Планета знаний окружающий мир 4 класс – Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Потапов часть 1
Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Потапов часть 1
Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Потапов часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Планета знаний Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» _______-i l. . ^ ‘^V •■ > Г‘ Э?.. НАША РОДИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ ■’ ;’-i; ‘Г4-( .(3; г -V Планета знаний sr Г. г. Ивченкова, И. В. Потапов 4 класс Учебник для четырёхлетней начальной школы В двух частях Часть 1 2-е издание, исправленное Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации ACT • Астрель Москва • 2008 УДК 373:502 ББК 20я71 И25 Все права защищены. Воспроизведение в целом или какой-либо части без разрешения правообладателя преследуется по закону Комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» издается под общей редакцией И. А. Петровой Авторы учебника «Окружающий мир. 4 класс»’. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов (часть 1), Е. В. Саплина, А. И. Саплин (часть 2) Условные обозначения Инвариантная часть Вариативная часть Работа в паре Дифференцированные задания Интеллектуальный марафон Творческие работы Информационный поиск Демонстрационный опыт © Ивченкова Г. Г., Потапов И. В., 2006 © Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством Петровой И. А., 2006 © ООО «Издательство Астрель», 2006 Прекрасна и удивительна наша страна Россия. В этой большой стране есть часть, где каждый из нас живёт, учится или работает — наш край. Жизнь и деятельность людей того или иного края во многом зависит от природных условий: погоды, особенностей местности, почвы, растительного и животного мира, наличия водоёмов и полезных ископаемых. Чтобы правильно использовать природные богатства своего края, его нужно знать и любить. -ч/ Наш край Погода Погоду характеризует температура воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки Предсказанием погоды занимается наука метеорология Природные и искусственные сообщества С.53-95 Луг, лес, водоём — природные сообщества Животные и растения приспособлены к условиям жизни в природных сообществах В природных сообществах организмы тесно связаны между собой Значение и охрана природных сообществ Искусственные сообщества: поле и сад .V Поверхность местности, недра и почвы Равнины и горы — основные формы поверхности суши Поверхность местности изменяется под влиянием Солнца, воды и ветра Отвалы, карьеры, насыпи, курганы — формы поверхности суши, созданные человеком Каменный уголь, торф, нефть, газ, руды — важнейшие полезные ископаемые в хозяйстве Почвы бывают: подзолистые, чернозёмные, серые лесные, торфяно-болотные, засоленные С.29-52 Наш край ПОГОДА Обычно, собираясь на улицу, мы интересуемся погодой. Нам часто приходится учитывать в своей деятельности её неожиданные, а иногда и неприятные перемены. Ты с родителями собираешься поехать в июле отдыхать? А какая будет в это время погода? Хорошая погода во время отпуска имеет большое значение. Учитель хочет провести экскурсию? Ему нужно знать, какая будет погода. Погоду надо знать и шофёру, и лётчику, и железнодорожнику, чтобы быть готовыми к неожиданностям в пути. Погодой интересуются люди самых разных профессий: геологи и рыбаки, строители и учёные, туристы и садоводы. Что такое погода • Вспомни, что такое атмосфера. • Приведи примеры трёх состояний воды в природе. Учёные называют погодой состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени. Вспомни, во втором классе ты отмечал температуру воздуха, состояние неба, осадки в дневнике наблюдений. Эти и другие явления характеризуют погоду. Температура воздуха. Воздух всё время то нагревается, то охлаждается, то есть его температура изменяется. Ты знаешь, что температуру воздуха измеряют прибором, который называется термометром. Температуру отмечают цифрой с маленьким кружком наверху и латинской буквой С (произносится «цэ»). Кружок обозначает градусы, а буква С — это первая буква имени Цельсия — изобретателя термометра, которым мы пользуемся. Учёные установили: солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, почти не нагревая его. Они нагревают земную поверхность, которая передаёт своё тепло воздуху. Чем сильнее нагрета она, тем теплее воздух над ней, и наоборот. И чем выше мы поднимаемся над поверхностью Земли, тем холоднее воздух. Высоко в горах даже летом лежат снега и льды. Ты знаешь, что тёплый воздух легче холодного, поэтому, нагреваясь от земной поверхности, воздух поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух. Так происходит перемешивание воздуха в природе. Из-за этого непрерывного движения температура воздуха всё время меняется. Облачность. Небо может быть безоблачным. Тогда говорят: «Ясно». Иногда облака закрывают всё небо. Тогда мы говорим, что на небе сплошная облачность. Такую погоду мы называем пасмурной. Или же облака могут появляться и исчезать, временами затягивая всё небо. Тогда мы говорим о переменной облачности. Наш край Тебе известно, что облака бывают перистые, слоистые, кучевые. На небе можно наблюдать и другие типы облаков. Например, «барашки», кучево-дождевые, грозовые облака. Все эти облака находятся на разной высоте от поверхности Земли. Осадки. В третьем классе ты познакомился с такими явлениями природы, как дождь, снег, иней, роса, туман. Все эти явления природы учёные называют осадками. Чаще всего осадки выпадают из облаков. Ты знаешь, что водяной пар при охлаждении превращается в мельчайшие капли воды или кристаллики льда, которые постепенно образуют облака. Когда капли воды или кристаллы льда становятся слишком тяжёлыми, они падают на землю в виде дождя или снега. Кроме снега и дождя, из облаков иногда выпадают круглые льдинки — это град. Град образуется так. Капельки воды в облаке поднимаются с потоками воздуха вверх. При понижении температуры они замерзают, становятся тяжёлыми и начинают падать вниз. Но потоки тёплого воздуха вновь поднимают их вверх. При этом на льдинках ещё раз намерзает тонкий слой ледяных кристаллов. Получаются шарики льда, которые могут быть разных размеров: от горошины до голубиного яйца. Уничтожая посевы, град причиняет большой вред сельскому хозяйству. Осадки играют важную роль в жизни на Земле. Дождь, снег и другие осадки участвуют в круговороте воды в природе. 8 Представь, что будет, если в какой-то местности выпадет слишком мало дождя. Начнётся засуха, погибнет урожай, животные и люди будут страдать от жары. А что произойдёт, если очень долго будет идти сильный дождь? Это тоже может привести к различным бедствиям. Как ты думаешь, к каким? 1. Что такое погода? 2. Вспомни и расскажи, как образуются облака (ты изучал это в третьем классе). 3. Рассмотри рисунки на странице 7. Что ты можешь сказать об облачности? 4. Какие виды осадков тебе известны? Как они образуются? 5. Какую роль играют осадки в круговороте воды в природе? 6. Почему град причиняет вред сельскому хозяйству? 7. Используя схему, расскажи, как образуется град. 8. Приходилось ли тебе наблюдать, как выпадает град? Расскажи об этом явлении. 9. а) Попробуй объяснить, почему, чем выше мы поднимаемся над поверхностью суши, тем ниже температура воздуха. 6) Как ты думаешь, почему на вершинах высоких гор круглый год лежит снег? 10. При испарении воды с поверхности Земли вместе с паром могут подняться в небо лёгкие частицы ядовитых веществ, например, кислоты. Поднимутся вместе с паром в одном месте, а прольются вместе с дождём в другом. • Чем такие дожди могут повредить растениям и животным? • Объясни, почему врачи не рекомендуют ходить под дождём без головного убора или зонта. Как погода зависит от ветра • Вспомни, что такое ветер, как он образуется. Ты изучал это в третьем классе. • Как называют ветер, если он дует с юга? А если с запада? Ты, должно быть, замечал, что когда ветер дует с юга, то обычно погода бывает теплее, а когда с севера — то холоднее. С моря дуют влажные ветры. Летом они приносят дожди, зимой — 1>’ Наш край снег. Если ветер дует из пустыни, то он сухой, в нём почти нет водяного пара. При таком ветре бывают засухи. Ветры бывают сильными, умеренными, слабыми. Сила ветра зависит от его скорости. Чем скорее перемещается воздух над поверхностью Земли,
uchebnik-skachatj-besplatno.com
ГДЗ по окружающему миру 4 класс Ивченкова Потапов тетрадь, учебник
ГДЗ готовые домашние задания учебника, рабочей тетради по окружающему миру 4 класс Ивченкова Потапов 1 часть и Саплина Саплин 2 часть Планета знаний ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) рабочей тетради необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн
Учебник
Часть 1
6 9 11 13-14 16 17 18 19-20 20 22 23 25 26 28 29 32-33 35 36 38 40 41 43-44 45 47 48 49 50 52 53 54 55 56 59 61 63 64 66 67 68 71 73 76 79-80 80 81 85 87 88 90 91 92 93 94 100 101 103-104 105 106 107 108 109 110 113-114 114 117 119 120 122 123-125 123 128 129 130 132 133 134 138 139 140 142-143 145 148 150 151 152 154 155 156
Часть 2
Рабочая тетрадь
Часть 1 Ивченкова Потапов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146
Часть 2 Саплина Саплин
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 47 Проверочная работа № 1 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 72 73 74 75 76 77 Проверочная работа № 1 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 97 98 99 100 101 Проверочная работа № 2
gdz-putina.info
Учебник Окружающий мир 4 класс Саплина Саплин часть 2
Учебник Окружающий мир 4 класс Саплина Саплин часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Планета знаний Е.В. Саплина, А.И. Саплин ■’Л‘ ■ ., Издательство «Астрель» НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ ^ • ■А ДРЕВНЯЯ РУСЬ ,» ”11» ■W^ * ■■ ■ L’ 15 л;, I • ‘iv российская ИМПЕРИЯ МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО Планета знаний Е. В. Саплина, А. И. Саплин класс Учебник для четырёхлетней начальной школы 3-е издание В двух частях Часть 2 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации ЙС1 ACT • Астрель Москва • 2009 УДК 373:502 ББК 20я71 С19 Все права защищены. Воспроизведение в целом или какой-либо части без разрешения правообладателя преследуется по закону Комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» издаётся под общей редакцией И. А. Петровой Авторы учебника «Окружающий мир. 4 класс»: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов (часть 1), Е. В. Саплина, А. И. Саплин (часть 2) Условные обозначения Инвариантная часть ^ Вариативная часть Работа в паре Творческие работы Дифференцированные задания Информационный поиск Интеллектуальный марафон © Саплина Е.В., Саплин А.И., 2006 © Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством Петровой И.А., 2006 © ООО «Издательство Астрель», 2009 4) Дорогие друзья! Мы с вами продолжаем знакомство с историей нашей Родины, которое начали в 3 классе. Все вы живёте в разных местах: в городах и сёлах юга, севера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Всё это — наша большая страна — Россия. Мы — граждане одного государства — Российской Федерации. У нашей огромной страны богатая и интересная история. На страницах учебника вы станете свидетелями великих исторических событий: войн, битв, открытий. Встретитесь с выдающимися людьми разных эпох: полководцами, государственными деятелями, учёными, первооткрывателями, художниками, изобретателями. Вам предстоит увлекательное путешествие по многим городам и регионам России. Вы узнаете о народах, населяющих наше многонациональное государство, о его ближайших и дальних соседях. Только зная историю своей страны, её традиции и культуру, можно стать её настоящими гражданами. Именно вам, юным гражданам России, предстоит написать новые страницы нашей истории. Наши верные Историческая карта Историческая карта может рассказать о том, где расселялись наши предки, строили крепости и города, как завоёвывали и осваивали новые территории Условные обозначения на карте помощники VJ Исторические источники Память о прошлом хранят находки археологов По веидественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое С. 7-11 Г’, /’ / VI Наши верные помощники ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА История на карте Чтобы путешествовать по разным эпохам, надо хорошо знать, что такое историческое время и историческая карта. С понятием историческое время ты познакомился в 3 классе. Теперь тебе предстоит узнать, что такое историческая карта. Она будет верной спутницей в путешествии: поможет лучше понять, где и как расселялись наши предки, строили города, как завоёвывали и осваивали новые территории. Очень важно знать условные обозначения исторической карты. Линии и цвета могут показывать границы государства; кружки или домики — города; несколько нарисованных всадников — войско; скреш,ённые мечи, корабли, пушки — места сражений; направление торговых путей и перемеш.ения войск обозначают стрелками. Карта всегда отражает или определённый этап в развитии государства, или конкретное событие. Уметь «читать» карту важно каждому, кто приступает к изучению истории. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: ВЯТИЧИ Племена Территории, населённые славянами восточными западными 1. Что такое историческая карта? Почему важно уметь читать карту? 2. Прочитай условные обозначения на карте. 3. О чём рассказывает эта карта? 4. По берегам каких рек расселялись славяне? 5. Попробуй придумать название этой карты. 1. Разбери условные обозначения. 2. О чём можно узнать, прочитав эту карту? 3. Придумай название этой карты. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ Изучая страницы истории, мы невольно задаём вопрос: «Как учёные узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад?» Об этом рассказывают находки археологов*: остатки поселений, городов, старые деревянные и каменные дома, захоронения, оружие, монеты, осколки глиняной посуды, а также древние книги. 4 Наши верные помощники Письменные источники Вещественные источники Устные источники * Всё, что хранит память о прошлом, учёные называют историческими источниками. Историки разделили их на следующие группы: вещественные, письменные и устные. Вещественные источники Земля — прекрасная кладовая. Проходят тысячелетия, а она хранит следы прошлого. Люди находят в земле различные предметы древности: черепки посуды, наконечники стрел, каменные топоры, драгоценности. Эти находки изучает наука археология*. По вещественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое, подробности жизни наших предков. Прежде чем начать археологические раскопки, производят археологическую разведку. Изучают все сохранившиеся письменные упоминания о данной местности, древние карты, осматривают местность. В местах бывших поселений уровень почвы всё время повышается. За годы накапливаются сантиметры, за столетия — метры земли. Эти отложения археологи называют «культурным слоем». В городах, имеющих многовековую историю, таких как Новгород или Москва, культурный слой достигает 9— 10 метров. Археологи научились читать культурный слой. Спустимся в раскоп и внимательно присмотримся к земляным стенам. Вот слой жёлтой глины с остатками каменной кладки — 8 Археологические раскопки это время основания поселения. Толстый слой тёмной, возделанной земли означает развитие здесь земледелия. Полоса чёрной золы, где встречаются и наконечники стрел, и чело- веческие кости, рассказывает о вторжении неприятеля, пожа- ре, запустении. Верхний слой без находок свидетельствует о том, что здесь долго никто не жил. Письменные источники Летописи Виды письменных источников различны: это летописи, хроники* грамоты, письма и записки. Одной из самых ран- них форм письменных источников являются летописи. Слово «летопись» происходит от древнерусского слова «лето» — год. Из года в год в монастырях или при дворах князей грамотными людьми велись записи о важнейших событиях в государстве. Древние тексты много раз переписывали, собирали в летописные своды* дополняли новыми рассказами. Летописи часто гибли в огне пожаров, при вражеских набегах. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. На Руси первой летописью считается «Повесть временных лет». Она была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. р у 4% т Наши верные помощники Рукописная книга Летописец. Миниатюра Из «Повести» мы узнаём о расселении славян, их нравах и обычаях, о первых русских князьях, о крещении Руси, об отношении с соседями. История в летописи часто соседствует с различными легендами. Устные источники Былины Одним ИЗ ВИДОВ устных исторических источников являются былины. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть, то, что было на самом деле. Былины были широко распространены в устном народном творчестве Древней Руси. Они воспевали богатырей — защитников родной земли. Первые былины передавались из уст в уста и не записывались. Для лучшего запоминания они слагались в стихах. 1. Что относится к вещественным, письменным и устным источникам? 2. Что такое культурный слой? Объясни, что значит «читать культурный слой?» 3. Найди и прочитай в хрестоматии по древнерусской литературе текст старинной летописи. Обсудите её с товарищем. В. Васнецов. Богатырский скок 10 4. Представь себя летописцем. Попробуй написать летопись: а) своей семьи, б) своего класса. 5. Героев каких русских былин ты знаешь? Какие подвиги они совершили? 6. Какие художники использовали в своём творчестве былинных героев? 7. Прочитай одну былину о русских богатырях. Письмо на бересте Бе
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Окружающий мир 4 класс УМК Планета ЗНАНИЙ
Рассмотрено на заседании МО Руководитель |
Для программ ООП ФГОС НОО
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру с определением основных видов учебной деятельности
УМК «Планета Знаний»
Учебный год 2017-2018
Класс 4 А
Учитель: Мурзина Алла Васильевна
Распределение учебного времени
Учебная четвертьКол-во
уч. часов
( 4 часа в неделю )
Диагностический и практический материал
Практическая
работа
Экскурсии
КИМы
Итоговая
работа
I четверть
16
5
2
1
II четверть
14
4
1
III четверть
22
3
IV четверть
16
2
1
ИТОГО
68
9
2
7
1
урокаТема урока,
страницы учебника
Сроки
проведения
Характеристика
учебной деятельности учащихся
Наш край (22 ч)
1
Часть 1
Что такое погода. Как погода зависит от ветра. с. 6—11
1 неделя
Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды;
проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.
Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.
Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши. Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов. Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку. Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности.
Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов. Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина. Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.
Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.
Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.
характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.
Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.
Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе;
моделировать цепи питания.
Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.
Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности
2
Экскурсия.
Наблюдения за природой.
3
Грозные явления природы. Предсказание погоды с. 11—17
2 неделя
4
Экскурсия. Наше село осенью
5
Наша местность на плане и карте
с. 18—20
3 неделя
6
План местности.
Практическая работа с. 21—25
7
Географическая карта
Практическая работа с. 25—29
4 неделя
8
Равнины с. 30—33
9
Горы с.33 – 36
5 неделя
10
Как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
Практическая работа с. 36 – 41
11
Как деятельность человека изменяет поверхность суши.
с. 41—45
6 неделя
12
Богатства недр
Практическая работа с. 45—49
13
Разнообразие почв. с. 50—52
Проверочная работа № 1
(КИМы с.4 – 11)
7 неделя
14
Что такое природное сообщество. Луг. Какие растения растут на лугу. Практическая работа с. 53—58
15
Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека с. 59—64
8 неделя
16
Лес. Какие растения растут в лесу
с. 64—68
17
Животные — обитатели леса. Лес
в жизни человека с. 69—73
9 неделя
18
Река, озеро, пруд. Растения. Животные – обитатели водоемов.
с. 74 – 80
19
Искусственные сообщества. Поле
Практическая работа с. 81—85
10 неделя
20
Животные — обитатели полей
с. 85—87
21
Сад. Животные – обитатели садов.
Практическая работа с. 88 – 91
11 неделя
22
Проверочная работа №2 по теме «Наш край» (КИМы с.12-19)
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
23
Какую форму имеет Земля.
Карта полушарий.
Практическая работа с. 98—105
12 неделя
Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Объяснять причины смены дня и ночи, времен года. Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды. Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России. Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее. Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях. Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др. Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности. Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России
24
Движение Земли с. 106—109
25
В пустынях Африки с. 110—114
13 неделя
26
Экваториальные леса Южной
Америки с. 114—117
27
Антарктида. Австралия. Евразия
с. 117—123
14 неделя
28
Карта России. Кавказские горы. Практическая работа с. 123—128
29
Зона арктических пустынь
с. 129—134
15 неделя
30
Тундра с. 134—139
31
Зона лесов с. 139—145
16 неделя
32
Степи с. 145—150
33
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. с. 150—155
17 неделя
34
Проверочная работа №3 по теме «Наша Родина на планете Земля»
(КИМы с.20-25)
Наши верные помощники (1 ч)
35
Часть 2
История на карте. Исторические источники с. 3—11
18 неделя
Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты. Различать вещественные, письменные, устные исторические источники. Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников. Находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках.
Древняя Русь (6 ч)
36
Первые русские князья
с. 12—16
Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь). Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты Находить исторические сведения в литературных произведениях. Сравнивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка (рабочая тетрадь)
Работать со словарем в конце учебника. Искать информацию в дополнительных источниках, готовить на ее основе сообщения
37
Князь Владимир. Крещение Руси
с. 17—21
19 неделя
38
Культура Древней Руси
с. 21—24
39
Монгольское завоевание
20 неделя
Борьба с иноземными захватчика ми. Александр Невский с. 25—29
40
Куликовская битва. Дмитрий Донской с. 30—33
41
Проверочная работа №4 по теме «Древняя Русь» (КИМы с.26-31)
21 неделя
Московское царство (6 ч)
42
Первый русский царь. Преобразования в государстве
с. 36—40
Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий (рабочая тетрадь). Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.
Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы.
свое участие, представлять результаты своей деятельности
Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь). Составлять вопросы по теме. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения. Моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия). Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения. Оценивать результаты своей деятельности. Выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать
43
Как жили люди на Руси
в XIV—XVI веках. с. 40—44
22 неделя
44
Россия в XVII в. (4 ч)
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский с. 44—47
45
Русское государство при первых Романовых с. 47—50
23 неделя
46
Расширение границ России в XVII веке. с. 51—53
47
Повторительно-обобщающий урок. с. 54—55
Проверочная работа №5 по теме «Московское царство»
(КИМы с.32-37)
24 неделя
Российская империя (9 ч)
48
Эпоха преобразований (1 ч)
Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.
Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы.
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования
в культуре, науке, быту.
с. 58—65
49
Век Екатерины (2 ч)
25 неделя
Изменения в Российском государстве.
Императрица Екатерина II
с.66—69
50
Образование и наука в XVIII веке.
с. 69—73
51
XIX век: победы и открытия (6 ч)
26 неделя
Война 1812 года. с. 73—76
52
Отмена крепостного права
с. 77 — 79
53
Наука и техника в XIX веке.
с. 80—83
27 неделя
54
Город и горожане. Мода XIX века.
с. 83—88
55
Культура XIX века с. 88—93
28 неделя
56
Проверочная работа №6 по теме «Российская империя»
(КИМы с.38-45)
Российское государство (10 ч)
57
Россия в начале XX века (5 ч)
29 неделя
Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.
Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение и выводы
Обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу
Выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности
Революция в России с. 98—103
58
Россия в годы Советской власти
с. 103—107
59
Великая Отечественная война.
с. 107—113
30 неделя
60
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом с.113-118
61
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения ХХ века
с. 118-123
31 неделя
62
Проверочная работа №7 по теме «Россия в начале XX»
(КИМы с.46-51)
63
Современная Россия. (6 ч)
32 неделя
По северным городам России
(с.124-125)
По городам Центральной России
(с.126-130)
64
Города Урала и Сибири (с.130-136)
65
Дальний Восток
Южные города России (с.136-141)
33 неделя
66
Итоговая работа за год
(КИМы с.52-61)
67
Россия в мировом сообществе
с. 141—145
34 неделя
68
Жизнь современного человека.
с. 145—149
infourok.ru
КТП УМК «Планета знаний» окружающий мир 4 класс
Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Г.Г. Ивченкова ,И.В.Потапов, Е.В. Саплина , А. И. Саплин
4 класс УМК «Планета Знаний»
68 часов (2 часа в неделю)
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
факт
Наш край (22 часа)
1
Что такое погода.
Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений.
2
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.
Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей.
3
Предсказание погоды. Самостоятельная работа.
Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы.
4
Экскурсия на луг или в поле.
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей луга, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга.
5
Наша местность на плане и карте.
Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения.
6
План местности.
Практическая работа.
Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности.
7
Географическая карта.
Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты.
8
Равнины.
Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования.
9
Горы.
Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы.
10
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши.
11
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа.
Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники.
12
Богатства недр.
Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве.
13
Разнообразие почв.
Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе.
14
Что такое природное сообщество.
Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах.
15
Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека.
Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии.
16
Какие растения растут в лесу.
Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни
17
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека.
Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса.
18
Экскурсия в смешанный лес.
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь леса.
19
Водоём. Водные объекты и человек.
Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве.
20
Экскурсия к водоёму.
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга.
21
Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей.
Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей.
22
Сад.
Проверочная работа.
Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом.
Наша Родина на планете Земля (12 часов)
23
Какую форму имеет Земля.
Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира.
24
Карта полушарий.
Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах.
25
Движение Земли. Самостоятельная работа.
Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов.
26
В пустынях Африки.
Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями.
27
Экваториальные леса Южной Америки.
Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны.
28
Антарктида. Австралия. Евразия.
Самостоятельная работа.
Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов.
29
Карта России.
Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России.
30
Зона арктических пустынь.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике.
31
Тундра.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре.
32
Зона лесов.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов.
33
Степи.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей.
34
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.
Проверочная работа.
История нашей Родины (34 часа)
35
36
37
38
39
40
41
42
Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков.
43
44
45
46
47
Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I.
48
49
Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина.
50
51
52
53
54
55
Демонстрация уровня знаний по теме.
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
infourok.ru
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | ||
Наш край (22 ч) | |||||
1 | Что такое погода Часть 1 С. 3—9 | Сформировать у учащихся элементарные научные представления о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачности, осадках). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне | Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц. Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши. Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв. ✶✶✶ Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов. Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку. Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности. Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов. Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина. Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв | ||
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы С. 9—14 | Активизировать знания учащихся об образовании ветра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей | |||
3 | Предсказание погоды С. 14—17 | Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода» | |||
4 | Экскурсия в смешанный лес | Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране | |||
5 | Экскурсия к водоёму | Познакомить учащихся с растениями и животными пресного водоема. Показать приспособленность обитателей водоема к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние человека на обитателей водоема | |||
6 | Экскурсия на луг или в поле | Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать влияние деятельности человека на луг | |||
7 | Наша местность на плане и карте С. 18—20 | Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение | |||
8 | План местности С. 21—25 Практическая работа №1,2 | Закрепить знания учащихся о масштабе; познакомить учащихся с планом местности; формировать умение читать план местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся | |||
9 | Географическая карта С. 25—29 Практическая работа №3 | Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны | |||
10 | Равнины С. 30—33 | Развивать у детей наблюдательность, мышление, восприятие красоты окружающей природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта | |||
11 | Горы С. 33—36 | Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира | |||
12 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши С. 36—41 | Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды | |||
13 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши С. 41—45 | Показать характер воздействия деятельности людей на формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окру-жающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы поверхности суши» | |||
14 | Богатства недр С. 45—49 | Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.). Учить сравнивать, обобщать, делать выводы | |||
15 | Разнообразие почв С. 50—52 Практическая работа №4 | Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы | |||
16 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу С. 53—58 Практическая работа №5 | Сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни | Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей. Объяснять отличие искусственных сообществ от природных. Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов. характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ. Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества. ✶✶✶ Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания. Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности | ||
17 | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека С. 59—64 | Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов | |||
18 | Какие растения растут в лесу С. 64—68 | Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу. Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни | |||
19 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека С. 69—73 | Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны | |||
20 | Водоём С. 74—80 Практическая работа №6 | Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресного водоема, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны | |||
21 | Искусственные сообщества. Поле С. 81—85 Практическая работа №7 | Сформировать у учащихся общее представление об искусственном сообществе. Расширить знания о культурных растениях. Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространенных зерновых, овощных и технических культур своего края | |||
22 | Сад С. 88—93 Проверочная работа по теме «Наш край» | Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом | |||
Наша Родина на планете Земля (12 ч) | |||||
23 | Какую форму имеет Земля С. 96—100 | Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира | Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Объяснять причины смены дня и ночи, времен года. Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды. Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России. Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее. ✶✶✶ Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях. Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др. Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности. Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России | ||
24 | Карта полушарий С. 100—105 Практическая работа №8 | Повторить знание о глобусе как модели Земли; познакомить с картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению работать с географической картой, диаграммами | |||
25 | Движение Земли С. 106—109 | Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся | |||
26 | В пустынях Африки С. 110—113 | Познакомить учащихся с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары | |||
27 | Экваториальные леса Южной Америки С. 114—117 | Познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны | |||
28 | Антарктида. Австралия. Евразия С. 117—123 | Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии | |||
29 | Карта России С. 123—128 Практическая работа №9 | Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира | |||
30 | Зона арктических пустынь С. 129—134 Практическая работа №10 | Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране | |||
31 | Тундра С. 134—139 Практическая работа №11 | Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны | |||
32 | Зона лесов С. 139—145 Практическая работа №12 | Познакомить учащихся с природными условиями лесной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязях. Углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны | |||
33 | Степи С. 145—150 Практическая работа №13 Экологические проблемы России. | Познакомить учащихся с природными условиями степной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны | |||
34 | Международное сотрудничество по охране природы С. 151—155 Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля» | Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения экологических проблем. Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы; показать ответственность людей за будущее планеты Земля | |||
Наши верные помощники (1 ч) | |||||
35 | История на карте. Исторические источники Часть 2 С. 3—11 | Познакомить учащихся с понятием «историческая карта», показать ее отличие от географической, познакомить с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте. Познакомить учащихся с историческими источниками (вещественными, письменными, устными) | Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты. Различать вещественные, письменные, устные исторические источники. ✶✶✶ Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников/ Находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Составлять летопись своей семьи |
nsportal.ru
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, УМК «Планета знаний»
Рабочая программа курса «Окружающий мир»
2014-2015 уч. год. 4-б класс. Педагог Шамаль Г. Е.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Окружающий мир» в 4-б классе
№ урока
Календарные сроки
Тема урока
Задачи урока
Количество часов
Основные виды
учебной деятельности обучающихся,
направленные на достижение предметных
и метапредметных результатов
Используемые
технологии
по плану
по факту
I четверть – 18 часов
НАШ КРАЙ – 25 часов
2.09.
Что такое погода
У. стр. 3—9
Сформировать у учащихся элементарные научные представления о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачности, осадках). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне
1
Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды;
проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.
Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра;
предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.
Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт.
Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши.
Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования.
Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.
Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов.
Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку.
Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности.
Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.
Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.
Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв
ИКТ:
маршрутный лист;
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийные пособия «Мир природы», «Живой мир Югры»
Тематические презентации
КСО: работа в парах (ППС), группах.
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, проблемный диалог, технология оценивания
Здоровьесберегающие
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийные пособия «Мир природы», «Живой мир Югры»
Тематические презентации «План и карта», «Равнины», «Горы»
КСО: работа в парах (ППС), группах.
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, проблемный диалог, технология оценивания
Здоровьесберегающие
5.09.
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы
У. стр. 8—9
Активизировать знания учащихся об образовании ветра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей
1
9.09.
Предсказание погоды
У. стр. 14—17
Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода»
1
12.09.
Экскурсия в смешанный лес
Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране.
1
16.09.
Экскурсия к реке, озеру, пруду
Познакомить учащихся с растениями и животными пресного водоема. Показать приспособленность обитателей водоема к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние человека на обитателей водоема
1
19.09.
Экскурсия на луг и в поле
1
23.09.
Наша местность на плане и карте
У. стр. 18—20
Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение
1
26.09.
План местности
У. стр. 21—25
Закрепить знания учащихся о масштабе; познакомить учащихся с планом местности; формировать умение читать план местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся
1
Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды;
проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.
Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра;
предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.
Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт.
Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши.
Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования.
Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.
Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов.
Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку.
Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности.
Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.
Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.
Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв
Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ.
Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.
30.09.
Географическая карта
У. стр. 25—29
Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны
1
3.10.
Равнины
У. стр. 30—33
Развивать у детей наблюдательность, мышление, восприятие красоты окружающей природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта
1
7.10.
Горы
У. стр. 33—36
Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира
1
10.10.
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши
У. стр. 36—41
Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды.
1
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийное пособие «Мир природы»
Тематические презентации «Природные богатства»
КСО: работа в парах (ППС), группах.
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, проблемный диалог, технология оценивания
Здоровьесберегающие
14.10.
Как деятельность человека изменяет поверхность суши
У. стр. 41—45
Показать характер воздействия деятельности людей на формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окружающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы поверхности суши»
1
17.10.
Богатства недр
У. стр. 45—49
Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.). Учить сравнивать, обобщать, делать выводы
1
21.10.
Разнообразие почв
У. стр. 50—52
Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы
1
24.10.
Проверочная работа
«Наш край»
Т. «КДР» (работа № 1)
стр. 4—11
Проверка планируемых результатов освоения авторской программы курса «Окружающий мир» за 4 класс
1
28.10.
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу
У. стр. 53—58
Сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни
1
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийное пособие «Мир природы»
Тематические презентации «Луг»
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология оценивания
Здоровьесберегающие
31.10.
Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека
У. стр. 59—64
Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов
1
II четверть – 14 часов
11.11.
Какие растения растут в лесу
У. стр. 64—68
Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу. Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни
1
Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.
Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.
Характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.
Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.
Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания.
Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.
Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийные пособия «Мир природы», «Живой мир Югры»
Тематические презентации
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, проблемный диалог, технология оценивания
Здоровьесберегающие
14.11.
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека
У. стр. 69—73
Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны
1
18.11.
Река, озеро (пруд)
У. стр. 74 – 80
Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресного водоема, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны
1
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийные пособия «Мир природы», «Живой мир Югры»
Тематические презентации «Водоёмы», «Искусственные сообщества», «Поле», «Сад»
КСО: работа в парах (ППС), группах.
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, проблемный диалог, технология оценивания
Здоровьесберегающие
21.11.
Искусственные сообщества. Поле
У. стр. 81 – 85
Сформировать у учащихся общее представление об искусственном сообществе. Расширить знания о культурных растениях. Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространенных зерновых, овощных и технических культур своего края
1
Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.
Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.
Характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.
Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.
Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания.
Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.
Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности
25.11.
Животные — обитатели полей
У. стр. 85 – 87
Познакомить учащихся с животными полей; показать связи животных поля с растениями и друг с другом
1
28.11.
Сад
У. стр. 88 – 93
Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом
1
2.12.
Проверочная работа
«Природные сообщества»
Т. «КДР» (работа № 2)
стр. 12—19
Проверка планируемых результатов освоения авторской программы курса «Окружающий мир» за 4 класс
1
НАША РОДИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ – 12 часов
5.12.
Какую форму имеет Земля
У. стр. 96 – 100
Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира
1
Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.
Объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.).
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды.
Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте.
Показывать на карте основные природные зоны России.
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийное пособие «Мир природы»
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология оценивания
Здоровьесберегающие
9.12.
Карта полушарий
У. стр. 100 – 105
1
12.12.
Движение Земли
У. стр. 106 – 109
Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся
1
16.12.
В пустынях Африки
У. стр. 110 – 113
1
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийное пособие «Мир природы»
Тематические презентации «Пустыни Африки», «Экваториальные леса», «Карта России»
КСО: работа в парах (ППС), группах.
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология оценивания
Здоровьесберегающие
19.12.
Экваториальные леса Южной Америки
У. стр. 114 – 117
Познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны
1
Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.
Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.
Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.
Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях.
Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.
23.12.
Антарктида. Австралия. Евразия
У. стр. 117– 123
Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии
1
26.12.
Карта России
У. стр. 123 – 128
Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира
1
III четверть – 20 часов
13.01.
Зона арктических пустынь
У. стр. 129 – 134
Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране
1
Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.
Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.
Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.
Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.
Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее.
Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях.
Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.
Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности.
Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Охрана природы родного края».
Исследовать способы очищения загрязнённой воды.
Предоставлять результаты проектной деятельности.
ИКТ:
ЭУ «Окружающий мир»
ЭУП «Природа-человек-общество»
Мультимедийное пособие «Мир природы»
Тематические презентации «Арктика», «Тундра»,
КСО: работа в парах (ППС), группах.
Метод проектов
Технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, проблемный диалог, технология оценивания
Здоровьесберегающие
16.01.
Тундра
У. стр. 134 – 139
Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни; выявить связи, сл
infourok.ru