Рабочая программа праздники традиции и ремесла народов россии 3 класс – Рабочая программа (3 класс) на тему: «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности («Праздники, традиции и ремёсла народов России») в 3 классе (34часа по 1 часу в неделю) | |||||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Раздел 1. «Старинный русский быт» (9часов) | |||||
1. | Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. Игра на развитие музыкальной памяти «Метелица». | Ознакомление с ролью оберегов в жизни людей, изображение символов добра и счастья. | 06.09 | ||
2. | Кушак. Головные уборы девушек и женщин. | Назначение кушака. Знакомство с видами головных уборов для женщин. Зарисовка нескольких головных уборов. | 13.09 | ||
3. | Боярские палаты. | Представление о боярских палатах, сравнение их с русской избой. | 20.09 | ||
4. | Терема. | Представление о тереме, сравнение его с боярскими палатами и русской избой. | 27.09 | ||
5. | Блины. Пироги. Мёд. Взвары Игра «Курочки и петушки» | Ознакомление с традициями изготовления русских блинов и пирогов, о символичес -ком значении круглой формы блинов. | 04.10 | ||
6. | Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Игра «Звонарь» | Ознакомление с традиционном распорядком дня жизни людей в прошлом; с правилами игры в шашки и шахматы. | 11.10 | ||
7. | Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Игра «Время года». | Узнавание о роли сказок в воспитании детей в прошлом, о роли сказителя. | 18.10 | ||
8. | Школы при церквях и монастырях. Игра с Солнцем. | Знакомство с видами школ, сравнение устройства школы при церквях и монастырях с устройством светской школы. | 25.10 | ||
9. | Учебные предметы.Игра с платочком. | Узнавание о школьных предметах в прошлом, сравнение с преподаванием предметов в нынешней школе. | 08.11 | ||
Итого: 9 часов. | |||||
Раздел 2. « Новый русский быт» (6 часов) | |||||
10. | Одежда дворян — мужчин. Игра «Ловишка». | Знакомство с одеждой дворян мужчин, сравнение её с одеждой крестьян. Зарисовки одежды | 15.11 | ||
11. | Одежда купчих, мещанок, крестьянок. Игра «Карусели». | Знакомство с одеждой купчих, мещанок, крестьян. Сравнение их одежды между собой. Зарисовки. | 22.11 | ||
12. | Убранство спален господ. Игра «Жмурки» | Знакомство с устройством и убранством спален господ, сравнение жилищ господ с русской избой. | 29.11 | ||
13. | Камины. Изразцовые печи. Игра «Пройди в воротца». | Знакомство с устройством и назначением каминов и печей. Зарисовки камина. | 06.12 | ||
14. | Литературно-музыкальные салоны. Игра с «козликом». | Знакомство с назначением и устройством литературно — музыкальных салонов. Знакомство с несколькими музыкальными пьесами, которые могли звучать в салонах. | 13.12 | ||
15. | Институты благородных девиц. Кадетские корпуса. Игра «Колечко» | Знакомство с назначением, устройством института благородных девиц и кадетского корпуса. Знакомство с изучаемыми учебными предметами. | 20.12 | ||
Итого: 6 часов. | |||||
Раздел 3. «Русские народные праздники» (8часов) | |||||
16. | Сочетание языческих и христианских праздников. Игра «Жмурки с колокольчиком» | Возникновение современных праздников, связанных с языческими и христианскими праздниками. | 27.12 | ||
17. | Святки — весёлое время года. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу». | Знакомство с некоторыми традициями, связанными со Святками | 17.01 | ||
18. | Вербное воскресенье. Игра «Веселые музыканты». | Знакомство с историей возникновения и празднования Вербного воскресенья. Зарисовка праздничной веточки вербы. | 24.01 | ||
19. | Пасха — главный христианский праздник. Игра «Заря-заряница» | Знакомство с историей и традициями празднования светлой Пасхи. | 31.01 | ||
20. | День Петра и Павла — 12 июля. Игра «Двойные горелки». | Знакомство с историей и традициями празднования дня Петра и Павла. | 07.02 | ||
21. | Праздник Петровки. «Жмурки «Ваня» и «Маня». | Знакомство с историей и традициями праздника Петровки. | 14.02 | ||
22. | Спожинки — окончание жатвы. Игра «Земля – вода – небо». | Знакомство с традициями празднования славянского праздника урожая | 21.02 | ||
23. | Покров Богородицы | Ознакомление с историей и традициями празднования Покрова Богородицы. | 28.02 | ||
Итого: 8 часов. | |||||
Раздел 4. «Русские народные промыслы» (5часов) | |||||
24. | Стиль гжели: синие и голубые узоры. Игра «Испорченный телефончик». | Уточнение своих знаний о центре русской керамики, узнавание произведения Гжели | 07.03 | ||
25. | Растительный орнамент Хохломы Игра «Золотые ворота». | Уточнение знаний о хохломском орнаменте, составление таблицы «Орнаменты Хохломы» | 14.03 | ||
26. | Производство набивных платков. Игра «Жмурки наоборот». | Ознакомление с производством набивных платков, составление и зарисовка орнамента платка. | 21.03 | ||
27. | Вятские матрёшки. Игры со скороговорками. | Роспись макета матрёшки элементами, характерными для вятской игрушки | 04.04 | ||
28. | Бытовой жанр игрушек. | Зарисовка игрушки «Барыня», составление орнамента и роспись фигурки. | 11.04 | ||
Итого: 5 часов. | |||||
Раздел 5. «Русские народные игры». (2часа) | |||||
29. | Командные игры. | Осознание значимости игры в жизни детей. Знание правил народных игр. Разучить народные командные игры. | 18.04 | ||
30. | Горелки. Прятки. Жмурки | Ознакомление с правилами игр «Горелки», «Жмурки» | 25.04 | ||
Итого: 2 часа. | |||||
Раздел 5. «Песни для детей» (2часа) | |||||
31. | Загадки, пословицы, поговорки. | Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе, дружбе. | 02.05 | ||
32. | Сочиняем загадки. Учимся отгадывать | Разгадывание и сочинение загадок. | 16.05 | ||
Итого: 2 часа. | |||||
Раздел 6. «Народные танцы» (2часа) | |||||
33. | Пляски парные. Переплясы. | Разучивание танцевальных движений, характерных для парных плясок и переплясов. Различие русских народных танцев, запоминание их названий. | 23.05 | ||
34. | Показ музыкальной сказки. | Развитие желания выступать перед родителями, участниками детского театра. | 30.05 | ||
Итого: 2 часа. | |||||
Итого: 34 часа. |
multiurok.ru
факультатив Праздники, традиции и ремёсла народов России, 3 класс.docx
Дорошенко Светлана Александровна
гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки,
игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеровхудожников.
Хохлома и Жостово
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая
хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, яркоалого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины;
ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I
степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные
металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика
была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые,
бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов.
Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка.
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села.Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили
глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья.
Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены.
Вятские матрёшки.
Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в
сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная
игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь,
гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь
музыкант», «Медведьлакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастерарезчики не раз удостаивались золотых и
серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Русские народные игры.
znanio.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, имеет общекультурную направленность.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Праздники, традиции и ремелса народов России» являются Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» Москва, 2013, ФГОС НОО, Москва 2011, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва 2011, программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой / Сборник программ внеурочной деятельности; 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф,2011
Программа «Праздники, традициии ремесла народов России» предназначена для учащихся начальной школы, желающих овладеть навыками творческой деятельности.
Программа «Праздники, традиции и ремесла народов России» имеет общекультурную направленность.
Отличительной особенностью программы является опора на историческое наследие и духовно-нравственные ценности своей Родины, без которой невозможно воспитать гражданина и патриота.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что младший школьный возраст — сензитивный период для формирования у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности объяснятся следующими положениями: в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия для воспитания полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начальной школы;
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель курса: Формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа, носящий воспитательный и развивающий характер.
Задачи:
*воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
*освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
*развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
*формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Срок реализации программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» — один год
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
В соответствии с годовым учебным графиком МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на занятия отводится 32 часа, авторская программа рассчитана на 32 часа, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Основные формы организации учебной деятельности – беседы, экскурсии, практические занятия. Формы текущего контроля — анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу срока обучения учащиеся должны:
Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Календарно-тематический план
11.1
Старинный русский быт (5 часов)
Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян
01.09
воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
1.2
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
08.09
1.3
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
15.09
1.4
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды.
22.09
1.5
Учеба. Школа
29.09
2.
2.1
Новый русский быт со времён Петра I (5 часов)
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
06.10
формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций.
2.2
Усадьба. Дворянские особняки
13.10
2.3
Быт дворянской семьи. Балы и праздники.
20.10
2.4
Литературно-музыкальные
салоны
27.10
2.5
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
10.11
3.
3.1
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год..
17.11
освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
3.2
Рождество. Святки.
24.11
3.3
Крещение
01.12
3.4
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье.
08.12
3.5
Встреча Масленицы;
15.12
3.6
Пасха
22.12
3.7
Лето красное. Егорьев день. Иван Купала.
12.01
3.8
Петров день. Ильин день
19.01
3.9
Троица. Духов день
26.01
3.10
Осень золотая. Спасы.
02.02
3.11
Успение.
16.02
3.12
Покров
01.03
4.
4.1
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
15.03
освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
4.2
Хохлома
22.03
4.3
Жостово
05.04
4.4
Павлово-Посадские шали
12.04
4.5
Вятскаяигрушка
19.04
4.6
Богородская игрушка
26.04
5
5.1
Русские народные игры
Русские народные игры
03.05
воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
6
6.1
Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).
Народные песни, загадки, пословицы
10.05
7
7.1
Народные танцы.
Народные танцы Парные пляски. Переплясы.
17.05
7.2
Хороводы. Игры-танцы.
24.05
Содержанием программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»
Раздел 1.Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм крестьян Традиционный костюм бояр
Теория Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярыни боярышень.
Практика Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Боярские палаты
Теория Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы. Терема. Светёлки. Крытые галереи.
Практика сравнить особенности боярских хором, с крестьянкой избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Теория Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.
Практика Приготовить несколько простейших блюд.
Семейные праздники. Семейные обряды. Именины
Теория Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.
Практика проиграть семейный обряд
Игры и забавы детей. Учёба. Школы.
Теория Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.
Практика разучить несколько народных игр
Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт Наряды дам. Одежда дворян-мужчин. Одежда купчих, мещанок, крестьянок. Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей.
Теория Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.
Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
Практика Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки
Теория Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.
Практика Разыграть сценки для домашнего театра
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. Повседневная жизнь дворянина Особая роль литературно-музыкальных салонов. Привилегированные учебные заведения.
Теория Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей
в столице и усадьбе. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады.
Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.
Практика Альбомы со стихами и пожеланиями. Разыгрывание салона
Раздел 3. Русские народные праздники. 12 часов.
Будни и праздники на Руси.
Теория Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.
Общие и семейные праздники.
Теория Обычаи и обряды. Роль традиций.
Практика обычаи моей семьи
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Теория Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды.
Практика Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Теория Масленица — весенний праздник проводов зимы. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Практика Традиции и обряды
Великий пост
Теория время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).
Пасха — главный христианский праздник,
Теория Воскресение Иисуса Христа.. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход.. Красная горка.
Практика Традиции празднования Пасхи на Руси. Христосование
Лето красное.
Теория Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.
Практика разучивание закличек.
День Святой Троицы
Теория («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.
Практика Праздник русской березки
Иван Купала
Теория главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.
Практика проект народные поверья
День Петра и Павла — 12 июля.
Теория Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).
Практика Традиции и обряды.
Ильин день
Теория отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень.
Практика Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.
.
Раздел 4.Русские народные промыслы.
Керамика Гжели.
Теория История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
Практика роспись тарелки
Хохлома.
Теория История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.
Практика роспись миски
Жостово .
Теория Стиль и содержание росписи металлические подносов.
Практика роспись подноса
Павлово-Посадские шали.
Теория Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.
Практика составление узора для шали
Вятская игрушка.
Теория Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села
Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.
Практика лепка игрушки по мотивам дымковского промысла
Богородская деревянная игрушка
Теория Забавные фигурки людей, животных и птиц.
Практика эскиз богородской игрушки
Раздел 5.Русские народные игры
Роль игр в жизни детей
Теория познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Практика Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.
Раздел 6.Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
Теория Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.
Практика разучивание произведений малых жанров
Раздел 7.Народные танцы.
Теория Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.
Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс.
Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Практика Разучивание хороводов, пляски «Заинька», «Метелица».
Средства контроля
В качестве контроля, используются открытые занятия, наблюдение за детьми, анализ качества обученности по предметам школьного цикла, составление психолого- педагогических характеристик детей, участвующих в реализации программы, портфолио работ, выполненных в процессе реализации программы
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспеченияКоличество
1
2
3
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г
Д
100%
Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Д
100%
Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003. – 336 с.: 47с. Ил.
Д
100%
Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПБ, 2001. – 400 с., ил.
Д
100%
Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.: ил.
Д
100%
8. Минскин Е. М. Игры и развлечение в группе продлённого дня. Пособие для учителя – 3-е изд.М.: просвещение.1995г.
Д
100%
4. Технические средства обучения (ТСО)
Музыкальный центр
Д
100%
Видеомагнитофон
Д
100%
CD / DVD-проигрыватели
Д
100%
Мультимедийный компьютер со звуковой картой
Д
100%
Мультимедиапроектор
Д
100%
Экран
Д
100%
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций
Д
100%
Подушки
К
100%
Парты
К
100%
Расходные материалы:
– бумага
– цветные фломастеры
– цветные и белые мелки
К
Д
Д
100%
Интернет-ресурсы
http://www.solnyshko.ee/
http://www.uroki.net/
http://www.zankov.ru/
http://www.viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/photo
http://www.n-shkola.ru/
http://www.uchportal.ru/loa
infourok.ru
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
г. Советска Советского района Кировской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «__»_______2015 | Утверждаю: ___________________ А.Л.Иванов директор школы Приказ № ____от «__»______2015 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно-нравственное направление)
«ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 9 лет
Автор-составитель:
Ванчугова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Советск
2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 192 с. — (Начальная школа XXI века) и письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуре,развитие художественного вкуса.
Цели и задачи
Цель:
создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.
Задачи:
— ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
-обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
— формирование активной жизненной и гражданской позиции;
— воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
— формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
— развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
— формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Отличительные особенности программы
Программа «Праздники, традиции и ремесла народов России» (Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Возраст детей участвующих в реализации программы: 9 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и обычаи народов России» — 1год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 34 часов в год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут. – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.
Беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
— приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
— об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
— о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
— умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
— умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
— организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
— проводить сравнение и классификацию объектов;
— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
— проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально — яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
— формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
— овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Формы подведения итогов реализации программы –
— выставка работ и фольклорный праздник.
— анкетирование;
— создание книжек-малышек;
— защита исследовательских работ, проектов;
— творческие отчеты-выставки поделок, рисунков, фотографий;
— создание мультимедийных презентаций;
— участие в городских, региональных и международных конкурсах.
Учебно-тематический план
Старинный русский быт. Новый русский быт. Русские народные праздники Русские народные промыслы. Русские народные игры. Песни для детей Народные танцы | 9 6 8 5 2 2 2 Итого: 34 | 5 3 4 2 1 1 1 17 | 4 3 4 3 1 1 1 17 |
Содержание программы
Старинный русский быт. Новый русский быт. Русские народные праздники Русские народные промыслы. Русские народные игры. Песни для детей Народные танцы | 9 6 8 5 2 2 2 Итого: 34 | 5 3 4 2 1 1 1 17 | 4 3 4 3 1 1 1 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Старинный русский быт. (9ч.)
1. Одежда. Традиционный костюм крестьян
Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,
2. Одежда. Традиционный костюм бояр
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
3. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.
4. Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.
5. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.
6. Семейные праздники. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.
7. Игры и забавы детей
Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.
8. Учёба.Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.
9. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.
Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). (6 ч.)
1. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.
2. Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.
3. Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
4. Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.
5. Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. Русские пословицы и поговорки об одежде.
6. Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.
7. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей
8. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.
9. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц.
10. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.
Раздел 3. Русские народные праздники. (8 ч.)
1. Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.
2. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.
3. Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
4. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
5. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).
6. Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.
7. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.
8. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.
9. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.
10. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.
11. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
12. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.
13. Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки —окончание жатвы.
14. Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.
Раздел 4. Русские народные промыслы. (5ч.)
1. Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
2. Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.
3. Жостово. Стиль и содержание росписи металлические подносов.
4. Павлово-Посадскиешали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.
5. Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.
6. Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск), села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.
Раздел 5. Русские народные игры. (2ч.)
1. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.
Раздел 6. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). (2ч.)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.
Раздел 7. Народные танцы. (2ч.)
1. Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.
2. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
3. Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Календарно-тематическое планирование
Старинный русский быт. Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Блины .Пироги. Мёд. Взвары. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря») Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы Новый русский быт. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички». Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Русские народные праздники Сочетание языческих и христианских праздников. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Русские народные промыслы. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Русские народные игры. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки Песни для детей Загадки, пословицы, поговорки, Сочиняем загадки. Учимся отгадывать. Народные танцы Пляски парные. Переплясы. Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 34 |
Методическое обеспечение
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.
разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музыкальные клипы для релаксации.
Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок; просмотра презентаций и видео.Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков -устная
Список литературы
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. — Волгоград: Учитель, 2007.
Вуйлова И.Е., Драгаш Н.Ф. и др. Духовно- нравственная культура и традиции русского народа» Компакт-диск для компьютера: начальная школа.- Волгоград: Учитель, 2012.
Фольклорные посиделки.ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.
Ресурсы сети интернет:
http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8
http://dereven-ka.ru/tradicii.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремесла народов России 3 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСсМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Утверждаю
председатель ШМО зам. директора по ВР директор ГБОУ ООШ №11
классных руководителей ГБОУ ООШ № 11 приказ № ____________
протокол ________ «_____» ___________ 2013 г. «_____» __________ 2013 г.
от «____» __________2013 г. ___________/____________/ ___________/____________/
____________/_________ /
Рабочая программа
внеурочной деятельности
3 класс
Секция «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Духовно- нравственное направление
Возраст обучающихся – 9-10 лет
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 68
Разработчик: Штыкова И.Н., учитель нач. классов,
вторая квалификационная категория
г. Новокуйбышевск, 2013 г.
Пояснительная записка
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память
weburok.com