cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

4 класс лермонтов ашик кериб – Презентация к уроку М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» 4 класс «Школа России»

Содержание

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Презентация к произведению М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» Турецкая сказка Урок по литературному чтению в 4 классе Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова О.В.

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)

Слайд 3

Эпиграфы Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. (И. Стравинский) Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. (Л. Толстой) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

Слайд 4

Актуализация ранее изученного Дополнение к известным биографическим фактам В отличие от Пушкина, которому с ранних лет рассказывала сказки и пела песни Арина Родионовна, Лермонтова воспитывала немка Христиана Ремер, а гувернером был француз. Позднее поэт писал: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская: я не слыхал сказок народных». Только позднее, познакомившись с ними, нашел он, что в русских народных сказках «больше поэзии, чем во всей французской поэзии». С первого появления в печати она входит в круг чтения детей, привлекая их занимательностью сюжета, необыкновенными коллизиями, благородством характеров, возвышенными чувствами, нравственной чистотой и преклонением перед искусством.

Слайд 5

Толковый словарь Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других стран. Оглан — мальчик, парень. Аян-Ага — знатный господин. Чауш — сторож, рассыльный. Ашик — балалаечник. Ана — мать. Хадерилиаз — святой Георгий.

Слайд 6

Обложка книги

Слайд 7

История создания сказки Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».

Слайд 8

Любовь матери — Своими речами ты изрезал сердце моё в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слёз. Скажи мне ты, который имеет его голос, когда мой сын придёт? И дважды со слезами она повторила ему просьбу.

Слайд 9

Любовь сестры Когда Ашик-Кериб уходил странствовать, его сестра была ещё маленькой девочкой. За семь лет отсутствия брата, она превратилась в прекрасную девушку. Несмотря на то, что годы изменили её брата, сердце подсказывало ей, что это он. Она даже ослушалась несколько раз мать и впустила странника в дом, дала ему сааз, позволила на нём играть и первая сообщила матери о том, что её сын действительно вернулся живым.

Слайд 10

Любовь Магуль-Мегери Возвышенными, кристально чистыми чувствами, верностью и благородством отличается и его возлюбленная Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Несмотря на социальное неравенство, красавица всем сердцем полюбила бедного юношу. Нарушая строгие правила поведения, предписанные женщинам Востока, она сама пришла в дом возлюбленного. Магуль-Мегери смела, сообразительна, находчива, умеет добиваться своих целей. Она ни на йоту не отступила от клятвы, не потеряла веры в любовь. Девушка нашла способ напомнить юноше о сроке возвращения и не поверила в известие о его гибели, хотя были представлены ей вещественные доказательства. Все препятствия рушатся перед влюбленными. Магуль-Мегери «поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека». Значит, выдавали ее замуж насильно… Мы видим свадебный обряд, когда невеста сидит за занавеской, в то время как жених с гостями пирует .

Слайд 11

Ашик-Кериб Противоречив образ главного героя. Он беден, но обладает любящим, благородным сердцем, чудесными музыкальными способностями, лишен тщеславия и зависти. Несмотря на скромное положение, Ашик-Кериб полон чувства собственного достоинства, выше всего ценит свободу и самостоятельность. Его чувства к Магуль-Мигери притупились от богатства и славы, в результате чего он чуть не пропустил срок возвращения к своей возлюбленной.

Слайд 12

Прощение Даже соперник Ашик-Кериба коварный Куршуд-бек в конце концов смиряется с судьбой и не позволяет брату причинить зло счастливым влюбленным, ибо понимает, что чистым и влюбленным сердцам ничто не может помешать соединиться. Ашик-Кериб на радостях прощает Куршуд-бека и предлагает ему в жёны свою прекрасную сестру, обещая дать за ней богатое приданое.

Слайд 13

Искушения На чужом несчастье счастья не построишь.

Слайд 14

Любовь Аллаха, пославшего святого Георгия

Слайд 15

Любовь подруги к Магуль-Мегери Подруга Магуль-Мегери переживала за свою подругу, зная о её любви. Она разбудила спящего в саду Ашик-Кериба, чтобы влюблённые смогли поговорить. Именно тогда решилась их дальнейшая судьба.

Слайд 16

Итог Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»

        


Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

 

Задачи: 

 

1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)

2. Закрепить особенности волшебных сказок

3. Обогатить словарь учащихся восточными словами

4. Отрабатывать навык выразительного чтения

5. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

 

Ход урока

 

1. Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем. Слайд № 1.

 

Произведения М.Ю.Лермонтова. Появление портрета.

 

Что вы знаете об этом писателе? Появление схемы:

 

Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры.

М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»).

 

Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».

Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки? Слайд № 2.

Сказки авторские и народные.

Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

 

К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3.

 

Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

 

 2. Каким было домашнее задание?

 

Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб»

А проверим, как вы выполнили задание, мы с помощью теста.

Дети отвечают на вопросы учителя на листочках.

 

1) Кем был Ашик-Кериб ?

 

а) богатый турок

б) бедный певец

в) великий паша

 

2) В каком городе жила Магуль-Мегери?

 

а) Карс

б) Тифлиз

в) Арзерум

 

3) Кто помог Ашик-Керибу?

 

а) Куршуд-бек

б) Св. Хадерилиаз

в) мать

 

4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?

 

а) сказал волшебные слова

б) помазал глаза комком земли

в) спел свою лучшую песню

Слайд № 4. Проверка. Читаем задание и называем ответ. Оцените свою работу.

 

3. Слайды № 5, 6, 7, 8, 9 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.

Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

 

4. Слайд № 9 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек).

Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?

  Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

          Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

Может ли это служить ему оправданием?

 

5. Сказка «Ашик-Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов.

Задание: составить словарик восточных слов. (в группах) Слайд № 10.

 

Проверка. По очереди команды читают восточные слова и дают перевод.

 За каждый правильный ответ получают 1 балл.

 

 

6. Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня.

 

Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 11.

Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.

Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара.

Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?

Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян

А теперь покажите путь Ашик-Кериба.

Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

 

7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Работа в группах. Слайд № 12.

 

Проверка. Группы по очереди читают задания и ответы.

8. И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 13

9. Рефлексия. Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

nsportal.ru

«М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» — Начальные классы

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №10»

Урок по литературному чтению

Тема: «Сказка М. Ю. Лермонтова

«Ашик-Кериб»

Учитель начальных

классов: Ковальчук Т. В.

Урок литературного чтения в 4-з классе

Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

 

Задачи:

 

1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)

2. Закрепить особенности волшебных сказок

3. Обогатить словарь учащихся восточными словами

4. Отрабатывать навык выразительного чтения

5. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

 

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, проверьте готовность к уроку. На партах у вас должен лежать учебник, тонкая рабочая тетрадь, пенал. Садитесь.

II. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Все бобры для своих бобрят добры (на доске)

Работа с партнером по плечу.

 — А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.

1. Игра «Доскажи словечко»

Тексты будем мы … 
Информацию  из  текста … 
Точку  зрения …………….
На вопросы …………………

Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

(1 ученик зачитывает , что получилось)

III. Сообщение темы и целей урока.

— А сейчас закрыли глаза. 

Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.

Почему звучит именно восточная мелодия? ( Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).

1. Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем.

(тема уже записана на доске . «Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»)

Появление портрета.)

 У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую

роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз

был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой

природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю

свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,

слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской

природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё

это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.

Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык. Сказка об Ашик — Керибе является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.

1. Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки.

Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.

2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям.

Что вы знаете об этом писателе? 

Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры.

М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»).

 

Сегодня мы продолжаем работу над этой сказкой.

Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки?

Сказки авторские и народные.

Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

 

К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3.

 

Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?

Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

 

 2. Каким было домашнее задание?

 

Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб» до конца. (Чтение сказки) Оценивание своего чтения.

А сейчас мы проверим с помощью теста, насколько внимательно вы читали эту сказку. (Дети отвечают на вопросы учителя на листочках. )

 

1) Кем был Ашик-Кериб ?

 а) богатый турок

б) бедный певец

в) великий паша

 

2) В каком городе жила Магуль-Мегери?

 

а) Карс

б) Тифлиз

в) Арзерум

 

3) Кто помог Ашик-Керибу?

 

а) Куршуд-бек

б) Св. Хадерилиаз

в) мать

 

4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?

 

а) сказал волшебные слова

б) помазал глаза комком земли

в) спел свою лучшую песню

Проверка. Читаем задание и называем ответ. (Оцените свою работу. )

 

3. Слайды № 5, 6, 7, 8, 9 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.

Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

 

4. Слайд № 9 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек).

Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?

Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

Может ли это служить ему оправданием?

 

5. Сказка «Ашик-Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов.

Задание: составить словарик восточных слов. (в группах) Слайд № 10.

 

Проверка. По очереди команды читают восточные слова и дают перевод.

 

 

 

6. Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня.

Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 11.

Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.

Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара.

Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?

Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян

А теперь покажите путь Ашик-Кериба.

Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

 

7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Работа в группах. Слайд № 12.

Проверка. Группы по очереди читают задания и ответы.

8. И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 13

9. Рефлексия. Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

10.Домашнее задание.

multiurok.ru

Михаил Лермонтов — Ашик-Кериб: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звезды на небеси, но за звездами живут ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза. Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего кроме высокого сердца – и дара песен; играя на саазе [балалайка турец<кая>] и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых; – на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку – и он стал грустен, как зимнее небо.

Вот раз он лежал в саду под виноградником и наконец заснул; в это время шла мимо Магуль-Мегери с своими подругами; и одна из них, увидав спящего ашика [балалаечник], отстала и подошла к нему: «Что ты спишь под виноградником, – запела она, – вставай, безумный, твоя газель идет мимо»; он проснулся – девушка порхнула прочь, как птичка; Магуль-Мегери слышала ее песню и стала ее бранить: «Если б ты знала, – отвечала та, – кому я пела эту песню, ты бы меня поблагодарила: это твой Ашик-Кериб»; – «Веди меня к нему», – сказала Магуль-Мегери; и они пошли. Увидав его печальное лицо, Магуль-Мегери стала его спрашивать и утешать; «Как мне не грустить, – отвечал Ашик-Кериб, – я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею». – «Проси мою руку у отца моего, – говорила она, – и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои деньги и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет». – «Хорошо, – отвечал он, – положим, Аян-Ага ничего не пожалеет для своей доч<ер>и; но кто знает, что после ты не будешь меня упрекать в том, что я ничего не имел и тебе всем обязан; – нет, милая Магуль-Мегери; я положил зарок на свою душу; обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в дальних пустынях; если ты согласна на это, то по истечении срока будешь моею». – Она согласилась, но прибавила, что если в назначенный день он не вернется, она сделается женою Куршуд-бека, который давно уж за нее сватается.

Пришел Ашик-Кериб к своей матери; взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо и сумку, оперся на посох странничий и вышел из города Тифлиза. И вот догоняет его всадник, – он смотрит – это Куршуд-бек. «Добрый путь, – кричал ему бек, – куда бы ты ни шел, странник, я твой товарищ»; не рад был Ашик своему товарищу – но нечего делать; долго они шли вместе, наконец завидели перед собою реку. Ни моста, ни броду; – «Плыви вперед, – сказал Куршуд-бек, – я за тобою последую». Ашик сбросил верхнее платье и поплыл; переправившись, глядь назад – о горе! о всемогущий аллах! Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только пыль вилась за ним змеею по гладкому полю. Прискакав в Тифлиз, несет бек платье Ашик-Кериба к его старой матери: «Твой сын утонул в глубокой реке, – говорит он, – вот его одежда»; в невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери. «Мой сын утонул, – сказала она ей, – Куршуд-бек привез его одежды; ты свободна». Магуль-Мегери улыбнулась и отвечала: «Не верь, это всё выдумки Куршуд-бека; прежде истечения 7 лет никто не будет моим мужем»; она взяла со стены свою сааз и спокойно начала петь любимую песню бедного Ашик-Кериба.

Между тем странник пришел бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город: и слава его разнеслась повсюду. Прибыл он наконец в Халаф; по обыкновению взошел в кофейный дом, спросил сааз и стал петь. В это время жил в Халафе паша, большой охотник до песельников: многих к нему приводили – ни один ему не понравился; его чауши измучились, бегая по городу: вдруг, проходя мимо кофейного дома, слышат удивительный голос; они туда: «Иди с нами к великому паше, – закричали они, – или ты отвечаешь нам головою». «Я человек вольный, странник из города Тифлиза, – говорит Ашик-Кериб; – хочу пойду, хочу нет; пою, когда придется, и ваш паша мне не начальник»; однако, несмотря на то, его схватили и привели к паше. «Пой», сказал паша, и он запел. И в этой песни он славил свою дорогую Магуль-Мегери; и эта песня так понравилась гордому паше, что он оставил у себя бедного Ашик-Кериба. Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нем богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат; забыл он свою Магуль-Мегери или нет, не знаю, толь<ко> срок истекал, последний год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду. Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться: в это время отправлялся один купец с керваном из Тифлиза с сорока верблюдами и 80-ю невольниками: призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо: «Возьми ты это блюдо, – говорит она, – и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом». Отправился купец, везде исполнял поручение Магуль-Мегери, но никто не признался хозяином золотому блюду. Уж он продал почти все свои товары и приехал с остальными в Халаф: объявил он везде поручение Магуль-Мегери. Услыхав это, Ашик-Кериб прибегает в караван-сарай: и видит золотое блюдо в лавке тифлизского купца. «Это мое», – сказал он, схватив его рукою. «Точно, твое, – сказал купец: – я узнал тебя, Ашик-Кериб: ступай же скорее в Тифлиз, твоя Магуль-Мегери велела тебе сказать, что срок истекает, и если ты не будешь в назначенный день, то она выдет за другого»; – в отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только 3 дни до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собою суму с золотыми монетами – и поскакал, не жалея коня; наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган горе, что между Арзиньяном и Арзерумом. Что ему было делать: от Арзиньяна до Тифлиза два месяца езды, а оставалось только два дни. «Аллах всемогущий, – воскликнул он, – если ты уж мне не помогаешь, то мне нечего на земле делать»; и хочет он броситься с высокого утеса; вдруг видит внизу человека на белом коне; и слышит громкий голос: «Оглан, что ты хочешь делать?» «Хочу умереть», – отвечал Ашик. «Слезай же сюда, если так, я тебя убью». Ашик спустился кое-как с утеса. «Ступай за мною», – сказал грозно всадник; «Как я могу за тобою следовать, – отвечал Ашик, – твой конь летит, как ветер, а я отягощен сумою»; – «Правда; повесь же суму свою на седло мое и следуй»; – отстал Ашик-Кериб, как ни старался бежать: «Что ж ты отстаешь», – спросил всадник; «Как же я могу следовать за тобою, твой конь быстрее мысли, а я уж измучен». «Правда, садись же сзади на коня моего и говори всю правду, куда тебе нужно ехать». – «Хоть бы в Арзерум поспеть нонче», – отвечал Ашик. – «Закрой же глаза»; он закрыл. «Теперь открой»; – смотрит Ашик: перед ним белеют стены и блещут минареты Арзрума. «Виноват, Ага, – сказал Ашик, – я ошибся, я хотел сказать, что мне надо в Карс»; – «То-то же, – отвечал всадник, – я предупредил тебя, чтоб ты говорил мне сущую правду; закрой же опять глаза, – теперь открой»; – Ашик себе не верит то, что это Карс: он упал на колени и сказал: «Виноват, Ага, трижды виноват твой слуга Ашик-Кериб: но ты сам знаешь, что если человек решился лгать с утра, то должен лгать до конца дня: мне по настоящему надо в Тифлиз». – «Экой ты неверный, – сказал сердито всадник, – но, нечего делать: прощаю тебе: закрой же глаза. Теперь открой», – прибавил он по прошествии минуты. Ашик вскрикнул от радости: они были у ворот Тифлиза. Принеся искреннюю свою благодарность и взяв свою суму с седла, Ашик-Кериб сказал всаднику: «Ага, конечно, благодеяние твое велико, но сделай еще больше; если я теперь буду рассказывать, что в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз, мне никто не поверит; дай мне какое-нибудь доказательство». – «Наклонись, – сказал тот улыбнувшись, – и возьми из-под копыта коня комок земли и положи себе за пазуху: и тогда, если не станут верить истине слов твоих, то вели к себе привести слепую, которая семь лет уж в этом положении, помажь ей глаза – и она увидит». Ашик взял кусок земли из-под копыта белого коня, но только он поднял голову, всадник и конь исчезли; тогда он убедился в душе, что его покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз [св. Георгий)].

Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой: стучит он в двери дрожащею рукою, говоря: «Ана, ана [мать], отвори: я божий гость: я холоден и голоден; прошу ради странствующего твоего сына, впусти меня». Слабый голос старухи отвечал ему: «Для ночлега путников есть дома богатых и сильных: есть теперь в городе свадьбы – ступай туда; там можешь провести ночь в удовольствии». – «Ана, – отвечал он, – я здесь никого знакомых не имею и потому повторяю мою просьбу: ради странствующего твоего сына впусти меня». Тогда сестра его говорит матери: «Мать, я встану и отворю ему двери». – «Негодная, – отвечала старуха: – ты рада принимать молодых людей и угощать их, потому что вот уже семь лет, как я от слез потеряла зрение». Но дочь, не внимая ее упрекам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба: сказав обычное приветствие, он сел и с тайным волнением стал осматриваться: и видит он на стене висит в пыльном чехле его сладкозвучный сааз. И стал он спрашивать у матери: «Что висит у тебя на стене?» – «Любопытный ты гость, – отвечала она, – будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и завтра отпустят тебя с богом». – «Я уж сказал тебе, – возразил он, – что ты моя родная мать, а это сестра моя, и потому прошу объяснить мне, что это висит на стене?» – «Это сааз, сааз», – отвечала старуха сердито, не веря ему. – «А что значит сааз?» – «Сааз то значит: что на ней играют и поют песни». – И просит Ашик-Кериб, чтоб она позволила сестре снять сааз и показать ему. – «Нельзя, – отвечала старуха: – это сааз моего несчастного сына, вот уже семь лет он висит на стене, и ничья живая рука до него не дотрогивалась». Но сестра его встала, сняла со стены сааз и отдала ему: тогда он поднял глаза к небу и сотворил такую молитву: «О! всемогущий аллах! если я должен достигнуть до желаемой цели, то моя семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот день, когда я в последний раз играл на ней». И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили; и он начал петь: «Я бедный Кериб [нищий] – и слова мои бедны; но великий Хадерилияз помог мне спуститься с крутого утеса, хотя я беден и бедны слова мои. Узнай меня, мать, своего странника». После этого мать его зарыдала и спрашивает его: – «Как тебя зовут?» – «Рашид » [храбрый], – отвечал он. – «Раз говори, другой раз слушай, Рашид, – сказала она: – своими речами ты изрезал сердце мое в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слез: скажи мне ты, который имеешь его голос, когда мой сын придет?» И дважды со слезами она повторила ему просьбу. Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила, и спустя несколько времени просит он: «Позволь мне, матушка, взять сааз и идти, я слышал, здесь близко есть свадьба: сестра меня проводит; я буду петь и играть, и всё, что получу, принесу сюда и разделю с вами». – «Не позволю, – отвечала старуха; – с тех пор, как нет моего сына, его сааз не выходил из дому». – Но он стал клясться, что не повредит ни одной струны, – «а если хоть одна струна порвется, – продолжал Ашик, – то отвечаю моим имуществом». Старуха ощупала его сумы и, узнав, что они наполнены монетами, отпустила его; проводив его до богатого дома, где шумел свадебный пир, сестра остал<ась> у дверей слушать, что будет.

В этом доме жила Магуль-Мегери, и в эту ночь она должна была сделать<ся> женою Куршуд-бека. Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой [занавес] с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека. И слышит она из-за чапры, что пришел незнакомец, который говорил: «Селям алейкюм: вы здесь веселитесь и пируете, так позвольте мне, бедному страннику, сесть с вами, и за то я спою вам песню». – «Почему же нет, – сказал Куршуд-бек. Сюда должны быть впускаемы песельники и плясуны, потому что здесь свадьба: – спой же что-нибудь, Ашик [певец], и я отпущу тебя с полной горстью золота».

Тогда Куршуд-бек спросил его: «А как тебя зовут, путник? – „Шинды-Гёрурсез [скоро узнаете]“. – „Что это за имя, – воскликнул тот со смехом. – Я в первый раз такое слышу!“ – „Когда мать моя была мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать, сына или дочь бог ей дал: им отвечали – шинды-гёрурсез (скоро узнаете). И вот поэтому, когда я родился – мне дали это имя“. – После этого он взял сааз и начал петь.

– В городе Халафе я пил мисирское вино, но бог мне дал крылья, и я прилетел сюда в день.

Брат Куршуд-бека, человек малоумный, выхватил кинжал, воскликнув: «Ты лжешь; как можно из Халафа приехать сюда в день.

– За что ж ты меня хочешь убить, – сказал Ашик: – певцов обыкновенно со всех четырех сторон собирают в одно место; а я с вас ничего не беру, верьте мне или не верьте.

– Пускай продолжает, – сказал жених, и Ашик-Кериб запел снова:

– Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзруме; пред захождением солнца творил намаз в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлизе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел сюда; дай бог, чтоб я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору: Маулям [создатель] дал Ашику крылья, и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери.

Тогда Магуль-Мегери, узнав его голос, бросила яд в одну сторону, а кинжал в другую: – «Так-то ты сдержала свою клятву, – сказали ее подруги; – стало быть, сегодня ночью ты будешь женою Куршуд-бека. – „Вы не узнали, а я узнала милый мне голос“, – отвечала Магуль-Мегери; и, взяв ножницы, она прорезала чапру. Когда же посмотрела и точно узнала своего Ашик-Кериба, то вскрикнула; бросилась к нему на шею, и оба упали без чувств. Брат Куршуд-бека бросился на них с кинжалом, намереваясь заколоть обоих, но Куршуд-бек остановил его, примолвив: „Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует“.

Придя в чувство, Магуль-Мегери покраснела от стыда, закрыла лицо рукою и спряталась за чапру.

– Теперь точно видно, что ты Ашик-Кериб, – сказал жених; – но поведай, как же ты мог в такое краткое время проехать такое великое пространство? – «В доказательство истины, – отвечал Ашик, – сабля моя перерубит камень, если же я лгу, то да будет шея моя тоньше волоска; но лучше всего приведите мне слепую, которая бы 7 лет уж не видела свету божьего, и я возвращу ей зрение». – Сестра Ашик-Кериба, стоявшая у двери и услышав такую речь, побежала к матери. «Матушка! – закричала она, – это точно брат, и точно твой сын Ашик-Кериб», и, взяв ее под руку, привела старуху на пир свадебный. Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развел его водою и намазал матери глаза, примолвя: «Знайте все люди, как могущ и велик Хадрилиаз», – и мать его прозрела. После того никто не смел сомневаться в истине слов его, и Куршуд-бек уступил ему безмолвно прекрасную Магуль-Мегери.

Тогда в радости Ашик-Кериб сказал ему: «Послушай, Куршуд-бек, я тебя утешу: сестра моя не хуже твоей прежней невесты, я богат: у ней будет не менее серебра и золота; итак возьми ее за себя – и будьте так же счастливы, как я с моей дорогою Магуль-Мегери».

skazki.rustih.ru

Лермонтов Михаил сказка Ашик-Кериб / Читательский дневник 4 класс / ГДЗ Грамота

Читательский дневник по турецкой сказке Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб»

Автор:  Михаил Юрьевич Лермонтов

Название произведения: ”Ашик Кериб”

Число страниц:  14

Жанр произведения:  сказка

Главные герои: Ашик Кериб, Магуль Мегери, Куршуд бек,Хадерилиаз, святой Георгий.

Краткое содержание турецкой сказки «Ашик-Кериб»

В сказке мы знакомимся с очень талантливым, но очень бедным певцом Ашиком Керибом.

У него есть возлюбленная Магуль Мегери.

Это чистая и взаимная любовь.

Но по причине того, что Ашик беден, отец Магуль не разрешает им сыграть свадьбу.

И тогда Ашик решает уехать на заработки и вернуться через 7 лет, чтобы все-таки обвенчаться со своей возлюбленной.

Они договорились и Ашик пускается в дорогу.

Вместе с ним просится Куршуд-бек, и Ашид соглашается.

Но в дороге с ними приключается один случай.

На пути у них была река и Куршуд предлагает Ашику снять одежду и переплыть реку.

Но оказывается Куршуд только обманывает своего попутчика, ворует вещи и возвращается обратно.

Он врет всем, что Ашик утонул, от чего мать его слепнет.

7 долгих лет все думали, что Ашик мертв.

Но он все это время зарабатывал и смог накопить достаточно денег, для того, чтобы вернуться.

Однако вспоминает о намеченной встрече с Маргуль слишком поздно.

И она по клятве должна выйти замуж за Куршуда.

Ашику встречается добрый волшебник, который дает его матери исцеление и перемещает Ашика прямо домой.

Итог таков, что Ашид таки успевает на свадьбу и исцеляет мать.

План пересказа сказки «Ашик-Кериб»

1. Взаимная любовь Ашида и Маргуль

2. Важное решение — отправление в путь

3. Обман Куршуда

4. 7 лет ожидания

5. Счастливый случай

6. Свадьба

Рисунок-иллюстрация турецкой сказки «Ашик-Кериб»

Главная мысль турецкой сказки «Ашик-Кериб»

Если человек чист в своих желаниях и намерениях, то все у него получится.

А зависть и злость в конечном итоге не приведут к исполнению планов.

Как видим, Ашид не сдавался, а шел к своей цели.

Также он все-таки сдержал свое обещание, не смотря ни на что.

Это говорит о его целеустремленности и непоколебимости.

Автор хотел донести до читателя то, что это очень хорошие качества, которые только помогают по жизни.

Мы берем пример с главного героя.

А Куршуд наоборот, должен вызвать прямо противоположный эффект.

Нельзя поступать и мыслить как этот отрицательный герой.

Ничего в итоге у него не получилось

Чему учит произведение

Автор на примере главных героев учит идти вперед за своими мечтами и желаниями.

Не нужно сдаваться и опускать руки.

А наоборот не смотря на трудности добиваться своего и не сходить с намеченного пути.

На примере возлюбленной нужно придерживаться обещаний, если ты уже их дал.

Видя отрицательного героя Куршуд-бека, мы понимаем, что ложь и обман не приносит пользы.

Синквейн

Ашид Кериб

Влюбленный, молодой

Не сдается, работает, мечтает

Вовремя вспоминает обещание

Любовь

Краткий отзыв для читательского дневника по сказке Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб»

Это произведение описывает красивую историю, которая могла бы закончится не так сказочно.

Но всеобщими усилиями у главных героев все сложилось как нельзя лучше.

Она заставляет задуматься о своих прошлых и будущих поступках.

О том, как мы порой сами забываем про обещания.

В сказке сразу видно, чем это может грозить.

Также сказка напоминает нам, что настоящая любовь чиста и терпелива.

Именно к такому нужно стремиться.

Какие пословицы подходят

Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.

Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Давши слово, держи его.

Крепко верить – значит победить.

Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Неизвестные слова и их значения

Сааз — музыкальный инструмент;

Чапра — виноградные выжимки;

Намаз — молитва.

gdz-gramota.ru

М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб тест — Начальные классы

М.Ю.Лермонтов «Ашик –Кериб». Тест.

Где М.Ю. Лермонтов почерпнул сюжет сказки «Ашик-Кериб»?

А) ему подсказал А.С. Пушкин;

Б) сочинил сюжет самостоятельно;

В) взял сюжет из кавказского фольклора;

Г) перевел на русский язык английскую народную сказку.

Какого народа сказка «Ашик

Кериб», пересказанная М.Ю.

Лермонтовым?

А. Армянская

Б. Турецкая

В. Грузинская

Что в переводе с турецкого

означает «Ашик»?

А) бедняк;

Б) раб;

В) балалаечник;

Г) гордый юноша.

Каким был Ашик –Кериб?

А. Бедным

Б. Богатым

В. Среднего достатка

Что пророк дал Ашик –Керибу ?

А Высокий рост и дар песен

Б. Высокое сердце и дар рисования

В. Высокое сердце и дар песен

С кем сравнивает автор Магуль –Мегери ?

А. С прекрасным солнцем за облаками

Б. С ангелом, живущим за звездами

В. С птицей красивых лесов

В каком городе происходит

знакомство Ашик-Кериба и

Магуль-Мигери?

А. Тифлизе

Б. Петербурге

В. Арзеруме

Что помешало Ашик-Керибу и Магуль

Мегери быть вместе?

А) Ашик был рабом и должен был положенный срок отслужить своему господину;

Б) гордость Ашика: он решил заработать денег прежде чем жениться на богатой невесте;

В) Магуль-Мегери уже дала согласие на замужество Куршуд-беку;

Г) родители возлюбленных состояли в кровной вражде;

Какой срок установил Ашик до

своего возвращения к

возлюбленной?

А) 1 год;

Б) 3 года;

В) 5 лет;

Г) 7 лет.

Куршуд-бек, принеся вещи Ашика

его матери, объявил, что:

А) Ашик утонул в реке;

Б) Ашик погиб в схватке с барсом;

В) Ашик погиб при нападении на него разбойников;

Г) Ашик сорвался с обрыва.

Где служил Ашик-Кериб, чтоб

заработать себе состояние?

А) работал на каменоломне;

Б) песельником у вельможи;

В) рыбаком;

Г) пастухом.

Как Магуль-Мегери напомнила

Ашику, что подходит окончание

срока ожидания?

А) вручает купцу саазу Ашика;

Б) пишет письмо прославившемуся песельнику;

В) вручает купцу золотое блюдо;

Г) отправляется сама на поиски возлюбленного.

Как смог Ашик преодолеть

расстояние до родного города?

А) на ковре-самолете;

Б) ему помог святой Георгий;

В) на волшебном коне, подаренном ему пашой;

Г) при помощи волшебника, встреченного по пути.

Как Ашик-Керибу удается избавить

свою мать от слепоты:

А) сыграл на своей саазе, и это исцелило мать;

Б) призывает на помощь волшебника Тифлиза;

В) при помощи земли из-под копыт коня святого Георгия;

Г) молится всевышнему о ее исцелении, и его молитва остается услышанной.

Чем заканчивается сказка?

А) Ашик-Кериб и Магуль-Мегери бегут из города;

Б) Ашик-кериб побеждает в поединке, и ему достается рука возлюбленной;

В) Магуль-Мегери отказывает Ашику в его желании стать ее мужем и остается с Куршуд-беком;

Г) Куршуд-бек уступил Магуль-Мегери Ашику, за что получил право жениться на сестре Ашика.

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Сказка М. Ю.  Лермонтова «Ашик-Кериб»

Цель урока:

— знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

-создать условия, для ознакомления детей  с турецкой культурой;

-совершенствование осознанного чтения;

-закрепить особенности волшебных сказок;

-обогащать словарный запас детей;

-воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.

Ход урока.

Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Какие  жанры произведений Лермонтова  мы знаем?

(Стихи и сказки)

Как называется  произведение, которое  Вы начали самостоятельно читать  на прошлом уроке?   «Ашик- Кериб»

К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

Какие бывают сказки? (народные и авторские)

К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)

Давайте вспомним,  на какие виды делятся сказки?  (волшебные, бытовые,

о животных).

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту сказку.

Выясним к какому виду сказки принадлежит сказка «Ашик- Кериб».

Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой.

    Дело в том, что  Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

    -О ком нам расскажет сказка?

— Чем занимался Ашик-Кериб?

— Почему люди уважали его?

— Как он познакомился со своей невестой?

(чтение отрывка)

Какое сравнение использует автор? (как зимнее небо)

Что предложила девушка Ашик-Керибу?

Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

(чтение отрывка по ролям)

О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)

Какое решение принял Ашик Кериб?

Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?

Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек?

Почему он так поступил?

Прочитайте отрывок о том, как она приняла страшную весть?

Почему она поверила Куршуд-беку?

Почему Магуль-Мегери не поверила в это?

Добился ли Ашик Кериб того чего хотел?

Кто помог разбогатеть Ашик Керибу? (паша)

Прочитайте, зачем Магуль-Мегери  пригласила к себе купца и что ему говорила. (103)

– Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?

Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой.

 (всадник Хадерилиаз – св. Георгий)

Давайте рассмотрим названия  турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб. (Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс) – работа с картой.

– Кто первым узнал Ашик-Кериба?

Чем закончилась сказка?

Кто догадался к какому виду сказок относится сказка «Ашик-Кериб»? Докажите.

(три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

Закрепление нового материала.

-Понравилась ли вам сказка?

-Назовите действующих лиц сказки.

Давайте дадим характеристику главным героям. Слайд

Прочитаем пословицы стр. 113.

-Для чего автор описал нам их?

-Может ли для тебя это быть ценным?

Рефлексия.

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

Перечитать сказку разделить на смысловые части.

Словарик восточных слов.

Аян- Ага- знатный господин.

Ана- мать.

Ашик- музыкант, балалаечник.

Аллах- бог.

Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям- создатель.

Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан- юноша.

Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз- турецкая баладайка.

Салям- алейкум- здравствуйте.

Чауши- слуги.

Ф.И.______________________________________

Тест

1) Кем был Ашик-Кериб

 

а) богатый турок

б) бедный певец

в) великий паша

 

2) В каком городе жила Магуль-Мегери?

 

а) Карс

б) Тифлиз

в) Арзерум

 

3) Кто помог Ашик-Керибу?

 

а) Куршуд-бек

б) Св. Хадерилиаз

в) мать

 

4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?

 

а) сказал волшебные слова

б) помазал глаза комком земли

в) спел свою лучшую песню

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *