cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами 10 класс – Олимпиада по русскому языку 10 класс, задания с ответами

Олимпиада по русскому языку 10 класс, задания с ответами

На этой странице представлен материал, полезный как для учителя русского языка, так и для всех учащихся 10 класса. Ученики смогут закрепить пройденный материал и подготовятся к участию в олимпиаде по русскому языку, решая задания, составленные на этом сайте.

Ниже представлены реальные примеры олимпиадных заданий разных типов: тестовые задания, открытые вопросы и задания творческого направления. Тренировочный комплект заданий может использоваться на уроках. Если ученик легко справился со всеми заданиями, значит он готов к олимпиаде и сможет добиться хорошего результата.

Также наш сайт поможет тем, кто готовится самостоятельно. Внизу страницы указаны правильные ответы и примеры решений, так что ученик сможете проверить себя.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?

А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») — это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?

А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» — co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 — co, 5 — że
Б) 4 — że, 5 — co

В) 4 — co, 5 — co/że
Г) 4 — że, 5 — co/że
Д) 4 — co/że, 5 — że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБВБГГ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАВГА, Б, ГА, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2:Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»

Ответ на вопрос 3:БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4:В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5:Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.

Пример ответа на творческое задание №4Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по русскому языку 10 класс с ответами

           Вариант 1                      Вариант 2

Задание 1.

Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

Ответ.

Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.

Задание 2.

Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять.
С эти можно выйти, но нельзя войти. Что это:
а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?

Ответ.

Честь.

Задание 3.

Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.
Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

Ответ.

Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).

Задание 4.

Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
2. Скажи, который час?
3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

Ответ.

1. Прямое дополнение.
2. Согласованное определение.
3. Обстоятельство места.
4. Дополнение.

Задание 5.

Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около».
В каких словах встречается эта приставка?

Ответ.

Периметр – граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг
Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра.
Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).
Перифраза – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания : выражение, близкое к данному слову (около него)

Задание 6.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.
Столовая – стая
Портной – герой
Рыбачий – рабочий
Лекторий — лисий

Ответ.

Пара лекторий, лисий .

Задание 7.

В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования.
Объясните, на каком основании оно является лишним.
1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.
2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

Ответ.

1. Выспаться. От спать приставочно-постфиксальным способом. Остальные три слова образованы постфиксальным способом.
2. Белоствольный. От бел(ый)+ствол+н сложением основ и суффиксацией. Остальные слова образованы суффиксальным способом.

Задание 8.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?
— Чем заняты таланты?
Возвести!
— Да продолжают славный воз везти!
— А бездари?
— Те мнят,
Что делают погоду.
— А критики?
— Темнят
Или молчат по году.

Ответ.

1. Омофоны.
2. Возвести – воз вести; те мнят – темнят; погоду – по году.

Задание 9.

М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова  в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому?  Что это за форма? Каково её значение?

Ответ.

Это разносклоняемые существительные типа имя – имена.
Письмена.
Письмена – древние буквы.

Задание 10.

В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?

Ответ.

Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.

Задание 11.

В каких словах ударение поставлено верно?
БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.

Ответ.

ПулОвер, жалюзИ.

Задание 12.

Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?
а) В то время был еще жених
Её супруг, но поневоле
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.

Ответ.

а). (Она) вздыхала по другом — форма  предложного падежа зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа.
Гораздо боле – устаревшая форма сравнительной степени наречия; современная форма – больше, более
б) Не вышло из пера — употребление предлога из; современная норма — употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера.
Людей, о коих не сужу — устаревшее местоимение кои в функции союзного слова; современное относительное местоимение которые.
Затем, что – подчинительный  причинный союз? затем что ,
которому соответствует современный потому, что .
Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.

Задание 13.

О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?
Мы говорим не «штормы», а «шторма» —
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра не ветры сводят нас с ума
Из палуб выкорчевывая мачты.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.

Ответ.

1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков (профессионализмах), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление.
2. Ветра – не ветры сводят на с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.
Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.
Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 14.

Определите лексическое значение выделенных слов.
«Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)
Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

Ответ.

Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания;восторженная и неумелая похвала.

Задание 15.

Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?
Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

Ответ.

1- 2. Стипендиальный, изморось/зь , отдохнуть, синее (море), удостоен – в соответствии с морфологическим (фонематическим) принципом, который требует, чтобы фонемы одной морфемы, находящиеся в слабой позиции, обозначались теми же буквами(1), что и фонемы этой же морфемы в сильной позиции = сохраняется графическое единообразие морфем, независимо от позиционных чередований гласных и согласных фонем, находящихся в одной и той же морфеме в слабой и сильной позиции.
Розыгрыш – в соответствии с фонетическим принципом, при котором фонема в слабой позиции обозначается адекватной ей буквой. = написание соответствует произношению .
Корзина, палисадник – традиционный (исторический) принцип, при котором выбор букв осуществляется не на основе проверки сильной позицией, а на основе этимологии и сложившейся традиции написания слова.
Поджёг (сарай) – дифференцирующие написания, различающие написание слов-омофонов.
3. Большинство написаний в русском языке подчиняется морфологическому принципу, поэтому он является ведущим.


           Вариант 1                      Вариант 2

eruditu.ru

Олимпиада по русскому языку для учащихся 10-11 классов с ответами.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10-11 КЛ

1. Расставьте ударения в словах:

БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?

Купила два аршина сукна.

До города пять вёрст.

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (А.С.Пушкин)

(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)

3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.

Поставьте в ней ударение.

(по 1 баллу за каждое слово — макс. 10б.)

5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.

(по 1 баллу за слово макс. 15б)

6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:

коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.

( по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)

7. Как называются слова, бизкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов: здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.

( по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)

8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

— Птичка в руке стоит двух в кустах.

— Просто, как пирог.

— Возить уголь в Ньюкасл.

— Хранить в вате.

— Холодный, как огурец.

— Называть лопату лопатой.

— Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

— У него ещё за ушами не просохло.

— Для каждой собаки наступит её день.

— Не стоит пороха и дроби.

— Чёрная овца в семье.

(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)

10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.

( 2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)

ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ—100.

КЛЮЧИ

  1. бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.

  2. историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).

  3. Ланиты — щеки, десница – правая рука, перси — грудь, длань- ладонь, зело — очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай — пахарь, выя – шея, чело – лоб.

  4. борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.

  5. казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-госков, чулки-чулок.

  6. коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.

  7. ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе — грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…

  8. Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.

9.

— Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе

— Просто, как пирог—как дважды два

— Возить уголь в Ньюкасл—ездить в Тулу со своим самоваром

— Хранить в вате—беречь как зеницу ока

— Холодный, как огурец—холоден как лёд

— Называть лопату лопатой—называть вещи своими именами

— Птицы одинакового оперенья держатся вместе—одного поля ягоды или два сапога пара

— У него ещё за ушами не просохло—молоко на губах не обсохло

— Для каждой собаки наступит её день—будет и на нашей улице праздник

— Не стоит пороха и дроби—овчинка выделки не стоит

— Чёрная овца в семье—в семье не без урода или паршивая овца в стаде

10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.

multiurok.ru

Олимпиадные задания по русскому языку 10-11 классы

  1. Задания

Каким звуком при естественном слитном произношении заканчивается выделенное слово в отрывке из стихотворения В.В.Маяковского «Порядочный гражданин»?

Двести дам

(если сотни мало),

грусть сгоню

Навсегда с очей!

Будет жизнь твоя –

Куни-Айланд,

луна-парк

В миллиард свечей.

Исправьте грамматические и речевые ошибки в следующих предложениях. Ответ обоснуйте.

1. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

2.Страна любила и гордилась поэтом.

3.Когда герой опомнился, было уже поздно.

4.Дефилируйте мимо контролеров с гордо поднятой головой, чтобы они вас не заметили.

5.Лодка приближалась все ближе.

6. Это слово вернулось ко мне обратным бумерангом.

7.Таким людям всегда удается объегорить других.

В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».

Объясните этимологию слова Библия.

Что объединяет приведенные ниже выражения? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.

Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кедра, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.

Вопрос №6

Даны слова сербского языка: размета, размирица, разок, распора, раcпусник, расоха, распук. В таблице приведен их перевод на русский язык. Впишите в левую колонку соответствующие сербские слова, а в правую — краткое обоснование вашего выбора.

слово

перевод

краткий комментарий

косой’

гуляка’

вилы’

трещина’

несогласие’

бой’

вскрытие’

Вопрос №7

Одинаково ли синтаксическое устройство приведенных ниже предложений? Дайте мотивированный ответ.

(1) Озеро в лесу.

(2) Пельмени в холодильнике.

Вопрос №8

Персонажи вашей миниатюры недалекий молодой человек (носитель сленга) и «ученая» девушка, склонная говорить так, как пишут в научных книжках. Как бы выглядело их объяснения в любви? Постарайтесь создать их яркий речевой портрет. Подчеркните слова и выражения, которые вы с этой целью использовали.

  1. Задания

Задание 1

  1. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

  2. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Гроза ширилась и надвигалась на нас. Неуспели мы огпинутся как туча почьти недвигающяяся козалось, с самого горезонта, не ожидано оказалась перед нами. Вот блистнула огненная нить и густой смешенный лес, через который мы проберались, мгновенно озоряеться зловещем светом кроваво красного пламени. Сразуже, обижено проракатал гром, еще нерешительный но какбудто тревожный и угрожающий и тот час же, по листьям зобарабанили кали дождя.

Задание 2

  1. Определите, какими частями речи могут являться слова:

Семеро, дважды, ожог, сорок, отцов, мороженое, мой, четвертый.

  1. Обоснуйте своё мнение

Задание 3

Подберите русские синонимы для заимствованных слов.

Эгоизм, иждивенец, рациональный, континент, уникальный, инъекция, аккорд.

Задание 4

Как вы думаете, правильно ли выбрана форма сказуемого в нижеследующих предложениях? Объясните свой ответ.

Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина (Л.Толстой)

Мне слышится шорох и звук голосов (М. Горький)

Каждый звук, каждый скрип, каждый шорох были слышны в напряженной тишине.

В деревне послышался топот и крики (Л. Толстой)

Задание 5

Как вы употребляете в речи следующие слова (проставьте в них ударение)?

Баловать, вручит, жалюзи, завидно, исчерпать, красивее, наживший, намерение, обеспечение, торты, цепочка.

Задание 6

Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Дайте их стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

Агроном, адвокат, врач, директор, доктор, космонавт, кондуктор, конькобежец, профессор, редактор, следователь, юбиляр.

Задание 7

  1. Придумайте 5 слоганов в жанре социальной рекламы на тему «В моей судьбе все зависит от меня»

При оценивании последнего задания учитывать орфографические и пунктуационные ошибки и снимать баллы.

Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов друг и недуг в стихотворении «Тополь»?

Сады молчат. Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг;

Последний лист разметан под ногами.

Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями

Таишь, мой тополь, смертный свой недуг

И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.

В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?

Вопрос №4

Укажите, какие значения в русском языке имеют омонимы топорище1 — топорище2, кострище1 — кострище2. Какие грамматические различия имеются в каждой паре омонимов?

Вопрос №5

Напишите, какими членами предложения являются выделенные слова.

1) Дай знать, как приедешь.

2) Дай пройти.

3) Дай руку, я помогу.

4) Дай пройду.

5) Дай ответ.

Вопрос № 6

Даны слова сербского языка: размета, размирица, разок, распора, раcпусник, расоха, распук. В таблице приведен их перевод на русский язык. Впишите в левую колонку соответствующие сербские слова, а в правую — краткое обоснование вашего выбора.

слово

перевод

краткий комментарий

косой’

гуляка’

вилы’

трещина’

несогласие’

бой’

вскрытие’

Задание 7

Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон. Один из полученных оксюморонов сделайте темой своего рассказа или стихотворения.

При оценивании учитывать орфографические и пунктуационные ошибки.

infourok.ru

Олимпиада по русскому языку для 10 класса (школьный этап)

Олимпиада по русскому языку

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

(5 баллов)

2. Расставьте ударения в словах:

     Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

3. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы). (10 баллов)

     Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,   эксклюзивный, адекватный, сервис.

4. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

5) (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

5. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с ПРЕ- и ПРИ-.

Образец: крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право — …
  2. Вступительная часть музыкального произведения — …
  3. Продолжатель — …
  4. Изменник — …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами — …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж — …
  7. Преступивший закон — …
  8. Очень простой — …
  9. Аппарат для приема сигналов — …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг — … (10 баллов)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш, сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться только в именительном и винительном падеже? (8 баллов)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть. (6 баллов)

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ. (до 6 баллов)

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобопеле-торо-рубо? (3 балла)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

 

11. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера. (до 5 баллов)

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

12. Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Алтай!» (П.Самык) (15 баллов)

Ответы к олимпиаде по русскому языку

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

2. Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить, исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

3. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы). (10 баллов)

     Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация, эксклюзивный, адекватный, сервис.

Ответ: дилер – посредник, представитель фирмы; продюсер – доверенное лицо, осуществляющее идейно- художественный и организационно- финансовый контроль; форум – массовое собрание, съезд; прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода; рейтинг – показатель популярности; менеджер – специалист в области управления; инаугурация – торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства; адекватный – соответствующий, тождественный; эксклюзивный – исключительный, распространяющийся на ограниченный круг чего-либо; сервис – оказание услуг населению, обслуживание. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)

4. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

5) (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

Ответ:

1) Ни в какие ворота не лезет – о чем-либо несуразном, бессмысленном.

2) Ни во что не ставить – совершенно не ценить.

3) Ни под каким видом – ни за что, ни при каких условиях.

4) Ни в зуб ногой – совсем ничего не знать.

5) Ни на йоту – ни в малой степени, ни насколько. Не поумнел ни на йоту.

(по 1 баллу за каждое правильное написание и толкование фразеологизма – 10 б.)

5. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с ПРЕ- и ПРИ-.

Образец: крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право — …
  2. Вступительная часть музыкального произведения — …
  3. Продолжатель — …
  4. Изменник — …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами — …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж — …
  7. Преступивший закон — …
  8. Очень простой — …
  9. Аппарат для приема сигналов — …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг — … (10 баллов)

Ответ:

  1. Исключительное право – привилегия.
  2. Вступительная часть музыкального произведения – прелюдия.
  3. Продолжатель – преемник.
  4. Изменник – предатель.
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами – привередливый.
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж – приданое.
  7. Преступивший закон – преступник.
  8. Очень простой – примитивный.
  9. Аппарат для приема сигналов – приемник.
  10. Справочник цен на товары и виды услуг – прейскурант.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку в написании слова)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш, сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться только в именительном и винительном падеже?

(8 баллов)

Ответ: его – личное или притяжательное; себя – возвратное, наш – притяжательное, сколько-нибудь – неопределенное, нечто – неопределенное, который – вопросительно-относительное.

Себя – не употребляется в именительном падеже. Нечто – употребляется только в именительном и винительном падеже. (по 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы – 8 б.)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть. (по 1 баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

Современное членение

Историческое членение

упрек — ǿ

у-прек-ъ (корень тот же, что в словах перч-ить, по-перек; неполногласный вариант; прек-о-словить, во-прек-и)

обыч-н-ый

о-быч-н-ый ‹* об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)

страсть-ǿ

страс-т-ь ‹*страд-т-ь ( корень тот же, что и в слове страд-а-ть

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ. (до 6 баллов за правильное объяснение)

Ответ: 1) В словах, производных от топить (1) – мы наблюдаем чередование о/е (ср. тепло), а в производных от топить (2) – такого нет (затопить, топляк, утопленник). Значит, это разные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то общему; это тоже не дает основание говорить о расхождении значений одного слова.

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобопеле-торо-рубо?

Ответ: Большое поле без цветков. Кобо – большой, пеле – поле, торо – без, рубо – цветок. (1 балл за ответ, 2 балла за объяснение – 3 б.)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Ответ:

(1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой — это как часы самой планеты, (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений.  

(3 балла за расстановку знаков, 5 баллов за характеристику предложения)

 

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера.

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

Ответ: оксюморон.   (1 балл за ответ, по 1 баллу за приведенный пример)

  1. Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Алтай!» (П.Самык) (15 баллов)

obrazbase.ru

Олимпиадные задания по русскому языку. 10 класс. Ответы.

1. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.

Оценка – 11 баллов +1 балл за варианты

  1. 2. Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  — слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа – слова, где –ом — окончание.

Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

Оценка – 10 баллов

3. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

В. Эта вещь устроена очень просто.

Г. Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

Оценка – 6 баллов

4. Выберите правильную форму управления.

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

Оценка – 9 баллов

5. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

Агре(с,сс)ия, (во) время (нар.), м…тафора, гр…теск, в…личестве(н,нн)ый, им…ж…низм, к…нтингент, м…нуэт, с…рказм, р…псодия.

Оценка – 10 баллов

6. Выпишите из задания №5 литературоведческие термины, дайте их толкование.

За каждый правильный ответ – 1 балл

7. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

Оценка – 10 баллов

8. Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряд.

Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет.

За каждый правильный ответ – 1 балл

9. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

а) Мой друг поступил в (престижный) вуз. б) Мы купили (новый) тюль в магазине «Мир». в)Вес каменной глыбы около (полтораста) тонн. г) Ряд специалистов (окончивший) вузы (направляться) в село. д) Газета «Призыв» (опубликовать) статью о выборах.                                                                            Оценка – 5 баллов

10 Переведите древнерусский текст.

Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ? быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

Оценка 10 баллов

11.Напишите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства.

 

«Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучалась ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я,  тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу–то и неловко, печально. Залетело, видать, в  меня перышко. Прилипло к моему сердцу».

Ответы.

  1. Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

Оценка – 11 баллов +1 балл за варианты

2. –ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, -ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

    Оценка – 10 баллов

    3.А. Краткое прилагательное    Б. Междометие     В. наречие     Г. частица     Д. слово  категории состояния     Е. Наречие.

      Оценка – 6 баллов

      4.Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

        Оценка – 9 баллов

        5. Агрессия, вовремя (нар.), метафора, гротеск, величественный, имажинизм, контингент, менуэт, сарказм, рапсодия.

          Оценка – 10 баллов

          6. Метафора – троп, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений; гротеск – преувеличение; имажинизм –литературное направление начала ХХ века; сарказм – язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

            За каждый правильный ответ – 1 балл

            7. Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун,   турчанка, черкешенка.

              Оценка – 10 баллов

              8. Волчье логово – притяж., волчья шуба – относит., волчья жестокость – качеств.; лисья нора – притяж., лисий воротник – относит., лисья улыбка – качеств., легкий вес – качеств., легкая атлетика – относит., каменный парапет – относит., каменные плечи – качеств.

                За каждый правильный ответ – 1 балл

                9. а) Мой друг поступил в престижный вуз. б) Мы купили новый тюль в магазине «Мир». в) Вес каменной глыбы около полутораста тонн. г) Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село. д) Газета «Призыв» опубликовала статью о выборах.

                  Оценка – 5 баллов

                  10. Перевод Д.С.Лихачева:

                    Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

                    Оценка – 10 баллов

                    lib.repetitors.eu

                    Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

                    Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

                    Составила преподаватель русского языка и литературы Арзамасского приборостроительного колледжа имени П.И.Пландина Либасова Т.А.

                    1. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение — с твердым и мягким согласным перед Е.

                    Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия,тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер,темп, кофе.

                    2. Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  — слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа — слова, где -ом — окончание.

                    Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

                    3Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

                    А. Полна коробочка.

                    Б. Полно, хватит горевать — слезами горю не поможешь.

                    В. Эта вещь устроена очень просто.

                    Г. Я не пойду к директору — просто не хочу нарываться на неприятности.

                    Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

                    Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

                    4. Выберите правильную форму управления.

                    Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

                    5. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

                    Агре(с,сс)ия, (во) время (нар.), м…тафора, гр…теск, в…личестве(н,нн)ый, им…ж…низм, к…нтингент, м…нуэт, с…рказм, р…псодия.

                    6. Выпишите из задания №5 литературоведческие термины, дайте их толкование.

                    7. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец,

                    балерина ,барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

                    8Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряд.

                    Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет.

                    9. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

                    а) Мой друг поступил в (престижный) вуз. б) Мы купили (новый) тюль в магазине «Мир». в)Вес каменной глыбы около (полтораста) тонн. г) Ряд специалистов (окончивший) вузы (направляться) в село. д) Газета «Призыв» (опубликовать) статью о выборах.                                                                            Оценка — 5 баллов

                    10 Переведите древнерусский текст.

                    Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ?быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

                    11.Напишите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства.

                    «Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучалась ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я,  тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.

                    Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в  меня перышко. Прилипло к моему сердцу».

                    В.Астафьев

                    Ответы.

                    1.Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

                    Оценка — 11 баллов +1 балл за варианты

                    2. -ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетомвпятеромбуреломпрофком, притом-ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

                    Оценка — 10 баллов

                    3.А. Краткое прилагательное    Б. Междометие     В. наречие     Г. частица     Д. слово  категории состояния     Е. Наречие.

                    Оценка — 6 баллов

                    4.Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

                    Оценка — 9 баллов

                    5. Агрессия, вовремя (нар.), метафора, гротеск, величественный, имажинизм, контингент, менуэт, сарказм, рапсодия.

                    Оценка — 10 баллов

                    6. Метафора — троп, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений; гротеск — преувеличение; имажинизм -литературное направление начала ХХ века; сарказм — язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

                    За каждый правильный ответ — 1 балл

                    7. Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун,   турчанка, черкешенка.

                    Оценка — 10 баллов

                    8. Волчье логово — притяж., волчья шуба — относит., волчья жестокость — качеств.; лисья нора — притяж., лисий воротник — относит., лисья улыбка — качеств., легкий вес — качеств., легкая атлетика — относит., каменный парапет — относит., каменные плечи — качеств.

                    За каждый правильный ответ — 1 балл

                    9. а) Мой друг поступил в престижный вуз. б) Мы купили новый тюль в магазине «Мир». в) Вес каменной глыбы около полутораста тонн. г) Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село. д) Газета «Призыв» опубликовала статью о выборах.

                    Оценка — 5 баллов

                    10. Перевод Д.С.Лихачева:

                    Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

                    Оценка — 10 баллов

                    multiurok.ru

                    Добавить комментарий

                    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *