Букв больше чем гласных 3 класс: Гласные звуки и буквы. Сколько их в русском языке?
Гласные звуки и буквы. Сколько их в русском языке?
Научим писать без ошибок и интересно рассказывать
Начать учиться
Правильное произношение слов — одна из составляющих красивой и грамотной речи. Чтобы добиться этого, придется сначала изучить сами звуки. В этой статье мы вместе разберемся, что такое гласные звуки, сколько гласных букв в алфавите русского языка и какие звуки они могут обозначать.
Что такое гласные буквы и звуки
Гласные звуки — это те звуки, которые мы свободно передаем голосом. Отсюда и происходит их название: глас означает «голос». При произнесении воздух выходит через рот и не создает шума, а от положения языка и губ зависит то, какой именно гласный звук мы произнесем.
Гласных звуков в русском языке намного меньше, чем согласных. Всего их 6: [а], [о], [и], [ы], [у] и [э]. Чтобы понять, гласный перед вами звук или нет, попытайтесь пропеть его. Например:
а-а-а,
у-у-у
ы-ы-ы.
Если получилось, то звук гласный. С согласными так сделать не выйдет.
Гласных букв больше, чем звуков, — их 10: а, я, у, ю, о, е, ё, э, и, ы. Такая разница связана с тем, что некоторые из этих букв могут обозначать два звука и произносятся с помощью сочетания гласного и согласного [й’]. Например, в слове ель буквой е выражены два звука — [й’] и [э]. Давайте рассмотрим в таблице все гласные звуки и буквы, обозначающие их.
Буква |
Звук |
Пример |
---|---|---|
а | [а] | аптека |
я | [а] [й’] + [а] |
менять якорь |
у | [у] | луна |
ю | [у] [й’] + [у] |
любовь юбка |
о | [о] [а] |
лошадь молоко |
е | [э] [й’] + [э] [и] |
победа енот |
ё | [о] [й’] + [о] |
верёвка ёж |
э | [э] |
эволюция |
и | [и] [ы] |
икра жизнь |
ы | [ы] |
выбор |
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Как гласные звуки связаны со слогами
Гласные звуки образуют слоги — звуковые отрезки слов, которые мы произносим одним выдохом. Одним слогом может быть как гласный с одним или несколькими согласными, так и гласный в одиночку. Существует даже правило, по которому можно считать слоги: сколько в слове гласных — столько и слогов.
Например, в слове путешествие 5 гласных звуков: [у], [и], [э], [и] и [э]. Это значит, что в нем 5 слогов: пу-те-ше-стви-е.
Проверьте себя!
Посчитайте количество слогов в словах: примерять, кожевник, ухоженный, заботиться, приставка, столица, мокрый, приглашение, оранжевые.
Гласные звуки и ударение
Теперь разберемся, на какие группы делятся гласные звуки. Иногда их произношение зависит от того, падает ли на них ударение, т. е. выделяем ли мы их голосом. Так гласные звуки разделяют на ударные и безударные. Вот несколько примеров:
Ударение в русском языке может падать на любой из существующих гласных звуков. Однако безударными могут быть только 4 из них — это [а], [и], [у] и [ы]. В таком положении мы произносим звуки слабее, чем под ударением, из-за чего они могут менять качества и звучать иначе.
Интересно, что гласные звуки [о] и [э] могут быть только ударными. Из этого правила есть всего пара исключений: например, в словах какао и каноэ звуки [о] и [э] в безударном положении.
Как безударные гласные связаны с согласными
То, каким будет безударный гласный звук, зависит от согласного, который стоит перед ним. Вернее, от его твердости или мягкости. Если это твердый согласный, после него могут стоять безударные гласные [у], [а] и [ы]. Когда мы говорим о мягком согласном, после него идут безударные гласные [у] и [и].
Проверьте себя
Пришло время узнать, хорошо ли вы теперь разбираетесь в том, какие бывают гласные звуки в русском языке. Для этого мы подготовили задания для самопроверки.
Задание 1
Перечислите все гласные звуки в этих словах:
верещать,
ярмарка,
радоваться,
кукольная,
далекий,
приятель,
голосование,
зеркало,
повесть,
нормально,
увлекать.
Задание 2
Назовите по 5 слов, в которых звуки [а], [и], [у] и [ы] были бы в ударном положении.
Задание 3
Назовите 5 слов, в которых безударная гласная стояла бы после твердого согласного, и еще 5 слов, где она следовала бы за мягким согласным.
Задание 4
Посчитайте количество слогов в словах ниже (не забудьте воспользоваться правилом, которое узнали в начале статьи!):
восход,
приключение,
маляр,
увековечить,
приятная,
образ,
категория,
увлекательно,
тающий,
снежинка.
Правила фонетики помогают нам говорить грамотно, поэтому важно хорошо усвоить тему гласных звуков и не допускать пробелов в знаниях. Если даже после прочтения статьи у вас остались вопросы по теме, разобраться в них можно на курсе русского языка в Skysmart. На онлайн-уроках преподаватель поможет ученику проработать теорию и закрепить результат на нескучных заданиях. Так школьник сможет и повысить качество знаний, и полюбить предмет.
Шпаргалки по русскому для родителей
Все правила по русскому языку под рукой
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Дополнение
К следующей статье
121.5K
Фонетический разбор
Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Гласные звуки и буквы, их обозначающие / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Гласные звуки и буквы, их обозначающие
В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных — ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п].
В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Например: моря́ [мар’а́] — пишем о, а произносим [а].
Таблица гласных букв и звуков
Буквы | Звуки | |
В ударном положении | В безударном положении | |
а | [а́] лавр [лавр] | [а] ло́дка [ло́тка] |
е | [’э́] те́сто [т’э́сто] |
[и] весло́ [в’исло́] [э] мо́ре [мо́р’э] |
ё | [’о́] пёс [п’ос] | не бывает |
и |
[’и́] мирт [м’ирт] [ы] цирк [цырк] |
[’и] свисто́к [св’исто́к] [ы] цита́та [цыта́та] |
о | [о́] торт [торт] | [а] вода́ [вада́] |
у | [у́] стул [стул] | [у] пурга́ [пурга́] |
ы | [ы́] пры́гнул [пры́гнул] | [ы] прыжо́к [прыжо́к] |
ю | [’у́] лю́стра [л’у́стра] | [’у] слюна́ [сл’уна́] |
я | [’а́] пять [п’ат’] |
[’а] пла́мя [пла́м’а] [’и] пята́к [п’ита́к] |
Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].
Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки:
1). в начале слова:
е: [й’э] ель [й’эл’]
[й’и] езда́ [й’изда́]
ё: [й’о] ёж [й’ош’]
ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]
я: [й’а] яд [й’ат]
[й’и] язы́к [й’изы́к]
2). после гласных звуков или в начале слога:
е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]
[й’и] твоему́ [твай’иму́]
ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]
ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]
я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]
[й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]
3). после разделительных твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):
е: [й’э] съел [с’й’эл]
[й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]
ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]
ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]
я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]
[й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]
и: [й’и] воробьи́ [вараб’й’и́]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Алфавит
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 34, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 58, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 31, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 22, Полякова, Учебник
Упражнение 30, Полякова, Учебник
Упражнение 10, Чуракова, Учебник
Упражнение стр. 40,
Чуракова, Учебник
Упражнение 12, Чуракова, Учебник
Упражнение 13, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 136, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 184, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 22, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 33, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 41, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 131, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 138, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 165, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 4, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 6, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 87, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 123, Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 253, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 109, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 146, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 182, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачки стр. 28,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 56, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 59, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 213, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 28, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 34, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 313, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 528, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 9, Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 11, Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Смешение букв, распознавание и чтение слов
Рекомендация 3: Смешение букв, распознавание и чтение слов
Помогите ребенку смешивать буквы, чтобы читать слова и распознавать общие части слов и слов, а также поощряйте их писать слова.

Слияние для чтения слов
Смешение — это способность соединять звуки для чтения слова. Чтобы прочитать слово, дети должны знать звуки, обозначаемые буквами в слове, и уметь смешивать эти звуки, чтобы произнести правильное слово. Например, после того, как дети узнают звуки буквы / f / для f , / ă / for a и / n / for n , они учатся смешивать эти звуки вместе, чтобы прочитать слово целиком. Когда они видят слово веер , они могут сказать: «/ f /, / ă /, / n /, веер ». К тому времени, когда ваш ребенок достигнет третьего класса, он или она сможет автоматически читать многие слова, не думая о смешивании звуков букв. Однако, когда ваш ребенок встречает незнакомое слово, смешивание отдельных звуков букв может помочь ему или ей понять слово.
Видео и семейные мероприятия
Map A Word