Я исследователь разработки занятий 2 класс – Разработка внеурочного занятия , 2 класс на тему » Я
Разработка внеурочного занятия , 2 класс на тему » Я
Разработка внеурочного занятия кружка «Я-исследователь» (2 класс)
Ф.И.О. учителя: Яковлева О.Л.
Класс: 2
Дата: 03.11.14
Предмет: «Я-исследователь»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Тема занятия: «Учимся рассуждать и делать выводы»
Деятельностная цель: формировать умение правильно строить рассуждение — учить детей находить правильное решение и доказывать правильность своего выбора с помощью опытов; развивать умение работать в группах; развивать память, внимание, мышление, логику.
Содержательная цель: формировать систему понятий: тезис, доказательство, вывод.
Дидактические средства: рисунок капельки, карточки с надписями «ЦИТАТА, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД», карандаши, картинки с изображением самолёта, домика, зайки, лабораторная посуда, 2 стакана (1 стакан с водой), полоски бумаги, ложка.
Этапы занятия:
Задачи каждого этапа.
Методы
Деятельность учителя и учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Класс разбит на 4 команды.
Ну—ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Учитель: приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Учащиеся: приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
Личностные:
— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое
Коммуникативные:
— формирование умения слушать и слышать
Подготовка к активной познавательной деятельности.
— А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило. (Дождь.)
Две веселые сестрички
Дружно за руки взялись,
Закружились, словно птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб они упали,
Покрывалом снежным стали. (Снежинка)
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно. (Лед.)
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю,
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)
Капельки — росинки
В круглой чашечке цветка,
Словно капли-невидимки,
Улетели в облака. (Пар)
— Как вы думаете, что объединяет все названные в отгадках предметы?
— Все они состоят из воды. Это разные состояния воды.
(Учитель выставляет на доску Капельку)
И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке.
— Перевернем Капельку и прочитаем, чему она поможет научиться сегодня.
— Научимся рассуждать.
— Поднимите руки те, кто слышал слово «рассуждай». Где вы его слышали? Как вы понимаете значение этого слова?
— Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль.
Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. И этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Создание проблемной ситуации.
Учитель:
организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока.
Учащиеся:
формулируют тему и задачу урока
Регулятивные:
— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно
Познавательные:
— постановка и решение проблемы
Личностные:
— развитие познавательных интересов учебных мотивов
Коммуникативные:
— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Установка познавательной задачи.
На доске прикреплены написанные на трех карточках слова «ТЕЗИС», «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО», «ВЫВОД», пока закрытые.
Открываем первую надпись «ТЕЗИС».
Рассуждение начинается с ТЕЗИСА. ТЕЗИС – это любое утверждение, любая мысль, которую вы высказываете. Отрабатываем произношение.
Наша капелька в школе, к сожалению, не учится. Об учёбе знает не много. Выскажите ей, пожалуйста, любую мысль, любой тезис об учёбе.
— Учиться – всегда пригодиться.
— В школе нужно хорошо учиться.
Предлагаю вам другой тезис: «Чем больше учишься, тем больше глупеешь». Какой из тезисов вам больше подходит?
— Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?
— Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать.
2. Открывается на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО».
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный.
Докажите Капельке, что ваша мысль об учёбе правильная.
3. Открывается следующее слово «ВЫВОД»
— А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства.
— Сделайте вывод об учёбе.
Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение).Подведение детей к самостоятельному выводу и усвоению новых понятий: тезис, доказательство, вывод.
Подготовка к решению проблемной ситуации
Беседа
Учитель:
организует диалог, уточняющий понятия.
Учащиеся:
участвуют в диалоге,
формулируют и запоминают новые понятия, делают вывод.
Регулятивные:
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Познавательные:
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Личностные:
— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше
Коммуникативные:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Усвоение новых знаний.
Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод.
1. — А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды.
Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство – синим, а вывод – зелёным.
Членам каждой команды даются одинаковые тексты. Ребята могут помогать и советоваться друг с другом.
Вода нужна всему живому на Земле.
Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут.
Я понял, что без воды всё живое погибнет.
Воду не надо загрязнять.
Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека.
Поэтому воду нельзя загрязнять.
Вода нас не только поит.
Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке.
Таким образом, вода нужна не только для питья.
Воду нужно беречь.
Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает.
Значит, воду нужно экономить.
Развивать умение выделять в предложенных записях тезис, доказательство, вывод .
Самостоятельная работа в группе, выполнение упражнений.
Учитель:
проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
Учащиеся:
работают в группе, рассуждают, выполняют задание.
Регулятивные:
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Познавательные:
— поиск и выделение необходимой информации
Личностные:
— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Первичная проверка понимания.
Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода.
Дети читают, а учитель записывает на доске:
Я понял…
Поэтому…
Таким образом…
Значит…
— Используйте их в своём рассуждении.
Физкультминутка.
— А теперь немного отдохнём. Поиграем в игру «Море волнуется…». Вы должны изобразить предмет нарисованный на картинке, а кто-то отгадает, что вы показали.
Самолёт
Домик
Зайка
Учить грамотно строить рассуждение и формулировать вывод.
Демонстрация итоговой работы в группе.
Учитель:
учит строить рассуждения и формулировать вывод. Анализирует ответы детей.
Учащиеся:
производят предварительную проверку работы, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления других групп
Коммуникативные:
— умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
— ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
Регулятивные:
— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Включение в систему знаний. Практическая работа
— Ну, что ж, мы теперь знаем, как составлять правильное рассуждение. Наша гостья — Капелька хочет послушать ваши самостоятельные рассуждения.
Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Нам нужно исследовать свойства воды и на основе опытов составить рассуждения.
Опыт N1: «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой.
— Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите.
— Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Вывод: вода жидкая, льется.
Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода – жидкая.
Опыт N2: «Вода бесцветная»
— Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная)
Рассуждение: Вода бесцветная. Возьмём полоски цветной бумаги и сравним их с водой. Ни одна полоска не похожа по цвету с водой. Таким образом, вода – бесцветна.
Опыт N3: «Вода прозрачная»
— Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку).
Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода – прозрачна.
Опыт N4 «У воды нет вкуса»
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Рассуждение. У воды нет вкуса. Вода по вкусу не похожа на вкус яблока, картошки, хлеба, торта. Её нельзя назвать ни солённой, ни сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет вкуса.
Опыт N5 «У воды нет запаха»
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Рассуждение. У воды нет запаха. Она не пахнет как пирожки и булочки. Не пахнет цветами или духами. Значит, вода совсем не имеет запаха.
Опыт N6: «Вода не имеет формы»
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы.
Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки
Практическая работа
Учитель:
учит строить рассуждения и делать выводы на основе опыта Анализирует ответы детей.
Учащиеся:
наблюдают за действиями учителя, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления
Регулятивные:
— контроль в форме сличения способа действия и его результата Познавательные:
— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства Личностные:
— оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Итог. Рефлексия.
Наша научная лаборатория закрывает свою работу.
Вы сегодня хорошо поработали.
Чему мы сегодня научились?
Из каких частей состоит рассуждение?
Кто нам помог научиться рассуждать? Давайте скажем за это капельке большое спасибо.
Что вы узнали о воде?
Работа с листом самооценки,
и «Волшебными линеечками»
Г. Цукермана, «лесенками продвижений»
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Учитель:
учит самостоятельно анализировать свою деятельность при решении проблем творческого и поискового характера.
Учащиеся:
получают позитивный настрой от урока.
Регулятивные:
— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
— преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
— самостоятельное формулирование познавательной цели;
— построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— умение слушать и вступать в диалог.
infourok.ru
Этапы занятия: | Задачи каждого этапа. | Методы | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Класс разбит на 4 команды. Ну—ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Учитель: приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать | |
Подготовка к активной познавательной деятельности. — А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки. Крупно, дробно зачастило И всю землю напоило. (Дождь.) Две веселые сестрички Дружно за руки взялись, Закружились, словно птички, Полетели смело вниз. На сугроб они упали, Покрывалом снежным стали. (Снежинка) Прозрачен как стекло, Но не вставишь в окно. (Лед.) Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю, Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.) Капельки — росинки В круглой чашечке цветка, Словно капли-невидимки, Улетели в облака. (Пар) — Как вы думаете, что объединяет все названные в отгадках предметы? — Все они состоят из воды. Это разные состояния воды. (Учитель выставляет на доску Капельку) И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке. — Перевернем Капельку и прочитаем, чему она поможет научиться сегодня. — Научимся рассуждать. — Поднимите руки те, кто слышал слово «рассуждай». Где вы его слышали? Как вы понимаете значение этого слова? — Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. И этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Создание проблемной ситуации. | Учитель: организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока. Учащиеся: формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно Познавательные: — постановка и решение проблемы Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Установка познавательной задачи. На доске прикреплены написанные на трех карточках слова «ТЕЗИС», «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО», «ВЫВОД», пока закрытые. Открываем первую надпись «ТЕЗИС».
Наша капелька в школе, к сожалению, не учится. Об учёбе знает не много. Выскажите ей, пожалуйста, любую мысль, любой тезис об учёбе. — Учиться – всегда пригодиться. — В школе нужно хорошо учиться. Предлагаю вам другой тезис: «Чем больше учишься, тем больше глупеешь». Какой из тезисов вам больше подходит? — Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? — Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать. 2. Открывается на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО». ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный. Докажите Капельке, что ваша мысль об учёбе правильная. 3. Открывается следующее слово «ВЫВОД» — А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства. — Сделайте вывод об учёбе. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение). | Подведение детей к самостоятельному выводу и усвоению новых понятий: тезис, доказательство, вывод. | Подготовка к решению проблемной ситуации Беседа | Учитель: организует диалог, уточняющий понятия. Учащиеся: участвуют в диалоге, формулируют и запоминают новые понятия, делают вывод. | Регулятивные: — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Усвоение новых знаний. Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод. 1. — А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды. Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство – синим, а вывод – зелёным. Членам каждой команды даются одинаковые тексты. Ребята могут помогать и советоваться друг с другом. Вода нужна всему живому на Земле. Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут. Я понял, что без воды всё живое погибнет. Воду не надо загрязнять. Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека. Поэтому воду нельзя загрязнять. Вода нас не только поит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Таким образом, вода нужна не только для питья. Воду нужно беречь. Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает. Значит, воду нужно экономить. | Развивать умение выделять в предложенных записях тезис, доказательство, вывод . | Самостоятельная работа в группе, выполнение упражнений. | Учитель: проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями Учащиеся: работают в группе, рассуждают, выполняют задание. | Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Первичная проверка понимания. Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода. Дети читают, а учитель записывает на доске: Я понял… Поэтому… Таким образом… Значит… — Используйте их в своём рассуждении. Физкультминутка. — А теперь немного отдохнём. Поиграем в игру «Море волнуется…». Вы должны изобразить предмет нарисованный на картинке, а кто-то отгадает, что вы показали. Самолёт Домик Зайка | Учить грамотно строить рассуждение и формулировать вывод. | Демонстрация итоговой работы в группе. | Учитель: учит строить рассуждения и формулировать вывод. Анализирует ответы детей. Учащиеся: производят предварительную проверку работы, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления других групп | Коммуникативные: — умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Включение в систему знаний. Практическая работа — Ну, что ж, мы теперь знаем, как составлять правильное рассуждение. Наша гостья — Капелька хочет послушать ваши самостоятельные рассуждения. Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Нам нужно исследовать свойства воды и на основе опытов составить рассуждения. Опыт N1: «Вода жидкая, может течь» Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. — Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите. — Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Вывод: вода жидкая, льется. Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода – жидкая. Опыт N2: «Вода бесцветная» — Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная) Рассуждение: Вода бесцветная. Возьмём полоски цветной бумаги и сравним их с водой. Ни одна полоска не похожа по цвету с водой. Таким образом, вода – бесцветна. Опыт N3: «Вода прозрачная» — Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку). Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода – прозрачна. Опыт N4 «У воды нет вкуса» Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Рассуждение. У воды нет вкуса. Вода по вкусу не похожа на вкус яблока, картошки, хлеба, торта. Её нельзя назвать ни солённой, ни сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет вкуса. Опыт N5 «У воды нет запаха» Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Рассуждение. У воды нет запаха. Она не пахнет как пирожки и булочки. Не пахнет цветами или духами. Значит, вода совсем не имеет запаха. Опыт N6: «Вода не имеет формы» Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Что можно сказать о форме воды? Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы. | Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки | Практическая работа | Учитель: учит строить рассуждения и делать выводы на основе опыта Анализирует ответы детей. Учащиеся: наблюдают за действиями учителя, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления | Регулятивные: — контроль в форме сличения способа действия и его результата Познавательные: — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства Личностные: — оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Итог. Рефлексия. Наша научная лаборатория закрывает свою работу. Вы сегодня хорошо поработали. Чему мы сегодня научились? Из каких частей состоит рассуждение? Кто нам помог научиться рассуждать? Давайте скажем за это капельке большое спасибо. Что вы узнали о воде? Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель: учит самостоятельно анализировать свою деятельность при решении проблем творческого и поискового характера. Учащиеся: получают позитивный настрой от урока. | Регулятивные: — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: — преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. — самостоятельное формулирование познавательной цели; — построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: — постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — умение слушать и вступать в диалог. |
kopilkaurokov.ru
План-конспект занятия (2 класс) на тему: Методические разработки по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Тема: «Что такое гипотеза? Как рождаются гипотезы.»
Цель занятия: познакомить с понятием «гипотеза», научить ребят
овладевать техникой исследовательского поиска, развивать умения выдвигать гипотезы
Оборудование: карточки с предметными картинками, тетрадь «Я — исследователь», презентация.
о | р | а | |
р | и | с | |
о | л | е | |
к | н | о | |
е | м | а | |
з | д | а | |
а | я | ц | |
и | с | т |
I Организационный момент.
II Подготовка к новой теме.
У. О чем мы будем говорить на занятии, вы узнаете, если решите задачу этого хитрого прямоугольника. Какое слово спряталось? Как вы его нашли?
Д. Сегодня мы узнаем слово «гипотеза». Для того, чтобы его найти, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем, соединили и прочитали эти буквы по вертикали.
У. Как вы думаете, что такое гипотеза?
Д. Это предположение, догадка, рассуждение.
У. Слово «гипотеза» имеет древнегреческое происхождение. Если заглянуть в толковый словарь С.М.Ожегова, то можно прочитать, что:
- гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
- гипотеза – предположение вообще, требующее подтверждение.
III Новый материал.
а) У. Я вам загадаю загадку.
Трещит, а не кузнечик.
Летит, а не птица.
Везет, а не лошадь.
Что это?
Д. Это самолет.
У. Как вы думаете, почему я решила загадать вам эту загадку?
Д. Возможно, вы любите путешествовать на самолете.
А я предполагаю, что это самый быстрый способ передвижения на далекое
расстояние и т.д.
У. А если посмотреть как летит самолет, то что можно увидеть в небе?
Д. Самолет оставляет след.
У. А почему?
Д. Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути.
Допустим, потому, что он разрезает небо…
Предположим, что по его следу летят другие самолеты…
б) Работа с учебником – стр.5
У. Посмотрите на те гипотезы, которые составлены к картинкам.
Д. Ответы учеников.
У. Молодцы ребята! Вот вы сейчас и попробовали решить проблему, т.е.
заставили появиться на свет гипотезу.
В исследовательской профессиональной работе обычно бывает так
(учитель показывает схему).
УЧЕНЫЙ
думает проводит
эксперименты
много читает беседует с
специальной коллегами
литературы
Результат: находит что-то новое или какое-то противоречие.
Для того, чтобы нам с вами научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять и задавать вопросы. Но сначала я хочу обратить ваше внимание на важные слова, которые мы используем, делая предположения:
Может быть…
Предположим…
Допустим…
Возможно…
Что если…
IV Упражнения на способность вырабатывать гипотезы.
а) « Предметные картинки»
У. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
- Письменный стол
- Апельсин
- Чайник
- Букет ромашек
- Мобильный телефон
б) Задание «Найдите возможную причину события»
- звонят колокола
- друзья поссорились
- пожарный вертолет весь день кружил над лесом
- медведь зимой не заснул, а бродил по лесу
в) Задание «Обратные действия»
У. При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
- Игрушечный кораблик
- Реактивный самолет
- Нефтяное месторождение
- Охотничья собака
г) Задание «Предположите несколько разных гипотез по этим вопросам»
- Почему многие дети любят компьютерные игры?
- Почему весной тает снег?
У. Придумайте несколько неправдоподобных объяснений к этим вопросам.
Можно придумать не только гипотезы, но и фантастические провокационные идеи.
V Творческое задание по выработке гипотез и провокационных идей.
У. Представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 твоих желания. Зарисуй.
VI Обсуждение творческих работ.
VII Обобщение.
— Что узнали?
— Что открыли нового для себя?
nsportal.ru
Конспект внеурочного занятия «Я — исследователь» во 2 классе по теме:» Учимся проверять гипотезы и фиксировать результаты исследования».
Занятие по внеурочной деятельности «Я – исследователь».
Тема: Учимся проверять гипотезы и фиксировать результаты исследования.
Цели: создать условия для постановки гипотез и их проверки; учить фиксировать результаты эксперимента с реальными предметами, делать выводы и сообщать о полученных результатах; формировать положительную мотивацию к занятиям учебно-исследовательской деятельностью.
Планируемые результаты:
Личностные – развивают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, получат ориентацию на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Предметные: умеют ставить и проверять гипотезы, фиксировать результаты эксперимента, делать выводы и сообщать о полученных результатах.
Метапредметные:
Регулятивные – умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Познавательные – умеют осуществлять запись (фиксацию) полученной информации строить сообщения, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения поставленных целей, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.
Оборудование: презентация, предметы для проведения эксперимента, маршрутный лист экспериментатора.
Ход занятия:
Психологический настрой на занятие.
В кругу. Обнялись и покачались. Улыбнитесь друг другу, теперь мы – команда. Почувствуйте тепло и поддержку друг друга.
Актуализация знаний.
(Сначала называют методы, показывая их условные обозначения, затем обобщают – по презентации: подумать самостоятельно, спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники), понаблюдать, посмотреть в книгах, энциклопедиях, посмотреть по телевизору (по теме исследования), получить информацию у компьютера, позвонить спросить у специалиста, провести эксперимент).
Какой первый метод использует исследователь?
( Подумать самостоятельно)
Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.
С какими методами исследования мы уже знакомы?
Мы учились правильно задавать вопросы, видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
Формулирование темы и целей занятия.
Как вы думаете, ребята, достаточно ли для исследования этих умений? Какими ещё умениями надо обладать, чтобы провести настоящее исследование?
(Надо не только выдвигать гипотезы, но и проверять их, а также уметь фиксировать результаты проверки гипотез, уметь их сравнивать, делать выводы, а потом сообщать о полученных результатах).
Сформулируйте тему и цели.
Создание алгоритма своей деятельности.
Проведение мысленного эксперимента: фиксация результатов – вывод.
Проведение эксперимента с реальными предметами: гипотезы — проверка гипотез – фиксация результатов в матрице – выводы.
Сообщение о результатах своей деятельности.
Проведение «мысленного эксперимента»
Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой.
Рассмотрите рисунок
На нём изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Какая тень соответствует каждому из изображённых геометрических тел?
Вывод: фигуре 1 соответствует тень b, фигуре 2 соответствует тень a, фигуре 3 соответствует тень c.
Фиксация результата в матрице.
Посмотрите, мы в уме, не работая с реальными предметами, сделали умозаключения, то есть провели мысленный эксперимент.
Проведение эксперимента с реальными предметами. Фиксация результатов – выводов.
Но самое интересное, конечно же, проведение экспериментов с реальными предметами или моделями. Вы будете проводить большое количество всевозможных экспериментов на уроках физики, химии, биологии в старших классах. А сейчас мы тоже проведём один эксперимент. Определим «Плавучесть предметов». Работать будем в лаборатории учёных, по группам. Пройдите в свои лаборатории.
Назовите предметы, объекты. Зафиксировать результаты эксперимента нам поможет матрица оценки гипотез «Плавучести предметов» (см. Приложение).
Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.
Проверим наши гипотезы. Чтобы было удобно, данные занесём в матрицу оценки гипотез.
Давайте продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы.
Все ли они лёгкие?
(Нет, например, яблоко)
Какой вывод можно сделать?
Не обязательно плавающие предметы должны быть лёгкие.
Все ли плавающие предметы одинаково держатся на воде?
(Нет, не все. Тарелка утонет, если в неё попадёт вода. Картонная коробка утонет, когда намокнет.)
Какой вывод можно сделать?
Не все плавающие предметы одинаково хорошо держатся на воде.
Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета?
Будет ли плавать большой брусок? А пластилин, если мы придадим ему форму тарелки?
Какой вывод можно сделать?
Плавучесть предмета не зависит от размеров, но зависит от формы предмета.
Что произойдёт, если мы соединим плавающие и не плавающие предметы. Они будут плавать или оба утонут? При каких условиях возможно и то и другое?
Какой вывод можно сделать?
Плавающие и не плавающие предметы будут плавать, если не плавающий предмет расположить внутри плавающего. Плавающие и не плавающие предметы утонут, если в тарелку наполнится вода.
Молодцы, мы с вами сейчас провели эксперимент и, главное, сделали выводы.
Сообщение «Интересно! О плавучести предметов!!! Из лаборатории учёного».
(Готовят сообщение по группам и выступают).
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Какие цели ставили перед собой?
Добились ли мы их выполнения?
Чему научились?
Было трудно? Почему?
Было интересно? Почему?
Захотелось ли вам ещё проводить эксперименты?
Домашнее задание.
Тогда по желанию, дома проведите эксперименты с домашними животными. Это могут быть кошки, собаки или волнистые попугайчики. Можете составить матрицу эксперимента. Узнайте:
Как относится животное к громкой музыке и мелодичной тихой музыке?
Как животное относится к резким жестам, ласковым словам, грубым окликам?
Любят ли петь и при каких условиях волнистые попугайчики?
Можете нарисовать рисунок, и на следующем занятии мы обсудим ваши выводы.
Самооценка.
А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Покачайтесь в кругу. Как вы думаете, мы были сегодня командой? Почему?
А сейчас возьмите солнышки и тучки, которые лежат у вас на столе.
Если было интересно, зажгите на доске солнышко, если наоборот, то – тучку.
Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята
infourok.ru
Этапы занятия: | Задачи каждого этапа. | Методы | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Класс разбит на 4 команды. Ну—ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Учитель: приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать | |
Подготовка к активной познавательной деятельности. — А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки. Крупно, дробно зачастило И всю землю напоило. (Дождь.) Две веселые сестрички Дружно за руки взялись, Закружились, словно птички, Полетели смело вниз. На сугроб они упали, Покрывалом снежным стали. (Снежинка) Прозрачен как стекло, Но не вставишь в окно. (Лед.) Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю, Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.) Капельки — росинки В круглой чашечке цветка, Словно капли-невидимки, Улетели в облака. (Пар) — Как вы думаете, что объединяет все названные в отгадках предметы? — Все они состоят из воды. Это разные состояния воды. (Учитель выставляет на доску Капельку) И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке. — Перевернем Капельку и прочитаем, чему она поможет научиться сегодня. — Научимся рассуждать. — Поднимите руки те, кто слышал слово «рассуждай». Где вы его слышали? Как вы понимаете значение этого слова? — Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. И этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Создание проблемной ситуации. | Учитель: организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока. Учащиеся: формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно Познавательные: — постановка и решение проблемы Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Установка познавательной задачи. На доске прикреплены написанные на трех карточках слова «ТЕЗИС», «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО», «ВЫВОД», пока закрытые. Открываем первую надпись «ТЕЗИС».
Наша капелька в школе, к сожалению, не учится. Об учёбе знает не много. Выскажите ей, пожалуйста, любую мысль, любой тезис об учёбе. — Учиться – всегда пригодиться. — В школе нужно хорошо учиться. Предлагаю вам другой тезис: «Чем больше учишься, тем больше глупеешь». Какой из тезисов вам больше подходит? — Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? — Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать. 2. Открывается на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО». ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный. Докажите Капельке, что ваша мысль об учёбе правильная. 3. Открывается следующее слово «ВЫВОД» — А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства. — Сделайте вывод об учёбе. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение). | Подведение детей к самостоятельному выводу и усвоению новых понятий: тезис, доказательство, вывод. | Подготовка к решению проблемной ситуации Беседа | Учитель: организует диалог, уточняющий понятия. Учащиеся: участвуют в диалоге, формулируют и запоминают новые понятия, делают вывод. | Регулятивные: — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Усвоение новых знаний. Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод. 1. — А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды. Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство – синим, а вывод – зелёным. Членам каждой команды даются одинаковые тексты. Ребята могут помогать и советоваться друг с другом. Вода нужна всему живому на Земле. Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут. Я понял, что без воды всё живое погибнет. Воду не надо загрязнять. Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека. Поэтому воду нельзя загрязнять. Вода нас не только поит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Таким образом, вода нужна не только для питья. Воду нужно беречь. Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает. Значит, воду нужно экономить. | Развивать умение выделять в предложенных записях тезис, доказательство, вывод . | Самостоятельная работа в группе, выполнение упражнений. | Учитель: проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями Учащиеся: работают в группе, рассуждают, выполняют задание. | Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Первичная проверка понимания. Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода. Дети читают, а учитель записывает на доске: Я понял… Поэтому… Таким образом… Значит… — Используйте их в своём рассуждении. Физкультминутка. — А теперь немного отдохнём. Поиграем в игру «Море волнуется…». Вы должны изобразить предмет нарисованный на картинке, а кто-то отгадает, что вы показали. Самолёт Домик Зайка | Учить грамотно строить рассуждение и формулировать вывод. | Демонстрация итоговой работы в группе. | Учитель: учит строить рассуждения и формулировать вывод. Анализирует ответы детей. Учащиеся: производят предварительную проверку работы, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления других групп | Коммуникативные: — умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Включение в систему знаний. Практическая работа — Ну, что ж, мы теперь знаем, как составлять правильное рассуждение. Наша гостья — Капелька хочет послушать ваши самостоятельные рассуждения. Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Нам нужно исследовать свойства воды и на основе опытов составить рассуждения. Опыт N1: «Вода жидкая, может течь» Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. — Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите. — Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Вывод: вода жидкая, льется. Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода – жидкая. Опыт N2: «Вода бесцветная» — Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная) Рассуждение: Вода бесцветная. Возьмём полоски цветной бумаги и сравним их с водой. Ни одна полоска не похожа по цвету с водой. Таким образом, вода – бесцветна. Опыт N3: «Вода прозрачная» — Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку). Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода – прозрачна. Опыт N4 «У воды нет вкуса» Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Рассуждение. У воды нет вкуса. Вода по вкусу не похожа на вкус яблока, картошки, хлеба, торта. Её нельзя назвать ни солённой, ни сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет вкуса. Опыт N5 «У воды нет запаха» Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Рассуждение. У воды нет запаха. Она не пахнет как пирожки и булочки. Не пахнет цветами или духами. Значит, вода совсем не имеет запаха. Опыт N6: «Вода не имеет формы» Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Что можно сказать о форме воды? Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы. | Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки | Практическая работа | Учитель: учит строить рассуждения и делать выводы на основе опыта Анализирует ответы детей. Учащиеся: наблюдают за действиями учителя, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления | Регулятивные: — контроль в форме сличения способа действия и его результата Познавательные: — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства Личностные: — оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Итог. Рефлексия. Наша научная лаборатория закрывает свою работу. Вы сегодня хорошо поработали. Чему мы сегодня научились? Из каких частей состоит рассуждение? Кто нам помог научиться рассуждать? Давайте скажем за это капельке большое спасибо. Что вы узнали о воде? Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель: учит самостоятельно анализировать свою деятельность при решении проблем творческого и поискового характера. Учащиеся: получают позитивный настрой от урока. | Регулятивные: — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: — преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. — самостоятельное формулирование познавательной цели; — построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: — постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — умение слушать и вступать в диалог. |
kopilkaurokov.ru
План-конспект занятия (2 класс) по теме: Конспекты занятий по программе «Юный исследователь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия кружка «Я исследователь»конспект занятия…
конспект занятия кружка «Я исследователь»конспект занятия…
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Я — исследователь» на тему «Сбор информации для проекта «Аквариум и его обитатели».В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом «Аквариум и его обитатели». В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры…
конспект занятия по внеурочной деятельности «Свойства воздуха (программа «Я- исследователь»)Занятие с демонстрацией и проведением опытов с воздухом…
Конспект занятия по ВУД «Я — исследователь»Проектная деятельность. презентация готового продукта.Тема » Домашние животные"…
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» на тему «ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?»конспект занятия по внеурочной деятельности кружка «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» на тему «ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?»ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «исследование», «наблюд…
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» НА ТЕМУ «ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование).»(1 КЛАСС)конспект занятия по внеурочной деятельности кружка «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» НА ТЕМУ «ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра…
nsportal.ru
Урок по программе Занкова. Предмет «Я – исследователь». Тема: «Ягоды». 2-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (2,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- узнать о ягодах, сравнить малину и морошку;
- учиться работать с текстом, составлять краткую справку;
- совершенствовать навыки в разгадывании загадок;
- продолжить работу по изучению карты страны;
- развивать творческие способности.
Оборудование: презентация “Ягоды”, листы с текстами и иллюстрациями, пластилин, карта природных зон России.
Ход занятия
1. Организационный момент (звучит пение лесных птиц, шум ветра).
— Что вы представили, услышав звуки? (Лесной пейзаж)
2. Актуализация знаний. Определение темы.
— Отгадайте, о чём говорится:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ягода)
— Сегодня мы будем говорить о ягодах. Проверим, как вы знаете названия и особенности ягод. Отправляемся в деревню “Загадкино”.
— Вы на листочках проставляете порядковый номер и пишите отгадку. Определим знатока ягод.
1) Красны и зернисты,
Сладки и душисты.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (Малина)
2) Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит,
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
3) Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
4) Что за бусинка вот тут
На столбе повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло. (Брусника)
5) Низок и колюч,
Сладок, но не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
6) Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
7) На сучках висят шары –
Посинели от жары. (Слива)
8) В рот – красную кашку,
Изо рта – костяшку. (Вишня)
— Проверим ваши ответы. Победителем стал(и) …..
— На какие две группы можно разделить данные названия ягод? (Лесные, садовые)
3. Работа по теме урока.
— Посмотрим с вами презентацию “Ягоды” и вспомним внешний вид некоторых ягод.
— Для дальнейшей работы разделимся на 4 группы. Каждая получит свой конверт с заданием.
Конверт №1. Составьте краткую справку о малине.
Конверт №2. Составьте краткую справку о морошке.
Конверт №3. Сделайте поделку ягод из пластилина и найдите на карте место произрастания.
Конверт №4. Составьте справку о ягодах с медицинской точки зрения.
4. Физминутка.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки — вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
5. Продолжение работы.
— Ребята, выбирайте из статьи понятный вам материал. (Приложение)
— Заслушаем сообщения групп.
— Проверим, как ребята из пластилина вылепили модели ягод, пользуясь фотографиями.
— Покажите по карте места произрастания ягод.
— Составим в рабочих тетрадях таблицу сравнения — малины с морошкой.
Малина | Морошка | |
Вид растения | Полукустарник | Травянистое растение |
Стебель | Колючий | Без колючек |
Цветок | Мелкий | Крупный |
Цвет плода | Красный (розовый, бордовый) | Оранжевый |
— Вывод: каждая ягода по-своему хороша и полезна.
6. Итог
— Что узнали для себя нового?
7. Домашнее задание.
Составить краткие справки о других ягодах.
Нарисовать или слепить модель растения.
Сделать подборку песен или пословиц на тему “Ягоды”.
Создать презентацию.
29.05.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai