cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Устное народное творчество 3 класс презентация школа россии – Презентация по литературному чтению «Фольклор» (3 класс)

Содержание

Урок литературного чтения в 3 классе «Устное народное творчество».

Урок литературного чтения в 3 А классе по теме

Устное Народное Творчество»

Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;

  • Совместного проживания содержания художественного материала;

  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;

  • Совместной групповой и коллективной работы;

  • Развития воображения и творчества учащихся.

  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.

  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся.

  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.

  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

анализ, сравнение, обобщение.

Раздаточный материал:

вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.

  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.

  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок

  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.

  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.

  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.

  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Ход урока

Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Учитель.(слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

2. Тема урока.

Учитель. Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква.

Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?

-«Устное» — передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» — сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и другими народами.

«Творчество» — это когда что-то придумывают, творят.(слайд 2)

— То что люди передавали из уст в уста, рассказывали, передавали из поколения в поколения. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

(Дети рассказывают своими словами).

Учитель. Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Давайте предоставим слово Дарье. Она приготовила нам доклад об УНТ.

— Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, прибауток можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм. Кроме того, фольклор — это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка — потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня мы убедимся в этом.


Учитель. Замечательно! Сегодня мы поведём разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Работать будем в парах, группами и индивидуально.

-Дарья берёт лепесток цветка, на котором написано определение какого-то жанра. Мы должны отгадать вид жанра и выполнить данные задания по этому жанру. Поможем зацвести цветку?

1 лепесток: Краткое изречение с назидательным смыслом, в котором содержится народная мудрость (Пословица)

Учитель: 1задание Что обозначает это выражение? (работа в группах)(3 слайд)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях, о родине.

1)“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

2) “Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

3) «Родина – мать, умей за неё постоять». Человек должен защищать свою родину.

2 задание «Закончи пословицу» (индивидуальная работа)

Без труда не вытащишь …

Поспешишь …

Волков бояться, …

Как аукнется, так и …

Мороз не велик, а …

Век живи, …

Глаза боятся, а …

По одёжке встречают, …

Семь раз отмерь,..

Под лежачий камень … (и вода не потечет).

Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).

Делу время, … (потехе час).

Старый друг … (лучше новых двух).

Корень учения горек, … (да плод его сладок).

Ученье свет, … (а не ученье тьма).

Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).

Игра «Собери пословицу»(работа в парах)

Дрожит, осина, лист.

Дело, боится, мастера.

Чьё, знает, мясо, кошка.

Жить, кошка, собака.

Сани, зима, лето, телега.

Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.

Физминутка

-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной. Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость. (вывешивается лепесток на доску)

2 лепесток:  — Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, требующее разгадки, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.(Это загадка)

Задание: Отгадать загадку.(работа в группах)(по 2 загадки каждой группе) (4 слайд)

1.Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2.Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух)

3. Рыжая, хвостом заметает следы. ( Лиса)

4. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

5.С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком.(Собака)

6. По горам, по долам.

Ходит шуба, да кафтан ( Овца)

-О ком все загадки?

-На какие группы можно разделить этих животных?

Учитель:Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 лепесток:  — Что это- шуточные, весёлые, забавные, короткие истории в стихах.(Потешки, шутки, прибаутки)

(5 слайд) (картинки )

(каждой группе по 1 потешке обыграть)

  1. Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Только на гору взобрался,

Ему красный повстречался.

Рыжий красного спросил:

— Чем ты бороду красил?

— Я не краской, не замазкой –

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

2) Повёз Небось на ярмарку овёс. Лошадь замаялась по дороге. Видит Небось, что лошадь совсем не идёт. Развязал воз, снял с него один мешок и положил себе на плечи. Потом опять уселся на воз и давай погонять лошадь.

— Но! Но! Пошла! Теперь тебе не так уж тяжело. Я сам на себе целый мешок везу.

3) – Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг…

— Можно зашить?

— Да иглы нет…

— А велика ли дыра?

— Один ворот остался.

Учитель: Вот и ещё один лепесток раскрылся)

4 лепесток:  — О чём идёт речь? Они бывают :колыбельные, шуточные, плясовые, заклички, (о песне)

Следущее задание: Определите тему песни (работа в группе)

1.А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

ворота-то: скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

Ответ: Колыбельная.

2. Жаворонушки

На соломушке

Прилетите к нам

Принесите нам

Лето тёплое,

Соху, борону.

Унесите от нас

Зиму холодную,

Нам зима надоела,

Весь хлеб поела.

Ответ: Песня-закличка

3. Берёзонька моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки

На тебе, берёзонька ,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька

Травка шёлковая.

Близ тебя, берёзонька

Красны девушки

В семик поют.

Ответ: Плясовая-хороводная

Молодцы, ребята. У нас раскрылся ещё один лепесток.

5 лепесток. — Это — вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких, для того чтобы водить. (Это считалка)

1 задание. Каждой группе вспомнить по одной считалке.

1) Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

2) Шёл баран –
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт

Тот и вон пойдёт.

3) На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!

Я очень довольна вашей работой. У нас появился ещё лепесток.

6 лепесток  — Вымысел, лживое сообщение, шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (Небылицы) (слайд 6)

Прочитайте сначала про себя небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом вместе шёпотом и затем хором.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

Молодцы!

Мы помогли раскрыться ещё одному лепестку.

7 лепесток.  — Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения. «Скороговорки»

Задание Мы сейчас проведём артикуляционную физ.минутку . Подготовимся к чтению текста. — Проговорите свою скороговорку 2 раза.

Выберите одного из вас, кто прочитает скороговорку, не запинаясь и скажет, какие звуки часто повторяются?

1. Слышала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

2. Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.

3. Нисколько не скользко,

Не скользко нисколько.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

8 лепесток. Эти произведения из большого жанра. Вымышленные истории с чудесами, в которых добро побеждает зло.(Это сказка)

(7 слайд)

Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка)(8 слайд)

— Определите зачины и концовки: (работа в группах)

«За тридевять земель, в тридесятом царстве…»

«Стали они жить – поживать и добра наживать…»

Следующее задание . По отрывку определить сказку.(по 3 сказки каждой группе)

Читать сказки по очереди

1) Жила-была на свете лягушка квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!» (Лягушка-путешественница)

2) Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. (Каша из топора)

3) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

— Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

— Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет! (Дюймовочка)

Молодцы!

Ребята, вспомните кто из художников создал много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказкок.

(11 слайд)

(12 слайд)

Учитель: Красна песня ладом, а сказка – складом!

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

Что понравилось на уроке?

Оцените работу своей группы?

Все ли вам удалось?

Обсуждение результатов проходит по группам(вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Д/з Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажете сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.


Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )

infourok.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему «Устное народное творчество»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Паустовский «Кот-ворюга» презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК «2100»

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са…

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему «Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме….

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему «Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему «Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим…

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по теме: «Мышонок Пик»

Презентация к уроку…

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему: «Б.С.Житков, «Про обезьянку»»

Презентация…

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему «Докучные сказки»

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему «Докучные сказки» (программа «Школа России»)…

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Презентация рассчитана на 2 урока литературного чтения в 3 классе на тему К. Паустовский «Растрёпанный воробей&quot…

nsportal.ru

Презентация — Устное народное творчество

Текст этой презентации

Слайд 1

Урок по литературному чтению в 3 классе ТЕМА: устное народное творчество
Учитель начальных классов Юркова Оксана Олеговна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области

Слайд 2

Устное народное творчество
Русские народные песни

Слайд 3

прочитайте текст на доске
Коляда, коляда! Ты подай пирога, или хлеба ломтину, или денег полтину, или курочку с хохлом, петушка с гребешком! или сена клок, или вилы в бок.

Слайд 4

КОЛЯДКА, ИЛИ КОЛЯДНАЯ ПЕСНЯ-
календарные обрядовые песни, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам.

Слайд 5

Колыбельные песни

Слайд 6

Слайд 7

Дождик, дождик, припусти, Побежим мы за кусты, Встанем под осинкой, Накроемся корзинкой!
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко. 

Слайд 8

Песенки — потешки

Слайд 9

Шуточные и плясовые песни

Слайд 10

Составим кластер «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПЕСНИ
ПОТЕШКИ
ЗАКЛИЧКИ
СКАЗКИ
КОЛЯДКИ
ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ
ЗАГАДКИ
НЕБЫЛИЦЫ
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
считалки

Слайд 11

я сегодня узнал на уроке… я хочу сказать, что… мне очень понравилось… я бы хотел еще узнать… мне сегодня на уроке было… урок был ….

Слайд 12

Список литературы: УМК «ШКОЛА РОССИИ» Учебник «Литературное чтение. 3 класс» (в двух частях) авторов: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., разработан в соответствии с ФГОС НОО и является составной частью завершённой предметной линии учебников «Литературное чтение» системы учебников «Школа России». http://dohcolonoc.ru/cons/6002-ispolzovanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-razvitii-rechi-detej.html  

topslide.ru

Презентация и конспект по литературному чтению «Устное народное творчество» 3 класс

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Слайд 2. ФОЛЬКЛОР.

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство — Киево-Новгородскую Русь, — не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться устным народным творчеством.

Учитель: Как ещё называется устное народное творчество?

Учащиеся: Фольклор.

— Теперь возьмите толковый словарь и найдите, что обозначает это слово.

Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.

— Теперь возьмите толковый словарь и найдите, что обозначает это слово.

Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом.
Сколько бы раз не печатали поэму «Мороз, Красный нос», в каждой книжке слово в слово будет воспроизведено то, что написал Некрасов. Текст закреплен и может храниться сколько угодно. А всякое произведение устного народного творчества имеет множество вариантов. Даже один и тот же сказочник, как бы он ни старался быть точным, при каждом повторении сказки что-то изменит. Тем более по-другому передает её следующий сказитель. Сказка живет сотни лет и за это время проходит тысячи и тысячи уст.

Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека.

Слайд 3. БЫЛИНЫ. Богатыри.

Определите фольклорный жанр: отличается от других жанров величавостью образов, важностью действия и торжественностью тона, прославляет народные деяния. Это… былины.

Огромный мир Древней Руси раскрывают перед нами былины.

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». У вас было задание, узнать, как зовут богатырей на этой картине.

Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Герои-богатыри защищают достоинство, честь и человеческие права. Они беспощадны ко всем, кто покушается на свободу человека, будь то враг-иноземец или соотечественник-угнетатель.

Слайд 4. БЫЛИНЫ. Гусляры.

До появления письменности, предания и легенды на Руси передавали из уст в уста … гусляры.

Перед вами картина В.Васнецова «Гусляры».

Гусляры торжественно сказывали былины под мягкие звуки гуслей. Пение закрепляло в людской памяти строки рассказа, чтобы он надолго удерживался в памяти.

Слайд 5. Былины.

Раздать детям отрывки из былин. Ребята читают, угадывают название былины.

Они дрались со Змеёю тут трое суток, Но не мог Добрыня змею перебить. Хочет тут Добрыня от змеи отстать, Как с небес Добрыне ему глас гласит: — Молодой Добрыня, сын Никитинец! Дрался со Змеёю ты трое суток, Подерись со Змеёю ещё три часа!

Добрыня и Змей.

Начал Садко выгружать со кораблей Именьице – бесчетну золоту казну, Как повыгрузил со червлёных кораблей, Состроил церкву соборную Миколе Можайскому. Не стал больше ездить Садко на сине море, Стал поживать Садко во Нове-граде.

Садко.

Первая дорога в Муром лежит, Другая дорога в Чернигов-град, Третья – ко городу ко Киеву, ко ласковому князю Владимиру. Говорил тут Яким Иванович – А и братец Алёша Попович млад, Какой дорогой изволишь ехать?

Алёша Попович и Тугарин Змеевич.

Говорил Илья да таковы слова: — Тебе полно свистать да по-соловьиному, Тебе полно кричать да по-звериному, Тебе полно слезить да отцов-матерей, Тебе полно вдовить да жён-матерей, Тебе полно сиротить да малых детушек!

Илья Муромец и Соловей Разбойник.

Слайд 6. ПЕСНИ. Колыбельные. Плясовые. Обрядовые.

ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни.

Уж ты, котинька-коток, Уж ты, серенький бочок, Приди, котя, ночевать, Мого детку покачать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу. Дам кувшин молока, Да кусок пирога.

Колыбельные.

Ой, вставала я ранёшенько, Умывалася белешенько. Ой-ли, да ли, калинка моя, В саду ягода малинка моя. Надевала черевички на босу, Я гнала свою корову на росу. Ой-ли, да ли, калинка моя, В саду ягода малинка моя.

Плясовые.

Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Тёплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла. Уж вы, кулички-жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся.

Обрядовые – заклички.

Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.

Слайд 7. МАЛЫЕ ЖАНРЫ.

Учитель: Прочитайте, определите жанр.

Этот пальчик в лес ходил,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и потолстел.

Потешка.

Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице.

— Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?

– Еду сено косить.

– На что тебе сено?

– Коровок кормить.

– На что тебе коровки?

– Молоко доить.

– На что тебе молоко?

– Деток поить.

Прибаутка.

Чёрненька собачка свернувшись лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Загадка.

— Заяц белый, куда бегал?

– В лес дубовый!

– Что там делал?

– Лыко драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

– Кто украл?

– Родион. Шишел-вышел, вышел вон!

Считалка.

Заяц на небо взглянул, там землетрясенье,

И из тучи на него капало варенье.

Небылица.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Пословица.

У страха глаза велики.

Поговорка.

Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Скороговорки.

      Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».

Слайд 8. ПОСЛОВИЦЫ.

      Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

      Пословица — это народное изречение, в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей… Пословица стала крылатой потому, что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей.

Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль, а во второй части делается вывод. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».

Слайд 9. СКАЗКИ.

Определите жанр. Произведения, основанные на вымышленных событиях, со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Это … сказки.

Определите название сказки по иллюстрации.

1.Маша и медведь. 2. Лиса и медведь. 3.Теремок. 4.Зимовье зверей. 5.Лиса и волк. 6.Кот, петух и лиса.

Слайд 10. СКАЗКИ.

Узнайте сказку по описанию. Прочитайте описание сказки на слайде. Скажите название сказки, появится иллюстрация.

1.Гуси-лебеди.

Мальчика украли дикие птицы для бабы Яги. Сестра отправляется на поиски своего брата. Сбежать от бабы Яги и спрятаться от птиц детям помогают мышка, молочная речка, яблонька и печка.

2.Снегурочка.

3.Морозко.

Злая мачеха приказала мужу отвезти свою падчерицу в лес, на мороз. Отец оставляет дочь в холодном лесу. Но девушка, благодаря своему терпению и скромности, возвращается домой живая, здоровая и с подарками.

4.Иван – крестьянский сын и чудо – юдо.

5.Молодильные яблоки.

6. Морской царь и Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая помогает Ивану-царевичу выполнить задания своего отца. После женитьбы молодые сбегают на святую Русь. Иван-царевич забывает Василису Премудрую, но вспоминает, когда видит двух голубков бьющихся в окна.

Слайд 11. СКАЗКИ. Иллюстрации Васнецова.

Узнайте сказку по отрывку из сказки. Работа по группам: каждой группе учащихся учитель раздаёт напечатанный отрывок из сказки. Учащиеся сначала работают в группе по заданию (в группе можно советоваться, распределить самостоятельно, кто на какой вопрос будет отвечать):

1.Прочитать про себя отрывок, подготовиться читать вслух выразительно. 2.Определить название сказки. 3. Определить главных героев. 4. Определить, какая иллюстрация соответствует сказке, объяснить почему.

Работа с классом. Учитель: Посмотрите на первую иллюстрацию, поднимите руки, у кого отрывок из сказки соответствует этой иллюстрации. Работа с этой группой: Первый учащийся читает отрывок. Второй учащийся говорит название сказки. Третий учащийся называет героев сказки. Четвёртый учащийся объясняет, почему они решили, что соответствует эта иллюстрация.

Отрывки из сказок:

  1. «Иван-царевич и Серый волк».

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко стало свой сад.

  1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

  1. «Сивка-бурка».

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

  1. «Царевна-лягушка».

Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

  1. «Кощей бессмертный».

Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

— Не тронь моего детища; я тебе пригожусь.

— Быть так!

Слайд 12. СКАЗКИ. А.С.Пушкин о сказках.

Учитель: Прочитайте на слайде, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.

«Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» встречается в небольших вариациях в фольклоре многих стран. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является поэтической переработкой сказки известной в России как «Волшебное зеркальце». «Сказка о царе Салтане» близка по сюжету народной сказке «О чудесных детях».

Для Пушкина устное народное творчество является неисчерпаемым источником в литературе.

Слайд 13. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Гжель.

Слайд 14. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Дымковская игрушка.

Слайд 15. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Богородская игрушка.

Слайд 16. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Хохлома.

infourok.ru

Презентация — Литературное чтение в 3 классе — Урок 4 «Устное народное творчество

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

1
Устное народное творчество Русские народные песни
Урок литературного чтения 3 класс Урок 4

Слайд 2

Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

Слайд 3

Как хорошо уметь читать.
Самое великое чудо на свете

Слайд 4

Проверка домашнего задания
Т. с. 4 — 8

Слайд 5

Речевая разминка
Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Или сена клок, или вилы в бок. Прочитайте медленно, жужжащим способом. А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче. Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость

Слайд 6

Актуализация знаний. Постановка целей урока
Колядка, или колядная песня, – Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Слайд 7

Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге-колядки, в центральных областях-овсень, на севере-виноградье.

Слайд 8

народное
, + ное =
устное
+ ное =
(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=
творчество
ФОЛЬКЛОР

Слайд 9

9
Устное Народное творчество
загадки
пословицы
скороговорки
потешки
былины
сказки
небылицы

Слайд 10

В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца») Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие. Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
Русские народные песни:

Слайд 11

Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст — Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

Слайд 12

Работа по теме урока. с. 14 — 15 — — Как понимаете значение слова «закличка»

Слайд 13

Словарная работа Лукошко —

Слайд 14

На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз.» А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде «два.» Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде «три». На «четыре» и на «пять» Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

Слайд 15

Слушание и обсуждение колядок

Слайд 16

Песни-колядки начинались поздравлением с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце песни требовали подарки. А сейчас в исполнении ансамбля «Веретёнце» звучит песня-колядка «Коляда ходя, бродя…»

Слайд 17

Весенние песни, летние песни
Закличка-веснянка «Ой, жаворонки, жаворонушки» и троицкие песни призывают приход весны и приветствуют наступление лета.

Слайд 18

Покосные песни (осенние )
Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.

Слайд 19

Жили у бабуси, два весёлых гуся Один серый, другой белый два весёлых гуся. Вытянули шеи у кого длиннее – Один серый, другой белый у кого длиннее Мыли гуси лапки в луже у канавки – Один серый, другой белый спрятались в канавке Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси – Один серый, другой белый гуси мои гуси!» Выходили гуси, кланялись бабусе – Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Слайд 20

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзку заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли заломати. Я пойду во поле погуляю, Белую берёзу заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли три гудочка.

Слайд 21

Колыбельные песенки

Слайд 22

Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии. Передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Первые записи народных песен относятся к XVII в. Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.
Русские народные песни:

Слайд 23

Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке мне было трудно …
Сегодня на уроке мне было легко …

Слайд 24

Домашнее задание
с. 14 – 17 – наизусть, Т. с. 17

Слайд 25

25
молодцы !

lusana.ru

Презентация к уроку литературного чтения, 3класс, «Устное народное творчество Русские народные песни.»

Урок литературного

чтения

3 класс

Урок 4

Устное народное

творчество

Русские народные песни

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Как хорошо уметь читать.

Самое великое чудо на свете

Проверка домашнего задания

Т. с. 4 — 8

Речевая разминка

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок, или вилы в бок.

Прочитайте медленно, жужжащим способом.

  • А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Колядка, или колядная песня,

Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге- колядки , в центральных областях — овсень , на севере- виноградье .

устное

, + ное =

+ ное =

народное

творчество

(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=

ФОЛЬКЛОР

загадки

пословицы

скороговорки

потешки

былины

сказки

небылицы

Устное

Народное

творчество

Русские народные песни:

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые . Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.

Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст — Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

Работа по теме урока. с. 14 — 15 — — Как понимаете значение слова «закличка»

Словарная работа Лукошко

На зарядку солнышко

Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз.» А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде «два.» Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде «три». На «четыре» и на «пять» Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

Слушание и обсуждение колядок

Песни-колядки начинались

поздравлением с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце песни требовали подарки. А сейчас в исполнении ансамбля «Веретёнце» звучит песня-колядка «Коляда ходя, бродя…»

Весенние песни, летние песни

Закличка-веснянка «Ой, жаворонки, жаворонушки» и троицкие песни призывают приход весны и приветствуют наступление лета.

Покосные песни (осенние )

Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Один серый, другой белый гуси мои гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе .

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Колыбельные песенки

Русские народные песни:

  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

Сегодня на уроке

я узнал …

Сегодня на уроке

мне было трудно …

Сегодня на уроке

мне было легко …

с. 14 – 17 – наизусть,

Т. с. 17

Домашнее задание

молодцы !

multiurok.ru

Конспект и презентация по литературному чтению «Устное народное творчество»

КВН

(обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

Цели: обобщить знания учащихся по теме «Устное народное творчество».

Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Ход урока.

I.Представление команд.

Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу. Играют две команды: команда девочек «Сивка-Бурка» и команда мальчиков «Конек-Горбунок». Представляю вам жюри ……(учителя начальных классов, свободные на данное время проведения урока, родители или старшеклассники).

II.Конкурсы.

Конкурс 1. «Кроссворд».

Народное творчество многогранно. Вам предстоит разгадать кроссворд и назвать один из видов устного народного творчества.

Ответ: Одним из видов устного народного творчества является русская народная сказка.

Конкурс 2. «Виды фольклора».

Народное творчество имеет и другое название – фольклор. Вы должны за 2 минуты назвать как можно больше видов фольклора.

Ответ: Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушка.

Конкурс 3. «Закончи пословицу».

Еще один вид фольклора – пословица. Следующее задание конкурса посвящено именно ей. Вам предстоит закончить начало представленных на слайде пословиц.

Ответ:

Труд человека кормит, а (лень портит).

Раз соврал – навек (лгуном стал).

Кто других не любит, сам (себя губит).

Кончил дело – (гуляй смело).

Человек от лени болеет, а от (труда здоровеет).

Худо тому, кто (добра не делает никому).

Сам потерпи, а (другого не выдай).

Учись доброму, худое (на ум не пойдет).

Конкурс 4. «Лейся, песня!».

Еще один вид фольклора песенка-закличка, иполнялась хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае.

Попробуйте сами сочинить такие заклички. Какая команда сочинит больше закличек за 5 минут, та и побеждает в этом конкурсе.

Конкурс 5. «Узнай героя и его сказку».

Вы уже угадали в первом конкурсе, что один из видов устного народного творчества является русская народная сказка. В этом конкурсе мы проверим, как хорошо вы знаете героев и название этих сказок.

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если встретишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

Скок-поскок, скок-поскок-

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный, маленький конек, всем известный (Горбунок).

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется («Три поросенка»).

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется («По щучьему велению»).

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь – Царевна-(лягушка).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки («Маша и медведь»).

«Не пей, Иванушка, если устанешь…»

А братец все выпил до донышка.

«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» —

Плачет (сестрица Аленушка).

Конкурс 6. «Что такое сказка?».

Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова. Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение.

Ответ: Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.

III. Подведение итогов.

Жюри подводит итог, объявляет команду-победителя.

Награждение команды-победителя.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *