Факультатив по истории 10 класс – Рабочая программа по истории (10 класс) по теме: Рабочая программа факультатива по истории 10 кл | скачать бесплатно
Прграмма факультатива по истории 10-11 классы » «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высоковская средняя общеобразовательная школа
Торжокского района Тверской области
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор Высоковской СОШ
Руководитель ШМО Кошкина Л.В. Тулин Э.В.
Трухина О.М.
Протокол № ___от «____»__________2017 «____»___________2017
«____»_________2017
Программа факультатива
«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
11 класс
Учитель: Елизарова Светлана Александровна
Высокое 2017г.
Пояснительная записка
Программа по курсу «Проблемные вопросы истории Отечества» составлена на основе школьного компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. В свою очередь профильный курс «Проблемные вопросы истории России» позволяет углубить знания по основным наиболее актуальным вопросам исторического развития, расширению базовых компетенций. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Реализация программы исторического образования на всех ступенях общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Место предмета в базисном учебном плане
Для изучения учебного предмета «Проблемные вопросы истории Отечества» в учебном плане Высоковской СОШ 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Революционный кризис в России в начале XX века
Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Революция 1905-1907 годов. Буржуазная революция российского общества и самосознания. Мировая война и революция 1917 года. Альтернативы государственного устройства России в 1917 году. Гражданская война и военный коммунизм.
Формирование Советского государства 1920–1930-е гг.
Специфика сталинской модернизации. Противоречия в развитии отечественной культуры. Тоталитаризм в СССР. Внешняя политика СССР: изоляционизм или интеграция.
СССР во Второй мировой войне
Причины Второй мировой войны: объективные и субъективные. Проблема периодизации Второй мировой и Великой Отечественной войны. Военные операции Великой Отечественной войны. Партизанское движение и тыл в годы Великой отечественной войны. Итоги и значение Второй мировой и Великой Отечественной войны.
СССР в первое послевоенное десятилетие
Советское «экономическое чудо». Кризис тоталитаризма в СССР. «Холодная война» и гонка вооружений.
СССР в годы «Хрущевской оттепели»
Конец тоталитаризма и альтернативы политического развития. Противоречия социально-экономической политики Хрущева. «Холодная война»: кризисы и оттепель. Политика Н.С. Хрущева: «за» и «против».
СССР в годы «Брежневского застоя»
Социально-экономическое развитие: от реформы к застою. Углубление политического кризиса. Продолжение «холодной войны». Противоречия в развитии советской культуры.
СССР в годы перестройки
Перестройка политической системы. Ускорение социально-экономического развития. Новое политическое мышление.
Россия на рубеже веков
Распад СССР: случайность или закономерность. Реформы в российской экономике: возможные альтернативы. Конец «холодной войны». Цивилизационные варианты развития России в 90-е г. XX в. Цивилизационные варианты развития современной России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СССР во Второй мировой войне | ||
11 | Причины Второй мировой войны: объективные и субъективные | 1 |
12 | Проблема периодизации Второй мировой и Великой Отечественной войны. | 1 |
13 | Военные операции Великой Отечественной войны. | 1 |
14 | Партизанское движение и тыл в годы Великой отечественной войны. | 1 |
15 | Итоги и значение Второй мировой и Великой Отечественной войны. | 1 |
СССР в первое послевоенное десятилетие | ||
16 | Советское «экономическое чудо» | 1 |
17 | Кризис тоталитаризма в СССР. | 1 |
18 | «Холодная война» и гонка вооружений. | 1 |
СССР в годы «Хрущевской оттепели» | ||
19 | Конец тоталитаризма и альтернативы политического развития. | 1 |
20 | Противоречия социально-экономической политики Хрущева | 1 |
21 | «Холодная война»: кризисы и оттепель. | 1 |
22 | Политика Н.С.Хрущева: «за» и «против». | 1 |
СССР в годы «Брежневского застоя» | ||
23 | Социально-экономическое развитие: от реформы к застою. | 1 |
24 | Углубление политического кризиса. | 1 |
25 | Продолжение «холодной войны». | 1 |
26 | Противоречия в развитии советской культуры. | 1 |
СССР в годы перестройки | ||
27 | Перестройка политической системы. | 1 |
28 | Ускорение социально-экономического развития. | 1 |
29 | Новое политическое мышление. | 1 |
Россия на рубеже веков | ||
30 | Распад СССР: случайность или закономерность. | 1 |
31 | Реформы в российской экономике: возможные альтернативы. | 1 |
32 | Конец «холодной войны». | 1 |
33 | Цивилизационные варианты развития России в 90-е г. XXв. | 1 |
34 | Цивилизационные варианты развития современной России. | 1 |
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Тесты «Революция 1905-07 гг.»«Мировая война и революции 1917 г.»
«Гражданская война и военный коммунизм».
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уровень.
Формирование Советского государства 1920–1930-е гг.
Тесты «Новая экономическая политика»
«Коллективизация, индустриализация и культурная революция»
«Внешняя политика СССР в 1920–1930-е гг.»
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уровень.
СССР во Второй мировой войне
Тесты «Вторая Мировая война»
«Великая Отечественная война»
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уровень.
СССР в первое послевоенное десятилетие
Тесты «Восстановление экономики после войны»
«Политическое развитие СССР в послевоенный период»
«Духовное развитие СССР в послевоенный период»
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уровень.
СССР в годы «Хрущевской оттепели»
Тесты «Реформы периода Хрущевской оттепели»
«Внешняя политика СССР в период Хрущевской оттепели»
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уровень.
СССР в годы «Брежневского застоя»
Тесты «Социально-экономическое развитие СССР в период Брежневского застоя»
«Внутриполитическое развитие СССР в период Брежневского застоя»
«Внешнеполитическое развитие СССР в период Брежневского застоя»
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уровень.
СССР в годы перестройки
Тесты «Социально-экономическое развитие СССР в период перестройки»
«Внутриполитическое развитие СССР в период перестройки»
«Внешнеполитическое развитие СССР в период перестройки»
дифференцированные задания
Блок А (10 заданий) – репродуктивный уровень.
Блок В (5 заданий) – продуктивный уровень.
Блок С – 1 (задание) – творческий уров.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века: 11 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Алексашкина. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012. – 431 с.
Примерная программа по курсу «История» для общеобразовательных учебных заведений, утвержденной МО РФ и рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования РФ. – М., «Просвещение» 2008.
Дополнительная
Алексашина Л.Н. История. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: «Экзамен». 2013. – 191 с.
История России. 10-11 классы. История России в лицах. X-XVII века. Герои и изгои революции. Личность и история России: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.
Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 11 класс. / К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с.
ЕГЭ-2013: История: реальные задания / авт-сост. М.В. Пономарев, В.А. Клоков. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 112 с.
Стрелова О. Ю. История. Выполнение заданий части 3(С): учебно-методическое пособие / О.Ю. Стрелкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 253 с.
infourok.ru
Рабочая программа элективного курса по истории России 10 класс — Факультативы, элективы, кружки — История и обществознание
Н.В.Булычева учитель истории
и обществознания
МОУ «СОШ № 32» г.Краснотурьинск
Рабочая программа элективного курса по истории России 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в IX-XVIIвв.
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования — от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки — и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса « Интенсивная подготовка к ЕГЭ» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цели курса:
содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально экономического развития России ;
способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;— выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
— определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.Вводный урок
1
2.Древнерусское государство в IX-XII вв. (5ч)
Дискуссия в форме «круглого стола» (2 ч)
Решение теста по образцу части А,В ЕГЭ(1ч)
Практическая работа с документами (выполнение заданий по образцу части С ЕГЭ) (2ч)
3. Русь в период раздробленности (1136-1300гг) (5ч)
Дискуссия с элементами моделирования (2ч)
Решение теста по образцу части А,В ЕГЭ(1ч)
Практическая работа с документами (выполнение заданий по образцу части С ЕГЭ) (2ч)
4. Образование Русского централизованного государства (XIV –начало XVI в.) (5ч)
Семинар с использованием видеоматериалов (2 ч)
Решение теста по образцу части А,В ЕГЭ(1ч)
Практическая работа с документами (выполнение заданий по образцу части С ЕГЭ) (2ч)
5. Русское государство в 1533-1600гг.(5 часов)
Проблемно-проектная дискуссия по теме : «Иван Грозный гений или тиран?»(2 ч)
Решение теста по образцу части А,В ЕГЭ(1ч)
Практическая работа с документами (выполнение заданий по образцу части С ЕГЭ) (2ч)
6. Русское государство в 1601-1618гг.Смутное время (5часов)
Семинар с использованием видеоматериалов. Худ. Фильм «1612:Хроники смутного времени». (2 ч)
Решение теста по образцу части А,В ЕГЭ(1ч)
Практическая работа с документами (выполнение заданий по образцу части С ЕГЭ) (2ч)
7. Русское государство при первых Романовых (до 1689г.)
Урок-исследование (2 ч)
Решение теста по образцу части А,В ЕГЭ(1ч)
Практическая работа с документами (выполнение заданий по образцу части С ЕГЭ) (2ч)
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3ч)
pedsovet.su
Элективный курс по истории (10 класс) на тему: Рабочая программа факультатива по истории техники 10 -11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Измайловская средняя общеобразовательная школа
улица Школьная 2
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: Бутакова М.Я _______________ 2014г. | «Утверждаю» Директор школы: Волкова Н.И. ______________ 2014г. |
Рабочая программа
факультативных занятий
«История техники»
учитель истории и обществознания
Жунусова Уркия Сембаевна
2013-2013 г.
Пояснительная записка
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов по выбору. Курс разработан – В.Ф. Хотеенковым и Л.Ф. Ивановой. Курс «История техники» относится к предметной области «История» гуманитарной специализации.
Курс «История техники» является межпредметным: включает сведения из истории важнейших технических достижений, смелых изобретательских идей, а также сущности технических конструкций воплотивших эти идеи.
Основные требования — учёт историзма – необходимое условие постижения историко-технической проблематики.
Направленность курса – развивающая. Ориентирован на удовлетворении и поощрении любознательности учащихся, их аналитических и систематических способностей.
Цель курса:
- расширить свои представления о важнейших достижениях человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений, развитии знаний о природных материалах и их свойствах, о техническом прогрессе цивилизации, об отдельных выдающихся изобретателях.
Задачи курса:
- создать условия для выработки следующих межпредметных умений: рефлексивных, коммуникативных, текстовых, логических;
- обеспечить развитие у учащихся необходимых для общества и становления профессиональных качеств способностей и умений;
- демонстрировать проблемное отношение к окружающей действительности как к пространству возможностей.
- определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учащимися, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмыслить в том числе и позицию автора курса.
Контроль:
- текущий (беседы, по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития техники, сущности технических идей и способов их воплощения; рецензирование сообщений учащихся)
- тематический контроль ( тестовые задания)
- зачётный практикум описание и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса)
- обобщающий контроль в форме презентации личных достижений (устные и письменные доклады, энциклопедические справки, рефераты, описание выполненных практических работ)
Планируемые результаты:
В процессе работы по изучению курса «История техники» учащиеся овладевают:
- конкретно-историческими сведениями о развитии техники и науки;
- техническими и технологическими знаниями, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- историко-биографической информацией о выдающихся изобретателей, учёных, творцов техники;
- историко-страноведческими знаниям и, показывающими вклад отдельных стран и народов в мировой технический прогресс;
- навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;
- элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Курс «История техники» в 10 классе – 17 часов.
Курс «История техники» в 11 классе – 17 часов.
10 класс
Раздел 1: Технические достижения первобытного человека (3 часа)
Техника обработки дерева, кости, кожи. Техника плетения. Техника прядения и ткачества.
Раздел 2: Техника древних цивилизаций Востока (5 часов)
Горное дело и металлургия медного и бронзового веков. Шадуф. Изобретение ручного и ножного гончарного кругов. Военная техника (боевые колесницы, стенобитные и метательные машины).
Раздел 3: Техника античных цивилизаций (5 часов)
Открытие стеклодувной техники. Технология изготовления художественного и строительного стекла. Термы. Инсулы. Водопровод, канализация, отопление, освещение.
Раздел 4: Техника средневековых цивилизаций (4 часов)
Технология добычи металлических руд. «Корсиканская кузница». Шахтная и доменная печи. Дамасская сталь. Булат. Техника прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок.
11 класс
Раздел 5: Техника периода индустриальной цивилизации
(от ремесла к мануфактуре) (6 часов)
Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур. Вечный двигатель – «мечта-тиран». Появление паровых двигателей. Т.Севери. Т.Ньюкомен. Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты.
Раздел 6: Техника периода становления индустриальной цивилизации
(вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.в.) (6 часов)
Промышленный переворот. Развитие машинной техники в промышленности. Прядильные машины Дж. Харгривса, Р.Аркарайта. Мюль-машина С.Кромптона. Текстильный станок Э.Картрайта с паровым двигателем. Ситценабивные машины. Швейная машина И.М.Зингера.
Раздел 7: Техника индустриальной цивилизации
(вторая половина ХIХ – ХХ в.в.) (5 часов)
Автомобильный транспорт. Изобретение автомобиля. Специализация автомобилей. Основные тенденции прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в ХХI веке.
Литература:
- Виргинский Г.Н. Очерки истории науки и техники в 16 – 19 веке,: — Книга для учителя. — М.,1990
- Виргинский Г.Н. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины 15 века: — Книга для учителя. — М.,1993г.
- Рыжов К.В. Сто великих изобретений. – М.. 2002г.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., 2001г.
Тематическое планирование по курсу «История техника»
10 класс
№ | Кол-во часов | сроки | тема факультатива |
3 | Раздел 1. | Технические достижения первобытного человека | |
1. | 1 | Техника обработки дерева, кости, кожи. | |
2. | 1 | Техника плетения. | |
3. | 1 | Техника прядения и ткачества. | |
5 | Раздел 2. | Техника древних цивилизаций Востока | |
4. | 1 | Горное дело и металлургия медного и бронзового веков. | |
5. | 1 | Изобретение ручного и ножного гончарного кругов. | |
6. | 1 | Ирригация. Шадуф. | |
7. | 1 | Военная техника. Боевые колесницы, стенобитные машины. | |
8. | 1 | Военная техника. Метательные машины. | |
5 | Раздел 3. | Техника античных цивилизаций | |
9. | 1 | Открытие стеклодувной техники. | |
10. | 1 | Технология изготовления художественного и строительного стекла. | |
11. | 1 | Термы. Инсулы. | |
12-13. | 2 | Водопровод, канализация, отопление, освещение. | |
4 | Раздел 4. | Техника средневековых цивилизаций | |
14. | 1 | Технология добычи металлических руд. | |
15. | 1 | «Корсиканская кузница». | |
16. | 1 | Шахтная и доменная печи. Дамасская сталь. Булат. | |
17. | 1 | Техника прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок. |
Тематическое планирование по курсу «История техника»
11 класс
№ | Кол-во часов | сроки | тема факультатива |
6 | Раздел 5. | Техника периода индустриальной цивилизации (от ремесла к мануфактуре) | |
1. | 1 | Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур. | |
2. | 1 | Вечный двигатель – «мечта-тиран». | |
3. | 1 | Появление паровых двигателей. Т.Севери. Т.Ньюкомен. | |
4. | 1 | Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. | |
5-6. | 2 | Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты. | |
6 | Раздел 6. | Техника периода становления индустриальной цивилизации (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.в.) | |
7. | 1 | Промышленный переворот. Развитие машинной техники в промышленности. | |
8-11. | 4 | Прядильные машины Дж. Харгривса, Р.Аркарайта. Мюль-машина С.Кромптона. Текстильный станок Э.Картрайта с паровым двигателем. | |
12. | 1 | Ситценабивные машины. Швейная машина И.М.Зингера. | |
5 | Раздел 7. | Техника индустриальной цивилизации (вторая половина ХIХ – ХХ в.в.) | |
13-15. | 3 | Автомобильный транспорт. Изобретение автомобиля. Специализация автомобилей. | |
16-17. | 2 | Основные тенденции прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в ХХI веке. |
nsportal.ru
Рабочая программа по истории (10 класс) по теме: Программа факультатива «История России ХХ века».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТОМСКОГО РАЙОНА
634527, Томская область , Томский район, с.Лучаново, ул.О.Кошевого 17а, тел./факс: 962-186
ПРОГРАММА
Факультатива «История России XX века»
Автор: Учитель истории Хребтова Галина Германовна
Структура программы
Данная программа включает три раздела:
1. Пояснительная записка. 2. Основное содержание с распределением учебных часов по темам факультатива. 3. Список литературы и сайтов, содержащих историческую информацию по курсу данного факультатива.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы факультатива « История России ХХ век»
Одной из важных задач в период демократического преобразования России
является формирование исторического сознания. Молодому поколению россиян необходимо дать глубокие, полноценные и объективные знания по истории нашего Отечества. Особенно это касается истории России после 1917 года. Для понимания процессов общественного развития и прогноза на будущее особое значение имеет выявление определенных закономерностей исторического процесса. Данная программа направлена показать историю России через призму реформ, контрреформ, революций и попытаться приблизиться к пониманию главной проблемы отечественной истории- почему в нашей стране реформы были непоследовательными, половинчатыми, постоянно сопровождавшимися контрреформами и даже революциями. Поэтому данная программа не охватывает полного систематического курса российской истории, а рассматривает основные исторические факты и события в связи с изменениями в обществе, происходившими под воздействием революций, реформ и контрреформ.
Цели
Развитиеличностив период ранней юности, ее духовно – нравственной культуры, исторического образа мышления, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению истории.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.
Освоение системы знаний об основных исторических фактах и событиях в связи с изменениями в обществе, происходившими под воздействием революций, реформ и контрреформ.
Овладение умениями получать и критически осмысливать историческую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
Формирование опыта применение полученных знаний и умений для подготовки кЕГЭ.
Место предмета в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв в объеме 6 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Факультатив предназначен для учащихся 10- 11 классов с целью успешной подготовки к ЕГЭ по истории. Программа разделена на 7 модулей, посвященных определенному историческому периоду. Завершает каждый модуль портрет реформатора, который внес значительный вклад в историю России.
Особенностью данной программы является то, что каждый модуль предлагает проблемные вопросы и задания, помогающие расширить и полнее изъяснить содержание изучаемого материала. Это создает открытое поле для диалога с учащимися, учит их думать, формулировать, высказывать и отстаивать собственные точки зрения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами являются:
— Умение обосновывать суждение, давать определения, приводить доказательства( в том числе от противного)
— Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников( текст, таблица, документ и т. д.) Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели ( сжато, полно, выборочно).
— Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью.
— Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
— Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности.
-Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации, информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
— Владение основными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ( диспута).
Результаты обучения
Овладение знаниями и умениями необходимыми при подготовке к ЕГЭ.
Усвоение и осознанное воспроизводство учебного материала по истории России ХХ века.
Развитие творческой деятельности (поиск информации, оценивание, формулирование собственных суждений).
Использование знаний и умений в практической деятельности.
nsportal.ru