cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вводный урок биология 11 класс: Конспект урока по биологии на тему «Введение» (11 класс).

Вводный урок по биологии «Введение. Объект изучения биологии

План:

Введение

Многообразие и свойства организмов. Уровневая организация организмов.

Основные понятия и термины по теме: биология-наука о живых организмах. гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ, уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный.

План изучения темы:

1. Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира  и в практической деятельности людей.

2. Признаки живых организмов

3. Уровневая организация живой природы и эволюция

4. Многообразие живых организмов

Краткое содержание темы:

Биология — это наука о жизни, о живых организмах. Она изучает различные формы жизни, их строение и разнообразие, а также законы природы.

Название биология произошло из греческого языка. Греческое βίος, bios означает «жизнь»; λόγος, logos — «наука». Это наука о всех живых организмах, изучающая то, как они растут, питаются, двигаются, а также размножаются и развиваются.

Выделяют несколько разделов биологии.

Зоология — наука о животных.

Ботаника — наука о растениях.

Микробиология— наука о микроорганизмах.

Экология— наука о взаимодействии организмов и среды.

Эволюция— наука об изменении живых существ в течение длительного периода времени.

Генетика— наука о наследственности и изменчивости.

Существуют и другие разделы биологии.
Биология тесно связана с физикой, химией, медициной, сельским хозяйством, лесоводством и другими отраслями науки, объединяя которые, получают такие отрасли науки как биофизика, биохимия, биогеография, биоинженерия и даже космическая биология.

2.Признаки жизни

Теория:

Организм— это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!

Несмотря на большое разнообразие живых организмов они обладают признаками, характерными только для живых организмов —признаками жизни.

Признаки жизни — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.

Дыхание — поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

О дыхании животных свидетельствует водяной пар, который становится видимым в холодную погоду.

В аквариуме также можно наблюдать дыхание растений: выдыхаемый газ образует пузырьки на листьях растений.

Питание — поглощение питательных веществ и воды. 

Растения производят питательные вещества из углекислого газа и воды, используя солнечную энергию.

Животные поглощают питательные вещества, произведённые другими организмами, получая из них необходимую энергию.

Выделение веществ — выведение из организма излишней воды, неиспользованных питательных веществ, углекислого газа.

У животных есть специальная выделительная система.

Испаряемую растениями воду можно собрать в пакет.

Рост— увеличение размеров и массы.

Развитие — приобретение новых качеств.

Взрослая собака и щенок.

Растения растут всю жизнь.

Движение — изменение положения тела в пространстве.

У животных есть специальные органы движения.

Растения наклоняются в сторону света.

Раздражимость — способность организма реагировать на изменения среды.

Для восприятия раздражения у многих животных имеются специальные органы, например, глаза, уши.

Когда насекомое касается листа росянки, растение сворачивается и схватывает его.

Размножение — воспроизведение себе подобных.

Детеныши крокодила вылупляются из яйца.

Растения размножаются семенами.

3. Особь и вид. Царства организмов

Теория:

Каждый организм, который мы видим в окружающей действительности, в биологии определяется как особь.

Особь (или индивид) является основной единицей различных форм жизни (растений, животных, грибов).

Пример:

Дуб, растущий в парке.

Каждой особи характерны свои индивидуальные особенности. Тем не менее особи могут быть похожи друг на друга, например, все кошки. Их никогда нельзя перепутать, например, с собаками.  Они отличаются, потому что принадлежат к разным видам.

Вид — это группа особей, имеющих сходное строение, которые способны скрещиваться между собой, обеспечивая плодовитое потомство.

Особь (индивид): собака Роко

Вид: собака домашняя

Особь (индивид): одуванчик

Вид: одуванчик лекарственный

 

Многие виды, сходные образом жизни, питанием и средой обитания, можно объединять в более крупные группы.

Необходимость объединения живых существ в различные группы или их систематизация появилась ещё в древности. Так появилась биологическая наука — систематика. Её основателем является шведский естествоиспытатель Карл Линней.

 

В разные периоды времени различные учёные подразделяли живых существ по-разному. В настоящее время выделяют 4 царства живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии.

Царство — очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

 

В данном курсе мы будем изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы. Из этих трех царств живой природы самое крупное и многообразное — царство Растения. Оно включает около 350 тыс. видов, тогда как грибов к настоящему времени известно около 100 тыс. видов, а бактерий около 20 тыс. видов. 

Бактерии и грибы были выделены в отдельные царства только в ХХ веке, когда были обнаружены их значительные отличия от растений.

 

Растения в настоящее время — это основа жизни всего органического мира. Именно растения создают условия для существования всего живого на Земле. Живые растения и их отжившие и опавшие части — листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу животным, грибам и бактериям.

Также велико значение в природе бактерий и грибов — многие из них превращают растительные и другие органические остатки в перегной, который вновь используется растениями. 

 

Понимая огромное значение живых организмов, мы должны очень бережно относиться к ним, чтобы сохранить на Земле все их многообразие и богатство. Для этого каждому человеку необходимо хорошо знать биологию.

2. Методы исследования в биологии

Теория:

Метод — это путь исследования, который проходит учёный, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический иэкспериментальный.

Описательный метод. В основе его лежит наблюдение. Он широко применялся еще учёными древности, занимавшихся сбором фактического материала и его описанием(изучение и описание животных и растений), а также применяется в настоящее время (например, при открытии новых видов).

    Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

    Пример:

    Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

    Сравнительный метод стал применяться в XVII в. Он позволяет выявлять сходства и различия между организмами и их частями (систематизация растений и животных, разработка клеточной теории). В наше время сравнительный метод также широко применяется в различных биологических науках.

    Исторический метод — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине XIX века (обоснование теории эволюции Ч. Дарвина). Применение исторического метода позволило превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую как произошли и как функционируют многообразные живые системы.

    Экспериментальный метод — это получение новых знаний (изучение явления) с помощью поставленного опыта. 

      Эксперимент — метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

      Экспериментальный метод начал применять в своих исследованиях при изучении кровообращения Уильям Гарвей (1578-1657г.), а широко использоваться в биологии (при изучении физиологических процессов) он начал с XIX в. Г. Мендель, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые применил эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов. 
      В XX в., благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф, и др.), экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Моделирование, которое считают высшей формой эксперимента, также применяют в современной биологии (ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем и всей биосферы).

      Биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук. Поэтому наряду с общебиологическими методами, выделяют методы, которые используются частными биологическими науками:

      генетика — генеалогический метод изучения родословных,

      селекция — метод гибридизации,

      гистология — метод культуры тканей и т.д.

        Научный факт — это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое  конкретное явление,  событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

        Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.

        Теория — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или её раздел.

        3. Развитие биологии как науки

        Теория:

        С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Кратко рассмотрим как происходило развитие науки биологии и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.

        Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).

        Гиппократ (460- ок.370г. до н.э.) — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.

        Аристотель (384-322г. до н.э.) — основоположник зоологии. Описал многих животных, положил начало систематике (он делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека).

        Теофраст (372-287г. до н.э.) — основоположник ботаники. Описал более 500 видов растений, указав сведения о строении и размножении многих из них.
        Гай Плиний Старший (23-79 г.) — написал 37 томов энциклопедии «Естественная история», которая почти до средневековья была главным источником знаний о природе.
        Клавдий Гален (ок.130 — ок.200 г.) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.

        В средние века господствующей идеологией была религия, но шло накопление знаний о живых организмах.
        Самый известный учёный Эпохи Возрождения (переходной от культуры средних веков к культуре нового времени) Леонардо да Винчи (1452-1519 г.) внес определенный вклад и в развитие биологии. Он изучал полёт птиц, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, способы соединения костей (отметив сходство суставов и костей человека и животных).
        В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине XV в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться и биология подразделяется на отдельные науки.
        В XVI−XVII веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
        Изобретение микроскопа, в начале XVII в., позволило открыть невидимые для невооруженного глаза живые организмы (бактерии, простейшие).
        Карл Линней (1707-1778г.) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).
        Карл Максимович Бэр (1792-1876) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложив научные основы эмбриологии.
        Жан Батист Ламарк (1774-1829г.) предложил первую теорию эволюции.
        В 1839 году Теодором Шванном (1818-1882г.) и Маттиасом Якобом Шлейденом (1804-1881г.) была сформулирована первая клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина (1809-1882г.), опубликованной в 1859 г. 
        В XIX в. благодаря работам Луи Пастера (1822 –1895г. ),  Роберта Коха (1843-1910г.)Ильи Ильича Мечникова(1845-1916г.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.
        К концу XIX в. в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология (основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология»).
        В 1900 году были переоткрыты законы Грегора Менделя (1822-1884г.), что дало старт развитию генетики.
        В 40-50-е годы XX в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться  микроорганизмы и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.

        В XX в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология, которое будет стремительно развиваться и в XXI в.

        . Основные направления развития современной биологии

        Теория:

        Выделяют три основных направления развития современной биологии.

        Классическая биология. Сюда относят учёных-натуралистов, изучающих многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их.

        Эволюционная биология. Основоположник теории естественного отбора Чарлз Дарвин (1809-1882 г.)начинал как обычный натуралист: он путешествовал, наблюдал, описывал и коллекционировал живые организмы. Впоследствии он обобщил этот материал и результатом его работы стала теория, объясняющая разнообразие жизни на нашей планете, сделавшая его известным учёным. Изучение эволюции живых организмов активно продолжается учеными-эволюционистами и по сей день, а синтез эволюционной теории и генетики привёл к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Благодаря применению передовых физико-химических методов также сделаны важные открытия о происхождении жизни на нашей планете. Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза (происхождения человека). Исследования в этом направлении продолжаются.

        Физико-химическая биология — это новое быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Открытия, сделанные в этом направлении, позволят решить многие глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.).  


           

          Вводный урок «Введение в биологию», ФГОС

          Предмет: Биология.

          Класс: 5 класс.

          Учитель: Улазаева Ирина Васильевна.

          Тема урока: Введение в Биологию.

          Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

          Цель урока: Обучающие:  ознакомление детей с признаками живого, какие живые организмы существуют, формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.

          Развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.

          Воспитывающие: развитие интереса  к предмету «Биология»; формирование бережного отношения к природе.

          Задачи: — Создать благоприятные условия в классе,

          — сформировать положительные эмоции,

          — развить учебную мотивацию,

          — вызвать интерес к предмету,

          — вовлечь в работу каждого ученика.

          Оборудование: презентация, компьютер, проектор, проекторная доска.

          Этапы урока

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          УУД

          Организационный момент

          1 мин.

             

          Этап мотивации

          2 мин. Ребята сегодня у нас необычный урок, сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие.

          Дети внимательно слушают и анализируют информацию.

          Регулятивные: умение слушать учителя, соблюдать дисциплину.

          Личностные:

          Формирование интереса к уроку.

          Этап актуализации и пробного учебного действия

          5 мин. Фронтальная работа с классом по воспроизведению ранее пройденного:

          Как вы считаете, что такое биология?

          Ребята, что же такое живая природа?

          Дети слушают вопросы, участвуют в беседе. Воспроизводят свои знания.

          (Предполагаемый ответ: Биология – это наука о живой природе. Растения, животные, микроорганизмы, грибы)

          Личностные: формирование активной позиции, мотивации.

          Регулятивные: слушают вопросы, контролируют правильность ответов.

          Познавательные: Отвечают на вопросы, вспоминают полученные знания.

          Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, умение слушать других, строят понятные для одноклассников высказывания.

          Этап получения новых знаний

          Учитель: Ребята, мы начинаем с вами необычное путешествие – путешествие в мир живых организмов. Мы садимся на корабль и начинаем свой путь.

          Мир живых организмов очень красив и разнообразен. Оглянитесь вокруг, посмотрите в окно, вспомните какие животные и растения есть у вас дома. Конечно, вы знаете, что живых существ очень много. Даже в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и другим признакам. Но всех их объединяет одно – они ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

          Итак, ребята, пока мы с вами разговаривали, наш корабль приплыл к 1 причалу, который называется «Клетка».

          Посмотрите на слайд, что вы видите?

          Перед нами клетка. Клетка – это мельчайшая часть организма, которая выполняет все жизненно важные функции. Все живое на Земле состоит из клеток. Организмы бывают одноклеточными и многоклеточными.

          Далее наш корабль следует в необычное царство.

          Царство Бактерии.

          Бактерии очень просто устроены. Они состоят из одной клетки. Бактерии можно обнаружить всюду. Бактерии могут быть полезными для человека, а могут и причинить вред здоровью человека.

          Ребята, Мы приплыли в Царство Грибы.

          Грибы бывают разные, одноклеточные и многоклеточные. Те грибы, которые мы собираем в лесу – многоклеточные. Какие вы знаете грибы? (съедобные, несъедобные). Например, дрожжи – это одноклеточные грибы. Как человек использует эти грибы?

          Итак, ребята, мы приплыли в следующее царство — Царство Растения.

          Как же прекрасны растения. Они завораживают на взгляд. Растения неразрывно связаны с солнцем. Они питаются им. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ – растения сами создают необходимые питательные вещества. Растения дают нам кислород, которым мы дышим. Растения так же бывают разными.

          И вот, ребята, мы приплыли в восхитительное царство — Царство Животные. Слайд

          Животные встречаются всюду – в воде, воздухе, почве, в телах растений и других животных. Некоторые животные очень малы, их видно только в микроскоп, некоторые – огромны.

          Все животные питаются готовой пищей, т.е. есть животные, которые питаются растениями, а есть, которые питаются другими животными. Как их называют? Животные способны к активному движению, что бы поймать добычу скрываться от врагов. Они ползают, летают, прыгают, бегают, плавают.

          И вот мы совершили необычное путешествие, вернулись в класс. Ребята, как вы думаете, что общего у представителей разных царств живых организмов? Какими признаками они обладают?

          Как мы уже сказали, всех живых организмов объединяет то, что они состоят из клеток. А еще ребята, все живые организмы обладают следующими признаками: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

          Дети внимательно слушают учителя. Смотрят на слайды.

          Выделяют существенную информацию.

          Дети выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение.

          Личностные: формирование активной позиции, мотивации.

          Регулятивные: соблюдают дисциплину, слушают вопросы, контролируют правильность ответов.

          Познавательные: Отвечают на вопросы, вспоминают полученные знания.

          Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, умение слушать других, строят понятные для одноклассников высказывания.

          Этап закрепления материала

          8 мин. Ребята, на ваших партах лежат листы с заданиями, выполните их. Лист № 1

          Задание 1. Заполнить схему:

          Царства живых организмов

           

           

           

          Задание 2.

          Живые организмы состоят из ……. .

          Дети выполняют задания на листах.

          Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

          Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация и позиции. Учет разных мнений.

          Этап рефлексии

          3 мин.

          Заполните лист № 2

          На уроке я узнал….

          На уроке мне было интересно/неинтересно

          Я бы хотел (а), что бы на уроке ……..

          Выполняют задания

          Познавательные: выделяют существенную информацию, структурируют знания, отвечают на вопросы

          Регулятивные: оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

          Домашнее задание

          2 мин. Запишите домашнее задание.

          Записывают домашнее задание в дневник

           

          Урок 1: Введение в меделевскую генетику

          Урок 1: Введение в меделевскую генетику

          ЧТО ТАКОЕ МЕДЕЛЬСКАЯ ГЕНЕТИКА?

          Грегор Мендель был монахом из Центральной Европы, изучавшим принципы наследственности с помощью растений. Используя эксперименты по скрещиванию, Мендель обнаружил, что определенные черты в потомстве присутствуют без какого-либо смешения родительских характеристик. Примером этого был чистокровный бело-розовый цветок. Потомство всегда будет одного или другого цвета, но не смеси.

          MINDS ON:

          Видео — это всегда отличный способ начать урок. Увлекательное видео может привести учащихся в благоговейный трепет и вызвать у них чувство неуравновешенности и удивления. Это видео делает именно это. Сочетание звукового сопровождения и субтитров дает учащимся достаточный стимул, чтобы пробудить их интерес. В видео также слегка затрагиваются такие темы, как важность ДНК, признаков, ГМО и использование генетики в здравоохранении. Это дает учащимся возможность вспомнить предыдущие знания, не перегружая их большим количеством информации.

          ПЕДАГОГИКА:

          Во время этого урока, вероятно, будет хорошей идеей провести диагностическую оценку, прежде чем пытаться преподавать менделевскую генетику. Ключевые понятия, которые учащиеся должны знать из предыдущих классов, включают

          • Структура ДНК и репликация — транскрипция и трансляция
          • Деление клеток — митоз, мейоз, цитокинез
          • Фазы деления клеток — митоз и мейоз
          • специализация клеток

            Стратегии, которые мы можем использовать для определения потребностей класса, включают мозговой штурм, интеллект-карту, диагностический тест и обсуждения в классе

            Видео2F

            Педагогические подходы

            1) Анализ черепа. Учащиеся могут анализировать различные переходные окаменелости, чтобы увидеть общие взаимоотношения и эволюционные процессы. По следующей ссылке вы найдете удивительные задания и использует гизмо для создания увлекательной учебной среды для учащихся.
            http://www.explorelearning.com/index.cfm?method=cResource.dspDetail&ResourceID=576

            2) Задание по временной шкале. С помощью этой временной шкалы учащиеся могут определить пути развития теории эволюции и связанных с ней результатов. Это действие является действием, которое также упоминается в консолидации.
            http://evolution.about.com/gi/o.htm?zi=1/XJ&zTi=1&sdn=evolution&cdn=education&tm=25&gps=51_11_1366_622&f=00&su=p284.13.342.ip_&tt=3&bt=4&bts=45&zu=http: //www.discoveryeducation.com/teachers/free-lesson-plans/evolution.cfm

            3) Презентация в формате Power Point об эволюции и ученых с рабочим листом для заметок

            Chapter14-natural_selectio.

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *