cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что загрязняет воду 2 класс: От чего загрязняется вода 2 класс?

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме: Источники загрязнения воды

3 класс

Тема: Превращение воды. Охрана воды. Невидимые нити в природе.

Цель: уточнить и расширить знания о трёх состояниях воды, об их взаимных переходах, о круговороте воды в природе, формировать представление детей о единстве природы и человека, а также знания об отрицательном влиянии человека на природу и её охране.

Развивать логическое мышление, воображение.

Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе.

Оборудование: рисунки насекомых, цветов, квадраты для изображения ледяной избы лисы, озера, изображение луга, полянок,

завода, солнца.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Введение в урок.

            «Помоги шмелю».

Жил был маленький  шмель, радовался солнцу, теплу, но больше всего любил цветы. У шмеля  был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого шмеля.

       Но однажды. Когда шмель как всегда  отдыхал на своём цветке, на поляну прибежали ребята, стали бегать, кричать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Дети охапками рвали цветы, потом половину из них просто бросили и ушли. Полетел шмель

Искать свой любимый цветок и нашёл его среди брошенного букета в одном из дворов. Грустно стало шмелю: его цветок был не похож на себя. Он склонил  свою голову, у него не было прежнего запаха, не было на нём капельки росы для шмеля. Цветочек просто умирал.

Маленький шмель очень рассердился и решил отомстить людям, ужалить кого-нибудь. Но его друзья, другие шмели посоветовали обратиться к людям, предупредить их, что все цветы могут когда-нибудь исчезнуть, если люди не будут беречь природу.

Вот этот шмель и прилетел к нам. Если мы выполним все, появится целая поляна цветов, т.к. за каждый полученный

ответ получите цветок.  Их  в конце урока посадите на

поляне.

1. Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадку.

Я и туча и туман.

Я ручей и океан.

Я летаю и бегу.

И стеклянной быть могу.

     Что это такое?

О каких трех состояниях  воды  говориться в загадке?

Каждый из нас мечтает хотябы раз в жизни увидеть чудо

Часто не замечая в жизни того, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных чудес-

вода. Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание росы, громады айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень; жидкое, твердое, газообразное, горячая, холодная-это все вода. Ребята посмотрите на доску. Там написаны слова летчика, писателя, Антуан  де. Сент. Экзюпери.

«Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете!»

Послушайте стихотворение о значении воды.

Не умыться, не напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Нам везде нужна вода!

 2. Сообщение темы урока.

Сейчас ребята послушайте начало сказки.

Жили — были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная…

— Как называется эта сказка?

— Правильно. А какое время года описывается в начале сказки?

— Почему вы так решили?

 ( возможные ответы детей)

Д.    Избушка у лесы ледяная, а лед бывает зимой.

У.     Убедили. Сегодня на уроке мы совершим путешествие с  маленькими человечками воды, увидим их превращения, поговорим об охране воды.

Я на доске изобразила ледяную избушку лисы из квадратиков.  Вы у себя на партах тоже изобразите избушку лисы.

3. Работа с квадратами.

У.   У всех одни и те же квадраты.

Почему использовали именно их?

Д.      Лед твердый и поэтому человечки с твердыми связями

У.       Хорошо. Но после зимы приходит весна.  (Прикрепляется на доске солнце). Ярко начинает светить солнце. С каждым днем становится теплее. Избушка в лучах солнца переливается, сверкает и сверкает, как хрустальная. День ото дня становится все красивей и красивей.

Вы смеетесь почему?

У. Вы же построили домик из квадратов, где нарисованы человечки с крепкими связями. Он у вас получился прочный. Разве не так? Объясните?

Д.(возможные варианты ответа)

Д.    Когда солнце пригревает, человечкам становится жарко, и  они отодвигаются друг от друга, выставляют локоточки, потеряв крепкие связи, они превращаются в человечков жидкости.

У.    Так, что же у нас будет вместо избушки?

Д.    Маленькое лесное озеро.

У.     Изобразите это озеро с помощью квадратов с маленькими человечками.

 

Проверка моделей.

У.      Березы сбросили свой зимний наряд, зазеленела травка, появились цветы, насекомые. А как же наши маленькие человечки? Ведь солнце пригревает все сильнее и сильнее.

Д.   Им стало жарко. Они отодвинулись друг от друга  еще больше, потеряли связи и поднялись в воздух, превратившись в пар. Они стали невидимыми и улетели.

— Они испарились, превратившись в бегущих человечков.

— Они поднялись и образовали облако.

У.      Минуточку! Не понимаю! Вы только что сказали, что

человечки испарившись, стали, не видимы, а облака я вижу.

Д.    На верху холодно, значит, и человечкам стало холодно.

— Они там снова соединяются и превращаются в человечков жидкости или  человечками с крепкими связями (лед). Поэтому мы их видим.

У.     Молодцы! Сумели объяснить появления облака. Но продолжим  путешествие с маленькими человечками. Ветер подхватил наше облако и понес нал землей. По дороге оно, встречаясь с другими облаками, становилось все больше и больше, и, наконец, превратилось в тучу. А над ней проплывали леса, города, деревни. А на земле люди ждали тучу, ждали дождя. И вот пролилась туча долгожданным дождем на луг. Люди обрадовались: наконец-то все оживет,
зазеленеет. Ну что это?  Вместо  зелени они увидели на лугу пожелтевшую траву, поникшие цветы и куда-то исчезли все насекомые: шмели, пчелы. Нечем стало кормить животных.

И эти девочки остались без молока… Мы с вами, люди, оказались связанными невидимыми  нитями с тем, лесным  

озером, облаком, лугом, шмелями и пчелами. Человек пострадал. Давайте рассмотрим эту цепочку и найдем причину случившегося.

Д.    Прошел кислотный дождь. Такие бывают. Облако, когда пролетало над заводом загрязнилось. Маленькие человечки вместе с дождем принесли вредные вещества.

У.   Так, где же в этой цепочке виновник беды?

Д.    Завод.

У.   Что вы предлагаете?

 Д.     Убрать завод.

—  Закрыть завод.

У.     Давайте так и сделаем. На схеме это сделать просто. Теперь проверим цепочку. Туча осталась чистая. Луг после дождя зазеленел. Животные сыты. Ой, сколько много молока.

           А куда мы его нальем.  А из чего будем пить и есть? Ведь посуда выпускалась на этом заводе. Как быть? Возникла проблема. Завод не должен быть, но он нужен.

  Давайте попробуем решить проблему.

           (Дети работают по группам).  

Каждая группа предлагает своё решение.

( Возможные варианты ответов.)

1 группа.

1. Здесь нет проблемы. Завод в городе, а луг в деревне.

2. Я не согласен, ведь ветер  переносит облака на большие расстояния.

2 группа.

1. А если трубы завода заглубить в землю?

И вредные вещества пойдут туда.

2. А как же корни растений, животные, которые живут в земле? Они же  погибнут.

3.группа.

1. А если над этим лугом натянуть ткань?

2.Я не согласен. Откуда знаешь, над каким лугом пройдет вредный дождь. А всю землю не закроешь.

4 группа.

А если на трубы заводов натянуть ткань, то часть вредных веществ не выйдет на улицу.

У.   Хорошо, ребята, вы на верном пути. Это же волнует и взрослых. Этим занимается наука экология. Это слово произошло от двух греческих слов «экос» — дом, «логос» — наука. Наука о доме. О каком доме идёт речь?

Д.   о  природе.

У.    Верно. Всё, что нас окружает,- живая и неживая природа-это наш с вами дом, в котором всё связано  между собой. В этом вы убедились, совершая путешествие с маленькими человечками воды, увидев их превращения.

Ребята, есть и другие источники загрязнения воды. Давайте послушаем разговор рыбок:

 

Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл  сильный  дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты , почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса.  От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела.…Вот и стала фиолетовой- еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: О, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

                                                           

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, не чем стало дышать, не чего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

         

Красная рыбка; Что же нам делать, как дальше жить?

Чёрная рыбка: А может быть ребята помогут? Как очистить реку?

Ребята, подумайте, как помочь рыбкам?

Домашнее задание: прочитать в учебнике об охране воды.      

Читаю таблички: Источники загрязнения воды.

                                       1.Сточные воды.

                                       2.Разлив нефти.

                                        3.Мусор с кораблей.

1литр сточных вод приводит в негодность

100 литров  чистой воды.

Завод за 1 минуту выбрасывает

25 литров отходов.  

5 грамм  нефти затягивает плёнкой

50 квадратных метров поверхности воды.

 

Ученик рассказывает стихотворение

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастают тиной

Тот берег,на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

                                         

5.   Обобщение.

Наш урок подходит к концу. Поднимите руку у кого есть маленькие сестрёнки и братишки?

Какие они?

Д.   Слабые и беззащитные. За ними ухаживают и помогают им.

Человек является частью природы. Наш природный дом тоже беззащитный.

У.    Да наша природа настолько беззащитна и  ранима, как маленький ребёнок, и от нас с вами зависит будущее нашего природного дома. Сохраним ли мы его?

 

А сейчас мы с вами засадим полянки цветами для нашего шмеля, чтобы он выбрал себе любимый цветок.

Выставляются оценки по количеству цветов.

4цветка-«5», 3 цветка-«4»

Домашнее задание: прочитать в учебнике том, какие меры принимаются для охраны воды. Сравните с вашими предположениями.

Содержание

Загрязнение воды: причины и последствия

Загрязнение воды — это серьёзная экологическая проблема. Ведь вода необходима для существования всех живых организмов, в том числе и людей. Но её загрязнение делает невозможным использование воды для питья. А существующие способы очистки воды отнюдь не являются панацеей, поскольку во многих случаях ничем помочь не могут. Грязная река

Основные причины загрязнения воды

  • 1. Сточные воды. Проще говоря, это та вода, которая оказывается в канализации.
    Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (из-за моющих средств). Именно они наносят основной урон по живым водным организмам.
  • 2. Промышленные отходы.
    Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде.
  • 3. Фермерские хозяйства.
    Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды). Но отказаться от ведения фермерских хозяйств было бы самоубийством, поскольку они являются поставщиками пищи. Поэтому с данной проблемой ничего не поделаешь.
  • 4. Утечки нефти.
    К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы.
  • 5. Твёрдые отходы.
    В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких-то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из-за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах.
  • 6. Тепловое загрязнение.
    Под этим пунктом подразумевается слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Из-за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями.
  • 7. Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы.
    Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из-за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из-за чего образуются концентрированные кислоты.
    Также продукты промышленной деятельности могут вступать в реакцию с водой и в атмосфере, из-за чего идут кислотные дожди, тоже наносящие большой вред водоёмам.

Последствия загрязнения воды

В мире уже сейчас наблюдается нехватка пресной воды (преимущественно, в регионах, находящихся близко к экватору). Загрязнение водоёмов лишь усугубляет положение вещей. Всё это грозит нехваткой пресной воды для большого количества людей. И, как следствие, увеличению количества смертей от жажды.

Заключение

Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные воды (в сельском хозяйстве, например) и т.д.

Бороться с этой проблемой вполне можно и нужно. А учитывая тот факт, что наука не стоит на месте, можно надеяться, что мы увидим результаты этой борьбы.

И про воду стр. 52

1) Вспомни, почему идёт дождь.

Дождь образуется, когда водяной пар охлаждается и скапливается в облаках. Капельки воды постепенно увеличиваются и выпадают на землю.

2) Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лед образуются при замерзании воды при отрицательных температурах.

3) Отчего загрязняется вода?

Вода загрязняется от стоков промышленных предприятий, от бытовых стоков канализации, от мусора, который человек выбрасывает в воду, или оставляет на берегах водоемов.

4) Подумай и расскажи, какую роль играет вода в твоей жизни.

Вода играет очень большую роль в моей жизни. Я пью воду каждый день, мою руки и лицо, купаюсь в ванной, стою под душем, мою фрукты и овощи, использую воду для уборки в квартире и мытья посуды. Летом купаюсь в реке и на море.

5) С помощью фотографий и рисунка расскажи, где в природе встречается вода, какое значение она имеет для растений, животных и человека.

Рассказ о значении воды для растений, животных, человека для 2 класса

Вода встречается в природе везде. Она находится в различных водоемах — морях, океанах, реках, озерах, ручейках, родниках. Вода встречается под землей и в виде водяного пара. Она проливается на землю дождем и выпадает снегом. Она находится в ледниках. Вода является частью любого живого организма.

Для растений, животных и человека вода прежде всего источник жизни. Без воды все живое умирает. Для многих животных и растений воды также является домом.

Для человека вода не только источник питья. Человек использует воду для получения электроэнергии, полива растений, как место отдыха, для перевозки грузов и пассажиров.

6) Рассмотрите фотографию и схему. Объясните, отчего загрязняется вода, на что это влияет, как защитить воду от загрязнения.

Вода загрязняется, когда в нее попадают промышленные стоки от заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило следует на заводах ставить очистные сооружения.

7) Расскажи, что ты делаешь для того, чтобы не расходовать воду напрасно.

Чтобы не расходовать воду напрасно, я всегда закрываю кран, когда вода не нужна, слежу чтобы он не капал.

8) Узнайте, что делается для охраны чистоты воды в вашем крае.

В нашем крае на многих заводах стоят очистные сооружения. Периодически эти сооружения ремонтируются и модернизируются. Ряд заводов переведены на замкнутый цикл работы, и не сбрасывают воду в водоемы вообще.

Также у нас проводится День воды, когда все люди выходят и чистят берега рек и озер от мусора.

9) По своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте воды.

Рассказ о красоте воды для 2 класса

Вода — удивительное вещество. Оно может находиться сразу в трех состояниях, жидком, твердом и газообразном.

В жидком состоянии вода находится в водоемах. Каждый знает, как красиво бывает на море, когда, вода искрится под лучами солнца, когда она вздымается волнами во время шторма, когда она колышется легкой рябью во время штиля.

Так же красива река в реке или самом маленьком ручейке. Там вода звонкая, легка, наполненная пузырьками.

Но красива не только жидкая вода. Когда приходит зима и вода становится снегом и льдом, она не менее прекрасна. Снег волшебно искрится под лучами солнца, а лед может переливаться всеми цветами радуги.

И газообразная вода очень красива. Достаточно посмотреть на облака, летящие по небу. Что может сравниться с этими причудливыми корабликами над нашими головами!

10) Подготовьте фоторассказ на тему «Красота воды».

Скачать готовый фоторассказ «Красота неба»

Домашнее задание

1) Где в природе встречается вода?

Вода встречается в водоемах, реках, озерах, морях. Встречается под землей. Встречается в виде снега, льда, дождя, водяного пара. Вода входит в состав любого живого организма.

2) Какое значение вода имеет для растений, животных, человека?

Вода является источником влаги для живых организмов, участвует в обмене веществ. Вода может быть домом для животных и растений. Вода дарит человеку общение с прекрасным, может использоваться для хозяйственных нужд, для производства электроэнергии, для мытья, для отдыха.

3) Как с помощью схемы показать необходимость охраны воды?

На первом рисунке следует показать трубы с грязной водой. На втором людей на берегу водоема. На третьем трубы с грязной водой следует перечеркнуть красной линией.

4) Как нужно охранять и беречь воду?

На промышленных предприятиях следует устанавливать очистные сооружения, на берегах водоемов нельзя сорить, мусорить, мыть машины. Кран следует всегда держать плотно закрытым, не тратить воды больше, чем нужно.

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок окружающего мира по теме: Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов. 2 класс, Гармония

2) Работа с учебником.

-Никита прочитай первый вопрос. Как бы вы ответили на него.

-А вот как Ваня Волков  объяснил младшему брату о значении воды для природы и человека мы узнаем, прочитав стихотворение в учебнике на с. 50.

-Будем читать по  частям и делать вывод, зачем нужна вода. (Начинает читать учитель)

1)Вода моет всех людей, животных, города,  дороги. Одним словом вода необходима для поддержания чистоты. Грамотнее сказать: вода- это средство гигиены.

(На доске табличка- средство гигиены)

— Если кому-то из вас не понятно значение слова . Куда нужно обратиться.

-Чтобы время не тратить слово мы нашли. Арина, прочитай, что такое гигиена.

  1. 2)- Что объясняет Ваня младшему брату?

-Без воды не замесить тесто для хлеба,  не попить чаю, не  постирать, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды,  ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды

-Одним словом вода нужна в быту.

3)-Зачем вода нужна?

-В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен.

-Значит вода-это среда обитания.

 4)-Правильно вы всё говорите.

Вода это красота, отдых. Люди наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов

5)- Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

6) А ёщё вода нужна для получения электрического тока.

-Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет большую роль в нашей жизни.

Вывод:-Я думаю, что теперь мы можем дать полный ответ на 1 вопрос.

Зачем нужна вода человеку и другим  живым существам? (Вода- это средство гигиены, она нужна в быту…)

Физминутка

3)Просмотр  видеофрагмента.

— Посмотрите видеофрагмент и скажите, к чему он призывает людей? (Беречь воду)

4)Работа с глобусом

– Глобус – модель Земли ( медленно раскрутить глобус).
– Какого цвета больше на глобусе? Почему? ( Это потому, что  воды  на нашей планете больше, чем суши.)
— А зачем  же нужно беречь её, ведь её так много. Давайте проведём небольшой опыт.

5) Опыт

-Приглашаю выйти  2-х учащихся. Клим и Жанат. (учитель ставит 2 стакана воды).

-В один  стакан  насыпь ложку соли.

— Какой стакан выберете напиться? Почему?

-Какой вывод сделаете. Значит человеку нужна какая вода?

— В каких водоемах находится пресная вода?( реки,  озёра, болота, ледники)

— Много ли на планете пресной воды?

-Если представить себе, что вся вода на планете уместится в трехлитровой банке, то пресная занимает меньше, чем пол стакана. (Показать)

Вывод:-Ответим на 2 вопрос. Почему  нужно использовать воду бережно и экономно?

(Потому что пресной воды мало)

6)Загрязнение водоёмов.

— Пресной воды на планете становится все меньше и меньше. И не потому, что запасы ее заканчиваются. Над водой нависла угроза.

-Посмотрите сказку. Сказка исключительная, сказка поучительная. И ответьте на вопрос, какая угроза нависла над водой.

Сказка

Рыбак:

Из страны заморской, дальней 
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Илек я  поспешил
Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают 
От нее все погибает 
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. 

— Какая угроза нависла? ( Ответы детей)

 -Посмотрите видеофрагмент и  ответьте на последний вопрос. Что является источниками загрязнения водоёмов?

-Заводы и фабрики потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её продуктами отходов. Со сточными водами в реки попадают ядовитые вещества.

-По берегам рек  расположились фермы и поля совхозов. Фермы сливают нечистоты в воду, коровы купаются в реках, с полей стекает вода с удобрениями.

-На берегах реки расположились пляжи. . Отдыхая, люди тоже приносят вред водоёму. Оставляют мусор, моют машины, купают домашних животных.

— Как помочь сберечь воду?- Какую помощь можем оказать мы?

Технологическая карта урока по окружающему миру «Водаи её значение для растений, животных и человека. Загрязнение воды и ее защита от загрязнения.»

 Технологическая карта урока 

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

про воду

Класс

2 В

УМК

 Школа России

 

Уровень

Базовый

Тип урока

урок усвоения новых знаний

цель

 Формировать первоначальные знания о воде, её свойствах, способах очистки и сохранения. Доказать их на практике.
 

Задачи

1) Познакомить детей со свойствами воды, с ролью воды в жизни человека, причинами загрязнения и способами очистки воды. 
2) Развивать познавательную активность во время изучения нового материала. 
 3)Воспитывать бережное отношение к воде. 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материал

Окружающий мир: 2 класс —  учебник, аналитическая карточка для опытов.

 Стаканы для воды, фильтры для очистки, тарелки.

Сахар, вода, цветные полоски, фломастеры, цветные карандаши, индикаторы (зеленый, желтый, красный).

 

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 

Осуществляемые действия

  1. .Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

 

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

—  Давайте подарим  друг другу улыбку и начнем урок.

— Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 

.

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели  урока.

 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

 

— Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав ребус, который вы видите на доске.

-Молодцы!

(Слайд №1 «ВОДА»)

— Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

  Разгадывают ребус.

 — Это вода. -Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке —  это ВОДА.

 

 

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

  1. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

.

 

 

 

 

— Как вы думаете, много ли воды на Земле?

— Давайте посмотрим фотографию Земли. Такой видят космонавты Землю из космоса. (Слайд №2) Посмотрите, голубой краски на ней больше, чем белой, зеленой, коричневой.

-Что изображено голубым цветом на глобусе?

-Молодцы!

 -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

-Ребята а  мы с вами знакомы со свойствами воды?

-Так значит, какая цель нашего урока?

-Верно! –Молодцы!

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

 

— А  знакомиться с  этими свойствами мы будем  с помощью опытов.

-Да.

 

 

 

 

-Вода. Изображены моря, океаны нашей планеты.

 Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 1)

 

-нет.

 -познакомиться со свойствами  воды.

 

— Тема занятия: «Вода и ее свойства»

Цель занятия «Изучить свойства воды».

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

 

 

  1. Физминутка 
    Тучки. 
    Приплыли тучки дождевые. 
    Лей, дождик, лей. 
    Дождинки пляшут как живые. 
    Пей, рожь, пей. 
    И рожь, склоняясь к траве зеленой. 
    Пьет, пьет, пьет. 
    А тихий дождик, неугомонный. 
    Льет, льет, льет. 
     

  1. Практическая работа по определению свойств воды

Цель: дать возможность определить свойства воды

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическое

  применение знаний.

 

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

 

 

 

 

-Посмотрите на нашу планету! Большая часть закрашена в синий цвет. Это говорит о том, что большую часть нашей Планеты занимает вода.

 

-Давайте рассмотрим воду в стаканах. Возьмите карточку для опыта, приготовьте ручку для записи своих наблюдений.

 

 

 

Вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица: «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок». Как вы её понимаете? 

 Посмотрите на экран, (Слайды 3-8) какую роль играет вода в жизни всего живого. Какую воду мы видим на последнем слайде?

Можно ее использовать в быту?

Давайте познакомимся со способами сохранения чистоты воды. Самостоятельное изучение материала по учебнику (с.53)

Посмотрите на воду в стакане № 2.

 

Проводим опыт по очистке воды.

 

Рассматривают воду, определяют свойства, проводят опыт с водой в соответствии с заданием.

 

 

 .

 

 

 

 

Ответы детей

 

 -Грязную, такая вода опасная.

— Нет.

Читают материал, отвечают на вопросы.

 

-Вода грязная, ее использовать нельзя, нужно ее очистить.

Выполняют практическую работу, фиксируют результаты в таблице, делают выводы.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

  

 

  1. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

— О каких свойствах воды вы узнали.

 

 — Что необходимо делать для сохранения воды?

 -Какую роль играет вода для всего живого? Расположите кораблики в правильном порядке и прочитайте значение воды.

 

 

— Ответы детей. Зачитывают выводы и поясняют.

 — Ответы детей.

Выполняют задание на доске (кораблики).

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

 

 

— Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1. Задание – записать пословицы и поговорки о воде.

2.Задание — нарисовать рисунки об очистке воды.

— учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

— С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?

— Какое значение имеет вода для всего живого на Земле?

-Продолжите высказывание: «Для того, чтобы сохранить воду, я должен(а)……….»

— Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали! 

-Выполните самооценку деятельности на уроке.

— Урок окончен!!! Всем большое спасибо за внимание!

 — Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства, значение для всего живого, способы сохранения воды.

 

— Ответы детей.

 

 

— Ответы детей.

 

 

Показывают индикаторы.

 

 

 

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

 

Приложение 1

Лист самооценки

Фамилия  Имя  класс

 

Предмет

 

Тема урока

 

Зеленый    0

Желтый    0

Красный  0

  1. Определение темы и цели урока.

 

 

 

  1. Распределение обязанностей в группе.

 

 

 

  1. Выполнение обязанностей в группе.

 

 

 

  1. Все ли было понятно?

 

 

 

  1. Понравился ли урок.

 

 

 

  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха покрывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.  

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.  

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

— Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                        Приложение 3

ОПЫТ 1. (Форма воды.)

Приготовьте разную посуду, например, стакан, пробирку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание:  какую форму приобретает вода? Вывод…..

ОПЫТ 2. (Цвет воды.  Прозрачность воды).

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной?   Какого же цвета вода? Вывод…

 Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды?  Вывод…

ОПЫТ 3. (Вкус воды )

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука?  Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Вывод….

Опыт 4.(Запах воды)

Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее. Вывод…..

ОПЫТ 5. (Текучесть воды.)

Приготовь плоскую тарелочку.  Вылей на неё из пробирки  немного воды. Что ты заметил? Наклони тарелочку. Что произошло с водой?

 Возьми один стакан пустой. Другой — с водой. Перелей воду в пустой стакан.  Подумай, какое свойство воды  проявляется. Сделай вывод…

ОПЫТ 6. (Вода – растворитель.)

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода?   Теперь обрати внимание на соль, сахар, мел, песок, которые ты опускал в воду.    

  Почему не видно соли и сахара?    Вывод…

 

Что такое воздух? — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Воздух нас окружает везде: на улице и в помещениях. Воздух проникает во все щели и трещины, он есть под землёй, в почве и в воде. Воздух — это часть неживой природы.

Воздух — это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа.

Самый важный из них — кислород, потому что именно им дышит человек.

 

Воздух есть везде — на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на нашей планете естественным образом заполняется воздухом.

Атмосфера — это воздушная оболочка, которая окружает нашу планету.

Мощный слой воздуха окружает Землю. Он сохраняет тепло на нашей планете, полученное от Солнца. Воздух необходим всему живому на Земле. Он нужен животным и людям для дыхания. Птицам и насекомым воздух нужен для полётов. Необходим он и растениям, которые тоже «дышат». Растения погибают, если воздух не поступает к их корням и листьям.

 

Воздух — невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Например, при дуновении ветра. Ветер — это движение воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, поэтому мы можем различать цвет и форму предметов даже вдали.

 

Чистый воздух не имеет запаха. Если мы ощущаем на улице различные запахи, то только потому, что частицы пахучих веществ смешиваются с воздухом.

 

Воздух хорошо пропускает солнечные лучи, поэтому поверхность Земли хорошо нагревается в солнечную погоду.

 

Воздух должен быть чистым, но во многих местах, особенно в городах, он сильно загрязнён. Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу вредные вещества. Такой воздух опасен для людей, растений и животных. На заводах и фабриках должны работать специальные установки, которые улавливают вредные вещества.

 

 

Для того чтобы воздух был чистым, очень важно беречь растения. Они своими листьями задерживают пыль и гарь. Растения также поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Потому в местах, где много растительности, дышится легко.

 

Чтобы воздух в помещении был чистым, нужно регулярно проветривать, пылесосить, делать влажную уборку.

Только чистый воздух — прозрачный и не имеет запаха.

Тест по окружающему миру (2 класс) на тему: Про воздух и про воду. Тест. 2 класс.

Тест по теме:  «Про воздух и про воду»

Фамилия, имя _____________________класс_________

1.Какой из газов в воздухе самый важный?

1. Азот;

2. Кислород;

3. Углекислый газ.

2.Где находится воздух?

1. На улице;

2. В классе;

3. Повсюду.

3.Определи, каким объектам нужен воздух?

1. Живой  природе;

2. Неживой  природе;

3. Предметам рукотворного мира.

4.Что воздух не загрязняет?

1. Костёр;

2. Растения;

3. Отходы промышленного производства.

5. Определи свойства воздуха:

1. Не имеет цвета, не имеет запаха, невидим, прозрачен.

2. Голубого цвета, имеет запах, видим, прозрачен.

3. Белого цвета, не имеет запаха, невидим, непрозрачен.

6.Каким цветом на карте обозначена вода?

1.Зелёным;

2. Коричневым;

3. Голубым.

7.Назови причины загрязнения воды?

1. Вредные вещества, выбрасываемые заводами и фабриками.

2. Дожди;

3.Нефтепродукты.

8. В каких водоёмах находится пресная вода?

1.Море;

2.Река;

3.Океан;

4.Озеро.

Тест по теме:  «Про воздух и про воду»

Фамилия, имя _____________________класс_________

1.Какой из газов в воздухе самый важный?

1. Азот;

2. Кислород;

3. Углекислый газ.

2.Где находится воздух?

1. На улице;

2. В классе;

3. Повсюду.

3.Определи, каким объектам нужен воздух?

1. Живой  природе;

2. Неживой  природе;

3. Предметам рукотворного мира.

4.Что воздух не загрязняет?

1. Костёр;

2. Растения;

3. Отходы промышленного производства.

5. Определи свойства воздуха:

1. Не имеет цвета, не имеет запаха, невидим, прозрачен.

2. Голубого цвета, имеет запах, видим, прозрачен.

3. Белого цвета, не имеет запаха, невидим, непрозрачен.

6.Каким цветом на карте обозначена вода?

1.Зелёным;

2. Коричневым;

3. Голубым.

7.Назови причины загрязнения воды?

1. Вредные вещества, выбрасываемые заводами и фабриками.

2. Дожди;

3.Нефтепродукты.

8. В каких водоёмах находится пресная вода?

1.Море;

2.Река;

3.Океан;

4.Озеро.

Факты и информация о загрязнении пластмасс

Фотография Рэнди Олсона, Nat Geo Image Collection

Читать подпись

Дети играют на берегу залива Манилы на Филиппинах, который загрязнен пластиковыми отходами.

Фотография Рэнди Олсона, Nat Geo Image Collection

Большая часть планеты плавает в выброшенном пластике, что наносит вред животному и, возможно, здоровью человека.Можно ли это убрать?

Загрязнение пластмассы стало одной из наиболее актуальных экологических проблем, поскольку стремительное увеличение производства одноразовых пластмассовых изделий перевешивает способность мира справляться с ними. Пластичное загрязнение наиболее заметно в развивающихся странах Азии и Африки, где системы сбора мусора часто неэффективны или вообще отсутствуют.Но развитый мир, особенно в странах с низкими показателями рециркуляции, также испытывает проблемы с надлежащим сбором выброшенных пластиков. Пластиковый мусор стал настолько повсеместным, что побудил к разработке глобального договора, согласованного Организацией Объединенных Наций.

Как это случилось?

Пластмассам, произведенным из ископаемого топлива, более ста лет. После Второй мировой войны производство и разработка тысяч новых изделий из пластика ускорились, поэтому преобразить современную эпоху так, что жизнь без пластмасс будет сегодня неузнаваема.Пластмасса произвела революцию в медицине с помощью спасательных устройств, сделала возможным космические путешествия, облегчила автомобили и самолеты — экономия топлива и загрязнений — и спасла жизни с помощью шлемов, инкубаторов и оборудования для чистой питьевой воды.

Тем не менее, предложение пластмасс для удобства привело к созданию одноразовой культуры, которая раскрывает темную сторону материала: сегодня на одноразовые пластмассы приходится 40 процентов производимого каждый год пластика. Многие из этих продуктов, такие как полиэтиленовые пакеты и упаковки для пищевых продуктов, имеют срок службы от нескольких минут до нескольких часов, однако они могут сохраняться в окружающей среде в течение сотен лет.

Пластмасс по номерам

  • Половина всех когда-либо произведенных пластиков была изготовлена ​​за последние 15 лет.
  • Производство увеличилось в геометрической прогрессии, с 2,3 млн. Тонн в 1950 году до 448 млн. Тонн к 2015 году. Ожидается, что производство удвоится к 2050 году.
  • Ежегодно около 8 миллионов тонн пластиковых отходов уходит в океаны из прибрежных стран. Это эквивалентно установке пяти мусорных мешков с мусором на каждом футе береговой линии по всему миру.
  • Пластмассы часто содержат добавки, которые делают их более прочными, гибкими и долговечными. Но многие из этих добавок могут продлить срок службы продуктов, если они станут мусором, по некоторым оценкам, до 400 лет, чтобы сломаться.
,

АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ ПО БИОИНДИКАТОРАМ

Презентация на тему: «АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ ПО БИОИНДИКАТОРАМ» — Стенограмма презентации:

1 АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ ПО БИОИНДИКАТОРАМ ANALYSIS of WATER POLLUTION according to BIOINDICATORS

2 Загрязнение воды Биоиндикаторы — это организмы, которые указывают на загрязнение экосистемы.

3 Загрязнение воды Существует 5 классов загрязнения: класс 1: чистая вода
класс 2: частично загрязненная вода класс 3: умеренно загрязненная вода класс 4: сильно загрязненная вода класс 5: чрезвычайно загрязненная вода

4 Чистая вода Ephemeroptera Plecoptera Clean water Ephemeroptera Plecoptera

5 Частично загрязненная вода Gammarus Asellus Aquaticus Partly polluted water Gammarus Asellus Aquaticus

9 Загрязнение воды Население
Эфемероптера: 2 предмета Плекоптера: 6 предметов Трикоптера: 13 предметов Turbellaria: 2 предмета Asellus Aquaticus: 1 предмет Tubifex: 4 предмета Urtica Dioica: 1 предмет Water pollution Population

.
Эвакуация в стиле Дюнкерка, так как вулкан Вануату загрязняет питьевую воду

СИДНЕЙ — Вануату начал эвакуацию в стиле Дюнкерка на северном острове Амбэ, поскольку флотилия лодок спасает островитян от извергающегося вулкана.

Извержение загрязнило многие водные источники острова, в результате чего тысячи людей нуждаются в безопасной питьевой воде, заявил в воскресенье представитель Красного Креста Джо Кропп по телефону.

«Вода имеет решающее значение», сказал он. «Важно сразу же заняться этим.”

Вулкан Манаро Вуи, крупнейший в стране, был замечен, когда новозеландский вулканолог Брэд Скотт пролетал над вулканом в воздухе.

«Может быть, примерно каждые 8–10 секунд происходил взрыв, подбрасывающий лавовые бомбы, может быть, на 50–100 метров над кратером, а также два небольших потока лавы, которые также текут через остров в озеро», — сказал он в Интервью Радио NZ опубликовано в воскресенье.

Толпы островитян, по крайней мере, из трех пунктов эвакуации на острове начали высадку на флотилию кораблей, включая паромы, каноэ и коммерческие суда, для обеспечения безопасности окружающих островов Маэво, Пятидесятницы и Санто.

Правительство Вануату хочет, чтобы все 11 000 островитян были эвакуированы к 6 октября.

Австралия направила десантный корабль-амфибию Bay Class HMAS Choules в субботу, чтобы помочь перемещать население, и ожидается, что он прибудет к середине недели.

Некоторые островитяне вылетают, а другие уже переехали, чтобы остаться с друзьями или родственниками в столице, Порт-Вила.

Более 6000 человек отправились в аварийные приюты на острове южной части Тихого океана в рамках подготовки к полной эвакуации.

Манаро Вуйи ожил в сентябре, угрожая жителям острова горящим пеплом, токсичным газом и кислотными дождями.

Вулкан венчает кратерные озера. Один из них, озеро Воуи, находится прямо на вершине извержения, что делает его взрывоопасным и представляет смертельную угрозу лахара: кипящая грязь стекает по склону горы, сообщил агентству Reuters вулканолог из Университета Маккуори Кристофер Ферт в субботу по телефону.

,
Замечания по ревизии для науки Глава 18 — Загрязнение воздуха и воды (8 класс)

  

Что такое воздух?

Воздух - это комбинация различных газов, которые образуют атмосферу Земли.Составляющие воздуха - это азот (78%), кислород (21%), водяной пар, углекислый газ и другие газы, такие как гелий, озон, аргон и т. Д. (0,04%), а также частицы пыли, пыльца и споры. Эта составляющая воздуха может отличаться на других планетах. Однако на некоторых планетах нет воздуха. Пространство не содержит воздуха.

Figure 1 Constituents of air

Рисунок 1 Составляющие воздуха

Что такое загрязнение воздуха?

По данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха определяется как присутствие в воздухе различных веществ в определенной концентрации, которые наносят вред людям и окружающей среде.

Другими словами, когда воздух загрязняется из-за вредных и ненужных веществ, которые могут повлиять на живые и неживые существа на земле, это называется загрязнением воздуха.

Figure 2 Pollution of Air due to industries

Рисунок 2 Загрязнение воздуха из-за промышленности

Как воздух загрязняется?

Загрязнители воздуха : Любые нежелательные или вредные вещества, присутствующие в воздухе, которые ухудшают его качество и загрязняют его, называются загрязнителями воздуха.Например, дым является загрязнителем воздуха. Загрязнители воздуха могут быть классифицированы в различные категории на основе их источников.

1. Загрязнители воздуха внутри и снаружи помещений

Внутренние загрязнители

Эти загрязнители образуются в помещениях домов, учреждений, зданий или коммерческих объектов. Загрязнение воздуха внутри помещений не может серьезно повлиять на здоровье людей, но, безусловно, может повлиять на них в долгосрочной перспективе. Различные загрязнители в помещении:

  • табачный дым

  • биологических загрязнителей, таких как шерсть домашних животных, грибки, бактерии, пыльца и т. Д.

  • строительных материалов, таких как свинец и асбест (асбест может вызвать рак)

  • газов, таких как окись углерода

Figure 3 Indoor Air Pollutants

Рисунок 3 Загрязнители воздуха в помещениях

Что такое качество воздуха в помещении (IAQ)?

Качество воздуха в помещении определяется как качество воздуха внутри домов, зданий и коммерческих сооружений.Низкое качество воздуха в помещении может привести к немедленным последствиям, таким как раздражение глаз, покраснение глаз, головные боли или головокружение. Это может также привести к неблагоприятным последствиям в долгосрочной перспективе, таким как проблема астмы. Очистители воздуха используются во многих домах и офисах для обеспечения чистого воздуха в окрестностях.

Наружные загрязнители

Загрязнение атмосферного воздуха относится к загрязнению воздуха в открытой окружающей среде. Загрязнители атмосферного воздуха обычно возникают в результате сжигания ископаемого топлива, дыма в промышленности и транспортных средствах.Они отрицательно влияют на качество воздуха и, следовательно, на всю окружающую среду Земли. Различные наружные загрязнители:

  • окись углерода

  • оксид азота

  • диоксид серы

  • углеводородов

Figure 4 Outdoor Air Pollution Sources

Рисунок 4 Источники загрязнения атмосферного воздуха

2.Первичные и вторичные загрязнители воздуха

В зависимости от их выбросов в воздух загрязняющие вещества могут быть отнесены к категории первичных или вторичных. Первичные загрязнители — это те, которые выбрасываются непосредственно в окружающую среду. Например, вредные газы, такие как окись углерода, двуокись углерода, двуокись серы, окись азота и т. Д., Выбрасываются в атмосферу непосредственно из промышленных предприятий и транспортных средств.

Вторичные загрязнители — это те, которые образуются в результате реакций между различными составляющими года.Например, кислотный дождь является вторичным загрязнителем. Оксиды азота вступают в реакцию с водяным паром, присутствующим в воздухе, и образуют азотную кислоту.

Figure 5 Primary and Secondary Air Pollutants

Рисунок 5 Первичные и вторичные загрязнители воздуха

Причины загрязнения воздуха

  • Загрязнение воздуха из природных источников: иногда лесные пожары или извержения вулканов могут привести к выбросу избытка дыма и пыли в атмосферу.

  • Сжигание ископаемого топлива : уголь и нефть, используемые в промышленности и транспортных средствах, при сжигании выделяют в воздух вредные вещества, такие как оксид углерода, оксиды азота и диоксид серы.

  • Выхлопные газы с заводов: во многих отраслях промышленности выделяются вредные вещества, такие как углекислый газ, углеводороды и другие вредные химические вещества, которые ухудшают его качество.

  • Сельскохозяйственная деятельность: Использование инсектицидов, удобрений и пестицидов приводит к выбросу химических веществ в воздух. Сельскохозяйственная деятельность также приводит к выбросу аммиака в атмосферу, которая чрезвычайно опасна для нас.

  • Загрязнение из-за домашних хозяйств: краски, чистящие средства, кондиционеры, холодильники и другие бытовые приборы, используемые в домах, также способствуют загрязнению воздуха. Кондиционеры и холодильники выпускают хлорфторуглероды, которые повреждают озоновый слой земли. Сжигание дров и коровьего навоза в сельской местности также приводит к загрязнению воздуха.

  • Добыча полезных ископаемых: добыча приводит к выбросу большого количества пыли и химикатов в воздух.

Влияние загрязнителей на окружающую среду

Загрязнители Источник Эффекты

Угарный газ

Произведено из-за неправильного сгорания топлива.

● Ядовитый газ

● Уменьшает кислородную емкость крови

Смог

Это сочетание тумана и дыма.

● вызывает затруднение дыхания

● Может вызывать астму, хрипы, кашель

● Приводит к снижению видимости

Диоксид серы

Произведено в основном за счет сжигания угля

● Приводит к проблемам с дыханием

● Может вызвать повреждение легких

Хлорфторуглероды (ХФУ)

Производится из кондиционеров, холодильников и аэрозолей

● Ухудшить озоновый слой

Взвешенные твердые частицы (СЗМ)

Произведено в результате сжигания топлива

● Причина снижения видимости

● Привести к проблемам с дыханием

Загрязнение воздуха и тематическое исследование Тадж-Махала

Мы знаем, что загрязнение воздуха может серьезно повлиять на окружающую среду.Один прекрасный пример вредного воздействия загрязнения воздуха можно увидеть на Тадж-Махале, самой известной и красивой туристической достопримечательности Индии.

Загрязнение воздуха в этом регионе привело к обесцвечиванию белого мрамора Тадж-Махала.

Figure 6 Effect of Air Pollution on Taj Mahal

Рисунок 6 Влияние загрязнения воздуха на Тадж-Махал

Причины загрязнения воздуха в Агре и влияние на Тадж-Махал

  • Основными источниками загрязняющих веществ в воздухе вокруг Тадж-Махала являются предприятия вокруг Агры.

  • Нефтеперерабатывающий завод Mathura и другие отрасли, включая автомобили, переработку резины и химикаты, выпускают вредные вещества в воздух.

  • Основными загрязнителями являются диоксид азота и диоксид серы. Эти загрязнители приводят к кислотных дождей в регионе Агры.

  • Когда диоксид азота соединяется с водой, он образует азотную кислоту, а когда диоксид серы соединяется с водой, он образует серную кислоту.

  • Дождевая вода, которая падает на Тадж-Махал, приводит к разрушению мрамора. Это также называется « рак мрамора «.

  • Нефтеперерабатывающий завод в Матхуре является основным источником взвешенных частиц (SPM) в воздухе вокруг Тадж-Махала, благодаря которому белый мрамор выглядит желтого цвета .

Были предприняты шаги для уменьшения загрязнения воздуха в районе вблизи Тадж-Махала

  1. Промышленность переходит на чистое топливо, такое как КПГ и СНГ, чтобы предотвратить загрязнение воздуха и защитить памятник.

  2. Кроме того, неэтилированный бензин должен использоваться в автомобилях для предотвращения вредного дыма от транспортных средств вблизи района Тадж-Махал.

Парниковый эффект

  1. Когда солнечные лучи попадают в атмосферу Земли, часть излучения отражается обратно в космос, а часть попадает в атмосферу Земли.

  2. Это возможно из-за определенных парниковых газов в атмосфере Земли, которые могут улавливать солнечное тепло.Например, углекислый газ, метан, закись азота и водяной пар могут задерживать солнечную радиацию в земле. Это явление называется парниковым эффектом .

  3. Из-за этого парникового эффекта земля имеет стабильную температуру, которая может поддерживать существование жизни на ней. Парниковый эффект обеспечивает необходимое тепло для земли.

  4. Однако из-за избытка углекислого газа в атмосфере парниковый эффект становится серьезной проблемой для Земли.

  5. Избыток парниковых газов приводит к поглощению большего количества тепла внутри Земли, что в дальнейшем приводит к постепенному повышению температуры Земли. Это явление повышенной температуры Земли называется глобальным потеплением .

Figure 7 Greenhouse Effect

Рисунок 7 Парниковый эффект

Источники углекислого газа на земле:

  1. Деятельность человека, такая как сжигание ископаемого топлива и промышленная деятельность и т. Д., Приводят к выбросу углекислого газа в атмосферу.

  2. Вырубка лесов приводит к дисбалансу количества углекислого газа и кислорода в воздухе, поскольку растения поглощают углекислый газ из окружающей среды и в свою очередь выделяют кислород. Поэтому вырубка лесов приводит к увеличению присутствия углекислого газа в атмосфере.

Последствия глобального потепления

Figure 8 Effects of Global Warming

Рисунок 8 Влияние глобального потепления

  • Глобальное потепление приводит к повышению температуры Земли, что вызывает таяние ледников и, следовательно, повышение уровня моря.Следовательно, это приводит к затоплению районов вокруг моря.

  • Это также приводит к экстремальным погодным условиям в разных местах Земли.

  • Увеличение количества осадков в разных местах произошло из-за более высоких температур Земли.

  • Вымирание видов или утрата мест обитания происходит из-за глобального потепления, поскольку животные не могут адаптироваться к изменяющимся климатическим условиям Земли.

Что такое озоновый слой?

  • Земная атмосфера покрыта слоем озонового газа вокруг.

  • Этот озоновый газ предотвращает попадание опасных ультрафиолетовых лучей солнца на поверхность земли.

  • Ультрафиолетовые лучи солнца, если они достигают поверхности земли, могут вызвать серьезные проблемы.

  • Они могут воздействовать на растения, вызывать рак у людей, кожные и глазные заболевания и наносить вред всем другим биотическим и абиотическим компонентам Земли.

  • Следовательно, озоновый слой играет важную роль в окружающей среде.

Что такое истощение озонового слоя?

Озоновый слой можно назвать ухудшением озонового слоя из-за присутствия вредных веществ в окружающей среде. Основной причиной истощения озонового слоя являются ХФУ или хлорфторуглероды. Они реагируют с газообразным озоном и образуют молекулярный кислород.

Figure 9 Ozone Layer Depletion

Рисунок 9 Истощение озонового слоя

Предотвращение загрязнения воздуха

  1. Переход на более чистые виды топлива, такие как КПГ и СНГ, может привести к снижению загрязнения воздуха.

  2. Повышение осведомленности людей о загрязнении воздуха и его вредных последствиях побудит их принять участие в его предотвращении.

  3. Увеличение использования солнечной энергии, энергии ветра и гидроэнергетики.

  4. Посадка все большего количества деревьев вокруг городов в сельской местности. Индия ежегодно празднует «Ван Махотсав» в июле, когда люди собираются вместе и сажают деревья в больших масштабах.

  5. Вместо того, чтобы сжигать сухие листья и другие органические материалы, они должны быть сброшены в компост.

  6. Использование газовых плит вместо сжигания угля или дров для приготовления пищи.

  7. Совместное использование транспортных средств или использование общественного транспорта для уменьшения количества транспортных средств на дороге и, следовательно, загрязнения воздуха.

  8. Использование экологически чистых красок и чистящих средств для бытовых и других зданий.

Загрязнение воды

  • Вода необходима не только для существования жизни на земле, но и для ежедневных действий, таких как уборка, стирка одежды, купание, приготовление пищи и т. Д.

  • Из-за этих действий некоторые вещества смешиваются в воде, что делает ее небезопасной для дальнейшего потребления.

  • Это добавление биологических, химических и физических веществ в воду называется загрязнением воды.

  • Эти вещества загрязняют воду и делают ее непригодной для потребления людьми, а животные называются загрязнителями воды.

Figure 10 Sources of Water pollution

Рисунок 10 Источники загрязнения воды

Как загрязняется вода?

Тематическое исследование реки Ганга

  • Ганга — одна из самых значительных рек Индии. Это течет через много городов, городов и деревень северной, восточной и центральной Индии.

  • Люди, живущие в этих регионах, зависят от воды Ганги как в плане средств к существованию, так и в повседневных нуждах.

  • Но было установлено, что Ганга является одной из 10 рек, находящихся под угрозой исчезновения в мире согласно Всемирному фонду природы (WWF). Это из-за его экстремального загрязнения. Река была названа мертвой в нескольких местах, так как там нет водной жизни.

Причины загрязнения воды Ганги

  1. Различные города, деревни и города, через которые протекает река Ганга, выпускают в нее неочищенные сточные воды, мусор, трупы и другие вредные вещества.

  2. Река Ганга, протекающая через регион Канпур в штате Уттар-Прадеш, является наиболее загрязненной частью этой реки. Это так из-за большого населения Канпура.

  3. Люди используют речную воду для купания, чистки, стирки одежды и даже испражняются в реке. От полиэтиленовых сумок до идолов богов, цветов и мусора, люди через несколько вещей в реке. Все это приводит к его загрязнению.

  4. Поток реки Ганга в районе Канпур является медленным, что приводит к большему загрязнению его в стоячей воде.

  5. В Канпуре насчитывается более 5000 отраслей промышленности, включая производство кожевенных, моющих, лакокрасочных и удобрений. Все эти выбросы токсичных отходов в реке, что приводит к ее загрязнению.

Чтобы предотвратить загрязнение реки Ганга, правительство Индии в 1985 году инициировало План действий Ганга . Тем не менее, рост промышленности и растущее население Индии повредили реку, чтобы использовать ее.Поэтому правительство Индии в настоящее время выступило с еще одной инициативой под названием «Национальная миссия« Чистая Ганга » в 2016 году» ».

Загрязнение воды и его последствия
Источники загрязнения воды
Загрязнители
Эффекты

Отрасли промышленности

(нефтеперерабатывающие заводы, текстильные фабрики, сахарные заводы, бумажные фабрики, химические заводы)

● повысить токсичность для растений и животных

● влияют на почву и препятствуют росту растений, повышают кислотность почвы

● горячая вода повышает температуру водоемов

● влияет на растения и животных, живущих в нем

Пестициды и Weedicides

Химические вещества — медь, мышьяк, сульфаты, свинец, хлор, сера, азот, кислород

● вызвать загрязнение подземных вод

● загрязнять водоемы

● увеличение количества водорослей в прудах и озерах, снижение уровня кислорода в воде

● приводит к гибели водных животных

Неочищенные сточные воды

  • пищевых отходов

  • моющих средств

  • микроорганизмов

● загрязняет подземные воды

● вызывает такие заболевания, как желтуха, холера и брюшной тиф, а также вирусные инфекции

Что такое эвтрофикация?

  • Эвтрофикация — это наличие избытка питательных веществ в воде, особенно в стоячей воде.

  • Эвтрофикация в основном происходит из-за добавления химических веществ в водоемы.

  • В результате большое количество водорослей и других растений начинают расти в воде.

  • Когда они умирают, разлагающие начинают подниматься в воду. Эти разложители поглощают большую часть кислорода воды.

  • Следовательно, недостаток кислорода приводит к гибели водных животных в водоеме.

Figure 11 Eutrophication

Рисунок 11 Эвтрофикация

Питьевая вода

Питьевая вода или вода, пригодная для потребления и приготовления пищи, также называется Питьевая вода.

Как очищается вода?

  • Для предотвращения загрязнения воды вода из домашних хозяйств, промышленных предприятий и других источников очищается на очистных сооружениях, а затем сбрасывается в водоемы.

  • Кроме того, вода из водоемов очищается перед передачей ее домохозяйствам и другим предприятиям, чтобы обеспечить ее пригодность для использования.

Как вода становится безопасной для питья?

  1. Фильтрация: — это физический метод удаления примесей из воды. Многие домашние хозяйства используют водоочистители, которые могут фильтровать воду и сделать ее безопасной для питья.

  2. Кипячение: убивает микробы, присутствующие в воде. Многие люди кипятят воду перед тем, как ее пить.

  3. Хлорирование: Хлор — это натуральное чистящее средство для воды, которое делает его пригодным для потребления. Часто таблетки хлора добавляют в воду для удаления из нее примесей.

Как предотвратить загрязнение воды?

  1. Промышленность должна строго соблюдать законы и не выбрасывать неочищенные сточные воды в реки или любые другие водоемы напрямую.

  2. Больше водоочистных сооружений должно быть установлено вблизи промышленных зон.

  3. Мы должны максимально экономить воду, например, мы можем убедиться, что в домах нет протекающих кранов.

  4. Нам следует повторно использовать воду, если мы можем, например, воду, которую мы используем для стирки одежды, также можно использовать для мытья полов в доме.

Figure 12 Steps to Prevent Water Pollution

Рисунок 12 Шаги по предотвращению загрязнения воды

Figure 12 Steps to Prevent Water Pollution

Особенности курса

  • 728 видео лекций
  • Редакция Примечания
  • Предыдущий год Документы
  • Mind Map
  • Планировщик обучения
  • NCERT Solutions
  • Дискуссионный форум
  • Тестовая бумага с Video Solution

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *