cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Полезные ископаемые для детей 2 класса – Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» (2 класс)

Полезные ископаемые 2 класс

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ

– полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые

— вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Тема: Виды полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых в жизни человека.
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых. 
Задачи: 
Образовательные: 
— познакомить с видами полезных ископаемых; 
— формировать навыки различать полезные ископаемые; 
закрепить умения находить, пользуясь условными знаками, месторождения полезных ископаемых на карте; 
Развивающие: 
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения; 
-развивать внимание и речь, логическое мышление. 
Воспитывающие: 
— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе; 
— воспитывать потребность в знаниях; 
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам. 
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточки для индивидуальной работы, учебник. 

ХОД УРОКА 
I. Организационный момент 
Тренинг «Волшебный цветок». 
Учитель держит в руках цветок. 
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок. 
Желаю счастья и добра 
Всем детям с самого утра! 
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок. 

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 
Тест. 
1. Кто создал горные породы? 
а) люди; 
б) природа; 
в) животные. 
2. Какие бывают горные породы? 
а) твердые и жидкие; 
б) твердые и газообразные; 
в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные. 
3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 
а) песок, глина; 
б) гранит, торф; 
в) каменный уголь, поваренная соль. 
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом? 
а) оловянная и медные руды; 
б) каменный уголь, природный газ; 
в) графит, сера. 
5. Как нужно относиться к полезным ископаемым? 
а) экономно; 
б) бережно и экономно; 
в) уничтожать. 

III. Сообщение темы и цели урока.  
-По опорным словам определите цели урока: 
Познакомиться с… 
Различать… 
Использовать… 

IV. Вызов. 
Работа в группах. 
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование. 
–В группах разгадайте ребус: 
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г 
Самостоятельно найдите объяснение значения этого слова в толковом словаре. 
– Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). 
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования. 
Проблемная ситуация. 
-По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида: 
1) горючие 
2) рудные 
3) нерудные 
Вы должны изучить-исследовать этот вид полезного ископаемого, а затем познакомить нас с ними.

4) Использование полезных ископаемых в жизни человека. С94-96 в учебниках

Оценивание после выступления каждой группы.


V. Изучение нового материала 
Работа с учебником стр 51-52. 
— Давайте проверим правильно ли разделили на группы. 
Оценивание работы групп. 

Оцените работу группы. 

Работа с картой по условным обозначениям.

Работа с доской условные обозначения.


VII. Рефлексия. 
-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.

-Легко ли вы справились со всеми заданиями?

-В чем вы испытали затруднения? 

IX. Домашнее задание -Эссе «Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить». Выставление оценок. 

-Сегодня все вы были дружелюбными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

multiurok.ru

Читать онлайн Окружающий мир. 2 класс



Читать онлайн Окружающий мир. 2 класс | Полезные ископаемые и скачать fb2 без регистрации Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • OdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Фантастика 7236Детективы и Триллеры 8228Проза 2167Любовные романы 10558Приключения 6406Детское 7648
  • Сказка 1090
  • Детские стихи 93
  • Детская проза 3386
  • Детская фантастика 1456

litra.info

Полезные ископаемые 2 класс — презентация для начальной школы

Полезные ископаемые 2 класс — презентация для начальной школы

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Полезные ископаемые 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

2 слайд

Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

3 слайд

Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

4 слайд

Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

6 слайд

Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

7 слайд

Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

8 слайд

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

9 слайд

Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

10 слайд

Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы.  В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

11 слайд

Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

12 слайд

Гранитные скалы

13 слайд

Древнеегипетский саркофаг из гранита

14 слайд

Глина Гли на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов.

15 слайд

Гончарный круг Г

16 слайд

Торф Торф— горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).

17 слайд

Запасы торфа в Новосибирской области оцениваются в 7,2 млрд тонн, однако в связи с высокими затратами на его добычу и переработку, разработка торфяных месторождений практически не ведётся. Горит торф Торфяной брикет

18 слайд

Известняк Известняк является горной породой. Нередко содержит остатки известковых скелетов ископаемых организмов. Основной цвет породы – белый либо серый. Иногда можно встретить известняк коричневый и даже черный – но это случается гораздо реже. Используется в строительстве, металлургии, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной, пищевой, резиновой промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве. Применяется также для отделочных, облицовочных работ, создания украшений зданий и ландшафтов.

19 слайд

Известняковый карьер

20 слайд

Залежи известняка

21 слайд

СПАСИБО!

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

1231913044136271773117935201022160629133

341383414734177341853423734246342473431534316343173440434415

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Полезные ископаемые 2 класс

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют 

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. 

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. 

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. 

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый. 

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Тема: Виды полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых в жизни человека.
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых. 
Задачи: 
Образовательные: 
— познакомить с видами полезных ископаемых; 
— формировать навыки различать полезные ископаемые; 
закрепить умения находить, пользуясь условными знаками, месторождения полезных ископаемых на карте; 
Развивающие: 
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения; 
-развивать внимание и речь, логическое мышление. 
Воспитывающие: 
— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе; 
— воспитывать потребность в знаниях; 
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам. 
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточки для индивидуальной работы, учебник. 

ХОД УРОКА 
I. Организационный момент 
Тренинг «Волшебный цветок». 
Учитель держит в руках цветок. 
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок. 
Желаю счастья и добра 
Всем детям с самого утра! 
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок. 

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 
Тест. 
1. Кто создал горные породы? 
а) люди; 
б) природа; 
в) животные. 
2. Какие бывают горные породы? 
а) твердые и жидкие; 
б) твердые и газообразные; 
в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные. 
3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 
а) песок, глина; 
б) гранит, торф; 
в) каменный уголь, поваренная соль. 
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом? 
а) оловянная и медные руды; 
б) каменный уголь, природный газ; 
в) графит, сера. 
5. Как нужно относиться к полезным ископаемым? 
а) экономно; 
б) бережно и экономно; 
в) уничтожать. 

III. Сообщение темы и цели урока.  
-По опорным словам определите цели урока: 
Познакомиться с… 
Различать… 
Использовать… 

IV. Вызов. 
Работа в группах. 
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование. 
–В группах разгадайте ребус: 
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г 
Самостоятельно найдите объяснение значения этого слова в толковом словаре. 
– Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). 
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования. 
Проблемная ситуация. 
-По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида: 
1) горючие 
2) рудные 
3) нерудные 
Вы должны изучить-исследовать этот вид полезного ископаемого, а затем познакомить нас с ними.

4) Использование полезных ископаемых в жизни человека. С94-96 в учебниках

Оценивание после выступления каждой группы.


V. Изучение нового материала 
Работа с учебником стр 51-52. 
— Давайте проверим правильно ли разделили на группы. 
Оценивание работы групп. 

Оцените работу группы. 

Работа с картой по условным обозначениям.

Работа с доской условные обозначения.


VII. Рефлексия. 
-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.

-Легко ли вы справились со всеми заданиями?

-В чем вы испытали затруднения? 

IX. Домашнее задание -Эссе «Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить». Выставление оценок. 

-Сегодня все вы были дружелюбными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

multiurok.ru

Методический материал «Полезные ископаемые»

Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших  школьников.

        Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

  Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком, расцветает от спички.

6. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это?

8. Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи…

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

2. Покрывают им дороги.

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение.

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

9. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.

2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.


Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

ь


Песок известняк газ уголь


Железо

Филворд

Найди полезные ископаемые

п

е

с

г

н

х

г

а

з

м

у

г

о

л

е

ф

с

и

ч

р

а

о

к

и

ц

т

о

з

у

а

г

л

н

н

е

ь

л

в

к

м

ш

ь

з

а

ф

ы

ь

е

с

о

р

ф

ы

в

г

а

п

р

т

р

у

д

а

о

р

а

н

л

н

д

м

а

ч

я

э

ж

и

т

я

к

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи… (Руда).

3. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

4. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

5. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

6. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

7. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

8. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

6. Из нефти получают бензин.( +)

7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

10. Из песка делают стекло? (+)

11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

19. Все металлы обладают блеском. (+)

3. Диктант.

1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

4. Дополни предложение.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые). Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется  …….. (месторождениями. ) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………(строительстве), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. (металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

5. Топографический диктант.

2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого


3. Подпиши полезные ископаемые

1 2 3 4 5

6. Цифровой диктант

1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

Вопросы

1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.  2. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 

3. Образуется при разрушении гранита и кварца. 

4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? 
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. 

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

Ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5

Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных  ископаемых.

      ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

      СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
      ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

Рассказ-загадка

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

Заполни схему

Что получают из нефти?

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

Занимательные вопросы

1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

(На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

(Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

(Так как добывается из-под земли.)

5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

(От минералов, входящих в ее состав)

6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

(Так как песок хорошо пропускает воду.)

7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)

11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)

12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

(Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)

13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)

14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)

15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)

16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)

Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

infourok.ru

Окружающий мир.Полезные ископаемые — Окружающий мир

II

01

Повторение пройденного.

-Сегодня мы отправимся в далекое приключение по кладовым полезных ископаемых. А помогать нам в пути будет друид-Панорамикс. Он попросил помочь собрать полезные ископаемые для его коллекции.

— Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, что мы уже знаем. Панорамикс приготовил для вас волшебный кроссворд.

По горизонтали:

  1. Буквально «правила ведения хозяйства»

По вертикали:

  1. Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

  2. Всё, что нужно людям для жизни, называется…

  3. Без этого природного богатства, человек не может прожить более 3- дней.

  4. Данное природное богатство называют кормилицей?

  5. Эту работу, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей называют?

Фронтальная работа

Слайд 2

III

1)

2)

08

10

Новая тема

-Кто-нибудь может назвать тему нашего урока?

(Полезные ископаемые)

-Как вы думаете, что такое полезное ископаемое? Для того чтобы ответить на данный вопрос прочтём определение. (Приложение 1)

(Полезные ископаемые — это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, определим их свойства, узнаем, где они используются. Панорамикс приготовил для вас интересное задание. Ну, что в путь…

Практическая работа

— На парту: гранит, известняк, каменный уголь, нефть, железная руда, песок, глина.

Название полезного ископаемого

Свойства

Применение

-Итак, для того чтобы заполнить таблицу определим свойства каждого из полезных ископаемых: цвет; прозрачно или непрозрачное; твердое или жидкое; плотное или рыхлое; горючее или нет; с запахом или без; сыпучее или нет.

— Определим, где может применяться, и на каких свойствах основано применение данного полезного ископаемого.

Название природного ископаемого

Свойства

Применение

1.Каменный уголь

Черного цвета, непрозрачный, твердо-рыхлые, горюч, не имеет запаха.

Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

2.Нефть

Темно-коричневого цвета, непрозрачное, жидкое, имеет запах бензина, горючее.

Керосин, бензин, смазочные материалы, мыло, технический спирт, вазелин.

3.Железная руда

Черного цвета, непрозрачное плотное вещество, твердое, не горючее, притягивает металлические предметы

Мышином строительстве, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы и тд.

4.Песок

От белого до коричневого цвета, непрозрачное, твердое, не имеет запаха, в виде крупинок, сыпучее.

Дороги, стекло.

5.Глина

Бурого, желтого, белого с примесью цвета, твердо-рыхлое, не имеет запаха

Кирпич, посуда.

6.Гранит

Черно-красный, твердый, прочный , не имеет запаха, зернистый

Строительство фундаментов зданий, набережных дорог, памятников, отделка станций метро.

7.Известняк

Белого, серого, желтого цвета; при попадании воды выделяет тепло, непрозрачный

Страительство, мел, мрамор.


По ходу урока заполняется таблица №2 стр. 26 (Приложение 4)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

IV

20

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть

V

21

Первичное закрепление

-Панорамикс просит вас прочитать статью на странице 47 «Для чего добывают полезные ископаемые» (Приложение 2)

-Для чего люди добывают полезные ископаемые?

-Может ли экономика страны обойтись без полезных ископаемых?

-Приведите примеры использования полезных ископаемых.

Прочитайте статья на странице 48 «Как добывают полезные ископаемые» (Приложение 3)

-Где добывают полезные ископаемые?

-Кто занимается поиском полезных ископаемых?

-Как добывают полезные ископаемые. Приведите примеры.

— А сейчас выполним №3 в рабочей тетради стр 26-27. (Приложение 4)

-Проверим выполнение .

1. Нефть

6. Гранит

2. Газ

7. Торф

3. Глина

8. Уголь

4. Руда

9. Соль

5. Песок

10. Известняк

Фронтальная работа

Опрос 2-3 учащихся

Фронтальная работа

Опрос 2-3 учащихся

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

VI

31

Вторичное закрепление

— А сейчас самое трудное задание Панорамикса. Проверим, какие свойства некоторых полезных ископаемых вы запомнили. Для этого сядем за компьютеры, войдем по ссылке на сайт.

Iвариант выбирает из списка свойства для железной руды (http://LearningApps.org/display?v=puvptwz2k) и песка (http://LearningApps.org/display?v=pi61rhd1v)

II вариант выбирает из списка свойства для нефти (http://LearningApps.org/display?v=prjq2vz0c) и гранита (http://LearningApps.org/display?v=pwuhhkmtn).

-Вы все большие молодцы. Панорамикс благодарит вас за то, что вы помогли определить свойства некоторых полезных ископаемых и добавить их в его коллекцию.

Слайд 11

Самостоятельная работа учащихся в интернете.

Слайд 12

VII

38

Итог урока.

-Чем сегодня занимались на уроке?

(Знакомились с некоторыми полезными ископаемыми, определяли их свойства.)

-Для чего добывают полезные ископаемые?

(Для использования их человеком, для создания различных предметов, жидкостей(бензина)).

-Где добывают полезные ископаемые?

(В котлованах, карьерах, в шахтах, в морях)

-Оценивание работы учащихся.

-Домашнее задание рабочая тетрадь стр 27 №4 (Приложение 5).

Фронтальная работа.

multiurok.ru

Урок по окружающему миру 2, 3 классы «Полезные ископаемые»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

П олезные ископаемые
П олезные ископаемые
Урок по окружающему миру 2, 3 классы

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Песок
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

Слайд 5

Глина
Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу.

Слайд 6

Гранит
Он очень прочен и упруг, Строителям- надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

Слайд 7

Известняк
Этот мастер белый- белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

Слайд 8

Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль.
Уголь

Слайд 9

Железная руда
Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи.

Слайд 10

Торф
Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.

Слайд 11

Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
Нефть

Слайд 12

Нефть

Слайд 13

Свойства полезных ископаемых.
Название Состояние Цвет Основное свойство Где используют
НЕФТЬ ЖИДКОЕ ЛЕГКОЕ МАСЛЯНИЧНОЕ коричневый горючесть топливо

Слайд 14

Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей

Слайд 15

КАК ДОБЫВАЮТ НЕФТЬ
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 16

Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек.

Слайд 17

Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Слайд 18

Свойства полезных ископаемых.
Название Состояние Цвет Основное свойство Где используют
ГАЗ ГАЗООБРАЗНОЕ БЕСЦВЕТНЫЙ,ПРОЗРАЧНЫЙ ГОРЮЧЕСТЬ ТОПЛИВО

Слайд 19

Физкультминутка
физкультминутка

По горам мы погуляем И немножко отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Чудеса у нас на свете: Стали гномиками дети, А потом все дружно встали, Великанами все стали. Дружно хлопаем ногами топаем Хорошо мы погуляли И ни сколько не устали!

Слайд 20

Полезные ископаемые

Слайд 21

Слайд 22

Что мы знаем о полезных ископаемых ?
Полезные ископаемые- это останки растений и животных, которые сохранились в недрах Земли.

Слайд 23

Как называют людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых?
Проберется с молотком К неизвестным скалам. С каждым камешком знаком, С каждым минералом.
геолог

Слайд 24

Как добывают полезные ископаемые?
При помощи буровых установок Нефть, природный газ
В шахтах Каменный уголь, железную руду
В карьерах Известняк, песок, глину

Слайд 25

Нефтяная вышка

Слайд 26

Физкультминутка
физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до «5» считаем- Открываем, поморгаем И работать продолжаем!

Слайд 27

Для чего человеку нужны полезные ископаемые?
В строительстве Гранит, песок, глина, известняк
Топливо Каменный уголь, торф, газ
В пищу Поваренная соль
Удобрение торф, фосфориты
Выплавляют чугун и сталь Из руд чёрных металлов
Выплавляют цинк, медь( электроника) Из руд цветных металлов

Слайд 28

Проверим?
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? а) врачи; б) геологи; в) строители. 2. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глина; б) гранит, торф; в) каменный уголь, соль. 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) медные руды; б) каменный уголь, природный газ; в) гранит, сера. 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) мрамор, гранит; б) природный газ, нефть; в) золото.

Слайд 29

Молодцы!

Слайд 30

Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.