Презентация христианство на руси и в россии 4 класс – Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Христианство на Руси и в России | скачать бесплатно
Презентация «Как пришло Христианство на Русь» для 4 класса
Описание слайда:Что значит эти заповеди? 1)Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнём], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 2)И не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. 3)Не делай себе богов литых. 4)Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. 5)Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. 6)Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. 7)И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году. 8)Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. 9)Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. 10)Не вари козлёнка в молоке матери его. И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
infourok.ru
Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Как христианство пришло на Русь.
Слайд 1
Как христианство пришло на Русь О сновы П равославной К ультуры Урок № 18Слайд 2
Владимиру не было и 12лет как он стал княжить в Новгороде, под опекой своего дяди воеводы Добрыни. «На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает». И поэтому Владимир все свое свободное время обучался боевым приемам.
Слайд 3
В результате княжеских междоусобиц Владимир в 980 году занял Киев. Первые 5 лет своего киевского княжения он провел в походах, лично руководя дружиной и объединяя Русь.
Слайд 4
Русь при святом Владимире 972-1015гг. При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять одно целое – русскую землю и называться русскими. Владимир стал полновластным правителем этого Древнерусского государства.
Слайд 5
Владимир строго соблюдал языческие законы и приносил богам щедрые дары.
Слайд 6
После одного из удачных военных походов Владимир дал добро и на принесение человеческих жертв. Киевляне — язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать его сына Иоанна в намеченную жертву идолам. Воин — христианин твердо заявил: «Один Бог сотворивший небо и землю… Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане – мученики были погребены под развалинами.
Слайд 7
Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя — воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян. Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин. Он был одним из лучших княжеских дружинников. Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю.
Слайд 8
Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.
Слайд 9
Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше». По их совету Владимир отправил послов в разные страны.
Слайд 10
Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая. «Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»
Слайд 11
Современный вид храма Святой Софии Стамбул. (Царьград, Константинополь). Храм Святой Софии. Внутренний вид. Стамбул. Турция
Слайд 12
Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга — бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».
Слайд 13
Владимир принимает решение креститься. Вместе с ним крестятся его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина. Крещение князя Владимира, фреска В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. XIX в.
Слайд 14
После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.
Слайд 15
В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения. «Те же, кто не придет — будут не любы мне» — сказал князь. В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира. «В этот день небо и земля ликовали» — говорит летописец.
Слайд 16
Крещение Руси, фреска В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. XIX в. «И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей». (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет»)
Слайд 17
Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви. Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.
Слайд 18
Народное предание и былины прозвали Владимира «ласковым князем», «красным солнышком земли русской».
Слайд 19
По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах. Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры. Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.
Слайд 20
Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя. Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем». На русском севере сильны были языческие верования. В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления. Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов.
Слайд 21
В Ростове третий епископ Леонтий, хотя язычники и его выгнали из города, поселившись за городом стал привлекать к себе детей, и учить их грамоте по христианским книгам. Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.
Слайд 22
Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей. Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных. Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.
Слайд 23
Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Служба велась на понятном славянском языке. Высокие призывы Евангелия (благой вести) быстро находили отклик в сердцах русских людей, народная память могла храниться не только в песнях и былинах, но и в летописях
Слайд 25
Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская своих детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых. Сын Владимира Ярослав Мудрый приказал при храмах открывать школы для простого народа. В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени.
Слайд 27
Иконы святого равноапостольного князя Владимира
Слайд 28
Памятники святому равноапостольному князю Владимиру
nsportal.ru
Презентация на тему Как христианство пришло на Русь (4 класс)
Слайд 1Как христианство пришло на Русь
Основы Православной Культуры
Урок № 18
Слайд 2Владимиру не было и 12лет как он стал княжить в Новгороде, под опекой своего дяди воеводы Добрыни.
«На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает». И поэтому Владимир все свое свободное время обучался боевым приемам.
Слайд 3В результате княжеских междоусобиц Владимир в 980 году занял Киев.
Первые 5 лет своего киевского княжения он провел в походах, лично руководя дружиной и объединяя Русь.
Слайд 4Русь при святом Владимире 972-1015гг.
При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять одно целое – русскую землю и называться русскими. Владимир стал полновластным правителем этого Древнерусского государства.
Владимир строго соблюдал языческие законы и приносил богам щедрые дары.
Слайд 6После одного из удачных военных походов Владимир дал добро и на принесение человеческих жертв. Киевляне — язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать его сына Иоанна в намеченную жертву идолам.
Воин — христианин твердо заявил: «Один Бог сотворивший небо и землю… Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане – мученики были погребены под развалинами.
Слайд 7Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя — воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян. Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин. Он был одним из лучших княжеских дружинников.
Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю.
Слайд 8Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.
Слайд 9Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше».
По их совету Владимир отправил послов в разные страны.
Слайд 10Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая. «Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»
Слайд 11Современный вид храма Святой Софии Стамбул. (Царьград, Константинополь).
Храм Святой Софии. Внутренний вид. Стамбул. Турция
Слайд 12Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга — бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».
Слайд 13Владимир принимает решение креститься. Вместе с ним крестятся его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина.
Крещение князя Владимира, фреска В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. XIX в.
Слайд 14После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.
Слайд 15В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения. «Те же, кто не придет — будут не любы мне» — сказал князь. В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира.
«В этот день небо и земля ликовали» — говорит летописец.
Слайд 16Крещение Руси, фреска В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. XIX в.
«И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей». (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет»)
Слайд 17Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви. Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.
Народное предание и былины прозвали Владимира «ласковым князем», «красным солнышком земли русской».
Слайд 19По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах. Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры. Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.
Слайд 20Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя. Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».
На русском севере сильны были языческие верования. В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления. Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов.
Слайд 21В Ростове третий епископ Леонтий, хотя язычники и его выгнали из города, поселившись за городом стал привлекать к себе детей, и учить их грамоте по христианским книгам.
Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.
Слайд 22Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей.
Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных. Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.
Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Служба велась на понятном славянском языке. Высокие призывы Евангелия (благой вести) быстро находили отклик в сердцах русских людей, народная память могла храниться не только в песнях и былинах, но и в летописях
Слайд 25Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская своих детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых. Сын Владимира Ярослав Мудрый приказал при храмах открывать школы для простого народа.
В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени.
Слайд 27Иконы святого равноапостольного князя Владимира
Слайд 28Памятники святому равноапостольному князю Владимиру
prezentacii.org
Презентация к уроку ОРКСЭ Православие » Как христианство пришло на Русь»
О сновы П равославной К ультуры
Как христианство пришло на Русь
Владимиру не было
и 12лет как он стал
княжить в Новгороде,
под опекой своего
дяди воеводы
Добрыни.
«На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне
сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает».
И поэтому Владимир все свое свободное время обучался
боевым приемам.
В результате княжеских междоусобиц Владимир
в 980 году занял Киев.
Первые 5 лет своего киевского княжения
он провел в походах, лично руководя дружиной
и объединяя Русь.
Русь при святом Владимире
972-1015гг.
При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять одно целое – русскую землю и называться русскими.
Владимир стал полновластным правителем этого Древнерусского государства.
Владимир строго
соблюдал языческие
законы и приносил
богам щедрые дары.
После одного из удачных военных походов Владимир дал добро и на принесение человеческих жертв.
Киевляне — язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать его сына Иоанна в намеченную жертву идолам.
Воин — христианин твердо заявил: «Один Бог сотворивший небо и землю… Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане – мученики были погребены под развалинами.
Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю.
Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя — воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян.
Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин.
Он был одним из лучших княжеских дружинников.
Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.
Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше».
По их совету Владимир отправил послов в разные страны.
Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая.
«Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»
Современный вид храма Святой Софии
Стамбул. (Царьград, Константинополь).
Храм Святой Софии.
Внутренний вид. Стамбул. Турция
Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга — бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».
Владимир принимает решение креститься.
Вместе с ним крестятся
его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина.
Крещение князя Владимира,
фреска В.М. Васнецова
во Владимирском соборе Киева. XIX в.
После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.
В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения.
«Те же, кто не придет — будут не любы мне» — сказал князь.
В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира.
«В этот день небо и земля ликовали» — говорит летописец.
«И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей». (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет»)
Крещение Руси,
фреска В.М. Васнецова
во Владимирском соборе Киева. XIX в.
Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви.
Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.
Народное предание и былины прозвали Владимира
«ласковым князем»,
«красным солнышком земли русской».
По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах.
Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры.
Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.
На русском севере сильны были
языческие верования.
В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления.
Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов.
Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя.
Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».
В Ростове третий епископ Леонтий, хотя язычники и его выгнали из города, поселившись за городом стал привлекать к себе детей, и учить их грамоте по христианским книгам.
Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.
Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей.
Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных.
Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.
Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Служба велась на понятном славянском языке. Высокие призывы Евангелия (благой вести) быстро находили отклик в сердцах русских людей, народная память могла храниться не только в песнях и былинах, но и в летописях
Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская своих детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых.
Сын Владимира Ярослав Мудрый приказал при храмах открывать школы для простого народа.
В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени.
Иконы святого равноапостольного князя Владимира
Памятники святому равноапостольному князю Владимиру
kopilkaurokov.ru
Презентация «Язычество и христианство на Руси» и видеоролик » Крещение Руси»
ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ
10 КЛАСС
Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош №4 МО РФ Латыпова О.Ш.
Язычество восточных славян
Первоначальными формами религии были фетишизм — вера в сверхъестественные возможности какого-либо материального предмета и анимизм — одухотворение явлений природы. В северных районах Руси существовал культ берёзы, в Приднепровье — дуба.
Были у славян священные животные — кабан-вепрь, конь, медведь, козёл, змея, утка, кукушка, ворон и др. Так зарождается тотемизм — вера в происхождение людей от какого-либо вида животных. Человек искал у священных животных помощи и покровительства.
Славянские идолы
Язычество восточных славян
Наряду с тотемизмом появляется культ предков — обожествление мёртвых. Он основан на убеждении в существовании неразрывной связи умерших и живущих людей. Особо почитались ближайшие предки — прародители и родители. Они являлись заступниками и покровителями. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. прародительницы рода — Рожаницы.
Чур
Язычество восточных славян
Полидемонизм — вера в существование многих демонов — духов, божеств, регулирующих определённые природные процессы и сферы жизнедеятельности людей. ( домовые, лешие, берегини)
Водяной. Домовой. Берегини
Язычество восточных славян
Политеизм — вера в различных богов. Особым почтением у большинства восточнославянских племён (а не только у княжеских дружинников) пользовался Перун — бог- громовержец, Велес (Волос)- покровитель скотоводства, Сварог — бог неба и огня небесного. Сварожичем, или сыном Сварога, считали Даждъбога, являвшегося богом солнца
Перун
Язычество восточных славян
Сварог
Велес (Волос
Даждьбог
Язычество восточных славян
В лице Стрибога восточные славяне поклонялись богу ветров, Мокошь — это богиня плодородия, прядения и ткачества.
Стрибог
Мокошь
Язычество восточных славян
Збручский идол представляет собой четырёхгранный известняковый столб высотой 2,7 м.Верхняя часть идола представляет собой четыре фигуры, имеющие общую шапку. Центральной фигурой является женщина, держащая в правой руке рог .По левую сторону от неё — мужская фигура на коне и с саблей у пояса. По правую сторону — женская фигура с кольцом в правой руке. На четвёртой стороне верхней части — мужская фигура с солнечным знаком. В средней части столба, на каждой его стороне расположены человеческие фигуры, взявшиеся за руки, как будто в хороводе. Нижняя часть содержит изображения трёх мужчин с усами, которые поддерживают руками среднюю часть .
Язычество восточных славян
Капище
Принятие христианства на Руси
Первые приверженцы христианской веры стали появляться на Руси после договоров с Византией. Новая вера затронула прежде всего торговый люд — «гостей», посещавших Константинополь
«Гости» прибыли
Принятие христианства на Руси
Следующий этап в истории русского христианства связан с крещением княгини Ольги. Вместе с ней крещение приняла и часть (но не вся) её дружины
Княгиня Ольга .
Принятие христианства на Руси
В 980 г. Владимир, провел первую религиозную реформу: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь…»
Религиозная реформа князя Владимира
Принятие христианства на Руси
Выбор веры
Принятие христианства на Руси
Крещение князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Принятие христианства на Руси
В «Повести временных лет» содержится рассказ о походе князя на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму, где он и его дружина приняли крещение.
В. Васнецов. Крещение князя Владимира
Принятие христианства на Руси
Согласно «Повести временных лет», вернувшись в Киев из Корсуня, Владимир «повелел ниспровергнуть идолов: одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его жезлами… И притащив, кинули его в Днепр…».
Свержение идолов
Принятие христианства на Руси
Литература
История России. 10 класс. Под ред. А.А. Данилова. М. « Просвещение» 2013 г.
. http://vk.com/http://skr.su/
http://fb.ru/article/57209/bog-plodorodiya-perun-veles-ili-mokosh http://znauka.ru/81805/kto-takaya-mokashj?show=81813 http://slavyamif.diary.ru/?tag=123281
http://myaclass.clan.su/publ/metodicheskaja_kopilka/slavjanskie_bogi_i_prazdniki/3-1-0-14
http://www.evraziyskiy.ru/contest/682
http://www.zapolni-probel.ru/lastnews/page/7/hystoryrus/russia17/
kopilkaurokov.ru
Презентация «Как христианство пришло на Русь»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Как христианство
пришло на Русь
Слайд 2
Славянское язычество
Слайд 3
Церковь – это люди, ставшие христианами, которые объединились в общество
Слайд 4
Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова — «Один бог на небе, один князь – на земле».
Н.Ломтев.
Апостол Андрей Первозванный
водружает крест на горах Киевских.
Слайд 5
Вначале Владимир решил провести языческую ре-форму и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сох- ранены, но «подчинялись» Перуну.
Однако эта реформа прова-лилась. Славяне не пони-мали, почему Перун вдруг стал главным богом и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое пле-мя по-прежнему почитало своего бога.
Н.Рерих.
Языческое капище.
Слайд 6
Крещение Руси.998г.
Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие) и они рассказали ему о своей вере.Затем в эти страны были направлены послы князя и только выслушав их отчет Владимир остановил свой выбор на христианстве. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.
В.Васнецов.
Крещение князя
Владимира.
Слайд 7
В 988 г. Владимир крестил Русь. В Киев приехали византий-ские священники. Жителей города загнали в Днепр мона-хи окропили их святой водой и прочитали молитву.
В Новгороде крещение чуть — было не закончилось восстани-ем. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных.
Н.Акимов.
Новгородцы
ниспровергающие Перуна
Крещение Руси.
Слайд 8
Крещение – присоединение к Церкви, путем погружения человека в воду с призванием Бога и надеждой на его помощь.
Слайд 9
Принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории-вера в бога спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным.
На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, образован-ность развивалась культу-ра. Древнерусское государ-ство перестало считаться языческим и вошло в чис-ло европейских христиан-ских стран.
В.Васнецов.
Крещение Руси.
Слайд 10
Святая Русь
Слайд 11
Спасибо за внимание
images.yandex.ru
nsportal.ru
rushist.wikia.com
lusana.ru
Урок по ОРКСЭ на тему «Христианство на Руси и в России (4класс)»
Тема: «Христианство на Руси и в России
Вейт Юлия Олеговна
учитель начальных классов, ОРКСЭ
МБОУ «Лицей» г.Абакана
Цель урока: формирование первоначального представления о крещении Руси (о восприятии Русью новой веры — христианства) и значении этого события, о роли Русской православной церкви в истории России.
Оборудование: Учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России» 4 класс; листы с заданиями для групповой работы; отрывки из «Повести временных лет»; видеофильм «Сказание о Крещении Руси», презентация.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— понимать, принимать учебную задачу;
— контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия:
— читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать;
— понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;
— устанавливать причинно — следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— участвовать в диалоге, в беседе;
— строить свои высказывания и слушать другого;
— вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.
Личностные универсальные учебные действия:
— положительное отношение к учению;
— интерес к изучаемому предмету;
— стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
— Сегодня мы продолжим говорить о христианстве. Мы будем говорить о важном событии нашего отечества о Крещении Руси и о том какую роль в разные времена играла русская православная церковь, о том какой след она оставила в истории.
— У вас на столах лежат карточки с изображением ленты времени. На ней отмечены времена, о которых мы с вами будем говорить. В каждом из них были события, в которых отчетливо и значимо проявилась роль Русской православной церкви в жизни страны. Об этом и предстоит нам узнать.
Более тысячи лет назад на Руси правил князь Владимир.
— Как его звали в народе? (Красно Солнышко).
Он был очень мудрым правителем и сделал Русь одним из самых могущественных государств. Русь в конце 10 века была языческой страной.
— Что вы помните о язычестве?
— Постепенно то многобожия люди переходят к единобожию. В то время религий, которые верили в единого бога было несколько. Это христианство (Западное и Восточное), иудаизм и ислам.
3.Изучение нового материала.
Крещение Руси
— Почему же Владимир выбрал православие. Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.
1. Работа в группах
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.
Фрагмент 1.
1.Куда и зачем направил послов князь Владимир?
2. Почему было решено принять крещение от греков?
— После этих слов князь Владимир решает принять христианство. Вскоре он крестился сам и крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре. Затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.
— Мы переходим к понятию крещение. Как вы понимаете значение слова крещение? (ответы детей)
2. Работа со словарём
— Найдите определение в словаре.
— В понятии крещение заключено два значения
Первое — массовое обращение в новую веру славян-язычников Древней Руси в конце Х в., проведенное киевским князем Владимиром.
Второе — обряд погружения в воду крестящегося человека как знак очищения его от грехов и обращения в христианство.
— Как происходило Крещение Руси. просмотр видеофильма
1.Где и как крестили киевлян?
2.Как князь Владимир поступил с языческими идолами?
3.Охотно ли расставались киевляне со старой верой?
После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.
3. Работа в группах
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.
1.Что появилось нового в жизни русского народа после принятия христианства?
IV. Физ. минутка
4. Работа с лентой времени
— Первое время на ленте Крещение Руси. Запишем, какое значение имело Крещение для Руси.
-укрепление государственной власти и порядка в стране;
-распространение славянской письменности, грамотности на Руси;
— приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.
— Отныне на долгие столетия православная вера вошла в жизнь наших предков. Русская православная церковь всегда была рядом со своим народом в самые тяжёлые минуты его истории.
5. Работа с учебником.
Древняя Русь. Куликовская битва.
-Сейчас я предлагаю вам поработать с учебником. Откройте страницу 37 (3-й -4-й абзац)
— О каком времени идёт речь?
— Какова роль православной церкви?
— Сегодня мы узнаем ещё одно имя преподобный Сергий Радонежский. Что значит преподобный? Что вы знаете?
Он основал монастырь, ныне один из самых известных в нашей стране — Троице — Сергиеву лавру.
6. Работа по учебнику
— Прочитайте о его делах во взрослой жизни.с.38 со слов И князья, …
— Чем отличался Сергий от других?
— О каком историческом событии вы прочитали?
— В каком году это произошло?
— Как Сергий связан с этим событием?
— Чем закончилось сражение?
— Обсудите в группе и запишите на ленте времени, чему способствовала православная церковь в этот исторический период?
Правление Петра I.
— Однако коренной переворот происходит во времена правления Петра I.
— Что вы знаете о Петре I?
Работа по учебнику
— Прочитайте абзац с.39-40
— Меняется ли роль православной церкви?
— Запишите на ленте времени церковь подчинена государству.
Советский Союз (5 мин.)
-Самые тяжёлые времена русская церковь пережила не так давно. Об этом ещё помнят ваши бабушки, дедушки.
Во времена существования Советского Союза православная церковь превратилась в гонимую религию.
— В какой период христианская церковь была гонимой?
— В начале прошлого века в стране произошла революция. Царская власть была свергнута, к власти пришли большевики, которые обещали построить новую справедливую жизнь, рай на земле. Отношение к православной вере и положение Церкви в государстве кардинально изменилось. Они считали православие и другие религии нашёй страны злом и потому запрещали их. Храмы закрывались, священники и верующие подвергались арестам и ссылкам. Начались гонения на Церковь.
Работа с лентой времени
— Что запишем на ленте?
Современная Россия (3 мин.)
— Последняя остановка Современная Россия.
— Что вы можете сказать о сегодняшнем положении Церкви?
Ныне никто не препятствует деятельности Русской православной церкви. Она свободно ведет религиозную деятельность, организует помощь беженцам, помогает в строительстве больниц, помогает пострадавшим в стихийных бедствиях всем нуждающимся.
Кто глава Русской православной церкви?
-На что направлена деятельность церкви?
V. Подведение итогов урока.
— Посмотрите на ленту времени, что вы можете о роли Русской православной церкви в истории России? (Русская православная церковь пережила самые разные времена, она всегда была вместе со страной — с Русью, с Россией.)
— Что нового узнали на уроке? — Что показалось интересным на уроке?
VI. Рефлексия
«Цветик – многоцветик».
— Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения и прикрепите на доску.
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
infourok.ru