cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вещество это окружающий мир 3 класс – Вещества — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Содержание

Вещества — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Вещество — то, из чего состоят тела.

Стекло, железо, алюминий, вода, углекислый газ — это вещества.

 

Из одного вещества может состоять множество тел.

Пример:

ваза для цветов, фужер и химическая колба состоят из стекла.

 

Большинство тел состоит из нескольких веществ, а не из одного.

Пример:

молоток состоит из древесины и железа.

 

Много веществ входит в состав живых тел. Все живые организмы содержат воду, белки, крахмал, жиры.

 

Обрати внимание!

Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные.

Твёрдые вещества: железо, золото, мел, пластмасса, соль, сахар, крахмал. Такие вещества имеют определённую форму. Их можно взять руками.

 

 

Жидкие вещества: вода, спирт, молоко, ртуть, уксус. Эти вещества текучи и принимают форму сосуда, в котором находятся.

 

  

Газообразные вещества: углекислый газ, природный газ, кислород. Из нескольких газообразных веществ состоит воздух. Газы не имеют постоянной формы и стремятся заполнить сосуд полностью.

 

 

www.yaklass.ru

«Тела. Вещества. Частицы». Окружающий мир. 3 класс.

Просмотр содержимого документа
««Тела. Вещества. Частицы». Окружающий мир. 3 класс.»

Тела.

Вещества.

Частицы.

Природа

«поле»

тела

(можно «потрогать»)

(нельзя «потрогать»)

тела

естественные

искусственные

созданы руками человека

тело

— это каждый окружающий нас предмет.

вещество

— это всё то, из чего состоят тела.

вода

капля воды

лед

кусок льда

Подумаем …

тело

вещество

древесина

стол

железо

стул

Подумаем …

тело

вещество

алюминий

ложка

железо

вилка

древесина

кастрюля

пластмасса

тело

вещество

вода

растение

кислород

животное

сахар

крахмал

кальций, фосфор

кислород, натрий

магний, сера

бор, хлор

калий, ванадий

марганец, железо

кобальт, никель

медь, цинк

молибден, хром

кремний, йод

фтор, селен

 

Тело человека

вода

углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера 

Молекулы — частицы из которых состоят вещества.

молекула воды

молекула кислорода

молекула водорода

Атомы — частицы из которых состоят молекулы.

«Мал золотник, да дорог»

вещества

твердые

жидкие

газообразные

вещества

газы

твердые

жидкие

Между частицами есть промежутки.

Частицы

постоянно движутся.

Частицы сахара проникают в промежутки между частицами воды.

Как расходятся запахи?

Частицы духов движутся и попадают в промежутки между частицами воздуха.

Рельсы на стыках имеют зазор.

Промежутки между частицами увеличиваются при нагревании.

Провода линий электропередачи провисают.

Промежутки между частицами уменьшаются при охлаждении.

multiurok.ru

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Тела, вещества, частицы»

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица;

научить моделировать молекулы с помощью лаборатории Cornelsen;

познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях;

проверить знания учащихся по пройденной теме;

развивать память, мышление.

Оборудование:

1. Мультимедийный аппарат (схемы, примеры в виде картинок, таблицы, Приложение1)
2. Для опыта: стакан; чайная ложка; кусочек сахара; вода.
3. Переносная лаборатория «Cornelsen»
4.Карточки—схемы веществ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного (тест).

— Начнем с повторения пройденного материала

— Выбери правильный ответ (на экране):

1. Что такое природа?

к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
м) все, что нас окружает.

2. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе?

а) снегирь;
е) стол;
и) снег.

4. Какое царство не относится к живой природе?

б) царство бактерий;
в) царство растений;
р) царство льда;
д) царство грибов.

5. Какая цепь питания правильная?

а) капуста жаба слизень;
о) капуста слизень жаба.

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком;
д) уничтожены человеком;
в) стали редкими.

Что изучает наука экология?

а) связи между живыми существами и окружающей средой;
б) неживую природу.
(На слайде исчезают неправильные ответы. Дети читают слово «природа».)

III. Сообщение темы и целей урока

— Ребята, вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые остались на слайде, что заметили? (Высказывания детей.)

— Получилось слово “ПРИРОДА”. Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела “Эта удивительная природа”. Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.

— Тема нашего нового урока “Тела, вещества, частицы”. Сегодня вы познакомитесь с понятием «тело» и узнаете, из чего оно состоит.

IV. Беседа по теме «Тела».

— Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?

Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (учитель показывает слайд «тела «)

— А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела

— Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)

— Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)

— Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды, Луна телами? (Это тела неживой природы)

— Верно, это тела естественные, а еще их называют небесными или космическими телами.

V. Физкультминутка. (Игра «Карлики, великаны»)

VI. Понятие «ВЕЩЕСТВА» (Лекция учителя).

— Все тела состоят из веществ. (На слайде таблица)

Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).

(Учитель показывает слайд со схемой: “твердые”, “жидкие”, “газообразные”.

VII. Частицы (Опыт)

— Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

— Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

— Почему же мы не видим сахар ?

— Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

— Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ ? (Смесь двух веществ.)

— Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях промежутки больше. А в газах—еще больше. (Учитель показывает слайд).

—В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

VIII.Сообщение о М. В. Ломоносове. (Учитель показывает слайд с портретом.)

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

М.В.Ломоносов — первый русский ученый—естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физики, химии, историк, поэт и художник. С 1731 года, в течение 10 лет, учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, в университете Санкт-Петербурга, в Германии.

В 1742 году М.В.Ломоносову было присвоено первое научное звание — адъюнкт, в 1745 году он стал первым русским профессором (академиком) Петербургской Академии наук.

В 1748 году он основал первую русскую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова открыт Московский университет.

Ломоносов в совершенстве знал 11 языков.

Выступление ученика:

Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.

Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М.В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе.

Позже учёные убе

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Окружающий мир 3 класс «ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ»


Окружающий мир 3 класс

УМК «Школа России»

Тема: ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ

Знаете ли вы?

  • Что в настоящее время открыто более 200 элементарных частиц?

  • Что в пылинке содержится 1 млрд атомов?

Из чего состоит окружающий нас мир

Все, что нас окружает, состоит из атомов – крошечных частиц материи. Соединяясь друг с другом, они образуют молекулы – мельчайшие частицы вещества, которые еще сохраняют свойства атомов. Например, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Молекулы твердого вещества прочно связанны друг с другом, у молекул жидкостей связь слабее, а молекулы газа почти свободны и движутся в любом направлении. Раньше считалось, что атом – это мельчайший «кирпичик материи. Но затем ученые обнаружили, что они состоят из еще более мелких частиц. Ядро атома составляют частицы двух типов: положительно заряженные протоны и не имеющие заряда нейтроны, каждый из которых несет отрицательный заряд.

Тест по теме «Тела, вещества, частицы»

  1. Подчеркни названия веществ:

древесина, мяч, стакан, резина, пенал, железо, стекло, гвоздь, бумага, стул.

  1. Соедини стрелками тела и вещества:

пластмасса

ТЕЛА камень

вода

ВЕЩЕСТВА снежинка

кислород

  1. Соедини стрелками вещества и их состояния:

молоко

железо ТВЁРДОЕ

растительное масло ЖИДКОЕ

углекислый газ ГАЗООБРАЗНОЕ

резина

  1. Подчеркни слова, которые не обозначают названия свойств веществ:

пластичность, цвет, вес, твердость, форма, размер, вкус, запах.

  1. Что такое пластичность?

а) Способность вещества растворяться в воде;

б) способность вещества проводить тепло;

в) способность пропускать через себя свет;

г) способность вещества принимать разную форму при сгибании и сдавливании.

  1. Подпиши, в каких состояниях находятся эти вещества:

твёрдое газообразное жидкое

Кроссворд по теме «Тела, вещества, частицы»

Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называются вещества, которым можно придавать разную форму. (Пластичность)

  1. Свойство веществ воспринимаемое обонянием. (Запах)

  2. Мельчайшая частица вещества. (Молекула)

  3. Одно из состояний веществ. (Газообразное)

  4. Вещество, из которого сделана электрическая лампочка. (Стекло)

  5. Предметы, которые нас окружают. (Тела)

  6. Свойство веществ, благодаря которому их можно переливать. (Текучесть)

  7. Как называют вещества способные растворятся в жидкости. (Растворимые)

  8. Вкус, запах, твердость, прозрачность веществ – это их… (Свойства)

  9. То, из чего состоят тела. (Вещества)

Использованная литература:

1.Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы /авторы-составители

Г. Н .Решетникова, Н. И. Стрельникова. Издательство «Учитель» 2008

7

9

6

8

1

2

3

4

5

doc4web.ru

Тела, вещества, частицы. Эта удивительная природа

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Урок по окружающему миру в 3 классе «Тела, вещества, частицы»

стол

солнце

карандаш

дерево

книги

облако

кресло

камень

Тела

стакан

гвоздь

линейка

мяч

шуба

свеча

ваза

ВЕЩЕСТВА

ВЕЩЕСТВА

твёрдые жидкие газообразные

В газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга

В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

В твердых веществах частицы

располагаются близко к друг другу.



Все, что нас окружает, называется….телами

Тела бывают естественные и искусственные. Тела состоят из веществ.

вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные.

Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества .

05.10.2017 Окружающий мир Кастырина И.В.

Тема: Тела и вещества

Цели: Ознакомиться с понятием «тело». Научиться находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми. проверить знания учащихся по пройденной теме.

формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление.

воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Оборудование: рисунки , таблички с понятиями: тело, вещество, предметы; плакат «Тела и вещества» из комплекта «Наглядные материалы .

Ход урока

1.Орг. момент

2. Актуализация и пробное учебное действие.

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний.

В последнем вопросе наших тестов был вопрос о группах, на которые можно разделить все предметы, которые нас окружают.

Как вы ответили на этот вопрос?

Объекты природы и рукотворные объекты. Они бывают иногда такими странными, удивительными, загадочными

4. Самоопределение к деятельности.

— Вот сегодня на уроке мы и начинаем изучать новый раздел, который называется ? ???????? «Эта удивительная природа».

Откройте учебник на с.35 . Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материал этого раздела.

Как вы думаете, чему же мы будем учиться на этом уроке?

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества, частицы.

5. Работа по теме урока.

Работа по теме.

  1. Беседа ТЕЛА

Еще раз Вспомните, а на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. (на объекты природы и рукотворные объекты)

А как вы думаете, что такое тела?

(Все предметы, окружающие нас).

-Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы?

(Да),

На какие?

(есть естественные и искусственные тела).

Назовите естественные тела.

Назовите искусственные тела.

В словаре Ожегова слову «тело» дано такое пояснение

Прочитайте текст на с.36

Какие тела называют небесными или космическими?

(Солнце, Луна, кометы, звезды и т.д.)

Добавим еще — тела небесные.


Оформляем блок в тетрадь.

Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Вещества.

Назовите предметы стоящие на столе.

(стекл и керамическая ваза, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане)

Показать на стеклянную вазу.

-Что можно сказать об этом предмете? (это искусственное тело)

Из чего оно состоит? (из стекла)

Показать на керамическую вазу

Что можно сказать об этом предмете?9Это искусственное тело)

Из чего оно сделано? (из глины)

Показываю на ложку:

Что можно сказать об этом предмете?

(это искусственное тело)

Из чего оно сделано? (Из алюминия).

Показываю на мяч:

Что можно сказать об этом предмете? (это искусственное тело)

Из чего оно сделано? (из резины).

Показываю на гвоздь:

Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело)

Из чего оно сделано? (из железа)

_Показать на молоко.

Что можно сказать об этом предмете? (???????)

Прочитайте текст в учебнике на с. 37.

Что такое вещество? (то из чего состоит тело)

Значит, что такое молоко? (вещество)

Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения.

В них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.

А какие бывают вещества? (твердые, жидкие, газообразные).

Вывешиваю на доску

Вещества: твердые, жидкие, газообразные. Файл

2.Опыт.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

Как же можно убедиться, что эти частицы существуют?

Давайте проведем опыт.

Я возьму тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой и перемешаем ложкой. Сначала сахар виден, но постепенно он становится невидимым.

Попробуем воду на вкус. Какая она? (Сладкая)

Значит, сахар не исчез, он остался в стакане

Почему же мы не видим его? (потому что он распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. И эти частицы перемешались с частицами воды.)

Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

Скажите, раствор сахара в воде- это вещество или смесь веществ? (это смесь веществ)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах промежутки маленькие, в жидкостях- побольше, а в газе еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

(Вывесить на доску _ частицы).

6. Физминутка.

7. Закрепление изученного материала.

Чтобы запомнить новый материал, поработаем в тетради

Подведение итогов урока.

С какими понятиями мы ознакомились сегодня на уроке? (Тело, вещество, частицы).

-Что такое тело?

Вещество?

10. Д/з.

Домашнее задание:: с.36-39 читать

multiurok.ru

Окружающий мир 3 класс «Из чего состоит вещество?»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Из чего состоит вещество?
Окружающий мир, 3 класс
Урок № 2 Автор: Устинова Маргарита Алексеевна © ООО «Баласс», 2013

Слайд 2

Определяем проблему урока
Тела обладают разной формой. Например, если ты из прямоугольного куска пластилина вылепишь собаку, это будет уже другое тело. А вещество – пластилин – останется тем же самым.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Миша, объясни мне, пожалуйста, чем же тело отличается от вещества.
Дочитайте диалог ребят до конца (учебник стр. 12).
Чем различаются разные вещества? Из чего они состоят?

Слайд 3

тела
вещества
?
Определяем проблему урока
Тема урока: «Из чего состоит вещество?»

Слайд 4

Совместное открытие знаний
Найдите на рисунке двух собачек. Из каких веществ они состоят?
А теперь найдите тела, сделанные из древесины.
органические вещества
глина

Слайд 5

тела
вещества
?
Прочитайте текст на стр. 13 и выясните, от чего зависят свойства веществ?
Молекулы (частицы)
Совместное открытие знаний

Слайд 6

Свойства веществ зависят от того, из каких частиц они состоят.
сахар — сладкий
соль — соленая
вода — безвкусная
Совместное открытие знаний

Слайд 7

ВЕЩЕСТВА
чистые
смеси
сахар соль
чай почва
Совместное открытие знаний

Слайд 8

ТЕЛА
твердые
жидкие
газообразные
Имеют постоянную форму и объем.
Имеют постоянный объем, но не имеют постоянной формы.
Не имеют постоянной формы и объема.
Совместное открытие знаний

Слайд 9

Состояние вещества зависит от расположения частиц.
твердое
жидкое
газообразное
Совместное открытие знаний

Слайд 10

Совместное открытие знаний
Тела состоят из мельчайших частиц вещества. Разные вещества состоят из разных частиц. Тела могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными, но они могут состоять из частиц одного и того же вещества. Только расположены эти частицы будут по-разному.
Вывод:

Слайд 11

Применяем знания
Выполните задание № 3 (стр. 3) в рабочей тетради. Проверьте себя.
______ из супа выкипела, а соль _________ .
Вода
осталась
Выполните задание № 4 (стр. 3) в рабочей тетради. Проверьте себя.
Сахар растворился в воде: он распался на мелкие ___________, которые смешались с _____________ воды.
частицы
частицами

Слайд 12

В каком состоянии находятся эти вещества? Проверьте себя.
водяной пар железо твердые вещества бензин вода сок жидкости древесина углекислый газ пластмасса газы
Применяем знания

Слайд 13

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Обитатели Земли» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания. 5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. 6. www.kornilova.com/galeries 7. www.fotoplex.ru
Источники информации:

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *