Первопечатник иван федоров презентация 3 класс школа россии: Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Литературное чтение » Первопечатник Иван Фёдоров».
Слайд 1
Первопечатник Иван Федоров Выполнила: у читель начальных классов Мохова Татьяна АлександровнаСлайд 2
Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу». А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.
Слайд 3
На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», то есть типографию.
Слайд 4
Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, » правильни » стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
Слайд 5
Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.
Слайд 6
Итак , первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась «Деяния и Послания Апостолов», хотя чаще говорят просто «Апостол». Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв » Часовник «. Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.
Слайд 8
О Федорове мы знаем немного — только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу «катюш».
Слайд 9
Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали «Псалтырь» и «Азбуку».
Слайд 10
Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его «Апостола».
Методическая разработка урока литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса
Учебно-методическое обеспечение: Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 ч . Ч . 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М. :Просвещение, 2013
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока:
- Познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова;
- Доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги, её значение для российской культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове, знать и толковать значение слов посох, друкарь, напраслина;
Метапредметные:
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения;
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг, бережно относиться к книгам.
Проблемный вопрос (проблемная задача): Нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: урок-диалог
Методы, приемы обучения:
проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог;
Оборудование:
ПК, телевизор (видеопроектор).
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация, мин | |
| 2 |
| 5 |
| 1 |
| 4 |
| 2 |
| 4 |
| 1 |
| 23 |
| 9 |
| 12 |
| 2 |
| 2 |
| 1 |
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжаем беседу о САМОМ ВЕЛИКОМ ЧУДЕ НА СВЕТЕ: о книге.
Недаром книгу называют Страной Чудес.(Слайд 2)
Книга-учитель, книга-наставница,
Книга-близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота-набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга-советчик, книга-разведчик,
Книга-активный борец и боец,
Книга-нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…(Слайд 3)
Такими прекрасными словами мы открываем сегодняшний урок.
— С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? ( С рукописными.) (Слайд 4)
—Почему они так назывались? (Их писали от руки.) Какими же они были?
Фронтальный опрос (за каждый ответ-дети получают букву и складывают слово)
П1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)
Е2.Автор первой летописи? (Нестор)
Р3. Как называют произведение письменности? (рукопись)
В4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)
О5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)
П6.Что использовали для письма? (пергамент)
Е7. Что служило орудием письма? (перья)
Ч8.Чем обтягивали переплёт? (кожа)(слайд 5)
А9.А ещё? (ткань)
Т10.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски)(слайд 6)
Н11.Откуда появилась «красная строка»?(от первой буквы, которую писали красным цветом)
И12.Откуда появлялись чернила для письма? (из ржавчины, также добавляли мёд, вишнёвый клей для цвета)
К13. О чём рассказывалось в летописях? (О событиях тех времён)
ПЕРВОПЕЧАТНИК
III.Самоопределение к деятельности.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
Выделяется центральное слово
-Посмотрите, какое слово у нас получилось.
(Выделилось слово «первопечатник»)
-Как вы понимаете слово «первопечатник»? (Ответы детей)
-Откройте страницу 8 и прочитайте тему урока.(Первопечатник Иван Фёдоров)(слайд 7)
IV. Создание проблемной ситуации.
-Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? ( Нет, они напечатаны)
-Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?
(Ответы учащихся)(слайд 8)
V. Изучение нового материала.
-Посмотрите, что вы видите на картинках? (Памятник, печатный станок)
Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси.
Рассказ учителя об Иване Фёдорове с показом слайдов. (Слайд 9)
Иван Федоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. (Слайд 10) Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. (Слайд 11) В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). (Слайд 12,13) Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. (Слайд 14,15) Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по новой теме.
1.—Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу— недорогую, доступную, большим тиражом?(Предположения детей) Учитель репликами побуждает детей к высказыванию различных предположений.
—Давайте просмотрим отрывок фильма «Первопечатник Иван Фёдоров» и узнаем, верно ли мы ответили на этот вопрос.
Просмотр фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров». https://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs (слайд 16)
Вопросы к просмотренному фрагменту.
—Почему же Иван Фёдоров захотел напечатать книгу? (Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.
2.Чтение текста. (Слайд 17)
—А теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове.
(Учащиеся читают текст на с. 10-12)
3. Работа с терминами.
—Найдите в тексте незнакомые слова. У нас есть ребята, которые заранее нашли толкование этих слов в словаре.
(Дети объясняют значение слов. На экране открываются значения слов ).(Слайд 18)
Посох — длинная и толстая трость.
Друкаръ — типограф, печатник.
Напраслина — ложное обвинение.
VIII. Рефлексия.(слайд 19)
—Каким человеком был Иван Фёдоров?
—Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? (Ответы детей)
IX. Заключительное слово учителя.
—Завершить наш урок я хочу отрывком из стихотворения Сергея Михалкова «Мы дружны с печатным словом».
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
X. Домашнее задание. (Слайд 20)
— Прочитать стр.10-12 Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове.
ЧОУ Православная НОШ, город Петушки
Классный час
«Первопечатник Иван Федоров»
3 класс, 3 четверть
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Колосова О. Е.
Цели и задачи:
- Знакомство с жизнью первопечатника Ивана Фёдорова.
- Закрепление знания детей о возникновении письменности.
- Знакомство с немецким изобретателем первого печатного станка.
- Воспитывать чувство гордости за своих предков, за свой народ, за свою Родину.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам.
Оборудование:
- рассказ «В типографии у Ивана Фёдорова», «Колесо истории»;
- презентация «Первопечатник Иван Фёдоров»;
- высказывание старорусских книжников;
- запись колокольного звона.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей классного часа.
Учитель: Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:
— Откуда взялось печатное творение?
— Кто его придумал?
— Давно ли?
— И какой была первая книга?
— Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу?
Обо всём этом и пойдёт рассказ на нашем классном часе.
Ребята, давайте повернём колесо истории и перенесёмся из XXI века в далёкое прошлое, в век XVI.
IV. Основная часть.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах как горшки.
А в соседнем Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали.
Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали и получались 4 страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.
Много лет спустя пергамент заменили более дешёвым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.
Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да ещё и украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более пятисот лет назад.
Первая печатная книга появилась в немецком городе Майнце. Её отпечатали на деревянном станке, похожем на тот, каким издавна пользовались для отжимки масла или винограда.
Изобретателем печатного станка был один из жителей города – Иоганн Гуттенберг (учитель показывает портрет).
Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер.
Литеры помещали в наборную кассу – каждую букву в свой ящичек. Нужные слова выкладывали на специальной дощечке – верстаке. Покрывали печатную форму краской, сверху клали лист бумаги и крепко прижимали на станке. Лист отпечатан. С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.
Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг – типографии.
Когда же появилась печатная книга на Руси?
В XVI веке, во времена Ивана Грозного, открылась типография и в Москве. Царь повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться».
Давайте побываем на первом Печатном дворе вместе с сыном бондаря Якова Казарина, Микиткой.
Дети читают рассказ «В типографии Ивана Фёдорова».
Приложение 1
Учитель: Когда же появилась первая печатная книга на Руси?
Ученики:1 марта 1564 года.
Учитель: Где её напечатали?
Ученики: В типографии у Ивана Фёдорова.
V. Минутка отдыха.
Учитель: Давайте, ребята, немного отдохнём. Представьте, что вы гуляете по древней Москве.
(Звучит колокольный звон.)
Учитель: Старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. Они говорили: «Книги – это реки, наполняющие вселенную, в них ведь неисчётная глубина».
Границы России расширялись. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову. Никто не удивился этому выбору. В народе говорили про Ивана Фёдорова: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.
Он родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
Помощниками Ивана Фёдорова были Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев. На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушёл целый год.
Зато вторая – «Часовник» (она содержала молитвы) – была подготовлена за два месяца. По ней долгое время люди учились читать.
Вскоре Ивану Фёдорову пришлось уехать из Москвы. Виной тому было недовольство переписчиков книг, боявшихся из-за Фёдорова остаться без работы. Они распространяли против него всякие небылицы, нашёптывали простым людям, что Печатный двор надо спалить, потому что там будто бы занимаются колдовством.
Узнав о готовящейся расправе, Иван Фёдоров вместе с сыном Иваном и Петром Мстиславцем уехал в Литву, а затем – на Украину. Здесь его называли Иван Друкарь Московский. Друкарь по-украински печатник. Помните, ребята, в рассказе Иван Фёдоров обещал Микитке напечатать Азбуку? Так вот, он своё обещание выполнил. Во Львове была напечатана первая русская «Азбука», по ней долгое время дети учились грамоте.
Часто Ивану Фёдорову приходилось переезжать с одного места на другое, но везде он узнавал что-то новое и набирался мудрости, обретал умения для своего дела.
Он напечатал и Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были напечатаны стихи, посвящённые каждому месяцу. Случилось это 5 мая 1581 года. От этого дня и ведут начало наши печатные календари. И когда вечером будем срывать листок с численника-календаря, то вспомним, что его далекого-далёкого предка отпечатал Иван Друкарь.
Самой знаменитой среди других печатных книг Ивана Фёдорова является Острожская «Библия». В неё первопечатник вложил всё своё умение и мастерство.
Иван Фёдоров мечтал завести собственную печатню. Да только бедность была его постоянной спутницей. Умер Иван Фёдоров во Львове 6 декабря 1583 года. Там он и похоронен. Но не умерло его дело. Память о великом человеке навсегда останется с нами.
В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859 – 1921). Бронзовый монумент изображает человека в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы…
В Санкт-Петербурге есть типография, которая носит его имя. Так и живёт сегодня среди нас Иван Фёдоров. О его жизни вы можете прочитать в книгах: «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетрова, «По следам первопечатника» Е.Л. Немировского, «Суровый век» С.Алексеева.
Прошло уже много лет со дня изобретения первого печатного станка (Кто его изобрёл?) Сейчас в современных типографиях почти всё делают машины.
Ребята, а кто ещё, кроме переплётчика, помогает книге появиться на свет?
- Лесорубы.
- Шахтёры.
- Железнодорожники.
- Энергетики.
- Сплавщики.
- Строители.
- Машиностроители.
- Химики.
- Металлурги и многие другие.
В создании книги участвует почти каждый труженик страны. Поэтому книга – очень ценная вещь. Помни, сколько труда затратили люди на её изготовление, обращайся с книгой бережно. Ребята, на нашей книжной выставке есть книги новые и старые, большие и маленькие, красочные и совсем без иллюстраций, но все они сообщают нам, читателям, много нового и интересного.
Так из книги «Книжкин дом» В.Г.Вальковой и А.Н. Спаль я узнала, что самая большая книга издана в 1832 году, в Лондоне. Её высота – 5м 70см, ширина – 3м 70см. размер букв – 15см, называется «Пантеон английских героев». Самая маленькая – «Муравейчики» отпечатана в 1980 году в Японии; её размер – 1см 4мм.
А теперь давайте немного отдохнём и вместе с тем проверим ваши знания (отгадываем кроссворды).
- Украшенный драгоценными камнями жезл – символ власти.
- Что такое «Аз», «Буки», «Веди»?
- Как называлась первая книга Ивана Фёдорова?
- Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без … (песни).
- Один из символов государства.
- От какого слова произошло слово копейка.
- Закончи пословицу: «При солнышке тепло, при матери … (добро).
- Кто изображён на российском гербе?
- Какими были первые книги?
- Как называли первого русского царя?
- Золотой шар с крестом, символ власти.
Учитель: Ребята, в выделенных клетках давайте прочитаем имя и фамилию человека, который напечатал первую книгу на Руси. (Иван Фёдоров).
Когда появилась первая печатная книга?
Ученики: 1 марта 1564 года.
Учитель: Как она называлась?
Ученики: «Апостол».
Учитель: Кто был первым русским человеком, напечатавшим книгу?
Ученики: Первопечатник Иван Фёдоров.
Учитель: Как вы думаете, любил ли он свою Родину? Почему вы так считаете?
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
А теперь, ребята, давайте вернёмся в XXI век.
VI. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Значение каких слов запомнили?
Литература:
- Учебник «Введение в историю» Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
- «Как делают книгу» В.П. Дацкевич.
- «Книжкин дом» В.Г. Валькова, А.Н. Спаль.
- «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетров.
- «Суровый век» С.Алексеев.
- Журнал «Педсовет».
Приложение 1.
В типографии у Ивана Фёдорова.
Москва, 1564 год.
Утро выдалось ясное. Микитка во всю прыть бежал по узким улочкам московского посада к Китай0городу, боялся опоздать. Ну вот, наконец, Печатный двор. Ворота открыты – значит, печатники поднялись ещё раньше, до свету. Микитка остановился, чтобы перевести дух, и дёрнул за ручку двери.
Там, внутри, стояло чудо. В первый раз Микитка увидел его несколько недель назад. Однажды он шёл мимо дома с непонятным названием «Печатный двор» и заглянул в раскрытую настежь дверь.
— Чего это? – спросил Микитка двух бородатых мужиков.
— А ты поди, сам посмотри, — ответил тот, что помоложе.
Посмотрел Микитка: стоит станок невиданный. На вид – вроде стола, только по бокам два толстых столба. В перекладине между столбов винт с ручкой, на конце винта – доска. Если дёрнешь ручку, доска вниз опускается, прижимает белый бумажный лист. И на листе пропечатываются буквы! Нижняя-то доска из маленьких буковок составлена.
— И чего же это будет? – растерялся Микитка.
— Книга будет, — ответил молодой печатник.
— Книга? Книги пером да чернилами пишут.
— А мы печатаем. Видишь, складываем буквы одна к другой, мы их из олова отливаем. Они на листе пропечатываются, и выходит страница.
— А можно мне, — попросил Микитка, — буковку потрогать?
— Ты грамоту-то знаешь? – спросил его второй печатник, постарше.
— Знаю, меня отец учил, — мотнул головой Микитка.
Он взял со стола заглавную «М», она была вся в краске.
— А звать-то тебя как? – спросил молодой печатник.
— Микита я, сын бондаря Якова Казарина, — ответил Микитка. – А вас мне как величать?
— Я Иван Фёдоров, — ответил старший. – А это мой товарищ – Тимофеев Мстиславец, из Мстиславля значит.
— А научите меня вот так буква к букве складывать. Я вам подсобить могу, — попросил Микитка. – Вы теперь новый лист набирать будете?
— Да разве мы по одному печатаем? Мы две тысячи одинаковых делаем. Вот закончим работу – две тысячи книг появится.
— Ты, брат, погоди, — оторвался от работы Иван Фёдоров. – То ли ещё будет. Я вот хочу Азбуку напечатать. Чтобы у каждого мальчишки, у девчонки своя была. Чтобы все читать и писать учились.
— И у всякого человека будут дома книги? – о таком Микитка не мог и мечтать.
— Будут, — уверенно ответил Иван Фёдоров.
С того дня Микитка целыми днями пропадал на Печатном дворе – помогал, чем мог. А сегодня большая радость – закончена работа. Все листы готовы: напечатаны, сложены по порядку, переплетены. И вот стоят стопками – красивые, большие – первые русские печатные книги.
— Гляди, Микитка, — говорил Пётр Мстиславец, — дожили-таки! Ты этот день крепко запомни.
Это было 1 марта 1564 года.
Методическая разработка урока литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса
Учебно-методическое обеспечение: Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 ч . Ч . 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М. :Просвещение, 2013
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока:
- Познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова;
- Доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги, её значение для российской культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове, знать и толковать значение слов посох, друкарь, напраслина;
Метапредметные:
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения;
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг, бережно относиться к книгам.
Проблемный вопрос (проблемная задача): Нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: урок-диалог
Методы, приемы обучения:
проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог;
Оборудование:
ПК, телевизор (видеопроектор).
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжаем беседу о САМОМ ВЕЛИКОМ ЧУДЕ НА СВЕТЕ: о книге.
Недаром книгу называют Страной Чудес.(Слайд 2)
Книга-учитель, книга-наставница,
Книга-близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота-набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга-советчик, книга-разведчик,
Книга-активный борец и боец,
Книга-нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…(Слайд 3)
Такими прекрасными словами мы открываем сегодняшний урок.
— С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? ( С рукописными.) (Слайд 4)
—Почему они так назывались? (Их писали от руки.) Какими же они были?
Фронтальный опрос (за каждый ответ-дети получают букву и складывают слово)
П1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)
Е2.Автор первой летописи? (Нестор)
Р3. Как называют произведение письменности? (рукопись)
В4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)
О5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)
П6.Что использовали для письма? (пергамент)
Е7. Что служило орудием письма? (перья)
Ч8.Чем обтягивали переплёт? (кожа)(слайд 5)
А9.А ещё? (ткань)
Т10.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски)(слайд 6)
Н11.Откуда появилась «красная строка»?(от первой буквы, которую писали красным цветом)
И12.Откуда появлялись чернила для письма? (из ржавчины, также добавляли мёд, вишнёвый клей для цвета)
К13. О чём рассказывалось в летописях? (О событиях тех времён)
ПЕРВОПЕЧАТНИК
III.Самоопределение к деятельности.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
Выделяется центральное слово
-Посмотрите, какое слово у нас получилось.
(Выделилось слово «первопечатник»)
-Как вы понимаете слово «первопечатник»? (Ответы детей)
-Откройте страницу 8 и прочитайте тему урока.(Первопечатник Иван Фёдоров)(слайд 7)
IV. Создание проблемной ситуации.
-Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? ( Нет, они напечатаны)
-Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?
(Ответы учащихся)(слайд 8)
V. Изучение нового материала.
-Посмотрите, что вы видите на картинках? (Памятник, печатный станок)
Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси.
Рассказ учителя об Иване Фёдорове с показом слайдов. (Слайд 9)
Иван Федоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. (Слайд 10) Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. (Слайд 11) В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). (Слайд 12,13) Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. (Слайд 14,15) Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по новой теме.
1.—Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу— недорогую, доступную, большим тиражом?(Предположения детей) Учитель репликами побуждает детей к высказыванию различных предположений.
—Давайте просмотрим отрывок фильма «Первопечатник Иван Фёдоров» и узнаем, верно ли мы ответили на этот вопрос.
Просмотр фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров». https://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs (слайд 16)
Вопросы к просмотренному фрагменту.
—Почему же Иван Фёдоров захотел напечатать книгу? (Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.
2.Чтение текста. (Слайд 17)
—А теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове.
(Учащиеся читают текст на с. 10-12)
3. Работа с терминами.
—Найдите в тексте незнакомые слова. У нас есть ребята, которые заранее нашли толкование этих слов в словаре.
(Дети объясняют значение слов. На экране открываются значения слов ).(Слайд 18)
Посох — длинная и толстая трость.
Друкаръ — типограф, печатник.
Напраслина — ложное обвинение.
VIII. Рефлексия.(слайд 19)
—Каким человеком был Иван Фёдоров?
—Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? (Ответы детей)
IX. Заключительное слово учителя.
—Завершить наш урок я хочу отрывком из стихотворения Сергея Михалкова «Мы дружны с печатным словом».
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
X. Домашнее задание. (Слайд 20)
— Прочитать стр.10-12 Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове.
Слайд 1
Первопечатник Иван Фёдоров Тарасенко Ирина Егоровна у читель русского языка и литературы с ело Чкаловское Приморского краяСлайд 2
Иван Фёдоров ( ок. 1510-1583) (настоящее имя Иван Фёдорович Московитин) — основатель книгопечатания в России и на Украине.
Слайд 3
Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своих «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитинъ», то есть «москвич ». По версии Е. Л. Немировского, Иван Фёдоров учился в Краковском университете в 1529—1532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.
Слайд 4
В 1564 в Москве совместно с типографом Петром Тимофеевичем Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол ». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Иваном Фёдоровым и П. Т. Мстиславцем в течение года.
Слайд 5
Книга вышла в типографии устроенной с одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице .
Слайд 6
В 1565 году Иван Фёдоров и Мстиславец издали «Часовник », оказавшийся по своему полиграфическому исполнению ниже «Апостола». На этом их деятельность в Москве прекратилась, и они покинули пределы Московского государства. Возможно, причины их отъезда связаны с людьми, которые, по словам Фёдорова , «зависти ради многие ереси умышляли ». Предполагают , что Фёдоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики (в 1565 году Иван Грозный ввёл опричнину) оставаться в Москве было опасно.
Слайд 7
Создание типографии в Москве пришлось не всем по вкусу, многие считали, что писать священные писания печатным станком это настоящее кощунство. Да и теперь с появлением станка труд монаха — переписчика стал совершенно невыгодным.
Слайд 8
Иван был мастером на все руки: конструктором и слесарем, резчиком по дереву и художником, механиком и печатником. На досках крепкого грушевого дерева он сам вырезал гравюры, сам придумывал рисунки шрифтов и вырезал их, сам делал художественное оформление и рисовал к тексту заглавные буквы. Печатный станок того времени Современная типография
Слайд 9
Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец переселились в Великое княжество Литовское и обосновались в Заблудуве (ныне Польша) у гетмана Григория Александровича Ходкевича — сторонника автономии Литовского княжества, ревнителя православия. Он предложил Фёдорову под его покровительством печатать книги на церковно-славянском языке. Первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие» (1569). После его выхода Мстиславец расстался с Фёдоровым и переехал в Вильно, а Фёдоров продолжил выпуск книг .
Слайд 10
В 1574 г. во Львове Иван Фёдоров напечатал первую известную нам восточнославянскую Азбуку. Это первая украинско-российская печатная учебная книга, изданная четыреста сорок лет назад. Учебное пособие, созданное Иваном Фёдоровым , представляет собою книгу, составленную из пяти восьмилистных тетрадей, т. е. в ней 40 листов, или 80 страниц, на странице по 15 строк.
Слайд 11
Крупные финансовые затруднения заставили Фёдорова покинуть Львов . Его пригласил к себе в имение для устройства типографии богатый и влиятельный магнат, сторонник православия в Юго-Западной Руси князь Константин Острожский. Сложившийся в окружении князя ученый кружок во главе с Герасимом Смотрицким (Острожская Академия) занимался подготовкой издания Библии, за образец которого была взята Геннадиева Библия . В 1580 году Иван Фёдоров издал Новый Завет с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших», а в следующим году — первую полную печатную славянскую Библию, явившуюся замечательным памятником культуры восточно-славянских народов и полиграфического искусства. Новый завет Библия
Слайд 12
В начале 1583 он вернулся во Львов, где в трудах над устройством новой «друкарни» (типографии) скончался .
Слайд 13
«Известно, что у постели умирающего были и его вторая жена с детьми, и уже женатый старший сын Ивашко, и ученик Гринь. Умер Иван Фёдоров во Львове 5 или 6 декабря (мнения ученых здесь не совпадают). Его новую типографию тут же опечатали за долги. Ивашко с Гринем попытались было её выкупить, но средств не хватило. Но печатание русских книг во Львове все же было продолжено. Правда, после двадцатилетнего перерыва. Первопечатника похоронили на кладбище при Онуфриевском монастыре.
Слайд 14
Через год после смерти отца сын Фёдорова Иван Друкаревич (так его называли во Львове) вместе с друзьями положил на могиле Каменную плиту, на которой был вырезан типографский знак печатника. Вверху доски над книжном знаком Фёдорова была сделана надпись: «Успокоения и воскресения из мертвых чаю». А под самим знаком: «Друкарь книг пред тем невиданных». Увы, сама могила И. Фёдорова по сей день не найдена. И во дворе церкви сейчас сооружено лишь символическое надгробие».
Слайд 15
Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Театральном проезде в Москве Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову во Львове
Презентация по литературному чтению для 3 класса.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературному чтению «Первопечатник Иван Фёдоров» (3 класс)»
Литературное чтение.
Тема урока: «Первопечатник Иван Федоров».
Книга-учитель,
Книга – учитель, Книга-наставница,
Книга-близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота-набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга-советчик,
Книга-разведчик,
Книга-активный борец и боец,
Книга-нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…
Рукописные книги Древней Руси.
Самая первая печатная книга появилась в нашей стране в 1564 году.
На Руси, зачинателем печатного дела был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор.. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
- Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга.
Словарная работа. (с.10-12).
- ПОСОХ -длинная и толстая трость.
- ДРУКАРЬ -типограф, печатник.
- НАПРАСЛИНА -ложное обвинение.
ИТОГ УРОКА.
- Как звали первопечатника?
- В каком году вышла первая книга в нашей стране?
Проверь себя по вопросам.
1.Кто приказал строить государев печатный двор?
(царь Иван Васильевич)
2. Где он был построен?
(близ Кремля, в районе Китай — города)
3. Кто создавал первую печатню?
(Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев)
4. Сколько месяцев печатали первую книгу?
(десять месяцев)
5. Как называлась первая книга?
«Апостол»
6. Как были напечатаны заглавные буквы?
(красной краской — киноварью)
7. Когда была напечатана первая книга?
(1 марта 1564 года)
Рефлексия.
Домашнее задание.
- Подготовить краткий пересказ о первых книгах.
- Выразительное чтение или рассказ об Иване Фёдорове.
Презентация на тему: «Первопечатник Иван Федоров»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Одно из первых мест в плеяде великих строителей русской культуры занимает первопечатник Иван Федоров: именно с его именем начинается история книгопечатания в нашей стране, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. Ива́н Фёдоров родился около 1520, в Великом княжестве Московском —умер 5 [15] декабря 1583, во Львове, Русское воеводство, Речь Посполитая) — один из первых русских книгопечатников. По традиции часто называется «первым русским книгопечатником. Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол». В Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу. В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъѲе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы. В других он использовал отчество, и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался IoannesFedorowiczMoschus, typographusGræcusetSclavonicus (Иван Федорович (Московский) или Московит, печатник греческий и славянский), либо JohannesTheodoriMoscus (Иван Фёдоров (сын) Московит).
5 слайд Описание слайда:Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года.
6 слайд Описание слайда:Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своих «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитинъ», то есть «москвич», даже когда уже жил в Литве. По версии Е. Л. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529—1532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.
7 слайд Описание слайда:Так выглядел первый печатный станок, который сделал Иван Фёдоров, и на нем и был отпечатан знаменитый «Апостол»
8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-105400
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы: