cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Русский язык 4 класс 1 четверть диктант планета знаний – Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК «Планета Знаний»

Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК «Планета Знаний»

Контрольный диктант по теме «Соблюдаем произносительные нормы и правила» ( входной).

Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Ее мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошел сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.

     Но скоро небо прояснилось. Засияло яркое солнце. С деревьев еще падали дождевые капли. Душистой смолою и березовыми почками запахло в лесу. Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса.

   Грамматические задания.

1.Разобрать по членам предложения и частям речи предложение.

Раздался оглушительный гром.

2. Выполнить фонетический разбор слова солнце.

3. Разобрать по составу слова лесные, почернело.

Проверочная работа по правильной записи «сплошного текста».

Пришла поздняя осень стало в лесу скучно и холодно стали собираться птицы к отлету в теплые страны кружат над  болотом журавли прощаются они на всю зиму с милой зеленой родиной слышится зайчатам , будто это с ними прощаются журавли:

-Прощайте, прощайте, бедные листопаднички.

Грамматические задания.

1.Подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи в 1, 3, 4 предложениях.

2.Написать кого автор  называет листопадничками.

3.Сделать фонетический разбор слова скучно.

Свободный диктант по теме «В устной речи интонация, а письменной …пунктуация».

Весной и летом ёлочки не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

И каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звёзды. Ивы засыпают бронзовые рыбками.

И стоит ёлочка счастливая, нарядная и разноцветная.

Озаглавь текст. Какой заголовок точнее отражает содержание всего текста? Выбери: « В осеннем лесу», «Подарки», «Ёлочка», «В день рождения ёлочки». Можешь дать свой заголовок.

Контрольный диктант по теме «Формы изменения и правописания глаголов».

Картофель

      Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.

      Свари картошку в соленой воде. Разомни ее и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.

      Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетитом!

     Запомни! Зеленый клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая.

Грамматические задания.

1.Синтаксический разбор предложения.

Лесные жители почувствовали опасность.

2.Морфологический разбор слова опасность.

3.Фонетический разбор слова елка.

Свободный диктант по теме «Анализируем и строим предложения».

       

Прочитай текст. Передай кратко его содержание по абзацам (свободный диктант)

Бывало, лежишь в ночном у костра, мечтаешь. Вдруг видишь, что стоит у костра старичок. А посмотришь внимательно – вовсе это не старичок, а обгоревший пень.

На опушке леса притаилась старушка. Смотрит, как костёр догорает. А на самом деле это только дерево.

Родная природа была моим первым учителем. Почти всех героев моих деревянных скульптур я позаимствовал у леса.

     

Списывание текста.

                                      Божья коровка.

Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?

При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.

Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.

                    Во втором предложении:

Покажите графическую связь членов предложения;

Укажи лицо и спряжение глагола;

Укажи падеж имён существительных.

Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.

Контрольный диктант по теме «Развертываем и распространяем мысли».

Ежи

      У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапками роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.

     Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Еж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Еж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.

     Весной под крыльцом обнаружили старого ежа. Куда девались остальные? Наверное, они переселились. И только старый еж не захотел покинуть наш дом.

Грамматические задания.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.

2.Составить схему четвертого предложения.

3.Выписать  3 глагола  2 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.

Осложненное списывание текста.

    Вылез из-под коры Жук с предлинными усами, закрутил головой. Тоненький писк послышался. А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел на лужок.

    Вокруг цветка на лужку кружит. Жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит.

Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имен существительных».

Озеро

   В тайге раскинулось озеро Таглей. Горы цепью протянулись вдоль его живописных берегов. Подует с востока ветер-и на зеркальной глади озера появляются волны. Густые туманы закрывают горизонт. С криком уносятся стаи гусей и уток. В такую погоду рыбаки спешат к берегу. На южных склонах видны цветистые ковры брусники. Мрачные, темные леса растут на северных склонах долины Таглея. По берегу тянутся заросли кустарников малины, смородины. Почва покрыта мягкими подушками мхов.

Грамматические задания.

1.Синтаксический разбор предложения.

С криком уносятся стаи гусей и уток.

2.Морфологический разбор слова (с) криком.

3. Фонетический разбор слова якорь.

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

Хвойный лес

    Почему Россию называют страной лесов? Здесь бескрайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них растут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.

     Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки.

     Солнце золотит их своими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга, а в ельнике-тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки.

Грамматические задания.

1.Ситаксический разбор предложения.

С веток свисают длинные шишки.

2.Морфологический разбор слова (с)веток.

3.Фонетический разбор слова солнце.

Контрольный диктант по теме «Части речи, их форма и правописание».

Весна идет

    Светает. Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели. Снег потемнел. На лесной опушке показались рыжие проталины. Это апрельские веснушки. С каждым днем их становится все больше.

    Оживает лес. Вылезают из зимней норки зверьки. Лапка за лапкой вьются их следы на снегу. Стали слышны радостные голоса птиц. Вот пролетели клесты, снегири, зяблики. Маленькая птичка скачет от ветки к ветке. Не боится она теперь холодов. На сосне заработал дятел. Он оповещает лесных жителей о приходе весны.

Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Маленькая птичка скачет от ветки к ветке.

  1. Морфологический разбор слова скачет.
  2. Морфемный разбор слова заработал.
  3. Фонетический разбор слова дятел.

Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст.»

Земля в цвету

     Весна одарила месяц май волшебной силой. Он оживляет природу, торопит ее к новой жизни. По его радостному зову меняется все вокруг. Спешат домой птицы из дальней зимовки. С раннего утра до позднего вечера не смолкают голоса. Земля наряжается в цветастый наряд. Поля, луга и леса чаруют сочной свежестью. В бело-розовой дымке стоят сады. Цветут сливы, вишни. С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне. Май-самый нарядный и звонкий месяц года.

 Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения.

С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне.

  1. Выписать из текста предложение с однородными  сказуемыми. Составить схему предложения.
  2. Выписать из текста или придумать  по два глагола 1 и 2 спряжения.

Итоговый контрольный  диктант .

Весна в лесу

Молодые осинки и стройные березки спускаются под горку к широкому лугу. Среди деревьев вьется тропинка. По ней мы идем в лес.

   Вот где чувствуешь настоящую весну! Ветви осин стали пушистыми от длинных сережек. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках.

  Лес еще не зазеленел, стоит прозрачный и свежий. Но птицы уже начали свои весенние переклички. А как чудесно пахнет прелыми листьями, горьковатой свежестью почек! Скоро почки лопнут. Лес покроет нежная зеленая дымка. На душе станет так радостно!

 Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Лес покроет нежная зеленая дымка.

  1. Морфологический разбор слова лес.
  2. Фонетический разбор слова  листья.

Контрольное изложение.

     Наши знакомые поехали отдыхать на юг на автомашине «Жигули». Дети уговорили отца взять с собой кота Чапу.

     В городе Вольске переночевали. Встали рано утром, быстро собрались и выехали из города. Отъехали почти сто метров и тут спохватились: в машине не было Чапы.

    Вернулись в Вольск, но кота не нашли.

    Кончился отпуск. Семья приехала в родной поселок. Дни шли за днями.  И вдруг у дверей квартиры послышалось мяуканье.

     Это вернулся четвероногий турист!

   Как он за тысячи километров отыскал свой дом – остается загадкой.

  1. Озаглавь историю, составь план текста.
  2. Восстанови содержание текста ( с закрытой книгой).
  3. Проверь написанное.

Комплексная проверочная работа.

 Российское название праздника – День славянской письменности и культуры. Отмечается он 24 мая, в день памяти братьев – просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они изучали особенности славянской речи и на основе греческого алфавита создали свой вариант славянской азбуки.

      В азбуке оказалось на 14 букв больше, чем в греческом алфавите, так как по звучанию славянская речь оказалась богаче. Диковинными для греческого слуха казались звуки (б), (з), (ж), (г), (ш), (щ). С годами упрощалась графика, чтобы облегчить книгопечатание. На славянский язык братья переводили священные греческие книги.

     Через несколько столетий славяне на «языке словенском» стали создавать собственные книги. Шесть долгих столетий , вплоть до 15 века, только три языка – славянский, греческий и латинский – были приняты в мире как главные языки межнационального общения.

  1. Прочитай текст. О чем этот текст? Отметь номер ответа.

1)о создателях славянской азбуки

2)о создании славянской азбуки

3)об особенностях русского языка

4)о рождении письменности на Руси

2.Почему День славянской письменности отмечается 24 мая? Ответь одними предложением.

3.Кто является создателем письменности на Руси? Дай письменный ответ, включающий описание первой азбуки ( спиши).

4.Как ты понимаешь слова автора о том, что грекам «диковинными казались звуки славянской речи?

1)греки записывали  эти звуки другими буквами;

2)они впервые слышали славянскую речь;

3)звуки были необычны, их не было в греческой речи;

4)в славянской азбуке букв было больше.

5.Какие из согласных звуков, указанных в тексте являются парными по твердости и мягкости? Запиши их парами.

6.Сколько букв было в греческом алфавите, если в славянской азбуке было 43 буквы? Составь равенство, используя данные из текста, и реши его.

7.Укажи первые письменные источники Древней Руси, которые появились благодаря азбуке Кирилла и Мефодия.

1)газеты                                        2)былины

3)летописи                                   4)грамоты

8.Что о развитии русского языка тебе напоминает таблица? Распредели слова по группам и впиши их в таблицу.

Русский язык

Старорусский (полногласие)

Старославянский (неполногласие)

9.В 2014 году будет праздноваться 550 лет с момента печати первой книги на славянском языке. В каком году она была напечатана?

10.Найди в 1 части текста предложение с однородными сказуемыми. Впиши порядковый номер этого предложения, начерти схему главных членов и укажи в ней части речи.

11.Найди в тексте и выпиши по 2 -3 слова на каждую орфограмму.

Двойные согласные;

Безударные гласные в окончании;

Ь-показатель мягкости.

Дополнительная часть.

12.Выполни морфологический разбор слов из второго  предложения текста. Используй памятку учебника.

Отмечается—

Памяти—

13.По памяти восстанови последовательность текста (пронумеруй). Затем проверь, соотнося с текстом.

-Главные языки межнационального общения.

-Первая славянская азбука.

-день славянской письменности и культуры.

-Книги на славянском языке.

14.Почему словосочетание «на языке словенском» автор дает в кавычках?

1)это название языка;

2)использовано в переносном значении;

3)взято из древних источников.

15.Найди в тексте часть, в которой сравнивается славянская и греческая речь. Используй эту информацию и слова – антонимы, заполни таблицу.

речь

греческая

славянская

фонетика

богаче

графика

16.Начиная с какого века и по какой , славянский язык, наравне с греческим и латинским, являлся межнациональным языком? Запиши (для вычислений используй информацию текста).

17Какие годы относятся к периоду с начала 12 века по конец 14 века? Обведи номера ответов. Укажи стрелками события, произошедшие в это время в Древней руси.

1242 г.       Куликовская битва

1380 г.       Ледовое побоище

1462 г.        Венчание на царство Ивана Грозного

1547 г.        Московским князем стал Иван 3

18.Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку в давние времена. Как ты думаешь, почему русский народ отмечает это событие в наше время?              

   

     

     

nsportal.ru

Контрольно-измерительный материал по русскому языку 4 класс «Планета Знаний»

1. Контрольный (входной) диктант.

Пришла осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они теперь редко выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Задания.

1. В 3 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.

2. Выписать из первой части слова , соответствующие схеме: ͡ ^ □

2. Контрольный диктант по теме

« В устной речи интонация, в письменной пунктуация»

Снегири.

Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево. Вежливо уступают самкам лучшие гроздья рябины.

Весной снегири будут уже далеко на севере. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. Поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные. Можно ли считать снегирей перелетными птицами? Почему они прилетают к нам не весной, как все птицы, а зимой?

3. Контрольный диктант по теме

«Спряжение глаголов»

Летнее утро.

Кто из нас не любит природу?

Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!

А вот и яркое солнце показалось. Окрестность наполняется веселым щебетанием птиц. Золотом отливает поспевающая рожь.

По узкой тропинке идешь к речке купаться. Песок на берегу еще холодный . Стоишь и с удовольствием вдыхаешь чистый свежий речной воздух. Чудесное летнее утро!

Задания.

1. Из первой части выписать глаголы, определить спряжение, род и число.

2. Разобрать по составу слова идешь, холодный.

4. Контрольный диктант по теме

«Правописание личных окончаний глаголов».

Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождем сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда. Певчие перелетные птицы торопливо пробираются рощами и перелесками. Им уже становится голодно.

Не жалуются на голод только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья рябины.

В оголенном лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. Все зверье готовится к морозной зиме. Кто гнезда утепляет, кто норы поглубже роет, кто в дальние страны улетает.

Задания.

  1. В первой части текст подчеркнуть глаголы, указать время глаголов.

  2. Второе предложение из второй части разобрать по членам предложения, указать части речи.

5. Контрольный диктант по теме

«Однородные члены предложения»

Зима.

Зимы в городе долго не было. Но вот выпал снег. Льдом покрылась река. Деревья надели снеговые шапки. Спрятались в варежки колкие лапки елей. На березке и рябине белое красивое покрывало.

Ходит зима по горам, по долинам, по полям. Голодный волк вышел из леса. Постоял он на поляне и направился в деревню. Из норы вылезла лиса и побежала в поле, заметая хвостом след. Прыгнула белка с ели на ель, и посыпались хлопья пушистого снега. В лесу идет скрытая от людей жизнь.

Задания.

1.Два подчеркнутых предложения разберите по членам предложения, укажите части речи, составьте схемы.

6. Диктант по теме

«Правописание окончаний в разных формах частей речи»

Русский лес.

Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез часто покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки красуются на опушке леса. Они мечтают о теплой погоде. Свежий ветерок весело бежит от березки к осинке. В необъятном небе купаются и дрожат вершины деревьев. К грустной ели подлетели птицы. Ветки закачались. В воздухе пахнет душистой смолой. У ручья красуется ива, а под ее золотистым пушком жужжат пчелы. Ты идешь и видишь, что расцветает ландыш в лесу и кивает колокольчиками из-за куста. Скоро все зазеленеет. Красота!

Примечание. Выделенные орфограммы учитель объясняет.

Задание.

  1. 3 и 4 предложения разобрать по членам предложения. Указать части речи.

  2. Разобрать слова по составу: осинки, молоденькие, березки

  3. Во втором предложении определить падеж имен существительных.

7. Контрольный диктант по теме

«Правописание безударных окончаний имен существительных.

Березка.

На полянке росла кудрявая березка. У березки белый ствол. За это ее называют белоствольной.

Все лето ветер играл листьями березки. Птицы садились на ее ветви. Всем радостно было слушать их ласковые песни. В солнечные дни дети играли под березкой.

Вот и осень объявила о своем приходе. На деревьях пожелтели листья. Около березки на земле появился осенний золотой ковер. Стаи перелетных птиц отдыхали на березке перед отлетом в чужие края.

Задания.

  1. Определить падеж имени существительного березка во всем тексте.

  2. Первое предложение в каждой части разобрать по членам предложения. Указать части речи.

  3. Разобрать по составу слова: березка, перелетные, осенний.

8. Контрольный диктант по теме

«Правописание падежных форм склоняемых частей речи»

Зимой.

Стояла зима. Трещали лютые морозы. Дули холодные ветры. Мела яростная поземка. Сосны и ели надели снеговые шубки. Березки и тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Робкий луч зимнего солнца по утрам редко освещал их верхушки. Деревья погрузились в глубокий сон. Тихо в лесу.

Но вот с опушки ветер донес барабанную дробь дятла. В норе под старой сосной спряталась лисица. В густой чаще в теплом гнезде грызет орешки белочка. Съежились пушистые синички и воробьи. Птички ждут помощи от людей. Голодно и холодно им зимой.

Задания.

  1. В 6 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.

  2. Во 7 предложении определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания.

  3. Выписать из текста слова , соответствующие схеме: ͡ ^ □

9. Контрольный диктант по теме

«Части речи и их работа в тексте»

Берегите красоту!

Наступает радостная весна. Потоки яркого света заливают лесные полянки. Высоко в небе застыли легкие облака.

Как хороши весной березовые рощи! На деревьях набухают смолистые почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком. Весенний воздух чист. Слышна веселая песенка голосистого дрозда. От ветки к ветке перелетают синицы.

Проходят дни. Входишь в березовую рощу и чувствуешь свежее дыхание весны. Нежной листвой пахнет в роще. Зеленая дымка покрывает лужайки. На нежной зелени играет луч солнца.

Береги и храни эту красоту!

Задания.

1. В первом абзаце подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.

10. Итоговый контрольный диктант за год.

Березовая роща.

Из всех деревьев русского леса милее всех мне кудрявая березка. Хороши и чисты светлые березовые рощи!
Весной ковром цветут под березами голубые и белые подснежники.

В летние знойные дни пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Много певчих птиц прилетает в березовую рощу. С раннего утра поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. С ветку на ветку перелетают шустрые синички. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Светлые зайчики играют на белых стволах берез. Над вершинами деревьев по голубому небу плывут легкие облака.

Задания.

1. Разобрать слова по составу: прогулка, русского, голосистые.

2. В последнем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи, сделать схему.

3. Выписать 5 слов с орфограммами, подобрать проверочные слова.

infourok.ru

Контрольные диктанты. — Начальные классы

Контрольные диктанты 4 класс УМК «Планета Знаний»

1 четверть

Повторение тем: «Состав слова», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «разделительный ъ»

Поход.

В субботу наш класс ходил в поход. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал лёгкий ветерок.

Впереди овраг. Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Все встретились на опушке леса.

Но вот низкие тучи закрыли небо. Полетели первые снежинки. Потом снег пошёл хлопьями. Быстро заметало дорожки и тропинки. Мы поспешили домой.

Пришла осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

2 четверть

Тема: «Однородные члены»

Грустный вид.

Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине, берёзе. Ветер несёт их к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла, опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса.

Птицам к зиме.

Стаи птиц потянулись на юг. Но многие птицы остались зимовать. Синицы, поползни, дятлы не боятся холода. Им страшен голод. Зимой много птиц погибает. А ведь их можно спасти. Развесь кормушки. Птицы быстро найдут их и станут прилетать. Память у птиц хорошая. Для корма собирают семена арбузов, дынь, тыквы. Синицы, поползни съедают их охотно. Они выдалбливают дырочку в кожуре и достают вкусные зёрна.

Друзья.

Володя и Ася учились в одном классе. Володя рос сильным и здоровым мальчуганом. Ася часто болела. Володя помогал ей готовить уроки. Однажды Ася поранила ногу гвоздём. Нога посинела, распухла. Девочка не могла ходить в школу. Володя стал привозить Асю в школу и отвозить домой на саночках. Санки легко скользили по гладкой дорожке. Сначала ребята смеялись над ними. А потом перестали.

Вскоре Ася поправилась.

3 четверть

Тема: «Безударные падежные окончания имён существительных»

Ёлка

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями.

Зимой в лесу.

Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

Помогли аисту.

Около деревни аисты устроили на дереве гнездо. В гнезде вывелись птенцы. Однажды люди узнали о гибели одного аиста. Птенцы всё время просили есть. Аисту было трудно прокормить их.

Шли с речки ребята. Один мальчик снял со связки рыбу и протянул на шесте птенцам. Аистята испугались, попрятались. Вдруг один птенец схватил рыбку и съел. Ребята стали помогать аисту кормить птенцов. Каждый день они ловили в речке рыбу для аистят.

4 четверть

Тема: «Части речи и их работа в предложении»

Избушка.

Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу чудесной реки Вишеры. Вековые пихты и ели охраняли её. В тёмном окне блеснул луч солнца. На крыше сидел коршун. Он плаксиво закричал и перелетел на верхушку ели. Мы вошли в избушку. Тишина. На столике у окна стояла банка сгущёнки. Геологов не было дома. Они целый месяц работали в тайге. В избушке мы прожили три дня. Здесь мы оставили чай, сахар, сухари, крупу. Таков закон тайги – делиться с друзьями своими запасами.

Черёмуха.

На черёмухе сидела стайка птиц. Черёмуха отцветала. Чудный запах разливался по всему весеннему лесу. Гудел тяжёлый шмель. У старого пня горкой возвышался муравейник. Его жители бегали туда и сюда. Всем миром тащили хвоинки. От муравейника пахнуло зноем. Мы вышли к поляне. Цвёл шиповник. Пчёлы и шмели жужжали особенно озабоченно. Мы шли дальше по тропинке. Лес становился темнее. Гибкие ветки больно били по лицу. Мы оборонялись от них руками. Громко застрекотала сорока. Она быстро слетела с вершины ёлки. Пора и домой!

Берегите воду.

Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперёд. Со всех сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.

Вода несёт жизнь людям, растениям, птицам, животным. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду!

multiurok.ru

КИМ-ы по русскому языку, УМК «Планета знаний», 4 класс

Кимы по русскому языку, 4 класс, УМК «Планета знаний»

Контрольный диктант «Березовая роща»

Из всех деревьев русского леса милее всего мне кудрявая берёзка хороши и чисты     светлые берёзовые рощи

 Много певчих птиц прилетает в берёзовую рощу грустно было бы жить без пернатых с раннего утра стучит дятел, поют голосистые дрозды, кукуют кукушки с ветки на ветку перелетают шустрые синички сквозь густую листву прорывается луч солнца солнечные зайчики играют на белых стволах берёз над вершинами деревьев плывут лёгкие облака.

Грамматические задания.

1-й вариант – выполните разбор последнего предложения по членам предложения. Укажите формы падежа и числа имен существительных в этом предложении.

2-й вариант — выполните разбор восьмого предложения по членам предложения. Укажите формы падежа и числа имен существительных в этом предложении.

Тест по теме «личные окончания глаголов, их правописание»

Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы.

мечтаем — I

мечта…шь

вид…те

подкорм…м

сажа…шь

влета…те

кол…м

молот…шь

увид…те

проветр…м

наряд…шь

молв…те

рыбач…м

куса…шь

угон…те

щипа…м

слыш…шь

наступа…те

напада…м

среж…шь

обеща…те

посмотр…м

скос…шь

окружа…те

нюха…м

мёрзн…шь

высуш…те

помеша…м

посмотр…шь

мёрзн…те

держ…м

ката…шь

обеща…те

плат…м

леч…шь

посад…те

посад…м

изменя…шь

вид…те

прочита…м

помеша…шь

наброс…те

измен…м

пада…шь

погада…те

наблюда…м

исправ…шь

смотр…те

слыш…м

встреча…шь

плат…те

светле…м

прочита…шь

мелька…те

помеша…м

рыбач…шь

помеша…те

погада…м

запута…шь

обманыва…те

распиш…м

равня…шь

размеша…те

прав…м

се…шь

завис…те

сдерж…м

свяж…шь

зиму…те

обид…м

погас…шь

закопа…те

окружа…м

распиш…шь

ката…те

рыда…м

прогон…шь

ненавид…те

строга…м

усмотр…шь

верт…те

слома…м

рису…шь

встрет…те

люб…м

дикту…шь

погас…те

высуш…м

готов…шь

рису…те

завис…м

зажмур…шь

держ…те

рису…м

помасл…шь

расшива…те

пожела…м

терп…шь

рассуд…те

марину…м

утира…шь

разруш…те

голода…м

груз…шь

став…те

закле…м

запуга…шь

серд…те

гон…м

наступа…шь

посмотр…те

угоща…м

руб…шь

груз…те

барабан…м

ненавид…шь

чист…те

вян…м

добре…шь

завис…те

зева…м

залива…шь

трат…те

серд…м

заверт…шь

куса…те

помасл…м

улучша…шь

распиш…те

увид…м

загон…шь

держ…те

Контрльный диктант «Картофель»

Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.

Свари картошку в солёной воде. Разомни её и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.

Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетитом!

Запомни! Зелёный клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая.(69с)

Грамматические задания.

1-й вариант: 1) выписать по 2 глагола 1 спр., указать форму лица и числа; 2) выполнить синтаксический разбор предложения 7.

www.prodlenka.org

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольные диктанты для 4 класса

МКОУ « 2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»

Контрольные диктанты

в 4 классе

( по полугодиям)

                                                                             

                                                                             Составила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             Булавинова С.В.

2015 – 2016 учебный год

Входной диктант

Наш лес.

           Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лег на ветки ели и яблони. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесенные человеком. Ожоги от туристических костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите лес!

Слова для справок: нанесенные, ожоги.

Примечание: учитель предупреждает о постановке запятых.

Грамматическое задание.

  1. Подобрать и записать проверочные слова.

1 вариант: частица, сказка, светило, звонок;

2 вариант: встречал, гвоздики, ложка, глазок.

Все ли слова нужно проверять? Попробуй доказать или привести пример, доказывающий твою мысль.

  1. Указать в предложении части речи.

1 вариант: 6 предложение;

2 вариант: 7 предложение.

Контрольный диктант за I полугодие

В зимнюю стужу.

          В тумане встает холодное тусклое солнце. Спит зимний лес. Все живое замерзло от стужи. Только иногда потрескивают от мороза деревья.

         Я подхожу к лесной поляне. За поляной идет густой старый ельник. На деревьях висят крупные шишки. Под их тяжестью сосны склонили концы ветвей. Кругом тихо. Зимой не слышно пение птиц. Многие улетели на юг. Вдруг словно веселый ветерок прошумел над застывшим лесом. Это пронеслась над поляной стайка дроздов.

Грамматическое задание.

  1. Сделать фонетический разбор.

1 вариант: вьюга;

2 вариант: поют.

  1. Разобрать слова по составу.

1 вариант : плотина, поляне;

2 вариант: земляника, ветерок.

  1. В последнем предложении указать падеж существительных.

Контрольный диктант за II полугодие

Цветет черемуха.

            Под лучами майского солнышка все быстро растет. Отцвели легкие белые подснежники. В лугах развернулся пестрый ковер из трав и листьев. Налились на черемухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева.

            Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замерз и лег инеем на землю Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Слова для справок: аромат, замер, боятся.

Грамматическое задание.

  1. Запиши словосочетания. Подчеркни в словах те буквы, которые требуют проверки, подбери проверочные слова.

1 вариант: поздним вечером, защищать страну;

2 вариант: в зелени березки, смотреть в сторону.

  1. Проспрягать глагол в настоящем времени.

1 вариант: помогать;

2 вариант: готовить.

  1. Сделать синтаксический разбор предложения.

1 вариант: 2 предложение;

2 вариант: 5 предложение.

nsportal.ru

План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему: Итоговый контрольный диктант 4 класс

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа ХХI века).

Тема: Контрольный диктант.

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цели:

— проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

— проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия:

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания.

Коммуникативные: грамотно оформляют свою письменную речь.

Ход урока:

I.Орг.момент.

Организация рабочей обстановки.

Приветствие учащихся.

Самоопределение к деятельности.

Я тетрадь свою открою, 
Под наклоном положу, 
И от вас, друзья, не скрою, 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

На уроке не спешу, 
Аккуратно я пишу, 
Чтоб учитель мне в тетрадь. 
За урок поставил «5».

II.Написание контрольного диктанта.

1.Подготовка к написанию диктанта.

Сообщение учителя о содержании урока.

Вводная беседа:

— Какие умения нужно будет проверить при написании диктанта в связи с изученными темами?

— Для чего нужно писать диктанты, какие универсальные умения развиваются при выполнении этой работы?

2. Знакомство с текстом диктанта 

Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание.

  1. Написание текста диктанта

Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца.

         4. Физкультминутка

         5. Самопроверка.

Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.

Зимой.

Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На снегу видны следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал падать хлопьями снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.

         6.Грамматические задания:

(Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске)

I вариант: пятое предложение разобрать по членам и частям речи

II вариант: шестое предложение разобрать по членам и частям речи

Разобрать слова по составу:

I вариант II вариант

длинные белочка

цветочки вековые

Выпишите четыре имени существительных в единственном числе ,укажите род,склонение и падеж.

6.  Рефлексия.

Диктанту нашему конец, 
Кто не ошибся – молодец!

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким образом?

— Оцените свою работу на уроке.

7.  Домашнее задание.

Повторить правописание изученных орфограмм.

nsportal.ru

Контрольный тест по русскому языку за 1 полугодие 4 класс «УМК Планета знаний»

Контрольный тест по русскому языку за 1 полугодие 4 класс

«УМК Планета знаний»

Фамилия, имя____________________________________________учени___4 класса__

вариант 1.

Дата выполнения работы______________

Часть 1

1. В каком слове буква ё обозначает один звук?

1) ёлка 2) лёд 3) подъём 4) бельё

2.В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [з], [ф] 2) [б], [с] 3) [п], [к] 4) [г], [д]

3. Какое слово нельзя перенести?

1) лодка 2) маяк 3) гость 4) парус

4. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

1) работа, трудиться

2) моряк, морской

3) смелый, храбрый

4) лето, летать

5. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) Сильный ураган повалил липу.

2) Она перегородила дорогу.

3) Цветы липы пахли мёдом.

4) Над цветами жужжали пчёлы.

6. Укажи главные члены предложения.

Первые скворцы славят раннюю весну.

1) первые скворцы

2) скворцы славят

3) славят весну

4) раннюю весну

7.Глагол

смотреть употреблен

1) в настоящем времени

2) в будущем времени

3) в прошедшем времени

4) в неопределённой форме

8. Найди глагол первого спряжения

1) думаешь

2) клеить

3) спешили

4) брить

9.У какого глагола спряжение не определяется по неопределенной форме?

1. сверкать

2. стоять

3. прибавить

4. прибавлять

10. Зачеркните в скобках ненужную букву

1) а(в, ф)тобус, 2) тра(н, м)вай, 3) а(п, пп)етит, 4) тролл(е, ей)бус

11.В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?

1) чес…ный 2) небес…ный

3)извес…ный 4)чудес..ный

12. Найдите ошибку.

1. хорош

2. полноч

3. рожь

4. даешь

13. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) счаст…е, об…явление

2) в…ёт, с.едобный

3) мурав…и, ш…ёт

4) об…единение, в…юга

14. В каком повествовательном предложении есть однородные сказуемые?

1. День был солнечный и теплый

2. Дождь стучал по крыше и просился в дом

3. Почему сегодня солнце светит, но совсем не греет

4. Как Тузик прыгал, весело резвился в лесу

15. Найдите слово, в котором отсутствует приставка

1)покупка, 2)полянка, 3)покрывало,3) погасить

В. Часть 2

16. Расставьте перед каждым предложением цифры так, чтобы получилась сказка.

___ Ночью собака лает, дом охраняет.

___ С тех пор собака и человек живут вместе.

___ Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы.

___ Предложила собака человеку жить вместе.

___ А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

Какой это текст? 1)повествование, 2) описание, 3) рассуждение.

17.Прочитай текст и выполни задания

(1) Дедушка ходит по саду и, качая г..л…вой, осматрива…т груш… и яблони.

(2) Сучковатыми пальцами старик ощ….пывает ствол яблони и что-то шепчет ей.

(3) Дедушка опускается на колени, прикладывает ухо к ств…лу дерева и слушает то, что слышно ему одному.

(4) Потом он поднимается, отряхива…т колени от земли и говорит тихо, словно боится, что яблоня его услышит:

(5) – Я не ругаю это дерево, нынче оно принесёт много плодов! (По С. Романовскому)

Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Яблоня

2) Урожай

3) Дедушка

4) Разговор с яблоней

18. В каком предложении содержится слово со значением «участок земли,

засаженный деревьями, кустами, цветами»?

1) в предложении 1

2) в предложении 3

3) в предложении 4

4) в предложении 5

19 . О чём беспокоился дедушка?

1) о том, что яблоня не зацветёт

2) о том, что яблоня засохнет

3) о том, что яблоня останется бесплодной

4) о том, что яблоня замёрзнет

Выпиши слова с пропусками, вставляя нужные буквы.

Найди и выпиши все глаголы настоящего времени

Найди и выпиши одно предложение с однородными членами.

Выпиши из текста глаголы 1 спряжения

Из 1 предложения выпиши одно словосочетание к схеме: Гл. + предл. + сущ.

Спиши предложение № 3 и укажи в нём все части речи.

Найди и выпиши глаголы, который отвечает на вопрос

что делает ?

С. Составь на основе этого рассказа текст из 3-4 предложений

Контрольный тест по русскому языку за 1 полугодие 4 класс

«УМК Планета знаний»

Фамилия, имя____________________________________________учени___4 класса__

вариант 2.

Дата выполнения работы______________

1. В каком слове буква ё обозначает один звук?

1) ёлка 2) мёд 3) подъём 4) ружьё

2. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [д], [с] 2) [к], [т] 3) [в], [г] 4) [б], ф]

3. Какое слово нельзя перенести?

1) грусть 2) лавка 3) поезд 4) месяц

4. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

1) верный, надёжный

2) смелость, смелый

3) столб, столовый

4) моряк, вода

5. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) В лесу отбивает дробь дятел.

2) Резкий ветер разносит семена деревьев.

3) Он срывает осенние листья.

4) Стаями улетают на юг птицы

6. Укажи главные члены предложения.

В поле зазеленела молодая рожь.

1) в поле зазеленела

2) молодая рожь

3) зазеленела рожь

4) в поле рож

7.Глагол думает употреблен

1) в настоящем времени

2) в будущем времени

3) в прошедшем времени

4) в неопределённой форме

8. Найди глагол второго спряжения

1) держать

2) клеить

3) спешили

4) брить

9. У какого глагола спряжение не определяется по неопределенной форме?

1. решать

2. писать

3. спать

4. читать

10. Зачеркните в скобках не нужную букву

1)а(в, ф)томобиль, 2)а(л, лл)ея, 3)се(в, г)одня, 4) н(др, р)равиться

11.В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?

1)вкус…ный, 2) лес…ница, 3) поз…ний, 4) извёс…ка

12. Найдите ошибку.

1. прилечь

2. дочь

3. играеш

4. луч

13. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) крыл…я, об…ехать

2) ненаст…е, пол…ёт

3) раз…езд, сем…я

4) с…ёжился, ш…ём

14. В каком повествовательном предложении есть однородные подлежащие?

1) Как там оказались собака и кошка

2) Как уютно спрятались под елью боровик и мухомор нарядный

3) Журавли потянулись на юг и крикливые гуси

4) Утро было сырое и прохладное

15. Найдите слово, в котором отсутствует суффикс

1)мышка, 2) ложка, 3) чашка, 4) пушка

В. Часть

16. Расставьте перед каждым предложением цифры так, чтобы получилась рассказ.

___ За лето они подросли и оказались все петушками.

___ Стоило мне поймать рыбку, они срывали ее с крючка.

___ Весной подарили нам целый выводок цыплят.

___ Когда я уходил на рыбалку, они бежали за мной до самой речки.

___ А если я зазевался, склевывали и моих червей в банке.

Какой это текст? 1)повествование, 2) описание, 3) рассуждение.

17 Прочитай текст и выполни задания

(1) Что-то камушком упало с дерева, и мы увидели в снегу маленький,

взъерошенный к…мочек сероватого цвета. (2) – В..р..бей, – сказал я, – замёрзн…т.

(3) Тимошка «скорой помощью» бросился к птичке, бережно полож…л

её на ладонь, прикрыл другой ладошкой. (4) Воробей еле дышал, и тогда Тимошка опустил его в свою меховую рукавицу. (5) Птич..ка там вполне уместил…сь и начала отогреваться.

Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста

1) Тимошка

2) Замёрзшая птичка

3) Рукавица

4) «Скорая помощь» для птички

18.В каком предложении содержится слово со значением «заботливо, осторожно»?

1) в предложении 2

2) в предложении 3

3) в предложении 4

4) в предложении

19 Какая рукавица была у Тимошки?

1) кожаная

2) вязаная

3) меховая

4) пуховая

20.Выпиши слова с пропусками, вставляя нужные буквы.

21Найди и выпиши все глаголы прошедшего времени

22.Найди и выпиши одно предложение с однородными членами.

23.Выпиши из текста глаголы 1 спряжения

24.Из 1 предложения выпиши одно словосочетание к схеме: Гл. + предл. + сущ.

25.Спиши предложение № 3 и укажи в нём все части речи.

26.Найди и выпиши глаголы, который отвечает на вопрос

что сделал ?

27.С. Составь на основе этого рассказа текст из 3-4 предложений

Ответы на задания теста и количество баллов.

1 вариант 2вариант

1.

2

2

1

2

4

3

1

3.

3

1

1

4

2

2

1

5

4

4

1

6.

2

3

1

7.

4

1

1

8.

1,4

2,3

2

9.

4

3

2

10

по 1б

11.

1,3

1

2

12

2

3

1

13

3

2

1

14

2

3

1

15

2

2,4

2

16

4,3,2,1,5 1)

3,1,4,2,5

1)

5

17

4

2

2

18

1

2

2

19

3

3

2

20-23 по 3балла

24-2б

25 ,26- 4б

27-5б

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *