cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Правила русского языка в таблицах 3 класс – Nothing found for Wp Content Uploads 2018 02 Pravila Pamjatka Po Russkomu Jazyku 3 Klass Pdf

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Памятка правил по русскому языку 3 класс

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.

Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________

Каждое предложение произносится с какой-либо целью. 

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________

Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.

Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

__________________________________________________________________

В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять:  а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.

Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мягкий знак

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так,  чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание

Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________


Состав слова.

Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________

Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________

Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Парные звонкие: б б’    в в‘   г г‘   д д‘    ж    з з’

Парные глухие:   п п‘   ф ф‘   к к‘  т т’    ш    с с’

Непарные звонкие : л л’   м м’   н н’   р р’

Непарные глухие: х х’    ц    ч’    щ’

Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________

Правописание безударных гласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать,  в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слова с двумя безударными  гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.

Правописание приставок.

Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)

, вы-, пере-  пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения. 

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.  Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________

Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________

Дательный кому? Чему?____________________________________________________________

Винительный кого? Что?_____________________________________________________________

Творительного кем? Чем?______________________________________________________________

Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Имя прилагательное

Падеж

Предлоги

Вопросы

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

от, до, из, без, у, для, около, с

к, по

в, во, на, за, про, через

с, со, за, под, над, между, перед

о, об, в, на, при

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном  числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду  имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал?   Женский род- что делала? Средний род- что делало?     Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не придает глаголу  отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________

Как изменяются слова

Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

nsportal.ru

Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Опорные таблицы

ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ

по русскому языку для начальных классов

    Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.

Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.

Необходимость таблиц обусловлена тем, что:

во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;

во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;

в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.

      ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                                       лужи, шина, чай,

                                                                                                роща, щука, чужой

Сочетания чк, чн                                                                  ночка, ручной

Большая буква в именах собственных                                   Москва, Волга,

                                                                                                   Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных                   гусь, пальма

Разделительный  Ь мягкий знак                                             вьюга, ручьи

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце                             ночь – ж.р.

имен существительных женского рода                                луч – м.р.

Разделительный Ъ твердый знак                                           въезд, объяснение                  

Двойные согласные                                                                класс, ванна, Алла  

Непроверяемые безударные гласные                                   заяц ,берёза ,пенал

Проверяемые безударные гласные  а, о, и, е, я                   вода – воды

Парные звонкие и глухие согласные б в  г  д ж з                дуб – дубы

                                                              п ф к т ш с               ложка — ложечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-)              солнце — солнышко

Правописание приставок и предлогов                                  зашёл за другом

                                                                                                   слез с дерева

НЕ с глаголами                                                                        не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных         по дорожке

Безударные гласные в окончаниях прилагательных           в зимнем лесу   

Безударные гласные в окончаниях глаголов                       лает, смотрит

Правописание –тся,  -ться в глаголах                                   мыться, моется

  1. Найди  в слове «опасное место»
  2. Определи орфограмму
  3. Вспомни правило, проверь написание слова
  4. Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ     О ком или о чём говорится в предложении?       КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ          Что говорится о подлежащем?                             ЧТО ДЕЛАЕТ?

                                 Птицы улетают на юг.

                                         

СОСТАВ СЛОВА

                      3

ПРИСТАВКА

   

      образует

   новые слова

                              2

       

         КОРЕНЬ

главная часть слова

                                 4

     

      СУФФИКС

         

            образует

         новые слова

                                1

     ОКОНЧАНИЕ

   

     служит для связи

   слов в предложении

ЧАСТИ РЕЧИ

                ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

                     ИМЯ

       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                    ГЛАГОЛ

        ПРЕДЛОГ

  название предмета

        КТО? ЧТО?

 

    кошка, стол

     признак предмета

     КАКОЙ? КАКАЯ?

     КАКОЕ? КАКИЕ?           

     большой, синяя

      действие предмета

      ЧТО ДЕЛАТЬ?

      ЧТО СДЕЛАТЬ?

   решать, списать

     служит для

      связи слов

за, на, над

от, по, об, со, про, под,

с, у, из, в и др.

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

     

         ЖЕНСКИЙ РОД
   

          ОНА  МОЯ

    девочка, земля

             

             МУЖСКОЙ РОД

                      ОН МОЙ

      мальчик, автобус

               

                 СРЕДНИЙ РОД

                        ОНО МОЁ

         яблоко, озеро

РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

                     ЕДИНСТВЕННОЕ                        ЧИСЛО

     МНОЖЕСТВЕННОЕ  

                ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД

     ЖЕНСКИЙ РОД

        СРЕДНИЙ РОД

     какой?

-ой, -ый, -ий

   золотой

     алый

    синий

         какая?

        -ая, -яя

       золотая

          алая

        синяя

          какое?

         -ое, -ее

        золотое

          алое

         синее

           какие?

         -ие, -ые

        золотые

         алые

        синие

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

    ______________

              гл.

    Сказуемое

что делает?   что сделает?

    ______________

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

   _  _  _   _  _  _

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени —  когда?

образа действия – как?

  _ . __ . __ . __

ПАДЕЖИ

     Именительный

это                          кто?    что?

предлогов не бывает

     Родительный

нет                          кого?   чего?

без, у, от, до, с, из, около

     Дательный

дать                        кому?  чему?

           к, по

    Винительный

вижу                       кого?   что?

на, в, во, за, про, под

   Творительный

доволен                  кем?    чем?

с, за, под, перед, над

   Предложный

говорить             о ком?   о чём?

о, об, в, на, при

  1 скл.

  2 скл.

  3 скл.

Ж.р.   -а

М.р.   -я

М.р. —  ,  -ь

С.р.  -о,  -е

Ж.р. — ь

падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

 — И

 — Е

 — Е

     —

     —

   — Е

   -И

   -И

   -И

           СКЛОНЕНИЕ                                                     ПАДЕЖНЫЕ                           СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                       ОКОНЧАНИЯ   СУЩ.                                                                      

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

  1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
  2. Посмотреть на гласную перед -ть

                I спряжение

                       II спряжение

Глаголы-исключения: брить, стелить

— ать  !             — ять      лаять

— еть  !                           блеять

— оть                              сеять       

 -уть                              веять

— ыть                             таять

                                      надеяться

                                     кашлять и др.

                             — ить

 

Глаголы — исключения:

 4 гл. – ать:        слышать, дышать,

                             держать, гнать;

 7 гл. – еть:        смотреть, видеть,

                            обидеть, ненавидеть,

                           зависеть, терпеть, вертеть.

                                         

ед.ч.                       мн. ч.

ед.ч.                       мн. ч.

1л.

2л.

3л.

– у, -ю                      — ем

– ешь                       — ете

– ет                         — ют, -ут

1л.

2л.

3л.

– у, -ю                      — им

– ишь                       — ите

– ит                         — ат, -ят

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

     гл., сущ., прил.

    Сказуемое

       что делает?   что сделает?

что (кто) это такое?   каков?  

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени —  когда?

образа действия – как?

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное

невосклицательное

 По наличию главных членов:

простое, сложное

односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное

нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены 

обращение                                  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

       Прямая речь после слов автора

         Прямая речь перед словами автора

А: ,,П.”

А: ,,П?”

А: ,,П!”

,,П,” – а.

,,П?” – а.

,,П!” – а.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные

                                       Согласные          (сонорные)

А  О  Э  У  Ы      – обозначают  твердость согласного звука

Я  Ё   Е  Ю И      – обозначают  мягкость согласного звука

Б  В  Г  Д  Ж  З

П Ф  К  Т  Ш С

Л    М    Н    Р    Й

Х    Ц    Ч   Щ

— звонкие

— глухие 

10 гласных букв

6 гласных звуков   [ а, о, у, э, ы, и ]

       

        Буквы  Я  Е  Ё  Ю –

        своего звука не имеют !!!

1.Буквы Я,       Е,      Ё,      Ю обозначают два звука  

        [й’а]    [й’э]   [й’о]  [й’у] :

  1. в начале слова                       яма [й’а м а]
  2. после гласной                       лает [л а й’э т]
  3. после Ь или Ъ знаков           лью [л’й’ у]

                                                  съем [с й’э м]

2. Буквы Я, Е, Ё, Ю  после согласных обозначают    мягкость согласного и один звук:

        мяч [м’ а ч]           салют [с а л’ у т]

         лён [л’ о н]            дверь   [д в’ э р’]

парные

непарные

Всегда мягкие   – Й’, Ч’, Щ’.

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.

Не имеют звука – Ь, Ъ.

[ звук]

гласный                                 согласный

          ударный — безударный             парный – непарный

                                              звонкий – глухой

                                                    твёрдый – мягкий ( ’ )

ОБРАЗЕЦ:     союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков;

  с    [с] – согл., пар., глух., тв.;

                                     о    [а] – глас., безуд.;

     ю   [й’] – согл., cонорный, мяг.;

                                            [у] – гл., удар.;

  з    [с] –  согл., пар., глух., тв.

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1 – фонетический разбор  

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

  1. Определи слово как часть речи.
  2. Найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

4 – синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
  3. В скобках запиши характеристику данного предложения:

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное – невосклицательное

 По наличию главных членов:

                    простое, сложное

         односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное —  нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены,  обращение                                  

5 – орфографический разбор

  1. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  2. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
  3. Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Правописание безударных гласных в  окончаниях

                                                                                                                

Определи часть речи.   

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

П.п. о ком? о чём?





                                                                                                                                                                 Имя существительное                                                                                                                         1.Определи склонение.

2.Определи падеж.      

     

     

    Сущ. на    –ия (ж.р.)   Р.п., Д.п., П.п.         – И

                     — ий (м.р.)   П.п.                          – И

                     — ие (с.р.)    П.п.                          – И

                     — мя             Р.п., Д.п., П.п.         – И  

       

Имя прилагательное

 1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.

 2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.                                                                                   

 3. Вспомни, какие буквы «дружат»

                               А-Я   (ая-яя)

                              О-Е   (ое-ее,  ого-его,  ом-ем,  ому-ему)

                             И-Ы  (ие-ые,  им-ым,  их-ых,  ими-ыми)

                            У-Ю  (ую-юю)

 Если слово отвечает на вопрос  какой?, будь внимателен!!!

                                                                                                 

                                   м.р. –ий (-ой, -ый)   ж.р. -ей         

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                    

  Глагол                                                                                       

 1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                 

   I спряжение                                                 II спряжение

ед.ч.               мн.ч.                                         ед.ч.               мн.ч.                                                                                                                 

я      -у(-ю)     мы  -ем                                      я     -у(-ю)      мы    -им                                                                                                  

ты    -ешь       вы  -ете                                   ты    -ишь       вы    -ите                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

он                   они -ут,( -ют)                         он                   они  -ат,(-ят)

она  -ет                                                           она   -ит

оно                                                                   оно

nsportal.ru

Справочный материал «Опорные таблицы для учащихся начальной школы»

Опорные таблицы для учащихся начальной школы

Эти таблицы находятся у ребёнка в папке «Помогай-ка»


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Русский язык. 1-3 класс. Правила, таблицы, примеры. Под ред. Волчок Н.М., 1996 г — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика

xn--e1aogju.xn--p1ai

«Первая ступень». Сайт Плотниковой О.В.

Ребята!
На этой страничке собраны

     правила русского языка в схемах — опорах,

которые вы при необходимости сможете распечатать.

 

 

Звуки и буквы русского языка

 

 

 

Предложение

 

 

 

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ.ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 

 

 

Имя существительное как часть речи

  

   

 

Личные местоимения

 

  Члены предложения

 

 

 

plotnikova.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *