cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Видообразование как результат микроэволюции 11 класс презентация – Презентация по биологии «Видообразование», 11 класс

Содержание

Видообразование как результат микроэволюции. Видеоурок. Биология 11 Класс

Из этого урока вы сможете узнать о микроэволюции – тех изменениях популяций живых организмов, которые можно наблюдать на протяжении небольших промежутков времени. Одним из результатов микроэволюции является видообразование – появление новых видов живых организмов. Процесс видообразования может происходить разными путями. Из урока вы узнаете о симпатрическом и аллопатрическом видообразовании, а также о том, как близкие виды взаимодействуют друг с другом в природе.

В результате изоляции со временем в популяциях накапливаются генетические различия. Если изоляция продолжается достаточно долго, то таких изменений становится все больше и больше и может начинаться процесс видообразования.

Под изоляцией понимают прекращение потоков генов между популяциями. Наиболее очевидная причина изоляции – пространственная граница или географическое разделение популяции.

Для водных животных такими преградами обычно служат массивы суши. Для сухопутных – водные преграды или горные хребты. Непреодолимость преграды обычно носит относительный характер (разливы рек, горные перевалы, сухопутные мосты).

Две популяции зверей (например, волков) могут разместиться рядом на разных берегах реки, а популяция птиц (например, голубой сороки) оказываются разделёнными целым материком (см. видео).

Пространственная изоляция может быть связана с размещением кормовой базы или ареалами хищников и конкурентов.

Другая причина, приводящая к изоляции видов, – это разделение экологических ниш, например различия в поведении, пищевых предпочтениях и других экологических особенностях.

Вид Окунь обыкновенный в крупных озерах образует две популяции. Одни окуни живут в прибрежной зоне, питаются мелкими животными, и растут медленно. Другие обитают на большой глубине, питаются рыбой и икрой и растут быстро.

Некоторые лососевые рыбы мечут икру раз в два года. В одно и тоже нерестилище попеременно приходят на нерест разные популяции: одна в четные годы, другая в нечетные.

Видообразование, которое происходит благодаря географической изоляции, называют аллопатрическим – дословно «родина в разных местах».

Видообразование, которое происходит благодаря экологической изоляции, называется симпатрическим – дословно «родина в одном месте» (схема 1).

Схема 1. Сравнение аллопатрического и симпатрического видообразования

Классический пример аллопатрического видообразования – это эндемичные виды, возникшие на островах в результате географической изоляции. Так, разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвином, – свидетельство эффективности аллопатрического видообразования (рис. 1). Молекулярный анализ их ДНК показывает, что при всем удивительном морфологическом многообразии видов дарвиновских вьюрков, все они являются потомками одного единственного континентального вида. Его представители, попали на Галапогосские острова несколько миллионов лет назад и дали начало пяти основным линиям.

Рис. 1. Дарвиновские вьюрки. Слева – разнообразие форм клюва вьюрков, как результат экологической изоляции. Справа – основные пять форм вьюрков, возникшие на островах в результате географической изоляции.

Молекулярные часы эволюции позволяют установить последовательные часы их дивергенции. Наиболее древние из них – это линия насекомоядных вьюрков.

Позднее выделилась линия вьюрков-вегетарианцев, которые питаются лепестками цветков, почками и плодами. Затем от этой линии отделились еще две с более мощными клювами.

Древесные вьюрки использовали их для извлечения насекомых из стволов деревьев, а наземные для питания твердыми семенами.

Представители исходного вида вьюрков попали на Галапагосские острова миллионы лет назад и дали начало пяти основным линиям. На одном острове появилась линия насекомоядных вьюрков. На другом острове появились вьюрки-вегетарианцы, питающиеся цветами, листьями и семенами. На иных островах появились и закрепились линии вьюрков с мощными клювами, которые позволяли им разбивать кору и грызть твердые семена.

Примером симпатрического видообразования могут служить рыбки-цихлиды (см. видео). В африканском озере Виктория, которое образовалось 12 тысяч лет назад, обитают более 500 видов рыб-цихлид, которые отличаются друг от друга по внешнему виду, образу жизни, поведению и ряду других признаков. Молекулярный генетический анализ показывает, что все они произошли от одного общего предка.

Географической изоляции между ними не было.

Выделяют три основных пути, ведущих к появлению новых видов.

Первый из них – простое преобразование существующих видов. В ходе эволюции вид А меняется и превращается в вид Б. Такой процесс называется филетическим видообразованием. Число видов при этом не увеличивается.

Второй путь называется гибридогенным. Он связан со слиянием двух существующих видов А и Б и образованием нового вида С. Виды А и Б в таком случае могут сохраняться.

Третий путь видообразования обусловлен дивергенцией, т. е. разделением одного предкового вида на несколько независимо эволюционирующих видов.

Этим путем, в основном, и шла эволюция биоразнообразия на Земле (схема 2).

Схема 2. Пути водообразования: филетический, гибридогенный и дивергентный

Дарвин рассматривал только дивергентный путь видообразования. Филетический и гибридогенный пути были открыты позже.

Таким образом, видообразование – это процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды под действием естественного отбора.

 

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник) 
  2. Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник)
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник)
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник)

Домашнее задание

  1. Что такое видообразование? Как связаны понятия «видообразование» и «микроэволюция»?
  2. Как видообразование связано с изоляцией популяций?
  3. Какие формы видообразования разлтчают в связи с разными видами изоляции?
  4. Какими путями может происходить видообразование? Приведите примеры образования биологических видов каждым из этих путей.
  5. Что общего в видообразовании и селекционной работе?
  6. Какими путями происходило образование вида Человек разумный?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ВикипедиЯ (Источник).
  2. Вся биология (Источник).

interneturok.ru

Презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему: презентация «Микроэволюция» 11 класс

Слайд 1

Микроэволюция МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри отдельных или смежных популяций вида, приводящих к изменению генетической структуры этих популяций, возникновению различий между организмами и образованию новых видов.

Слайд 2

Формы микроэволюции 1. Филетическая; 2. Видообразование.

Слайд 3

Филетическая эволюция Это постепенные изменения, происходящие с течением времени в пределах одного вида, популяции или группы популяций. В результате таких изменений приспособленность организмов к среде возрастает.

Слайд 4

Видообразование Это процесс возникновения новых видов в результате эволюции популяций исходного вида. Происходит в тех случаях, когда биологические виды расщепляются на два или более новых вида.

Слайд 5

Условия осуществления видообразования При видообразовании действуют естественный отбор, приспосабливающий популяции к условиям среды их обитания, и репродуктивная изоляция, обосабливающая генофонды популяций и обеспечивающая благодаря этому обособлению расхождение видов, или дивергенцию.

Слайд 6

Дивергенция Дивергенция, или расхождение признаков — разделение одной родоначальной формы на несколько дочерних и внучатых видов. Дивергентное образование видов происходит за счет обострения конкуренции между родственными формами за сходные условия существования.

Слайд 7

Аллопатрическое (географическое) видообразование Видообразование на разных территориях — обусловлено географической (пространственной) изоляцией. Причиной такой изоляции могут быть большие реки для сухопутных животных, горы — для равнинных и тому подобные препятствия, затрудняющие миграцию животных или разнос семян растений. Большие расстояния, разделяющие популяции, имеют такое же значение.

Слайд 8

КУМЖА Проходная рыба семейства лососей. Длина до 1 м, весит до 13 кг; каспийский лосось — до 51 кг. Обитает в прибрежных водах морей Европы, в том числе — в Черном, Каспийском, Балтийском и Аральском морях. На нерест идет в реки. Ценный объект промысла и разведения. Пресноводные формы кумжи — форели.

Слайд 9

Географическая изоляция Наблюдается при разделении исходного ареала вида различными природными барьерами. В результате разделенные популяции не могут свободно скрещиваться друг с другом, что приводит к возникновению различных подвидов.

Слайд 10

Географическая изоляция Подвиды кумжи Балтийский; Черноморский; Каспийский

Слайд 11

Ещё пример Например, в 1930-х годах несколько десятков зайцев-русаков, отловленных в Башкирии, акклиматизировали на юге Западной Сибири — в Барабинской лесостепи. Огромное расстояние, Уральские горы и непригодные для жизни русаков засушливые степи нижнего Поволжья и Прикаспия обусловили полную географическую изоляцию западносибирской популяции. Произошла дивергенция, и в 1956 году сибирских зайцев пришлось выделить в отдельный подвид.

Слайд 12

Симпатрическое (экологическое) видообразование Начинается с разделения первично единой популяции на две или более группы организмов, которые затем продолжают дивергировать. Это может происходить в результате экологической специализации.

Слайд 13

Экологическое видообразование Экологическая изоляция наблюдается при несовпадении мест обитания различных форм одного вида или нескольких близких видов, например лесного (слева) и лугового (справа) коньков.

Слайд 14

Экологическое видообразование Иногда в пределах единого ареала отдельные популяции (1-5) различаются условиями обитания. Из-за этого изменяется фенология особей, а в дальнейшем и их морфология.

Слайд 15

Синица большая Долбит ветви и древесные стволы. Питается крупными насекомыми.

Слайд 16

Лазоревка Долбит только стебли травянистых растений. Добывает мелких насекомых в щелях коры и почках.

Слайд 17

Московка и гаичка Обследуют в поисках корма концевые ветви деревьев. Питаются мелкими насекомыми. Московка Гаичка

Слайд 18

Сетчатое видообразование В последние десятилетия накапливаются данные о третьем способе — сетчатом видообразовании, связанном не с дивергенцией популяций, а с гибридизацией близких видов. Такое видообразование доказано для некоторых видов ящериц, рыб и цветковых растений. Изоляция гибридов от родительских видов обусловлена полиплоидностью гибридов

Слайд 19

Полиплоидия Новые виды могут образоваться в результате полиплоидизации — внезапного увеличения числа хромосом. Так, культурная слива возникла в результате скрещивания терна и алычи, с последующим удвоением числа хромосом у гибридов.

Слайд 21

Полиплоидия Роза большелистная с 14 хромосомами Роза большелистная с 28 хромосомами

nsportal.ru

Урок биологии «Видообразование. Результаты микроэволюции»

Разделы: Биология


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
  2. Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.
  3. Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.
  4. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Оборудование:

  • таблицы “Видообразование”, “Полиплоидия”, мультимедийная установка, диск с рисунками, схемами, портретами;
  • тесты, карточки с вопросами.

Методика проведения урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Работа с тестами по вариантам (Приложение 1).

Работа с карточками (3-4 ученика, остальные дополняют) (Приложение 2).

III. Подготовка к восприятию

Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом.

  1. Что является единицей эволюции? Почему?
  2. К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
  3. Какие виды изоляции вам известны?

IV. Объявление темы и постановка цели

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с современными эволюционистами, узнаем, что такое видообразование, его пути, типы и скорость. Продолжим развивать умение сравнивать ранее изученный материал с новым, и делать выводы на основе сравнения и узнаем, что такое микроэволюция и каковы ее результаты.

(В ходе мини-лекции вы тезисно будите записывать материал в тетрадь.)

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

Видообразование — это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.

Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученный эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил три основных пути видообразования:

(На экране показывается схема путей видообразования)

Пути:

Филетический – из вида А образуется В

Этот путь не предполагает изменения числа видов и с ним мы познакомимся более подробно при изучении макроэволюции. А—>В

2. Гибридогенное – А+В—>С или А + В—> (А+В)+С

иногда даже с уменьшением числа видов. Этот путь видообразования мы рассмотрим сегодня на уроке позже.

3. Дивергентное (истинный) — А—>А+В Это самый распространенный, самый древний. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов.

А теперь рассмотрим типы видообразования.

(На экране схема географического видообразования).

1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции, возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций. Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов между изолятами с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида. Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным. Заяц-беляк распространенный почти по всей территории нашей страны, в тех областях, где зима не снежная возник заяц-русак, а в горных районах заяц-толян. Некоторые виды синиц возникли в результате географической изоляции.

(На экране рисунки вьюрков, карта распространения зайцев).

2. Симпатрическое – возникает, если дивергенция идет на одной территории. Она связана с различными условиями, иногда с пищевой специализацией. Например, 5 видов лютиков, обитающих на Европейской территории, возникли из одного исходного вида в связи с изменениями условий. В озере Байкал в течение 10 млн. лет возникло множество эндемических видов рыб и беспозвоночных: бокоплавов — 250 видов, из одного предкового. Синицы — по пищевой специализации.

(На экране рисунки синиц, лютиков, бокоплавов).

Таким образом, давайте сделаем вывод: на чем основывается видообразование? (Учащиеся на основе знаний прошлой темы делают вывод.)

ФИЗМИНУТКА.

А теперь разберемся со скоростью видообразования. Что по этому поводу утверждал Дарвин? (ответы учащихся по повторению) Да, видообразование часто идет очень медленно, но изучая формы естественного отбора, мы узнали, что иногда отбор может действовать очень быстро и это привело к внезапному видообразованию.(на экране схема)

Самостоятельная работа с учебником стр. 220 (учитель проверяет тесты)

Повторение материала по генетике.

Итак, каким образом может возникнуть новый вид?

Путем полиплоидии или отдаленной гибридизации.

(сообщения учащихся о полиплоидии).

Таким образом, возникли новые культурные сорта, но и в дикой природе эти процессы идут (шиповник, слива домашняя).

Как вы думаете в настоящее время, какое видообразование преобладает?

(ответы учащихся)

Подумайте, с чем связанно внезапное видообразование? (ответы, их корректировка: с загрязнением окружающей среды, воды, почвы, воздуха, радиации, хим. веществ, озоновых дыр и т.д. особенно ядохимикатов которые приводят к появлению новых видов вредных насекомых: комаров, моли, бабочек, колорадского жука и т.д.; затрагивается и тема птичьего гриппа.)

Вывод: (подвести, что бы ученики сделали самостоятельно.)

Что такое микроэволюция? – (это развитие внутри вида).

А что же является результатом микроэволюции?

1) Многообразие видов.

2) Приспособленность организмов к определенной среде обитания

Такие результаты и приводят к многообразию живой природы. Без видообразования немыслимо разнообразие и прогресс в природе.

V. Закрепление знаний. (Вопросы по повторению)

Теория эволюции на современном этапе исследования обогатилась данными ряда наук.

1. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесла генетика?

2. А какой – молекулярная биология?

3. Тест для закрепления (Приложение 3) (На экране вопросы задания В 5, В6).

VI. Задание на дом: § 60, повторить §52.

VII. Итог урока

(Выставление оценок)

21.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по биологии, 11 класс, Видообразование

Урок биологии «Видообразование. Результаты микроэволюции»

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.

  2. Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.

  3. Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.

  4. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Методика проведения урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Работа с тестами по вариантам (Приложение 1).

Работа с карточками (3-4 ученика, остальные дополняют) (Приложение 2).

III. Подготовка к восприятию

Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом.

  1. Что является единицей эволюции? Почему?

  2. К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?

  3. Какие виды изоляции вам известны?

IV. Объявление темы и постановка цели

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с современными эволюционистами, узнаем, что такое видообразование, его пути, типы и скорость. Продолжим развивать умение сравнивать ранее изученный материал с новым, и делать выводы на основе сравнения и узнаем, что такое микроэволюция и каковы ее результаты.

(В ходе мини-лекции вы тезисно будите записывать материал в тетрадь.)

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

Видообразование — это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.

Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученный эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил три основных пути видообразования:

Пути:

Филетический – из вида А образуется В

Этот путь не предполагает изменения числа видов и с ним мы познакомимся более подробно при изучении макроэволюции. А—>В

2. Гибридогенное – А+В—>С или А + В—> (А+В)+С

иногда даже с уменьшением числа видов. Этот путь видообразования мы рассмотрим сегодня на уроке позже.

3. Дивергентное (истинный) — А—>А+В Это самый распространенный, самый древний. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов.

А теперь рассмотрим типы видообразования.

( схема географического видообразования).

1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции, возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций. Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов между изолятами с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида. Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным. Заяц-беляк распространенный почти по всей территории нашей страны, в тех областях, где зима не снежная возник заяц-русак, а в горных районах заяц-толян. Некоторые виды синиц возникли в результате географической изоляции.

2. Симпатрическое – возникает, если дивергенция идет на одной территории. Она связана с различными условиями, иногда с пищевой специализацией. Например, 5 видов лютиков, обитающих на Европейской территории, возникли из одного исходного вида в связи с изменениями условий. В озере Байкал в течение 10 млн. лет возникло множество эндемических видов рыб и беспозвоночных: бокоплавов — 250 видов, из одного предкового. Синицы — по пищевой специализации.

Таким образом, давайте сделаем вывод: на чем основывается видообразование? (Учащиеся на основе знаний прошлой темы делают вывод.)

ФИЗМИНУТКА.

А теперь разберемся со скоростью видообразования. Что по этому поводу утверждал Дарвин? (ответы учащихся по повторению) Да, видообразование часто идет очень медленно, но изучая формы естественного отбора, мы узнали, что иногда отбор может действовать очень быстро и это привело к внезапному видообразованию.

Самостоятельная работа с учебником стр. 220 (учитель проверяет тесты)

Повторение материала по генетике.

Итак, каким образом может возникнуть новый вид?

Путем полиплоидии или отдаленной гибридизации.

Таким образом, возникли новые культурные сорта, но и в дикой природе эти процессы идут (шиповник, слива домашняя).

Как вы думаете в настоящее время, какое видообразование преобладает?

(ответы учащихся)

Подумайте, с чем связанно внезапное видообразование? (ответы, их корректировка: с загрязнением окружающей среды, воды, почвы, воздуха, радиации, хим. веществ, озоновых дыр и т.д. особенно ядохимикатов которые приводят к появлению новых видов вредных насекомых: комаров, моли, бабочек, колорадского жука и т.д.; затрагивается и тема птичьего гриппа.)

Вывод: (подвести, что бы ученики сделали самостоятельно.)

Что такое микроэволюция? – (это развитие внутри вида).

А что же является результатом микроэволюции?

1) Многообразие видов.

2) Приспособленность организмов к определенной среде обитания

Такие результаты и приводят к многообразию живой природы. Без видообразования немыслимо разнообразие и прогресс в природе.

V. Закрепление знаний. (Вопросы по повторению)

Теория эволюции на современном этапе исследования обогатилась данными ряда наук.

1. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесла генетика?

2. А какой – молекулярная биология?

3. Тест для закрепления (Приложение 3) (На экране вопросы задания В 5, В6).

VI. Задание на дом: § 60, повторить §52.

VII. Итог урока

(Выставление отметок)

infourok.ru

Конспект урока Формы видообразования» 11 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Баллы

1Организационный момент

2Активизация знаний

2.1Проверка знаний

Активизация знаний по теме. «Изоляция видов, механизм естественного отбора»

Задание № 1 Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции:

А — движущие силы эволюции. Б — результат эволюции.

Признаки:

1.Приспособленность к среде обитания.

2.Наследственная изменчивость.

3.Борьба за существование.

4.Естественный отбор.

5.Многообразие видов.

6.Изоляция.

7.Повышение и усложнение организации.

Задание №2 Соотнесите соответствующие понятия:

А. Эволюционные факторы ненаправленного действия

Б Эволюционные факторы направленного действия

1 Дрейф генов

2 Борьба за существование

3 Естественный отбор

4 Мутация

5 Изоляция

6 Катастрофы

7 Приспособленность организмов

Задание №3 Соотнесите соответствующие понятия:

А Презиготические механизмы изоляции

Б Постзиготические механизмы изоляции

1 Экологическое разобщение

2 Разновременность половой активности или цветения.

3 Нежизнеспособность гибридов

4 Различия поведения при размножении

5 Гибриды жизнеспособны, но они не образуют полноценных гамет

6 Происходит нарушение мейоза при образовании гамет

7 Пыльца другого вида не прорастает на рыльцах цветков другого вида

Слайд 2 ( взаимопроверка знаний )

Вопросы к классу:

Назовите факторы эволюции?

К чему может привести длительное действие изолирующих механизмов

Выполняют задания, восстанавливая и проверяя знания по темам: «Изоляция видов, механизм естественного отбора»

Ключи к тестам:

Задание № 1 : А – 3,4. Б-1, 5,7

Задание №2 : А- 1,4,5,6. Б- 2,3.

Задание №3 : А- 1,2,4,7. Б- 3,5,6

Ответ:

Борьба за существование. Естественный отбор

Ответ: к образованию новых видов

2

3

3

1

1

3.Объявление темы и постановка цели:

Слайд 3

На экране портрет Ч.Дарвина с цитатой «Каждый вид занимает свое особое место в великом хозяйстве природы». Как же возникают новые виды? Ч.Дарвин назвал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора…», и уже само название дает ответ на вопрос, как виды возникают в природе.

Слайд4

Тема урока: Формы видообразования.

4Изучение новой темы.

Для изучения темы урока необходимо вспомнить понятие микроэволюция, которое часто встречается в специальной биологической литературе.
Запись в тетради.

Слайд 5

Микроэволюция – процесс, в результате которого появляются новые популяции, подвиды, виды

Запись в тетради.
Слайд 6

Формы микроэволюции:

1)Филетическая (без дивергенции) . 2)Видообразование (за счет дивергенции)

Задание учащимся. В § 60 стр. 218 учебника – найти и дать определение данному понятию. Прочитать материал о формах микроэволюции.

Ответ 1. Микроэволюция — эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.

Ответ 2. Существует две формы микроэволюции.
1)Филетическая (без дивергенции)
2)Видообразование (за счет дивергенции)

1

1

Слайд 7

Пути видообразования

Первый — преобразование существующих видов (филетическое видообразование).

Второй путь связан со слиянием двух существующих видов А и В и образованием нового вида С (гибридогенное происхождение)

Третий путь обусловлен дивергенцией (разделением) одного предкового вида на несколько независимо эволюционирующих видов. Именно по этому пути шла в основном эволюция.

Слайд 8

Дивергенция- схема.

Слайд 9

Условия видообразования

При видообразовании действуют естественный отбор, который приспосабливает популяции к условиям среды их обитания,

и репродуктивная изоляция, которая обосабливает генофонды популяций

и обеспечивает обособление расхождение признаков видов

Задание учащимся. Рассмотреть схемы (на экране).

Слайд 10

Стадии видообразования.
Запись в тетради.
Стадии видообразования:
1)возникновение репродуктивной изоляции;
2) закрепление репродуктивной изоляции естественным отбором

Для изучения стадий процесса видообразования игра-викторина
Блиц-минутка «Вопрос-Ответ
1Возникновение репродуктивной изоляции

Вопрос. Каким образом между популяциями происходит обмен генами?
Ответ. Обмен генами между популяциями должен быть прекращен

Вопрос. Каковы причины прекращения обмена генами между популяциями?
Ответ. Географические разделения: возникновение горной цепи, ледника, водной
преграды и пр.

Вопрос. К чему приводит отсутствие обмена генами между популяциями?
Ответ. Создает возможность для их генетического расхождения (дивергенция)

Вопрос. Назовите причины генетической дивергенции.
Ответ. Адаптация организмов к местным условиям или случайные изменения
в составе генофонда каждой популяции

2.Закрепление репродуктивной изоляции естественным отбором


Вопрос. В результате, каких процессов возникают предзиготичские изолирующие
механизмы? (различия в сроках размножения, в поведении и т.д.)

Ответ. Накопление генетических различий между изолированными популяциями,
изменение условий и образа жизни

Вопрос. Какова роль развития постзиготических изолирующих механизмов в процессе разделения популяций?
Ответ. Разделение популяций может закрепиться, и разделение видов становится необратимым.

Вопрос. Каким фактором эволюции поддерживается и закрепляется полная необратимая изоляция?
Ответ. Фактор — естественный отбор

Задание учащимся. В § 60 стр. 218 учебника прочитать материал о стадиях видообразования.

Ответ. Видообразование включает 2 стадии.

(Ответы учащиеся находят в учебнике § 60 стр. 218).

1

1

1

1

1

1

1

1

Слайд 11

Формы видообразования. Аллопатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование. Сравнение форм видообразования.
Мы рассмотрели стадии процесса видообразования, но пути возникновения новых видов могут быть различными. Различают две формы видообразования.
запись в тетради в форме таблицы

Слайд 12


Формы видообразования

Аллопатрическое (географическое)

Симпатрическое (экологическое)

Борьба за существование

Борьба за существование

Расширение ареала

Освоение новых условий в пределах старого ареала

Географическая изоляция

Экологическая изоляция

Прекращается обмен генами

Прекращается обмен генами

Образуются изоляты (е.о.)

Образуются новые формы (е.о.)

Слайды 13 — 15

Примеры географического видообразования.
Вывод. Географическое видообразование происходит медленно. Для его завершения в популяциях должны смениться сотни тысяч поколений.

Слайд 16

Характеристика Экологического видообразования.

Слайд 17

Примеры причин экологического видообразования

Примеры экологического видообразования

Слайд 18-20

Вывод. Новые виды синиц образовались по выбору мест кормежки, по составу поедаемых кормов, по способам их поиска и добычи.

Слайд 21

Пример Гавайские цветочницы – в соответствии с основной пищей насчитывают 21 вид. Демонстрация фотографий Гавайских цветочниц на экране.

Слайд 22 -27

На экране иллюстрируются рисунки-схемы разных форм видообразования

Во время кругосветного путешествия Ч.Дарвин обратил внимание на своеобразие растительного и животного мира Австралии. Когда-то Австралия отделилась от Евразии. Единые прежде виды разобщились, и развитие, благодаря естественному отбору, пошло по разным путям. Географическая изоляция привела к изоляции биологической.
Важное примечание учителя: географические и экологические факторы разделения популяций действуют совместно или последовательно


Другие формы симпатрического видообразования.
— Внезапное видообразование (вызвано случайными изменениями в составе генофонда)

Причины: хромосомные мутации. Мутации только создают условия для возникновения новых видов и популяций.

— Полиплоидия может возникать под действием высокой или низкой температуры, ионизирующих излучений, химических веществ, а также в результате изменения физиологического состояния клетки. Механизм действия этих факторов сводится к нарушению расхождения хромосом. Наиболее эффективен алкалоид колхицин, препятствующий образованию нитей веретена деления.
Слайд 28

Примеры: Роза большелистная (с 14 и 28 хромосомами), семена ржи (с 14 и 28 хромосомами),
Слайд 29

У полиплоидных форм растений нередко наблюдается гигантизм — увеличение размеров клеток и органов (листьев, цветков, плодов), повышенное содержание ряда веществ, отличные от исходных форм сроки цветения и плодоношения, наблюдается повышенная жизнеспособность.

Ученики в процессе объяснения учителя заполняют таблицу

В результате фронтальной беседы учащиеся сравнивают формы видообразования и находят сходства (любой тип изоляции приводит к изоляции биологической или репродуктивной) и различия (пространственные и по типу изоляции).

Задание учащимся.
Учащимся предлагается выбрать аллопатрическое или симпатрическое видообразование и обосновать выбор

работа учащихся с рисунками в учебнике (стр. 220-222).

5

5.Закрепление знаний

6.Заключительный вывод

Выводы и обобщения. Проверка знаний.

1.Установите соответствие между особенностями видообразования и его способом

А. Географическое Б. Экологическое.

1.изоляция популяций из-за водной преграды.

2.изоляция популяций из-за разных сроков размножения

3. изоляция популяций из-за возникновения гор

4. изоляция популяций из-за больших расстояний

5. изоляция популяций в пределах ареала.

2.Установите правильную последовательность процессов при экологическом видообразовании:

  1. Биологическая изоляция

  2. Возникновение подвидов

  3. Освоение новых экологических ниш в пределах старого ареала;

  4. Отбор в новых условиях среды.

  5. Возникновение новых видов

3.Установите соответствие между организмами и способом видообразования:

А. Географическое.

Б. Экологическое.

1.Образование 3-х видов ландышей вследствие расчленения ареала.

2. Образование 5 видов синиц, проживающих в пределах одного ареала

3. Днепр — граница ареалов двух видов сусликов: на правом берегу обитает крапчатый, а на левом — серый.
4. В одних и тех же тропических горах обычны два вида традесканции: один на скалистых вершинах, другой — в тенистых лесах.

5. В озере Севан существует несколько популяций форели, различающихся размерами, темпами роста, сроками и местами нереста

Слайд 34 взаимопроверка знаний

А -1,3,4

Б – 2,5.

3,4,1,2,5

А – 1,3

Б – 2,4,5.

2

3

3

Основу процесса видообразования составляет естественный отбор, а сохраняет и усиливает возникшие различия в популяциях — изоляция. Видообразование лежит в основе всего эволюционного процесса, который не прекращается ни на минуту.
Слайд35
Демонстрация «Дерево эволюции».

От исходных видов через наследственную изменчивость и борьбу за существование, естественный отбор ведет популяции и виды по пути эволюции. Процесс видообразования Ч.Дарвин сравнил с ростом дерева. Старые ветви – это длинный ряд вымерших видов, зеленые ветви с распускающими почками представляют собой существующие виды. Вид – носитель, этап и результат эволюции.

Почему вид является носителем эволюции?

Почему вид принято считать результатом и одновременно этапом эволюции?

1

1

7.Итог урока:

Обсуждение вопросов

.Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов?

Какой путь видообразования самый распространенный, почему?

Оценка работы учащихся 30-37-«5», 24-29-«4», 18-23 –«3»

1

1

Домашнее задание:

Слайд 36

По учебнику §60, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуально:

Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического и видообразования

infourok.ru

Презентация к уроку биологии «Микроэволюция»

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» ФКУ ИК-8

МИКРОЭВОЛЮЦИЯ.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ.

Выполнила учитель биологии и химии

I квалификационной категории И. А. Трухина

Определение

ВИД – исторически сложившаяся совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих определенный ареал.

Определение

ПОПУЛЯЦИЯ — совокупность особей того или иного вида, в течение большого числа поколений населяющих определенное пространство, внутри которого особи могут относительно свободно скрещиваться друг с другом, в то время как обмен особями с соседними популяциями в значительной мере затруднен.

Проблема

Нас окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

Определение

Видообразование процесс возникновения одного или нескольких новых видов на основе существовавшего ранее. Условия осуществления видообразования различны.

Этапы видообразования

  • Географическая или экологическая изоляция популяций одного вида;
  • Появление наследственных изменений в популяции, образование новых сочетаний генов;
  • Сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями;
  • Через множество поколений генофонд популяций настолько изменяется, что особи одной популяции не могут скрещиваться с особями другой популяции;
  • Возникают новые подвиды, затем виды.

Большой вклад в изучение этого процесса внес  Эрнест Майр , американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге  “Популяция, виды, эволюция ” выделил основные пути видообразования:

1.Преобразование существующих видов -это филетическое видообразование, которое не предполагает изменение числа видов.

2.Второй путь связан со слиянием существующих видов А и В и образование нового вида С — это гибридное происхождение вида.

3. Путь видообразования, который основывается на дарвинском представлении о расхождении видов — это дивергентное видообразование.

Филетическое видообразование — это процесс превращения одного вида в другой, то есть вид-предок превращается в вид-потомок А В

Гибридогенное видообразование – слияние существующих видов А + В = С

Дивергентное видообразование – способствует увеличению числа видов А В + С, является   истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов.

Дивергенция – расхождение признаков у особей одного вида, попавших в разные условия обитания. Причины дивергенции – расширение ареала обитания, изоляция отдельных особей данного вида. Всё это приводит к образованию новых видов, то есть к микроэволюции.

Определение

МИКРОЭВОЛЮЦИЯ

(от греч. mikros -маленький и лат, evolutio — развёртывание) — элементарные эволюционные процессы, приводящие к возникновению различий между организмами и образованию новых видов.

Типы дивергентного видообразования

Симпатрическое видообразование (от греч. syn — вместе и patris- родина) — новый вид возникает внутри ареала исходного вида.

Аллопатрическое видообразование   – (allos – разный, patria – родина). Оно основано на географической изоляции — возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.

Аллопатрическое видообразование

Галапагосские вьюрки – пример аллопатрического видообразования (на основе географической изоляции)

Клювы галапагосских вьюрков явились ключевым моментом для рождения у Дарвина идеи об изменяемости видов во времени. Наблюдая за птицами, ученый предположил, что изначально на остров попал лишь один вид вьюрков. Именно он постепенно расселился по островам архипелага, приспосабливаясь к различным условиям среды обитания. Клювы – вот что стало главным критерием естественного отбора. В борьбе за выживание преимущество было у тех видов, у которых они подходили для местной пищи. Одни особи получили разнообразие семян, другие – насекомых. В результате произошло расщепление исконного (предкового) вида на несколько других, причем каждый из них специализируется на конкретной кормовой базе.

Симпатрическое видообразование

Гавайские цветочницы – пример экологической изоляции

Экологическая изоляция наблюдается при несовпадении мест обитания различных форм одного вида или нескольких близких видов, например виды цветочниц: попугайная питается семенами и ягодами, серпоклювка добывает насекомых из-под коры деревьев, хохлатая цветочница питается нектаром цветов

Попугайная цветочница

Серпоклювка

Хохлатая цветочница

Горная традесканция обитает

на скалистых вершинах

Горная традесканция

обитает в тенистом лесу

Гибридизация

Новые виды могут возникать при гибридизации с последующем удвоении числа хромосом.

Так, культурная слива возникла в результате скрещивания терна и алычи, с последующим удвоением числа хромосом у гибридов.

Полиплоидия

Роза большелистная с 14 хромосомами

Роза большелистная с 28 хромосомами

Возникшая путём полиплоидизации новая форма будет репродуктивно изолирована от родительского вида, но благодаря самооплодотворению сможет оставить потомство

Хромосомные перестройки

Хромосомное видообразование возможно у тех групп животных, которые способны к однополому размножению (партеногенезу), развитию яиц без оплодотворения.

Скорость видообразования

Внезапное

Постепенное

Дивергентное

Филетическое

Гибридогенное

Вывод

Таким образом ,в природных условиях в процессе реального возникновения любого нового вида присутствуют элементы того и другого способов видообразования. Возникновение нового вида завершает микроэволюцию, но в недрах нового  вида естественный отбор беспрерывно работает над совершенствованием новых адаптаций .  

Закрепление

Сходство и различия способов видообразования

Сходство: их основа — движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Различия: географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных  популяций. Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.

multiurok.ru

Конспект и презентация «Видообразование» — биология, уроки

1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.

2. Повторение ранее изученного материала

Вопрос к классу:

Какую тему изучали на прошлом уроке биологии?

Для того чтобы понять новый материал, установить взаимосвязь и обеспечить целостную картину восприятия всей темы, мы повторим ряд вопросов по теме «Адаптации организмов к условиям обитания».

1. Фронтальный опрос

Назовите основные формы приспособлений организмов к условиям окружающей среды и жизни в целом

2. Учащимся предлагается на выбор:

1. Выполнить задание 1.

«Определить вид приспособительной окраски и формы у организмов».

Выполнить задание 2.

«Приспособительное значение различных признаков».

2. Заполнить таблицу индивидуальной карточки «Относительность приспособлений организмов».

Приложение .

Молодцы! Вы хорошо запомнили все, о чем мы говорили на прошлом уроке.

3. Постановка проблемного вопроса:

Сейчас мы с вами повторили некоторые адаптации, существующие у живых организмов. Приспособленности не только позволяют организмам выжить, но и делают наш мир белее ярким, разнообразным. Посмотрите клип «Живет повсюду красота», в котором показаны видеофрагменты из жизни растительных и животных сообществ.

Слайд 5

В. Какие виды живых организмов вы видели? Сколько их было?

Проблемный вопрос:

Почему так много видов живых организмов?

Чтобы найти ответ на этот вопрос выполним небольшую лабораторную работу.

4. Лабораторная работа по группам (3 группы)

Слайд 6

З: 1. На предложенных заготовках изображены птицы, у которых нет клюва. Ваша задача — дорисовать клюв каждой птице, которая перешла к питанию а) летающими насекомыми, б) семенами шишек, в) насекомыми, обитающими

в древесине.

2. Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков.

Приложение 2

Ребята, работа, которую вы сейчас выполняли, называется видообразованием.

Тема нашего сегодняшнего урока – видообразование как результат эволюции.

5. Изучение нового материала

Сообщение и запись темы урока.

Слайд 7

Разъяснение целей урока.

Слайд 8

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

Задание классу:

Сформулируйте определение понятия «Видообразование».

Видообразование — процесс возникновения нового вида при определенных условиях.

Слайд 9

Видообразование – это качественный этап эволюционного процесса.

Это означает, что образованием видов завершается микроэволюция и начинается макроэволюция.

Слайд 10

Выделяют два способа видообразования: географическое и экологическое. Слайд 11

Познакомимся с географическим способом видообразования.

Слайды 12

Задание классу:

1. Изучите статью «Географическое видообразование» стр. 248-250.

2. Ответьте на вопросы:

Слайд 13

— Каковы причины прекращения обмена генами между популяциями?

(Географические разделения: возникновение горной цепи, ледника, водной преграды и пр.)

— Какова скорость географического видообразования?

(Протекает очень медленно, в течение сотен тысяч и миллионов лет)

— Назовите путь возникновения вида в данном примере.

а) Распад популяции ландыша в результате оледенения;

б) Возникновение дарвиновских вьюрков.

(Географическое видообразование)

Рассмотрим особенности экологического видообразования.

Слайд 14

Экологическое видообразование — происходит в пределах ареала исходного вида.

Зарождающиеся с помощью экологического видообразования виды часто называют «экологическими расами».

Экологическое видообразование может протекать несколькими способами:

а) возникновение новых видов при быстром изменении числа хромосом путем полиплоидизации;

Слайд 15

б) превращение одного вида в другой связано с различными экологическими условиями: несовпадение мест обитания и размножения, условий обитания, пищевой специализацией и т.д.

Слайд 16

Посмотрим анимацию «Экологическое видообразование».

Особенности экологического видообразования:

Слайд 17

Новые виды, образовавшиеся таким путём, чаще всего внешне (морфологически) очень близки к исходному виду.

Лишь в случае гибридогенного возникновения может появиться новая форма, отличная от родительских.

6. Закрепление знаний: (фронтально)

1. Предположить, как (механизм видообразования) могли сформироваться виды, созданные вами при проведении лабораторной работы, почему? Слайд 18

2. Составьте схему географического видообразования. (Нарисуйте стрелки)

Слайд 19

3. Назовите изображенные на картинках способы видообразования. Почему вы так считаете?

Слайд 21

4. Чем обусловлено существование разных форм прострела? Слайд 22

7. Вывод по уроку:

Проблемный вопрос начала урока:

Слайд 23

1. Почему же видов живых организмов так много и они такие разные?

2. Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов?

Слайд 24

3. Какой путь видообразования самый распространенный, почему?

Слайд 25

8. Предъявление и обсуждение домашнего задания:

По учебнику §4.11, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуально: Приложение 3

1. Карточка 1.

Какой тип видообразования изображен на данной карточке? Почему вы так считаете?

2. Рабочая тетрадь к учебнику стр. 41

зад. 5 -7

9. Подведение итогов урока:

Выставление оценок:

Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.

10. Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.

Распечатано каждому ученику

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий.

Учитель напоминает тему прошлого урока

Проверка ранее изученного материала.

Результаты заполнения таблицы будут объявлены на следующем уроке.

Учитель обращается к учащимся с вопросом.

Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение.

Предлагает учащимся задание.

Осуществление контроля над работой учащихся.

Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей урока.

Учитель обращается к учащимся с заданием.

Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов.

Предлагает учащимся ознакомиться со статьей «Географическое видообразование»

/по учебнику/.

Контроль самостоятельной деятельности учащихся.

Фронтальное обсуждение результатов работы.

Выделение общих закономерностей.

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации.

Обеспечение осмысления и первичного закрепления знаний.

Самопроверка слайд 20

Самопроверка по щелчку

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Учитель слушает, уточняет ответы.

Вывод.

Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Анализ и оценка успешности достижения целей.

Получение обратной связи.

Готовность учащихся к уроку.

Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу

Обучающиеся должны ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу.

Через 2-3 мин. ученики объясняют результаты своей работы с использованием компьютерной презентации.

Слайды 1-4

(Затем учитель предлагает правильный вариант ответа)

Активное слушание, участие в беседе.

Просмотр клипа.

Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос.

Количество видов звучит разное, все сходятся в одном – много!

Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде.

Обсуждение, принятие совместного решения по данной лабораторной работе.

Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее.

Восприятие информации преподавателя.

Фиксирование темы урока в тетрадях.

Подведение под понятие.

Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы.

Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Учащиеся смотрят анимацию.

Закрепление изученного материала.

Ученики, отвечая на вопросы и выполняя задание, закрепляют полученные знания по теме.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация.

Точная фиксация сути задания.

Осознание необходимости выполнения домашнего задания.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Проводят самоанализ своего отношения к уроку и усвоения нового материала.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *