Правила русского языка в таблицах 3 класс – Nothing found for Wp Content Uploads 2018 02 Pravila Pamjatka Po Russkomu Jazyku 3 Klass Pdf
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Памятка правил по русскому языку 3 класс
Речь. Текст. Предложение. Слово.
Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.
Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________
Каждое предложение произносится с какой-либо целью.
Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.
Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________
Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.
Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.
В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?
Главные члены предложения:
Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
__________________________________________________________________
В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член
Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однокоренные слова.
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________
Звуки и буквы.
Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.
Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.
Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.
Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.
Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.
При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенос слов:
Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мягкий знак
В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.
Ударные и безударные гласные.
Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетание
Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________
Состав слова.
Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________
Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________
Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’
Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’
Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’
Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’
Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________
Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________
Правописание безударных гласных в корне слова.
Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.
Правописание приставок.
Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)
, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разделительный твердый знак (Ъ)
Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________
Части речи.
Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________
Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.
Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:
Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________
Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________
Дательный кому? Чему?____________________________________________________________
Винительный кого? Что?_____________________________________________________________
Творительного кем? Чем?______________________________________________________________
Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Имя прилагательное
Падеж  | Предлоги  | Вопросы  | 
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный  | от, до, из, без, у, для, около, с к, по в, во, на, за, про, через с, со, за, под, над, между, перед о, об, в, на, при  | Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?  | 
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________
Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.
Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал? Женский род- что делала? Средний род- что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________
Как изменяются слова
Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
nsportal.ru
Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Опорные таблицы
ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ
по русскому языку для начальных классов
Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.
Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.
Необходимость таблиц обусловлена тем, что:
во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;
во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;
в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.
ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу лужи, шина, чай,
роща, щука, чужой
Сочетания чк, чн ночка, ручной
Большая буква в именах собственных Москва, Волга,
Саша, Дружок
Мягкий знак – показатель мягкости согласных гусь, пальма
Разделительный Ь мягкий знак вьюга, ручьи
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ночь – ж.р.
имен существительных женского рода луч – м.р.
Разделительный Ъ твердый знак въезд, объяснение
Двойные согласные класс, ванна, Алла
Непроверяемые безударные гласные заяц ,берёза ,пенал
Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я вода – воды
Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з дуб – дубы
п ф к т ш с ложка — ложечка
Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) солнце — солнышко
Правописание приставок и предлогов зашёл за другом
слез с дерева
НЕ с глаголами не спеши
Безударные гласные в окончаниях существительных по дорожке
Безударные гласные в окончаниях прилагательных в зимнем лесу
Безударные гласные в окончаниях глаголов лает, смотрит
Правописание –тся, -ться в глаголах мыться, моется
- Найди в слове «опасное место»
 - Определи орфограмму
 - Вспомни правило, проверь написание слова
 - Запиши слово правильно
 
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ     О ком или о чём говорится в предложении?       КТО? ЧТО? СКАЗУЕМОЕ          Что говорится о подлежащем?                             ЧТО ДЕЛАЕТ? Птицы улетают на юг.  | 
СОСТАВ СЛОВА
                      3 ПРИСТАВКА            образует  новые слова  |                               2                  КОРЕНЬ главная часть слова  |                                  4              СУФФИКС                       образует новые слова  |                                 1      ОКОНЧАНИЕ          служит для связи слов в предложении  | 
ЧАСТИ РЕЧИ
                ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  |                      ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  | ГЛАГОЛ  | ПРЕДЛОГ  | 
  название предмета         КТО? ЧТО?        кошка, стол  |      признак предмета      КАКОЙ? КАКАЯ?      КАКОЕ? КАКИЕ?             большой, синяя  |       действие предмета       ЧТО ДЕЛАТЬ?       ЧТО СДЕЛАТЬ? решать, списать  |      служит для        связи слов за, на, над от, по, об, со, про, под, с, у, из, в и др.  | 
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
               ЖЕНСКИЙ РОД           ОНА  МОЯ     девочка, земля  |                            МУЖСКОЙ РОД                       ОН МОЙ мальчик, автобус  |                                   СРЕДНИЙ РОД                         ОНО МОЁ яблоко, озеро  | 
РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО  |      МНОЖЕСТВЕННОЕ   ЧИСЛО  | 
МУЖСКОЙ РОД  | ЖЕНСКИЙ РОД  |         СРЕДНИЙ РОД  | 
     какой? -ой, -ый, -ий    золотой      алый синий  |          какая?         -ая, -яя        золотая           алая синяя  |           какое?          -ое, -ее         золотое           алое синее  |            какие?          -ие, -ые         золотые          алые синие  | 
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
          сущ.,  мест. Подлежащее  | кто? что?  | ______________  | 
              гл. Сказуемое  | что делает? что сделает?  |     ______________  | 
            прил. Определение  | какой? чей? и другие  | 
        сущ.,  мест. Дополнение  | вопросы косвенных падежей  |    _  _  _   _  _  _  | 
         сущ.,  наречие Обстоятельство  |       места – где? куда? откуда? времени —  когда? образа действия – как?  |   _ . __ . __ . __  | 
ПАДЕЖИ
Именительный  | это кто? что?  | предлогов не бывает  | 
Родительный  | нет кого? чего?  | без, у, от, до, с, из, около  | 
Дательный  | дать кому? чему?  | к, по  | 
Винительный  | вижу кого? что?  | на, в, во, за, про, под  | 
Творительный  | доволен кем? чем?  | с, за, под, перед, над  | 
Предложный  | говорить о ком? о чём?  | о, об, в, на, при  | 
1 скл.  | 2 скл.  | 3 скл.  | 
Ж.р.   -а М.р.   -я  | М.р. —  ,  -ь С.р. -о, -е  | Ж.р. — ь  | 
падеж  | 1 скл.  | 2 скл.  | 3 скл.  | 
Р.п. Д.п. П.п.  |  — И  — Е — Е  |      —      — — Е  |    -И    -И -И  | 
СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
- Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
 - Посмотреть на гласную перед -ть
 
I спряжение  | II спряжение  | 
Глаголы-исключения: брить, стелить — ать  !             — ять      лаять — еть  !                           блеять  — оть                              сеять          -уть                              веять — ыть                             таять                                       надеяться кашлять и др.  |                              — ить   Глаголы — исключения:  4 гл. – ать:        слышать, дышать,                              держать, гнать;  7 гл. – еть:        смотреть, видеть,                             обидеть, ненавидеть,                            зависеть, терпеть, вертеть. 
  | 
ед.ч. мн. ч.  | ед.ч. мн. ч.  | 
1л. 2л. 3л.  | – у, -ю                      — ем – ешь                       — ете – ет — ют, -ут  | 1л. 2л. 3л.  | – у, -ю                      — им – ишь                       — ите – ит — ат, -ят  | 
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
          сущ.,  мест. Подлежащее  | кто? что?  | 
     гл., сущ., прил. Сказуемое  |        что делает?   что сделает? что (кто) это такое? каков?  | 
            прил. Определение  | какой? чей? и другие  | 
        сущ.,  мест. Дополнение  | вопросы косвенных падежей  | 
         сущ.,  наречие Обстоятельство  |       места – где? куда? откуда? времени —  когда? образа действия – как?  | 
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
 По цели высказывания:  | повествовательное побудительное вопросительное  | 
 По интонации:  | восклицательное невосклицательное  | 
 По наличию главных членов:  | простое, сложное односоставное, двусоставное  | 
 По наличию второстепенных членов:  | распространенное нераспространенное  | 
Осложненное или неосложненное:  | однородные члены  обращение  | 
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Прямая речь после слов автора  | Прямая речь перед словами автора  | 
А: ,,П.” А: ,,П?” А: ,,П!”  | ,,П,” – а. ,,П?” – а. ,,П!” – а.  | 
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Имя существительное  | Имя прилагательное  | Глагол  | 
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3.  Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство.  | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы).  Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3.  Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение.  | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма –  что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение.  Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть),   род (если есть). 3.  Синтаксическая роль: Сказуемое.  | 
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Гласные  | Согласные (сонорные)  | 
А  О  Э  У  Ы      – обозначают  твердость согласного звука Я Ё Е Ю И – обозначают мягкость согласного звука  | Б  В  Г  Д  Ж  З П Ф К Т Ш С  | Л    М    Н    Р    Й Х Ц Ч Щ  | — звонкие — глухие  | 
10 гласных букв 6 гласных звуков   [ а, о, у, э, ы, и ]                 Буквы  Я  Е  Ё  Ю –          своего звука не имеют !!! 1.Буквы Я,       Е,      Ё,      Ю обозначают два звука           [й’а]    [й’э]   [й’о]  [й’у] : 
                                                   съем [с й’э м] 2. Буквы Я, Е, Ё, Ю  после согласных обозначают    мягкость согласного и один звук:         мяч [м’ а ч]           салют [с а л’ у т] лён [л’ о н] дверь [д в’ э р’]  | парные  | непарные  | 
Всегда мягкие   – Й’, Ч’, Щ’.  Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.  Не имеют звука – Ь, Ъ.  | 
[ звук] гласный                                 согласный           ударный — безударный             парный – непарный                                               звонкий – глухой                                                     твёрдый – мягкий ( ’ ) ОБРАЗЕЦ:     союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков;   с    [с] – согл., пар., глух., тв.;                                      о    [а] – глас., безуд.;      ю   [й’] – согл., cонорный, мяг.;                                             [у] – гл., удар.;   з    [с] –  согл., пар., глух., тв.  | 
ВИДЫ РАЗБОРОВ
1 – фонетический разбор
- Выдели слоги.
 - Покажи место ударения.
 - Дай характеристику всем звукам по порядку.
 - Подсчитай количество звуков и букв.
 
2 – морфемный разбор (разбор по составу)
- Определи слово как часть речи.
 - Найди окончание и определи его значение.
 - Укажи основу слова.
 - Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
 - Выдели приставки и суффиксы (если они есть).
 
3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)
Имя существительное  | Имя прилагательное  | Глагол  | 
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3.  Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство.  | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы).  Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3.  Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение.  | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма –  что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение.  Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть),   род (если есть). 3.  Синтаксическая роль: Сказуемое.  | 
4 – синтаксический разбор предложения
- Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
 - Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
 - В скобках запиши характеристику данного предложения:
 
 По цели высказывания:  | повествовательное побудительное вопросительное  | 
По интонации:  | восклицательное – невосклицательное  | 
 По наличию главных членов:  |                     простое, сложное односоставное, двусоставное  | 
По наличию второстепенных членов:  | распространенное — нераспространенное  | 
Осложненное или неосложненное:  | однородные члены, обращение  | 
5 – орфографический разбор
- Подчеркни одной чертой орфограммы.
 - Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
 - Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.
 
Правописание безударных гласных в окончаниях
Определи часть речи.
1 скл.  | 2 скл.  | 3 скл.  | 
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? П.п. о ком? о чём?  | -и -е -е  | -е  | -и -и -и  | 
Имя существительное 1.Определи склонение.
2.Определи падеж.
Сущ. на –ия (ж.р.) Р.п., Д.п., П.п. – И
— ий (м.р.) П.п. – И
— ие (с.р.) П.п. – И
— мя Р.п., Д.п., П.п. – И
Имя прилагательное
1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.
2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.
3. Вспомни, какие буквы «дружат»
А-Я (ая-яя)
О-Е (ое-ее, ого-его, ом-ем, ому-ему)
И-Ы (ие-ые, им-ым, их-ых, ими-ыми)
У-Ю (ую-юю)
Если слово отвечает на вопрос какой?, будь внимателен!!!
м.р. –ий (-ой, -ый) ж.р. -ей
Глагол
1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)
I спряжение II спряжение
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
я -у(-ю) мы -ем я -у(-ю) мы -им
ты -ешь вы -ете ты -ишь вы -ите
он они -ут,( -ют) он они -ат,(-ят)
она -ет она -ит
оно оно
nsportal.ru
Справочный материал «Опорные таблицы для учащихся начальной школы»
Опорные таблицы для учащихся начальной школы
Эти таблицы находятся у ребёнка в папке «Помогай-ка»











































 
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Русский язык. 1-3 класс. Правила, таблицы, примеры. Под ред. Волчок Н.М., 1996 г — Схемо.РФ
- Войти
 - Регистрация
 
-  Схемы
- Биология
  География- История
 - Математика и алгебра
 - Медицина
 - Обществознание
 - Педагогика
 - Политология
 - Право
 - Психология
 - Русский язык
 - Социология
 - Физика
 - Философия
 - Химия
 - Экономика
 - Прочее
 
 -  Книги
- Биология
 - География
 - История
 - Математика и алгебра
 - Медицина
 - Обществознание
 - Педагогика
 - Политология
 - Право
 - Психология
 - Русский язык
 - Социология
 - Физика
 - Философия
 - Химия
 - Экономика
 
 
xn--e1aogju.xn--p1ai
Ребята!  правила русского языка в схемах — опорах, которые вы при необходимости сможете распечатать. 
 Звуки и буквы русского языка 
  
 
  
Предложение
   
Правописание сочетаний ЖИ-ШИ.ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 
  
Имя существительное как часть речи 
  
Личные местоимения 
  
Члены предложения
  
  | 
plotnikova.ucoz.ru
 
Предложение
 
Члены предложения