cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разнообразие веществ урок презентация 3 класс – Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме: Разнообразие веществ.

Урок окружающего мира по теме «Разнообразие веществ». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока. Открытие новых знаний.

Предметные результаты. Третьеклассники узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД. Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах.

Необходимое оборудование: ПК, интерактивная доска, А. Плешаков. Окружающий мир.3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч.1.М.Просвещение.2012,Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1.

Соль, сахар, лимонная кислота, уксус, картофель, груши, яблоки, хлеб, разбавленная настойка йода, пипетка.

Ход урока

I. Внимание. Работают синоптики. Работа с дневником наблюдений.

Посмотрите в окно. Какой день: солнечный, пасмурный? Обозначим в дневнике. Направление ветра. Посмотрим на градусник. Какую температуру он показывает? Отметим. Есть ли осадки? Что ещё можно сказать о погоде сегодня? Какой прогноз будет на завтра?

II. Актуализация знаний.

Дети отвечают на вопросы теста по теме “Тела, вещества, частицы”. (Приложение 1)
Вывод. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

III. Мотивация учебной деятельности.

– А теперь послушаем стихотворение А. Карпова “У мамы на кухне”. (Приложение 2)
– Куда же мы с вами отправляемся? (К маме на кухню.)
– Посмотрим, какие вещества находятся у каждого из нас дома.

IV. Работа по теме урока.

Учитель ставит на стол несколько прозрачных баночек, в которых находятся соль, сахар, крахмал, лимонная кислота.
– Можете ли вы определить: какие вещества находятся в баночках? Что для этого надо сделать?
– О каком веществе сложена загадка?
Меня одну не едят, но и без меня ничего не едят.
Это соль. Она необходима для нормальной работы организма. Соль содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета.

Послушайте старинные легенды о соли. (Приложение 3).
– Соль была раньше очень дорогой. Люди не умели её добывать. В некоторых странах были деньги из соли. Любую покупку можно было оплатить кусками соли. Потом выяснилось, что запасы соли в природе огромны. Её стали добывать в большом количестве. Соль стала самым дешёвым продуктом. В солёных озёрах и морях – огромные запасы соли. Соль добывали со дна высохших озёр. Там, где озёра высохли, соль засыпало песком и землёй. Образовывалась суша, а иногда и горы. Под этой тяжестью соль уплотнилась и стала твёрдой, как камень. Поэтому её стали называть каменной солью. Чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие шахты.
– На кухне вам обязательно встретится ещё одно вещество белого цвета. Отгадайте?
Я бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал.
– Это сахар. Раньше на Руси о сахаре не знали. Люди пользовались медом.

Подготовленные ученики рассказывают о сахаре. (Приложение 4).
– Сахар – не единственное сладкое вещество в природе.
Где ещё можно найти сахар? Прочитаем об этом в учебнике.
– Из какой страны тростник “переехал” в разные страны?
– Почему это растение не выращивают у нас в стране?
– Из чего получают сахар в России?
– Что такое глюкоза?
– Где она содержится в природе?
– Как ещё могут называть глюкозу?
Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. Это крахмал.
– Знаете ли вы продукты, в которых содержится крахмал?

Практическая работа.

– Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет.

Работа в группах.
Каждая группа получает разрезанные на кусочки картофелины, яблоки, груши, хлеб.
– Проведи опыт: с помощью пипетки нанеси каплю йода на каждый из исследуемых продуктов. По ходу работы заполняй таблицу.

Результаты записываются в рабочей тетради. Оценка выполненной работы.

Последнее вещество на маминой кухне – лимонная кислота.
– Кто из вас знает, для чего она находится на кухне? Прочитайте в учебнике о том, в каких ещё продуктах содержатся кислоты. Дети читают статью на с.43-44.
– В каких продуктах содержится кислота?
– Общее свойство этих веществ?
– Как с ними нужно обращаться?
– Где в окружающей среде содержатся кислоты?

Работа в парах.

Задания учебника с.44. Описание вещества по плану.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята отвечают на вопросы рубрики “Проверь себя” на с. 45.

– О чём мы должны были узнать на уроке? Чему научиться?

VI. Домашнее задание.

Любознательный Попугай предлагает вам кроссворд в рабочей тетради на с.25 и задания для домашней работы в учебнике на с.45.

17.04.2014

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира на тему «Разнообразие веществ»(3 класс)

Конспект урока по теме «Разнообразие веществ»

Класс: 3 класс

УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Разнообразие веществ

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для знакомства детей с веществами: поваренная соль, сахар, мука, крахмал.

Задачи:

Образовательная: создать условия для сравнения и классификации веществ по основным признакам, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания правильного и бережного отношения к продуктам питания, аккуратности в быту.
Развивающая: создать условия для выработки умения работать по плану, развития наблюдательности, внимательности, памяти.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Предметные: учащиеся научатся различать вещества по их свойствам, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Метапредметные:

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности, формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Регулятивные:

формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные: развитие речи, умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Ход урока

  1. Мотивация к познавательной деятельности

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Посмотрите, что я принесла вам.

Опишите, что вы видите? (коробка, предмет, ТЕЛО)

Что такое тело? (это любой предмет) На доску «Тело»

(На стол выкладываю баночки с веществом)

(поваренная соль, сахар, крахмал, мука, сахарная пудра, сода, лимонная кислота в одинаковых баночках)

Что вы можете сказать о содержимом баночек? (оно одинаковое )

А как можно назвать содержимое баночек? (ВЕЩЕСТВО) На доску «ВЕЩЕСТВО»

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

А что такое вещество? (это то, из чего состоит тело)

Из чего состоят вещества? ( из ЧАСТИЦ (молекул и атомов))

В каком виде встречаются вещества? (жидком, твердом и газообразном

)

На доске появляется схема :

Тело

Вещество

Частицы (молекулы и атомы)

жидкое твердое газообразное

Вернемся к нашим баночкам. Можно ли определить какие вещества находятся в этих баночках?

(Предложить некоторым учащимся определить вещества с места.)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Можно ли на взгляд определить вещества? (нет)

Какое у нас возникло затруднение? (не смогли определить на взгляд, что за вещества находится в баночках)

  1. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Если у нас возникло затруднение, то чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель поставим на урок? (научиться различать вещества по их свойствам)

Как вы думаете, как можно определить, что за вещества находятся в баночках? (открыть, попробывать ,понюхать)

  1. Реализация построенного проекта.

Перед вами разные вещества. А какие общие свойства этих веществ вы можете назвать?

(твердое состояние, цвет белый, сыпучие )

Хотите узнать, что за вещества находятся в баночках?

Для этого мы проведем исследование.

Сейчас мы разделимся на 6 групп и будем работать чётко по инструкции. Каждая группа получит вещество и будет его описывать. А результаты заносить в таблицу. Затем вы представите свои результаты классу.

Инструкция.

1. Взгляните на баночку. Опишите в таблице внешние признаки вещества.

2. Попытайтесь узнать вещество по внешним признакам.

2. Если не получилось узнать вещество, откройте баночку и ОСТОРОЖНО понюхайте содержимое.

3. Возьмите в руки небольшое количество вещества, потрите между подушечками пальцев.

4. Определите вещество.

5.Попробуйте растворить 1 чайную ложку вещества в воде. Запишите свойство в 3 колонку.

6. Заполните оставшиеся колонки таблицы. Если возникли затруднения — используйте учебник и дополнительную справку.

Работа в группах 4-5 минут. Представление групп 5 минут.

  1. Первичное закрепление

Итак, вы смогли самостоятельно определить три вещества. Давайте узнаем, что за вещество находится в этой баночке.

Отгадайте загадку.

Как хрустит он хорошо-

Этот белый порошок.

Он в блины идёт, в кисель.

Очень вкусно, ты поверь.

Ты уж, верно, отгадал?

То – картофельный …(крахмал)

Крахмал очень интересное вещество.

Опишите внешние признаки ( цвет белый, состояние твердое, сыпучее)

А давайте попробуем его растворить в воде. ОПЫТ

Какие главные признаки вы можете назвать? (не растворяется в воде, скользкий на ощупь, не имеет запаха)

Где встречается в природе? ( в картофеле)

Оказывается, он находится не только в картофеле, но и в таких продуктах, о которых мы даже не догадывались. Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная настойка йода. Если ею капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

(капнуть йод в воду и в воду с крахмалом – для определения цвета)

Сейчас вы в группе получите различные тела (картофель, белый хлеб, капуста, яблоко, рисовая каша, кабачок). Ваша задача, определить есть ли в этом теле крахмал.

Давайте поставим цель нашей работы (определить, есть ли крахмал в исследуемых телах)

До работы давайте вспомним технику безопасности.

1. Аккуратно капать раствором йода

2. Ни в ком случае не нюхать и не пробовать на вкус йод.

3. Работать в перчатках.

4. Не махать руками, не толкаться.

Результаты исследования сфотографируйте и продемонстрируйте классу.

Работа в группах 3 минуты.

Представление групп. Запись на доске.

Вывод.
  1. Рефлексия

Нам пора подводить итоги урока.

Какую цель мы ставили на урок?

Смогли ли достичь её?

А вы узнали что-то новое об этих веществах?

На листах с инструкцией у вас есть табличка самооценки. Заполните ее.

Домашняя работа

Посмотрите, у нас остались три баночки, вещества в которых мы не узнали. Открою вам секрет. В этих баночках сода, лимонная кислота и сахарная пудра. Ваше домашнее задание будет следующее: Выбрать любое вещество из предложенных, найти это вещество дома и заполнить табличку, которую мы заполняли на уроке.

Мука.

Пшеница – это важная зерновая культура. Из неё получают пшеничную муку. Долгое время люди употребляли в пищу зерна пшеницы в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Из муки изготавливают макаронные изделия, крахмал, спирт. Зерно пшеницы, отруби и солома служат кормом для животных.

Мука.

Пшеница – это важная зерновая культура. Из неё получают пшеничную муку. Долгое время люди употребляли в пищу зерна пшеницы в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Из муки изготавливают макаронные изделия, крахмал, спирт. Зерно пшеницы, отруби и солома служат кормом для животных.

infourok.ru

Презентация по окружающему миру для 3 класса на тему «Разнообразие веществ»

Тема: «Разнообразие веществ».

Цель: познакомить детей с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, научить править пользоваться этими веществами.

Тема урока Разнообразие веществ

Цели:познакомить детей с веществами :сол,сахар,крахмал,кислота,научить правильно пользоваться этими веществами

Задачи:

Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.
Развивающая: развивать умения работать со схемами, наблюдательность, внимательность, память.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по окружающему миру для 3 класса на тему «Разнообразие веществ» »

Разнообразие веществ

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе

Подготовила:Камалова Зугра Аваловна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Карамалы

  • Вещества изучает особая наука – химия. На Земле множество веществ – несколько миллионов. С некоторыми из них мы встречаемся каждый день .

СОЛЬ

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна

Поваренная соль

Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает, человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы соли на Земле поистине неисчерпаемы. Целые соляные горы есть в недрах Земли и на ее поверхности. В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов.

Соль в природе

Морская соль

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.

Сахар

С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. Главное его свойство – сладкий вкус.

  • . Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок березы, липы, клена.
  • Сладкий сироп из сахарного тростника получали в Индии. Сахар был очень дорогой диковинкой. Долго искали замену сахарному тростнику. Чего только не предлагали: капусту, тыкву, кукурузу, да вот беда – сахара в них мало. Победила сахарная свекла. В начале XIX века в России и Германии были построены первые заводы, которые начали делать сахар из сахарной свеклы.

Сахарный тростник

Тростниковый сахар

Сахарная свёкла

Глюкоза

Ещё есть в природе сладкое вещество: глюкоза. Это разновидность сахара. В природе содержится в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок.

Крахмал

  • – Белый порошок – это крахмал. Его используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

кислоты

  • Кислоты – это большая группа веществ, с которыми мы встречаемся на кухне. Всем известен кислый вкус лимона. Этот вкус придает ему лимонная кислота. В яблоках – яблочная кислота, в щавеле – щавелевая кислота.
  • С кислотами на кухне надо обращаться очень осторожно. Особенно с уксусной кислотой. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться.

П р о в е р ь с е б я

  • Назовите главные свойства поваренной соли и сахара. Где эти вещества встречаются в природе?
  • Что представляет собой крахмал? Как обнаружить его в продуктах питания?
  • Какие кислоты встречаются в природе?
  • Какое общее свойство этих веществ?
  • Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? Можно ли пробовать на вкус любую кислоту?
  • Что такое кислотные дожди? В чём их опасность?

kopilkaurokov.ru

3 класс.Окружающий мир. Презентация «Разнообразие веществ»

Разнообразие

веществ

Дополни утверждения:

Любой предмет, любое живое существо можно назвать

ТЕЛО

То, из чего состоят тела

ВЕЩЕСТВА

Вещества состоят из мельчайших,

невидимых глазом

ЧАСТИЦ

На какие группы можно разделить тела

ТЕЛА

естественные

тела

искусственные

тела

ласточка

стул

трава

облако

тетрадь

камень

дверь

дерево

ВЕЩЕСТВА

жидкие

твердые

газообразные

сахар

алюминий

вода

воздух

химия

Вещества изучает наука —

соль

Меня не едят –

И без меня мало едят

Свойство соли: 1.соленая на вкус

2.растворяется в воде

Где встречается:

1. под землёй

2. в морской воде,

в воде соленых озёр

3. в почве

4. в телах живых организмов

Использование соли:

1. для подсаливания пищи

2. как удобрение для растений

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ – одна из минеральных солей,

встречающихся в природе

Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды.

Соленная шахта.

В природе , под землей,

соль встречается

в виде камня.

сахар

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.

Свойство сахара: 1.сладкий на вкус

2.растворяется в воде

Где встречается:

1. в сахарной свекле 2. в тростнике

Виды сахара

глюкоза

фруктоза

Использование сахара:

добавляют во многие продукты

крахмал

одно из важнейших питательных веществ,

необходимых человеку.

Белый порошок.

Используют когда варят кисель.

В каких продуктах содержится крахмал?

рис

картофель

хлеб

Чтобы определить есть ли крахмал в том или ином

продукте надо капнуть на него разбавленной

настойкой йода.

На продукте, в котором содержится крахмал,

настойка йода приобретет сине – фиолетовый цвет.

кислоты

Свойство кислот: кислый вкус

Где встречается:

щавелевая

кислота

яблочная

кислота

молочная

кислота

лимонная

кислота

Многие кислоты очень едкие – они разрушают

кожу человека, одежду, бумагу, древесину.

Обращаться с кислотами

надо с особой

ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

Из – за загрязнения окружающей среды кислоты образовываются высоко в небе.

Нередко они выпадают на землю вместе с дождем.

Это – КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Портятся постройки и старинные памятники

Лес после кислотного дождя

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

  • Каковы главные свойства соли и сахара?

растворимость

2. Что представляет собой крахмал?

белый порошок

Как его обнаружить в продуктах питания?

с помощью настойки йода

3.Какие кислоты встречаются в природе?

лимонная, яблочная, молочная, щавельная,

муравьиная

4. Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

они разрушают кожу, бумагу, древесину

5. Чем опасны кислотные дожди?

страдает все живое, постройки, старинные памятники

ИНТЕРЕСНЫЕ

ФАКТЫ

Некоторые животные и растения с помощью кислоты защищаются от врагов. Так, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы.

multiurok.ru

Урок окружающего мира для 3 класса «Разнообразие веществ»

Урок окружающего мира для 3 класса «Разнообразие веществ»

Учитель начальных классов Маркова Людмила Владимировна

Тема: Разнообразие веществ

Цель: познакомить с веществами и их свойствами.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты,

Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;

Метапредметные.

Регулятивные:

— планировать свои действия в течение урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные:

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

-строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-анализировать, доказывать предложения, делать выводы.

Коммуникативные:

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Будем мы сейчас трудиться,

Отвечать и не лениться.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

    1. Индивидуальные задания

( 3 учащимся раздаются карточки с заданиями.)

      1. Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

      1. Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

    1. Выполнение теста

(Четыре ученика работают на нетбуках. Выполняют тест по теме «Вещества». Интерактивные дидактические материалы.)

-Выберите и отметьте галочкой правильный ответ.


    1. Фронтальный опрос

— Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял — он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.

Не конь, а бежит. (Вода.)

— Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией.

(Просмотр электронного приложения к учебнику)

IV.Работа по теме урока

1. Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль

— Что вы знаете о соли?
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение.)

Следующее вещество — сахар.

— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)

Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать.

— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)

— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)

— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах
растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

  1. Практическая работа

( На столах у каждой группы продукты: картофель, яблоко, хлеб, груша, пипетка и раствор йода.)

— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)

— Расскажите о полученных результатах.


  1. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

— Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.)

— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке — яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)

— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

— Какие кислоты вы знаете?

— Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет)

— Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)


— Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

(Проводит дежурный ученик)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 16).

— Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.

— Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
— Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)

Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.)

— Запишите эти сведения в таблицу.

— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№2 (с. 16).

— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза — разновидность сахара.)

VII. Рефлексия

1.Работа в группах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.

— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.

2.Игра «Определи на ощупь»

— Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал.

(Проводиться игра)

-Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)

— Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.

VIII. Подведение итогов урока

-С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?

— Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.

— Что новое вы узнали на уроке?

— Оцените свою работу на уроке. (Показывают разноцветные круги.)

IX. Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы «Проверь себя» на с. 45. В рабочей тетради № 3 с.17.

Приложение

Соль

Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге — Виа Солариа, что означает «соляной путь».

Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.

Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.

Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь
состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.

В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах — примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.

infourok.ru

Урок № 9. «Разнообразие веществ», 3 класс, ФГОС

 

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

какие вещества наиболее распространены в быту?

Задачи:

познакомить с наиболее распространенными в быту веществами: поваренной солью, сахаром, крахмалом, кислотой, их свойствами, научить ставить опыты.

Предметные результаты

Научатся

-определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;

— различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Химия-наука о веществах. Вещества: соль, крахмал, сахар, кислота. Наиболее распространенные в быту вещества – соль, сахар, крахмал, кислоты.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    На свете очень много различных веществ. Сейчас их известно несколько миллионов. Одни из них существуют в природе, а другие созда­ны искусственно (например, пластмассы). Приведи примеры веществ.

    Изучение нового материала

      Разнообразие веществ

      Веще­ства изучает наука химия.

      Познакомимся с некоторыми из веществ. Для этого отправимся… на кухню.

      Вот на столе солонка, а в ней поваренная соль. Мы привыкли, что это вещество имеет вид белых крупинок. Но в природе, под землёй, оно встречается в виде камня. Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому её использу­ют в пищу.

      В природе поваренная соль встречается не только под землёй. Очень много её содержится в морской воде, а также в воде солёных озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

      Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений

      Сахар — ещё одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус — главное свой­ство сахара, поэтому его добавляют во многие продукты. Получают сахар из растений — сахар­ного тростника (в жарких странах) и сахарной свёклы.

      Сахарная свёкла и сахарный тростник

      Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в природе. Многим детям знакомы большие сладкие таблетки — витамин С с глю­козой. Глюкоза — ещё одна разновидность са­хара. В природе она содержится в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой пло­ды винограда и виноградный сок. Поэтому глю­козу также называют виноградным сахаром.

      Крахмал — одно из важнейших питательных ве­ществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

      Учёные-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода приобретёт сине-фиоле- товый цвет. Таким способом можно установить, что крахмал содержится, например, в белом хлебе, рисовой каше, клубнях картофеля.

      Большая группа веществ, с некоторыми из ко­торых мы наверняка встретимся на кухне, — кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придаёт содержащаяся в нём лимонная кислота. В яблоках содержится яблоч­ная кислота, а в листьях щавеля — щавелевая кислота. Когда прокисает молоко, в нём образу­ется молочная кислота.

      Общее свойство этих веществ — кислый вкус. Но это не значит, что любую кислоту можно пробовать на вкус. Многие кислоты очень ед­кие — они разрушают кожу человека, одежду, бумагу, древесину. Поэтому обращаться с ни­ми надо осторожно. На кухне мы встретим одну из таких опасных кислот — это уксусная кисло­та, или уксус. Ты уже знаешь, что к бутылочке с уксусом нельзя прикасаться. Это вещество используют только в разбавленном виде.

      Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождём. Это так называемые кислотные дожди. От них стра­дают растения и всё живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

      Где и как добывают соль. Добыча соли в России

       

       

       

       

      Как добывают морскую соль

       

       

       

       

      Как производится каменная и экстра соль

       

       

       

       

      Сахар: как это делается

       

       

       

       

      Производство сахара из сахарного тростника 

       

       

       

       

      Крахмал из картофеля

       

       

       

       

      Что будет, если опустить ЯЙЦО В УКСУС?

       

       

       

       

      Осмысление и понимание полученных знаний

        Практическая работа

        С помощью разбавленной настойки йода определи, есть ли крахмал в продуктах, выдан­ных тебе учителем.

        Результаты исследования запиши и зарисуй в рабочей тетради.

        Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1—2 вещества по плану: название вещества, внешние признаки, главные свойства, где встре­чается в природе (содержится), как использует­ся человеком.

        Прочитайте текст. Используя полученную информацию, объясните, что изображено на ри­сунках.

        Некоторые животные и растения с помощью кислоты защищаются от врагов. Так, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрыз­гивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгу­чих волосках крапивы.

          Как вырастить кристалл из сахара! Опыты для детей!

           

           

           

           

          Вывод. Вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом, различными кислотами.

          Самостоятельное применение знаний

            1.Каковы главные свойства поваренной соли и сахара?

            2. Как обнаружить крахмал в продуктах питания?

            3. Какие кислоты встречаются в природе?

            4. Чем опасны кислотные дожди?

            Задания для домашней работы

            1.Запиши в словарик: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

            2.Дома возьми три блюдца и насыпь в од­но из них сахар, в другое — поваренную соль, в третье — крахмал. Как различить эти вещества?

            Источники информации:

            А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

            «Просвещение» 2014

            Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

            Хостинг презентаций окружающий мир

            — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Технологическая карта урока «Разнообразие веществ» 3 класс

            1. Продолжи предложение:

            Тела — это ______________________________________________________________________

            2. Распредели слова по группам: камень, книга, мяч, река, облака, тетрадь, шапка, роза, ракета, глина. Впиши по одному примеру в каждый столбик.

            3. Соедини стрелками тела и вещества:

            4. Соедини стрелками вещества и их состояния:

            5. Подпиши, в каких состояниях находятся эти вещества:

            6. Отметь знаком + в столбиках, какие из перечисленных веществ относятся к твердым, жидким и газообразным.

            — Вспомните значение терминов из вашего словарика и отгадайте кроссворд:

            1. Название группы веществ.

            2. В каких продуктах содержатся.

            3. Общее свойство этих веществ.

            4. Чем опасны кислоты.

            Учитель

            Чернова Галина Васильевна

            Место работы

            МБОУ «Лицей №17» г. Берёзовский

            Должность

            Учитель начальных классов

            Предмет

            Окружающий мир

            Тема урока

            Разнообразие веществ

            Класс

            3 В

            Предметная программа и ее автор

            УМК «Школа России» Окружающий мир. А.А. Плешаков

            Тип урока

            урок усвоения новых знаний и способов действий

            Цель

            Познакомить с веществами и их свойствами

            Задачи деятельности учителя

            Создать условия для выяснения, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком

            Планируемые результаты образования.

            Предметные: научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы

            Метапредметные :

            Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

            Регулятивные: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

            Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах

            Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности, формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия

            Материалы

            Окружающий мир: 3 класс — учебник, рабочая тетрадь

            Лабораторное оборудование: соль, сахар, лимонная кислота, уксус, картофель, морковь, яблоки, груша, печенье, хлеб, разбавленная настойка йода, пипетки

            Этап урока

            Цель:

            Деятельность учителя

            Деятельность учащегося

            Универсальные учебные действия

            1.Организационный этап.

            Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

            Чтоб природе другом стать,
            Тайны все её узнать,
            Все загадки разгадать,
            Научитесь наблюдать,
            Будем вместе развивать у себя внимательность,
            А поможет всё узнать наша любознательность.

            — Что такое внимательность и любознательность?

            — Почему так важны эти качества для ученика?

            (обобщить ответы детей)

            — Проверяют готовность к уроку.

            — Высказывают своё мнение.

            Личностные: самоопределение;

            Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

            учителем и сверстниками.

            2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

            1. Индивидуальная работа по карточкам (приложение 1- тест «Тела, вещества, частицы»)

            2. Фронтальная беседа

            — Что такое тело?

            — Какие бывают тела?

            — Приведите примеры.

            — Что такое вещество?

            — Какие бывают вещества?

            — Приведите примеры.

            — Из чего состоят вещества?

            Вывод. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

            Самостоятельная работа

            Выстраивают монологические высказывания.

            Делают выводы.

            Регулятивные:

            формирование умения ставить учебную задачу, работать по инструкции.

            Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

            Коммуникативные: уметь выслушивать ответы других детей, высказывать свое мнение в доступной форме.

            3. Определение темы урока. Постановка цели урока.

            Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

            1. Организация работы в группах (кроссворд — приложение 2)

            — Вспомните значение терминов из вашего словарика и отгадайте кроссворд.

            2. Проверка

            — Какое слово получилось в выделенной строке кроссворда? (Вещества)

            -Молодцы! Определите тему нашего урока.

            — Мы с вами определили тему урока, а сейчас давайте определим его цель.

            — Какие вещества окружают нас в жизни?

            — Всё ли мы знаем о веществах?

            — Что бы вы хотели узнать о них?

            — Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать, узнаем, какие вещества опасны для человека и получим ответы на некоторые свои вопросы.

            Самостоятельная работа в группах

            Проверяют и оценивают свою работу.

            Высказывают своё мнение

            и предположения.

            Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

            — Формулируют устные высказывания о значении веществ в жизни человека.

            Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

            Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

            Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

            Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

            4. Изучение новых знаний и способов действий

            Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

            1. Мотивация учебной деятельности.

            — На свете очень много веществ, известно несколько миллионов. Вещества изучает особая наука – химия. и чтобы познакомиться с некоторыми из них мы с вами отправимся на …

            На кухне у мамы есть много вещей:

            Тарелки, корзина, пакет овощей,

            Стаканы и кружки,

            Горшочки и соль,

            Ножи всех размеров,

            Есть рис и фасоль…

            У мамы на кухне. А.И.Карпов.

            — Так куда мы отправимся?

            — С какими же веществами мы встретимся на кухне у мамы?

            2. Лекция с элементами беседы.

            Ставлю на стол несколько прозрачных баночек, в которых находятся соль, сахар, крахмал, лимонная кислота.
            – Можете ли вы определить: какие вещества находятся в баночках?

            – О каком веществе сложена загадка?
            Меня одну не едят, но и без меня ничего не едят(соль).

            — Какое самое важное свойство соли вы знаете?

            — Соль необходима для нормальной работы организма. Она содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета. Знакомство первобытных людей с солью могло произойти случайно. Сохранилась восточная легенда, рассказывающая о том, как ещё в глубокой древности человек уронил во время еды кусок мяса. Подняв его, он заметил, что мясо изменило вкус. Человеку это так понравилось, что он захватил с собой горсть земли, которая оказалась пропитанной солью, и принёс её к своему племени.


            — Есть еще одно вещество, с которым мы встретимся на кухне, отгадайте:

            Я бел, как снег,

            В чести у всех,

            В рот попал –

            Там и пропал. (Сахар)

            — По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус? Сладкий вкус сахара – главное его свойство. Раньше на Руси о сахаре не знали. Люди пользовались медом.

            3. Работа с учебником с. 43 — 44

            Организую самостоятельную работу в по учебнику.

            — Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Прочитайте о них в учебнике и составьте отчет по плану (приложение 3).

            4. Проверка выполнения задания.

            Выстраивают монологические высказывания, используя свой жизненный опыт.

            Работают с научным текстом, анализируют прочитанное, делают выводы.

            Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

            Познавательные: построение логической цепи рассуждений,

            выполнение действий по алгоритму.

            Регулятивные:

            формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

            5. Физминутка

            5. Практическая работа

            — Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. его используют при приготовлении киселя. Это — … (крахмал) 

            — Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет. Дело в том, что если на продукт, содержащий крахмал капнуть раствором йода, то он окрасится в сине-фиолетовый цвет (продемонстрировать). Откройте тетрадь на с. 26.

            — Как называется эта работа?

            — Её цель?

            — Какое оборудование необходимо?

            — Расскажите алгоритм ваших действий.

            — Приступайте к работе (у каждой группы лоток со своим набором продуктов: хлеб, разрезанные яблоко, картофелина, морковь, груша, печенье, раствор йода, пипетка). По ходу работы заполняйте таблицу в тетради.

            Работают в группах: распределяют обязанности (руководитель лаборатории, лаборант, докладчик), проводят опыты в соответствии с заданием.

            Фиксируют свои наблюдения, делают выводы, заполняют таблицу в рабочей тетради.

            Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

            Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

            Регулятивные: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя.

            6. Отчет лабораторий о проделанной работе

            Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

            1. Знакомство с результатами исследований.

            — Прошу докладчиков от каждой группы познакомить с результатами работы.

            2. Обобщение результатов

            — Как можно определить наличие крахмала в продукте?

            — В каких продуктах содержится крахмал?

            Докладчики от каждой группы по очереди выходят к доске и по таблице рассказывают о проделанной работе и о сделанных выводах.

            Взаимопроверка в группах.

            Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

            Познавательные: умение структурировать знания и работать с таблицей.

            Коммуникативные: воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке.

            7. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

            Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала, мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

            1. Задания учебника с.44. Описание вещества по плану.

            2. Задания учебника с.45. Проверь себя.

            Выстраивают монологические высказывания.

            Высказывают предположения.

            Делают выводы.

            Регулятивные: планирование, прогнозирование.

            Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

            Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

            6. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

            Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

            Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

            1. Подведение итогов.

            — С какими веществами познакомились на уроке?

            — Результативно ли прошло наше исследование?

            — Пригодятся ли нам полученные знания в жизни?

            — Разнообразен мир веществ! Они окружают нас повсюду, и как говорил великий русский ученый М.В. Ломоносов «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие».

            2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

            — Задание на с. 25 в рабочей тетради. В учебнике поработать со стр. 41 — 45.

            3. Рефлексия.

            — Вы молодцы! Очень активно сегодня поработали! Подведем итог нашего урока. Продолжи фразу

            У – узнали, что…

            Р – рассуждали о чём…

            О – объясняли, что…

            К – коллективно работали как?

            — Урок окончен! Всем большое спасибо!

            Выстраивают монологические высказывания.

            Записывают д\з.

            Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

            Личностные: самоопределение.

            Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

            multiurok.ru

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *