Рабочая программа по биологии 11 класс фгос пасечник 1 час в неделю фгос – Рабочая программа (биология, 11 класс) по теме: рабочая программа по биологии 11 класс
№ урока | Название раздела | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
1-2. | Основы учения об эволюции | История эволюционных идей. Работы К. Линнея. | 2 | Эволюция. Вид. Бинарная номенклатура. | Знать: состояние наук в первой половине 19-го века. Уметь: выделять значение труда К. Линнея. | Входной контроль. | § 52. | ||
3-4. | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | 2 | Эволюция. Вид. Теория градации. | Знать: заслуги и ошибки теории Ламарка. Уметь: выделять отличия эволюционных идей | Фронтальный опрос. | § 52, ответить на вопросы в конце параграфа. | |||
5-6-7. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 3 | Происхождение видов. Эволюция. Факторы эволюции. | Знать: основные этапы становления и развития эволюционной теории. Уметь: на примерах из жизни животных и растений и привести доказательства эволюции. | Устный опрос. | § 52, вопр.1-4 | |||
8-9. | Вид, его критерии. Практическая работа №1 «Описание особей по морфологическому признаку». | 2 | Биологический вид, критерии вида. | Знать: определение биологического вида и его критерии. Уметь: доказать целостность вида, значение видового разнообразия в природе. | Задания ЕГЭ. | § 53, вопр.1-2. | |||
10-11. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическим критериям» | 2 | Искусственный отбор. | Знать: определение биологического вида и искусственного отбора. Уметь: доказать целостность вида, значение видового разнообразия в природе. | Составление таблицы. | § 53, вопр.3. | |||
12-13. | Популяции. Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей». | 2 | Популяция, ареал, взаимоотношения организмов в популяции. | Знать: характеристику популяций, значение популяций для вида, структуру и свойство популяций. Уметь: описывать структуру популяции по ее критериям. | Составить схему. | § 54, подготовить доклады. | |||
14-15. | Генетический состав и изменение генофонда популяций. | 2 | Генофонд популяции. Генетическое равновесие, дрейф генов, изменения генофонда. | Знать: причины нарушения генетического равновесия в популяциях. Уметь: раскрывать причины и последствия нарушения генетического равновесия. | Контрольная работа. | § 55, 56 учить термины. | |||
16-17-18. | Борьба за существование и ее формы. | 3 | Борьба за существование, формы борьбы: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. | Знать: основные формы борьбы за существование. Уметь: приводить примеры форм борьбы за существование. | Составление таблицы. | § 57, вопр.1-4. | |||
19-20-21-23. | Естественный отбор и его формы. Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Практическая работа №4 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора». | 5 | Естественный отбор, биологические адаптации. Формы естественного отбора. | Знать: о сущности и формах естественного отбора как движущей силе эволюции. Уметь: приводить примеры движущего и стабилизирующего отбора. | Устный опрос. | § 58, подготовить сообщения. | |||
24-25-26-27. | Приспособленность организмов. Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов». Практическая работа №5 «Выявление приспособленности организмов». | 4 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных, мимикрия. | Знать: о сущности и формах естественного отбора как движущей силе эволюции. Уметь: приводить примеры движущего и стабилизирующего отбора. | Фронтальный опрос. | § 58, задания ЕГЭ. | |||
28-29. | Изолирующие механизмы. Видообразование. Практическая работа №6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования». | 2 | Репродуктивная изоляция. Микроэволюция. Аллотропическое и симпатрическое видообразование. | Знать: виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Уметь: показывать значение различных механизмов изоляции в видообразовании. | Самостоятельная работа. | § 59-60, подготовить реферат макроэволюция. | |||
30-31-32. | Макроэволюция, ее доказательства. Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции». | 3 | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. | Знать: отличительные особенности макроэволюции и ее доказательства. Уметь: приводить примеры переходных форм и их роль в эволюционном процессе. | Доклады. | § 61, вопросы 1-3. | |||
33-34-35. | Система растений и животных — отображение эволюции. | 3 | Бинарная номенклатура, естественная классификация природы. | Знать: основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных. Уметь: находить отображение эволюции в современной системе органического мира. | Контрольная работа. | § 62, подготовить рефераты. | |||
36-37-38-39. | Главные направления эволюции органического мира. Практическая работа №8 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции». Лабораторная работа №3 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных». | 4 | Конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический регресс и прогресс. | Знать: главные направления органической эволюции. Уметь: дать краткую характеристику основных типов эволюционных изменений. | Реферат, схема. | § 63, подготовка к зачету. | |||
40-41. | Зачет по теме «Эволюция». | 2 | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация. | Знать: главные направления органической эволюции. Уметь: дать краткую характеристику основных типов | Контрольная работа, устный опрос. | § 52-63. | |||
42-46. | Решение заданий ЕГЭ. | 5 | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Уметь: применять полученные знания. | Самостоятельная работа. | ||||
47-49. | Основы селекции и биотехнологии. | Основные методы селекции и биотехнологии. | 3 | Порода, штамм, гибридизация, аутбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия. | Знать: работы и достижения ученых-селекционеров, основные методы селекции. Уметь: объяснять значение новых терминов и понятий. | Таблица, самостоятельная работа. | § 64, подготовить сообщение. | ||
50-51. | Методы селекции растений. | 2 | Центр происхождения культурных растений. Закон гомологичных рядов наследственности. Полиплоидия, гибридизация. | Знать: основные методы, применяемые селекции растений: гибридизация, отбор полиплоидия. Уметь: показать значение закона гомологичных рядов наследственности. | Сообщения, устный опрос. | § 65. | |||
52-53. | Методы селекции животных. | 2 | Генетическое клонирование, гибридизация, индивидуальный отбор, полиэмбриония. | Знать: основные методы, применяемые селекции животных. Уметь: показать особенности, проблемы, перспективы и значения методы клеточной инженерии. | Фронтальный опрос. | § 66, подготовить сообщение о биотехнологии. | |||
54-55-56. | Селекции микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 3 | Биотехнология, генная инженерия, модифицированные продукты. | Знать: основные достижения современной биотехнологии. Уметь: объяснять значение генной инженерии в жизни человека. | Устный опрос, самостоятельная работа. | § 67-68. | |||
57-58-59. | Антропогенез. | Положение человека в системе животного мира. Практическая работа №9 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения гипотез». | 3 | Антропология. Homo sapiens. | Знать:систематическое положение человека в системе животного мира. Уметь: приводить примеры доказательства происхождения человека от животных. | Решение тренировочных заданий. | § 69, вопросы 1-6. | ||
60-61-62. | Основные стадии антропогенеза. | 3 | Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеонтропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек разумный. | Знать: основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп. Уметь: показать поэтапное развитие и совершенствование человека. | Схема, таблица, контрольная работа. | § 70, подготовить сообщения. | |||
63-64-65. | Движущие силы антропогенеза. | 3 | Социальные факторы антропогенеза. | Знать: основные факторы эволюции человека. Уметь: показывать роль биологических и социальных факторов. | Работа с карточками. | § 71, тренировочные задания. | |||
66-67-68. | Прародина человека. Расы и их происхождение. Практическая работа №10 «Анализ и расценка различных гипотез формирование человеческих рас». | 3 | Человеческие расы. | Знать: основные гипотезы и предложения и родине предков человека. Уметь: показывать зависимость формирования отличительных признаков рас с условиями жизни. | Таблица, фронтальный опрос. | § 72-73. | |||
69. | Основы экологии. | Что изучает экология. | 1 | Экология, предмет изучения экологии. | Знать: основные этапы становления и развития науки экологии. Уметь: показать роль экологии в современном обществе. | Опорный конспект. | § 75, тренировочные задания. | ||
70-71. | Среда обитания организмов и ее факторы. Практическая работа №11 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем». Практическая работа №12 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | 2 | Среда обитания, экологические факторы, абиотические биотические, кривая толерантности. | Знать: все виды факторов среды и их влияние на животные и растительные организмы. Уметь: составлять кривую толерантности. | Проверочная работа. | § 75. | |||
72. | Местообитание и экологические ниши. Практическая работа №12 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | 1 | Местообитание, экологические ниши. | Знать: отличительные особенности понятий «местообитание» и «экологическая ниша». Уметь: показывать значение экологической ниши в жизни сообщества. | Рисунок, схема. | § 76, вопрос 2-3. | |||
73-74. | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. | 2 | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, симбиоз, кооперация, комменсализм, паразитизм, мутуализм, аменсализм. | Знать: основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные. Уметь: на примерах показывать типы взаимоотношений организмов между собой. | Опорный конспект, Контрольная работа. | § 77-78, подготовить сообщения. | |||
75-76. | Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций. | 2 | Демографические характеристики популяции. Динамика популяции. | Знать: основные демографические показатели и их значение в жизни популяции. Уметь: приводить примеры регуляторных механизмов. | Работа с карточками. | § 79-80, тренировочные задания. | |||
77. | Экологические сообщества. Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистемы своей местности». | 1 | Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз. | Знать: понятия терминам: сообщество, экосистема, биоценоз, знать структуру и значение в природе. Уметь: показывать отличия естественных и антропогенных систем своей местности. | Фронтальный опрос, схема, рисунок. | § 81 | |||
78-79-80. | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Практическая работа №14 «Описание экосистем своей местности». Практическая работа №15 «Описание агроэкосистемы». | 3 | Структура сообщества, пищевая сеть, пищевая цепь, автотрофы, гетеротрофы. | Знать: структуру сообщества и значение в природе. Уметь: показывать целостность и взаимосвязь между компонентами сообщества. | Биологический диктант. | § 82-83, учить термины. | |||
81-82. | Пищевые цепи. Практическая работа №15 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | 2 | Цепи и сети питания. Трофические уровни. | Знать: значение биогенного круговорота веществ и типы организмов. Уметь: распределять организмы по трофическим уровням. | Составление схем. | § 84. | |||
83-84. | Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. | 2 | Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности, экологическая сукцессия. | Знать: основные правила построения экологических пирамид. Уметь: показать закономерности смены сукцессий на определенной территории. | Контрольная работа. | § 85-86,вопр.1-4 | |||
85. | Влияние загрязнений на живые организмы. | 1 | Ядохимикаты. | Знать: основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы. Уметь: спрогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы. | § | ||||
86-87. | Основы рационального природопользования. | 2 | Природные ресурсы, экологическое сознание | Знать: основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу. Уметь: приводить примеры рационального природопользования. | Доклад, реферат. | § 88. | |||
88. | Решение экологических задач. | 1 | Экологические задачи. | Знать: основные правила решения экологических задач. Уметь: решать задачи и правильно оформлять решение. | § 88. | ||||
89-90-91. | Эволюция биосферы и человек. | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Лабораторная работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». Лабораторная работа №5 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере». | 3 | Креационизм, биологическая эволюция, панспермия, самозарождение, химическая и биологическая эволюция. | Знать: основные гипотезы происхождения жизни, выявлять плюсы и минусы. Уметь: проследить путь зарождения и развития жизни на Земле. | Конспект и схема. | § 89. | ||
92-93-94. | Основные этапы развития жизни на Земле. | 3 | Гипотеза, биопоэза, симбиотическая гипотеза. | Знать: основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле. Уметь: доказать достоверность симбиотической гипотезы. | Таблица. | § 89. | |||
95-96-97. | Эволюция биосферы. | 3 | Биосфера, Вернадский В.И. структура биосфера. | Знать: основные этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности. Уметь: показывать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы. | § 92. | ||||
98-99-100. | Антропогенное воздействие на биосферу. | 3 | Загрязнение, экология. | Знать: все основные виды антропогенного воздействия на природу. Уметь: применять меры, снижающие силу антропогенного воздействия. | Фронтальный опрос. | § 93. | |||
101. | Обобщающий урок за курс 11 класса. | 1 | Повторение и обобщение материала за курс 11 класса. | Уметь: применять свои знания. | Контрольная работа. | § 74-88. | |||
102. | Зачет по теме «Экология. Эволюция биосферы». | 1 | Повторение и обобщение материала за курс 11 класса. | Уметь: применять свои знания. | Устный опрос. | Тренировочные задания. |
nsportal.ru
По плану | По факту | |||||||||||
I. Основы учения об эволюции. (18ч.) | ||||||||||||
1. | 1 | 1.09-2.09 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина | Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства | Изучить § 52, (стр. 186-190). | ||||||
2. | 2 | 5.09.-9.09 | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | Географическая карта мира; ксерокопии обложек книг Ч. Дарвина; диапозитивы «Эволюция органического мира». | Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. | Изучить § 52, (стр. 191-194). | ||||||
3. | 3 | 5.09.-9.09 | Вид, его критерии. | Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения, диапозитивы «Эволюция органического мира». | Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида». | Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический. | Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198. | |||||
4. | 4 | 12.09-16.09 | Популяции. | Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны. | Популяции. | Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200. | ||||||
5. | 5 | 12.09-16.09 | Генетический состав популяций. | Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы. | Генофонд популяции. | Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202. | ||||||
6. | 6 | 19.09.-23.09 | Изменения генофонда популяций. | Кинофильм «Современная теория эволюции». | Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда. | Изучить § 56, ответить на вопросы на стр. 205. | ||||||
7. | 7 | 19.09.- 23.09 | Борьба за существование и её формы. | Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование. | Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями. | Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207. | ||||||
8. | 8 | 26.09- 30.09 | Естественный отбор и его формы. | Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых. | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. | Изучить § 58, (стр. 208-211). | ||||||
9. | 9 | 26.09-30.09 | Естественный отбор и его формы. | Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых. | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. | Изучить § 58, (стр. 211-214). | ||||||
10. | 10 | 3.10-7.10 | Изолирующие механизмы. | Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов. | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические. | Изучить § 59, изучить текст на стр. 217. | ||||||
11. | 11 | 3.10-7.10 | Видообразование. | Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование». | Микроэволюция, аллопатрическое (географическое) видообразование, симпатрическое (экологическое) видообразование. | Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222. | ||||||
12. | 12 | 10.10-14.10 | Макроэволюция, её доказательства. | Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»; коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных», «Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки. | Макроэволюция, переходные формы, Филогенетические ряды. | Изучить § 61, (стр. 222-225). | ||||||
13. | 13 | 10.10-14.10 | Макроэволюция, её доказательства. | Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»; коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных», «Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки. | Макроэволюция, переходные формы, Филогенетические ряды. | Изучить § 61, (стр. 225-227). | ||||||
14. | 14 | 17.10-21.10 | Система растений и животных – отображение эволюции. | Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов. | Биноминальное название видов, естественная классификация. | Изучить § 62, ответить на вопросы на стр. 229. | ||||||
15. | 15 | 17.10-21.10 | Главные направления эволюции органического мира. | Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира». | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. | Изучить § 63, (стр. 230-232). | ||||||
16. | 16 | 24.10-28.10 | Главные направления эволюции органического мира. | Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира». | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. | Изучить § 63, (стр. 232-236), подготовиться к зачёту. | ||||||
17. | 17 | 24.10-28.10 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира». | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». | Изучить «Краткое содержание главы». | ||||||
18. | 18 | 7.11.-11.11 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира». | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». | Изучить «Краткое содержание главы». | ||||||
II. Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.) | 7.11.-11.11 | |||||||||||
19. | 1 | 7.11.-11.11 | Основные методы селекции и биотехнологии. | Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений. | Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая. | Изучить § 64, ответить на вопросы на стр. 244. | ||||||
20. | 2 | 14.11-18.11. | Методы селекции растений. | Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур. | Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт. | Изучить § 65, стр. 244-246. | ||||||
21. | 3 | 14.11-18.11. | Методы селекции растений. | Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур. | Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт. | Изучить § 65, стр. 246-252. | ||||||
22. | 4 | 21.11.-25.11 | Методы селекции животных. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных пород с/х животных. | Полиэмбриония, генетическое клонирование. | Изучить § 66, ответить на вопросы на стр. 256. | ||||||
23. | 5 | 21.11.-25.11 | Селекция микроорганизмов. | Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии. | Клон, штамм. | Изучить § 67, познакомиться со статьёй на стр. 256. | ||||||
24. | 6 | 28.11-2.12 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов; CD «Биотехнология». | Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива. | Изучить § 68,подгото-вить ответы на вопросы на стр. 263. | ||||||
25. | 7 | 28.11-2.12 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии». | Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений. | Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии». | Изучить «Краткое содержание главы». | ||||||
III. Антропогенез (7ч) | ||||||||||||
26. | 1 | 5.12.-9.12 | Положение человека в системе органического мира. | Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека», научно-популярная литература по проблеме происхождения человека. | Антропология, Человек разумный (Homo sapiens). | Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270. | ||||||
27. | 2 | 5.12.-9.12 | Основные стадии антропогенеза. | Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека». | Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. | Изучить § 70, стр. 270-272. | ||||||
28. | 3 | 12.12-16.12 | Основные стадии антропогенеза. | Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека». | Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. | Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111. | ||||||
29. | 4 | 12.12-16.12 | Движущие стадии антропогенеза. | Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека. | Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. | Изучить § 71, подобрать материал о проблеме происхождения и эволюции человека. | ||||||
30. | 5 | 19.12-23.12 | Прародина человека. | Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира. | Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования. | Изучить § 72. | ||||||
31. | 6 | 19.12-23.12 | Расы и их происхождение. | Таблица «Человеческие расы», бюсты людей различных рас. | Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм. | Изучить § 73, ответить на вопросы на стр. 289. | ||||||
32. | 7 | 26.12-28.12 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Антропогенез». | Бюсты древних людей и представителей современных рас, модель «Происхождение человека», скелет человека и млекопитающих. | Понятия и термины темы «Антропогенез». | Изучить «Краткое содержание главы». | ||||||
33. | 1 | 12.01-13.01 | Что изучает экология. | Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии. | Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология. | Изучить § 74, выполнить задание на стр. 294. | ||||||
34. | 2 | 16.01-20.01 | Среда обитания организмов и её факторы. | Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы. | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | Изучить § 75, стр. 294- 296, подготовить ответы на вопросы на стр. 299. | ||||||
35. | 3 | 16.01-20.01 | Среда обитания организмов и её факторы. | Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы. | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности. | ||||||
36. | 4 | 23.01-27.01 | Местообитание и экологические ниши. | Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов. | Местообитание, экологическая ниша. | Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302. | ||||||
37. | 5 | 23.01-27.01 | Основные типы экологических взаимодействий. | Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS. | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Изучить § 77, стр. 303-305. | ||||||
38. | 6 | 30.01.-3.02 | Основные типы экологических взаимодействий. | Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS. | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Изучить § 77, стр. 305-308. | ||||||
39 | 7 | 30.01.-3.02 | Конкурентные взаимодействия. | Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий. | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | Изучить § 78, выполнить задание на стр. 311-312. | ||||||
40. | 8 | 6.02.-10.02 | Основные экологические характеристики популяции. | Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции. | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. | Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315. | ||||||
41. | 9 | 6.02.-10.02 | Динамика популяции. | Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции. | Динамика популяции. | Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318. | ||||||
42. | 10 | 13.02.-17.02 | Экологические сообщества. | Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных. | Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз. | Изучить § 81, стр. 318-320, выполнить задание на стр. 323. | ||||||
43. | 11 | 13.02.-17.02 | Экологические сообщества. | Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных. | Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз. | Изучить § 81, стр. 320-323. | ||||||
44. | 12 | 20.02.-24.02 | Структура сообщества. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма». | Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть. | Изучить § 72, выполнить задание на стр. 327. | ||||||
45. | 13 | 20.02.-24.02 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах. | Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты. | Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328. | ||||||
46. | 14 | 27.02-3.03 | Пищевые цепи. | Таблицы с изображением обитателей лесов, степей и вод, таблицы, иллюстрирующие пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга. | Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы. | Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма. | ||||||
47. | 15 | 27.02-3.03 | Экологические пирамиды. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем. | Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. | Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334. | ||||||
48. | 16 | 6.03.-10.03 | Экологические сукцессии. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений». | Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. | Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий. | ||||||
49. | 17 | 6.03.-10.03 | Влияние загрязнений на живые организмы. | Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей. | Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены. | Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339. | ||||||
50. | 18 | 13.03-17.03 | Основы рационального природопользования. | Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек». | Природные ресурсы, экологическое сознание. | Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342. | ||||||
51 | 19 | 13.03-17.03 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии». | Понятия и термины темы «Основы экологии». | Подготовиться к тестированию по изучаемой теме. | ||||||
52. | 20 | 20.03-24.03 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии». | Понятия и термины темы «Основы экологии». | Изучить «Краткое содержание главы». | ||||||
V. Эволюция биосферы и человек (9 ч.) | ||||||||||||
53. | 1 | 20.03-24.03 | Гипотезы о происхождении жизни. | Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле. | Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты. | Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348. | ||||||
54. | 2 | 3.04-7.04 | Современные представления о происхождении жизни. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле». | Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле. | Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351. | ||||||
55. | 3 | 3.04-7.04 | Основные этапы развития жизни на Земле. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др. | Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | 351-353. | ||||||
56. | 4 | 10.04-14.04 | Основные этапы развития жизни на Земле. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др. | Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356. | ||||||
57. | 5 | 10.04-14.04 | Эволюция биосферы. | Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере. | Биосфера, учение В.И. Вернадского. | Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360. | ||||||
58. | 6 | 17.04-21.04 | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы». | Эры и периоды развития жизни на Земле. | Изучить конспект урока. | ||||||
59. | 7 | 17.04-21.04 | Антропогенное воздействие на биосферу. | Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу. | Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии. | Изучить § 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса. | ||||||
60. | 8 | 24.04-28.04 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу. | Основные понятия и термины темы. | Изучить «Краткое содержание главы». | ||||||
61. | 9 | 24.04-28.04 | Итоговый урок «Роль биологии в будущем». | Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний. | Бионика, ноосфера. | Повторить тему «Эволюция биосферы и человек». |
infourok.ru
БИО_рп ФГОС 10-11 кл на 2017-18 год.docx
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
• Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии
вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы
эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование
новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира»,
«Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных»,
Лабораторные работы: 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
2. Выявление изменчивости у особей одного вида.3. Выявление приспособлений у
организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
Экскурсия:
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
(проводится во внеурочное время).
Раздел 7. Основы селекции. Биотехнология. (3 часа)
перспективы развития. Биобезопасность.
Раздел 8. АНТРОПОГЕНЕЗ.Происхождение человека (5 часов)
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
• Демонстрация
«Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение
■
человеческих рас ».
■
Лабораторная работа:
4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения
человека.
Раздел 9. Организмы и окружающая среда. ( 9 часов)
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость
и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Раздел 10. Эволюция биосферы и человека Развитие жизни на Земле ()
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического
мира на Земле.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
■ Демонстрация
Схемы,
таблицы,
фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:
«Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы»,
«Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность
растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида»,
«Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме»,
«Экосистема»,
«Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие»,
окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
■ Лабораторные работы: 5. Выявление антропогенных изменений в экосистемах
своей местности. 6. Решение экологических задач. 7. Анализ и оценка последствий
собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и
путей их решения. 8. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
П■
питания).
рактическая работа: 1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей
znanio.ru