cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

10 класс литература школьная программа – : 10-11 . .

Содержание

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
  2. Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
  3. Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
  4. Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
  5. Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
  6. Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
  7. Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
  8. Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
  9. Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
  10. Василий Белов «Скворцы»

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

  1. Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
  2. Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
  3. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  5. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. Джани Родари «Сказки по телефону», «Говорящий сверток» и другие.
  7. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  8. Оскар Уальд «Роза и соловей».
  9. Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
  10. Сказки Ганса Христиана Андерсена.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

  1. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина (кроме этого школьники могут почитать романы автора, что существенно облегчит им жизнь в старших классах).
  2. Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством или Вечера на хуторе близ Диканьки» (веселый, занимательный рассказ, в котором переплетены мистические сюжеты с реальными).
  3. Николай Лесков «Человек в часах», «Обман», «Тупейный художник» и прочие повести.
  4. Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
  5. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
  6. Лев Толстой «Хаджи-Мурат».
  7. Антон Чехов «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и другие произведения писателя.
  8. Виктор Астафьев «Фотография, на котором меня нет».
  9. Иван Тургенев «Хорь и Калиныч» (у Тургенева много рассказов и повестей, в которых использована метафора, автор жестко высмеивал человеческие пороки, проводя аналогию людей и животных.
  10. Михаил Зощенко, рассказы для детей.
  11. Кир Булычев «Заповедник сказок» и другие произведения автора (для внеклассного чтения можно взять рассказы и повести о путешествиях Алисы Селезневой из одноименного цикла).
  12. Федор Искандер «Запретный плод», «Вечерняя дорога», «Первое дело» и прочее.
  13. Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире».
  14. Владислав Крапивин «Валькины друзья и паруса».
  15. Константин Паустовский «Мещерская сторона».

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

  1. Артур Конан Дойл «Горбун».
  2. Александр Дюма «Три мушкетера».
  3. Рэй Дуглас Бредбери «Третья экспедиция».
  4. О.Генри «Вождь краснокожих».
  5. Джеймс Фенимор Купер «Следопыт», «Последний из могикан» и другие произведения для шестиклассников.
  6. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  7. Джек Лондон, рассказы.
  8. Майн Рид «Всадник без головы».
  9. Эдгар По «Овальный портрет».
  10. Эрнест Сетон-Томпсон, рассказы.
  11. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (продолжение истории о друзьях Томе Сойере и Гекльберри Финне).

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе

выглядит так.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Полтава», «Пиковая дама», «Борис Годунов» и прочее.
  2. Василий Жуковский «Светлана».
  3. Иван Тургенев «Певцы», «Бурмистр».
  4. Николай Гоголь «Тарас Бульба».
  5. Михаил Салтыков-Щедрин, сказки.
  6. Максим Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
  7. Александр Куприн «Изумруд», «Тапер».
  8. Антон Чехов, рассказы (особенно понравится детям рассказ автора «Драма на охоте», по мотивам которого был снят кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь»).
  9. Иван Бунин «Сны Чанга».
  10. Михаил Зощенко «История болезни».
  11. Александр Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
  12. Виктор Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
  13. Рувим Фрайерман «Дикая собака Динго», «Повесть о первой любви».
  14. Рэй Дуглас Бредбери «Все лето в один день», «Каникулы», «Зеленое утро» и прочее.
  15. Джек Лондон «На берегах Сокраменто», «Белый клык» (произведения автора очекнь нравятся тинейджерам, они увлекательны, в нем много приключений, к тому же их легко читать).
  16. Марк Твен «История с приведением».
  17. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее (сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  18. Эдгар По, рассказы и повести.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. Денис Фонвизин «Недоросль».
  3. Александр Грибоедов «Горе от ума».
  4. Николай Карамзин «Бедная Лиза».
  5. Александр Пушкин «Евгений Онегин».
  6. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  7. Николай Гоголь «Мертвые души».
  8. Антон Чехов «Медведь».
  9. Аркадий Аверченко, рассказы.
  10. Михаил Булгаков «Похождения Чичикова».
  11. Иван Бунин, рассказы.
  12. Михаил Шолохов «Судьба человека».
  13. Поэзия Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и прочих представителей XX века.
  14. Уильям Шекспир, Сонеты.
  15. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
  16. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливинстон».
  17. Валентин Распутин «Прощание с Матерой».

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.

Список литературы на лето для 10 класса:

  1. Александр Пушкин «Пиковая Дама», «Евгений Онегин», поэзия.
  2. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  3. Николай Гоголь «Мертвые души».
  4. Александр Островский «Гроза», «Бесприданница».
  5. Иван Гончаров «Обломов».
  6. Иван Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника».
  7. Федор Достоевский «Преступление и наказание».
  8. Оскар Уальд «Портрет Дориана Грея».
  9. Николай Лесков «Тупейный художник».
  10. Лев Толстой «Война и мир».
  11. Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
  12. Антон Чехов, рассказы.
  13. Федор Тютчев, поэзия.

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

  1. Иван Бунин, поэзия, рассказы.
  2. Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. Аркадий Аверченко, рассказы.
  4. Михаил Зощенко, рассказы.
  5. Поэзия серебряного века.
  6. Максим Горький «На дне».
  7. Александр Блок, поэзия.
  8. Сергей Есенин, поэзия.
  9. Владимир Маяковский, поэзия.
  10. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  11. Андрей Платонов, рассказы.
  12. Алексей Толстой «Петр I».
  13. Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  14. Поэзия о войне.
  15. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  16. Александр Твардовский, проза.
  17. Валентин Распутин, проза.
  18. Виктор Астафьев, рассказы.
  19. Василий Шукшин, рассказы.
  20. Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
  21. Чингиз Айтматов «Плаха».
  22. Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

childage.ru

Материалы школьной программы по литературе за 10 класс

Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:

 

В 10 классе на уроках литературы школьники изучают российскую литературу 19 и 20 века, но уже под новым углом зрения. Рассматриваются общие черты литературы этого времени. Подробно рассматриваются некоторые темы присутствующие в лирике поэтов и писателей того времени.

Целостность русской литературы, человек и история в русской литературе, тема народа и интеллигенции, герой времени, любовь, тема Родины, тема судьбы и другие.

Рассматриваются и анализируются произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С. Есенина, М.Шолохова, В.Шаламова, Б.Пастернака, Н.В. Гоголя, И.С, Тургенева, А.П, Чехова, А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э.Мандельштама, М.Ю. Лермонтова, А.А,Фета, Ф.И.Тютчева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова, А.И. Солженицына, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, М.Булгакова, В. Маяковского, В.С.Высоцкого, М.Горького и ряда других, для обязательного прочтения. 

Кроме того, преподаватель в праве сам выбрать еще несколько произведений этих же или других авторов, для более углубленного изучения.

  • На данной странице представлен список некоторых тем изучаемых в 10 классе. Для каждой темы представлен текст с подробным анализом данной темы.

Темы школьной программы 10 класс Литература:

Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков: новое осмыслениеЛитература Золотого и Серебряного века: переосмысление и трансформацияТрагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: измененияОтношение к творчеству Пушкина как отражение эстетической и философской концепции писателя«Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, теченияФилософская лирика Пушкина: Вновь я посетил, Элегия, Подражание КорануЦелостность русской литературы: общие черты русской литературы XIX и XX вековПонятие литературной традиции: вечные темы, традиционные проблемы«Сквозные» образы Дон Кихот и Гамлет: различные типы литературных героев Место русской литературы в мире: ее самобытность и общие тенденцииЧеловек и история в русской литературе: интерес к истории Вопрос о роли личности в истории: судьба человека и ее рольА.С. Пушкин «Медный всадник» — анализ поэмы, образы в поэмеЛев Толстой «Война и мир»: общий анализ романаСалтыков-Щедрин «История одного города»: сатира, гротеск и пафосСтихи Есенина о крестьянской Руси и Советской РодинеМихаил Шолохов: «Донские рассказы» и «Тихий Дон»Шаламов «Колымские рассказы»: художественные приемы, анализ рассказовНарод и интеллигенция в русской литературе: истоки, взгляд РадищеваАнализ «Доктора Живаго» Пастернака: двойственность и трагизм романаГерои времени в русской литературе:Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь«Лишние» и «странные» герои русской литературы: герой и его времяНиколай Гоголь «Нос»: анализ повести, основной смыслАнализ романа Отцы и дети Тургенева И.С. Анализ рассказов Чехова: Студент, Дама с собачкой, Вишневый садАхматова «Песня последней встречи», «Сжала руки», «Мне голос был» и др.Цветаева «Кто создан из камня…» и «Тоска по родине»Анализ стихотворений Мандельштама «Notre Dame», «Бессонница…» и др.Тема любви в мировой литературе: «cквозные» сюжетыАнализ «Как часто пестрою толпою окружен» и «Молитва» ЛермонтоваФет «Шепот», «Это утро, радость эта», «Сияла ночь», «Еще майская ночь»Тютчев «О как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Нам не дано предугадать…»Толстой «Средь шумного бала»: тема, композиция, образность, историяБунин «Темные аллеи»: особенность, женские образы, Чистый понедельникКуприн «Гранатовый браслет»: содержание и тема любви в рассказеЛирика Шарля Бодлера«Маленький человек» в русской литературе: Пушкин, Гоголь, ДостоевскийЧехов: «Палата № 6», «Человек в футляре» — особенности рассказовБунин «Господин из Сан-Франциско»: анализ романа, образ господинаРассказы Платонова: тематика, образы, язык«Реквием» Анны Ахматовой: анализСолженицын «Один день Ивана Денисовича»: анализ, сюжет, образПроблема индивидуализма и тема «сверхчеловека» в мировой литературеФилософско-эстетические воззрения Ницше«Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и ЛермонтоваАнализ романа Преступление и наказание — Ф.М. ДостоевскийГорький «Старуха Изергиль»: композиция рассказа, образы героевКамю «Чума»: образы и анализТема потерянности человека: трагические герои Гамлеты и Дон КихотыЧеловеческая сущность героев-одиночек: их незащищенность перед зломМотив одиночества в русской литературе начала XIX века: Чацкий и ОнегинТютчев — «Silentium», «Природа-сфинкс», «Умом Россию не понять…»Гроза Островского: трагедия Екатерины, образ ГрозыБлок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь…», поэма «Двенадцать»Анализ стихотворений Маяковского: Нате! А вы могли бы? Послушайте и дрЛирика Константина Бальмонта: особенности и мотивыВысоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенностиПастернак «Гамлет», «Февраль, достать чернил и плакать!» и другие«Над пропастью во ржи» — Сэлинджер Дж. Д. Тема русской деревни: образ города и деревни в русской литературеЛирика Бунина «Деревня»: замысел, лиризм, образы, проблематикаАбрамов «Пелагея»: замысел повести, трагизм героиниТема Родины в русской литературе: гражданственность и патриотизм«В дороге» и «Элегия» Николая Некрасова: анализ, особенности, смыслАнализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь советская»Распутин «Последний срок»: замысел, смысл повести и названияТрифонов «Дом на набережной»: образ Глебова и образ времени в повестиПоиски нравственного стержня как основы человеческого существованияДуховность и нравственность русской литературы, ее гуманистическое начало

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 9 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 11 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.


www.nado5.ru

Рабочая программа по литературе (10 класс) на тему: Рабочая программа по литературе для 10 класса

СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ.  Литература 19 века.

    Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.С. Пушкин.  Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики А.С.Пушкина. Художественное своеобразие поэмы  «Медный всадник».

Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»

Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их взаимоотношении и взаимовлиянии.

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в повестях. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие творческой манеры.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

    Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры. Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

    Этапы биографии и творчества. Рассказы цикла «Записки охотника». Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике.

 Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общая атмосфера и ее отражение в романе.

Отцы в романе. Павел Петрович и Николай Петрович  Кирсановы, родители Базарова. Споры Базарова и Павла Петровича.

Базаров и его последователи. Базаров и Аркадий Кирсанов. Мнимые последователи Базарова.

Дружба и любовь в жизни героев  романа. Художественная сила последней сцены романа «Отцы и дети».

Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

    Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии. Роль драматурга в создании русского национального театра.

   Драма «Гроза». История создания, система образов. Приемы раскрытия характера. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт. Своеобразие конфликта в драме. Смысл названия. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Сила и слабость Катерины. Острота конфликта Катерины с «темным царством»   Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы.

  Драма «Бесприданница». История создания. Взаимоотношения  героев. Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница».

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

    Жизнь и творчество писателя. Художественное своеобразие романа «Обломов». История создания, система образов. Место романа в трилогии «Обыкновенная история» —      «Обломов» — «Обрыв». Обломов — его сущность, характер и судьба. Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения. Понятие «обломовщина».

 Обломов и Штольц в романе. Обломов и Штольц – две стороны одного века. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».

Роман  «Обыкновенная история».

НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

    Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

    Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца («Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.)

 Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза!».

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.  Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». Образы крестьян и помещиков. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников. Особенности языка. Фольклорное начало.

«Певец женской доли». Произведения Н.А.Некрасова о судьбе русской женщины.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

     Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.

 Драматизм звучания любовной лирики поэта. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».  «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас  — и все былое…»).

Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем.

 

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

   Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.  «Даль», «Еще майская ночь…». Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Певице» и др.

 Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху.

Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ

Очерк жизни и творчества писателя. Сюжет и композиция повести «Очарованный странник». Система образов повести. Образ Флягина: поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы повести. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕРИН

  Жизнь и творчество писателя. Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок.

Сатира как выражение общественной позиции автора. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории».

   Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

   Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Музыкальность его лирики.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

    Жизнь и творчество. «Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике.

    «Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости).

    Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» лавной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере.

     Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.

     Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму.

     Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе».

   Своеобразие жанра и композиции романа.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Жизнь и творчество. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского.

«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение.

  Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись).

   Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.

   Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета романе.

   «Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

    Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразной «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка.

    Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания».

Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

   Жизнь и творчество.  Углубление понятия о рассказе.

   Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

    «Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс).

     Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью».

    Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность» «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных

людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции.

Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

nsportal.ru

Рабочая программа (литература, 10 класс) по теме: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

недели/ раздел

№   урока

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

ДАТА

ТЕОРИЯ

ЛИТЕРАТУРЫ

1

                           Введение

4 ч

1.

2.

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Общественно-политическое положение в середине 19 века

2

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Литературные течения

3.

4

Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века.

Расцвет реализма в литературе.

2

Реализм и его становление.

 Роман.

                       Иван Андреевич Гончаров

8

2

5

И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.

1

6

История создания романа, система образов романа.

1

Роман и его жанры

7

Обломов — его сущность, характер и судьба. Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения. Образ главного героя.  Понятие «обломовщина».

1

Критическая статья

8

Роль второстепенных персонажей.

1

Главный, второстепенный, эпизодический персонаж.

3

9

РР
Обломов и Штольц в романе. Обломов и Штольц – две стороны одного века

1

Литературный характер и средства его изображения.

10

Женские образы в романе. Прием антитезы в романе.

1

Эпизод, композиция эпизода

11

Глава «Сон Обломова» и ее роль в романе.

Художественное мастерство Гончарова.

1

Эпизод как фрагмент произведения и как часть целого.

12

Т  Итоговый урок по творчеству Гончарова.

1

                   Александр Николаевич Островский                                                                         8 ч

4

13

А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества.

1

Драма как род литературы. Своеобразие русской драмы

14

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза».

1

Тема, проблема, персонаж, композиция.

15

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины (Д. 1 – 4).

1

16

Катерина в борьбе за свои человеческие права (Д. 2 – 5).

1

5

17

Т Обличие «хозяев жизни» в драме А.Н.Островского «Гроза». Тестирование.

1

18 —

19

РР Урок-семинар. Проблема греха, возмездия и покаяния.

2

20

«Гроза» Островского в критике.

Различие подходов Добролюбова и Дружинина.

Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве». Работа над критической статьей.

1

Тезис, цитата.

                            Иван Сергеевич Тургенев

14 ч

6

21

И.С. Тургенев.

Основные этапы биографии и творчества.

1

22

Идейно-художественное своеобразие рассказов цикла «Записки охотника»

1

23

Творческая история романа «Отцы и дети».

Эпоха и роман. Полемика вокруг романа.

1

24

Смысл названия и своеобразие романа «Отцы и дети».

1

Композиция и ее значение.

7

25

Взаимоотношения Е. Базарова и

П.П. Кирсанова. Идейное противостояние героев.

1

Диалог как определяющая художественная особенность романа-диспута.

26

Базаров и Одинцова.

Испытание любовью.

1

27

Базаров и его родители.

1

28

РР  Е.В.Базаров. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества.

1

Литературный характер и средства его изображения.

8

29

Базаров и его последователи.

Главные и второстепенные персонажи.

30

РР  Урок-семинар.

«Нигилизм и его последствия».

1

31

Т

Тестирование по роману. Итоговый урок по роману «Отцы и дети».

1

32

Роман «Отцы и дети» в русской критике.

1

Литературная критика.

9

33-34

РР  Творческое изложение по роману «Отцы и дети».

2

                       Николай Семенович Лесков

6 ч

35.

Н.С.Лесков. Художественный мир произведений Н.С. Лескова.

1

Метод писателя

36

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».

                                                 ИТОГО                                                                                                36 ч                       

2 четверть

10

37

Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

1

Повесть как эпическое произведение.

38

Образ Ивана Флягина в повести.

1

39

РР  Подготовка к написанию творческого изложения по повести «Очарованный странник».

1

40

РР Написание изложения по повести «Очарованный странник».

1

                    Николай Алексеевич Некрасов                                                                                                    10+ 1РК

11

41.

Н.А.Некрасов. О судьбах русской поэзии. Некрасов – журналист и издатель.

1

42

Гражданская лирика Некрасова

1

Идейно-художественный анализ стихов

43

Любовная лирика Некрасова – Панаевский цикл

1

Интимная лирика.  Психологический портрет

44

Исповедальная лирика

1

Исповедальная лирика

12

45.

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, жанр, композиция.

1

Поэма. Композиция. Средства выражения авторской позиции.

46.

Странники в поисках счастья.

1

47.

 Изображение народа в поэме Некрасова.  Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина

1

Сатира, авторская позиция.

48.

Матрена Тимофеевна.

1

Литературный характер

13

49.

Савелий, богатырь Святорусский.

1

50

Образ «народного заступника» — Гриши Добросклонова.

1

51.

ИТ

 Художественные особенности поэмы. «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тестовая проверка.

1

52

РК

ВН ЧТ     С.А.Луцкий. «С утра до вечера».

1

                     Федор Иванович Тютчев

5 ч

14

53

Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества.

Основные темы и идеи лирики Тютчева

1

Философская лирика, лирический герой. Пантеизм

54

Ритмическое богатство стиха. Лирика природы

1

Ритмическое богатство стиха

55

Любовная лирика Тютчева.

1

56

Философская лирика Тютчева.

1

Философские позиции автора и героев

15

57

РР

Анализ стихотворений Тютчева

1

                        Афанасий Афанасьевич Фет

4 ч+1РК+1КР

58

А.А.Фет. Этапы биографии и творчества. Основные темы и идеи лирики Фета. Фет и теория «чистого искусства».

1

Теория «чистого искусства»

59

Стихи поэта о назначении поэзии. Метафоричность лирики А. Фета.

1

Созерцательная лирика

60

РР      

 Анализ стихотворений Фета.

1

Тематика и проблематика

16

61

РР  

 Час лирики.

1

Средства худ. выразительности

62

КР  

Контрольная работа за первое полугодие

1

63

РК

 Тема родины в творчестве ханты-мансийских поэтов.

1

                   Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин                                                                                     6ч

64

М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я писатель, в этом моё призвание…» Этапы биографии и творчества.

1

Приемы сатирического изображения:

ИТОГО  64 ч (36+ 28)

2-е полугодие

1/17

65

М.Е.Салтыков-Щедрин. Проблематика сатиры «Истории одного города».

1

гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола.

66

Сказки Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества.

1

Тема произведения. Идея произведения.

67

Логическая схема

«Сказки Салтыкова-Щедрина»

1

Композиция. Сатира. Средства изображения смешного.

68

«История одного города» как сатирическое произведение. Общий обзор романа.

1

2/18

69

СР      

Самостоятельная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

                 Федор Михайлович Достоевский

22 ч + 2 ВН ЧТ

70

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

1

Психологизм и полифонизм произведений.

71

В Петербурге Достоевского.

1

Интерьер и городской пейзаж

72

«Лик мира сего» в романе «Преступление и наказание».

1

Жанр эпистолярного романа. Литературный тип маленького человека.

3/19

73

«Потрясенный, выбитый из колеи герой».

1

  Символика имени главного героя.  

74

Раскольников среди униженных и оскорбленных.

1

Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт

75

Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Р.Раскольникова.

1

Авторская позиция и средства ее выражения

76

Раскольников и  «сильные мира сего».

1

Тема и идея произведения.

4/20

77

Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов).

1

78

РР Подготовка к написанию творческого изложения по роману.

1

79

РР Написание творческого изложения по роману «Преступление и наказание».

1

80.

«Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать…» (обобщающий урок)

1

5/21

81.

82.

РР

Урок-семинар. Социальные и философские источники преступления Раскольникова.

2

83.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

84.

«Правда» Сони Мармеладовой. Проблема нравственного идеала автора.

1

Мотив очищения через страдания

6/22

85.

Библейские мотивы в романе.

1

Христианская концепция Достоевского.  

86-87

Философская и идейно-нравственная проблематика, психологизм и полифония произведений Достоевского.

2

Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова

88.

Т    

Роль эпилога. Тестирование по роману.

1

7/23

89.

РР  Подготовка к написанию сочинения по роману

1

90.

РР   Написание сочинения по роману

1

91.

Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Обзор.

1

92.

ВН ЧТ

А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»

1

8/24

93.

ВН ЧТ

А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (продолжение урока)

1

Тема и идея произведения.

Лев Николаевич Толстой

30ч  +1ВН ЧТ

94.

По страницам великой жизни.

Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

Психологизм прозы Толстого.

1

Автобиографический и исторический аспект произведений, перелом в мировоззрении, богоискательство Толстого.

95.

Роман «Война и мир» — роман-эпопея:          проблематика, образы, жанр.

1

Роман-эпопея.

96.

РР

Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П. Шерер».

Петербург. Июль 1805 года».

1

Философские позиции автора и героев романа

9/25

97

Война 1805–1807 гг. – эпоха “неудач” и “срама” в изображении Толстого.

1

98.

“Сцепления” эпизодов как основа композиции романа-эпопеи.

1

99

РР

Именины у Ростовых. Лысые горы.

Анализ

1

Эпизод  как фрагмент произведения и как часть целого.

100.

Нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

1

Противопоставление истинного и ложного.

10/ 26

101.

Пути исканий Андрея Болконского.

1

Антитеза как один из способов “сцепления”.

102

Пути исканий Андрея Болконского.

1

Психологизм как особенность поэтики Толстого. Приёмы и способы психологического изображения: “диалектика души”, психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь

103

Пути исканий Пьера Безухова.

1

104

Поиски плодотворной деятельности

П. Безухова и А. Болконского.

1

                     ИТОГО                                                                                              40 ч  

4-я четверть

11/ 27

105

Быт поместного дворянства и  «жизнь сердца» героев романа.

1

106

Изображение Отечественной войны 1812 года.

1

107

Философия войны в романе. Осуждение войны. 

Т

Тестирование по роману.

2

Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

108

Влияние Бородинского сражения на судьбы героев.

12/

28

109.

110.

РР

Урок-семинар.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Смысл резкого противопоставления этих героев.

2

Значение публицистических глав в романе. Художественный смысл метафоры “дубина народной войны”.

111.

112.

«Дубина народной войны». Партизанская война.

Значение образа Платона Каратаева.

2

Своеобразие и художественная роль портретной детали (Платон Каратаев). Символика снов героев.

13/ 29

113.

114.

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали

2

115.

116.

РР 

 Подготовка и написание сочинения «Изображение Отечественной войны 1812 года».

2

14/ 30

117.

118.

Бегство французов из России.

Последний период войны и его воздействие на героев.

2

119.

120.

Образ Наташи Ростовой.

«Мысль семейная» в романе «Война и мир».

2

15/ 31

121.

Портрет, пейзаж, диалоги, внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

1

122.

Т 

Эпилог романа.

Итоговое тестирование по роману.

1

Место и роль эпилога в художественном произведении.

123

Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Обзор.

1

124.

ВН ЧТ

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»,  «В списках не значился…», «Не стреляйте в белых лебедей»

1

              Россия в конце 19 века                                                                                                                        1ч

16/

32

125

Общественно-политическая жизнь России      

в 80-90-е годы 19 века и ее отображение в литературе

1

               Антон Павлович Чехов                                                                                                               10ч+1РК

126

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.

1

127

Повесть «Степь» как итог творчества А.П.Чехова 80-х годов.

1

128

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие

рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник»,

«О любви».

1

Рассказ, тема, проблема, художественная деталь.

17/ 33

129

Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой».

1

130

Рассказы зрелого Чехова.

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч».

1

Лирическая комедия.

131

Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова  «Палата № 6».

1

Своеобразие чеховского стиля.

132

Пьеса «Вишневый сад». Основной конфликт, действующие лица и авторское отношение к ним.

1

Своеобразие жанра. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.

18\

34

133

«Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад».

1

Углубленный психологизм

134

РР

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.

1

Символический смысл образа вишневого сада.

135

РР  Урок-семинар.

Особенности чеховского диалога. Система образов и главный образ пьесы.

1

136

ВН ЧТ

С.А. Алексиевич «Цинковые мальчики»

1

               Повторение и обобщение изученного                                                                         3ч +1РК

19/ 35

137

Значение русской литературы второй половины 19 века (заключение)

1

138

ИТ

Итоговый урок по литературе 19 века.

139

РК

 ВН ЧТ Е.Айпин. «В окопах, или явление Екатерины Великой»

1

140

Обсуждение списков литературы для летнего чтения.

1

                                  ИТОГО                                                                                                          76ч (40+36)

                                    ВСЕГО                                                                                                                 140 ч

nsportal.ru

Список литературы на лето. 10 класс. Книги по школьной программе

Школа 3,861 Просмотров

Смотрите также

Русская литература

  • Герцен А.И. Сорока-воровка, Былое и думы, Кто виноват?
  • Помяловский Н.Г. Молотов, Мещанское счастье
  • Гончаров И.А. Обыкновенная история, Обломов, Обрыв
  • Тургенев И.С. Рудин, Накануне, Дворянское гнездо, Ася, Первая любовь
  • Кропоткин П.А. Записки революционера
  • Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города, Господа Головлевы
  • Толстой Л.Н. Казаки, Хаджи-Мурат, Воскресение, Анна Каренина
  • Достоевский Ф.М. Бедные люди, Униженные и оскорбленные, Записки из Мертвого дома, Белые ночи, Неточка Незванова, Идиот, Подросток, Братья Карамазовы, Бесы
  • Лесков Н.С. Очарованный странник, Леди Макбет Мценского уезда
  • Чернышевский Н.Г. Что делать?
  • Сухово-Кобылин А. Дело, Смерть Тарелкина
  • Куприн А.И. Поединок
  • Горький М. Дело Артамоновых
  • Толстой А.Н. Хождение по мукам
  • Платонов А. Рассказы, Чевенгур
  • Леонов Л. Русский лес
  • Распутин В.Г. Повести
  • Трифонов Ю.В. Повести
  • Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей
  • Симонов К. Живые и мертвые
  • Приставкин А. Ночевала тучка золотая
  • Бондарев Ю. Горячий снег
  • Васильев Б. Повести
  • Быков В. Повести
  • Пьецух В. Новая московская философия
  • Искандер Ф. Сандро из Чегема
  • Владимов Г. Верный Руслан
  • Айтматов Ч. Повести
  • Астафьев В. Рассказы и повести
  • Абрамов Ф. Деревянные кони
  • Шукшин В. Рассказы

Зарубежная литература

  • Бальзак О. Отец Горио, Евгения Гранде, Гобсек, Шагреневая кожа
  • Стендаль. Красное и черное
  • Мериме П. Новеллы
  • Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба
  • Теккерей У. Ярмарка тщеславия
  • Мопассан. Новеллы
  • Флобер Г. Госпожа Бовари
  • Голсуорси. Сага о Форсайтах
  • Уэллс Г. Избранное
  • Франс А. Остров пингвинов
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея
  • Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка
  • Моэм С. Рассказы, Театр
  • Грин Г. Тихий американец
  • Ремарк Э-М. На западном фронте без перемен, Три товарища
  • Цвейг С. Новеллы
  • Хемингуэй Э. Прощай, оружие!
  • Фитцджеральд Ф.-С. Великий Гэтсби
  • Уайдлер Т. Мост короля Людовика Святого
  • Маркес Г. Сто лет одиночества
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
  • Эко У. Имя Розы
  • Уоррен Р. Вся королевская рать
  • Митчелл М. Унесенные ветром
  • Кортасар Х. Рассказы
  • Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи
  • Вежинов П. Барьер
  • Оруэлл Д. 1984
  • Белль Г. Рассказы

Источник: 7ya.ru

Похожие статьи:

2015-12-14

Смотрите также

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой…», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора …

norra.ru

Список литературы на лето для 11-го класса

Школьная программа по литературе в 11 классе включает в себя произведения русских писателей второй половины XX века.

Произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать во время летних каникул. Так как 11-й – это выпускной класс, то в течение учебного года на чтение не будет времени – все займет подготовка к ЕГЭ.

Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 11 классом надо   ежедневно читать, примерно, 2,5 часа в день или 30-35 страниц текста.

Самыми объемными произведениями являются «Петр 1», «Тихий Дон» и «Мастер и Маргарита».

Список обязательной литературы на лето для 11-го класса

Автор произведения Название
Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый Андрей, Гумилёв Н.С., Северянин И. Поэзия «Серебряного Века».
Горький М. Фома Гордеев. Мать. На дне. Несвоевременные мысли.
Блок А.А. Двенадцать. Соловьиный сад.
Есенин С.А. Анна Снегина.
Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи. Чистый понедельник. Лёгкое дыхание. Антоновские яблоки.
Куприн А.И. Гранатовый браслет. Олеся.
Андреев Л. Иуда Искариот.
Маяковский В.В. Облако в штанах. Во весь голос.
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.
Платонов А.П. Сокровенный человек. Котлован.
Толстой А.Н. Пётр Первый.
Шолохов М.А. Тихий Дон.
Ахматова А.А. Реквием.
Пастернак Б.Л. Доктор Живаго.
Твардовский А.Т. Тёркин на том свете. По праву памяти.
Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Матрёнин двор.
Астафьев В.П. Царь-рыба.
Абрамов Ф. Поездка в прошлое.
Распутин В.Г. Живи и помни. Прощание с Матёрой.
Вампилов А. Старший сын. Утиная охота.

Кроме списка литературы на лето для 11-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы для чтения. Эти произведения рекомендуется читать, если планируете сдавать ЕГЭ по литературе. 

Список дополнительной литературы на лето для 11-го класса

Автор произведения Название
Бальмонт К.Д. Только любовь. Семицветник. Злые чары. Жар-птица. Другие стихотворения.
Гумилёв Н.С. Волшебная скрипка. Память. Слово. Заблудившийся трамвай. Другие стихотворения.
Северянин И. Медальоны. Другие стихотворения.
Блок А.А. Стихи о Прекрасной Даме. Незнакомка. Русь. «О доблести, о подвигах, о славе…», На железной дороге, На поле Куликовом, Кармен, Скифы, другие стихотворения.
Клюев Н. Погорельщина. Песнь о Великой Матери.
Есенин С.А. Чёрный человек. Русь. Песнь о собаке. Письмо матери. Собаке Качалова. Возвращение на родину. Персидские мотивы. «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и другие стихотворения.
Бунин И. Стихотворения.
Куприн А.И. Поединок.
Аверченко А.Т. Рассказы.
Тэффи. Рассказы.
Шмелёв И. Лето Господне.
Короленко В. Огни. Река играет. Чудная.
Маяковский В.В. Стихотворения.
Булгаков М.А. Дни Турбинных.
Замятин Е.И. Мы.
Платонов А.П. Фро. Впрок. Взыскание погибших.
Цветаева М.И. Стихотворения.
Заболоцкий Н.А. Стихотворения.
Шолохов М.А. Поднятая целина. Донские рассказы.
Ахматова А.А. Стихотворения.
Бродский И.А. Стихотворения.
Пастернак Б.Л. Стихотворения.
Твардовский А.Т. Страна Муравия. За далью – даль.
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ.
Паустовский К. Новеллы.
Гранин Д. Зубр.
Рубцов Н. М. Стихотворения.
Рождественский Р. Стихотворения.
Высоцкий В.С. Стихотворения.
Шварц Е. Дракон. Тень. Голый король.
Берггольц О. Стихотворения.
Астафьев В.П. Последний поклон. Печальный детектив.
Абрамов Ф. Братья и сёстры.
Распутин В.Г. Последний срок.
Шукшин В.М. Рассказы.
Лондон Дж. Мартин Иден.
Драйзер Т. Сестра Кэрри. Американская трагедия.
Шоу Б. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.
Ремарк Э.М. Три товарища.
Хемингуэй Э. Старик и море. По ком звонит колокол.
Маркес Г. Сто лет одиночества.

Списки литературы для других классов:

www.examen.ru

Список литературы на лето 10 класс. Книги по школьной программе

Список литературы на лето. 10 класс. Книги по школьной программе

Экзамены сданы, оценки получены, и будущие десятиклассники наконец-то могут отдыхать. Если, конечно, чтение для них — отдых. Потому что иначе список литературы на лето — например, такой, как предлагает своим ученикам московский лицей, — не освоить.

Очень надеемся, что в этом списке для внеклассного чтения наши взрослые дети найдут для себя что-то интересное.

Русская литература

  • Герцен А.И. Сорока-воровка, Былое и думы, Кто виноват?
  • Помяловский Н.Г. Молотов, Мещанское счастье
  • Гончаров И.А. Обыкновенная история, Обломов, Обрыв
  • Тургенев И.С. Рудин, Накануне, Дворянское гнездо, Ася, Первая любовь
  • Кропоткин П.А. Записки революционера
  • Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города, Господа Головлевы
  • Толстой Л.Н. Казаки, Хаджи-Мурат, Воскресение, Анна Каренина
  • Достоевский Ф.М. Бедные люди, Униженные и оскорбленные, Записки из Мертвого дома, Белые ночи, Неточка Незванова, Идиот, Подросток, Братья Карамазовы, Бесы
  • Лесков Н.С. Очарованный странник, Леди Макбет Мценского уезда
  • Чернышевский Н.Г. Что делать?
  • Сухово-Кобылин А. Дело, Смерть Тарелкина
  • Куприн А.И. Поединок
  • Горький М. Дело Артамоновых
  • Толстой А.Н. Хождение по мукам
  • Платонов А. Рассказы, Чевенгур
  • Леонов Л. Русский лес
  • Распутин В.Г. Повести
  • Трифонов Ю.В. Повести
  • Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей
  • Симонов К. Живые и мертвые
  • Приставкин А. Ночевала тучка золотая
  • Бондарев Ю. Горячий снег
  • Васильев Б. Повести
  • Быков В. Повести
  • Пьецух В. Новая московская философия
  • Искандер Ф. Сандро из Чегема
  • Владимов Г. Верный Руслан
  • Айтматов Ч. Повести
  • Астафьев В. Рассказы и повести
  • Абрамов Ф. Деревянные кони
  • Шукшин В. Рассказы

Зарубежная литература

  • Бальзак О. Отец Горио, Евгения Гранде, Гобсек, Шагреневая кожа
  • Стендаль. Красное и черное
  • Мериме П. Новеллы
  • Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба
  • Теккерей У. Ярмарка тщеславия
  • Мопассан. Новеллы
  • Флобер Г. Госпожа Бовари
  • Голсуорси. Сага о Форсайтах
  • Уэллс Г. Избранное
  • Франс А. Остров пингвинов
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея
  • Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка
  • Моэм С. Рассказы, Театр
  • Грин Г. Тихий американец
  • Ремарк Э-М. На западном фронте без перемен, Три товарища
  • Цвейг С. Новеллы
  • Хемингуэй Э. Прощай, оружие!
  • Фитцджеральд Ф.-С. Великий Гэтсби
  • Уайдлер Т. Мост короля Людовика Святого
  • Маркес Г. Сто лет одиночества
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
  • Эко У. Имя Розы
  • Уоррен Р. Вся королевская рать
  • Митчелл М. Унесенные ветром
  • Кортасар Х. Рассказы
  • Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи
  • Вежинов П. Барьер
  • Оруэлл Д. 1984
  • Белль Г. Рассказы

detkambest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *