cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

С романовский слово о русской земле 2 класс 21 век – 2 класс. Презентация по чтению. Урок № 4 Станислав Тимофеевич Романовский «Слово о Русской земле».

С. Романовский. Слово о Русской земле

О нашей Родине


Ответы к стр. 6

1. Допиши предложение словами из текста.

Русь — светлое, пригожее место, страна света.

2. Прочитай слова и соедини их парами ⇒.

русичи ⇒ русские
дубравы ⇒ леса
берёста ⇒ кора берёзы
гусли ⇒ струнный инструмент

3. Прочитай отрывок из летописи. Подчеркни слова и выражения, которые придают тексту торжественность.

О свéтло свéтлая
и крáсно укрáшенная
земля Русская!
Мнóгими красóтами диви́шь ты:
озёрами многими,
диви́шь ты реками
и источниками местночти́мыми.

4. Приходилось ли тебе пить воду из родника? Прочитай слова. Каким ты представляешь родник? Нарисуй.

родни́к — родники́ — родничóк — родникóвая вода — род — рóдина — нарóд.

Детская притча
Родник

Однажды, когда над седыми хмурыми горами нависли тёмно-серые рваные тучи, в недрах этих гор что-то треснуло, а затем ухнуло. С неба вдруг посыпался снег. Солнце, испуганно выглянув из-за туч, тут же закуталось в толстые свежие облака и снова погрузилось в сон.
В этот миг из самого сердца высокой горы родился маленький звонкий родничок. Радостно зажурчав, он побежал вниз, весело прыгая меж камней. Искрясь от счастья и свободы, он нёс в себе дыхание снежных вершин, ласкающую свежесть трав с утренними росами, лёгкое прикосновение порхающих бабочек и шум могучего кедра.
По дороге ему встречались собратья–ручейки и они, обнявшись, бежали дальше уже вместе. В пути в них вливалось всё новые и новые родники.
И вот уже бурлящая жизнью чистая горная река, стремясь к равнине, разворачивала камни и разбивала завалы деревьев. Здесь же в пути ей впервые встретился человек, который посмотрел на реку с удивлением и восхищением. Он погрузил в её воду свои тёплые руки, и она ощутила в них доброту и силу, нежность и власть.
Она поняла, что это хозяин на земле.
Тогда ещё непокорная, она брызнула в него холодными каплями и весело устремилась дальше. Река ширилась и набирала мощь, удаляясь всё дальше от родных гор.
Каждому, встретившему эту реку, хотелось искупаться в ней или просто напиться чистой освежающей воды. А она была рада всем и с удовольствием поила и омывала каждого, а потом весело бежала дальше.
Всё чаще на своём пути река испытывала на себе силу человека. Её заставляли крутить колёса мельниц, бежать по другому руслу или запирали плотиной.
Со временем она узнала, что человек – плохой хозяин на земле. Думая только о своей выгоде, люди забывали о жизни реки. Они засоряли, загрязняли её, сливая в воду нечистоты и яды.
Река очищалась грунтовыми водами, пополняла свои силы осадками и, оправившись, снова дарила радость людям, животным и растениям. Она до сих пор верила людям, но те не оправдывали её веры и, заботясь только о себе, постепенно убивали её.
Протекая мимо огромного сверкающего огнями города с его заводами и фабриками, речка сильно заболела. Ей было очень плохо. Воды её стали мутно-коричневыми с нефтяными пятнами на поверхности, она несла с собой множество пластикового и бумажного мусора.
Река постепенно умирала. В почти безжизненном состоянии вытекая из грохочущего ада к лесу через пустырь, она заметила на берегу знакомого путника. Это он когда-то погрузил в реку свои тёплые добрые руки… Это он встречал её рождение в горах!
Сейчас человек с болью и тоской смотрел на неё, он, желая помочь реке, привел к ней шумную ораву девчонок и мальчишек, которые вытаскивали из воды мусор и собирали тряпками мазутные пленки…
Тут река вспомнила всё: то утро, когда она родилась чистым родничком высоко в горах – на свободе! Своё детство с другими ручейками, молодость с бурлящей энергией. Тогда она впервые встретила этого путника, тогда этот человек смотрел на неё влюблено и радостно. Река вдруг поверила, что он и эти дети помогут ей. Она знала, что это возможно. Она вспомнила жизнь! Она хотела жить! Она знала, что нужна!
Ведь и она вносит свою частичку счастья, радости и добра в этот мир, и поэтому – она будет жить! Она всегда будет хранить в своей душе огромное счастье – нежные прикосновения лучей утреннего солнца, бездонное небо, хрустальный воздух, яркие радуги…

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

Понравилось? Оцени!

e-razumniki.ru

Презентация по окружающему миру «Жители леса» (2 класс)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Рассказы С. Романовского «Слово о Русской земле»

Учебные задачи:

  • самостоятельно работать с текстом;

  • обогащать словарь учащихся;

  • обобщить и расширить представления детей о России;

  • формулировать свою точку зрения, аргументировано отстаивать её;

  • уметь уважительно относиться к мнению оппонента.

Оборудование урока: расположение мест учащихся таким образом, чтобы они могли видеть друг друга, сигнальные карточки «согласия-несогласия», индивидуальные таблицы с предложенными вариантами прогнозов событий, демонстрационная таблица прогнозов, мультимедийная доска, учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина (1 часть), рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение».

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Формулирование новой темой.

— Сформулируйте собственные ожидания от предстоящего урока и представьте нам свои предположения-ожидания.

4. Повторение пройденного

-Как С. Романовский объясняет значение слова «Русь» в своём тексте?

(Русь – это страна, где много рек и озёр. Русь – светлое место, страна света. Страна русичей, ….)

— Что бы вы своего добавили к авторскому видению этого слова? ( Место, где я родился; где живут русские люди; где говорят на русском языке; страна великих городов и дивных сёл; необъятных просторов, высоких гор, дивной красоты, несметных подземных богатств, обширных полей, край голубых озёр, рек и родников, непроходимых болот, дремучих лесов, бесчисленных стай птиц, различных животных, страна заповедных мест, родина берёз, родина великих русских богатырей…)

5.Работа по теме урока

1) Введение в тему (подготовка к полилогу).

-Как называют Русь в современном мире? (Родина, Родительница моя, земля Русская, Отчизна, Отечество, Россия, Родина-мать, держава, страна, государство

2) Самостоятельное чтение рассказа С.Романовского «Слово о Русской земле»

3) Первичное закрепление изученного

-Предлагаю вам включиться в диалог-полилог по теме «Слово о Русской земле»

Высказывание мнения детей по предлагаемым вопросам.

— Чем удивляет и восхищает нас русская земля?

— Как беречь свою Родину?

— Что можно сделать для приумножения богатств родного края?

6. Работа в тетради «Литературное чтение»

1) Ролевая игра

Предлагаю вам попробовать себя в роли исторических предсказателей.

-Ролевая игра. Вы – русичи тех давних времён (рыбаки, охотники, бортники, гончары, кузнецы, плотники …)

-Как вы бережно относились к природе?

Полилог

У каждого ученика «летописи» (таблица с вариантами ответов-прогнозов предсказателей).

Предлагаю рассмотреть каждый вариант и объяснить свою точку зрения на вероятность (невероятность) их происхождения и заполнить пустые «летописи».

Бережное отношение русичей к природе Руси


А теперь постарайтесь увидеть, услышать, уловить, какие же предположения верны?

-Все ли прогнозы подтвердились?

-Что бы вы могли сделать ещё лучше?

— Достаточно ли убедительны были доказательства одноклассников.

Цель считается достигнутой, если дети доказывают свою точку зрения, опираясь на уже полученные знания.

Ответы детей должны быть аргументированы.

При анализе ответов ребята пользуются сигнальными карточками обратной связи («согласия-несогласия»). Свое несогласие с тем или иным прогнозом также объясняется ими и доказывается. Учитель выступает в роли посредника в споре между учащимися. В процессе обсуждения могут возникнуть новые прогнозы. Они тоже записываются детьми в предложенную таблицу (слайд 6 дополняет учитель на уроке или быстро печатающий тексты ученик).

7. Подведение итогов полилога.

Все ли ответы и предположения были аргументированы?

-Все ли ребята участвовали в обсуждении?

— Удалось ли вам показать величие России?

8. Рефлексия.

Как вы считаете, оправдались ли мои ожидания о ваших самостоятельных гипотезах?

-Оправдались ли ваши ожидания от урока? (Повторить слайд 2)

9. Домашнее задание: с.10-13 чит. Выразит.

infourok.ru

Слово о Русской земле — С. Романовский — Литературное чтение. 2 класс. Часть 2

Литературное чтение. 2 класс. Часть 1

 

С. Романовский

Слово о Русской земле

(В сокращении)

 

О светло светлая

и красно украшенная

земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

озёрами многими,

дивишь ты реками

и источниками местночтимыми,

горами крутыми,

холмами высокими,

дубравами частыми,

полями дивными,

зверьми различными,

птицами бесчисленными,

городами великими,

сёлами дивными…

…Всего ты исполнена,

земля Русская!..

 

Этим певучим строкам из «Слова о Русской земле» больше 700 лет. Русь — светлое, пригожее место, страна света.

Подтверждается предположение учёных о том, что слово «Русь» обозначает страну озёр и рек.

А где была эта страна?

Между реками Дунаем и Вяткой, между Чёрным и Белым морями. И была она населена руссами, или россами, или русскими. То есть людьми, живущими У воды.

Нашими предками.

Были они хлеборобами и горододельцами: распахали и засеяли землю, построили сёла и города.

В «Слове…» есть строки, которые не всем понятны. Поэт славит «источники местночтимые».

Что это такое?

Это родники.

На Руси они пользовались почитанием, были «местночтймыми».

За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый-сшитый из берёсты…

— Пейте досыта, люди добрые! Родниковая вода — самая чистая и целебная.

— Пейте, звери и птицы! Всем хватит.

— Пейте, деревья и травы! Что бы мы делали без вас?

Из-за родников-живунов и реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми.

Там, где родники погибали, земля сиротела.

Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились хотя бы об одном роднике.

И в моей жизни жил-был родник и поил всех, да забыли его люди, перестали расчищать ему горловинку. Затянуло его грязью, и осталась одна земляная шишка.

Сначала о нём вспоминали, спрашивали, куда он делся. Потом и вовсе забыли про него.

Тогда с сыном моим Андреем мы взяли лопаты, расчистили родник до водяной жилы, провели канавку к реке.

И воспрянул родник!

Можете полюбоваться: у берёзок и осинок, среди мха — оконце влаги. А в нём, взмучивая песчаное дно, толкается, как сердечко, родничок. Сильно толкается. Станете пить — водяные толчки вам губы ощекочут. А на вкус вода — чисто берёзовый сок. Потянулись к роднику люди и лоси. Птицы прилетели. Жизнь вокруг него. Недаром же на Руси родники живунами зовут!

А кто надоумил оживить родник?

Да вот это «Слово о Русской земле» и научило-надоумило. Предки наши берегли родники, а мы разве хуже предков?

Не имеем права быть хуже.

Родники ещё умеют петь славно. Под их пение хорошо читать «Слово о Русской земле», и звучит оно, если читать не торопясь, на особицу, живо и сильно!..

В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых. Игра их, как и игра пастушеского рожка, ближе всего к голосам природы.

 Дивишь — удивляешь.

Местночтимые — почитаемые, охраняемые в какой-либо местности (месте).

 Рассказ С. Романовского «Слово о Русской земле» начинается строками летописи, написанной в Древней Руси неизвестным летописцем. Летописные строки о Русской земле читать надо торжественно.

Летописцем называли в старину человека, который по летам (годам) описывал главные события из жизни страны в особых книгах — летописях.

 1. Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Расскажи.

2. Какие слова из летописи тебе запомнились? Найди и прочитай.

3*. Сравни отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» и отрывок из летописи в рассказе С. Романовского: чем они похожи, чем различаются.

 



scribble.su

Урок 4. С. Романовский «Слово о Русской земле» — КиберПедия

Цели:

• Формирование умения рассуждать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

• Знакомство с новым жанром литературы;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка выполненного задания в РТ.

Вопрос Ответ
Какое стихотворение вы читали дома? Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну…».
С какими новыми словами вы встретились? Погост — кладбище.

 

Как называет поэт свою Родину? Россия, Русь.
Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»? (Самостоятельные размыш­ления учеников).

II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы — это слово.

Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.

Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.

 

Вопрос Ответ
Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ми. Прочитайте их значение на странице 13.  
Какие слова в «Слове…» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете? Местночтимые достопримечательности; Горододельцы — строители городов; Пригожее — хорошее, удобное; Нынешняя — сегодняшняя, современная.
Что напоминает «Сло­во…»? Песню.
Какой вы представляете Русскую землю? (Самостоятельные размы­шления учеников).
Как автор описывает Русскую землю? (Пересказ).
Найдите и прочитайте слова из летописи. (Чтение).
Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое? Цитата.

 

Что в этом произведении вам особенно запомнилось? (Самостоятельные размыш­ления учеников).
Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте. «Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­кими, селами дивными…»
Кто живет на Руси? Руссы и россы.
Как перевести эти названия? Люди, живущие у воды.
Прочитайте, что обозначает слово «Русь». «Русь обозначает страну озер и рек».
Что такое местночтимые источники? Родники.
Как их еще называют? Живунами.
Почему? Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.
Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником. (Пересказ).
Прочитайте, как читалось «Слово…». «В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».
Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения? Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­зованием старинных форм слов и оборотов.

III. Практические задания.



Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1. «Русь светлое, пригожее место, страна света».
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2. Русичи — русские. Дубравы — леса.

 

  Береста — кора березы. Гусли струнный инструмент.
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!»
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов. Какие это слова? Выделите общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду из родника? Родственные.

IV. Домашнее задание.

1. Нарисуйте, как вы представляете родник.

2. Выучите наизусть отрывок из «Слова…»: РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.

3. Учебник: страницы 14-15. С. Прокофьев «Родина». Выполнить задания на странице 15.

Урок 5. «Русская народная песня«Я с горы на гору шла»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

• Познакомиться с новым произведением.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Проверка выполненных заданий в РТ.  
С каким чувством автор говорит о Родине? «Лучше Родины нашей нет на свете, друзья».

 

С какой интонацией вы читали это стихотворение? Торжественно.
Чтение стихотворения наи­зусть.  
Чтение наизусть отрывка из «Слова…».  
II. Повторение изученного в 1-ом классе.
Вопрос Ответ
Помните, в прошлом году мы читали произведения, которые не имели автора. Как назывались такие произведения? Произведения устного народного творчества.
Почему это устное твор­чество? Потому что не запи­сывалось, а передавалось из уст в уста.
Почему народное? Произведения сочинял народ, содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков.
Какие произведения устного народного творчества вы знаете? Сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, по­тешки, скороговорки.
III. Знакомство с новым материалом. В этом году мы углубим ваши знания в области фольклора. Познакомимся с новыми жанрами и национальными героями.
Вопрос Ответ
Ознакомьтесь с теоре­тическим материалом на странице 16 нашего учебника.  
Обратите внимание — жанры фольклора изображены в виде лепестков ромашки. Вам так легче будет их запомнить.  
А теперь давайте прочитаем русскуюнародную песню «Я с горы на гору шла» (Ученики «про себя» читают песню).
Как надо читать эту песню -плавно или быстро? Поясните свой ответ. Плавно.
Прочитайте песню вслух.  
Какие слова в песне повторяются? «Я серых гусей гнала». «Гнала». «Приговаривала». «Ко холодной ко воде». «Ко шелковой ко траве». «Ой-ли, ой-ли, ой-люли».
Для чего нужны эти повторы? Они поддерживают плав­ность и мелодичность песни.
Для русских народных песен вообще характерны повторы.  

Теоретический материал:



Познакомьтесь самостоятельно с «материалом для обогащения читательского опыта»:

Учебник, страницы 18-19.

С хороводной песней мы познакомимся в хрестоматии на с. 3

 

Вопрос Ответ
Любите ли вы загадывать загадки? Да.
А отгадывать?    
Прочитайте и отгадайте загадки на стр. 18 учебника. 1. Мухомор. 2. Карандаш. 3. Ежик.
Давайте поотгадываем за­гадки, помещенные в хрес­томатии на стр. 8-9. Ответы вы найдете на иллюстрации на странице 9 хрестоматии. 1. Прорубь. 2. Петух. 3. Дождь, земля, трава. 4. Рыба. 5. Радуга. 6. Лук. 7. Кукушка. 8. Петух. 9. Стрекоза. 10. Олень.

 

IV. Практические задания.

Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 1. «Ой-ли, ой-ли, ой-люли». «Мои гуси».
Прочитайте информацию на странице 9 РТ «Литературное чтение». РТ «Литературное чтение»: стр. 9 №2. Мягкая.
Какие колыбельные песни вы знаете? «Баю-баюшки, баю…», «Котя, котенька, коток…», «Ой люли-люли-люли, приле­тели журавли…» и др.
РТ «Литературное чтение»: стр. 9№3.  

V. Домашнее задание.

1. Учебник: страница 17. Выучите песню наизусть.

2. Выучите определение загадки (Учебник: страница 19), РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 4.

cyberpedia.su

Поурочное планирование по литературному чтению 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

урока

Дата про

ведения

Тема урока

1

О нашей Родине (5 ч)Произведения о Родине. Ф.Савинов «О Родине»

2

Стихи о Родине. И.Никитин «Русь»

3

Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь»

4

Произведения о Родине. С.Романовский «Слово о Русской земле»

5

Стихи современных поэтов о Родине. А.Прокофьев «Родина»

Доп. чтение: Н.Рубцов «Россия,Русь – куда я ни взгляну…»

6

Народная мудрость (устное народное творчество) (5 ч) Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки

7

Былина «Как Илья Муромец богатырём стал»

8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

9

Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка, пословицы.

Доп. чтение: песенки,приговорки,небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки.

10

Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа)

11

О детях и для детей (20 ч) Стихи о детях А.Барто «Катя» Доп. чтение:Б.Заходер «Перемена»

12

Произведения С.Баруздина «Стихи о человеке и его словах» , «Как Алёшке учиться надоело»

13

Произведения С.Баруздина «Стихи о человеке и его словах» , «Как Алёшке учиться надоело»

14

Произведения о детях Е.Пермяк «Смородинка» Доп. чтение: С. Михалков «Прогулка»

15

Слушание произведений о детях. Н. Носов «Заплатка». Г. Сапгир «Рабочие руки»

Доп. чтение: нанайская сказка «Айога»

16

Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и рак». Л.Толстой «Страшный зверь»

Доп. чтение: Я.Аким «Жадина»

17

Слушание произведений о детях. М.Зощенко «Самое главное»

18

Слушание произведений о детях. М.Зощенко «Самое главное»

19

В.Сутеев «Кто лучше?»

Доп. чтение:Л.Осеева «Волшебная иголочка»

20

Произведения о детях. А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы»

Доп. чтение: В.Берестов «Прощание с другом»

21

Произведения о детях. А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы»

Доп. чтение: В.Берестов «Прощание с другом»

22

Произведения о детях. Л.Пантелеев «Две лягушки»

Доп. чтение: В.Катаев «Цветик – семицветик »

23

В.Беспальков «Совушка ». Литературные (авторские) сказки

24

В.Сутеев «Снежный зайчик ». Н.Носов «Затейники ».

Доп. чтение: Н.Носов «На горке »

25

Русская народная сказка «У страха глаза велики »

26

Братья Гримм «Маленькие человечки ». Доп. чтение: Братья Гримм «Три брата »

27

Авторские сказки. Х. – К.Андерсен «Пятеро из одного стручка »

28

Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов »

29

Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов »

30

Проверь себя.

31

Произведения о родной природе. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало… ». Г.Скребицкий «Осень »

Доп. чтение:М.Пришвин «Осеннее утро »

32

Произведения о природе.Э.Шим «Белка и ворон», Трутнева «Осень»

33

А. Сладков «Эхо». Доп. Чтение:А. Твардовский «Начало осени»

34

Загадки. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» М.Пришвин «Недосмотренные грибы»

35

Э.Шим «Храбрый опёнок».Доп. чтение:А. Майков «Осень»

36

Проверь себя.

37

«Снежок порхает, кружится» (19 ч) Произведения о зимней природе.

З. Александрова «Зима»

38

С. Иванов «Каким бывает снег».Доп. чтение: С. Есенин «Пороша»

39

Рассказы о зиме. И. Соколов – Микитов «Зима в лесу»

40

Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен»

41

Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен»

42

Русская сказка «Дети Деда Мороза».Доп. чтение: немецкая сказка «Бабушка Метелица»

43

М. Пришвин «Деревья в лесу»

44

Коллективное творчество «Зима в лесу»

45

Стихи русских поэтов. И. Суриков «Детство»

46

Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка»

47

Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка»

48

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка»

49

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка»

50

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение).Доп. чтение: японская сказка «Журавли»

51

Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша».Доп. чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

52

Научно – познавательные рассказы Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

53

И. Соколов – Микитов «Узоры на снегу»

54

И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

55

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

56

Здравствуй, праздник новогодний (9 ч) Стихи современных поэтов. С. Михалков «В лесу стояла ёлочка»

57

Рассказы современных писателей. А. Гайдар «Ёлка в тайге»

58

Книги А.Гайдара

59

Рассказы для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (продолжение)

60

Стихи современных поэтов.С.Маршак «Декабрь». Книги С.Маршака

61

Контрольная работа

62

Книги Х. – К. Андерсена. Доп. чтение: Х. – К. Андерсен «Штопальная игла»

63

Проверь себя

64

Идёт волшебница зима

65

Произведения о животных (15 ч) Разножанровые произведения о животных. Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка».Доп. чтение: Е. Чарушин «Перепёлка»

66

К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «голос леса». Произведения фольклора (считалка, загадки)

67

Рассказы и стихи о животных. М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Оленёнок». Доп.чтение: Н. Рубцов «Про зайца»

68

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

69

В. Бианки «Ёж спаситель». Доп. чтение: М. Пришвин «Журка»

70

М. Дудин «Тары – бары…». Доп. чтение: В. Бианки «Хвосты»

71

М. Дудин «Тары – бары…». Доп. чтение: В. Бианки «Хвосты»

72

Литературные (авторские) сказки. К. Ушинский «Плутишка кот».Доп. чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»

73

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля».Доп. чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула жену»

74

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп. чтение: африканские сказки «О том, как лиса обманула жену»

75

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

76

Литературные (авторские) сказки. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про ВоробьяВоробеича и Ерша Ершовича».Доп. чтение:Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

77

Литературные (авторские) сказки. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про ВоробьяВоробеича и Ерша Ершовича». Доп. чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

78

Литературные (авторские) сказки. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про ВоробьяВоробеича и Ерша Ершовича». Доп. чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

79

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

80

Зарубежные сказки (11 ч) Украинская сказка «Колосок». Доп. чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

81

Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать»

82

Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать»

83

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

84

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

85

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

86

Братья Гримм «Бременские музыканты»

87

Братья Гримм «Бременские музыканты»

88

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». Доп. чтение: Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

89

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». Доп. чтение: Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

90

Проверь себя

91

Рассказы, стихи, сказки о семье (14 ч) Л. Толстой «Лучше всех»

92

Произведения фолклора: пословицы, колыбельная песня М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»

93

Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра»

94

Л. Осеева «Сыновья», А. Майков «Колыбельная песня»

95

Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка». Доп. чтение: И. Панькин «Легенда о матерях»

96

Рассказы и стихи о мамах. Л. Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март»

97

Стихи о мамах, о родном доме. А. Плещеев «Песня матери». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

98

Стихи о мамах, о родном доме. А. Плещеев «Песня матери». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

99

Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Доп. чтение: С. Михалков «А что у вас?»

100

В. Солоухин «Деревья»

101

Книги о семье

102

Сказки разных народов.

103

Проверь себя

104

Проверь себя

105

«Весна, весна красная!…» (24 ч) Произведения о родной природе. Народная песня «Весна, весна красная!». А. Чехов «Весной»

106

Стихи и рассказы о родной природе. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

107

Г. Скребицкий «Весна – художник»

108

М. Сладков «Снег и ветер». Доп. чтение: М. Сладков из цикла «Лесные шорохи»

109

Сравнение произведений о природе. С. Маршак «Весенняя песенка»

110

Сравнение произведений о природе. Э. Шим «Чем пахнет весна»

111

Сравнение произведений о природе. Е. Боратынский «Весна, весна!». Доп. чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки»

112

Произведения о Дне Победы.С.Михалков «Быль для детей»

113

С. Баруздин «Салют»

114

Произведения о родной природе. Ф. Тютчев «Зима недаром злиться». Доп. чтение: К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

115

Произведения о животных весной. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец – молодец»

116

Произведения современных писателей. Н. Сладков «Апрельские шутки».А.Барто «Апрель»

117

Народное и литературное (авторское) произведение. Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп. чтение: К. Коровин «Баран, заяц и ёж»

118

Фольклор: песенка – закличка, загадка

119

Стихи о родной природе. В. Жуковский «Жаворонок»

120

О. Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луч»

121

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп. чтение: Э. Шим «Муравейник»

122

Н. Сладков «Веснний гам». А. Барто «Воробей». Доп. чтение: Р. Сеф «Чудо»

123

Рассказы о детях и для детей. М. Пришвин «Ребята и утята»

124

Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа»

125

Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа»

126

Произведения о родной природе. К. Ушинский «Утренние лучи». Доп. чтение: М. Пришвин «Лесная капель»

127

А. Барто «Весна, весна на улице»

128

Проверь себя

129

Волшебные сказки (8 ч) Русская народная сказка «Хаврошечка». Доп. чтение: русская народная сказка «Чудо – чудо, диво – диво»

130

Русская народная сказка «Хаврошечка». Доп. чтение: русская народная сказка «Чудо – чудо, диво – диво»

131

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп. чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

132

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп. чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

133

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп. чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

134

Ш. Перро «Кот в сапогах». Доп. чтение: индийская сказка «Золотая рыба»

135

Ш. Перро «Кот в сапогах». Доп. чтение: индийская сказка «Золотая рыба»

136

Проверь себя.

Доп. чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

infourok.ru

Урок 1 Ф. Савинов «Родина» — Урок

‘Урок 1 Ф. Савинов «Родина»

Цели: Введение в дисциплину. Выявление знаний, полученных в первом классе. Формирование навыка размышлять и анализировать. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

1. Вступительная беседа. На первом занятии целесообразно поздравить детей с началом школьной поры, расспросить, как они провели каникулы, спросить, какие книга прочли самостоятельно. Рассказать о предстоящем изучении дисциплины.

Вы уже взрослые и вполне хорошо можете читать сами, поэтому я вам читать буду редко, и мы познакомимся с разными техниками чтения.

Перед нами книга «Литературное чтение» часть первая. Откройте и пролистайте ее.

Вопрос

Ответ

— Как вы думаете, почему эта книга так называется?

— Вспомните аналогию с первым классом.

— Включает в себя много классических литературных произ­ведений.

— На уроках будем много читать.

— Зачем нам нужна эта книга?

— Это учебник, и мы будим разбирать и анализировать произведения.

— Докажите. Давайте полистаем его. Найдите в книге информацию, которая будет учебной

— Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только лишь какую-то информацию.

— Что добавляет нашей книге живость и яркость, помогает ярче представить произведение и делает учебник просто красивым и красочным, познавательной.

— В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориен­тируясь на них, мы выполняем задания.

— Также есть информация для обобщающих и закрепляющих занятий («Книжная полка», «Проверь себя»).

— К учебнику прилагается рабочая тетрадь с вопросами и

заданиями, которые мы будем выполнять.

— Иллюстрации.

— До Нового года мы должны разобрать первую часть «Литературного чтения», а во втором полугодии — вторую.

— Также нам понадобятся рабочие тетради, в которых вы будете выполнять творческие задания.

— А где можно узнать, с какими произведениями пред­стоит нам познакомиться?

— «Содержание» помещено в конце книги.

— Внимательно ознакомьтесь с содержанием. С какими авторами мы уже знакомы? Встретились ли вам знакомые произведения? Расс­кажите, где вы с ними познакомились.

— Мы отчетливо видим, что перед нами учебник, который поможет разобраться в слож­ностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произ­ведениями классиков.

— Помимо текущих уроков по литературному чтению у нас будут проходить уроки

внеклассного чтения.

— На таких занятиях мы будем использовать книгу «Литературное чтение. Учебная хрестоматия». Также по ней будут задаваться домашние задания.

— Почему хрестоматия назы­вается учебной?

— Также, как и в учебнике, в хрестоматии есть пометки, услов­ные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания.

II. Знакомство с новым материалом

Вопрос

Ответ

Мы открываем первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

«О нашей Родине».

В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви к Русской земле, о ее прошлом и настоящем.

Перед нами стихотворение Ф. Савинова «Родина». Прочитайте его «про себя».

С какими новыми словами вы встретились при чтении стихот­ворения?

Исполины — великаны. Приволье — широкое, просторное место, раздолье.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Гордость, любовь, уваже­ние.

Как нужно читать это стихотворение? Прочитайте, как вы считаете нужным.

(Несколько учеников выра­зительно читают стихотворе­ние).

Какие слова в стихотворении повторяются?

Русский, Русская земля, Родина.

Для чего нужны эти повторы?

Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине.

На странице 5 — условный значок — «Обрати внимание, это

(Ученики знакомятся с информацией о рифме).

важно знать». Прочитайте, что под ним написано. А также восполь­зуйтесь «подсказкой».

Какие еще в тексте слова рифмуются?

Исполины — картины, Моря — моя — соловья, Жаворонка — сторонка.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 1.

1. «Русское раздолье», «русская земля».

2. «Русская сторонка».

РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №2.

Русское, русская, русские. Родина.

РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №3.

Приволье — раздолье, Поля — земля, Исполины — картины, Моря — моя — соловья, Жаворонка — сторонка.

IV. Д/з. 1. Выучите стихотворение наизусть. 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 4.

Урок 2. И. Никитин «Русь»

Цели: Формирование умения рассуждать. Понимать смысл произведения. Развитие творческой деятельности. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. 1. Проверка наличия выполненного творческого задания (РТ «Литературное чтение»: стр.3 № 4).

2. Чтение стихотворения Ф. Савинова наизусть.

II. Знакомство с новым материалом. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением о Родине -«Русь» И. Никитина.

Вопрос

Ответ

На странице 7 нашего учебника вы найдете условное обозначение справочного мате­риала. Прочитайте информацию под ним.

(Ученики читают инфор­мацию об авторе).

Это стихотворение поистине русское, по своему звучанию оно напоминает народную песню.

Прочитайте стихотворение «про себя». Подумайте, как вы будете его читать. Воспользуйтесь «подсказкой» на с.7.

Какой вы представляете природу России?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Найдите в тексте и прочитайте строки, характеризующие природу России.

«Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их Выше темных туч. Цепи гор стоят Великанами…»

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 4№ 1.

«Русь могучая», мать.

РТ «Литературное чтение»: стр. 4 №2.

Иван Саввич Никитин.

РТ «Литературное чтение»: стр. 4№3.

Человек без родины, что соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

РТ «Литературное чтение»: стр. 4 № 4. Отгадайте загадку и запишите ответ.

Березки.

Все ли слова в загадке вам понятны?

Полушалок небольшим шаль, платок.

IV. Домашнее задание. 1. Выучите стихе наизусть. 2.РТ «Лит чт»: стр. 4 № 4. Нарисуйте отгадку.

Урок З. С. Романовский «Русь»

Цели: Формирование умения рассуждать. Понимать смысл произведения. Развитие творческой деятельности. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания. Проверка наличия выполненного творческого задания

(Литературное чтение»: стр.4 № 4). Чтение стихотворения И. Никитина наизусть.

2. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Прочитайте рассказ

С. Романовского «Русь».

О чем это произведение?

Объясняется, откуда поя­вилось название «Русь».

Как автор объясняет слово

;ь»?

«Страна, где много рек и озер».

А что такое «русь» на севере?

Светлое место.

Отчего заплакал автор?

От радости.

Что вызвало такие эмоции?

Автор понял, что его Родина — это страна света.

Найдите в тексте диалог

автора и Анны Ивановны.

Что такое диалог? Прочитайте об этом на странице 9.

Диалог — это разговор двух или нескольких героев произ­ведения.

Прочитайте диалог по ролям.

Прочитайте вслух последние сложения. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.

Как вы понимаете ряд слов «Русь, Родина, Родительница моя»?

В них заключены любовь и уважение к своей Родине.

Практическое занятие

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр.

5№ 1.

Русь — «это страна, где много рек и озер».

Русь — «светлое место».

РТ «Литературное чтение»: стр. 5 №2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 5№3.

Своя сторона.

IV. Домашнее задание. 1. РТ «Литературное чтение»: стр. 5 № 4. 2. «Учебная хрестоматия», Ч. 1: страница 10. Н. Рубцов «Россия. Русь — куда я ни взгляну…». Прочитать, ответить на вопросы на страницах 10-11.

3. РТ «Литературное чтение»: стр.7 № 1 -2.

Урок 4. С. Романовский «Слово о Русской земле»

Цели: Формирование умения рассуждать. Знакомство с новыми литературоведческими понятиями Знакомство с новым жанром литературы. Понимать смысл произведения. Развитие творческой деятельности. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка выполненного задания в РТ.

Вопрос

Ответ

Какое стихотворение вы читали дома?

Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну…».

С какими новыми словами вы встретились?

Погост — кладбище.

Как называет поэт свою Родину?

Россия, Русь.

Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?

(Самостоятельные размыш­ления учеников).

II. Знакомство с новым материалом. Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы — это слово.

Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.

Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.

Вопрос

Ответ

Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ми.

Прочитайте их значение на странице 13.

Какие слова в «Слове…» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете?

Местночтимые достопримечательности;

Горододельцы — строители городов;

Пригожее — хорошее, удобное;

Нынешняя — сегодняшняя, современная.

Что напоминает «Сло­во…»?

Песню.

Какой вы представляете Русскую землю?

(Самостоятельные размы­шления учеников).

Как автор описывает Русскую землю?

(Пересказ).

Найдите и прочитайте слова из летописи.

(Чтение).

Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое?

Цитата.

Что в этом произведении вам особенно запомнилось?

(Самостоятельные размыш­ления учеников).

Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте.

«Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­кими, селами дивными…»

Кто живет на Руси?

Руссы и россы.

Как перевести эти названия?

Люди, живущие у воды.

Прочитайте, что обозначает слово «Русь».

«Русь обозначает страну озер и рек».

Что такое местночтимые источники?

Родники.

Как их еще называют?

Живунами.

Почему?

Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.

Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником.

(Пересказ).

Прочитайте, как читалось «Слово…».

«В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».

Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения?

Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­зованием старинных форм слов и оборотов.

gigabaza.ru

Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о русской земле».

С. Романовский «Слово о Русской земле»
Цели:
• Формирование умения рассуждать;
• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;
• Знакомство с новым жанром литературы;
• Понимать смысл произведения;
• Развитие творческой деятельности;
• Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка выполненного задания в РТ.
Вопрос Ответ
Какое стихотворение вы читали дома? Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну…».
С какими новыми словами вы встретились? Погост — кладбище.
Как называет поэт свою Родину? Россия, Русь.
Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»? (Самостоятельные размыш­ ления учеников).
II. Знакомство с новым материалом.
Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы — это слово.
Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.
Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.
Вопрос Ответ
Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ ми.
Прочитайте их значение на странице 13. Какие слова в «Слове…» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете? Местночтимые достопримечательности;
Горододельцы — строители городов;
Пригожее — хорошее, удобное;
Нынешняя — сегодняшняя, современная.
Что напоминает «Сло­ во…»? Песню.
Какой вы представляете Русскую землю? (Самостоятельные размы­ шления учеников).
Как автор описывает Русскую землю? (Пересказ).
Найдите и прочитайте слова из летописи. (Чтение).
Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое? Цитата.
Что в этом произведении вам особенно запомнилось? (Самостоятельные размыш­ ления учеников).
Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте. «Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­ кими, селами дивными…»
Кто живет на Руси? Руссы и россы.
Как перевести эти названия? Люди, живущие у воды.
Прочитайте, что обозначает слово «Русь». «Русь обозначает страну озер и рек».
Что такое местночтимые источники? Родники.
Как их еще называют? Живунами.
Почему? Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.
Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником. (Пересказ).
Прочитайте, как читалось «Слово…». «В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».
Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения? Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­ зованием старинных форм слов и оборотов.
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1. «Русь светлое, пригожее место,

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *