ ситуаций: ( карточки) работа в парах

1.  Мальчик тайком  наябедничал учителю на своего одноклассника.

2. Твой одноклассник ударил того, кто слабее и не может ответить.

3. Ты помог подняться упавшему однокласснику, спросил о том, не нужна ли ему  помощь?

4.Ты не поделился чем-нибудь с одноклассниками, когда те попросили об этом.

5. Мальчик навестил заболевшего товарища, помог ему выполнить домашнюю работу.

6. Ты не выучил уроки, обманул учителя и родителей.

 — Как вы считаете, должен ли человек отвечать за свои поступки?

5.Послушайте притчу «Ведро с яблоками» оцените поступки людей с точки зрения морали.

  Купил человек себе новый дом, большой, красивый и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

   Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро до блеска начистил, насобирал в него самых больших и вкусных яблок и пошёл к соседу.

   Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Оцените поступки этих людей с точки зрения морали.

6. Где мы уже сталкивались с моралью? (в баснях).

Прочитайте басню и определите мораль Слайд 18

1.Огородник и собака.

У огородника собака упала в колодец. Чтобы её вытащить, он полез за нею сам. Но собака не поняла, зачем он спускается, подумала, что он её хочет утопить, и укусила его. Сказал огородник, почуяв боль: «Поделом мне: если она сама решила утонуть, зачем мне было ее спасать?»

Ответы детей. Посмотрите, как об этом сказал Эзоп.

Мораль: все против человека неблагодарного, который за добро платит злом.

Ещё одно произведение Эзопа. Слайд 19

2.Волк и цапля.

Волк подавился костью и рыскал, чтобы найти кого-нибудь себе в помощь. Встретилась ему цапля, и он стал сулить ей награду, если она вытащит кость. Цапля засунула голову в волчью глотку, вытащила кость и потребовала обещанной награды. Но волк в ответ: «Мало тебе, любезная, что ты из волчьей пасти голову целой вынесла, – так тебе ещё и награду подавай?»

Басня показывает, что когда дурные люди не делают зла, это им уже кажется благодеянием. (добрым  делом)

3.Львица и лиса. Слайд 20

Лиса попрекала львицу за то, что та рожает только одного детёныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство.

7.Перед вами известные сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Слайд 21

Ответьте на вопрос: «Кто в этих произведениях добродетель, а кто обладает порочными мыслями или совершает порочные поступки?

8. Работа по учебнику. с 34-35  самостоятельно прочитать .

 

9. – Найдите ответ на вопрос :Что предполагает светская этика? (с 34 -2абзац.)

Светская этика предполагает, что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой.   Стать добрым человек может самостоятельно. Моральные правила нужно соблюдать из     чувства долга. Существование зла не зависит от людей.

Светская этика предполагает, что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. Человек есть свободное существо, а значит, от его действий и морального выбора зависит дальнейшая жизнь его самого и окружающих его людей.

Что есть добродетель?

Добродетель – это стремление к моральному совершенству, которое формируется путем оценки поступков личности со стороны других людей и самого себя.

              Добродетель— есть сознательный выбор наилучшего в поступках по отношению к

               другим людям.

Какого человека называем добродетельным?

Добродетельный человек  это тот, кто знает, что есть добро и зло, и совершает добродетельные  поступки и избегает порочных.

 

В чём состоит задача светской этики? ( тест)  слайд 22

1.Определить, с кем дружить человеку.

2.Освободить человека от ответственности

3.Дать готовые ответы на все вопросы

4.Дать возможность самостоятельного выбора человеку на основе исторического опыта.

4

Каковы главные  правила светской этики? слайд 23

 1.Добродетель-это сознательный выбор наилучшего в поступках по отношению к другим людям.

2.Стать добрым самостоятельно нельзя.

3.Моральные правила нужно выполнять из чувства долга.

4.Существование зла не зависит от людей

1, 3

10. Пословицы о морали.  Как вы понимаете смысл пословиц? слайд 24

  1. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  2. Худо тому, кто добра не делает никому.
  3. Не беда ошибиться, беда не исправиться.
  4. 4. Кого честь не берёт, того палка проймёт

Наша моральная проблема- безразличие человека к самому себе.

11.Обобщение ( тест) слайд 25

1.Над какими вопросами задумывается человек?

1.Как сохранить уважение и доверие окружающих?.

2. Что значит быть моральным?

3. Как стать добродетельным человеком?

4 Все ответы верны.

4.

2. Как вы понимаете, что значит быть моральным? слайд 26

•      Быть моральным, значит нести ответственность  за свои поступки перед другими людьми и получать  заслуженную  оценку от окружающих.  Главное, чтобы это делалось в соответствии с идеалами добра, с уважением к правам других

•      Быть моральным значит выполнять моральные нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.

•      Чтобы стать добродетельным человеком, нужно стремиться к добру, справедливости, вежливости, ответственности: уметь сопереживать и сочувствовать другим, уважать права других, уметь отвечать за свои поступки.

Вывод: Моральный долг каждого- утверждать добро на земле.

3. Тест ( работа в четвёрках)

1. Моральные нормы создаются:

а) литературными героями

б) трудом учёных

в) верны все ответы

г) поступками родителей

2. Вставьте пропущенное слово.

Моральные нормы создаёт

человеческое  ________.

3. Вставьте пропущенное слово.

Выбирая между  добром и злом,  человек делает моральный   _________.

4. Выберите из предложенного списка примеры моральных норм

  1. Моральные нормы

а) указы президента

б) законы

в)помощь слабым

г) уважение к старшим 

5. Выберите из предложенного списка примеры моральных норм:

а) дружеская помощь

б) ложь

в) враждебность

д) справедливость

 

   Ключи

  1. В
  2. ОБЩЕСТВО
  3. ВЫБОР

4.    В, Г

      5. А, Д

 

12.Рефлексия: Что ты можешь сказать о сегодняшнем уроке? слайд 27

1.      Я вспомнил…

2.      Я узнал…

3.      Я повторил…

4.      Я…

5.      Мне захотелось…

13.Домашнее задание. слайд 28

с. 34-35, вопросы и задания., диск- контроль

Начните вести дневник, в который будете записывать добрые дела и поступки.

1. Начать работу по подготовке   творческой  работы  (презентации,  реферата, сообщения)на одну из тем:  

1. Россия наша Родина

          2. Что такое добро и зло.

          3. Человеческие добродетели и пороки.

          4. Кто такой добродетельный человек.

          5. Дружба в моей жизни.

          6. Свобода и мораль.

 С. 34-35, вопросы и задания.

Светская мораль как низшая

Философия религии

Глава 9: Религия, Мораль и этика

Раздел 7 Светская мораль как низшая ?

    Есть те, кто утверждает, что любая попытка прийти к философскому этика или основа морали, независимая от религии, отказ. Это так, потому что в светской этике нет фундаментального мотив быть хорошим. Другие не согласны и утверждают, что мораль, основанная на страхе перед наказанием — менее действенная мораль.

    Религиозная мораль выше светской

    Джордж Мавродес:

    Мавродес считает светскую этику слишком поверхностной. Не хватает метафизика и основа ценностей и обязательств. Он придерживается этого светского этика не может ответить на вопросы:

    Зачем все время быть нравственным?

    Зачем вообще думать о том, чтобы пожертвовать личным благополучием?

    Мавродес считает, что люди испытывают чувство долга, которое, если последующее следование не приведет к чистой выгоде в расселовском мире без после жизни и без духовной сферы. Существует чувство жертвенности и дар, служащий основой нравственной жизни. Это чувство может стать частью модели самой жизни.

    Религия придает смысл морали, обучая и поддерживая идею что Мораль не абсурдна и не напрасна.

    Религия также предполагает, что Нравственность — это НЕ САМАЯ ГЛУБОКАЯ вещь, которую существует или может быть испытано. Нравственность — это переходный этап индивидуума и вида. Это временно. Мораль пройдет для чего-то еще более глубокого и богатого. Религия поддерживает чувство обязательство перед тем, что делает жертвы достойными. Религия поддерживает надежда на что-то лучшее или более богатое, что грядет и делает жизнь Добро и жертва того стоит.

    Религия поддерживает то, что обогащает жизнь.

      Религия и причудливость морали Джордж Мавродес

       

      Резюме Меган Рамзи

      (QCC, 2004)

    В своем эссе «Религия и странность Мораль, Джордж Мавродес использует описание Бертрана Рассела Безбожный мир, в котором люди встречаются как случайные атомарные скопления и существуют только до момента физической смерти как основание для утверждения, что светская мораль — неадекватный метод доведения до людей доводов. быть нравственным. Мавродес называет этот мир расселовским миром в которые существуют, то, что Мавродес называет преимуществами Рассела, такими как долгая, содержательная жизнь, сексуальное удовольствие, хорошая репутация и т. д. Эти выгоды существуют, даже если мир не является расселовским миром, но в отличие от нерасселовский мир, мир, изложенный Расселом, не имеет духовные блага, такие как жизнь после смерти или вознесение на небеса. Таким образом, в расселовском мире единственные преимущества и потери — расселовские разнообразие. Затем Мавродес указывает, что совершенно ясно, что некоторые моральные обязательств приведет к убыткам Рассела, например, к погашению долга. Учитывая, что нет высшей формы суда и нет загробной жизни, как стимул, Мавродес утверждает, что у граждан нет особых причин расселовского мира быть нравственным.

     

    Мавродес указывает, что можно было бы возразить что это в интересах каждого для всех людей, включая себя быть нравственным, и из этого утверждения можно сделать вывод, что оно в интересах всех быть нравственными. Тем не менее, Мавродес продолжает указывать, что в расселовском мире только лучшие интерес быть нравственным, если все остальные также являются нравственными. Он также указывает из того, что в то время как одни могут или не могут действовать аморально, другие обязаны делать это независимо от своих действий.

     

    Мавродес утверждает, что в расселовском мире мораль и обязательства не могут быть глубокими. Поскольку человек перестает существовать вне могила, все в расселовском мире поверхностно по сравнению с в мир, в котором есть религия и загробная жизнь. Таким образом, добро, обязательства и мораль не имеют долговременных последствий в расселовском мире. В заключение Мавродес заявляет, что религия (хотя его внимание сосредоточено на христианство) придает морали более глубокий смысл, чем это возможно в христианстве. Расселовский мир. Вместо мнения Достоевского о том, что если есть Бога нет, то дозволено все, что присутствовало бы в Расселовский мир, мир, который охватывает религию, будет иметь мировоззрение что из-за того, что Бог существует, существуют и запреты, но и из-за того, что само существование Бога, в конце концов не будет причин для запрет.

     

    Мавродес, Джордж I. Религия и Странность морали. Рациональность, Религиозная вера и нравственные обязательства: Очерки философии Религия . Изд. Роберт Оди и Уильям Дж. Уэйнрайт. Итака: Издательство Корнеллского университета, 1986.

    Есть те, кто думает, что мораль, основанная на отрицательная мотивация уступает мотивации, основанной на положительных мотивах. К избегать неправильных поступков, основанных на страхе, намного уступает морали, основанной на хорошо обоснованные принципы и желание автономных моральных агентов действовать в соответствии с некоторым набором основных этических принципы, которые перекликаются с некоторыми основными ценностями. Религиозная мораль кажется, основывается на страхе. Существует страх репрессий со стороны божества или божеств. Существует страх наказания от божества. Там это страх того, что следующая жизнь будет поставлена ​​в условия, которые не благоприятный. Есть страх потери спасения и вечного проклятие и наказание. Противостоят такому мотиву светская этика. на основе хорошо аргументированного вывода о том, что определенные условия для социального жизнь, которую ценят лучше всего достичь, придерживаясь некоторого набора руководящих принципов. принципы принятия решений.

    Существует много критики моральных основ Западная цивилизация находилась в прозелитических религиях монотеистической традиции. Мораль иудеев, христиан и Исламские традиции в то или иное время поддерживали многие гнусные действия человека и организованное насилие в отношении других, даже в пределах одного традиция. Многие злодеяния были совершены во имя те религии.

    Хотя часто утверждается, что религия, несмотря ни на что могут быть его недостатки или изъяны или ошибки, по крайней мере, прививают мораль или этос сообщества, без которого социальная жизнь и цивилизованная жизнь было бы невозможно. Против этого утверждения растет число людей, которые утверждали бы, что мораль, основанная на религиозной вере который основан ни на чем, кроме веры в надежде на лучшую жизнь после земной жизни есть нравственность, воспитывающая в людях чувство подлость по отношению к другим и даже эгоизм в заботе о личных спасение. Такая мораль действует на людей хуже всего, когда она поощряет веру, на которой он покоится, которая является верой, которой придерживаются без или сверх причин и доказательств, подтверждающих это. Такая мораль склонен быть тем, кто не имеет степени чувствительности к нюансам и для критического и рефлексивного мышления. Это мораль буквального интерпретация и простые приложения. Это нравственность традиции, которой очень трудно адаптироваться к изменениям в физическом и социальной среды, а также использовать достижения науки и технологии в свою моральную схему. Эта мораль сопротивляется приспособление к прогрессу. Рабство, подчинение женщин, справедливость и теория священной войны, неравенство социальных классов — все это поддерживается такая мораль.

    Нравственность, основанная на надежде переживание смерти тела и вечной жизни есть мораль, в его основе ряд трудностей. Он основан на подход вознаграждения-наказания к морали, который является довольно упрощенным и детский. Если есть ситуация, за которую нет наказания это делает его допустимым? Если мотив делать то, что нравственно хорошо есть надежда на вечную жизнь, то что бывает, когда а) есть разве нет доказательств того, что есть такая жизнь? б) представление о вечном жизнь становится менее позитивной и более негативной, когда люди осознают, что бесконечное количество времени — это идея, которая высасывает смысл из ценности человеческая жизнь?

    Иногда думают, что религии Востока более духовны и созерцательны и, следовательно, более безобидны и, возможно, гуманнее, чем на Западе. Запись свидетельствует об обратном. На Востоке слишком много случаев зверств и человеческих бесчувственность не уступает западным. Даже в традициях буддизма были рассказы о массовом физическом насилии уже более двух тысяч лет.

    В свете ужасов, совершенных или в названию религии ищутся альтернативы найденным этическим принципам в религиозных традициях. Нерелигиозные или светские альтернативы ищутся с помощью человеческого разума, универсального ресурса. А взгляд на мораль, основанный на рассуждениях и натуралистическом мировоззрении считается более надежным и более способным к универсальному использованию чем любой набор принципов, зависящих от религиозных мировоззрений. Есть люди, работающие над развитием или применением таких светских этических норм. принципов своей жизни и пытается развивать и поддерживать социальную жизнь по таким принципам. Светские гуманисты — такие люди вдоль с теми, кто принимает моральные решения на основе таких принципов, как разработанные такими философами, как Милль, Кант и Ролз.

    Кто-то может возразить, что по большей части светская этика уже заменила религиозную этики в повседневной практике. Можно сделать вывод, что большинство людей которые утверждают, что их этический принцип коренится в каком-то религиозные традиции на практике фактически исходят из другого этический принцип вообще. Один из самых распространенных таких принципов это этический эгоизм, когда решения принимаются на основе того, что считается, что это отвечает интересам лица, принимающего решение, и тот, который больше всего удовлетворяет интересам этого актора, какими бы ни были те интересы могут быть.

    Это больше всего относится к людям в развитых странах с передовые информационные технологии и средства связи и развлечения системы. Произошла «секуляризация» повседневного поведения в таких места в течение некоторого времени. Действующая моральная база или этическая Принцип, используемый в таких условиях большинством людей, не основан на религии. этика и не исходит от божества. Это светский принцип этический эгоизм. Философы и моралисты, такие как светские гуманисты работали над продвижением альтернативной этической основе, например, основанной на заботе о других людях.

    Забота об удовлетворении интересов максимально возможное количество людей при совершении морального выбора находится на основа этической традиции, известной как утилитаризм

    ЧИТАЙТЕ об утилитаризме здесь >Утилитаризм или здесь Утилитаризм

    В последнее время наблюдается растущее движение секуляристов (нерелигиозных народов) для разработки моральной основы для общественный строй, прогрессивный и жизнеутверждающий. Совет по светскому Гуманизм имеет свое Утверждения гуманизма: заявление о принципах доступны для осмотр и рассмотрение. Есть и другие такие группы, как Этическая культура Общества, продвигающие этические принципы, не основанные ни на какой религии как основу для упорядочения общественной жизни. «Этическая культура есть гуманистическая религиозное и образовательное движение, вдохновленное идеалом верховного Цель человеческой жизни — работа над созданием более гуманного общества» 9.0008

    Подробнее о гуманистах, атеистах и ​​секуляристах см. этот список

    Таким образом, существуют примеры обществ и культур у которых есть моральные кодексы без веры в божество, и есть попытки установить нравственный порядок, не основанный на религии. Их эффективности по сравнению с моральными традициями, происходящими или зависящими от некоторые религиозные традиции еще предстоит определить.

    Вот одно исследование, которое показывает, что светские общества могут иметь менее тяжкие преступления.

    Меньшая социальная дисфункция в светских обществах

    Межнациональные корреляции количественных социальных Здоровье с народной религиозностью и секуляризмом среди преуспевающих Демократии: первый взгляд   Грегори С. Пол, Балтимор, Мэриленд Журнал религии и общества Том 7 (2005) ISSN 1522-5658 http://moses.creighton.edu/JRS/pdf/2005-11.pdf

    Аннотация

    Крупномасштабные исследования показывают резкое снижение религиозность в пользу секуляризации в
    развитых демократиях. Популярное признание эволюционного наука отрицательно коррелирует с уровень религиозности, и Соединенные Штаты являются единственным процветающая страна, где большинство абсолютно верит в создателя и эволюционную науку непопулярен. Имеется множество данных на показатели социальной дисфункции и здоровья в первую мир. Межнациональные сравнения высоко разные уровни религиозности и социальные условия формируют массовый эпидемиологический эксперимент, который можно использовать для проверки того, является ли высокий уровень веры в поклонение творцу необходимы для высоких уровень социального здоровья. Корреляции данных показывают, что в почти во всех странах сугубо светской демократии постоянно наблюдается низкий уровень социальной активности. дисфункции, в то время как прорелигиозные и антиэволюционные Америка работает плохо.

    Общества находятся в худшем положении, «когда у них есть Бог на их сторона» Рут Гледхилл, корреспондент отдела религии The Times, Великобритания, 27 сентября. 2005

     РЕЛИГИОЗНАЯ вера может причинить вред обществу, способствует высокому уровню убийств, абортов, сексуальная распущенность и самоубийство, согласно исследованию, опубликованному сегодня. Согласно исследованию, вера в Бога и поклонение ему не только не нужны для здорового общества, но и может реально способствовать социальным проблемам. исследование опровергает мнение верующих о том, что религия необходима для обеспечить морально-этические основы здорового общество.

     Сравнивается социальная эффективность относительно светские страны, такие как Великобритания, с США, где большинство верит в творца, а не теория эволюции. Многие консервативные евангелисты в США считают дарвинизм общественным злом, полагая, что внушает атеизм и аморальность. Многие либеральные христиане и верующие других конфессий придерживаются что религиозные убеждения полезны для общества, полагая, что это помогает снизить уровень насильственных преступлений, убийств, самоубийств, половая распущенность и аборт. Польза религиозной веры для общества называют его «духовной столицей». Но исследование утверждает, что преданность многих в США может действительно способствовать его бедам.

     Доклад, опубликованный в Журнале религии и Общество, академический журнал США, сообщает: «Многие Американцы согласны с тем, что их церковная нация исключительна, Благословенный Богом, сияющий город на холме, который стоит как впечатляющий пример для все более скептически настроенного мира.

     «В целом, чем выше уровень веры и поклонения создатель коррелирует с более высоким уровнем убийств, ювенильная и ранняя взрослая смертность, инфекции, передаваемые половым путем показатели, подростковая беременность и аборты в процветающие демократии.

     «Соединенные Штаты почти всегда дисфункциональных развивающихся демократий, иногда эффектно.»

    Грегори Пол, автор исследования и социальный ученый, использовал данные Международного соц. Программа опросов, Gallup и другие исследования органы, чтобы прийти к его выводам. Он сравнил социальные показатели, такие как уровень убийств, аборт, самоубийство и подростковая беременность. Исследование пришло к выводу, что США были единственным в мире процветающая демократия, где уровень убийств по-прежнему высоким, и что наименее набожные народы были наименее неблагополучный. Г-н Пол сказал, что ставки гонореи среди подростков в США были в 300 раз выше, чем в менее набожные демократические страны. США тоже пострадали из-за «уникально высокого» уровня заражения сифилисом среди подростков и взрослых, и частота подростковых абортов, говорится в исследовании.

     Г-н Пол сказал: «Исследование показывает, что Англия, несмотря на социальные беды, которые он имеет, на самом деле выполняет намного лучше, чем США по большинству показателей, хотя сейчас это гораздо менее религиозная нация, чем Америка».

     Он сказал, что разница была еще больше, когда США по сравнению с другими странами, в том числе Франция, Япония и скандинавские страны. Эти страны добились наибольшего успеха в снижении уровня убийств, он добавил, что ранняя смертность, венерические заболевания и аборты.

     Г-н Пол отложил публикацию исследования до сих пор, потому что урагана Катрина. Он сказал, что доказательства, собранные рядом различных исследования предложили, что религия может на самом деле способствовать социальным бедам. «Я подозреваю, что европейцев все больше отталкивает бедность общества.
    производительность христианских государств», — добавил он.

     Он сказал, что большинство западных стран станут более религиозным, только если бы теория эволюции могла быть опровергнуты, а существование Бога научно доказано. Точно так же Теория эволюции не получила бы поддержки большинства в США, если бы произошел заметный упадок религиозных убеждений, г-н — сказал Пол.

     «Нерелигиозные, сторонники эволюции демократии противоречат изречение о том, что общество не может наслаждаться добром условиях, если только большинство граждан не верят горячо в нравственный творец.

     «Широко распространенный страх, что безбожное население должно Поэтому опыт социальной катастрофы опровергается».

Перейдите к следующему разделу, нажав здесь> следующий

Авторское право Филип А. Пекорино 2001. Все права защищены.

Предостережение веб-серфера: это заметки в классе, предназначенные для комментариев к чтению и усиления обсуждения в классе. Их следует читать как таковые. Они не предназначены для публикации или общее распространение.

Следует ли преподавать этику в школах?

 

В Новом Южном Уэльсе, Австралия, с 2010 года некоторым учащимся предлагаются занятия по светской этике в качестве альтернативы изучению религии. В настоящее время программу под названием «Основная этика» преподают около 20 000 учащихся в более чем 300 школах. Он вводит систематическое обсуждение моральных вопросов и предоставляет образовательный опыт учащимся, которым ранее не была предоставлена ​​​​обучаемая альтернатива.

Должны ли школы, особенно государственные, преподавать этику? Или это нарушает важный принцип правительственного нейтралитета в моральных и духовных вопросах?

 

Что такое светская этика?

Только совсем недавно считалось целесообразным преподавать этику в государственных школах. Одно из правдоподобных объяснений этого состоит в том, что традиционно этика воспринималась как набор священных правил и наставлений. Из-за стремления к религиозному нейтралитету государственные школы уклонялись от преподавания этики.

Однако идея о том, что этика должна быть религиозной, ошибочна. На протяжении тысячелетий философы разрабатывали область светской этики. Светская этика не зависит от идеи о том, что Бог не существует, а вместо этого сосредоточена на обосновании этических позиций, которые не зависят от религии (но все же могут быть совместимы с религиозными взглядами).

Светская этика неизбежна. Например, даже если мы верим в существование Бога, религиозные тексты обычно неполны, а иногда и противоречивы в моральных вопросах. Возьмем библейский пример: должна ли бездетная вдова выйти замуж за брата своего покойного мужа? Левит (xx, 21) говорит «нет», а Второзаконие (xxv, 5) говорит «да». Арбитраж между ними требует чего-то большего, чем религиозный авторитет. Кроме того, большинство религиозных текстов были написаны в то время, когда многие из самых сложных сегодняшних моральных вопросов были немыслимы. Кооптация и применение отрывков из этих текстов становится все более неудобным (например, «Что бы Иисус подумал о финансовых стимулах для донорства органов или об использовании технологий улучшения человека?»). Светская этика может заполнить пустоту.

В обществе, состоящем из представителей множества религиозных (и нерелигиозных) слоев, светская этика также предоставляет нам причины, которые открыты для всех. При совместной жизни именно эти причины могут убедить тех, кто не разделяет наших убеждений о божественном или последствиях.

Светская этика необходима. Но можно ли этому научить?

 

Можем ли мы преподавать этику?

Одна из проблем преподавания этики в школах заключается в том, что существует множество конкурирующих теорий о том, что правильно, а что нет. Например, можно подумать, что наши намерения имеют моральное значение (кантианство) или что имеют значение только последствия (консеквенциализм). Некоторые считают неравенство проблемой по своей сути, в то время как другие этого не делают. В отличие от других предметов, преподаваемых в школах, кажется, что этика — это предмет, по которому люди не могут прийти к согласию даже по, казалось бы, основополагающим вопросам.

В своей книге Очерки религии и образования оксфордский философ Р.М. Хэйр утверждал, что этике можно обучать в школах, потому что она предполагает изучение языка с помощью определенного метода, «так что, если вы понимаете, что такое моральный вопрос, вы должны знать, какие аргументы являются законными, точно так же, как в математике, если вы знаете, что такое математика, вы знаете, что некоторые аргументы в этой области законны, а некоторые нет».

Как утверждает Хэйр, обучение нравственности не сводится к внедрению существенных позиций. Цель состоит не обязательно в том, чтобы отвечать на вопросы, а в том, чтобы их ставить, и в то же время предоставить учащимся метод (правила или границы), в соответствии с которым вопросы должны обсуждаться. «Как и в математике, научив их языку, — сказал Заяц, — мы можем предоставить им складывать».

Таким образом, несмотря на то, что в этике никогда не может быть единого мнения о «правильном ответе», это не является непреодолимым препятствием. В конечном счете, все специалисты по светской этике занимаются одной и той же задачей: рассуждать и размышлять о наших интуитивных представлениях, принципах и ценностях. Это то, что должно включать в себя преподавание этики в школах. Светская этика заключается в том, чтобы побуждать учащихся аргументировать свои взгляды и опровергать доводы других, не прибегая к ошибочным аргументам или заблуждениям.

 

Почему мы должны учить этике?

После того, как мы закончим школу, мало кому из нас когда-нибудь понадобится решать еще одно квадратное уравнение или вспоминать тонкости клеточной биологии. Но мы все столкнемся с моральными решениями. Мы сталкиваемся с этими решениями каждый день. Большую часть времени мы не думаем об этом, но этика повсюду; в продуктах, которые мы покупаем, карьере, которую мы выбираем, и в том, как мы взаимодействуем с другими. Первая причина преподавания этики — помочь нам задуматься о моральных аспектах решений, которые мы принимаем.

Вторая причина преподавания этики заключается в том, что моральные решения сложны и часто будут одними из самых важных решений в нашей жизни. При их изготовлении мы будем почти полностью зависеть от наших собственных возможностей. Мы не можем избежать конечной ответственности за их создание, и даже когда мы можем обратиться за советом к тем, кому доверяем, мы можем получить противоположный совет.

Наконец, существует общественный интерес к преподаванию этики. Способность рассуждать нравственно является фундаментальным требованием хорошего гражданина и аспектом «гражданского образования» в широком понимании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *