Мир глазами эколога 4 класс окружающий мир плешаков – Мир глазами эколога | okrmir1234
Мир глазами эколога | okrmir1234
Мир глазами эколога
1. Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.
Да, конечно! Ведь это может коснуться меня и моих близких. Нам нужна еда и вода, но если будет грязная вода мы не сможем ее пить. Если вырубать деревья в огромном количестве, то будет меньше кислорода, а нам нужно дышать!
2. Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.
Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.
3. Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны? Напиши.
Загрязнение воздуха, озоновые дыры, вымирание животных.
4. С помощью учебника приведи примеры (1—2 в каждом пункте).
а) Международные соглашения по охране окружающей среды.
Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
б) Международные экологические организации.
Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.
в) Международные экологические дни.
Всемирный день воды, День Земли, День работников леса.
5. По заданию учебника (с. 47) подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России.
Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.
Тема сообщения: Всероссийское общество охраны природы (ВООП)
План сообщения:
- Создание Всероссийского общества охраны природы
- Современные функции и задачи ВООП
- Возможности ВООП в наши дни.
Важная информация для сообщения:
Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году. Сначала главной задачей этой общественной организации было сохранение и восстановление природных запасов, а также пропагандирование необходимости защиты и охраны окружающей среды среди населения.
Сейчас функции и задачи общества расширились. Так ВООП проводит следующие мероприятия:
- экологическое образование и воспитание населения
- пропаганда экологических знаний
- работы по озеленению и благоустройству городов и поселков
- расчистка берегов рек и родников
- научные исследования в сфере экологии и сохранения окружающей среды
- общественные контроль за соблюдением природоохранного законодательства,
- консультации по охране природы
- обеспечение населения качественным посадочным материалом и семенами
- создание и поддержание клубов по цветоводству, садоводству, голубеводству, аквариумистике, а также клубов любителей животных
Также Всероссийское общество охраны природы реализует значимые общероссийские экологические программы: «Общественный контроль», «Родники», «По оздоровлению малых рек», «Памятники природы».
Расширились и возможности этой общественной организации, например, в наше время в её рядах насчитывается около 2,5 миллионов членов и сторонников. В распоряжении ВООП современные лаборатории, научно-исследовательские центры, центры воспитательной работы с населением и детские секции.
Источник (источники) информации: Интернет
6. Изготовь для себя «Экологический календарь». Вырежи его из Приложения и наклей на плотную бумагу. Объясни, как ты понимаешь смысл каждого международного дня. Если потребуется, обратись к дополнительной литературе, Интернету. Используй этот календарь при подготовке в классе различных экологических мероприятий.
Ежегодно во всем мире 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы. Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия.
21 марта в мире отмечается Международный день лесов. В этот день государствам-членам ООН рекомендуется проводить массовые мероприятия, например, кампании по высадке деревьев, с учетом традиций и природных особенностей стран.
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, государствам предложено проводить в этот день мероприятия, посвященные сохранению и освоению водных ресурсов.
22 марта по всему миру отмечается День Матери — Земли. Он призван привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Поэтому в этот день проводятся экологические акции и мероприятия — научные конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России День Матери-Земли считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Проводятся различные экологические акции и мероприятия, направленные на экологическое просвещение и заботу об экологии.
Ежегодно 22 мая в мире отмечается Международный день биологического разнообразия. Главная задача Международного дня биологического разнообразия – обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.
Всемирный день окружающей среды ежегодно отмечается во всём мире 5 июня. В этот день в разных странах мира проводятся мероприятия, подтверждающие стремление общества к сохранению и улучшению окружающей среды.
8 июня отмечается Всемирный день океанов. Всемирный день океанов – день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на планете Земля, 70% которой покрыто водой, ресурсы океана – залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства – арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды – один из главных поглотителей углекислого газа. Во Всемирный день океанов по всей планете проводятся фестивали и парады на морскую тематику, выставки, экологические митинги и акции. Жителям разных стран рассказывают о том, какой вклад они могут внести в защиту океанов.
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой проводится ежегодно 17 июня. В этот день правительство всех стран мира должно задуматься о том, какой ущерб наносит опустынивание, и какие меры могут быть приняты для борьбы с этим явлением. Опустынивание приводит к потере биологической продуктивности земель. Оно является одной из самых больших угроз человечеству. Это глобальная проблема затрагивает около 1/5 часть населения нашей планеты и касается более 100 стран. Для эффективного решения данной проблемы необходима высокая информированность о причинах и процессах опустынивания. Очень важно при этом также и международное сотрудничество.
Международный день охраны озонового слоя — это 16 сентября. Деятельность человека, в частности промышленность, привела не просто к истончению озонового слоя, но и к образованию в нем так называемых дыр. Первая озоновая дыра была зафиксирована учеными над Антарктидой в 1985 году, потом были обнаружены и другие озоновые дыры над нашей планетой. Разрушение озонового слоя над земным шаром чревато непоправимыми отрицательными последствиями для всего населения Земли: к раковым заболеваниям населения и к гибели животных и растений. Поэтому очень важно проводить работу по сокращению выбросов опасных для озонового слоя веществ.
Всемирный день почв ежегодно отмечается многими государствами 5 декабря. В этот день проводятся всевозможные акции по защите почв, парады, торжественные заседания общественных организаций, фестивали и мероприятия по защите и восстановлению почв, например, посадка деревьев.
okrmir1234.ru
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Презентация «Мир глазами эколога»
Слайд 1
Прошлое и настоящее глазами ЭКОЛОГАСлайд 2
Любите родную природу: Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. Сегодня на уроке мы выясним, по-доброму ли относится человек к природе.
Слайд 3
Сегодня мы отправимся вместе с учёными экологами на 15 – 25 тысяч лет назад. Примерно в это время первые земледельцы бросили в почву первые зерна в надежде, что они дадут новые растения и принесут им ещё больше зёрен. Пока человек довольствовался собиранием растений и охотой на животных, он подстраивался под существующую систему природы. Но именно в то время уже началось истребление некоторых животных. Начав выращивать растения, человек начал преобразовывать природу.
Слайд 4
С расцветом сельского хозяйства плодородные земли, на которых выращивали растения, стали разрушаться. С появлением техники, производственных предприятий вред становился всё больше и больше. Человек стал замечать последствия своих действий и задумываться о будущем. Что же бросилось в глаза людям? По вине человека планета стала заболевать, как человек. И как человека её надо лечить. Кто же должен позаботиться о нашей планете?
Слайд 5
Тур Хейердал – известный норвежский этнолог (учёный, изучающий особенности быта, нравов, культуры какого-то народа) и археолог. Его заинтересовали пути, по которым народы перемещались от континента к континенту, поэтому он стал мореплавателем. В 1947 году Хейердал построил плот из 9 брёвен, скреплённых верёвками из стеблей растений, закрепил на нем парус и отправился в в плавание по Тихому океану.
Слайд 6
Учёный со своими товарищами путешествовал на плоту 101 день. Всё, что он увидел за это время, норвежец описал в своей книге. В 1959 году отважный мореплаватель отправляется в новое путешествие. Для него он построил по старинным египетским рисункам лодку, которую назвал в честь египетского бога Солнца – «Ра». Лодка «Ра» проплыла от берегов Африки до островов Центральной Америки. В экипаж был включён и врач из России – Юрий Сенкевич. Сегодня он является ведущим телепередачи «Вокруг света».
Слайд 7
Что увидел учёный во время путешествия, мы узнаем, прочитав статью «Как сохранить океан от загрязнения» Большая часть отходов деятельности человека попадает в итоге в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается около 320 миллионов тонн железа, 6 с половиной тонн фосфора, 2 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего – нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов.
Слайд 8
Одна тонна нефти покрывает очень тонкой плёнкой 12 квадратных км водной поверхности. В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными. Следовательно, человек, не задумываясь об этом, может отравить сам себя.
Слайд 9
А сколько в океане плавает различного мусора. Американские учёные подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов пластиковых бутылок. Защищать Мировой океан должны люди всех стран.
Слайд 10
Вторая проблема человечества – спасение лесов. Леса занимают на планете 1/3 всей поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год. Больше половины мировых запасов леса – тропические леса. Половина всех тропических лесов находится в Южной Америке.
Слайд 11
В этих лесах обитает огромное количество разнообразных растений и животных, многие из которых до сих пор не изучены. Сегодня над лесами Амазонки навесла угроза вырубки. Сельва, так называют этот лес местные жители, гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает леса. Тропические леса вырубают для того, что разделать земля под поля и строительство.
Слайд 12
Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли. Спасти леса — задача каждого.
Слайд 13
Ты можешь сказать, что океан и тропики находятся от нас далеко. Но третья глобальная проблема Земли непосредственно каксается и тебя. Это мусор! Как избавиться от мусора? Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сёла. Их окрестности превратились в дикие свалки.
Слайд 14
Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковую упаковку. Часто мусор сжигают, и тогда едкий дым отравляет воздух. На пластмассы ранее возлагались большие надежды. Учёные считали, что она заменит металлы и древесину. Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.
Слайд 15
В науке выделилось целое направление – гарбалогия, что в переводе обозначает «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Мы тоже часто используем вещи, которые оказываются не такими безобидными, как кажется на первый взгляд. Например, различные батарейки после их использования нельзя превращать в игрушки, а надо выбрасывать на свалку. Опасными для здоровья становятся просроченные лекарства.
Слайд 16
Нельзя играть с остатками косметических средств, осторожно обращаться с бытовой химией. Какими способами можно избавиться от мусора? Какой из них безопасен? Прочитай статью «Лечить планету сообща». О каких организациях ты узнал из статьи? В какой стране находится штаб-квартира Всемирного фонда дикой природы? Как переводится Гринпис?
nsportal.ru
Урок окружающего мира «Прошлое и настоящее глазами эколога». 4-й класс
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
– Где жили первобытные люди?
– Какой материал требовался первобытному человеку?
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Работа в учебнике. 1 4 3 4 3
– Откройте учебник на с. 47.
(Чтение статьи «Сын или покоритель?» с третьего абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).
– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
– Кто такой человек по отношению к природе?
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?
– Что вы чувствовали?
– А может ли планета заболеть?
– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 Б класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного экологического объединения «Экоград Десяточка».На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.
– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
- Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
- Выявить причины проблем.
- Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».
Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;
группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;
группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер,
с. 133-138 «Горит трава».
Обсуждение проблем1 2 3 4 1 3 43
– Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?». Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).
– Переходим к обсуждению второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?»
Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
Меры поборьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
urok.1sept.ru
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Мир глазами эколога»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24
п.Обухово
«Муниципальный конкурс методических разработок
социально-экологических мероприятий
для учащихся 1 — 11 классов образовательных учреждений»
Конкурная работа на тему:
«Мир глазами эколога»
в номинации: «Методическая разработка урока экологии»
Подготовила
Жукова Анна Михайловна
учитель начальных классов
2016 г.
Ногинск М.О.
Конспект урока в 4 классе по учебнику А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник «Окружающий мир», 4класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008.
Тема: «Мир глазами эколога»
Цель: Знакомство с последствиями влияния человека на природу, с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
Задачи:
воспитывать уважение и любовь к природе;
углублять знания детей в области природоведения ;
развивать речь учащихся ;
повышать культуру;
развивать познавательную активность.
Оборудование урока: учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», листы в клетку для практической работы.
Ход урока.
Любите родную природу:
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Сегодня мы отправимся вместе с учёными экологами на 15 – 25 тысяч лет назад. Примерно в это время первые земледельцы бросили в почву первые зерна в надежде, что они дадут новые растения и принесут им ещё больше зёрен. Пока человек довольствовался собиранием растений и охотой на животных, он подстраивался под существующую систему природы. Но именно в то время уже началось истребление некоторых животных. Начав выращивать растения, человек начал преобразовывать природу.
С расцветом сельского хозяйства плодородные земли, на которых выращивали растения, стали разрушаться. С появлением техники, производственных предприятий вред становился всё больше и больше. Человек стал замечать последствия своих действий и задумываться о будущем. Что же бросилось в глаза людям?По вине человека планета стала заболевать, как человек. И как человека её надо лечить. Кто же должен позаботиться о нашей планете?
С точки зрения эколога, мир — это неразрывное единство живой и неживой природы, природы и человека.
Обратимся к учебнику. Что такое экологическая проблема и чем она опасна?
Представьте , что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода).
Тур Хейердал – известный норвежский этнолог (учёный, изучающий особенности быта, нравов, культуры какого-то народа) и археолог. Его заинтересовали пути, по которым народы перемещались от континента к континенту, поэтому он стал мореплавателем. В 1947 году Хейердал построил плот из 9 брёвен, скреплённых верёвками из стеблей растений, закрепил на нем парус и отправился в в плавание по Тихому океану.
Учёный со своими товарищами путешествовал на плоту 101 день. Всё, что он увидел за это время, норвежец описал в своей книге. В 1959 году отважный мореплаватель отправляется в новое путешествие. Для него он построил по старинным египетским рисункам лодку, которую назвал в честь египетского бога Солнца – «Ра». Лодка «Ра» проплыла от берегов Африки до островов Центральной Америки. В экипаж был включён и врач из России – Юрий Сенкевич. Сегодня он является ведущим телепередачи «Вокруг света».
Что увидел учёный во время путешествия, мы узнаем, прочитав статью «Как сохранить океан от загрязнения»Большая часть отходов деятельности человека попадает в итоге в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается около 320 миллионов тонн железа, 6 с половиной тонн фосфора, 2 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего – нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов.
Одна тонна нефти покрывает очень тонкой плёнкой 12 квадратных км водной поверхности.В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными. Следовательно, человек, не задумываясь об этом, может отравить сам себя.
А сколько в океане плавает различного мусора. Американские учёные подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов пластиковых бутылок.
с.42 — 43 учебника
Ответим на несколько вопросов:
1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются?
(На Земле четыре океана : Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
2. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)
3. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье).
4. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? ( Озеро Байкал.)
В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды.)
Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым ? (Балхаш.)
Вторая проблема человечества – спасение лесов. Леса занимают на планете 1/3 всей поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год. Больше половины мировых запасов леса – тропические леса. Половина всех тропических лесов находится в Южной Америке.
В этих лесах обитает огромное количество разнообразных растений и животных, многие из которых до сих пор не изучены. Сегодня над лесами Амазонки навесла угроза вырубки. Сельва, так называют этот лес местные жители, гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает леса. Тропические леса вырубают для того, что разделать земля под поля и строительство.
Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли.
с.43 — 44 учебника
Ответим на несколько вопросов:
1. Как отличить дерево от кустарника ? ( У дерева один ствол, у кустарника – много.)
2. Почему сломанная ветка засыхает? ( Прекращается ее питание.)
3. Почему дятла называют лесным лекарем? ( За один день уничтожает до 100 тысяч короедов).
4. Что за трава , которую и слепые знают ? ( Крапива.)
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? ( Сосна светолюбивое растение).
Ты можешь сказать, что океан и тропики находятся от нас далеко. Но третья глобальная проблема Земли непосредственно каксается и тебя. Это мусор! Как избавиться от мусора?Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сёла. Их окрестности превратились в дикие свалки.
Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковую упаковку. Часто мусор сжигают, и тогда едкий дым отравляет воздух. На пластмассы ранее возлагались большие надежды. Учёные считали, что она заменит металлы и древесину. Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.
В науке выделилось целое направление – гарбалогия, что в переводе обозначает «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.Мы тоже часто используем вещи, которые оказываются не такими безобидными, как кажется на первый взгляд. Например, различные батарейки после их использования нельзя превращать в игрушки, а надо выбрасывать на свалку. Опасными для здоровья становятся просроченные лекарства.
Нельзя играть с остатками косметических средств, осторожно обращаться с бытовой химией. Какими способами можно избавиться от мусора? Какой из них безопасен? Прочитай статью «Защитим планету сообща». О каких организациях ты узнал из статьи?В какой стране находится штаб-квартира Всемирного фонда дикой природы?Как переводится Гринпис?
с.44 — 46 учебника
Ответим на несколько вопросов:
1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. ( Кислород.)
2. Почему в тесном закрытом помещении , где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? ( Уменьшается количество кислорода.)
3. Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? ( В лесу, так как растения выделяют кислород.)
4. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? ( Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх.)
Почему ласточки перед дождем летают низко ? ( Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)
Быстро летит время. Вы закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить ? А повод для беспокойства есть …
Демонстрируется видеоролик на тему « Загрязнение окружающей среды.»
Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, пока известно ученым, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.
Домашнее задание: составить «Экологический календарь»
Спасибо за урок!
Список используемых материалов:
infourok.ru
Урок по окружающему миру в 4 классе «Прошлое и настоящее глазами эколога»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН.
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
АВТОРТРИПЯТАК Н.Н.,
учитель начальных классов
2014
Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование:
Средства обучения:
мультимедийная презентация,
учебник,
рабочая тетрадь,
пособие для учащихся общеобразовательных организаций.
Литература:
А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53.
А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2013, стр.15.
А.А. Плешаков. А.А. Румянцев пособие для учащихся общеобразовательных организаций «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» – Просвещение, 2013, стр. 129-133, стр. 139-143.
Оборудование: компьютер, глобус, информационные листы, таблица «Признаки грозной беды», экологический календарь.
ХОД УРОКА.
I.Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.
III. Проверка домашнего задания
– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).
– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).
– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).
– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).
IV. Совместное открытие знания
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 4
– Где жили первобытные люди? СЛАЙД 5
– Какой материал требовался первобытному человеку? СЛАЙД 6
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7
Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 47.
(Чтение статьи «Сын или покоритель?» с третьего абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8
– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12
– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
СЛАЙД 13
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14
– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15
– А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16
– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17
На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18
– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
Выявить причины проблем.
Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».
Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;
группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;
группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».
Обсуждение проблем.
– Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?». Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).
– Переходим к обсуждению второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?»
Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
Меры поборьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
V. Физкультминутка. Слайд19
VI. Применение нового знания
Работа в учебнике
– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.
СЛАЙД 20
– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).
– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Лечить планету сообща» на с.50 – 52.
СЛАЙД 21
Учащиеся читают статью под руководством учителя.
– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24
– Что такое экологическая проблема?
– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)
– Задание №2. Прочитайте.
– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.
– Назовите экологические организации. Запишите.
– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.
– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: «Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?»
Подведение итогов 4 5 1 1
– Какие экологические проблемы мы с вами решали?
– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?
– Почему и как людям приходится бороться с мусором?
– Назовите международные экологические организации.
– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?
А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы.
– Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!
VII. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)
– Понравилось ли вам быть исследователями?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что вызвало наибольшие затруднения?
VIII. Домашнее задание
Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53
Пересказ текста
Выполнить задание №2 на стр.53
Список использованной литературы
Плешаков А. А. Крючкова Е. А. окружающий мир 4 класс 1 часть Издательство «Просвещение»
Все дети на свете – за чистоту на планете – сборник творческих работ Волгоградского областного конкурса по экологии
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_environment.shtml — Конвенции и соглашения
http://www.intelkot.ru/articles106.html — Планеты солнечной системы
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: Конспект урока + презентация «Настоящее глазами эколога».
НАСТОЯЩЕЕ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА.
Цель : раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь
к природе, углублять знания детей в области природоведения ;
развивать речь учащихся , повышать культуру, развивать познавательную
активность.
Урок построен в форме игры « Умники и умницы».
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,-
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени Природа !
1-й чтец . Был , говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
2-й чтец. Мы рассказали про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ведущий. А вы знаете, где вы живете? (Название улицы, района, села, республики.)
На каком материке? Где находится материк?
Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем говорить о том как сберечь его – дом, в котором мы живем.
У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.
В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Послушайте стихотворение « Земля – наш общий дом».
3 – й чтец. Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом —
Наш добрый дом, просторный дом —
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ведущий. Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящен сегодня наш обобщающий урок по теме : «Настоящее глазами эколога», который мы проведем в виде игры «Умники и умницы».Эта игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все ее участники, которых мы назовем «теоретиками». ( Это слово произошло от греческого слова «цеория» — «исследование, рассмотрение».) За верный ответ «теоретик» получает «орден». А наши судьи будут наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Представляем наших судей …
Первый агон
Ведущий. Представьте , что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода). О воде и пойдет речь в первом агоне, который называется «Реки, речки и моря по земле текут не зря».
Отборочные вопросы первого агона:
1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются?
(На Земле четыре океана : Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
2. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)
3. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье).
4. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? ( Озеро Байкал.)
5. В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? ( Родник питают подземные воды.)
6. Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым ? (Балхаш.)
Представление первой тройки участников.
Ведущий. Перед началом агона мы разыграем дорожки. Кто быстрее отгадает загадку, тот и получит право выбора дорожки, напомним их свойства. Красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться, на желтой – можно ошибиться один раз, зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза.
Загадки.
1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина. ( Туман).
2. Пушистая вата плывет куда-то. ( Облака).
3. На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град.)
Вопрос игроку на красной дорожке.
Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. ( Камыш.)
Вопросы игроку на желтой дорожке.
1. Объясните понятие «мыльные воды». ( Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами).
2. Для получения тонны стали необходимо 150 тонн воды. Что нужно делать на предприятиях , чтобы загрязненная вода не попала в водоем? ( Ставить очистные сооружения и использовать ту же воду много раз.)
Вопросы игроку на зеленой дорожке.
1. Назовите самое распространенное дерево речных берегов нашей местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива).
2. Всего 12 граммов нефти необходимо на 1000 литров воды, чтобы ее сделать непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4 миллиона тонн нефти. К чему это ведет? ( Нефть затягивает пленкой водоем, так как она легче воды, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов).
3. Пресная вода составляет только 3% всей воды на Земле. Как ты можешь беречь воду? ( Не расходовать воду попусту, всегда плотно закрывать кран).
Жюри подводит итог первого агона.
4-й чтец. Человек, запомни навсегда :
Символ жизни на Земле – вода !
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни.
Второй агон.
5-й чтец. Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук.
Ведущий. Этому зеленому другу – лесу- и будет посвящен наш второй агон, который так и называется « Про зеленые леса и лесные чудеса».
Отборочные вопросы второго агона.
1. Как отличить дерево от кустарника ? ( У дерева один ствол, у кустарника – много.)
2. Почему сломанная ветка засыхает? ( Прекращается ее питание.)
3. Почему дятла называют лесным лекарем? ( За один день уничтожает до 100 тысяч короедов).
4. Что за трава , которую и слепые знают ? ( Крапива.)
5. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? ( Сосна светолюбивое растение).
Представление второй тройки участников.
Ведущий. Кто отгадает название лекарственного растения , тот и будет первым выбирать дорожку.
Задания.
1. Трава от 99 болезней. ( Зверобой.)
2. Какое растение «говорит», где оно живет? ( Подорожник).
3. Это травянистое растение весной зацветает первым. ( Мать- и – мачеха.)
Вопрос игроку на красной дорожке.
Косить траву надо от середины к краям луга. Почему? ( Чтобы звери и птицы могли убежать).
Вопросы игроку на желтой дорожке.
1. Почему ( особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? ( Шум, запах дыма пугают лесных жителей, которые покидают свои норы и гнезда. Лес – дом для животных. Уровень шума измеряется в децибелах: шелест травы – 10 децибелов, громкая речь – 60 – 70 децибелов.)
2. Чем опасен лесу неубранный туристами мусор : бумага, склянки, банки, бутылки? ( Из – за непотушенной сигареты может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес : брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.)
Вопросы игроку на зеленой дорожке.
- Вы увидели гнездо птицы . Как правильно вести себя ? ( Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца , не брать птенцов в руки.)
- Почему многие растения не дадут плодов , если ребята будут ловить бабочек?
( Бабочки опыляют растения.)
3. Чем полезны муравьи? ( Муравьи уничтожают вредных насекомых.)
Жюри подводит итог второго агона.
6-й чтец. Дерево , цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они ,
На планете мы останемся одни.
Третий агон.
Ведущий. Тема следующего агона « Какое небо голубое».
Отборочные вопросы третьего тура агона:
1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. ( Кислород.)
2. Почему в тесном закрытом помещении , где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? ( Уменьшается количество кислорода.)
3. Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? ( В лесу, так как растения выделяют кислород.)
4. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? ( Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх.)
5. Почему ласточки перед дождем летают низко ? ( Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)
Представление третьей тройки участников.
Ведущий. Первый, кто отгадает загадку, имеет право выбора дорожки.
Загадки.
1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. ( Ветер.)
2. Что за чудо – красота : расписные ворота показались на пути, вних не въехать ни войти. ( Радуга.)
Вопросы игроку на красной дорожке.
Имеет ли какое — либо отношение этот баллончик (демонстрирует баллончик с освежителем воздуха, дезодорантом и проч.) к охране окружающей среды? ( Газ фреон, которым наполняют баллончики , разъедает озоновый слой.).
Вопросы игроку на желтой дорожке.
1. Почему леса называют «легкими» планеты? ( Лес – источник кислорода на нашей планете.)
2. Этот газ – основной компонент воздуха – занимает 78% его объема. ( Азот.)
Вопросы игроку на зеленой дорожке.
1. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? ( Нет . За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов.)
2. Недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? ( Всемирный день Земли- 22 апреля.)
3. Где вы будете собирать лекарственные растения – возле дороги или в лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы.)
Ведущий. Вот и определились финалисты – победители сегодняшней игры « Умницы и умники.» Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это …
Жюри подводит итоги третьего агона и всей игры.
Ведущий. Быстро летит время. Вы закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить ? А повод для беспокойства есть …
Демонстрируется видеоролик на тему « Загрязнение окружающей среды.»
Ведущий. Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, пока известно ученым, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.
Свое отношение к природе вы и ваши одноклассники высказали в своих сочинениях и отразили в своих рисунках. Некоторые из них представлены здесь – на выставке. Спасибо за труд и примите небольшие сладкие призы.
7-й чтец. Наша планета Земля От этого станем мы только
Очень щедра и богата: добрей.
Горы, леса и поля- Украсим всю землю садами,
Дом наш родимый, ребята! цветами,
Давайте будем беречь планету, Такая планета нужна
Другой такой на свете нет. нам с вами.
Развеем над нею и тучи, дым,
В обиду ее никому не дадим .
Беречь будем птиц, насекомых, зверей / 4 «А» класс./
Чикоткова И.А.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 7» г.Чистополь,
Республика Татарстан
nsportal.ru
Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему: «Мир глазами эколога»
Конспект урока по окружающему миру
Программа: «Школа России»
Класс: 4
Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 1 часть
Тема: Мир глазами эколога
Тип урока: Комбинированный
Цель: обогащение представлений, обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
Познакомить обучающихся с системой экологических знаний;
Формировать умение самостоятельно работать с художественным и научным текстом.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, соотносить информацию с реальной жизнью;
Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;
Развивать способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение.
Воспитательные:
Воспитывать гуманные чувства к окружающей среде;
Воспитывать чувство ответственности за окружающий мир, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
Воспитывать уважение и любовь к родному краю, к природе в целом.
УУД:
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Выявлять известное и неизвестное.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Учитывать разные мнения;
Учавствовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Личностные:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Осознавать свое единство с окружающим миром;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.
Планируемые результаты: знать, при каких условиях ставится запятая между однородными членами, а при каких нет.
Оборудование:
Основное: учебник;
Дополнительное: методическое пособие, презентация, раздаточные тесты.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент.
А) Приветствие
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять,
О том, как потрудились дома,
Пора сегодня рассказать.
Б) Запись на доске: «22 сентября», «Классная работа»
Актуализация знаний.
У: Что мы изучали на прошлом уроке? (Слайд 1)
Д: «Когда и где?». Временные отрезки, даты и т.д.
У: Для того, чтобы проверить, как вы усвоили этот материал, мы с вами проведем тест.
Подготовка к основному этапу занятия.
Переход к теме урока (Слайд 2)
У: Серьезные проблемы мы будем решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология – важно или нет?»
У: Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.) (Слайд 3)
У: Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
Название темы.
У: Мы уже смотрели на мир глазами географа и историка. Кто догадался? С точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? (С точки зрения геолога)
У: Так какова тема нашего урока?
Д: Мир глазами геолога. (Слайд 4)
Постановка цели. (Слайд 5)
У: Что мы сегодня должны будем узнать?
Мотивация (Слайд 6)
У: Для чего нам это нужно?
Усвоение новых знаний и способов действий.
У: О ком говорится в загадке? (Слайд 7)
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней (Человек)
У: Как вы думаете, человек является властелином мира?
У: (рассказывает с 41) (Слайды 8-16) Кто-то изменил свое мнение?
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим… (Громкий вдох-выдох.)
У: Откройте страницу 42. Вы видите заголовок «Экологические проблемы».
У: Прочитаем текст вслух ______________.
У: Так в чем же причина экологической проблемы? (Слайд 17)
У: Чуть ниже на этой же страницы вы видите подзаголовок «Проблема загрязнения океана». Читаем. (Слайд 18)
У: Что поразило путешественников?
У: Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?
У: Как страдают от загрязнения живые существа?
У: Какие меры защиты для океана от загрязнения вы можете предложить?
У: Далее нам расскажут о «Проблеме исчезновения тропических лесов». Читаем (Слайд 19)
У: О каком чуде природы вы узнали?
У: Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.
У: Как называются джунгли?
У: Ради чего люди уничтожают тропические леса?
У: Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?
У: Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
У: А теперь мы вплотную подошли к самой остро стоящей проблеме – «Проблеме мусора». Читаем (Слайд 20)
У: Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?
У: Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?
У: Какими способами, на ваш взгляд. Можно избавиться от мусора?
У: Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
У: Ребята, как вы думаете, а кто-то уже обеспокоен данной проблемой?
У: Посмотрите на страницу 45. Сверху слева есть знак. Что на нем изображено? Как вы думаете, что означает данный знак? (Слайд 21)
У: Это символ одной из крупнейших природоохранных организаций – Всемирный фонд дикой природы.
У: Вы знаете еще подобные организации?
У: Прочитаем
У: Ребята, как вы думаете, а каждый из нас может сделать мир чуточку лучше? Как?
У: Природу нужно охранять, не откладывая на завтра. Ведь уже раздаются громкие тревожные звоночки, показывающие, что люди очень эгоистично относятся к окружающей среде. (Слайд 22-23)
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2-3 млн. лет.
Леса – «Легкие планеты» — вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2% (а это 20 га за сутки). 1 га=1000м2
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на земле только 2%.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожить, то через 10-15 лет он покроет ее всю слоем толщиной 5 м.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно – 1 видов растений.
Итог занятия. (Слайд 24)
У: Что узнали нового на уроке?
У: Как нужно относиться к природе?
Рефлексия
У: (табличка) Кто считает, что хорошо сегодня поработал на уроке, активно включался в диалог?
Домашнее задание (Слайд 25)
У: Дома вам нужно будет еще раз прочитать страницы 41-47, ответить на вопросы.
Оценка работы класса
У: Кого мы сегодня можем оценить? Кто был активен, давал верные ответы на вопросы?
Выполнить задания на 4-6 с. 22 рабочей тетради.
infourok.ru