Технология природные материалы 3 класс – План-конспект урока по технологии (3 класс) по теме: Конспект урока по технологии «Природные материалы» в 3 классе
План-конспект урока по технологии (3 класс) по теме: Конспект урока по технологии «Природные материалы» в 3 классе
Итак, ребята наша работа будет состоять из 4 этапов.
1 этап — материалы. Для изготовления этой аппликации нам понадобится лист картона, который будет основой нашей аппликации, листочки различной формы и размера, клей и ножницы. Приготовили материал и внимательно слушаем и запоминаем последовательность нашей работы.
2 этап нашей работы – заготовка.
Теперь нам необходимо вырезать все необходимые детали для аппликации. Давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами:
1. Не класть на край стола
2. Не делать резких движений
3. Не держать острием вверх
4. Работать аккуратно
5. По окончании работы убрать на место
6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Нам нужно вырезать лапки, глаза и носик нашей фигурке.
3 этапом нашей работы будет – сборка.
А также вы будете работать с клеем, ребята, а как надо работать с клеем:
1.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
2. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
Для начала мы берем листик, который будет больше похож на хвост нашего животного, и приклеиваем его на лист картона. Далее берем листик более круглой формы – это будет туловище, приклеиваем его поверх хвоста. Далее берем листик круглой формы, но поменьше, и приклеиваем его поверх туловища, это будет голова. Далее приклеиваем ушки, лапки и глазки.
И, наконец, 4 этап работы – оформление.
Мы можем сделать полянку из листьев, где живёт этот зверёк, или сделать солнышко и облака из природных материалов.
Вот такая аппликация получилась у меня (демонстрация моего образца)
Из скольких этапов будет состоять данная работа?
Кто мне ответит, что нам понадобится для работы?
Как называется 2 этап и, что мы будем делать на этом этапе?
Как называется 3 этап и, что мы будем делать на этом этапе?
Как называется 4 этап и, что мы будем делать на этом этапе?
Итак, это первая ваша работа.
Далее показываю, какое изделие можно сделать из шишек. Это крокодил.
Нам понадобится одна длинная шишка, пластилин.
Я показала вам примеры того, что вы можете сделать из природных материалов. Ваша задача сделать своё изделие, либо в виде аппликации, либо просто в виде фигурки животного как крокодил и т.д.
nsportal.ru
Урок трудового обучения 3 класс на тему «Работа с природным материалом»
Урок трудового обучения 3 класс
Тема урока: Изготовление поделок из природного материала
Цель: учить работать с природным материалом; продолжать совершенствовать навыки правильной подготовки рабочего места к работе и умение изготавливать поделки из листьев, трав, цветов; воспитывать аккуратность, трудолюбие; развивать кругозор, художественный вкус, творчество.
Ход урока
Психологический настрой
Вступительное слово.
Кто на свете самый главный?
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это …. (труд)
Работа с пословицами
— Какие пословицы о труде вы знаете?
(Труд кормит и одевает. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кончил дело – гуляй смело.) Как вы понимаете значение этих пословиц?
Послушайте стихотворение. Оно поможет вам назвать тему урока.
Природа, то бесценно слово и наша неотъемлемая часть.
Должны уметь мы защищать природу, беречь её, ценить, приумножать.
Для всех она полезна и открыта, ты только свою руку протяни.
Дарами наградит своими щедро, к ним выдумку, старанье примени.
Причудливая видится фигура из шишек, что упали под сосной.
Коряги разной формы, будто в сказке из снега возвышаются весной.
Под шляпкой жёлудь словно человечек, что прячет от стеснения глаза.
Природа, бесконечно это слово, в нём тайна мирозданья, красота.
3.Сообщение темы урока
-Сегодня мы с вами будем работать с природным материалом. С каким природным материалом вам приходилось работать раньше? (шишки, листья, веточки, жёлуди, семена растений и т.д.)
4. Основная часть
Какие работы можно выполнить, используя природный материал? (Показ презентации)
1. Словарная работа: аппликация.
— Кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей.)
— Вы с этим словом встречались, когда работали с цветной бумагой.Аппликация — это художественная техника, которую применяют для создания изображений из наклеенных на основе кусочков бумаги, ткани, растительного материала.
Можно сделать и объёмные поделки, используя различный природный материал. (Показ картинок)
-Сегодня вы тоже проявите своё творчество, воображение и выполните поделку из тех природных материалов, которые есть у вас под рукой.
-Давайте мы вспомним ТБ при работе с клеем, ножницами, пластилином.
Правила работы с ножницами
Хранить ножницы в определённом месте
Не держать ножницы острыми концами вверх
Передавать ножницы кольцами вперёд
Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми
1. Природа дарит нам множество разнообразных форм, которые сами по себе могут стать основой для интересной композиции. Осенние листья — это богатство цветов и силуэтов! Попробуйте создать из них интересные композиции.
2. Рассмотрение образцов «Зайчик», «Грибок», «Волшебная птица», «Бабочка», «Рыбка».
3. Порядок работы.
• Определите, какой предмет вы будете изготавливать.
• Подберите соответствующее листья (части листьев). Можно обрезать их ножницами для получения необходимой формы.
• Сделайте эскиз аппликации.
• Выложите листья на бумагу.
• Осторожно пользуясь клеем, наклейте части листьев.
• Промокните салфеткой.
• Дайте аппликации высохнуть.
4. Физкультминутка
ЛИСТОЧКИ
Мы — листочки, мы — листочки,
На ветках мы сидим.
Тихий ветер повевает,
Нас легонько качает.
Сильный ветер налетает
И с веток нас всех срывает.
В воздухе мы кружим,
Кружимся, кружимся,
На землю мы садимся,
Садимся, садимся.
6. Практическая работа учащихся
Ученики работают самостоятельно, учитель помогает по необходимости.
Выставка работ. Оценивание
Вы хорошо все потрудились и получили результат.
Поделки чудные такие, увидеть каждый будет рад
— Какая работа вам понравилась? Почему?
— Какая аппликация выполнена аккуратно и красиво?
— Заметили ли вы ошибки товарищей?
8. Итог урока
— Какие природные материалы вы знаете?
— Над чем мы работали сегодня на уроке?
— Что означает слово аппликация?
— Для чего люди украшают свой дом, жилье?
— Сейчас необходимо привести в порядок свои рабочие места, убрать остатки бумаги и листьев.
.
Тест: Работа с природными материалами
В тесте предлагаются вопросы для проверти теоретических знаний по теме «Работа с природными материалами».
Технология 3 класс | Автор: Комарова Ольга Николаевна | ID: 5137 | Дата: 2.6.2015
Вопрос № 5Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз;
б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья;
г) через несколько дней разложи их в папки.
Запиши буквы ответов без пробелов. Введите ответ: Вопрос № 6
Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) Приклей;
б) нарисуй эскиз;
в) составь композицию;
г) подбери материалы;
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.
Запиши буквы ответов в нужном порядке без пробелов.
Введите ответ:Получение сертификата
о прохождении теста
План-конспект урока по технологии (3 класс) на тему: «Изготовление поделок и игрушек из природного материала»
Конструирование по теме
«Изготовление поделок и игрушек из природного материала»
Цели:
- научить использовать природный материал;
- развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление;
- развивать изобретательность, глазомер, мелкую моторику рук;
- прививать чувство красоты и гармонии;
- развивать умение составлять из частей целое.
Инструменты: ножницы, клей ПВА, простой карандаш, циркуль.
Материалы: мешковина 25 х 31 см, бумажный шпагат 1 метр, картон белый 1 лист, картон цветной 1 лист, природный материал по выбору.
Ход урока
І. Орг.момент. Постановка темы и цели урока.
ІІ. Вступительная беседа по теме.
Нелегко понять гармонию природы. Узнать ее секрет может тот, кто любуется природой, изучает её.
Выводы: нет такого природного материала, из которого ты смог бы сконструировать игрушку;
главное — воображение человека;
важны детали оформления, воссоздающие образ природы, сказочный мир.
- Что вы обычно делаете с пустыми мешками из-под картофеля? (Выбрасываем)
Сегодня мы научимся делать игрушки и красивые композиции из мешковины и бумажного шпагата. - Рассмотри рисунки 1-4 (с. 7). Назови героев. Определи характер каждого из них. Перечисли, чем похожи эти герои на живых животных.
- Докажи, что автор, создавая эти образы, не испортил природы.
- Поясни, как рукотворный мир авторов этих героев оживляет мир природы. Об этом стихи Н. Заболоцкого:
«Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил».
Из каких этапов состоит наша работа? На доске висит работа по этапам. Ученики анализируют этапы.
- Учитель вывешивает готовую композицию.
- Какие инструменты нам пригодятся для этого? Давайте отгадаем загадки:
Сговорились две ноги В снежном поле, на дороге
Мчится конь одноногий. И на много-много лет
Оставляет черный след. (Карандаш)
Режем мы и вырезаем. Маме шить мы помогаем. (Ножницы)
Я молодец, я так хорош Скреплю – водой не разольешь. (Клей)
Положите эти инструменты на стол.
ІІІ. Беседа о технике безопасности.
ІV. Творческая работа.
- Подготовка деталей:
а) возьмем лист белого картона и начертим круг диаметром 20 см. Вырезаем.
б) вырезаем из мешковины круг диаметром 22 см, оставляя на припуски 2 см.
в) нарезаем бумажный шпагат длиной 2 см и разворачиваем серединку, чтобы было похоже на лепесток цветка;
г) плетем косичку из шпагата длиной 50 см;
д) делаем стебельки цветков. Для этого отрезаем бумажный шпагат 15 см, 10 см, 15 см. - Собираем работу:
а) приклеиваем мешковину на белый картон по краю, наклеиваем круг из цветного картона с обратной стороны, чтобы было аккуратно и красиво;
в) собираем композицию. Разбираем красиво или нет;
с) приклеиваем цветы, стебельки и лепестки;
д) косичку приклеиваем по краю работы. Сравниваем осенние композиции и композиции, сделанные сегодня. - Из природного материала дети самостоятельно придумывают игрушки, скрепляя детали с помощью пластилина и веточек, затем располагают их на приготовленной осенней композиции — панно.
V. Выставка работ.
– Попробуйте дома сделать другие композиции. Можно сделать не в круге, а в
форме любой фигуры – ромб, сердечко, прямоугольник, овал.
VІ. Итог урока.
nsportal.ru
Этапы урока | Действия учителя/учащихся | ОНУ | Здравствуйте, ребята. Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя, Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье! | Определение темы и цели урока | Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно решить кроссворд. 1.Был сначала гладким, целым, 2. Вот готов рисунок наш. 3. Если ей работу дашь – 4. Я весь мир слепить готов: 5. На листы меня кладут, 6. Свою косичку без опаски Они обмакивают в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водят по страничке. 7. Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу. А поможет вам, ребята, Разноцветная… Ключ – мозаика. Кто знает, что такое мозаика? Мозаика — одна из видов аппликации. Как искусство мозаика известна давно. Изображение составляется из отдельных кусочков мрамора, стекла, цветных камней. В качестве исходного материала при изготовлении мозаики часто используются семена деревьев и цветов, различные крупы. Для мозаики подойдут крупы (греча, рис, пшено, манка), зёрна (горох, чечевица, бобы, кукуруза, пшеница, овес), специи (зернышки перца, семена кунжута, гвоздика), семена (подсолнуха, тыквы, арбуза). Как вы думаете, какую работу мы будем с вами выполнять? (Мы будем делать мозаику из крупы) Верно. Молодцы. Цель сегодняшнего урока – сделать мозаику из крупы. | Получение политехнических знаний | Посмотрите какие красивые и оригинальные работы сделаны детьми из круп и семян. (показ работ, сделанных учениками). Сколько возможностей дарит нам природа. Многие из нас даже не задумывались, что можно творить шедевры из обычных круп, семечек или специй. Такие простые природные материалы превращаются в оригинальные картины. Сегодня и мы с вами потрудимся над созданием мозаики из круп. Для работы нам понадобятся:
Назовите правила работы с ножницами. Работай ножницами только на своем рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. Используй ножницы по назначению. Назовите правила работы с клеем. При работе с клеем пользуйся кисточкой. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом. Скажите, какая птица является символом мудрости? (Сова) Да, ребята. Мне хотелось бы, чтобы вы сделали для себя символ мудрости, к которой будете стремиться в учебе и жизни. | Практическая работа | У вас на партах лежат трафареты с совой. Вырежьте сову и наклейте ее на лист картона. Хорошо промазывайте всю деталь, особенно края. Наклейте ее на картон. Разгладьте листом или салфеткой деталь. Несколько рекомендаций к выполнению работы:
Теперь нанесите необходимое количество клея на ту часть совы, которую вы хотите выложить крупой. Теперь насыпьте достаточное количество крупы на клей, излишки ссыпьте обратно в пакет. Обращайте внимание на то, чтобы как можно меньше просвечивались трафареты. Крупа должна лежать плотно. Нанесите клей на следующую часть изображения и так же засыпьте ее крупой. Так необходимо действовать до получения цельного изображения. Кто закончил работу, уберите свои рабочие места. Соберите всю крупу в пакеты, сложите картон, ножницы в папки, уберите весь мусор и выбросьте его в урну. | Итог урока | У кого получилось, выйдите к доске и поставьте свои работы. Оценивание работ по критериям: -законченность; -аккуратность; -креативность. |
nsportal.ru
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ Шишки (рис. 1). Плоды хвойных деревьев — шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать. Рис. 1 Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки. Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою. Рис. 2 Орехи (рис. 2). При изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Их используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках. Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать. Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются. Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев.
Каштан (рис. 2). Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте. Рис. 3 Желуди (рис. 3). Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой — плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре — октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке). Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку — из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них. Желуди хранят в прохладном и влажном месте. Кора (рис. 3-4). Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки- плоскодонки. Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок. Рис. 4 Березовая кора — береста (рис. 4) — один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая. Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой. Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной. Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горячую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручиваться. Рис. 5 Ветки (рис. 5). Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток — работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. Корни (рис. 5). Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью. Листья (рис. 5). Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью. Рис. 6 Шиповник, рябина (рис. 6). Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная. Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму. Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др. Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении. Рис. 7 Кукурузные початки (рис. 7). Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки. Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен! Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для работы лучше использовать початки в период созревания кукурузы, тогда все необходимые операции дети смогут выполнить самостоятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек становится нежелательным. Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной. Рис. 8 Рогоз (рис. 8). Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза — интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы. Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы. Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется. Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки. Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко приклеивается различным клеем. Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков, и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида. Ракушки (рис. 11 — 12). На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме — овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п. Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре. Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.). |
multiurok.ru
Технологическая карта + презентация к уроку технологии «Формы и образы природы в изделиях из природного материала 3 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9
Технологическая карта урока технологии
в 3 классе по теме:
«Формы и образы природы в изделиях из природного материала».
Творческая мастерская
УМК «Гармония»
Автор: Пархоменко Оксана Васильевна
учитель начальных классов
первой категории
с.п. Мулино 2016 г.
Предмет: технология
Класс: 3 класс
Тип урока: Усвоения новых знаний
Технологическая картаТема урока: «Формы и образы природы в изделиях из природного материала».
Цель практическая: вовлечение обучающихся в групповую деятельность по созданию художественных работ – осенних украшений из природного материала для организации праздника «Осени».
Цель педагогическая: организация эффективного сотрудничества учителя, учащихся и родителей как равных партнеров посредством проектной деятельности.
Задачи:
Формирование практических умений использования различных природных материалов в творческой преобразовательной деятельности.
Развитие сенсомоторных процессов и художественного вкусачерез формирование практических умений.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Умения:
Познавательные УУД – создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Регулятивные УУД:определять и формулировать тему и цель деятельности с помощью учителя; планировать практическую работу и соотносить свои и групповые действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять самоконтроль
Личностные УУД:положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные — организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, осуществлять взаимопомощь;планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками и родителями; разрешать конфликты; адекватноиспользовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, учиться владеть диалогической формой речи.
Планируемый результат
Знать:
-варианты декорирования пространства к праздникам;
Уметь:
— проектировать свою деятельность
— работать с природным материалом;
— собирать и оформлять изделие
— сотрудничать в группе
Вид контроля:
Творческая работа «Осенние украшения» (групповая работа с распределением обязанностей)
Изготовление осенних украшений из природного материала для праздника (осенние гирлянды, букеты, плакаты, открытки, цветы)
Методы: системно-деятельностный, метод проектов
Межпредметные связи – окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Необходимое оборудование: природный материал (свежие листья и ветки деревьев и кустарников, сухоцветы, семена ), овощи и фрукты маленького размера, цветная бумага, альбомные листы, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, бамбуковые палочки, краски, губка, шаблоны (ваза, грибочки, овал), нитки «Ирис», влажные салфетки, карточки с названиями цехов, разноцветные клейкие стикеры, двусторонний скотч, поднос (5 шт.), презентация.
Образовательные ресурсы: Н.М. Конышева « Технология. Наш рукотворный мир» 3класс. Учебник. — Изд. «Ассоциация XXI век, 2013. – 10- 13с., (Образовательная система «Гармония».)
— карточки для выбора материала и инструментов;
— памятка-помощник «Как готовиться к презентации проекта»
— лист самооценки
-Анкета для родителей
Ход урока
Деятельность учителяДеятельность учащихся
УУД
Погружение в проект.
Цель: Построение проекта выхода из затруднения
Проблемное поле
1 слайд
— Отгадайте загадку:
Вслед за летом к нам приходит,
С листопадом хороводит
И богата урожаем,
Мы её, конечно, знаем!
2 слайд
— Ребята, а вы любите осень? Чем нас радует осень?
— А у кого из вас день рождения осенью?
— А какие осенние праздники мы традиционно отмечаем всем классом?
— Молодцы. И вот скоро мы будем праздновать «Осенние именины» в нашем кабинете. А что нужно приготовить для проведения праздника, чтобы у всех было веселое настроение?
— А в таком классе можно праздновать или чего- то не хватает? Что предлагаете сделать?
— Это отличная идея! Скажите, я одна справлюсь с такой большой задачей? Почему?
-Вы готовы мне помочь? -Поднимите руку, кто готов потрудиться на пользу нашего класса? Ведь праздник будет не для меня, а для кого?
Банк идей
— А каким вам хотелось бы видеть наш кабинет в праздник осени? Чем можно украсить воздушное пространство, стены, столы для гостей? (на доске карточки названий украшений)
— Замечательные идеи!
— А из чего вы предлагаете сделать все украшения? Что можно использовать из даров осени для декорирования?
— Кто из вас догадался о цели нашего занятия? Что мы будем сегодня делать и с какой целью? С кем и как вы будете работать?
Какие украшения ?
Осень.
Высказывания детей (овощи, фрукты, грибы, ягоды, урожай в поле, разноцветные листья, листопад)
-День учителя, день знаний, День матери, день урожая)
— Выучить стихи, музыку и танцы выбрать, пригласить гостей.
— Надо украсить класс.
— Не справитесь, так как вы будете все делать сами.
— Мы готовы. Для нас и гостей, родителей.
Дети предлагают различные идеи:
— гирлянды, плакаты, букеты, рисунки.
— Листья, овощи и фрукты, цветы, веточки, семена и т.д.
— Мы будем создавать украшения из природного материала для праздника осени в классе, работая в группах.
Способ:ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД
— выслушивать мнения и идеи товарищей,
учиться строить монологическое высказывание(коммуникативные УУД)
Способ:
Возникновение проблемной ситуации,
выявление затруднений в индивидуальной деятельности к учащегося
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД)
-Учиться моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения (познавательные УУД)
— определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД)
2.Проектирование (Организация деятельности)
Слайд 6.
Цель: организация под руководством взрослого совместной работы в группе:
Создание групп
— Ребята, давайте представим, что весь наш коллектив – это фабрика осенних украшений для праздника. А каждая группа – это цех по изготовлению конкретного украшения. (Жеребьевка и выбор цеха)
— Но на доске осталась карточка еще одного цеха. Я предлагаю работниками этого таинственного цеха стать гостям нашей фабрики украшений. Это цех– «Осенние розы».
— Кем вы будете в команде? А нужен ли вам наставник, который будет помогать вам в трудных ситуациях?
— Кого из присутствующих можно попросить на эту должность?
— Уважаемые родители, в каком цеху вам хотелось бы поработать? Займите свое место.
— А я для вас буду наставником или управленцем фабрики?
Проектирование изделия (Слайд 7)
— Уважаемые наставники и работники цехов, прошу вас обсудить в группах следующие вопросы:
— вид и форма изделия
— список нужного материал и инструментов
-распределение ролей между собой
-способ презентации продукта.
— А теперь попрошу от каждого цеха подойти к столам заготовок наставника и 2 работников. Выберите по списку весь необходимый материал, сложите на поднос и вернитесь в свои цеха.
Правила работы в группе
Слайд8. (Учитель напоминает правила успешной работы в группе, регламент времени на создание изделия, способ представления конечного продукта деятельности, зачитывая на слайде).
По 1 человеку от группы подходят к доске и выбирают перевернутую карточку, читают вслух название цеха
— Мы рабочие.
— Нужен взрослый – это родитель.
— Будете управлять фабрикой.
Обсуждают вид украшения, составляют и записывают в таблицу список материалов и инструментов, наставник распределяет роли рабочих
Выбирают материал по списку, откладывают на поднос и несут в группу.
Способ: РАБОТА В ГРУППАХ
— Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)
Способ:
Возникновение проблемной ситуации
— Развитие умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (регулятивные УУД)
Способ: РАБОТА В ГРУППАХ
— Учить планированию учебного сотрудничества со сверстниками; разрешение конфликтов (коммуникативные УУД)
-Работа с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, памятка)(работа с информацией)
Осуществление деятельности (продукт)
Цель:Решение конкретных практических задач
— Цеха приступают к реализации намеченных планов, а родитель координирует деятельность и сотрудничает с детьми
( консультирует и оказывает помощь отдельным детям, следит за рабочей атмосферой, распределением времени).
— Вот и подошло к окончанию время выполнения украшений каждым цехом.
— Подумайте, в какой форме вы сможете презентовать ваше изделие, возможно дадите ему название, каково его практическое применение, справился ваш цех с поставленной задачей?
Каждый работник-ученик выполняет порученную роль, в процессе деятельности взаимодействует с одноклассниками, по необходимости обращается за помощью к родителю-наставнику, содействует другим членам цеха.
Готовятся к публичной защите, обдумывают устное сообщение о проделанной работе по вопросам памятки, выбирают ответственных за презентацию продукта
Способ: РАБОТА В ГРУППАХ
— Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)
— Учить планированию учебного сотрудничества со сверстниками и родителями (коммуникативные УУД)
— Учить осуществлять анализ объектов с выделением признаков (познавательные УУД)
— Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)
Презентация (результат проектной деятельности)
Цель: выявление ценностного отношения учащихся к полученному изделию и самому процессу его изготовления, экспертиза полученных образовательных продуктов
— А теперь я попрошу выступить с защитой готового осеннего украшения каждый цех. Можно опираться на памятку защиты проекта. Слайд 10.
—
Все члены группы выходят к доске и публично показывают продукт совместной деятельности, рассказывают об успехах и сложностях в проделанной работе, дают оценку деятельности всему цеху.
Способ:РАБОТА В ГРУППЕ
— Учить использовать речь для регуляции своего действия.(коммуникативные УУД)
— Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
Итоговая рефлексия.
Цель: стимулировать детей на дальнейшее совершенствование в чем-либо.
— Уважаемые гости, наставники и работники цехов. Прошу каждого из вас проголосовать за понравившееся осеннее украшение и приклеить свой стикер напротив названия цеха. Уточняю, что за продукт деятельности своей группы отдавать голос нельзя.
— Подведем итоги: приз зрительских симпатий достается цеху … , изготовившего украшение :
— Давайте похлопаем им за великолепную работу. Я вас тоже благодарю за старание, умение помогать друг другу и за активное участие в работе фабрики. Молодцы!
Дети выходят к доске и приклеивают свой стикер напротив названия цеха, работа которого больше понравилась.
— в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей (коммуникативные УУД)
— способность к эстетической оценке (личностные УУД)
Рефлексивно-оценочная деятельность каждого учащегося выявляется на основе заполнения листа самооценки, который выдается в конце занятия.
Учащиеся заполняют листы самооценки своей деятельности.
infourok.ru