cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ответы олимпиада по обществознанию 10 класс 2019 – Олимпиада по обществознание 10 класс. Онлайн этап 2019-2020 год

Олимпиада по обществознанию 10 класс, задания с ответами

На этой странице вы найдете примеры заданий олимпиады по обществознанию. Здесь представлены тестовые вопросы и открытые вопросы, которые заставят учащихся 10 класса не просто повторить материал, изученный на уроках, но также анализировать изученное, уметь применять свои знания в решении различных задач. Таким образом, используя данный материал, школьники подготовятся к олимпиаде и смогут добиться высоких результатов.

Представленный комплект заданий олимпиады по обществознанию одинаково успешно можно использовать как на уроках в 10 классе, так и во время самостоятельной подготовки. Ученики смогут самостоятельно оценить себя, сверяясь с правильными ответами и решениями, записанными внизу страницы.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
А) росте культурного многообразия

Б) формировании сети международных террористических организаций
В) истощении природных ресурсов
В) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:
А) его влияние не имеет последствий
Б) благоприятно
В) неблагоприятно
Г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является
А) слабость и неразвитость демократических институтов
Б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
В) преобладание частной формы собственности
Г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:
А) единства и борьбы противоположностей
Б) «вызов — ответ»
В) смены общественно-экономических формаций
Г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
1 — Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
2 — Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А) оба суждения неверны
Б) верно только второе
В) оба суждения верны
Г) верно только первое

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
А) субъектом выступает отдельная личность
Б) средства должны соответствовать целям
В) цель состоит в получении достоверного знания
Г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре
А) элитарной
Б) массовой
В) национальной
Г) обыденной
8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для
1 — заочного приобретения образования.
2 — повышения индивидуального уровня культуры.
А) верны оба суждения
Б) оба суждения неверны
В) верно только второе
Г) верно только первое

9. Целью правового государства является
А) создание вертикали власти
Б) формирование правовой культуры общества
В) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

Г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?
А) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора
Б) монарх является верховным главнокомандующим
В) власть монарха не имеет законодательных ограничений.
Г) монарх утверждает главу кабинета

Открытые вопросы

Вопрос 1
Назовите общее понятие для приведенных ниже:
— Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер.
— Государственные органы, территория, исключительное право издавать законы, сбор налогов.

Вопрос 2
Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
— Валютная спекуляция, тариф на экспорт, экспортная субсидия, импортная квота, эмбарго.
— Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства.

— Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания.

Вопрос 3
Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля. Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4
Вставьте понятие:
__________________ — это часть общих издержек фирмы, величина которых зависит от объема выпуска. Большая часть этих издержек приходится на труд и сырье.

__________________ — накопленная сумма дефицитов государственного бюджета, то есть общий объем непогашенных государственных обязательств (внешних и внутренних).

Вопрос 5
Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы.

Участник научного симпозиума гражданин Н. заявил, что государство должно исключить «агрессивное насилие», то есть применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. При том, запрет на агрессивное насилие должен быть правовым, а не этическим, то есть нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке.
Каких идеологических взглядов придерживается гражданин Н? Кто из современных российских экономистов или политиков разделяет эти взгляды?

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветГГВББ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВАБВ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

1 — профессиональные участники рынка ценных бумаг.
2 — характерные признаки государства
Ответ на вопрос 2:
Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
1 — Валютная спекуляция. В ряду приведены примеры внешнеторговой политики, а валютная спекуляция является примером получения доходов физическими или юридическими лицами на валютном рынке от спекуляций с валютой.
2 — Лишним является выборность органов государства, поскольку она не является существенным признаком правового государства.
3 — убеждение – метод властвования, остальные – источники власти.
Ответ на вопрос 3:
К. не обязан давать показания, т.к. в соответствии со ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.
Ответ на вопрос 4:
1 — Переменные издержки
2 — Государственный долг
Ответ на вопрос 5:
Либертарианской идеологии. Например, Андрей Илларионов

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по обществознанию 10 — 11 класс (школьный этап)

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

2017-2018

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Время выполнения — 2,5 часа

11 класс

Максимальное количество баллов – 80

Задание № 1– 19 баллов

Задание № 2 — 51 баллов

Задание № 3 – 10 баллов

ЗАДАНИЕ 1

1. Выберите верный вариант ответа:

1.Особенностью научного познания является:

1) использование наблюдений;

2) опора на здравый смысл;

3) констатация событий;

4) стремление к объективности.

2. С ростом объемов потребления населением товаров и услуг растет(ут):

1) объемы производства;

2) размер подоходного налога;

3) мобильность трудовых ресурсов;

4) дефицит государственного бюджета.

3. В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом.

Какая форма правления существует в государстве М.?

1) Конституционная монархия;

2) президентская республика;

3) парламентская республика;

4) смешанная республика.

4. Каким термином называют своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека?

1) субъект;

2) человек;

3) личность;

4) индивидуальность.

5. Верны ли следующие суждения об экономической функции государства?

А. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

Б. Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов;

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

6.Экономическая категория, отражающая права владельца имуществом:

1) это кооперация;

2) это приватизация;

3) это собственность;

4) это декларация.

7. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

Б. В любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

8. Деятельность муниципального образования регулируется:

1) гражданским правом;

2) муниципальной администрацией;

3) администрацией субъекта федерации;

4) уставом муниципального образования.

9. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в брак только внутри своей группы. Этой группой является:

1) народность;

2) каста;

3) нация;

4) класс.

10. Какой правоохранительный орган входит в состав Правительства РФ?

1) Арбитражный Суд.

  1. 2) Верховный Суд РФ.

3) Министерство внутренних дел.

4) Генеральная Прокуратура РФ.

11. Верны ли следующие суждения о трудовом договоре?

А. О расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя не позже чем за две недели.

Б. Одной из причин, по которой администрация может расторгнуть бессрочный трудовой договор, является несоответствие работника занимаемой должности.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о культуре?

А) Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б) Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

13. Данная семья включает несколько совместно проживающих родственников, младшие в ней подчиняются старшим. Как называют эту семью?

1) Традиционной;

2) партнерской;

3) супружеской;

4) нуклеарной.

14. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

1) как мотив;

2) как средство;

3) как объект;

4) как субъект.

15. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Правоотношения могут быть как односторонними, так и многосторонними.

Б. Гражданские правоотношения касаются исключительно имущественных прав граждан.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

ЗАДАНИЕ №2

2.1. Согласны ли Вы со следующими суждениями? Дайте правильный ответ («Да» или «Нет») (5 баллов)

суждение

ответ

1. На общенациональных выборах партия получила 35% голосов избирателей, а в парламенте ей досталось 18% депутатских мест. Можно констатировать, что в этой стране пропорциональная избирательная система.

2. Семнадцатилетний подросток уволен с работы как не прошедший испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства

3. Стоимость продукции выпускаемой фирмой возросла на 12% из-за роста цен на сырье и энергию. Можно утверждать, что имеет место кредитная инфляция.

4. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

5. После Февральской революции 1917 г. в России создавались многие профессионально-политические объединения. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.

2.2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! (10 баллов)

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «………». Совокупность черт, отличающих человека от всех других существ, определяется понятием «……». При этом учитываются «……» его характеристики. Понятием « ……» определяют систему «……» характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «……» как продолжающийся «……» процесс усвоения культурных норм и социальных «……». Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение «…….»; подростку необходимо мнение «……..».

1. социализация

2. роль

3. родители

4. личность

5. группа сверстников

6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические

11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация

2.3. Решите задачи (9 баллов)

1. Решением Н-ского районного суда города М брак между супругами Курочкиными был расторгнут. Судом было определено совместное проживание детей с отцом. Не согласившись с решением суда, Курочкина сообщила, что намерена обжаловать указанное решение, однако через 2 дня Курочкин скончался, не оставив завещания.

Определите доли в составе наследства следующих лиц, при условии, что иных наследников у Курочкина нет:

А) супруги Курочкина;

Б) сына Курочкина от брака с Курочкиной;

В) дочери Курочкина от брака с Курочкиной;

Г) матери Курочкина;

Д) брата Курочкина.

Ответ обоснуйте.

2. Банков написал заявление об увольнении по собственному желанию 1-го апреля. По истечении двухнедельного срока договор расторгнут не был, и Банков продолжил работу, не настаивая на увольнении. Однако, 30-го апреля администрация в лице начальника отдела кадров сообщила ему об увольнении в соответствии с поданным им ранее заявлением по собственному желанию.

Правомерны ли такие действия администрации? Ответ обоснуйте.

3. 19-летний Сайкин и 17-летняя Майорова, находящаяся на седьмом месяце беременности, решили официально оформить свои отношения. Когда они пришли в орган ЗАГС по месту жительства, сотрудница, которая принимает заявления сказала, что Майорова еще не достигла брачного возраста, поэтому она не может принять их заявление без согласия на брак родителей Майоровой. Объяснила она это тем, что до достижения совершеннолетия родители являются законными представителями Майоровой.

Права ли сотрудница органов ЗАГС?

Ответ обоснуйте.

2.4. По какому принципу образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице.

1. Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, единый социальный налог.

2. Мифологическое, научное (рациональное), чувственное.

3. Политическая организация общества, социально-политические и правовые нормы, политические отношения.

4. Товарный, финансовых услуг, нематериальных благ.

5. Статусная роль, статусный диапазон, статусные символы.

ряда

Принципы образования рядов

Новый элемент ряда

(например)

1.

2.

3.

4.

5.

По 1 балла за правильный ответ. По 1 баллу за каждый правильно включённый дополнительный элемент.

Всего за задание – 10 баллов.

2.5. В современной науке существуют три основных подхода к изучению общества.

1. Какое из приведенных ниже суждений об «обществе вообще» Вы считаете наиболее отвечающим основной цели научного знания?

2. Что является целью научного знания?

3. Обоснуйте, почему две другие представленные позиции не отвечают в полной мере основной цели научного знания.

1. Поскольку «общество вообще» невозможно обнаружить в реальном времени и пространстве, оно не может быть объектом изучения науки;

2. «Обществом вообще» называют логическую модель, в которой отображены универсальные законы строения, функционирования и развития, присущие любому обществу, независимо от времени и места его существования;

3. Социолог может использовать словосочетание «общество вообще», но не должен забывать, что это понятие выражает лишь самое общее, номинальное сходство между конкретными странами и народами, не имеющее решающего значения этой науки.

По 4 балла за каждое аргументированное объяснение — всего 8 баллов.

Всего за задание 17 баллов.

ЗАДАНИЕ 3. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. (10 баллов)

Темы эссе:

  1. философия — «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьих он руках». (П. Устинов)

  2. социальная психология — «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)

  3. экономика — «Богатство излишняя роскошь, это кража, совершенная у других» (Р.Роллан).

  4. социология — «Одна и та же социальная роль по разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон).

  5. политология — «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков).

  6. правоведение — «Нет общества без права» (Папиниан).

infourok.ru

Олимпиада по обществознанию 10 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура.

1.2. Муж, сын, отец, брат.

1.3. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий.

2. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

2.1. а) Выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. б) Повышение учетной ставки процента. в) регулирование правительственных расходов и доходов. г) Снижение налогов.

2.2. а) Предупреждение. б) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. в) Компенсация морального вреда. г) Дисквалификация.

2.3. а) Политические партии помещаются на правом фланге политического спектра. б) Партии находятся в оппозиции существующему правительству; в) Партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований. г) Партии отличатся приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.

3.  Заполните пропуски в рядах:

3.1. а) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья — _____; мусульманская правовая семья – шариат.

3.2. а) Аристотель – ______; Дж. Локк – договорная теория происхождения государства; К. Маркс – классовая теория происхождения государства. Г. Спенсер – органическая теория происхождения государства.

3.3. а) Гносеология – теория познания; онтология — _____; аксиология – теория ценностей.

4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

4.1 Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

4.2 Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

4.3 Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания – социальная философия.

4.4 Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго-Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

4.5 Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

4.6 К скрытой безработице можно отнести наличие таких рабочих мест в экономике, труд на которых в течение полного рабочего дня не обеспечивает работнику даже прожиточного минимума.

4.7 Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

5. Перед вами таблица, в правом столбце которой представлены фрагменты, характеризующие одно из основных обществоведческих понятий. Озаглавьте таблицу, вписав это понятие в первой строке. Заполните левый столбец таблицы, вписав основные составляющие этого понятия в соответствие с представленными фрагментами.

«Вопросы интеллектуальной собственности и авторского права являются одними из самых сложных для рассмотрения и урегулирования судами, особенно когда они касаются споров, возникших по фактам правонарушений, совершенных с использованием сети Интернет. Судебная практика пока насчитывает единицы оконченных судебных дел. Это дело позволит не только защитить права автора, но и продолжить формирование на практике методов действенной правовой защиты авторов, произведения которых размещаются в сети Интернет», — прокомментировал процесс Антон Серго, президент компании «Интернет и Право»

Губернатор Георгий Боос предложил проработать вопрос о направлении в Калининградскую область средств, полученных за счет увеличения отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступающих из региона, и которые могли бы быть направлены на пенсионное обеспечение рыбаков. При этом правительство области взяло на себя обязательство значительно увеличить перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за счет роста производства, увеличение заработной платы.

Правда.Ру

Мэр столицы Юрий Лужков направил президенту Владимиру Путину письмо с просьбой принять на федеральном уровне срочные меры по ограничению и распространению через торговые сети продуктов, содержащих генно-измененные компоненты.

Российская газета.

Центральный выпуск №4391 от 19 июня 2007 г.

Вступают в силу новые ставки таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе.

В соответствии с постановлением правительства от 18 июля текущего года, с 20 августа экспортная пошлина на светлые нефтепродукты и сжиженные газы (ксилол, газойли, бензол, толуол, легкие и средние дистилляты, а также пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен, бутадиен и прочие сжиженные газы) составит теперь $158,1 за тонну против $146,9 за тонну ранее.

РИА Новости.

Госдума приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие установление уголовной ответственности за хранение и перевозку в целях сбыта поддельных денег и ценных бумаг. Речь идет о поддельных банковских билетах Центробанка РФ, металлических монетах, государственных ценных бумагах или других ценных бумагах в валюте РФ либо иностранной валюте или ценных бумаг в иностранной валюте.

GZT.ru

20 февраля 2008 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе признала ненадлежащей рекламу туристического агентства «Четыре сезона», распространявшуюся на странице 273 журнала «Я покупаю. Казань», поскольку в ней нарушены требования ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Пресс-служба Управления ФАС по РТ

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 118. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы. Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Созданное центральным информагентством России ИТАР-ТАСС и информационно-издательским агентством ПРАЙМ Агентство экономической информации ПРАЙМ-ТАСС учреждено в июне 1996 года. ПРАЙМ-ТАСС сегодня – признанный профессионал в сфере поставки оперативной информации в области экономики и финансов.

ПРАЙМ-ТАСС

6. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

6.1. На земельном участке, принадлежащем гражданину Арсеньеву на праве собственности, стоит его гараж. Соседний участок занимает семья Борисовых. Они строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы сгружают и складывают рядом с гаражом Арсеньева. В результате Арсеньев не может пользоваться своим гаражом, т.к. из-за груды материалов подъехать к нему невозможно.

С каким иском может обратиться в суд Арсеньев?

6.2. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России.

Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Установление»

Религия

«Благодать»

Личность

«Связка»

Идеология

«Отданная назад»

Доход

«Неожиданный»

Мышление

8. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

Понятия могут быть

АВ

1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).

В

А


2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).

А


3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).

С

В

4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).

В

А

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).

9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для ____ нужна добродетель, а для монархии ____ так для ____ правительства нужен ____. В добродетели оно не нуждается, а ____ была бы для него опасна. Безграничная власть ____ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство ____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ____. Но если в ____ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____ – единственное движущее начало этого образа ____ – исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)

1. Республика.

2. Демократия

3. Умеренный.

4. Прогрессивный.

5. Выбор.

6. Достоинство.

7. Страх.

8. Произвол.

9. Реакционный.

10. Преобразование.

11. Революция.

12. Честь.

13. Тирания.

14. Правление.

15. Деспотический.

16. Консервативный.

17. Государь.

18. Мораль.

19. Закон.

20. Судебный.

10. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции)

2. «Ей в приданое дано было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело;

Говорить оно умело;

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. «Но странная из солнца ясь

струилась, — и степенность

забыв, сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то, про это говорю,

Что- де заела РОСТа,

а солнце:

«Ладно, не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Светить легко?

— Поди, попробуй! –

А вот идешь –

Взялось идти,

Идешь – и светишь в оба!».

(В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

4. « — Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало…

На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

— Повесь на шею.» (А. Бушков «Рыцарь из ниоткуда»)

5. «Царь-девица говорит:

«Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний молоком,

Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

и красавцем учиниться –

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке…»

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

6. «Василисе всегда помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою. Зато Василиса, сама бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчевает ее приговаривая:

— На, куколка, покушай, моего горя послушай!» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

7. « И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)

8. «На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице. Ударился об пол и явился перед девицей прекрасным царевичем. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают:

— С кем это ты сестрица разговариваешь? А ну отопрись!

Царевич ударился об пол – и сделался перышком». («Перышко Финиста ясна сокола», русская народная сказка)

9. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». ( Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина.

11.1.

Весь мир — театр.

В нём женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет _______. ( У. Шекспир)

11.2.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый. (А.С. Пушкин)

12. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смитанеобходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

  1. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

  2. Здоровая консервативная политика — это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

  3. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

  4. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич)

multiurok.ru

Олимпиада по обществознанию 10 класс.

Задания школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

10 класс

Максимальный балл- 100

Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы):

1. Укажите языческую религию, которая явилась одним из важнейших истоков христианства:

а) Древнегреческая

б) Иудаизм

в) Древнеегипетская

г) Индуизм

д) Анимизм

2. Расторжение брака производится в судебном порядке:

а) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, вне зависимости от согласия одного из супругов

б) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

в) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния

3. Что из ниже перечисленного не относится к основным задачам ЦБ?

а) Защита и обеспечение устойчивости рубля

б) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации

в) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

г) получение прибыли

д) нет правильного ответа

4. Способность человека передавать последующим поколениям найденные и созданные вновь эффективные способы и средства жизнедеятельности называют:

а) социализацией

б) культурным наследованием

в) коммуникацией

г) культурным обменом

5. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации

6. Индустриализация, развернувшаяся в СССР в 1920 — 1930-х годах, привела к масштабной:

а) традиционализации населения

б) христианизации населения

в) эмиграции населения

г) маргинализации населения

7. Согласно современным философским представлениям, миф это:

а) Форма заблуждения, существовавшая на донаучной стадии развития человеческого познания

б) Донаучная форма знания

в) Ненаучная форма знания

г) Система учений, вообще не имеющая отношение к сфере познания

8. Выберите верное утверждение:

а) Этические нормы являются частным случаем социальных норм.

б) Этические нормы являются частным случаем неформальных социальных норм.

в) Этические нормы являются составной частью механизма социального контроля.

г) Среди предложенных нет правильных ответов.

За каждый правильный ответ – 2 балла

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет». (По 5 баллов за верный ответ)

1. Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности.

_________

2. К уровням научного знания относятся эмпирический и теоретический уровни.

_________

3. Прокуратура Российской Федерации относится к органам судебной власти.

_________

4. В ВВП данной страны включаются расходы фирмы на строительство нового цеха.

_________

Задание 3. Заполните пропуски:

Слово ________________ происходит от английского слова рынок и обозначает стратегию организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы.

Количество баллов — 4

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

1. Гражданское общество –

2. Лоббизм –

3. Циклическая безработица –

Количество баллов – 15, по 5 баллов за правильный ответ.

Задание 5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука». ( 5 баллов)

1. эксперимент 2. гипотеза 3. догматы 4. метод 5. наблюдение 6. исследование

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________________

Задание 6. Заполните таблицу

Государство

Форма правления

Форма государственного устройства

Россия

ФРГ

Украина

Франция

США

Количество баллов – 20 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ)

Задание7. Эссе. Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в предложенном высказывании. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задания, используйте знания, полученные при изучении обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (20 баллов)

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» (Л. Толстой)

Количество баллов — 20

Ответы к заданиям школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

10 класс

Задание 1

Ответ

1

А

2

АБВ

3

Г

4

Б

5

АБВ

6

Г

7

В

8

АБВ

. По 2 балла за верный ответ. Итого – 16 баллов

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет». По 5 баллов за верный ответ. Итого – 20 баллов

1. Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности.

_________

нет

2. К уровням научного знания относятся эмпирический и теоретический уровни.

_________

да

3. Прокуратура Российской Федерации относится к органам судебной власти.

_________

нет

4. В ВВП данной страны включаются расходы фирмы на строительство нового цеха.

_________

да

Задание 3. Заполните пропуски:

1. Слово ________________ происходит от английского слова рынок и обозначает стратегию организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы.

маркетинг (4 балла)

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

1. Гражданское общество – совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти

2. Лоббизм – деятельность, осуществляемая по заказу определённых организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.

3. Циклическая безработица – временная незанятость, связанная с общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах (безработица, вызываемая циклическими спадами производства).

По 5 баллов. Итого – 15 баллов

Задание 5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука». ( 5 баллов)

1. эксперимент 2. гипотеза 3. догматы 4. метод 5. наблюдение 6. исследование

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___ догматы

Задание 6. Заполните таблицу

Государство

Форма правления

Форма государственного устройства

Россия

Президентская республика (2 б.) или смешанная республика

Федерация (2 б.)

ФРГ

Парламентарная республика (2 б.)

Федерация (2 б.)

Украина

Парламентарная республика (2 б.)

Унитарное государство (2 б.)

Франция

Смешанная республика (2 б.)

Унитарное государство (2 б.)

США

Президентская республика (2 б.)

Федерация (2 б.)

Количество баллов – 20 баллов. (по 2 балла).

Задание7. Эссе. Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в предложенном высказывании. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задания, используйте знания, полученные при изучении обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (20 баллов)

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» (Л. Толстой)

Количество баллов — 20

Итого – 100 баллов

multiurok.ru

Олимпиада по обществознанию.Школьный этап.10 класс

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017/2018. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Время выполнения: 80 минут.

1. Выберите все правильные ответы (возможно несколько вариантов правильных ответов). Впишите в соответствующие ячейки выбранные вами ответы.

1.1. Выберите из списка признаки президентской республики.

1. наличие поста премьер-министра

2. право парламента вынести вотум недоверия правительству

3. президент совмещает обязанности главы государства и главы исполнительной власти

4. правительство несет ответственность перед президентом

5. президента выбирают на заседании парламента

.

1. материнство

2. новогодняя елка

3. сожжение чучела Масленницы

4. гостеприимство

5. праздники

1. возрастание числа расширенных семей

2. разделение институтов семьи и брака

3. возрастающая роль семьи в процессе социализации

4. переход от партнерской семьи к семье традиционного типа

5. увеличение числа детей в семьях

1. сезонная

2. структурная

3. фрикционная

4. циклическая

5. инфляционная

1. эмпирики

2. рационалисты

3. сенсуалисты

4. экзистенциалисты

5. утописты

1. почта

2. московский метрополитен им. Ленина

3. ГорЭнерго

4. социальная сеть «Одноклассники»

5. такси

1. равенство

2. тайну голосования

3. открытость процесса

4. альтернативность

5. правильного ответа нет

1. «Все шляпники примеряют свои шляпы на болванки, а он всё время примерял на себя, и в итоге в конец оболванился»

2. «сегодня взлетная полоса покрыта льдом, поэтому самолеты не могут взлететь»

3. «это вещество является электропроводным, потому что оно – металл»

4. «преступление совершил К., т.к. он сам признался в этом»

5. «вы не должны мне ставить двойку, ведь я прочитал параграф»

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.

2.1. финансовый кризис, революция, выпуск из школы, гражданская война

2.2. умысел, неосторожность, легкомыслие, небрежность

2.3. инициативность, самостоятельность, возможность государственного регулирования, законность

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист

ответа.

3.1. абсолютная, субъективная, относительная, конкретная

3.2. иудаизм, буддизм, христианство, ислам

3.3. традиционное, иерархическое, харизматическое, рациональное

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:

4.1. Согласно Конституции РФ в ведении Правительства находится разработка и исполнение государственного бюджета.

4.2. Представление более детально, чем восприятие передает образ объекта.

4.3. Правовое государство и гражданское общество должны быть созданы путем издания соответствующего нормативно-правового акта.

4.4. Когда нашей бабушке было 60 лет, она стала ходить по 5 километров каждый день. Теперь ей 80, и мы понятия не имеем, где она. В этой фразе нарушен логический закон тождества.

4.5. Кривая индивидуального предложения труда не совпадает с кривой совокупного предложения на рынке труда.

4.6. Социальной клаузулой может выступать введение платы за образование.

5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.

Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

«Фармацевтическая компания получила патент на производство нового уникального лекарства. Получение исключительного права на производство нового лекарства создает _____(1) для появления других фирм. Результатом будет возникновение _____(2) на рынке этого лекарства. Возможность получения патента фармацевтическими фирмами стимулирует их к продолжению научных исследований. Фармацевтическая компания, обладая _____(3), назначает _____(4), превышающую _____(5)».

А) олигополия

Б) монополия

В) предельные издержки

Г) переменные издержки

Д) барьеры

Е) рыночная власть

Ж) прибыль

З) цена

6. Логическая задача.

В начале учебного года в (четырехэтажное) общежитие университета заселились Андрей, Борис, Василий и Георгий. Каждый из них учится на одном из четырех курсов (все на разных) и живет на одном из четырех этажей (все на разных).

Определите, кто на каком курсе учится и на каком этаже живет, если известно, что:

1. Андрей живет выше первокурсника, но ниже третьекурсника.

2. Борис живет на этаж ниже того, кто на курс младше Георгия.

3. Четверокурсник живет на первом этаже.

Обоснуйте свой ответ.

Зарисуйте на листе ответа схему проживания студентов и заполните пропуски. Обоснуйте свой ответ.

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации. Развернутое объяснение запишите в лист ответа.

7.1. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры. Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну.

Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.

7.2. 15-летний Василий нанес на здание, в котором располагалась некоммерческая организация «Крылья демократии», надпись масляной краской, гласившую: «Тут сидят иностранные агенты». После задержания сотрудниками полиции Василий пояснил, что данная некоммерческая организация

действительно является иностранным агентом, поскольку учреждена иностранными организациями, а целью его действий было напоминание людям об этом факте.

Квалифицируйте деяние Василия.

8. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

Перечертите схему в лист ответа.

1. Улыбка одобрения.

2. Звание Почетного работника общего образования РФ.

3. «Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?…»

4. «Сижу за решеткой в темнице серой

Вскормленный в неволе орел молодой…»

5. Система идеальных пропорций человеческого тела, разработанная древнегреческим скульптором Полинтелом.

6. «Не сотвори себе кумира…»

7. Оскорбительный тон.

8. Принцип демократического централизма.

9. «Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем…»

10. Кроха сын пришел к отцу и спросила Кроха: «Что такое хорошо? И что такое плохо?»


9. Решите задачу. Выпишите решение в лист ответа. Ответ будет засчитан только в том случае, если Вы полностью покажете решение с пояснениями.

Рассчитайте отпускную цену и сумму акциза, если оптовая цена, включающая в себя издержки производства и прибыль на единицу продукции, составляет 2,5 ден. ед., а ставка акциза в процентах к отпускной цене составляет 75%.

10. Определите пропущенное понятие.

Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

  • Мысль без […] — недомыслие, […] без мысли — фанатизм. (В.О. Ключевский)

  • Чтобы постичь истинные основы […], людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла. (П. Гольбах)

  • Сострадание — основа всей […]. (А. Шопенгауэр)

  • […] — это важничание человека перед природой. (Ф. Ницше)

11.Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача — сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Безмолвные граждане — это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии. (Р. Даль)

  2. По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд … соответственно его истинной ценности — можно узнать степень цивилизации народа. (Н. Добролюбов)

  3. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. (К.М. Симонов)

  4. Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. (О. Бауэр)

  5. Революция — варварская форма прогресса. (Ж. Жорес)

  6. Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев)

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, — 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.

  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.

  3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

Максимум за задание 15 баллов.

infourok.ru

Олимпиада по обществознанию 10 класс.

Задания школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

10 класс

Максимальный балл- 100

Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы):

1. Укажите языческую религию, которая явилась одним из важнейших истоков христианства:

а) Древнегреческая

б) Иудаизм

в) Древнеегипетская

г) Индуизм

д) Анимизм

2. Расторжение брака производится в судебном порядке:

а) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, вне зависимости от согласия одного из супругов

б) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

в) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния

3. Что из ниже перечисленного не относится к основным задачам ЦБ?

а) Защита и обеспечение устойчивости рубля

б) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации

в) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

г) получение прибыли

д) нет правильного ответа

4. Способность человека передавать последующим поколениям найденные и созданные вновь эффективные способы и средства жизнедеятельности называют:

а) социализацией

б) культурным наследованием

в) коммуникацией

г) культурным обменом

5. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации

6. Индустриализация, развернувшаяся в СССР в 1920 — 1930-х годах, привела к масштабной:

а) традиционализации населения

б) христианизации населения

в) эмиграции населения

г) маргинализации населения

7. Согласно современным философским представлениям, миф это:

а) Форма заблуждения, существовавшая на донаучной стадии развития человеческого познания

б) Донаучная форма знания

в) Ненаучная форма знания

г) Система учений, вообще не имеющая отношение к сфере познания

8. Выберите верное утверждение:

а) Этические нормы являются частным случаем социальных норм.

б) Этические нормы являются частным случаем неформальных социальных норм.

в) Этические нормы являются составной частью механизма социального контроля.

г) Среди предложенных нет правильных ответов.

За каждый правильный ответ – 2 балла

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет». (По 5 баллов за верный ответ)

1. Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности.

_________

2. К уровням научного знания относятся эмпирический и теоретический уровни.

_________

3. Прокуратура Российской Федерации относится к органам судебной власти.

_________

4. В ВВП данной страны включаются расходы фирмы на строительство нового цеха.

_________

Задание 3. Заполните пропуски:

Слово ________________ происходит от английского слова рынок и обозначает стратегию организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы.

Количество баллов — 4

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

1. Гражданское общество –

2. Лоббизм –

3. Циклическая безработица –

Количество баллов – 15, по 5 баллов за правильный ответ.

Задание 5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука». ( 5 баллов)

1. эксперимент 2. гипотеза 3. догматы 4. метод 5. наблюдение 6. исследование

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________________

Задание 6. Заполните таблицу

Государство

Форма правления

Форма государственного устройства

Россия

ФРГ

Украина

Франция

США

Количество баллов – 20 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ)

Задание7. Эссе. Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в предложенном высказывании. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задания, используйте знания, полученные при изучении обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (20 баллов)

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» (Л. Толстой)

Количество баллов — 20

Ответы к заданиям школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

10 класс

Задание 1

Ответ

1

А

2

АБВ

3

Г

4

Б

5

АБВ

6

Г

7

В

8

АБВ

. По 2 балла за верный ответ. Итого – 16 баллов

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет». По 5 баллов за верный ответ. Итого – 20 баллов

1. Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности.

_________

нет

2. К уровням научного знания относятся эмпирический и теоретический уровни.

_________

да

3. Прокуратура Российской Федерации относится к органам судебной власти.

_________

нет

4. В ВВП данной страны включаются расходы фирмы на строительство нового цеха.

_________

да

Задание 3. Заполните пропуски:

1. Слово ________________ происходит от английского слова рынок и обозначает стратегию организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы.

маркетинг (4 балла)

Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:

Ответ

Баллы

Приводятся правильные и полные определения понятий, к примеру, следующие (за неполное определение начисляется половина указанных баллов):

1. Гражданское общество – совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти

2. Лоббизм – деятельность, осуществляемая по заказу определённых организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.

3. Циклическая безработица – временная незанятость, связанная с общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах (безработица, вызываемая циклическими спадами производства).

По 5 баллов. Итого – 15 баллов

Задание 5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука». ( 5 баллов)

1. эксперимент 2. гипотеза 3. догматы 4. метод 5. наблюдение 6. исследование

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___ догматы

Задание 6. Заполните таблицу

Государство

Форма правления

Форма государственного устройства

Россия

Президентская республика (2 б.) или смешанная республика

Федерация (2 б.)

ФРГ

Парламентарная республика (2 б.)

Федерация (2 б.)

Украина

Парламентарная республика (2 б.)

Унитарное государство (2 б.)

Франция

Смешанная республика (2 б.)

Унитарное государство (2 б.)

США

Президентская республика (2 б.)

Федерация (2 б.)

Количество баллов – 20 баллов. (по 2 балла).

Задание7. Эссе. Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в предложенном высказывании. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задания, используйте знания, полученные при изучении обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (20 баллов)

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» (Л. Толстой)

Количество баллов — 20

Итого – 100 баллов

multiurok.ru

Олимпиада по обществознанию для 10 класса

Обществознание 10 класс

1.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для

приведенных ниже, объединяющее их. (10 баллов )

1. Вексель, облигация, акция, чек__________________________________________

2. Сырьевая, демографическая, энергетическая. _________________________________________

3.Публичная власть, территория, суверенитет, налоги и сборы. _____________________________________________

4. Авторитет, страх, сила, убеждение ______________________________

5. Либерализм, консерватизм, национализм. ________________________________________________

2.Заполните пропуск в ряду. (10 баллов )

1.Первобытно-общинная, рабовладельческая, ______________,капиталистическая,

коммунистическая

2. Иисус, _________________ , Магомет

3. народная, массовая, _______________________, субкультура

4. Фетишизм, ____________________, анимизм, магия………….……….,

5. гипотеза, ____________________, санкция.

3.Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов:

Характеристика экономических систем

Типы экономических систем

1) многообразие форм собственности

А) командно-административная

2) контроль за производством и за распределением со стороны государства

Б) рыночная

3) действие закона спроса и предложения

4)плановое ценообразование

5) экономическая независимость товаропроизводителя

4.Верны ли следующие суждения? В таблице, напишите «да», если суждение верно и «нет», если суждение не верно (10 баллов):

1.Престиж — уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении

2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках

7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

5. Проанализируй ситуацию.

Один из молодых людей, беседуя с журналистом о роли изучения политологических знаний, откровенно ответил на ряд его вопросов. Высказывания молодого человека приводятся ниже. «Я не интересуюсь политикой, запутался в многочисленных понятиях и терминах…» « С моей точки зрения, демократия – это безграничная свобода, от которой устаешь… Думаю, что универсальный метод решения сложных политических проблем – подавление политических соперников…» «Роль избирателя! Скучная роь. Обычно я не хожу голосовать…» . Является ли политическая культура молодого человека демократической? Аргументируйте свой ответ.

6. Дополни схему.

На схеме «Государственная власть Российской Федерации» указаны три элемента системы власти. В листе ответов запишите в необходимой последовательности недостающие властные органы.

Государственная власть РФ



1. Президент РФ

2.

5.

6. Суды РФ

3. Совет Федерации

4.


7..Впишите правильно буквы вместо пропусков в обществоведческие термины.(30 баллов – 1 за каждый верно заполненный пропуск

1. Т( )т (…)л (…)т(…)ризм

2. М ( )нт( )л ( )тет

3.Экз ( )ст( )нц ( )( )лизм

4.Ант( )с( )м( )тизм

5. Д( )скр ( )м ( )нация

6. М (…)р(…)торий

7.(..)гн( )ст (..)цизм

8.К( )нв( )ртируемость

9.Ид( )( )логия

10.Л( )б( )р( )л( )зация

8. Какие понятия выпадают из следующих логических рядов и почему?

А. экономика – культура – религия – политика

Б. мораль – искусство – политика – наука

В. Вера – добро – красота – истина

9. Решите кроссворд.

1

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

По вертикали.

  1. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, совершившему правонарушение.

  2. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

4. Виновное общественно опасное, противоправное деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

  1. Предусмотренная законом возможность самому совершать какие-либо действия или предусмотренная законом возможность требовать совершения каких –либо действий.

  2. Письменный документ, составленный надлежащим образом и содержащий распоряжение наследодателя о переходе его имущества после его смерти к родственникам.

  3. Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от обязательств.

По горизонтали.

  1. Вознаграждение в размере, установленном сторонами в трудовом договоре, но не ниже минимального размера, установленного законом.

  1. Лицо, выступающее от имени другого лица, на основании имеющихся у него прав.

  2. Способ обеспечения выполнения обязательств, по которому лицо, обязанное перед другой стороной по договору (должник) , передает другой стороне определенную сумму денег или имущества.

  3. Мера по обеспечению иска, применяющаяся при исполнении судебных решений.

  4. То, что подают в суд, если нарушается право.

  5. Тот, кто подает иск в суд.

10.Дать определение следующим понятиям

Договор — …

Собственность — …

Таможенные платежи — …

Рабочее время — …

Толерантность — …

11. Расшифруйте.

1. ВАС РФ — …

2. ООО — …

3. ПАСЕ — …

12. Расположите в правильной последовательности стадии судебного разбирательства по гражданским делам:

А) подготовка дела к судебному разбирательству.

Б) Обращение заинтересованных лиц в суд.

В) судебные прения.

Г) Выполнение решения по делу.

Д) Изложение сторонами судебного разбирательства обстоятельств дела.

Е) Исследование доказательств.

Ж) Обжалование решения суда.

13. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите в тетрадь порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание : в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Мораль как форма духовной жизни и как______________возникла уже в __________. Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть_____________, там всегда есть место моральной оценке, Ее нормы , как правило, _____________, они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу__________. Как и право она имеет значение___________; в отличие от права – не ____________. В морали на первый план выходит____________, тогда как в праве с главным считается сам факт совершенного деяния.

1) первобытность;

2) инстинкт;

3) создается государством;

4) общественное мнение;

5) отношения между людьми;

6) возникает стихийно;

7) регулятор поведения;

8) закреплены в законах;

9) законодательный акт;

10) не записаны;

11) внутренний мотив;

12) Древний Египет;

13) государственное принуждение;

14) государство.

  1. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные вывоы. Вы можете согласиться с каждым выводом или отвергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

  1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, — это страх перед наказанием.

  2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению, удерживающее от совершения преступления, занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

  3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

  4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления (по данным опроса, % к числу опрошенных)

15 . Напишите эссе на одну из следующих тем:

1) Экономия состоит не в сбережении, а в отборе». (Э. Берн)

2) «Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

3) «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». (Б. Ауэрбах)

4) «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними». (Б. Рассел)

5) «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры». (Д. И. Фонвизин)

6) «Политический талант заключается в умении предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло».(У. Черчилль)

7) «Политический язык нужен для того, чтобы ложь звучала правдиво». ( Дж. Оруэлл)

8) Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А.П. Сумароков)

9) « Политика – искусство управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества». (П. А. Гольбах)

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *