cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кантата александр невский 3 класс конспект: Конспект урока музыки «Кантата Александр Невский»

Конспект урока — Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Урок 4

Интегрированный урок музыки «Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»»

Эпиграф: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств –  истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность»;
    • оценить  значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;
    • провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.
       
  • Развивающие:
    • формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
    • прививать бережное отношение к истории своего народа;
    • показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.
  • Воспитательные:
    • пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;
    • воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Тип урока: интегрированный урок с элементами творчества.

Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 2, 3, 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, (Москва, Просвещение, 2009 г.)
  • Музыкальный центр
  • Телевизор, DVD, CD.
  • Репродукции картин и икон русских художников
  • Русские народные инструменты

Виды деятельности на уроке:

1. Пение
2. Прослушивание музыки
3. Игра на инструментах
4. Анализ фрагментов музыкального произведения
5. Анализ репродукций картин русских художников
6. Работа с  учебниками
7. Работа со стихотворным текстом
8. Домашнее задание в виде реферата
9. Просмотр видеофильма
10. Творческие задания по актерскому мастерству
11. Закрепление ключевых понятий
12. Работа с музыкальными терминами
13. Беседа о роли А. Невского в современном мире

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Цель урока: в единстве и взаимосвязи нескольких  видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

Вступительное слово учителя

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее.

Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением. 

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике.  Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен  не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Повторение пройденного материала (2-3 класс)

Учитель: Ребята, мы знакомились с образом Александра Невского во 2-м и 3-м классах. Давайте вспомним, кем был А. Невский?

Дети: Русским князем, а еще полководцем.
(Далее в тексте: У – учитель, Д – дети, учащиеся).
У: Когда он жил?
Д: Почти 800 лет назад.
У: Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?
Д: Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.
У: Вспомните основные этапы его биографии.
Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?

Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке,

Работа с учебником

Учебник «Музыка. 2 класс» (стр. 42-43). Картинная галерея

У: Во 2-м классе мы начали создавать образ А. Невского при помощи картин русских художников – Михаила Нестерова и Петра Корина. Художники языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А. Невского, причем  каждый художник  передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У: Эти художники создала яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?

Д: Сергей Сергеевич Прокофьев.
У: Хорошо. А сейчас давайте вспомним, как музыкальными средствами рисует нам образ А. Невского композитор С. Прокофьев. Вспомните  один из музыкальных  примеров, с которым мы познакомились во 2-м классе.

Учитель играет  тему  песни «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский».

Д: Это  «А и было дело на Неве-реке».
У: Подумайте, в каком жанре написана эта часть кантаты.
У: В жанре былины: в тексте ключевое слово «было», медленный темп, спокойное изложение, напевная мелодия.
У: А кто исполняет этот музыкальный фрагмент в кантате?
Д: Этот фрагмент исполняет мужской хор. По звучанию напоминает распев былинных  певцов-гусляров.

Распевание (несколько упражнений для развития голоса) и исполнение музыкального фрагмента  из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

У: Сейчас мы распоемся на интонациях песни «А и было дело…» (сопрано – альты поочередно исполняют свою музыкальную партию)
У: Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части?
Д: Благовест.
У: Почему вы так решили:
У: Медленный темп, спокойный рассказ о былом, широкая мелодия.

Творческое задание

Исполнить песню «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский»  по партиям с использованием треугольников разных тембров.

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Как рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.

Определение на слух

У: А сейчас вы услышите еще одну знакомую мелодию.
У: Кто узнал эту мелодию?

Д: Это мелодия песни «Вставайте, люди русские».
У: А какой вид колокольного звона слышится в этой части?
Д: Набат. Этот звон всегда призывал народ на защиту Отечества.

Творческое задание:

Исполнить части «Вставайте, люди русские» с инструментами (свирели, треугольник)

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Врагам на Русь не хаживать,
Полки на Русь не важивать
Поля Руси не таптывать,
Вставайте, люди русские.

У: Давайте сравним эти фрагменты, опираясь на основные  средства музыкальной выразительности  – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.  При сравнении будем употреблять выражения  «1 песня» («А и было дело…») и «2 песня» («Вставайте, люди русские»).

 Дети разделяются на 2 группы и подбирают средствам музыкальной выразительности, соответствующие  их песне.

Анализ музыкальной формы.

Средства
музыкальной                         1 песня                        2 песня
выразительности

Темп:                                      медленный                    быстрый
Регистр:                                 низкий                            высокий.
Тембр:                                    мягкий                           пронизывающий.
Мелодия:                               плавная                          отрывистая.
Лад:                                        мажор                             минор
Интонация:                           народная песня             тревожный марш.
Динамика:                             пиано                             форте

У:  Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А  композитор С. Прокофьев создал  средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга.

Это и будет называться контраст.

Работа с учебником.

У: А сейчас нам понадобится учебник «Музыка. 3 класс» (стр. 16-17)
В 3 классе мы обогатили свои знания об А. Невском, узнали, что через сто лет после смерти он возведен в лик святых.  И на стр. 16 учебника мы уже видим изображение А. Невского на иконе. Как называется икона?

Д: Святой Благоверный князь Александр Невский.

Домашнее задание (сообщения на тему  «Что такое икона», «Иконописцы»).

Прослушивание песнопения «Хвала князю Александру»

У: Какой хор исполнял это песнопение?
Д: Исполнял мужской хор.
У: В каком стиле пел хор?
Д: В стиле «а капелла», т. е. без сопровождения.

У: На стр. 16 учебника есть определение, что такое кантата. Прочтите, пожалуйста.
Д: Кантата – произведение для хора, оркестра и певцов-солистов.
У: Так кто же исполняет кантату?
Д: Хор, оркестр, и певцы-солисты.

Новый материал:

У: И вот, наконец, мы дошли до учебников 4 класса, откройте учебник «Музыка. 4 класс» (стр. 20-21)
У: Прочтите ключевое выражение.
Д: Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.
У: До сих пор  в кантате мы слышали термины «хор» и «оркестр», а о певцах-солистах пока речь не шла. Но в  названии видим  певческий голос – «меццо-сопрано». Это низкий женский голос, который звучит в  6-й части кантаты.
Д: А как переводится это название?
У:  Мы знаем, что голос сопрано – это высокий женский голос, а слово «меццо» в переводе с итальянского языка значит «не очень, не слишком».
Д: Значит, меццо-сопрано это не очень высокий женский голос.
У: Правильно, молодцы. А вы не задумывались о том, что музыка  С. Прокофьева написана на слова какого-то поэта.
Д: Да, мы же поем песни из этой кантаты, а кто написал слова?
У: Интересно, что текст  написал сам Сергей Прокофьев. Он работал иначе, чем это делают поэты. Он вначале написал музыкальные инструментальные темы, а затем сочинил к ним слова. Прежде чем послушать незнакомые ещё музыкальные примеры, мы познакомимся с текстом новой песни. Но вначале давайте прочтем тему урока.
Д: Тема урока «Я пойду по полю белому…»
У: А начнем мы новую тему с творческого задания.

Творческое задание

Четыре девочки получают карточку с текстом песни «Я пойду по полю белому…» и ищут соответствующие интонации голоса для дальнейшего прочтения. Остальные слышат интонация колыбельной и по руке учителя начинают ее петь с закрытым ртом. На фоне колыбельной звучит текст.

1.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
2.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих – добрых молодцев.
3.
Кто лежит мечами порубленный.
Кто лежит стрелою пораненный,
4.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую. 

У: Спасибо хору и чтецам. Как вы думаете, удалось ли девочкам передать настроение текста?
Д: Да, удалось. Они читали очень выразительно.
У: Хор узнал основную интонацию исполняемой мелодии?
Д: Да, это была колыбельная.
У: Почему С. Прокофьев взял в кантату интонацию колыбельной песни? Для кого она звучит?
Д:  Для мертвых воинов на поле битвы. В тексте мы слышали слова женщины, которая ищет среди погибших своего мужа.
У: Правильно. Давайте прочтем текст на стр. 21 учебника

Работа с учебником.

Д: Женщины идут по снежному полю в надежде найти своих родных живыми. Звучит простая мелодия в духе народных песен. Эта песня-плач, которая звучит в 6-й части кантаты «Мертвое поле». И исполняет её низкий женский голос – меццо-сопрано.
У: Какие интонации передают этот голос?
Д: Кажется, что певица не поёт, а плачет. Здесь интонации плача.
У: Правильно, это песня-плач. Итак, какие жанры народных песен использовал композитор С. Прокофьев?
Д: Это жанры колыбельной песни и песни плача.
У: Ледовое побоище закончилось победой войска А. Невского. Войско крестоносцев ушло под лед, но много погибло и русских воинов. Этот момент изображен в фильме режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский». Этот фильм режиссер снял в 1938 году.  Некоторые фрагменты  из этого фильма мы уже видели. А сейчас увидим фрагмент «Мертвое поле». 

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна.

У: Что вы скажете об увиденном фрагменте?
Д: Фильм очень захватывающий, особенно эпизоды битвы на льду.
Даже не замечаешь, что фильм не цветной, а черно-белый.
Кажется, что ты тоже сражаешься вместе с войском А. Невского.
У: Снят и новый художественный фильм. Он называется «Александр. Невская битва». Он шел недавно на телевидении. Кто видел это фильм?
Д: Я видел этот фильм, но больше мне нравится фильм Эйзенштейна, в нем очень хорошая музыка, она помогает переживать те события.
Д: Мне не понравилось, что в новом фильме Александр Невский показан как главарь банды, а не как полководец.
Д: Новый фильм цветной, там много яркий костюмов, но без музыки С. Прокофьева его смотреть не так интересно, как старый фильм.
Д: А мне понравился новый фильм, мы смотрели его на каникулах всей семьей.

Творческое задание:

У:  Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском.  А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

Д: Недавно на канале РТР шел цикл передач «Имя Россия».
Д: И имя Александра Невского заняло первое место по количеству голосов телезрителей.
У: Молодцы, ребята. Это еще раз говорит о значимости Александра Невского в истории России.

Опережающий компонент в обучении.

Работа с учебником. «Музыка. 5 класс (стр. 96-97)

У: Мы так плодотворно и творчески работали сегодня на уроке, что сможем заглянуть в будущее, то есть поработать по учебникам 5 класса.  Посмотрите,  как изобразил эти события после Ледового побоища художник В. Серов. Картина называется «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
Д: Здесь Александр на коне, а рядом с ним идут пленные крестоносцы.
У: А кто еще изображен на картине?
Д: Это русские люди, здесь и  дети, и женщины, и старики, все стоят с поднятыми руками, на лицах радость и ликование, они славят Александра Невского.
У: На следующей странице вы видите фотографию. Сейчас это обычное поле,  но это то самое поле боя, где бился насмерть Александр Невский со своей дружиной. Подвиг А. Невского навсегда запечатлен скульптором Олегом Комовым.
Д: Да, это фигуры Александра Невского и двух воинов.
У: Эти фигуры  высечены из камня и называются скульптура. Как вы думаете, почему скульптор Комов изобразил А. Невского не одного?
Д: Чтобы показать, что один Александр не победил бы, а эти два воина как бы олицетворяют все войско русское.
У: Вы хотите проверить свои музыкальные знания на примере ключевых слов и выражений из учебника 5 класса?
Д: Да, хотим.

Дети по очереди читают ключевые слова и выражения, которые смогут объяснить и дают им свое определение (язык искусства, выразительность, изобразительность, музыкальная живопись, живописная музыка, контраст, инструментальная тема).

Итог урока.

У: А. Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?
Д: Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию.
У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, скульптора Комова?
Д: Нет, нельзя. Потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.
У: Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?
Д: Наверное, можно их назвать патриотами…  Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.
У: Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки

У: А что является вашим оружием?
Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.
У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.

Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.

У: Чтобы закончить наш урок на возвышенной патриотической ноте, давайте исполним песню «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Как мы будем исполнять эту мелодию?
Д: Гордо, распевно, торжественно, широко.
У: А какой вид колокольного звона можно использовать?
Д: Конечно, трезвон.

Творческое задание:

Исполнение песни «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» с использованием инструментов. Дети берут треугольники и колокольчики разных размеров и используют их звучание при исполнении.

Подведение итогов урока:

У: Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, скульптура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

На уроке использованы:

1. Отрывки из кантаты С. Прокофьева («А и было дело», «Вставайте, люди русские», «На Руси родной», «Мертвое поле», «Я пойду по полю белому»).
2. Отрывки из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».
3. Репродукции картин: М Нестеров «Александр Невский», П. Корин  «Северная легенда» (триптих), В Серов  «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
4. Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский».
5. Духовное песнопение «Величание Александру».
6. Скульптура О. Комова «Александр Невский».
7. «Ледовое побоище». Палех.

 

 

 

 

 

Урок «Кантата «Александр Невский» | План-конспект урока по музыке (3 класс) на тему:

УРОК МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ
Тема «Кантата Александр Невский»

Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.
Задачи: 
Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;
Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-выявлять значимость трёхчастного построения музыки

-передавать в пении героический  характер музыки

Метапредметные:

-осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С. Прокофьева

-овладение навыками выразительного и речевого высказывания в процессе размышления , восприятия музыки и музицирования:

Личностные:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания

Оборудование:  презентация «Александр Невский», таблицы « Средства выразительности», фрагмент х/ф «Александр Невский»,  картина «Ледовое побоище».
Музыкальный материал:  колокольный звон,   хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

Ход урока:

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие учеников 

(поёт ученик) Добрый день!
Дети поют: Добрый день!
Ученик : Встретились мы снова.
Дети: Встретились мы снова.
Ученик: Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

2.Актуализация знаний. (Загадки про колокольный звон).

Учитель загадывает загадки детям. Кто правильно назовёт о чём идет речь, тот получает  жетон. У кого больше жетонов , тот победитель.

Хоть нем я и глух ,  а станешь бить меня я закричу.

Кричит без языка , поёт без горла.

С ушами – глух, тревожу слух.

3.Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала.

Учитель: « Ребята, вы знаете как появился колокольный звон ?

Ребята отвечают….

Учитель: О колокольных звонах  расскажет нам ученик….(презентация прилагается).

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники — благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них  славный сын земли русской  великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет. А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
(фрагмент х/ф «Александр Невский» )В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году — кантата «Александр Невский».  

Учитель: А теперь я вам расскажу интересные факты об  Александре Невском.

Когда Александру Невскому исполнилось 4 года , в Спасо-Преображенском  соборе его провели через обряд посвящения в воины и он стал княжичем.

Он  считал, что войну можно выиграть дипломатическим путём.

Разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя.

4. Восприятие нового материала.  

( даётся определение  канту, кантате)Учитель говорит. «Ребята, а что такое кант?  Ученик отвечает: Кант – хвалебная песнь.
А кантата? Ученица отвечает: «Кантата это – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди  русские!»
— В начале хора, что вы услышали? -(звон колокола)
— Как этот звон называется?- (набат)
— Какая песня по характеру? -(мужественная, сильная и т.д.)
— Везде ли одинаково звучит музыка? — (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
— От лица кого поется средняя часть?- (женщин, матерей)
— Какие интонации мы слышим в этой музыке?- (призывные, требовательные)

Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
(На доске ученики дают характеристику средствам музыкальной выразительности).
Мелодия-призывная
Лад- Мажор
Регистр-Средний, низкий
Звуковедение — Четкое
Темп-Умеренный
Динамика-Громко
Учитель:  Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»

— Учитель: Что общего у этих песен?

Ответы учеников (интонации призыва, патриотизма)
-Учитель: Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
5.Физкультминутка. Игра.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Со временем  имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

Исполнение русской народной песни « Солдатушки , бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? — поют девочки

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!- поют мальчики

2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)

6.Тестирование по изученному материалу.
1.С каким героем вы познакомились на уроке?-(Александр Невский)
2. Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?-(Сергей Прокофьев)
3.Какое произведение мы слушали? -кантата «Александр Невский

4.Какие средства музыкальной выразительности мы узнали сегодня на уроке?-(мелодия ,лад, темп ,динамика ,регистр , звуковедение ).

5.Что такое динамика?-(сила звука)

6.Что такое темп?-(скорость произведения)

7.Кем стал Александр Невский, когда оставил военную службу?-(святым)

7.Рефлексия.

У учеников на столе лежат смайлики.

Учитель: «Ребята, оцените свою работу с помощью этих смайликов.»

Project MUSE — Кевин Бартиг «Александр Невский» Сергея Прокофьева (рецензия)

Эта монография и сопровождающий ее веб-сайт предлагают полезный взгляд на музыку Прокофьева к фильму « Александр Невский », кантате, созданной композитором и в определенной степени — составленный из него и его различных последующих реинкарнаций, кульминацией которых стали кинопоказы конца двадцатого века в сопровождении полного оркестра. В совокупности композиция по праву считается «одной из самых податливых коллекций звуков прошлого века» (стр. 134) и представляет собой хорошо выбранную тему для этой творческой серии. Обязательно менее подробно, чем у автора Сочинение для красного экрана: Прокофьев и советский фильм (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 2013), тем не менее, он анализирует замечательный набор первоисточников, особенно на русском языке, и использует проницательно подобранные иллюстрации для изучения как генезиса произведения, и сложная история его последующего приема и распространения. Особое внимание автор уделяет методам работы Эйзенштейна и Прокофьева и характеру их сотрудничества; более ранние и менее успешные рабочие отношения режиссера с Гавриилом Поповым (1904–1972) исследуется, чтобы предположить, почему Прокофьев был более плодотворным (интересно, был ли он просто для Эйзенштейна лучшим композитором?). Тем не менее, в сотрудничестве Прокофьева и Эйзенштейна просматриваются проблески напряженности, а также воодушевления — например, настойчиво антиисторическая пародия Прокофьева на римско-католическую мессу превзошла стремление Эйзенштейна к чему-то более аутентичному (стр. 49) — а также склонность обоих художников к предаваться интеллектуализированному рассказу о готовом продукте: реальность создания фильма в то время была скорее «стремительной, иногда беспорядочной прогрессией» (стр. 108), которая, по мнению композитора, поглотила чрезмерное количество времени из другие музыкальные проекты, несмотря на щедрый гонорар.

Анализ Бартигом проницательной и (для него) нехарактерной ссылки Прокофьева на русские предшественники девятнадцатого века, особенно почерпнутой из Бородина, как средства вовлечь аудиторию «в историю, далекую во времени от их собственного опыта» (стр. 63) мастерски. Точно так же его убедительное наблюдение о том, что создание произведения невольно сформировало и сузило рамки социалистического реализма: по иронии судьбы, конечно, учитывая судьбу композитора и кантаты после 1948 года (но не, как мы узнаем, фильм). В [End Page 310] адаптируя партитуру к кантате, можно было бы больше сказать о его образцах в русском репертуаре XIX века, особенно, возможно, о кантатах Римского-Корсакова. Но в композиционных методах Прокофьева можно прочесть яркое озарение («он легко мог замышлять балет», с. 32), которое дополняло эйзенштейновское «решение, что музыка и образ должны следовать из одной и той же основной идеи, даже если они концептуально расходятся по смыслу». законченный фильм» (стр. 51).

Есть некоторые правдоподобные возражения против ортодоксальных интерпретаций восприятия работы, хотя, ставя под сомнение степень ее откладывания на полку после нацистско-советского пакта от августа 1939 года, чувствуется, что необходимы дополнительные контекстуальные доказательства, не в последнюю очередь ссылки на несчастливую судьбу антинемецкая опера композитора Семен Котко того же периода, один из нескольких моментов, когда нехватка места могла ограничить дальнейшее разъяснение аргумента. Освещая посмертную реабилитацию Прокофьева в конце XIX в.50-х и 1960-х годов, например, я ожидал бы большего количества ссылок на советское издание Кантаты и ее краткое введение в Полное собрание сочинений (и, действительно, более широкое сравнение различных изданий произведения, безусловно, было бы полезным). Я также был немного удивлен, что не было упоминания о записи работы Лондонского симфонического оркестра Клаудио Аббадо для Deutsche Grammophon в 1980 году, переизданной на компакт-диске с ярким оформлением как одной из «легендарных записей» компании. Более того, есть несколько моментов, когда автор скорее поддается полученному прочтению произведений, в отличие от тонкой квалификации, которую он предпринимает в случае Александр Невский : принимая высказывания Уильяма Уолтона и Аарона Копленда во вторичной литературе за чистую монету…

Александр Невский и Музей Сталина | Сочинение для Красного экрана: Прокофьев и советское кино

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Бартиг, Кевин, « Александр Невский и музей Сталина», Сочинение для красного экрана: Прокофьев и советский фильм , Oxford Music/Media Series (

New York

, 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 26 сентября. 2013), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199967599.003.0005, по состоянию на 9 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В фильме, к которому Прокофьев написал свой третий саундтрек, Александр Невский , победа проторусского князя тринадцатого века Александра над вторгшимися тевтонскими рыцарями представляет собой аллегорию советской мощи в перед лицом нацистской агрессии. В главе исследуется, как понимание Прокофьевым идеологических целей фильма трансформировало его подход к киномузыке. Он в значительной степени отказался от лаконичности и экономии новой простоты, вместо этого добавив симфонический подход с намеками на уже существующую музыку. Его отсылки снабжали партитуру интертекстуальными отсылками, которые были утешительно знакомы и отмечены на национальном уровне. Все еще стремясь писать доступную, серьезную музыку для масс, Прокофьев объединил свою музыку с музыкой других русских композиторов, чтобы сделать ее более понятной, и в процессе выработал националистически ориентированный подход, который, как позже утверждали ученые, был навязан Прокофьеву.

Ключевые слова: Александр Невский, Сергей Эйзенштейн, мосфильм, «Предполагаемый народный язык», русскость, сталинская премия

Предмет

Музыковедение и история музыкиМузыка кино, телевидения и видеоигрЕвропейская музыкаМузыка и культураПопулярная музыка

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *