cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вещества 3 класс – Тела, вещества, частицы (3 класс) к уроку по окружающему миру

Урок окружающего мира «Тела, вещества, частицы». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Загрузить презентацию (2,6 МБ)


Предмет: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков.

Возраст: 3 класс.

Тема: Тела, вещества, частицы.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока: сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
  • Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.
  • Развивать память, мышление.
  • Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
  • Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
  • Формировать дружеские отношения в коллективе.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1. Мультимедийная интерактивная презентация (Приложение 1). Управление презентацией Приложение 2.

2. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

3. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).

4. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: “Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе” (слайд № 2).

Прочитать памятку.

  1. Обращение с товарищами – “вежливость”;
  2. Мнение других – “учись слушать, доказывать свою точку зрения”;
  3. Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.

II. Изучение нового материала.

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему “Эта удивительная природа” - совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде: капля воды, сахарница (контейнер для хранения), молоток, волна (вода), глина, металл.

Учитель задает вопрос “Все ли слова позволили точно представить предмет?”

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму, называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

1 Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…
2 Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
3 Тело — часть организма…
4 Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.

Записать определение в тетради: “Те предметы, которые нас окружают, называются телами” (слайд № 4).

Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.

Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.

Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка “ответ 2”.

Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.

Вместе с ребятами делаем вывод “Каждое тело имеет размер, форму, цвет”. Записываем в тетрадь.

Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

1 Все, что сделано руками человека
2 Все, что нас окружает
3 Все, что нас окружает и существует независимо от человека

Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить карточки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Запишем в тетради ответы. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже делаем со второй группой.

Правильный ответ:

Искусственные (1) Естественные (2)
стол солнце
карандаш дерево
книги облако
кресло камень

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь (Рисунок 1).

Слайд № 9. Прием “Интерактивная лента”. На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).

Закрепляем полученные знания с помощью игры “Светофор” (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.

Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.

Слайд 10. Слайд 11. Задание: найди искусственные тела. Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.
Цветы Дерево Будильник
Корзина Кровать Лошадь
Птица Шляпа Машина
Туфли Сумка Дом

Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: “графит”, “каучук”, “дерево”. Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .

Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры “стекло”, “дерево”, “металл”.

Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из веществ железа и дерева.

Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.

Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.

Слайды 18, 19, 20. Прием “Интерактивная лента”. Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.

Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.

Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.

Слайд 21. Учитель задает вопрос “А все ли вещества одинаковы?”

На слайде нажимаем управляющую кнопку “Начать”. Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.

Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.

Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования: стаканчик, ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара.

Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).

Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема “интерактивная лента” — кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.

Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.

Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

  1. Все, что нас окружает, называется….телами
  2. Тела бывают естественные и искусственные.
  3. Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру “Тела”, появляются стрелочки, затем фигуры с надписью “Искусственные” и “Естественные”. При нажатии на фигуру “вещества” появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).

Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком “+” в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Вещество Твёрдое Жидкое Газообразное
Соль      
Природный газ      
Сахар      
Вода      
Алюминий      
Спирт      
Железо      
Углекислый газ      

Проверка выполнения работы (слайд 30). По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли.

Физминутка (Приложение 6) .

Итог урока

1) Подведение итогов

— Вы дружно работали.

— Узнаем, какая группа была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: “Что называется телами, что характеризует тело, приведи пример”. Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают вещества по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему (Рисунок 2)

Обсуждение: с чем согласны, с чем не согласны.

— Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещес

urok.1sept.ru

Тела и вещества 3 класс

Тема: Тела. Вещества.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи: 1) способствовать формированию знаний о телах и веществах и их свойствах, об искусственных и природных те­лах; 2) развивать мышление, умение высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы; 3) содействовать вос­питанию любознательности учащихся.

Планируемые результаты:

предметные: знать о природных и искусственных телах; о различии между телами и веществами;

уметь проводить опыты по определению свойств тел и ве­ществ;

личностные: проявлять любовь к родному краю;

системно-деятельностные: применять умение самостоятель­но вести наблюдения, выполнять лабораторные работы.

Виды работ: беседа, демонстрация, рассказ учителя.

Оборудование: камень, стакан воды, стакан горячей воды, блюдце, учебник, рабочая тетрадь.

Межпредметные связи: русский язык.

Проблемный вопрос. Что такое тело и вещество?

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

П. Актуализация знаний.

Мозговой штурм «Что мы знаем о телах и веществах?»

III. Постановка цели и задач урока.

Проблемный вопрос. Что такое тело и вещество?

— Сегодня мы узнаем,- что такое тела и вещества. Мы также познакомимся с агрегатными состояниями тел и свойствами ве­ществ.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа.

Любой предмет, любое живое существо называют телом. Назовите любые тела. (Учитель записывает ответы учащихся на доске.)

— Посмотрите на список тел, которые вы назвали. На какие группы их можно разделить. (Учащиеся дают различные вари­анты.)

— Тела бывают природными и искусственными. Объясните, почему их так называют. Приведите примеры.

2. Демонстрация. На столе камень, стакан с водой комнат­ной температуры, стакан, наполовину наполненный горячей во­дой, закрытый блюдцем.

— Назовите все тела, которые вы видите на столе.

— В каком агрегатном состоянии они находятся?

— Какой вывод вы можете сделать? (Тела могут быть тверды­ми, жидкими и газообразными.)

3. Рассказ учителя.

Тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят тела.

Стакан — это тело, а стекло, из которого он состоит, называ­ется веществом. Книга — это тело, бумага — вещество.

Многие тела образованы не одним, а несколькими вещества­ми. К таким относится воздух. В его состав входят кислород, азот, углекислый газ.

Сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Из множества разнообразных веществ состоят тела живот­ных и человека.

V. Закрепление знаний и способов действий. Работа с учебником.

— Рассмотрите фото в учебнике (шар, сахар, стакан). Назо­вите тела. Скажите, из каких веществ они состоят.

— Какими свойствами обладают эти вещества?

VI. Подведение итогов.

Работа в парах.

Назовите тела, находящиеся в классе. Из каких веществ они состоят? Какими свойствами они обладают?

VII. Рефлексия. Назовите:

3 факта, которые вы узнали; 2 вопроса, которые у вас возникли;

1 действие, которое вы можете предпринять в результате по­лученных вами знаний.

VIII. Информация о домашнем задании.

Ответьте на вопросы в учебнике и выполните задания в тет­ради.

infourok.ru

Урок окружающего мира «Из чего состоит вещество» (3 класс)

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 144»

Школьный конкурс

методических разработок уроков

«Лучший урок БОУ г. Омска «СОШ № 144»»

Конкурсный урок

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: Из чего состоит вещество.

Класс: 3

Учитель: Головченко Людмила Дмитриевна.

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Место урока в учебном плане: урок изучения новой темы «Из чего состоит вещество» в разделе «Вещество и энергия».

Тип урока: комбинированный урок.

Минимум и максимум

По 1-й линии развития (объяснять мир)

  1. Познакомиться с составом веществ (состоят из частиц).

  2. Научиться различать разные состояния веществ.

  3. Познакомиться с отличиями смеси и чистого вещества.

  4. Учиться работать в группе.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

Объяснять необходимость бережного отношения к телам и веществам.

Минимум: твёрдые тела, жидкости и газы, три состояния вещества.

Максимум: чистые вещества, смеси, строение молекул из атомов.

Деятельность учащихся:

  • Обнаруживать и формулировать учебную проблему (тему), цели урока.

  • Участвовать в открытии новых знаний о составе веществ, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

  • Сравнивать, обобщать, строить алгоритм действий, обосновывать «шаги» рассуждений;

  • Соотносить информацию, представленную в разных формах.

Урок построен по модели проблемно-диалогического урока с использованием ИКТ.

Оборудование: химические стаканы, колба с водой, соль, сахар, чернила, спиртовка, штатив, чашка (стекло) для выпаривания, кусочки льда, мокрая ткань; плакат «Из чего состоит вещество» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса», ноутбук, проектор, экран, учебная презентация, сигнальные карточки, жетоны, карточки со словами.

Ход урока

Урок окружающего мира. Какова тема урока и цели вы определите потом сами. В конце урока каждый из вас должен будет оценить свою работу.

На уроке будем работать в группах, в парах и индивидуально.

(Слайд №1). – Посмотрите на экран и выберите себе установку на урок:

  • Я буду внимателен

  • Я буду старателен

  • Я буду доброжелателен

  • Я буду активен

  • Я буду успешен

В конце урока скажете, выполнили её или не удалось.

Установка на деятельность.

Включение в работу.

2. Постановка проблемы.

— Сегодня, ребята, мы выступим на уроке в роли экспериментаторов, побываем в небольшой химической лаборатории и проведём несколько опытов. Ваша задача – внимательно наблюдать, всё запоминать и попытаться объяснить увиденное.

Готовы? Тогда начнём!

Я наливаю в стакан чистой воды и добавляю обычный сахар, размешиваю.

— Что интересного заметили?

— Какой возникает вопрос?

Какие есть гипотезы?

Для опровержения гипотезы, что сахар исчез (были и такие версии), предлагаю попробовать на вкус.

— Сахар — это тело или вещество? — Каким надо быть, чтобы тебя не видели?

— Попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока, чем будем заниматься? (Принимаем все возможные версии, корректируем их и приходим к итоговой: из чего состоит вещество?) (Слайд №2)

Так какова будет тема урока?

Наблюдают.

— Мы взяли два вещества, смешали. Одно вещество исчезло, стало невидимым. Куда исчез сахар?

Выдвигают различные версии.

— Вещество.

— Маленьким.

Высказывают своё мнение.

Из чего состоит вещество?

3. Актуализация знаний.

— А что мы уже знаем, чтобы ответить на вопрос урока?

— Что общего у снега, льда и воды?

— Куда исчезает вода из сохнущего мокрого белья?

— Чувствуете ли вы запах духов на столе?

— Обобщите все ответы. Что можете сказать о «веществе»?

(Слайд №3) (вещества разных видов)

(Обучающиеся предлагают ряд ответов, связанных с понятием «вещество».)

— Это одно вещество.

-Превращается в водяной пар.

-Да.

-Вещество может выглядеть по-разному.

4. Поиск решения проблемы.

(Слайд №4) Посмотрите на сл. слайд и выполните задание в парах.

— Чем различаются тела, названные вами?

— А чем различаются вещества?

-А хотите узнать?

(Слайд №5). – Прочитайте абзац и выделите ключевые слова.

— Как вы ответите на вопрос, используя ключевые слова?

(повторяющиеся слова в группах выношу на доску).

— Итак, все вещества состоят из частиц. А вот эти частицы в разных веществах одинаковые?

Для проверки наших версий проведём эксперимент.

— Вот у меня, например, всем знакомое вещество соль, давайте проведём опыт, как с сахаром. Итак, соль растворилась, мы видим частицы соли. Давайте выпарим и посмотрим, есть ли соль в полученном нами растворе.

— Значит, частицы сахара и соли одинаковые? А почему вы так считаете?

-Давайте проведём ещё один опыт и его результат сравним с предыдущим. У вас у каждой группы есть стакан с чистой водой, а в другом стакане чернила. Смешайте в стакане воду и чернила.

— Что вы наблюдаете?

— В каком стакане заметно, что частицы разных сортов? Можем ли мы сказать, что в этом стакане чистые чернила или чистая вода?

— Давайте посмотрим, как учёные называют такие вещества? Найдите самостоятельно это название в тексте на с. 13.

— Ребята, а как вы думаете, дома из водопроводного крана у нас течёт чистая вода или смесь?

-Почему вы так считаете?

(Слайд №6). Выполните следующее задание к рисунку.

— Как вы думаете, почва – это чистое вещество или смесь?

— Как вы считаете, воздух – это вещество или смесь веществ? Докажите, обсудите этот вопрос в группах.

В начале урока у меня на столе был кусочек льда и салфетка была мокрая, а сейчас посмотрите, что с ними произошло.

— В чём же дело?

-Лёд, жидкая вода, пар – это вещество одно и то же?

-А что разное?

-Может, у них частицы располагаются по-разному, но вещество-то одно?

— Давайте вспомним свойства веществ в разных состояниях.

(Слайд №7) Рассмотрите на сл. слайде таблицу и рисунки на с. 14 учебника.

— Почему свойства вещества в разных состояниях разные?

— Давайте проверим наше предположение по учебнику: текс на странице 14 после таблицы.

Выполняют задание, работая в парах.

-Формой, цветом, размером, веществами.

Ответить затрудняются.

(Работают в группах, обсуждают, готовят ответы).

— Частицы, многочисленны, разнообразны, свойства.

(Предлагают различные версии: одинаковые, разные).

Наблюдают.

— Результат такой же, как и в опыте с сахаром. Наверное, частицы одинаковые, так как результаты одинаковые.

Проводят опыт в группах.

-При смешивании чернил с водой, чернила становятся чуть бледнее, но их видно.

— В стакане, где вола с чернилами, наверное, частицы разных сортов. Если вода смешана с чернилами, то уже не чистая, а вот чернила…. – не знаем!

— СМЕСИ.

-Наверное, смесь, ведь говорят, что вода содержит различные соли.

Выполняют задание.

— Воздух – смесь веществ, в нём есть кислород, которым мы дышим и углекислый газ, который выдыхаем.

— Лёд растаял, и образовалась небольшая лужица, а салфетка высохла.

— Всё это одно и то же вещество – вода, но в разных состояниях.

Работают в группах, готовит рассказ каждая группа; по одному представителю рассказывают, используя таблицу и рисунки.

— Может потому что частички вещества расположены по-разному.

5. Первичное закрепление.

— Выполним задание на странице 15.

— Объясните какие, состояния вещества изобразил художник на этих схемах?

Игра.

— Давайте немного поиграем.

— Для этого прочитайте текст после рисунка со схемами и каждая группа, выбрав нужную информацию, изобразит поведение молекул. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями:

1 группа: отвечает за вещество в жидком состоянии;

2группа: за вещество в твердом состоянии;

3 группа: за вещество в газообразном состоянии;

4 группа внимательно смотрит и оценивает с комментированием.

Выполняют задания.

Выполняют задание в группах.

6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

— Ответьте на вопросы на странице 15.

— Откройте рабочие тетради на с. 3, з. 2, 3.

(Слайд № 8)

— А сейчас выполним небольшой тест, а оценивать будет каждый себя сам.

1. Назови твердое тело:

А)молоко

Б) чугун

В) углекислый газ

2. Молоко – это …

А) чистое вещество

Б) смесь

3. Назови газообразные вещества:

А) вода (+100С)

Б) бульон

В) пластмасса

4. Из приведенных веществ выберите только чистое вещество:

А) почва

Б) кислород

В) воздух

5. Как осуществить превращение воды:

А) нагреть

Б) охладить

6. Назовите вещество, которое имеет постоянный объем, но не имеет постоянной формы:

А) твердые тела

Б) газы

В) жидкости

— А теперь оцените себя.

(Слайд № 9)

— Перед вами верные ответы и критерии оценки. За каждый правильный ответ ставим 1 балл.

1. Б)

2. Б)

3. А)

4. Б)

5. Б)

6. В)

Работают в парах.

Выполняют задание с последующей проверкой.

Выполняют тест.

Проверяют и оценивают себя:

6 баллов – «5»

5-4 балла – «4»

3 балла – «3»

Меньше 3-х – «2»

7. Итог урока.

— Какой проблемный вопрос мы решали?

— Справились с этой проблемой? – Какие знания приобрели, чего не знали раньше, а сегодня узнали?

— Где знания пригодятся вам в жизни?

— Из чего состоит вещество.

Вещества состоят из разных частиц. Тела могут быть твердыми, жидкими, газообразными.

Высказываются.

8. Рефлексия.

(Слайд № 1)

В начале урока каждый из вас выбрал себе установку.

— Удалось ли выполнить это условие?

— У вас на партах сигнальные карточки с кружками.

— Поднимите тот сигнал, который соответствует вам.

— хорошо понял

— возникали трудности

— нужна помощь

Несколько человек рассуждают.

5-6 чел. объясняют почему подняли такой сигнал.

9. Домашнее задание.

Учебник: с. 12-15

С. 16 (для любознательных) по желанию.

Тетрадь: 1 и 3 группы – стр. 3 задания 1-2; 2 и 4 группы – стр. 3 задания 3-4.

(Слайд № 10)

Урок окончен.

Молодцы!

Записывают в дневниках.

infourok.ru

Окружающий мир 3 класс «Тела, вещества и частицы» | Определения и примеры

Конспект урока.

Предмет: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков.

Тема: Тела, вещества, частицы.

Учитель: Политова Светлана Викторовна.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока:

Сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.

  2. Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.


  3. Познакомить с понятием смеси и чистые вещества.

  4. Проверить знания учащихся по пройденной теме.

  5. Развивать память, мышление.

  6. Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

  7. Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).

  8. Формировать дружеские отношения в коллективе.

  9. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1. Мультимедийная интерактивная презентация.

1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).

3. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: «Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе» (слайд № 2).

Прочитать памятку.

  1. Обращение с товарищами – «вежливость»;

  2. Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;

  3. Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.

  1. Изучение нового материала

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему «Эта удивительная природа» — совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде представлены картинки:

1

капля воды

2

сахарница

(контейнер для хранения)

3

молоток

4

волна (вода)

5

глина

6

металл

Учитель задает вопрос «Все ли слова позволили точно представить предмет?»

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

1

Тело — отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

2

Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

3

Тело — часть организма…

4

Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.

Записать определение в тетради: «Те предметы, которые нас окружают, называются телами» (слайд № 4).

Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.

Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.

Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка «ответ 2».

Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.

Вместе с ребятами делаем вывод «Каждое тело имеет размер, форму, цвет». Записываем в тетрадь.

Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

1

Все, что сделано руками человека

2

Все, что нас окружает

3

Все, что нас окружает и существует независимо от человека

Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.

Правильный ответ:

Искусственные

Естественные

стол

солнце

карандаш

дерево

книги

облако

кресло

камень

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь.


Слайд № 9. Прием «Интерактивная лента». На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).

Закрепляем полученные знания с помощью игры «Светофор» (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.

Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.

Цветы

Корзина

Птица

Туфли

Слайд 11. Задание: найди искусственные тела.

Дерево

Кровать

Шляпа

Сумка

Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.

Будильник

Лошадь

Машина

Дом

Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: «графит», «каучук», «дерево». Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик


.

Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры «стекло», «дерево», «металл».

Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из вещества железа и дерева.

Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.

Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.

Слайды 18, 19, 20. Прием «Интерактивная лента». Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.

Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.

Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.

Слайд 21. Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»

На слайде нажимаем управляющую кнопку «Начать». Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.

Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.

Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования:

химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом),

ложечка для размешивания,

салфетка,

кусочек сахара.

Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).

Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема «интерактивная лента» — кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.

Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.

Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

  1. Все, что нас окружает, называется….телами

  2. Тела бывают естественные и искусственные.

  3. Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру «Тела», появляются стрелочки, затем фигуры с надписью «Искусственные» и «Естественные». При нажатии на фигуру вещества появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).

Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Вещество

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Соль

Природный газ

Сахар

Вода

Алюминий

Спирт

Железо

Углекислый газ

Проверка выполнения работы (слайд 30). (По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли).

Физминутка.

При организации обучения в начальной школе необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья. На уроке можно использовать физкультминутки, таким образом, удастся избежать длительного, непрерывного сидения за партой.

На данном уроке можно использовать две физминутки по выбору учителя (для этого, как только дети устали, необходимо перейти на слайд № 2 – выбрать одну из физминуток, по гиперссылке перейти на нужный слайд презентации). Первая физминутка (слайд 34, вторая – слайд № 35).

Слайд № 34. Физминутка.

Листики

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

novoevmire.biz

3 класс. Окружающий мир. Тела, вещества, частицы — Тела, вещества, частицы

Комментарии преподавателя

Любой объ­ект живой или нежи­вой при­ро­ды, будь то жи­вот­ное, рас­те­ние, стро­е­ние или ав­то­мо­биль – все это на­зы­ва­ет­ся те­ла­ми.

На­при­мер, на­зо­вем несколь­ко пред­ме­тов: дом, те­ле­ви­зор, де­ре­во, цве­ток, птица, солн­це.

 

Рис. 1. Дом (Ис­точ­ник)

 

Рис. 2. Те­ле­ви­зор (Ис­точ­ник)

 

Рис. 3. Де­ре­во (Ис­точ­ник)

 

Рис. 4. Цве­ток (Ис­точ­ник)

 

Рис. 5. Птица (Ис­точ­ник)

 

Рис. 6. Солн­це (Ис­точ­ник)

Они де­лят­ся на 2 боль­шие груп­пы: при­род­ные тела, со­здан­ные при­ро­дой, и ис­кус­ствен­ные, со­здан­ные ру­ка­ми че­ло­ве­ка. Из на­зван­ных нами тел, к при­род­ным от­но­сим де­ре­во, цве­ток, птицу и солн­це, а к ис­кус­ствен­ным − дом и те­ле­ви­зор. При­род­ные тела в свою оче­редь де­лят­ся еще на 2 груп­пы: тела живой и нежи­вой при­ро­ды. К телам живой при­ро­ды от­но­сят­ся живые ор­га­низ­мы (люди, жи­вот­ные, рас­те­ния, грибы и мик­ро­ор­га­низ­мы).

 

Рис. 7. Люди (Ис­точ­ник)

 

Рис. 8. Жи­вот­ное. Тигр (Ис­точ­ник)

 

Рис. 9. Рас­те­ние. Роза (Ис­точ­ник)

 

Рис. 10. Гриб. Под­бе­ре­зо­вик (Ис­точ­ник)

 

Рис. 11. Мик­ро­ор­га­низм. Амеба про­тея (Ис­точ­ник)

К нежи­вой при­ро­де от­но­сят­ся небес­ные, или кос­ми­че­ские, тела (солн­це, звез­ды, пла­не­ты),

 

Рис. 12. Солн­це (Ис­точ­ник)

 

Рис. 13. Звезд­ное небо (Ис­точ­ник)

 

Рис. 14. Пла­не­ты Сол­неч­ной си­сте­мы (Ис­точ­ник)

и зем­ные тела (ка­мень, льдин­ка, пес­чин­ка).

 

Рис. 15. Мор­ские ка­меш­ки (Ис­точ­ник)

 

Рис. 16. Льдин­ка (Ис­точ­ник)

 

Рис. 17. Песок (Ис­точ­ник)

Все, окру­жа­ю­щее нас, со­сто­ит из ве­ществ. Су­ще­ству­ет бес­чис­лен­ное мно­же­ство ве­ществ. Одни их них встре­ча­ют­ся в при­ро­де (зо­ло­то, соль, вода, медь, же­ле­зо, глина, дре­ве­си­на, воз­дух),

 

Рис. 18. Зо­ло­то (Ис­точ­ник)

 

Рис. 19. Соль (Ис­точ­ник)

 

Рис. 20. Вода (Ис­точ­ник)

 

Рис. 21. Медь (Ис­точ­ник)

 

Рис. 22. Же­ле­зо

 

Рис. 23. Глина (Ис­точ­ник)

 

Рис. 24. Дре­ве­си­на (Ис­точ­ник)

 

Рис. 25. Пу­зырь­ки воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

дру­гие при­ду­ма­ли и со­зда­ли люди (пласт­мас­са, ре­зи­на, фар­фор, стек­ло).

 

Рис. 26. Пласт­мас­са (Ис­точ­ник)

 

Рис. 27. Ре­зи­на (Ис­точ­ник)

 

Рис. 28. Фар­фор (Ис­точ­ник)

 

Рис. 29. Стек­ло (Ис­точ­ник)

Каж­дый год эти от­кры­тия про­дол­жа­ют­ся.

Ве­ще­ства бы­ва­ют в твер­дом (ка­мень, дре­ве­си­на, зо­ло­то), жид­ком (вода, ртуть) и га­зо­об­раз­ном со­сто­я­нии (при­род­ный газ, кис­ло­род, азот).

Если со­еди­нить мыло, воду и воз­дух, мы смо­жем вы­дуть мыль­ный пу­зырь – тело, плен­ку ко­то­ро­го об­ра­зу­ют ве­ще­ства (вода, мыло).

 

Рис. 30. Мыль­ный пу­зырь (Ис­точ­ник)

Такие при­род­ные тела как капля, льдин­ка и сне­жин­ка со­сто­ят из при­род­но­го ве­ще­ства, воды.

 

Рис. 31. Капля (Ис­точ­ник)

 

Рис. 32. Льдин­ка (Ис­точ­ник)

 

Рис. 33. Сне­жин­ка (Ис­точ­ник)

www.kursoteka.ru

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе: «Тела и вещества»

Открытый урок по окружающему миру в 3  классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Тела и вещества».

Цель урока: дать детям первоначальные представления о природе и её составляющих.

Задачи урока: Усвоить понятия:

  • Тела природы, природные явления.
  • Предмет.
  • Твердое, жидкое, газообразное тело.

    Вопросы:

    Тела природы.

    Вещества в природе.

      Уметь:

      • Делать выводы в ходе исследования свойств предметов.
      • Уметь пересказывать прочитанное.
      • Отвечать на вопросы.
      • Своими словами давать определение понятий.
      • Применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений.


                Организационный момент.

        Проверка домашнего задания.

        Сообщение темы и цели урока.


          Вся окружающая нас природа состоит из тел природы. Самые большие из них это звезды, Солнце, Луна, Земля. Да, Земля, на которой мы живем, с ее полями, лесами, горами, морями и реками это тело природы. Очень большое тело природы.

          Большие тела могут состоять из более мелких тел. Так ученые называют телами природы камень, гору, песок, глину, каплю росы, кусок люда, деревья, травы, всех животных (и человека). Тел природы очень много, их даже невозможно перечислить все.

          Все тела природы отличаются друг от друга формой и размерами. Приведите примеры (дерево — трава, гора – камень, слон – птица, змея – божья коровка, кусок льда – капля воды и т.д.).

          Но есть и ещё отличия.

          Сравним камень и воду (каплю) – кто назовет главное их отличие, кроме формы и размера?

          Можно ли пощупать камень? Почему?

          Можно ли пощупать воду? Почему?

          Сделайте вывод.

          Камень твердый, поэтому он сохраняет форму, его можно пощупать, а вода жидкая, она растекается, поэтому она меняет форму и её нельзя пощупать.

          Назовите другие твердые тела природы (песок, глина, растение).

          Вывод:

          Тела природы могут быть твердыми и жидкими.

          Но (!?) на Земле есть удивительное тело природы, которое невозможно пощупать и даже увидеть…

          Опыт:

          Дети, сделайте вдох и подуйте на руку – что вы ощущаете?

          Подуйте на край раскрытой тетради или книги, что мы наблюдаем?

          Подуйте на лежащую на столе ручку. Что мы видим?

          Почему поднимаются листы тетради, почему катится по столу ручка? Ведь мы их не трогали?

          Да! Это воздух, которым мы сотворили маленький ветер. Поток воздуха поднимает страницы и катит ручку.

          Возьмите в руку тетрадь и помашите ей на спокойно лежащие листы другой тетради и на ручку, не прикасаясь к ним тетрадью.

          Мы видим, что всё повторилось, — листы шевелятся, а ручка даже катится.

          Вывод:

          Со всех сторон нас окружает воздух. Можно ли отнести воздух к твердым телам природы? Почему?

          А если назвать воздух жидким телом природы? Правильно ли это? Почему?

          Воздух – это газ. Это особое тело природы – газообразное.

          Вывод:

          Окружающая нас Природа состоит из твердых, жидких и газообразных тел.

          Физ.минутка.

          Вот помощники мои

          Вот помощники мои,
          Их как хочешь поверни.
          Раз, два, три, четыре, пять.
          Постучали, повернули
          И работать захотели.
          Тихо все на место сели.


          Все тела природы и предметы, сделанные людьми, состоят из веществ.

          Чаще всего из нескольких веществ, соединившихся во что-то новое. Это касается всех тел природы: твердых, жидких, газообразных.

          Так воздух – не просто газ, а смесь газов. В состав воздуха входят: азот, кислород и углекислый газ. Азот и кислород тоже газы.

          Гранитный камень состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Все три части являются твердыми веществами.

          А вот хорошо известная всем вода удивила ученых. Сама вода – жидкость, а состоит она из кислорода и водорода. Кислород и водород – газы, но природа умудрилась их так соединить, что получилась жидкость – вода. Соединение это очень прочное, разложить воду на кислород и водород невероятно трудно.

          Живые тела природы – растения, животные и человек имеют в своем составе больше веществ, чем тела неживой природы. Так в растениях есть вода, сахар, крахмал, соли, углекислый газ, кислород и много других. В телах животных набор веществ еще богаче.

          Вывод:

          Все тела природы состоят из веществ.

          Молекулы. Атомы.

          — Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

          — А из чего состоят вещества?

          — Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.

          Слово – атом.

          — Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

          — И образуется – что? Молекула.

          Слово – молекула.

          — Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

          В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

          Физкультминутка под музыку.

          Опыты.

          1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

          Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.

          Изображение молекул твердых веществ.

          2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

          Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.

          Изображение молекул жидких веществ.

          3. — А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)

          — А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

          4.Изображений молекул газообразных веществ.

          — Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

          Физкультминутка:

          — Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

          Практическая работа.

          — Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

          1 группа: изобразить молекулы тела – камня.

          2 группа: молекулы тела – молоко.

          3 группа: молекулы тела – дым.

          4 группа: по выбору.

          Делаем выводы. Сравниваем молекулы разных веществ.

          Сравнение молекул веществ.

          Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

          XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

          — Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

          — А когда жарко? (потягиваются)

          Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.

          Презентация свойств веществ.

          — А что происходит с веществами при охлаждении?

          — Читаем вывод.

          Вывод о свойстве веществ.

          Задание на дом: стр. 3-4 учебника, тетрадь стр. 2-3

          Ответить на вопросы (письменно в тетради):

          Можно ли назвать дым газом?

          Можно ли назвать газом пар?

          Можно ли назвать газом туман?

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме: «Тела, вещества, частицы» 3 класс

            Конспект урока природоведения, проведенного в  3 «В» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 4 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании

            Огромовой Татьяной Михайловной

            Дата проведения: 09.10.2012 г.

            Тема: «Тела, вещества, частицы»

            Цель: дать представление о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах.

            Задачи:

            1. Образовательная: Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица. Проверить знания учащихся по пройденной теме.
            2. Развивающая: Развивать память, мышление, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
            3. Воспитательная: Воспитывать интерес к окружающему миру. Формировать дружеские отношения в коллективе.

            Литература:   методический комплекс, интернет ресурсы.

            Оборудование: иллюстрации с изображением живой и неживой природы, для опыта: стакан, чайная ложка, кусочек сахара, вода.

            Ход урока

            1. Организационный момент

            — Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня   Татьяна Михайловна

            -Улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее и  светлее в классе. Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.

            1. Повторение изученного материала  

            Слайд 1и 2. – Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. У вас на столах лежат листочки с тестом, подпишите их в правом верхнем углу. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком. После выполнения мы с вами проверим. Кому непонятно задание? Приступайте к выполнению работы. На выполнение работы вам отводится 5 минут.

            -Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили?

            Слайд 3. — Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получилось слово «ПРИРОДА».

                — Ребята, а какая бывает природа? (Живая и неживая.)                                                       

            1.  Изучение нового материала

            1. Сообщение темы и задач урока

            Слайд 4. — Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы — поднимаете руки вверх, а если неживой — сидите ровно.

            Дерево, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, дом, человек, грибы, снег, микробы, волна, бабочка.

            Сегодня на уроке мы  приступим к изучению нового раздела «Эта удивительная природа». Этот раздел поможет нам узнать ещё больше о природе.  

            Слайд 5. — Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят.

            2. Стихотворение

            Слайд 6. — Посмотри, мой милый друг,

            Что находится вокруг?

            Небо светло- голубое,

            Солнце светит золотое.

            Ветер листьями играет,

            Тучка в небе проплывает.

            Поле, речка и трава,

            Горы, воздух и листва.

            Птицы, звери и леса,

            Гром, туманы и роса

            Человек и время года.

            Это всё вокруг? (природа)

            2. Рассказ учителя с элементами беседы о телах и веществах

            — Что такое природа?

            Слайд 7.  (Природа — это все, что нас окружает и существует независимо от человека.)

            — На какие две группы мы можем разделить природу? (Живая и неживая.)

            — Назовите признаки живой природы. (Питаются, растут, приносят потомство и умирают.)

            — Представители неживой природы не обладают этими признаками.

            — Что вы видите в окружающем вас мире? (Камни, деревья, птицы, книги и др.)

            — Как можно их назвать? (Объекты, предметы.)

            Слайд 8. — Когда  вы читаете слово «тело», то, что вы представляете? Телами называют все предметы, окружающие нас.

            Слайд 9. — Среди бесчисленных и разнообразных тел  есть тела природы или естественные тела.

            — А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела.

            — Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)

            — Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, одежда и др.)

            Назовите тела, которые вас окружают. (Стул, доска, лампа, цветы.)

            — Из чего сделаны все эти тела? (Стол из дерева, стул из дерева и металла, доска из дерева и кожи.)

            — Какой можно сделать вывод? (Тела состоят из веществ. Тела могут состоять из разных веществ.)

            3. Анализ схемы в учебнике на с.45

            Слайд 10. — Рассмотрите на с. 45 учебника схему, которую начала составлять Маша.

            — Любой объект живой и неживой природы, изделия и постройки, созданные руками человека, — это тела. На какие две группы делятся тела? (Природные и искусственные.)

            — Что (или кто) относится к природным телам? (Человек, животные, грибы, растения, микробы.)

            — Что относится к искусственным телам? (Тела, созданные руками человека.)

            — Дополним искусственные тела: постройки, здания, одежда, книги.

            — На какие две группы разделены природные тела? (Живая природа и неживая.)

            — Перечислите тела живой природы. (Растения, животные, птицы, человек.)

            — На какие группы можно разделить неживую природу? (Небесные тела, явления природы, земля.)

            — Назовите небесные тела. (Солнце, Земля, Луна.)

            — Назовите искусственные тела. (Постройки, мосты, книга, стол, одежда.)

            — Все тела состоят из веществ.

            — Стакан — это что? (Искусственное тело.)

            — А стекло, которое сделал человек? (Вещество.)

            — Ножницы — … (тело). А сталь? (Вещество.)

            — Итак ребята,  

            4. Игра «Что из чего сделано?»

            Слайд 11. — Я называю искусственное тело, а вы — вещество, из которого его изготовили.

            мяч → резина

            карандаш → дерево

            дом → кирпич

            ручка → пластмасса

            ложка → сталь

            кувшин → глина

            — И наоборот, я называю вещество, а вы – тело.

            дерево→  стол (карандаш, доска)

                                                      кирпич→ дом

                           мыла, воды и воздуха → мыльный пузырь

            — Что можно сделать из мыла, воды и воздуха? (Мыльный пузырь.)

            — Мыльный пузырь — это… (тело).

            — Из каких веществ он состоит? (Мыла, воды, газа.)

            — Все вещества состоят из мельчайших частиц. Их называют молекулами, а еще более мелкие частицы — атомами. Их нельзя увидеть даже с помощью увеличительного прибора.

            5. Физминутка

            — А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Поиграем в игру, интересно кто же из вас будет более внимателен мальчики или девочки? Я буду называть природные и искусственные тела. Если я назову природное тело встанут из за стола только девочки, а если искусственное тело встанут только мальчики.

            (Человек, гриб, книга, дерево, дом, кирпич, цветок, чайник, воздух, телефон, часы, волк, тарелка, утюг.)

             6. Проведение опыта

            Слайд 12. — Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как  же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведём опыт.

            Для опыта берётся тело, образованное одним веществом – кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

            — Попробуйте на вкус воду. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

            — Почему же мы не видим сахар? (Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.)

            — Скажите, раствор сахара в воде – это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

            Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях эти промежутки побольше, а в газах – ещё больше.

            III. Закрепление изученного

            1. Работа в тетради с.18 №25

            Слайд 13. — Ребята, откройте рабочие тетради на странице 18, задание 25. Здесь необходимо дополнить схему, которую начала составлять Маша.

            1. Страница 19 №26

            Слайд 14. — Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено? Посмотрите на задание, что нам нужно здесь сделать? Написать название тел живой и неживой природы.

            Слайд 15. — Посмотрите ниже. Дано задание, нужно дописать предложение:

            Айсберг( плавучая ледяная гора), снежинка и сосулька состоят из одного и того же вещества- из воды.

            Слайд 16. — В каких трёх состояниях бывает вода? (твёрдом, жидком, газообразном). 

            -Какое вещество бывает в трёх состояниях? (вода)

            1. Итог урока

            — Из чего состоят тела? (Из веществ. Тела могут состоять из разных веществ.)

            — На какие две группы мы можем разделить природу? (Живая и неживая.)

             — На какие две группы делятся тела? (Природные и искусственные.)

            — Что (или кто) относится к природным телам? (Человек, животные, грибы, растения, микробы.)

            — Что относится к искусственным телам? (Тела, созданные руками человека.)

            1. Домашнее задание

            Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока прочитайте ещё раз, сведение о телах, веществах, частицах. Рассмотрите иллюстрации. Ответьте на вопросы данные в учебнике.

            Учитель______________ Орехова Е.И.

            Методист______________ Кравцова Т.В.

            nsportal.ru

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *