Конспект урока сила трения 10 класс – Конспект урока 10 класс «Сила трения»
Конспект урока 10 класс «Сила трения»
Конспект урока в 10 классе по теме «Сила трения».
Цель урока: изучить силу трения; выяснить роль силы трения; развивать умение классифицировать, обобщать и формулировать выводы по изученному материалу; развивать самостоятельность мышления и навыки практической работы.
Задачи урока: изучить явление трения; ввести средства описания трения – силу трения, коэффициент трения; сформировать умения выделять и описывать явление трения.
План урока:
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
Повторение.
Изучение и обработка нового материала.
Подведение итогов.
10
30
5
Опрос. Самостоятельная работа.
Рассказ. Постановка и обсуждение опытов. Лабораторный практикум.
Ответы на вопросы
Организационный момент.
Приветствие. Формулировка целей, постановка задач.
Повторение. Беседа.
— При каком условии появляются силы упругости?
— Каким образом возникают деформации тел?
— Сформулируйте определения силы реакции опоры и силы натяжения.
— Сформулируйте закон Гука.
— Выясните физический смысл жесткости пружины.
— Определите границы применимости закона Гука.
Самостоятельная работа
1 Вариант.
1.Какая из приведенных ниже формул выражает закон Гука?
А) F=ma; Б) F=µN; В) F= — kx.
2. При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткостью 105 Н/м сжались на 10 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон?
А) 104Н; б) 2*10 4Н; в) 106Н; г) 2*106Н.
3. На рисунке 1 представлены графики зависимости модулей сил упругости от деформации для трех пружин. Жесткость какой больше?
А)1; б)2; в) 3; г) жесткость всех трех пружин одинаковы.
4. На рисунке 2 приведен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Чему равна жесткость пружины?
А) 0,2 Н/м; б) 0,4 Н/м; в) 2 Н/м; г) 10 Н/м.
5. Пружину, жесткость которой равна 100 Н/м, разрезали на две равные части. Чему равна жесткость каждой из них?
А) 50 Н/м; б) 100 Н/м; в) 200 Н/м; г) 400 Н/м.
Рис. 1 Рис.2
1 F,Н
F, Н 2
3
1
Х,м 0,1 х, м
2 Вариант.
1.Какая из приведенных ниже формул является выражением для силы упругости?
А) F=ma; Б) F= (GmM)/R2; В) F=µN; Г) F= — kx.
2. При буксировке автомобиля буксирный трос с жесткостью 106 Н/м удлинился на 2 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой трос действует на автомобиль?
А) 0,5*106 Н; б) 2*106 Н; в) 0,5*104 Н; г)2*104 Н.
3. На рисунке 1 представлены графики зависимости модулей сил упругости от деформации для трех пружин. Жесткость какой меньше?
А)1; б)2; в) 3; г) жесткость всех трех пружин одинаковы.
4. На рисунке 2 представлен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Чему равна жесткость пружины?
А) 0,2 Н/м; б) 2 Н/м; в) 20 Н/м; г) 80 Н/м.
5. Пружину, жесткость которой равна К, разрезали на две равные части. Чему равна жесткость каждой из них?
А) К/2; б) К; в) 2К; г) 4К.
Рис. 1 Рис.2
1 F,Н
F, Н 2
3
1
Х,м 0,1 х, м
III. Изучение и обработка нового материала.
Еще один вид сил электромагнитного происхождения, с которыми имеют дело в механике, — это силы трения. Эти силы действуют вдоль поверхности тел при их непосредственном соприкосновении. Главная особенность сил трения, отличающая их от сил упругости, состоит в том, что они зависят от скорости движения тел относительно друг друга.
Попробуем разобраться от чего зависят силы трения. (сопровождается мультимедийной презентацией с видеофрагментами).
1 слайд:
Силы, действующие между поверхностями соприкасающихся твердых тел, называются силами трения. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям.
2 слайд6
Различают: силу трения покоя, силу трения скольжения, силу трения качения.
Установлено, что Fтр.пок>Fтр. ск.; Fтр.ск.>Fтр. кач..
3 слайд:
Сила трения не зависит от площади контактирующих поверхностей.
4 слайд:
Сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей. На долее гладкой поверхности сила трения меньше, чем на шероховатой.
5 слайд:
Сила трения зависит от массы тела (силы реакции опоры), т.е. чем больше масса тела, тем больше сила трения.
6 слайд:
При движении тела в жидкости или газе сила трения уменьшается. При медленном движении сила трения пропорциональна скорости движения; при быстром движении- квадрату силы трения.
7 слайд:
Сила трения скольжения зависит от нормального давления (или силы реакции опоры), от состояния и вида поверхностей (описываются коэффициентом трения скольжения), что в итоге приводит к следующему закону для силы трения F=µN.
8 слайд:
Подведение итогов.
Трение сопровождает нас повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы стараемся его увеличить. В других – вредно, и мы ведем с ним борьбу.
Привести примеры полезного и вредного трения и методы борьбы с ним.
Для закрепления изученного предлагается провести лабораторную работу.
На подготовленных карточках план выполнения работы.
Лабораторная работа.Измерение коэффициента трения скольжения.
Цель работы: на опыте определить коэффициент трения, установить от каких величин он зависит.
Оборудование: деревянный брусок, лист бумаги, набор грузов, динамометр.
Порядок выполнения работы.
Положите брусок на стол.
Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его по столу, заметьте при этом показания динамометра (F1).
Найдите вес бруска при помощи динамометра (Р1).
Положите сверху на брусок груз и повторите п.2 при этом условии (F2).
Найдите вес бруска с грузом (Р2).
По результатам измерений заполните таблицу.
Определите коэффициенты трения для двух случаев, сделайте вывод.
Положите брусок на лист бумаги.
Повторите опыты из п.2-п.7.
Сделайте вывод о зависимости коэффициента трения.
№ опыта
Вид поверхности
Вес тела, Р (Н)
Сила трения F(Н)
Коэффициент трения, µ
IV. Подведение итогов урока.
Беседа. Объявление оценок за самостоятельную работу.
Ответы
№ вопр
вариант
1
2
3
4
5
1
в
а
а
г
б
2
г
г
в
в
б
infourok.ru
План-конспект урока (физика, 10 класс) по теме: урок физики в 10 классе «Сила трения»
План конспект урока «Сила трения»
10 класс
Вид урока: Урок-дискуссия.
Триединая дидактическая цель урока:
Предметная: познакомить учащихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы
Метапредметная: научить применять полученные знания к физическим задачам.
Методологическая: развитие практического мышления учащихся через установление причинно – следственных связей.
Задачи:
Образовательные: изучение силы трения, классификация сил трения.
Развивающие: совершенствовать умения школьников в применении силы трения; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: показать роль физических законов в изучении силы трения, а также многообразие сил в механических явлениях
Оборудование: набор грузов, 2–3 деревянных бруска разной массы, тележка, песок, доска, сосуд с водой, динамометр, ноутбук проектор, электронная презентация, экран.
Планируемые результаты:
Урок должен помочь учащимся 10 классов сформировать следующие универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД: научаться различать виды трения в жизненных ситуациях, способы измерения силы трения.
- Личностные УУД: научаться анализировать, сравнивать и обобщать при решении физических задач.
- Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
- Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки в демонстрации физических опытов.
Ведущие приемы обучения:
-постановка метапредметных вопросов, постановка и решение проблемы;
-организация акцентированных наблюдений;
-обращение к жизненному опыту учащихся.
Дидактические средства:
Наглядные пособия, ЦОР.
Время:
45 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.
Учитель:
Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Какова причина остановки санок?
Ответы учащихся
Учитель:
Правильно. При соприкосновении поверхностей тел между ними возникают силы трения.
Существуют два вида трения: внешнее и внутреннее (иначе называемое вязкостью)
Внешним называют такой вид трения, при котором в местах соприкосновения твердых тел возникают силы, затрудняющие взаимное перемещение тел и направленные по касательной к их поверхности.
Внутренним трением (вязкостью) называется вид трения, состоящий в том, что при взаимном перемещении слоев жидкости или газа между ними возникают касательные силы, препятствующие такому перемещению.
Внешнее трение:
- Трение покоя (статическое трение), возникает между неподвижными твердыми телами, когда какое- либо из них пытаются сдвинуть с места.
- Кинематическое трение, существует между взаимно соприкасающимися твердыми телами
А. трение скольжение
Б. трение качения.
Рассмотрим трение покоя.
Каждый знает, что шкаф сдвинуть с места непросто. Какая же сила «мешает» сдвинуть шкаф?
Ответы учеников
Учитель
Это-сила трения покоя, возникающая при попытке сдвинуть одно из соприкасающихся тел относительно другого и направленная вдоль поверхностей соприкосновения тел так, что препятствует относительному движению тел.
Опыт: будем тянуть с помощью динамометра лежащий на столе брусок, прикладывая к нему горизонтальную силу и постепенно увеличивая её. Показания динамометра в тот момент, когда брусок сдвинуть с места, равно Fтр мах. Повторим опыт, положив на брусок второй такой же: тем самым мы удвоим силу, с которой нижний брусок прижат к столу. Мы увидим, что и Fтр мах увеличится вдвое. Таким образом, сила Fтр мах пропорциональна модулю силы нормального давления N , т.е. Fтр мах=µN. Поскольку Fтр ≤ Fтр мах, получаем, что модуль силы трения покоя удовлетворяет неравенству
Fтр мах ≤ µN
Коэффициент пропорциональности µ называется коэффициентом трения. Он определяется материалом соприкасающихся поверхностей и качеством их обработки.
Приведите примеры силы трения покоя.
Ответы учеников
Учитель
Действительно, делая шаг, человек отталкивается от дорожного полотна, толкая его назад. При этом между подошвой и дорогой действуют силы трения покоя: ведь подошва во время толчка покоится относительно дороги. Согласно третьему закону Ньютона со стороны дороги на человека действует сила, направленная вперед. Сила трения покоя «разгоняет» и автомобиль
Рассмотрим силу трения скольжения.
Если брусок движется с постоянной скоростью, значит, равнодействующая всех сил, приложенных к бруску, равна нулю.
Какая же сила компенсирует прикладываемую нами силу?
Ответы учеников
Учитель
Это- сила трения скольжения.
Сила трения скольжения действует между соприкасающимися телами, движущимися относительно друг друга, причем сила трения, действующая на каждое из тел, направлена противоположно скорости движения этого тела относительно другого тела
Опыт показывает, что модуль силы трения скольжения пропорционален модулю силы нормального давления.
Причины возникновения силы трения скольжения аналогичны причинам возникновения силы трения покоя- зацепление неровностей шероховатых поверхностей тел или действие сил межмолекулярного притяжения отшлифованных поверхностей.
Коэффициент трения скольжения немного меньше коэффициента трения покоя, поэтому при увеличении «сдвигающей» силы тело сдвигается с места рывком.
Как вы думаете, где возникает сила трения качения?
Ответы учеников
Учитель
Сила трения качения- это сила трения, которая возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.
Как вы думаете, что больше сила трения качения или скольжения?
Ответы учеников
Учитель
Что бы сравнить силу трения скольжения и силу трения качения, воспользуемся цилиндром и наклонной плоскостью. Если поставить цилиндр на наклонную плоскость торцом, то для того чтобы он начал соскальзывать с плоскости, её придется наклонить на значительный угол. Но если положить тот же цилиндр на наклонную плоскость так, чтобы он мог скатываться по ней, то цилиндр придет в движение даже при очень малом угле наклона плоскости. Это доказывает, что сила трения качения намного меньше силы трения скольжения.
Трение бывает и вредным, и полезным. Когда трение вредно, его стараются уменьшить. Для этого используют смазку, применяют магнитную и воздушную подушку, заменяют скольжение качением, применяют шариковые, роликовые или магнитные подшипники.
Когда трение полезно его стараются увеличить: в гололед посыпают тротуары и автодороги песком, применяют шипы на обуви и автомашинах. Трение позволяет нам осуществлять торможение движущихся тел и перемещение грузов конвейерной ленты.
От чего зависит сила трения?
Опыты учащихся на столах. (на столе у учащихся находится набор грузов, 2–3 деревянных бруска разной массы, тележка, песок, доска)
Учащиеся самостоятельно должны доказать следующие утверждения:
- Сила трения зависит от характера трущихся поверхностей;
- Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности (вес тела), тем больше сила трения, возникающая при этом;
- Трение почти не зависит от площади соприкасающихся поверхностей
- Трение: при равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения, сила трения скольжения меньше силы трения покоя.
Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Учитель. Сдвинуть с места шкаф трудно, а привести в движение находящуюся на воде лодку очень легко. Дело в том, что в жидкости отсутствует сила трения покоя.
Поместим деревянный брусок в сосуд с водой. Чтобы сдвинуть с места плавающий брусок, достаточно подуть на него.
Когда тело движется в жидкости или газе, на тело действует сила сопротивления, которая быстро увеличивается с увеличением скорости. Чтобы уменьшить силу сопротивления воздуха, гоночным автомобилям и самолетам придают обтекаемую каплеобразную форму. Подобную форму имеют и самые быстрые обитатели моря- дельфины.
Поставим опыт.
Поместим в высокий стеклянный сосуд с водой тело, плотность которого больше плотности жидкости. Тело начнет тонуть. Мы увидим, что сначала оно движется с ускорением, но постепенно ускорение уменьшается и, наконец, движение тела становится равномерным. Значит, при достижении некоторой скорости тела сила сопротивления жидкости увеличилась настолько, что стала равной по модулю равнодействующих двух сил: силы тяжести и выталкивающей силы (силы Архимеда).
Чтобы уменьшить скорость равномерного движения при падении в воздухе, силу сопротивления воздуха стараются увеличить. Для этого, например, используют парашюты.
Величина силы сопротивления в жидкостях и газах зависит от:
- рода жидкости или газа;
- скорости движения;
- формы тела.
III. Закрепление материала.
Качественные задачи.
- Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
- Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?
- Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?
- Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
- Дайте физическое обоснование пословицу: “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”. Почему при росе легче косить?
- Объясните поговорки:
- Не подмажешь – не поедешь!
- Пошло дело, как по маслу.
- Угря в руках не удержишь!
- Лыжи скользят по погоде.
- Из навощенной нити сеть не сделаешь.
- Ржавый плуг только по пахоте очищается.
- Начало темнеть. Робинзон подумал: “Хорошо бы разжечь костер”. Но тут же вспомнил: “Спичек-то нет”. Что делать? Как разжечь костер без спичек?
IV. Подведение итога урока и домашнее задание.
А теперь подведем итоги нашего урока. Сначала, вы ответите на вопросы анкеты (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика)
| Знаю и могу объяснить | Знаю, но надо подучить | Не знаю |
Что такое трения?
|
|
|
|
Каковы причины возникновения силы трения? |
|
|
|
Какие виды трения существуют? |
|
|
|
Какими способами можно увеличит, уменьшить трение? |
|
|
|
Домашнее задание: п.14, вопросы и задания для самопроверки стр.102
Литература
1. Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006
2. Л.А. Кирик, Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Методические материалы для учителя 10 класс,М.:Илекса, 2005.-304с:, 2005
3. Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика 10 класс.-М.: Мнемозина,2010.
nsportal.ru
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме: «Сила трения»
Методическая разработка
урока физики в 10 классе по теме:
Цель: Раскрытие опыта работы по проведению урока физики по теме «Сила трения» с использованием современных технических и информационных средств обучения.
Аннотация:
данная методическая разработка урока посвящена изучению темы «Сила трения», она позволяет изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения; Пособие может быть использовано в работе с учащимися на уроках физики для изучения нового материала, организации самостоятельной и исследовательской работы.
Введение
«Вездесущее, необходимое, мешающее – вот оно какое — трение!»
Цель данного урока — обеспечить глубокое осмысленное изучение и формирование понятие силы трения с помощью компьютерных технологий. Современные информационные технологии позволяют развить способности усвоения обучающимися теоретических знаний с помощью наглядно-образных представлений о физических законах и явлений, при этом повышается качество и уровень овладения знаниями.
Данный урок проводится в 10 классе после изучения сил всемирного изучения и силы тяжести. Первобытные люди знали о трении и применяли в практических целях, первые исследования о трении были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более 500 лет назад, а законы его открыли французские ученые Гильом Амонтон в 1699 году и Шарль Огюстен Кулон в 1785 году. Впервые понятие о трении в школьном курсе физики вводилось в 7 классе. Поэтому учащимся 10-го класса было заранее предложено приготовить проекты по применению силы трения. Подготовленная мультимедийная презентация, видеофрагменты из учебного электронного издания «Физика», проекты учащихся, физические эксперименты позволяют в доступной и наглядной форме объяснить новый материал и закрепить его практически через тест, физминутку и проекты учащихся. Материал для изучения с помощью слайдов нагляден, доступен и прост.
Мы знаем, что источником физических знаний являются наблюдения и опыты. Есть хорошие слова: «Хорошо подумав, отвечай, На опыте проверив, утверждай!» Поэтому на данном уроке учащимся предложены эксперименты, после которых они выдвигают свои гипотезы. В ходе просмотра презентации и экспериментов ребята знакомятся с видами сил трения и их примерами, практически измерят силу трения, выяснят причины возникновения сил трения, рассмотрят способы изменения трения и примеры трения в технике и в природе.
Всё это позволило дать учащимся нестандартное домашнее задание и использовать его результаты для проблемного и углубленного повторения материала на данном уроке.
«Изюминки» данного урока:
В ходе урока использовались приемы, адекватные исследовательскому методу обучения:
задание учащимся на самостоятельное обобщение на основе практических экспериментов;
задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
задание учащимся на «мгновенную догадку»;
задание учащимся на сущностное описание объекта без использования инструкций.
Интригующее вступление с помощью компьютерной презентации, вызывающее мотивацию и стимулирование к изучению новой темы (с воспитательным моментом).
Лирический оттенок в описании истории «Грома-камня».
Творческая работа учащихся, которая возможна лишь при условии свободного владения компьютером и глубокого понимания теории изучаемого явления.
Основная часть
План урока
1. Тема программы: раскрытие опыта работы по проведению урока физики по теме «Силы трения» с использованием современных технических и информационных средств обучения
2. Тема урока: «Сила трения»
3. Тип урока: изучения нового учебного материла с применением ИКТ
4. Вид урока: смешанный
5. Цель методическая:
1.слушание, визуальное восприятие слайдов, запись, ответы на вопросы;
2.словесный, наглядный, дискуссия, эксперимент.
Создание благоприятного психологического климата на уроке – улыбка, шутка, афоризмы с комментариями
6.Цели образования:
Обучающая: Сформировать представление о силе трения и о её видах
Развивающая: Способствовать формированию информационной культуры
учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы
Воспитательная: Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся, познавательного интереса к предмету; научного мировоззрения учащихся
7. Материально-техническая обеспеченность урока: 1. Универсальные (компьютер, проектор, экран), 2. Доска магнитная, магниты; 3. Рисунки – пазлы – 11 шт.; 4. Пакет с экспериментальным заданием для групп – 4 шт.; 5. Динамометр – 4 шт.; 6. Брусок деревянный– 4 шт.; 7. Тележка – 1 шт.; 8. Сосуд с водой – 1 шт.; 8. Тест – задания.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи: история, литература, информатика, математика.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДИДАКТИЧЕСКА СТРУКТУРА УРОКАЗадача №1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний
ЭТАП 1
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
Цель
При помощи исторических сведениях о «Гром-камне» стимулировать учащихся к поиску его способа передвижения
Длительность этапа
5 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация презентации с музыкальным сопровождением
Форма деятельности
Рассказ
Методы обучения
Информационно-рецептивный
Способы организации деятельности учителя
Фронтальный
Функции преподавателя на данном этапе
Лектор, ведущий диалога
Основные виды деятельности преподавателя
Демонстрация презентации и ее сопровождение
Промежуточный контроль
Проблемный вопрос
ЭТАП 2
Актуализация знаний детей и постановка цели
Цель
Способствовать активизации мышления учащихся для восприятия нового материала.
Длительность этапа
5 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Магнитная доска. Пазлы
Форма деятельности
Игра
Методы обучения
Репродуктивный
Способы организации деятельности учителя
Фронтальный
Функции преподавателя на данном этапе
Координатор действий
Основные виды деятельности преподавателя
Разъяснение заданий
Промежуточный контроль
Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения, проверка знаний о действиях сил, выяснение темы урока.
Задача №2 Формирование новых понятий и способов действий
ЭТАП 3
Изучение новой темы
Цель
Выяснить в ходе лабораторной работы, что такое сила трения, виды трения, ответить на поставленный в начале урока вопрос.
Длительность этапа
10 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Лабораторные приборы
Видеофрагменты из электронного пособия «Физика»
Форма деятельности
Лабораторная работа
Методы обучения
Репродуктивный
Способы организации деятельности учителя
Групповой
Функции преподавателя на данном этапе
Контроль результатов. Подведение учащихся к ответу на поставленный проблемный вопрос в начале урока
Основные виды деятельности преподавателя
Проверка работы учеников. Показ видеофрагментов
Промежуточный контроль
Подведение итогов лабораторной работы. Формирование понятия силы трения и её видов.
Задача №3 Применение понятий и способов действий
ЭТАП 4
Закрепление изученного материала. Физминутка
Цель
Проверить усвоение нового материала
Длительность этапа
8 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Раздаточный материал
Презентация
Форма деятельности
Самостоятельная работа, тесты
Методы обучения
Репродуктивный
Способы организации деятельности учителя
Коллективный, индивидуальный
Функции преподавателя на данном этапе
Контроль результатов
Основные виды деятельности преподавателя
Проверка работы учеников
Промежуточный контроль
Итоги тестирования
ЭТАП 5
Проектно – исследовательские работы учащихся
Цель
Показать применение нового материала
Длительность этапа
10 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация
Форма деятельности
Проектная работа
Методы обучения
Репродуктивный
Способы организации деятельности учителя
Групповой
Функции преподавателя на данном этапе
Контроль за выступлениями учащихся
Основные виды деятельности преподавателя
Проверка работ учеников
Промежуточный контроль
Результативность показа проектов учащихся
ЭТАП 6
Обобщение изученного, задание на дом
Цель
Развитие познавательного интереса к физике, применяя новые информационные технологии
Длительность этапа
5 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Таблицы
Презентация
Форма деятельности
Беседа
Методы обучения
Репродуктивный
Способы организации деятельности учителя
Фронтальный
Функции преподавателя на данном этапе
Модератор беседы
Основные виды деятельности преподавателя
Направление беседы
Промежуточный контроль
Обобщение сведений о видах сил трения
ЭТАП 7
Статистика урока, рефлексия учащихся
Цель
Размышление, анализ собственных мыслей
Длительность этапа
3 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Контрольные вопросы рефлексии, подготовленные в Microsoft Word
Форма деятельности
Беседа
Методы обучения
Репродуктивный
Способы организации деятельности учителя
Фронтальный
Функции преподавателя на данном этапе
Привлечение к размышлению
Основные виды деятельности преподавателя
Анализ результативности урока
Ход урока
Этап 1: Создание эмоционального настроя, стимулирование деятельности учащихся. (Слайд 1)
Вступление: На экране появляются сменяющие друг друга изображения памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Слышится музыка. Звучат слова: Музыка стихает. На экране крупный план памятника “Медный всадник”. Учитель: Далеко не всем известны некоторые технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского. Для пьедестала памятника подготовили монолитную гранитную глыбу массой более тысячи тонн! (Слайд 2) И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу Финского залива, в Петербург. Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Небывалый успех русской техники того времени был даже отмечен медалью, на которой была вычеканена надпись: “ДЕРЗНОВЕНИЮ ПОДОБНО, 1770 ГОД!” (Слайд 3)
И действительно, это был дерзновенный шаг! Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов люди могли совершить такое чудо? Как же это было сделано? Вот эту задачу нам надо сегодня решить на уроке.
Цель нашего исследования на уроке: узнать каковы технические подробности создания пьедестала памятнику великому организатору государства Российского сквозь призму понятий физики?
Этап2: Актуализация опорных знаний учащихся и постановка цели.
Каждой из четырех групп выдана пара листов – пазлов, на обратной стороне, которых представлены примеры различных явлений. (Приложение 1)
Задание 1: выяснить, что в доставшейся им паре примеров общего (все эти примеры убеждают нас в том, что причина ускорения – действие тел друг на друга – СИЛА — на магнитной доске появляется пазл со словом “СИЛА”).
Задание 2: выяснить, каково в доставшейся им паре примеров — различие между ними
Различие:
1) Силы, действующие при непосредственном соприкосновении
2) Силы, действующие на расстоянии
(на доске появляются соответствующие пазлы)
Силы, возникающие на расстоянии были рассмотрены раннее на уроках.
Этап3: Изучение нового материала
Чтобы ответить на вопрос — какова сила, возникающая при непосредственном соприкосновении тел?, надо воспользоваться одним из важнейших инструментов физика – экспериментом.
Учащиеся в группах приступают к выполнению экспериментальных заданий. По окончании работы один из группы познакомит класс с ходом и результатами экспериментального задания.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ для группы №1. (Приложение 2)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ для группы №2. (Приложение 2)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ для группы №3. (Приложение 2)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ для группы №4. (Приложение 2)
Проверка результатов работы групп:
Отчет 1 группы. (Сила трения покоя). Видеофрагмент силы трения из электронного пособия и совместно формируется определение:
ОПР. Сила трения покоя – сила, возникающая при попытке вызвать движение одного тела по поверхности другого, приложенная к телу, равная по модулю силе, приложенной к телу параллельно поверхности соприкосновения его с другим телом.
Именно в этом утверждении отражены такие характеристики силы как: точка приложения, направление и модуль (абсолютная величина силы).
Отчет 2 группы. (Силы трения скольжения). Видеофрагмент силы трения скольжения из электронного пособия и совместно формируется определение:
Отчет 3 группы. (Сила трения качения). Видеофрагмент силы трения из электронного пособия и совместно формируется определение
Итак, мы квалифицируем виды трения: покоя, скольжения, качения. (Слайд5).
Существует на свете сила трения. Она имеет большое значение! Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения. Все по себе очень важны. И в этом мире, конечно, нужны.
Это примеры сухого трения. Давайте дадим определение сухого трения.
Опр. Трение между соприкасающимися твердыми телами называют сухим трением.
Но когда твердое тело движется, соприкасаясь с жидкостью или газом, тоже возникает сила, параллельная поверхности соприкосновения и направленная против движения, то есть против относительной скорости тела. Ее часто называют “сила жидкого трения» (Видеофрагмент). Иногда ее называют также силой сопротивления.
Отчет 4 группы. (Видеофрагмент). Вывод: легче сдвинуть твердое тело в жидкости.
Учитель: Давайте обобщим введённые физические понятия. (Слайд 6-9)
Человек вообще никогда не сдвинет с места голыми руками камень массой в сто тонн. В то же время баржу массой сто тонн, плавающую на воде, один человек, хотя и очень медленно, но все же сможет двигать. Если трение мешает, его стремятся уменьшить. Если трение помогает, то его увеличивают. Это, безусловно, касается и путешествия Гром – камня. Учитывая все рассмотренное нами, выясним, как же стало возможным перемещение Гром – камня с берега Финского залива в Санкт-Петербург?
Первичная проверка усвоения знаний
Ребята, предложите свою версию этой невиданной операции, какой не повторялось со времен перевозки в древний Рим египетских памятников. (Слайд 10)
Обсуждение. Варианты ответов учащихся. (Слайд 11-15)
Учитель: Смелый, остроумный проект передвижения Гром — камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед после того, как глыба пройдет через них; 120 дней путешествовал так Гром-камень по суше – 9 км. А потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами – каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятнику Петру. (При этих словах на экране вновь появляется изображение памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге в разных ракурсах). (Слайды14-16) Позднее монумент получил название “Медный всадник”, по одноименному произведению А. С. Пушкина, и с той поры описания его нередко сопровождаются стихами поэта: (Слайд 20-21)
И прямо в темной вышине
Над огражденную скалою
Кумир с простертую рукою
Сидел на бронзовом коне
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы? 5
В словах гениального поэта ярко и образно выражено впечатление, которое производит памятник на зрителей
Итак, мы выяснили, что перемещение Гром-камня стало возможным благодаря замене силы трения скольжения силой трения качения и силой жидкого трения и мы убедились, что вездесущие, мешающие, необходимые силы трения могут сопутствовать любому движению.
Этап4: Закрепление изученного материала.
Физминутка.
-разогреем ладони
-сейчас зима можно заболеть гриппом, давайте повысим иммунитет (потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет).
-для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.
-пройдемся (3 шага вперед и три назад).
В каких упражнениях вы встретили трение? (ответы детей)
Самопроверка знаний
Тест. (Приложение 3)
Этап5: Проектно-исследовательские работы учащихся. «Трение и жизнь», «Трение в литературных произведениях», «Трение в природе», «Трение и спорт».
Этап6: Обобщение изученного, задание на дом (Приложение 4)
Этап7: Статистика урока, рефлексия учащихся
Рефлексия: (Приложение 5)
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Заключение
Содержание методической разработки урока соответствует программе и задачам курса физики. Подготовленная мультимедийная презентация, видеофрагменты из учебного электронного издания «Физика», проекты учащихся позволяют в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. Материал для изучения с помощью слайдов нагляден, доступен и прост. Для закрепления изученного материала используются практические задания. Урок способствует формированию знаний о физических свойствах и характеристик сил, умения применять знания о свойствах силы трения для практического применения в жизни. Материал урока способствует развитию интереса к учению, творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применяется ранее изученный материал, используются межпредметные связи – знания математики (векторы, параллельность), истории (история создания памятника Петру 1 в Сан-Петербурге), литературы (произведение А.С. Пушкина, русско-народные сказки), информатики (составление презентаций, работа на компьютере). Тип урока — изучения нового материала с применением ИКТ. Структура урока соответствует данному типу урока. Все этапы урока последовательны и логически связанны. Обеспечивается целостность и завершенность урока. При реализация принципов обучения соблюдается принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Эксперименты способствуют развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.
На уроке были использованы следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный, с помощью которого заложен основной запас знаний. Этот метод необходим при введении теоретических знаний. Передача теоретических знаний организована мультимедийным курсом, электронные тексты, аудио- и видеофрагменты. 2) репродуктивный метод, который направлен на закрепление знаний и формирование умений. На уроке этот метод нашел себя в заданиях, вопросах, тестах, в лабораторной работе. 3) самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно решают проблему с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность. Этот метод был применен в экспериментах, проектной деятельности учащихся, которые заранее поработали над заданной проблемой и на уроке показали свой результат. Форма совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации, практические задания, эксперименты. Эти формы работы обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Они способствуют активизации учения учащихся и являются самыми эффективными из всех использованных форм на уроке. Преобладающие способы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.
Система работы учителя: Для того чтобы урок прошел организованно необходимо логический переход от одного этапа к другому, четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины, правильное распределение объема учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения должен быть демократичным, объективным. На уроке должна царить доброжелательная атмосфера и учащиеся должны чувствовать себя достаточно свободно. Речь учителя должна быть грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.
Система работы учащихся: Учащиеся отрабатывают умения строить предположение (гипотезу), подтверждать его опытом и самостоятельно делать вывод, развивают умения анализировать, слушать и слышать, развивают исследовательские умения и навыки.
Список используемых источников
Г.Я. Мякишев, Б,Б, Бухевцев, Н,Н, Сотский, Физика 10, «Просвещение, 2005 г.
Н.А.Лымарева, Физика, 9-11 классы, «Проектная деятельность учащихся», Волгоград: Учитель, 2008г.
Учебное электронное издание, «Физика», 7-11 классы 2004г.,
Г.В. Маркина, С.В.Боброва, Физика 10 класс, Поурочные планы, 2008г,
М.И. Блудов, Беседы по физике, Москва, «Просвещение, 2001 г.
А.С. Пушкин «Медный всадник»,
Эрик Роджерс, Физика для любознательных (т. 1,2), Москва, «Мир», 1972 г.
И.Г. Кириллова, Книга для чтения по физике, Москва, «Просвещение», 2006 г.
А.Н. Казакова, Это странное привычное, или занимательный мир естественных наук в вопросах и ответах, Минск, Университетское, 1989 г.
М.М. Черняновская, В.И. Черняновский, Физика. Систематизация и обобщение знаний на методологической основе, Тамбов, ТИПКРО, 1996 г.
Интернет-ресурсы:
hhttp://kiv.sovtest.ru/theory/tema-03/p03a.
http://razumnoe1.narod.ru/fiz_urok7.ht
infourok.ru
Методическая разработка урока физики 10 класс «Сила трения»
Разработка урока с применением технологии критического мышления
Конспект урока «Сила трения» 10 класс
(2 часа)
Цель урока: изучить тему «Сила трения, систематизировать знания по данной теме.
Задачи урок:
Систематизировать уже имеющиеся у учеников знания по теме « Сила трения»
Расширить знания по теме «Сила трения»
Разработать и применить способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.
Развивать умение самостоятельного поиска знаний, умения работать в группах, умения выделять главное и делать выводы.
Продолжить формирование умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента.
Показать область применения полученных на уроке знаний в жизни человека.
Развивать кооперативную компетентность.
Воспитывать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить умению слушать других.
Применяемая на уроке технология: технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология.
Оборудование: трибометр, набор грузов, динамометр, каток, линейка, интерактивная доска, компьютер с возможностью выхода в интернет.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Литература:1. Касьянов В.А. Физика 10
2. Мякишев Г.Я идр Физика 10
3. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики.
4 Кикоин И.К. Физика 9
5.Энциклопедия школьника. Физика М.: «Авнта+», — 2000г
6. Интернет-ресурсы. Викепедия.
Применяемые методики: работа в группах, работа с текстом учебника, с интернет-ресурсами, работа с видеоматериалами, с интерактивной доской. выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, заполнение граф-схемы ЗХУ, обсуждение методом мозговой атаки, составление синквейнов.
Подготовка к уроку: подготовка интерактивной презентации к уроку (мультимедийного сценария урока).
Этапы урока: 1. Вызов
2. Реализация.
3. Рефлексия.
Этап | Действие учащихся | Действие учителя |
Вызов | Работа с ключевыми словами методом мозговой атаки Заполнение граф-схемы ЗХУ Групповая работа с граф-схемой | Организация мозговой атаки, тьюторская поддержка работы в группах |
Реализация | Экспериментальная работа в группах Творческие отчёты групп Работа в группах по систематизации жизненного опыта. Мозговая атака Раота с учебником и Интернет-ресурсами Фронтальное тестирование с помощью интерактивной доски Экспериментальная работа по вычислению коэффициента трения | Организация работы в группах Организация мозговой атаки Организация и проведение фронтального тестирования Тьюторская поддержка эксперимента |
Рефлексия | Работа в группах с граф-схемой ЗХУ Составление и представление синквейнов | Организация работы в группах Объяснение домашнего задания |
План урока.
Вызов.
1.Сообщение темы урока, актуализация изучения темы, работа с ключевыми словами.
Ключевые слова (слайд 2):
Сила трения, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, коэффициент трения, польза, вред, применение в жизни.
Задание: по данным ключевым словам составьте осмысленный текст, опираясь на уже имеющиеся знания и жизненный опыт.
2.Работа с граф-схемой ЗХУ. (заполнение 1,2 столбика)
Я знаю | Я хочу узнать | Я узнал |
Реализация.
Экспериментальная работа в группах по изучению силы трения.
Задание: подберите необходимые приборы и выполните исследование, предложенное вашей группе.
1 группа. Исследование силы трения покоя. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г)
2 группа. Исследование зависимости силы трения от веса тела. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г)
3 группа. Исследование зависимости силы трения от гладкости трущихся поверхностей и от площади контактирующих поверхностей. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г, пластина из оргстекла, металлическая пластина, неотшлифованная деревянная дощечка, отшлифованная или покрытая лаком деревянная дощечка)
4 группа. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения (Приборы для исследования: трибометр с катком и бруском, динамометр)
5 группа. Сравнение силы сухого трения и силы жидкого трения. (Приборы для исследования: трибометр, динамометр, набор грузов по 100г, лыжная мазь)
Отчёты групп по результатам проведённой работы с фронтальной демонстрацией видео фрагментов:
— сравнение силы трения покоя и силы трения скольжения;
— зависимость силы трения от веса тела;
— сравнение силы трения скольжения и силы трения качения;
— жидкое трение.
3. Подведение итогов экспериментальной работы, составление выводов методом мозговой атаки с последующей записью.
4.Работа в группах. Обобщение жизненного опыта.
Учитель: Трение – явление сопровождающее нас повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы всячески стараемся его увеличить. В других – вредно, и мы ведём с ним борьбу. Задание: докажите на примерах из жизни это утверждение.
1,2 группа – пользу, 3,4,5 – вред. Для помощи на слайде 13 представлены картинки в помощь.
5.Отчёты групп.
6.Фронтальное закрепление по вопросам:
Зачем в гололедицу посыпают лёд песком?
Зачем на губках тисков и плоскогубцев делают насечки?
Зачем затачивают лезвия коньков?
Почему опасно ездить на автомобиле, если стёрся рельефный рисунок на колёсах?
Зачем используют систему смазки в конструкции автомобиля?
7.Конкурс опорных конспектов. (работа в группах).
Задание:
1.С помощью знаков INSERТ изучите & 26 учебника 10 класса автор Касьянов В.А.(1 группа) , &36-37 учебника 10 класса Мякишева Г.Я.и др (2 группа), & 35-36 учебника Кикоина И.К.( 3 группа), & 43 элементарного учебника физики Г.С. Ландсберга (4 группа), и Интернет материалы из википедии (5 группа).
2. Дополните граф-схемы неизвестными для вас данными.
3. Составьте опорный конспект на тему «Сила трения», используя ваши знания, обмениваясь мнениями в группах.
4. Что вы сочли необходимым внести в ваш опорный конспект? (фронтальное обсуждение с работой на интерактивной доске)
8. Тестирование (индивидуально выполняет каждый (темп средний, его задают учитель ) Текст на интерактивной доске. После окончания работы самопроверка по предложенному ключу.
А. Не изменится.
Б. Уменьшится в 2 раза.
В. Увеличится в 2 раза.
Г. Увеличится в 4 раза.
Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.
А. 0,2
Б.0,25
В. 0,4
Г. 0,5
Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.
А. 0,2
Б.0,25
В. 0,4
Г. 0,5
Конькобежец массой 60 кг скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на конькобежца, если коэффициент трения скольжения коньков по льду равен 0, 015.
А. 400Н
Б. 40 Н
В. 9 Н.
Г. 0,9 Н
Ключ: В,А,А,Г
Работа в группах.
1.Предложите способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.
2.Какие приборы и материалы вам понадобятся?
3.Продумайте план выполнения работы.
4. Продумайте способ отчета и представление результата лабораторной работы.
10.Выполнение лабораторной работы.
По составленному вами плану, проведете экспериментальное нахождение коэффициента трения.
В помощь, если потребуется, можно предложить возможную таблицу для представления письменного отчёта по лабораторной работе.
№ опыта | Р,Н | ∆Р,Н | F, Н | ∆F, Н |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления, определите среднее значение коэффициента трения µ. Сделайте вывод
Рефлексия.
1.Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Проанализируйте свою работу на уроке:
— Что нового, интересного вы сегодня узнали?
— Какие научные методы познания мира мы использовали на уроке?
— Какой вид работы вам понравился?
2. А сейчас нам предстоит ещё один вид творческой работы. Составьте синквейн урока. Напомню алгоритм его составления.
Существительное означающее суть урока.
2 прилагательных характеризующих предмет.
3 глагола или определения характеризующих предмет.
Меткое короткое высказывание или афоризм.
1 слово подчёркивающее суть темы.
Возможный синквейн урока:
1. Трение.
2. Полезное и вредное.
3. Удерживает, помогает, изнашивает.
4. Без трения нет движения.
5. Важно.
3.Задание на дом.
1.Задание по группам:
1,2 группа составляет речь прокурора «Я обвиняю силу трения»
3,4 группа составляет речь адвоката «Я защищаю силу трения»
5 группа составляет примирительную речь судьи.
2. § 38-43.
3.Закончить таблицу ЗХУ.
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по физике (10 класс) по теме: Конспект урока 10 класс по теме » Роль силы трения в природе и технике»
Учитель физики ГБОУ №362 Московского района
г.Санкт-Петербурга
Конспект урока 10 класс.
Тема : « Роль силы трения в жизни и технике »
Цели
Познавательная:
- Изучить с учащимися понятие силы трения, виды трения и их природу.
- Формировать умение выполнять эксперимент ,обобщать и систематизировать полученные результаты.
Развивающая:
- Формировать мыслительные операции:умение делать выводы по полученным результатам ,умение сравнивать и сопоставлять зависимости физических величин от определенных параметров.
Воспитательная:
- Воспитывать товарищество , уважение к другим людям, дисциплинированность ,умение уважать труд в выполнении эксперимента.
Оборудование :бруски, динамометры, набор грузов линейки разных поверхностей
компьютер ,мультимедийная установка.
Тип урока:Комбинированный урок .
Метод :Объяснительно-иллюстрационный.
Технология проведения урока:коллективный способ обучения , работа в малых группах.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начало урока: проверка присутствующих в классе ,наличие учебных принадлежностей у учеников ,настрой на работу.
2. Проверка и коррекция знаний, полученных на предыдущем уроке:
Опрос : подготовка учащегося у доски по вопросу :силы упругости.
Работа с классом : фронтальный опрос
- Что такое деформация ?
- Виды деформаций?
- Что такое абсолютное удлинение?
- Что такое относительное удлинение?
- Дать понятие упругой деформации?
- Сформулировать закон Гука.
- Что такое механическое напряжение?
- Дать объяснение модулю Юнга.
Ответ учащегося по основному вопросу._______________
Класс готовит вопросы отвечающему и задают отвечающему ( из предложенных выше)
3. Изложение нового материала .
Запись на доске :
Существует сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения :скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно , нужны!
(В.Саяпин)
Историческая справка :
Французский физик Гильом писал о трении так : «Всем на случалось выходить в гололедицу : сколько усилий стоило нам удержаться от падения ,сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать, что обычно земля ,по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством ,благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Изучая подобные явления, мы приходим к открытию тех следствий ,к которым приводит трение .
Во многих случаях мы должны быть благодарны трению :оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и ручки упадут со стола на пол ,что стол не будет скользить по полу и т.д.
Если вообразить ,что трения нет ,то все будет скользить и катиться ,пока не окажется на одном уровне. Не будь трения ,Земля представляла бы шар без неровностей ,подобно жидкому…»
Краткий конспект объяснения материала:
На рис1. тело на горизонтальной поверхности с указанием сил :
- Если тело покоится ,то на него действует сила трения покоя.
- Если тело движется под действием силы тяги ,то возникает
сила трения скольжения.
На рис .горизонтальная поверхность и на ней шар с указанием сил и направления движения.
Сила трения при скольжении твёрдых тел зависит не только от свойств поверхностей и силы давления (это зависимость качественно такая же, как для трения покоя), но и от скорости движения.
Возникает сила трения качения.
Объяснения причины силы трения :
- За счет шероховатости поверхностей.
- За счет взаимодействия молекул.
Дать формулу силы трения :F=mN , где m — коэффициент силы трения .
N- сила реакции давления .
Поясняется,что сила трения имеет направление ,противоположное движению.
На столах у учеников находятся приборы : брусок ,наборы грузов -3шт.,линейки из разных материалов (деревянная, пластмассовая ,шероховатый картон) ,динамометры.
Учитель дает задание классу на выполнение фронтальной экспериментальной работы работа в парах.
Задание показано на экране через мультимедийную установку.
- Измерить силу трения на разных поверхностях .Сделать вывод.
- Измерить силу трения с разным количеством грузов. Сделать вывод.
- Измерить силу трения на разных площадях поверхности. Сделать вывод.
- Построить график зависимости силы трения от силы реакции опоры по эксперименту зависимости силы трения от количества грузов и сделать общий вывод.
Учитель подводит итог с учащимися по результатам эксперимента.
(можно вызвать отдельных учеников и сделать вывод и график на доске ,для самопроверки)
- Закрепление изученного материала.
Решение качественных задач :
- Зачем зимой дорожки посыпают песком?
- Зачем на обуви ,шинах автомобилей наносят протектор?
- Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
- Зачем спортсмены –лыжники наносят особую смазку?
- Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
Решение познавательной задачи
Необходимым условием перемещения животных является надежное сцепление между движущимися телом и опорой. Все эти животные имеют форму ,удобную для захвата ,и шероховатую поверхность для увеличения коэффициента трения.
- Определите коэффициент трения между змеей и землей, если змея массой 100г движется равномерно со скоростью 1 м/с ,при этом сила трения равна 0,15 Н.
Диаграмма на слайде на экране.
Рассмотрев диаграмму сделайте вывод о силах трения скольжения и качения.
4.Подведение итогов урока.
5.Домашнее задание :.параграф 36,37,38.упр.7 задача 2.
nsportal.ru
Конспект урока по физике в 10 классе по теме: «Силы трения»
Конспект урока по физике в 10 классе по теме: «Силы трения»
Учитель: Биркина А.И.
Вид урока: Урок-дискуссия.
Триединая дидактическая цель урока:
Предметная: познакомить учащихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы
Метапредметная: научить применять полученные знания к физическим задачам.
Методологическая: развитие практического мышления учащихся через установление причинно – следственных связей.
Задачи:
Образовательные: изучение силы трения, классификация сил трения.
Развивающие: совершенствовать умения школьников в применении силы трения; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: показать роль физических законов в изучении силы трения, а также многообразие сил в механических явлениях
Оборудование: набор грузов, 2–3 деревянных бруска разной массы, тележка, песок, доска, сосуд с водой, динамометр, ноутбук проектор, электронная презентация, экран.
Планируемые результаты:
Урок должен помочь учащимся 10 классов сформировать следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: научаться различать виды трения в жизненных ситуациях, способы измерения силы трения.
Личностные УУД: научаться анализировать, сравнивать и обобщать при решении физических задач.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки в демонстрации физических опытов.
Ведущие приемы обучения:
-постановка метапредметных вопросов, постановка и решение проблемы;
-организация акцентированных наблюдений;
-обращение к жизненному опыту учащихся.
Дидактические средства:
Наглядные пособия, ЦОР.
Время:
45 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.
Учитель:
Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Какова причина остановки санок?
Ответы учащихся
Учитель:
Правильно. При соприкосновении поверхностей тел между ними возникают силы трения.
Существуют два вида трения: внешнее и внутреннее (иначе называемое вязкостью)
Внешним называют такой вид трения, при котором в местах соприкосновения твердых тел возникают силы, затрудняющие взаимное перемещение тел и направленные по касательной к их поверхности.
Внутренним трением (вязкостью) называется вид трения, состоящий в том, что при взаимном перемещении слоев жидкости или газа между ними возникают касательные силы, препятствующие такому перемещению.
Внешнее трение:
Трение покоя (статическое трение), возникает между неподвижными твердыми телами, когда какое- либо из них пытаются сдвинуть с места.
Кинематическое трение, существует между взаимно соприкасающимися твердыми телами
А. трение скольжение
Б. трение качения.
Рассмотрим трение покоя.
Каждый знает, что шкаф сдвинуть с места непросто. Какая же сила «мешает» сдвинуть шкаф?
Ответы учеников
Учитель
Это-сила трения покоя, возникающая при попытке сдвинуть одно из соприкасающихся тел относительно другого и направленная вдоль поверхностей соприкосновения тел так, что препятствует относительному движению тел.
Опыт: будем тянуть с помощью динамометра лежащий на столе брусок, прикладывая к нему горизонтальную силу и постепенно увеличивая её. Показания динамометра в тот момент, когда брусок сдвинуть с места, равно Fтр мах. Повторим опыт, положив на брусок второй такой же: тем самым мы удвоим силу, с которой нижний брусок прижат к столу. Мы увидим, что и Fтр мах увеличится вдвое. Таким образом, сила Fтр мах пропорциональна модулю силы нормального давления N , т.е. Fтр мах=µN. Поскольку Fтр ≤ Fтр мах, получаем, что модуль силы трения покоя удовлетворяет неравенству
Fтр мах ≤ µN
Коэффициент пропорциональности µ называется коэффициентом трения. Он определяется материалом соприкасающихся поверхностей и качеством их обработки.
Приведите примеры силы трения покоя.
Ответы учеников
Учитель
Действительно, делая шаг, человек отталкивается от дорожного полотна, толкая его назад. При этом между подошвой и дорогой действуют силы трения покоя: ведь подошва во время толчка покоится относительно дороги. Согласно третьему закону Ньютона со стороны дороги на человека действует сила, направленная вперед. Сила трения покоя «разгоняет» и автомобиль
Рассмотрим силу трения скольжения.
Если брусок движется с постоянной скоростью, значит, равнодействующая всех сил, приложенных к бруску, равна нулю.
Какая же сила компенсирует прикладываемую нами силу?
Ответы учеников
Учитель
Это- сила трения скольжения.
Сила трения скольжения действует между соприкасающимися телами, движущимися относительно друг друга, причем сила трения, действующая на каждое из тел, направлена противоположно скорости движения этого тела относительно другого тела
Опыт показывает, что модуль силы трения скольжения пропорционален модулю силы нормального давления.
Причины возникновения силы трения скольжения аналогичны причинам возникновения силы трения покоя- зацепление неровностей шероховатых поверхностей тел или действие сил межмолекулярного притяжения отшлифованных поверхностей.
Коэффициент трения скольжения немного меньше коэффициента трения покоя, поэтому при увеличении «сдвигающей» силы тело сдвигается с места рывком.
Как вы думаете, где возникает сила трения качения?
Ответы учеников
Учитель
Сила трения качения- это сила трения, которая возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.
Как вы думаете, что больше сила трения качения или скольжения?
Ответы учеников
Учитель
Что бы сравнить силу трения скольжения и силу трения качения, воспользуемся цилиндром и наклонной плоскостью. Если поставить цилиндр на наклонную плоскость торцом, то для того чтобы он начал соскальзывать с плоскости, её придется наклонить на значительный угол. Но если положить тот же цилиндр на наклонную плоскость так, чтобы он мог скатываться по ней, то цилиндр придет в движение даже при очень малом угле наклона плоскости. Это доказывает, что сила трения качения намного меньше силы трения скольжения.
Трение бывает и вредным, и полезным. Когда трение вредно, его стараются уменьшить. Для этого используют смазку, применяют магнитную и воздушную подушку, заменяют скольжение качением, применяют шариковые, роликовые или магнитные подшипники.
Когда трение полезно его стараются увеличить: в гололед посыпают тротуары и автодороги песком, применяют шипы на обуви и автомашинах. Трение позволяет нам осуществлять торможение движущихся тел и перемещение грузов конвейерной ленты.
От чего зависит сила трения?
Опыты учащихся на столах. (на столе у учащихся находится набор грузов, 2–3 деревянных бруска разной массы, тележка, песок, доска)
Учащиеся самостоятельно должны доказать следующие утверждения:
Сила трения зависит от характера трущихся поверхностей;
Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности (вес тела), тем больше сила трения, возникающая при этом;
Трение почти не зависит от площади соприкасающихся поверхностей
Трение: при равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения, сила трения скольжения меньше силы трения покоя.
Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Учитель. Сдвинуть с места шкаф трудно, а привести в движение находящуюся на воде лодку очень легко. Дело в том, что в жидкости отсутствует сила трения покоя.
Поместим деревянный брусок в сосуд с водой. Чтобы сдвинуть с места плавающий брусок, достаточно подуть на него.
Когда тело движется в жидкости или газе, на тело действует сила сопротивления, которая быстро увеличивается с увеличением скорости. Чтобы уменьшить силу сопротивления воздуха, гоночным автомобилям и самолетам придают обтекаемую каплеобразную форму. Подобную форму имеют и самые быстрые обитатели моря- дельфины.
Поставим опыт.
Поместим в высокий стеклянный сосуд с водой тело, плотность которого больше плотности жидкости. Тело начнет тонуть. Мы увидим, что сначала оно движется с ускорением, но постепенно ускорение уменьшается и, наконец, движение тела становится равномерным. Значит, при достижении некоторой скорости тела сила сопротивления жидкости увеличилась настолько, что стала равной по модулю равнодействующих двух сил: силы тяжести и выталкивающей силы (силы Архимеда).
Чтобы уменьшить скорость равномерного движения при падении в воздухе, силу сопротивления воздуха стараются увеличить. Для этого, например, используют парашюты.
Величина силы сопротивления в жидкостях и газах зависит от:
рода жидкости или газа;
скорости движения;
формы тела.
III. Закрепление материала.
Качественные задачи.
Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?
Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?
Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
Дайте физическое обоснование пословицу: “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”. Почему при росе легче косить?
Объясните поговорки:
Не подмажешь – не поедешь!
Пошло дело, как по маслу.
Угря в руках не удержишь!
Лыжи скользят по погоде.
Из навощенной нити сеть не сделаешь.
Ржавый плуг только по пахоте очищается.
Начало темнеть. Робинзон подумал: “Хорошо бы разжечь костер”. Но тут же вспомнил: “Спичек-то нет”. Что делать? Как разжечь костер без спичек?
IV. Подведение итога урока и домашнее задание.
А теперь подведем итоги нашего урока. Сначала, вы ответите на вопросы анкеты (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика)
Знаю и могу объяснить
Знаю, но надо подучить
Не знаю
Что такое трения?
Каковы причины возникновения силы трения?
Какие виды трения существуют?
Какими способами можно увеличит, уменьшить трение?
Домашнее задание: п.14, вопросы и задания для самопроверки стр.102
Литература
1. Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006
2. Л.А. Кирик, Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Методические материалы для учителя 10 класс,М.:Илекса, 2005.-304с:, 2005
3. Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика 10 класс.-М.: Мнемозина,2010.
infourok.ru
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы и приемы | 1.Организационный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока | Регулятивные (контроль) Коммуникативные(управление поведением, разрешение конфликтов) | Приветствие учителя; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. | Приветствуют учителя | 2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Организовать и направить на познавательную деятельность учащихся Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы | Коммуникативные (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества) Регулятивные ( целеполагание, прогнозирование, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися) Познавательные(умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации) | С какими силами мы с вами уже знакомы? Сегодня на очереди еще одна сила- сила трения. Среди окружающих нас механических явлений важное место занимает явление трения. Шаг шагнул – трение, машина тормозит – трение, мел скрипит по доске – трение. Тема сегодняшнего урока: силы трения. На какие вопросы мы сегодня должны найти ответы? Итак, перед нами сегодня стоят следующие задачи: — дать определение силы трения; — выяснить причины ее возникновения, от чего она зависит; — рассмотреть классификацию сил трения, их особенности и значение явления трения в природе и технике. | Называют силы, изученные ранее. Ребята выдвигают свои вопросы, записывают в тетради. | 3.Изучение нового материала | Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН | Регулятивные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока) Познавательные (формулирование проблемы; поиск информации;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Коммуникативные (умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли ). | Вспомним, что такое трение? (сопротивление движению одного тела по поверхности другого) Явление трения характеризуют силой, которая называется силой трения. Каковы причины возникновения сил трения? (неровности поверхностей, межмолекулярное притяжение) Какие силы трения вы знаете? ( сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения скольжения, вязкое трение) О какой силе трения идет речь в известной сказке «Репка» (тянут, потянут – вытянуть не могут) Почему она возникает? (сила трения больше или равна силе тяги) Сила трения покоя равна по модулю и направлена противоположно параллельной поверхности соприкосновения его с другим телом. Максимальное значение силы трения, при котором скольжение еще не наступает, называется максимальной силой трения покоя. Когда тело начинает скользить по поверхности другого тела, на него также действует сила трения, которая называется силой трения скольжения. Рисунок. От чего зависит сила трения скольжения? Для каждой группы поставлена своя проблема: зависит ли сила трения скольжения от поверхности соприкасающихся тел? Зависит ли сила трения скольжения от величины нормального давления? Зависит ли сила трения скольжения от состояния поверхностей, от материала поверхностей? (Приложение 1) Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения. Итак, на основании ваших экспериментальных выводов можно сделать окончательный вывод: модуль силы трения скольжения прямо пропорционален силе давления (весу тела) и зависит от состояния и вида поверхностей тел. Это можно записать в виде формулы: Где М – коэффициент трения, Н – модуль силы реакции опоры, который, согласно третьему закону Ньютона, равен по модулю силе нормального давления. Сила трения скольжения приблизительно равна максимальной силе трения покоя и направлена в сторону, противоположную направлению движения. Приводится таблица коэффициентов трения для различных поверхностей. Вопрос: как можно определить коэффициент трения? Силы трения возникают и при качении тела (отчет четвертой группы). При одинаковой нагрузке сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения. До сих пор мы говорили о сухом трении. Смажем трущуюся поверхность жидкостью (лучше маслом). Когда твердое тело движется, соприкасаясь с жидкостью, опять возникает сила, называемая силой вязкого трения. Сила вязкого трения намного меньше силы сухого трения. В жидкостях и газах сила трения покоя отсутствует. Сила вязкого или жидкого трения зависит не только от скорости движения, но и от формы движущегося тела ( телам придают обтекаемую форму для уменьшения трения). Роль трения в нашей жизни. Итак, трение – явление, сопровождающее нас везде и повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы всячески стараемся его увеличить. В других – вредно, и мы ведем с ним борьбу. | Выдвигают свои суждения.
Отвечают на вопросы. В тетради делают рисунок с обозначением силы трения. С помощью эксперимента измеряет силу трения. На этот вопрос школьники группами самостоятельно ищут ответ с помощью эксперимента, для которого требуется оборудование: динамометр, брусок, набор грузов, дощечка и резиновая поверхность. Каждая группа отчитывается о результатах эксперимента. Отвечают на вопросы. Анализируют таблицу. Предлагают свои способы, после чего лабораторно определяют коэффициент трения скольжения данных поверхностей. Смазывают поверхность маслом, определяют силу трения. Анализируют результат. Ребята приводят примеры полезного и вредного значения трения в природе и технике. | Сообщающее изложение с элементами проблемности Диалогическое проблемное изложение Упражнения Метод демонстраций Объяснение Эвристическая беседа с элементами исследования Групповая работа | 4.Этап закрепления нового материала | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы | Личностные (формирование духовно-нравственных оснований) Регулятивные (способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения) | Предлагаю в тетради зафиксировать пройденный материал в виде опорного конспекта. Затем на экране демонстрируется готовая схема , при этом повторяются определения физических величин, смысл коэффициента трения, примеры явления трения в окружающем нас мире и др. Предлагаю по группам решить некоторые задачи. (Приложение 2). | Ребята составляют опорный конспект по теме. Сравнивают свой конспект с предложенным. Обсуждают. Повторяют. Ребята в группах обсуждают, решают предложенные задачи. | 5.Подведение итогов урока | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. | Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира) | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (параграфы учебника 38-40, письменно ответить на вопросы параграфа или приготовить сообщение на тему: «Трение в природе», «Трение в технике»). Проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Подведение итогов урока. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках | Записывают домашнее задание в дневники. |
nsportal.ru