cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по фгос школа россии – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Открытый урок по окружающему миру УМК «Школа России» в 1 классе «Где зимуют птицы». Презентация.

«Почему нужно есть много овощей и фруктов»

Пояснительная записка.

Тип урока: урок изучения новой темы в 1 классе по окружающему миру УМК «Школа России»,учебник А.А.Плешакова.

Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов».

Цель урока: познакомить учащихся со значением витаминов в жизни человека.

Задачи урока:

обучающие

систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;

познакомить детей с витаминами, расширить их значение для здоровья человека;

закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой;

разъяснить о вреде здоровью при неправильном питании.

развивающие

развитие познавательных умений;

развитие самостоятельности;

развитие интереса познания окружающего мира;

воспитывающие

воспитание положительных мотивов обучения через применение ИКТ.

Планируемые достижения учащихся:

научатся приводить примеры овощей и фруктов;

усвоят, что овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

будут знать о вредности или полезности для организма определённых продуктов питания.

Оборудование:

У учителя-

диск с презентацией, интерактивная доска; раскраски овощей и фруктов;

картинки, корзина с овощами и фруктами, корзина с вредными продуктами, карточки с буквами, две кастрюли.

У учеников —

учебник «Окружающий мир» 1 кл. Плешаков А.А, рабочая тетрадь,

цветные ручки или фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент. 

Формируемые УУД на данном этапе:

Предметные:Закрепление знаний об овощах и фруктах.

Регулятивные: Мотивация учащихся на урок.

Личностные: Умение слушать учителя.

Учитель читает стихотворение- приветствие:

— Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше;

Но пусть Вам сегодня будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло;

Не будем мы больше время терять,

Давайте начнём, пора гостью встречать!

Входит девочка-весна с корзиной муляжей овощей и фруктов:

-Здравствуйте, я девочка-весна!

Как же долго я шла.

Я к Вам в гости пришла,

И подарки принесла.

— Но сначала вам надо отгадать мои загадки:

-В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

-На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный.(Огурец)

-Микробов он сбивает с ног

А зовут его ….(чеснок)

-Сидит девица в темнице,

А коса на улице.(Морковь)

-Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.(Яблоко)

На сучках висят шары,

Посинели от жары!(Сливы)

Девочка-весна раздаёт все муляжи детям, а тем временем в класс

заходит Баба-Яга с корзиной чипсов,сухарей, Роллтонов, сосисок и говорит:

-А я Баба-Яга!

Уходи, девочка-весна.

www.prodlenka.org

«Что такое Родина? » УМК «Школа России» ФГОС

МБОУ «Гимназия №4» г. Грозного,

Чеченской Республики


План — конспект урока по окружающему миру в 1 классе

«Что такое Родина?»


Учитель начальных классов

Исмаилова Сацита Умаровна

Тема урока

«Что такое Родина?»

Цели урока

Дать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Планируемые результаты данного урока

Предметные:

Расширять знания о нашей стране – России, формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;

Метапредметные:

Познавательные: первоначальное представления о географической карте, о стране, в которой родился и живёшь, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.

Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.

Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Организация урока

Межпредметные связи:

Русский язык. Литературное чтение. ИЗО. Музыка.

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

— Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.(1 ч.) А.А.Плешаков.

— Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Наша Родина – Россия».

— Звукозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского). Звукозапись Государственного гимна России.

— Кроссворд с картинками. Карточки с текстами пословиц. — Цветы для самооценки. Цветные карандаши.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Целеполагание и мотивация.

— Ребята, если вы разгадаете кроссворд, то поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (На доске вывешены рисунки, первую букву слова ребята записывают в квадратик)

Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина»)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Разгадывают кроссворд

Постановка учебной задачи

— А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

— Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Ответы учащихся

Актуализация знаний.

А с чего начинается Родина?

На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её

Звучит песня « С чего начинается Родина?»

Авторы: В.Баснер, М.Матусовский.

— И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?

Ответы учащихся.

Родина начинается с семьи.

Родина начинается с родного дома.

Родина начинается с родного села или города.

«Открытие» нового знания детьми.

Физкультминутка

Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: (Слайд №1)

Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.(Слайд №2)

— Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?

— Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну — Россию.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

— Какие же другие имена есть у нашей страны?

В начале урока я приглашала Вас отправиться со мной в путь. Вы готовы? Я приглашаю Вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. (Слайд №3)

— Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима.

(Учитель рассказывает о Крайнем Севере, о животных, о людях и их занятиях.)

(Слайд №5,6)

Нам пора лететь дальше. Совершаем посадку в районе Дальнего Востока.

Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? (Слайд №7)

(Учитель рассказывает ребятам о Дальнем Востоке).

— Если с дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.

Что такое тайга? Какие деревья растут в тайге? Каких животных можно встретить в тайге? Чем занимаются люди в этих краях? (Слайд № 8,9)

Пролетая дальше, мы увидим реки, озера, города, поля, луга и даже горы.

(Слайд №10)

Наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины.

— Где же мы остановились? Как называется главный город России?

(слайд №11)

— Расскажите, что вы знаете об этом городе?

Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России, Санкт-Петербург.(Слайд №12)

А какие города есть в нашей стране? Давайте поиграем! Делимся на 2 команды! Кто больше назовет городов?

Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др.

(Слайд №13)

Всего 128 народов Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы.(Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)

Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!

Путешествуем не зря

(Шаги на месте)

Посмотрите-ка, друзья:

(Повороты головы вправо и влево)

Здесь луга, поля, цветы,

(Повороты вправо и влево)

Мы с тобою: я и ты.

(Руки развести в стороны, правой рукой показывают на себя, левой рукой вперёд друг на друга)

Мы попрыгаем немножко,

(Прыжки на месте, руки на поясе)

Поглядим вдаль на окошко.

(Ладонь ко лбу, глядят вдаль в окно)

Дружно, весело шагаем!

(Берутся парами за руки)

Путь наш дальше продолжаем.

(Шаги на месте)

Россия.

Отечество, Родина, Матушка

Ответы детей

Ответы детей

Продолжение работы по теме урока

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб— это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? ( Рассматривают герб, беседа).(Слайд №14)

Еще один важный символ нашего государства – флаг.

(Слайд № 15)

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.

Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так, как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут себя при поднятии Государственного флага.

(Слайд №16)

“Каждое государство имеет свой герб. Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – золотой шар с крестом. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян. Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Стоя слушают гимн России

Первичное закрепление.

Игра «Собери пословицу о Родине».

Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. У вас на столах лежат разрезанные карточки, соедините их.

(— Нет в мире краше Родины нашей.

— Всякому мила своя сторона,

-Везде хорошо, но милее Родины нет.)

Выполнение заданий в рабочей тетради (с.4 №1,№2)

Работа в парах

Самостоятельная практическая работа

Итог урока.

Рефлексия.

Самооценка учащихся.

И так, ребята, наш урок подходит к концу.

О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.11 в рамке)

Что нового вы узнали о нашей Родине?

Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.

А сейчас, ребята, у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны оценить свою работу на уроке.

На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок.

Ответы детей.


Дети красят цветы.

Зелёный цвет — справился сам,

желтый – было трудно, но я справился, красный — прошу помощи.

infourok.ru

Открытый урок по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру

по теме: «Какие бывают животные»

1 класс

Тема урока: «Какие бывают животные»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цели:

1. Создать условия для обобщения знаний обучающихся о животных, и на этой основе учить разделять животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.

Задачи

1. Познакомить с основными отличиями животных этих групп.

3. Расширить кругозор учащихся о природе.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

5. Развивать внимание, память, речь.

6. Развивать мелкую моторику рук.

УУД:

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию; понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; адекватно оценивать свою деятельность.

Предметные: формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках.

Метапредметные

— познавательные: развивать умение строить речевое высказывание; формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

— коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение и позицию; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; работать в группе;

— регулятивные: обучать умению формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия;

Ход урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

— А что значит быть активным? (С желанием выполнять все задания)

2. Актуализация знаний.

— А начнём работу с повторения необходимых знаний.

— Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).

— Какая бывает природа? (Живая и неживая).

— Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).

— Что относится к живой природе? (Мир растений и животных).

— О каких животных мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка)

— Животных много на планете и большинство из них живут в дикой природе.

3. Выявление причины и места затруднения.

— Сегодня на уроке вы будете работать группами. (Группа № 1 и группа № 2)

— На столах у каждой группы лежат карточки с изображением животных:

1 группа – бабочка, жук, стрекоза, воробей, божья коровка

2 группа – окунь, щука, кузнечик, ёрш, карась

1 группа – синица, лиса, орёл, утка, гусь

2 группа – ёж, волк, ворона, белка, медведь.

— Рассмотрите изображения, найдите лишнее и подумайте, как одним словом назвать животных вашей группы.

— Приступаем к обсуждению.

— Время вышло, представитель от каждой группы перечисляет животных, называет лишнее и даёт название оставшимся (Насекомые, рыбы, птицы, звери)

Слайд № 1 с изображением четырёх групп животных

— Сегодня мы поговорим о животных только этих четырёх групп, а с другими познакомимся в дальнейшем.

— Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?»

— Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы? (Нет)

4. Построение проекта выхода из затруднения

— Значит, чему мы будем учиться на уроке? Поставьте цель урока.

(Находить отличительные признаки животных разных групп)

— Какая будет тема урока? ( Какие бывают животные).

Учитель открывает тему урока.

— А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

(На доске вывешивается план)

1. Название группы.

2. Количество конечностей.

3. Чем покрыто тело?

5. Реализация построенного проекта.

  • Правильно! Молодцы! А теперь давайте все вместе пожужжим как жуки, и проведем небольшую артикуляционную разминку.

Карточка с названием группы помещается рядом с 1 пунктом плана.

Слайд №2 с изображением насекомых

— Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

— А теперь вам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану.

— Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе, и рассмотрите представителей этой группы.

— Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

— Что заметили у них на брюшке? (Поперечные полоски, словно насечки)

— Поэтому и название этой группы насекомые.

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые

2. Количество конечностей. 6 ног

3. Чем покрыто тело? насечки

  • А пока участники 1 группы выполняют свое задание, участники 2 группы отгадают загадку, и мы перейдем к следующему пункту нашего плана:

В воде они живут: нет клюва, а клюют (Рыбы)

— Итак, следующим пунктом нашего плана будет группа рыб.

Карточка с названием группы помещается на доску

Для того, чтобы определить, чем отличается группа рыб от других животных, я предлагаю ребятам 2-ой группы внимательно рассмотреть муляж рыбы и обсудить в группе: «Где живут эти животные? Чем отличаются от других?»

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй. На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы

2. Количество конечностей. 6 ног нет

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя

  • Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

— А сейчас, я предлагаю всем ребятам пройти к компьютерному столу и рассмотреть рыб. (На компьютерном столе видео с изображением рыб появляется на экране)

  • А прежде, чем мы перейдем к обсуждению следущей группы животных, мы немного отдохнем и проведем физминутку

ФИЗМИНУТКА

  • Отдохнули, а теперь участники 1 группы отгадают загадку, чтобы определить, о животных какой группы мы будем говорить дальше.

Карточка с названием группы птиц помещается на доску

Слайд №3 с изображением птиц появляется на экране

— Можно сказать, что это их отличительная особенность?

— А все ли представители этой группы могут летать?

(Нет, страус, казуар, пингвин летать не могут. А летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы).

— Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

— Обсудите, что есть только у этих животных, и нет у других.

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы

2. Количество конечностей. 6 нет 2

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья

  • Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

Учитель выставляет карточку с надписью на доску.

Слайд № 5 с изображением зверей.

— Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие.

— Рассмотрите, сколько конечностей у зверей? (4 )

— Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть) На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы Звери

2. Количество конечностей. 6 нет 2 4

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья шерсть

— К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности, которые мы вместе с вами смогли выявить.

— А теперь каждая группа назовёт основные признаки животных своей группы.

— Обратитесь и к полученным записям на доске.

Представитель от каждой группы проговаривает отличительные особенности животных каждой группы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Предлагаю обобщить полученные знания и поработать с интерактивной доской

— Кто справился без ошибок, поставьте знак «+»

— Кто ошибся? В чём ошибка? Поставьте знак «?»

— Допущенные ошибки исправьте. Дома ещё раз повторите вывод в учебнике.

8. Включение в систему знаний на повторение.

— Ребята, послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте, к чему призывает нас автор:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу

И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

— Мы должны бережно относиться ко всем животным, охранять и защищать их. Нам доставляет радость общение с ними, даже если это маленький хомячок или аквариумная рыбка.

— Подумайте, какую пользу приносят животные?

9.Рефлексия учебной деятельности.

— Какая была тема урока?

— Чему научились? (Различать группы животных и их отличительные признаки).

— Оцениваете свою работу на уроке?

— Если вам на уроке всё было понятно, то поднимите круг, а если вы затруднялись в выполнении некоторых заданий — то поднимите квадрат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

infourok.ru

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России»

МАОУ «СОШ №57 имени А. Цыденжапова»

Разработала: учитель начальных классов

Дмитриева В.Н

2016- 2017 год

Открытый урок по окружающему миру  в 1 классе

по программе «Школа России»

Тема урока: Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

Предварительная подготовка: Принести фотографии или рисунки своих питомцев. Написать сообщение о них.

Цели: расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках, познакомить с правилами ухода за кошками и собаками; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.

Оборудование: таблица с изображением домашних животных, детские книжки про домашних животных, тесты, ИКТ (ноутбук, проектор, ИАД).

Тип урока: решение частных задач, рефлексия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся описывать по плану своего домашнего питомца; научатся выступать с подготовленными сообщениями; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; получат возможность научиться обсуждать свое отношение к домашним питомцам; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, используя полученную информацию.

Метапредметные: (компонентыкультурно-компетентностного опыта/приобретенная крмпетентность): использовать различные способы поиска (в учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные-самостоятельно выделяют и формулируютпознавательные цели; логические – осуществляют поискнеобходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти ).

Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Электронные тесты на тему « Домашние животные».

Сценарий урока

1.Оргмомент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

2. Объяснение нового материала.

1. Беседа « Животные».

— Отгадайте загадку.

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).

— Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)

— Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.

— Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).

— Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? ( дикие животные).

— А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)

— Посмотрите на таблицу. Каких животных вы на ней видите?

( корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)

— Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)

— Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные?(Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)

— Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем.

2. Работа с тестом на интерактивной доске.

— Ребята, давайте ответим на вопросы мудрой Черепашки.

Какое домашнее животное даёт шерсть? (курица, овца, карп, свинья)

-Какое животное домашнее? ( лев, коза, морской котик, буйвол)

-Какое животное лишнее? (свинья, пчела, кролик, зебра)

-Какое животное не даёт молока? (овца, коза, лошадь, кролик)

-Про какое домашнее животное эта пословица? (…-друг человека.)

-Молодцы!

Физминутка:

Мы гуляли, мы гуляли

И корову повстречали,

Поздоровались:

Му-му!

Мы гуляли, мы гуляли

И лошадку повстречали,

Поздоровались:

Иго-го!

Мы гуляли, мы гуляли

И котенка повстречали,

Поздоровались:

Мяу-мяу!

Мы гуляли, мы гуляли

И собачку повстречали,

Поздоровались:

Гав-гав!

3. Продолжение беседы «Домашние животные»

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет лапки в коготки!

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Выгнул спину он дугой,

Замяукал.

Кто такой?

Потянулся сладко –

Вот и вся загадка. (кошка)

-В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

К своим ласкается,

На чужих ругается.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (собака)

— Скажите, у кого дома живут домашние животные?

— Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках.

— Давайте вспомним какие породы собак мы знаем.

«Ох, кошмар, такая пасть,

Можно в обморок упасть!»

Отовсюду слышно: «Ох!»

Коль на улице … (бульдог)

Нет чудеснее подарка,

Чем немецкая … (овчарка)

Хвостик колечком,

А ну, угадай-ка,

Кто я? Вот умник,

Конечно же, … (лайка)

Белизною шерсти тонкой

Покоряет всех … (болонка)

— Какие еще породы собак вы знаете? (Колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)

— Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.)

4. Защита проектов.

— Ребята, вы дома готовили небольшие проекты о своих любимых домашних питомцах, расскажите о них.

Презентация детских проектов.

5. Работа с учебником по формулировке правил ухода за домашними животными.

-Ребята рассмотрите рисунки в синей рамке в учебнике на стр. 42 учебника.

— Что обозначают все эти рисунки ? ( Как правильно ухаживать за домашними животными. )

-Назовите правила ухода за ними.

-А что это за предметы нарисованы вокруг кошки и собаки?

6. Работа по тестам.

-Я сейчас раздам вам листочки с тестами, на которых вы должны зачеркнуть лишние слова.

Коврик, миска, зеркало, расческа, шампунь,поводок, вилка, игрушки.

-Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа.

-Сколько лишних слов вы нашли? (2)

Назовите их.

7. Игра «Язык мимики и жестов собак и кошек»

-Что обозначает:

-Шевелит кончиком хвоста — интерес (что это тут такое интересненькое?).

-Протягивает лапку к вашему лицу — просит внимания и ласки (ты меня еще хотя бы немножечко любишь?).

— Кот улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах— знает, что нашкодил (я лучше пойду).

— Опускает голову вниз и в сторону, отводитвзгляд, вытягивает шею — просьба о примирении,признание чужой силы, подчинение.

— Спина согнута, хвост виляет, уши прижаты к голове — радость встречи, подхалимаж.

8. Итоги урока:

-Что нового узнали на уроке?

-Как ухаживать за домашними животными?

-Что надо делать, чтобы вашим люимцам было хорошо и уютно?

(Любить своих питомцев, быть в ответе за тех, кого приручили!)

-А как вы думаете, кто сегодня на уроке работал отлично?

-А кто не очень?

-Вы сегодня все показали как вы любите животных, поэтому я вручаю вам дипломы «За любовь к животным».

-Всем большое спасибо за урок!

infourok.ru

Открытый урок в 1 классе по окружающему миру по программе «Школа России». «Откуда берутся снег и лед»

Окружающий мир

в 1 классе

«Откуда берутся снег и лёд?»

Алоян Алиса Араратовна

учитель

начальных классов

МБОУ СОШ № 2

ПЯТИГОРСК 2016

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.

Цели урока

  • познакомить учащихся со свойствами льда и снега;

  • продолжать обучение практическому исследованию природных объектов, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;

Задачи урока:

  • повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года — зима;

  • проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;

  • формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;

  • воспитывать умение работать в парах;

  • воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.

Технологии:

  • использование заранее созданной презентации на тему “Откуда берутся снег и лёд?”;

  • практическая работа;

  • тест (с проверкой), созданный в презентации для проверки усвоенных знаний.

Оборудование

для учащихся:

  • индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования;

  • для каждой пары учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;

  • учебное пособие А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”.

для учителя:

  • мультимедийный проектор и экран;

  • презентация,

  • сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”.

Ход урока

I. Организационный момент. (Презентация, слайд № 3, звуковое оформление “Колокольчики”):

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!

II. Актуализация знаний.

1. Чтение учителем стихотворения (Презентация, слайд №4):

Закружили метели, песни вьюга поет.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.

— О каком времени года это стихотворение? (О зиме). Зима она какая? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Какой месяц год заканчивает? А какой месяц год начинает?

2. Повторение.

— Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в природе, о признаках зимы. Но прежде, чем мы вспомним признаки зимы, я хотела бы, чтобы вы послушали сказку, которую я для вас подготовила. (Презентация, слайд №5, звучит сказка на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года. Декабрь”).

Зимняя сказка”

“Увидела зима, как звери, птицы, травы и деревья любят лето, осень, весну.

А ее приходу, не радуются. Вот она и решила всех наказать. Вот навалю деревьям на ветки снегу и их поломаю. А деревья-то листья сбросили. Тогда она решила заморозить травку и цветы. А они под снег спрятались, где им мороз не страшен. От зимы спрятались и насекомые, некоторые животные заснули. Птицы улетели, а кто остался, стал держаться ближе к человеческому жилью. Звери теплые шубки одели. И люди не боятся зимы: теплее одеваются, дома согревают. Дети тоже не боятся зимы. Они катаются на санках, на коньках, играют в снежки”.

— Как природа приготовилась к зиме? Какие изменения произошли в природе? (Дети называют признаки зимы. Презентация, слайд № 6).

III. Подготовка к восприятию новой темы.

— Мы сегодня говорим о зиме. Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Загадки (Презентация, слайд №8):

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лед)

Всю зиму смирно лежит,
А потом убежит. (Снег)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Лед и снег).

IV. Сообщение темы урока. (Презентация, слайд №8).

— Тема нашего сегодняшнего урока “Откуда берутся снег и лед?”.

— По вашему мнению, что такое лед? А что такое снег? (Выслушиваются мнения детей).

V. Работа над новым материалом. Исследовательская работа. (Презентация, слайд № 10).

(Во время проведения работы дети заносят свои наблюдения в таблицу Приложение № 1, а также, постоянно советуются друг с другом. На доске слова-помощники: хрупкий, бесцветный, прозрачный, тают, вода.)

— Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.

Мотивация.

Вот и мы с вами проведём опыт, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным. Перед вами лежит листочек, на котором напечатана таблица. В эту таблицу мы будем заносить наши наблюдения.

Знание — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой! 
Любите, ребята, знания получать,
Думать, мыслить и мечтать.

VI. Физкультминутка. (Презентация, слайд №9)

Солнце небо греет слабо.
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы 
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода 
Неподвижна и тверда.

Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами потанцуем!

1. Формирование знаний о свойствах снежинки. (Презентация, слайд №11).

— Ребята, кто с нами сейчас отдыхал? Кого мы видели на экране? Где живет пингвин? А где живут белые медведи? В чем особенность Арктики и Антарктики?

— Как вы думаете, где образуется снег? (Рассуждения детей).

— Послушайте, как об этом рассказал поэт В. Мусатов (чтение учителем стихотворения):

Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали:
Туча спит,
Как перину, 
Распороли — 
И оттуда пух летит… 
Пух летит, 
В глазах рябит,
А поймаешь —
Холодит.
В. Мусатов

— Как вы думаете, что это за пух, о котором говорится в стихотворении? Так, где же образуется снег?

— Послушайте загадку, о чем она?

Дом её на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка, шестигранная (…?)

Наблюдение № 1.

— Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки. (Презентация, слайд № 12, звучит запись “Тайна снежинки” на фоне музыки И. Бетховена “Лунная соната”).

Тайна снежинок

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

Наблюдение № 2. (Презентация, слайд № 13).

— Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

Формирование знаний о свойствах снега. (Презентация, слайд № 15)

Наблюдение № 1.

В стакане – снег. Какого он цвета? (Белый)

— Найдите на доске среди цветных листов цвет снега. Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)

— Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.

Белый цвет считается символом чистоты, добродетели, радости. Отмечаем в таблице первое свойство снега.

Наблюдение № 3.

— Посмотрите сквозь стакан. Можно ли что-нибудь увидеть? Какой вывод мы делаем? (Снег непрозрачный). Отмечаем следующее свойство в таблице.

Наблюдение № 4.

— Потрогайте карандашом снег. Какой он? О каком свойстве это говорит? (Рыхлый). Отметим третье свойство снега.

Наблюдение № 5.

— Посмотрите, пожалуйста, что сейчас происходит со снегом? (Он тает и превращается в воду)

— Молодцы! Вы отлично справляетесь с работой! Тема нашего урока “Снег и лед”. Свойства снега мы выяснили. Теперь будем выяснять свойства льда.

 1. Формирование знаний о свойствах льда (Презентация, слайд №16).

— Поставим стаканчик со снегом на некоторое время в сторону. (На доске квадраты цветной бумаги).

Наблюдение №1.

— Подвиньте стаканчик со льдом к себе поближе. Какого цвета лед? Найдите квадрат на доске, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный. Отметим в таблице первое свойство льда.

Наблюдение №2.

Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве идет речь? (Прозрачный). Отмечаем в таблице второе свойство льда.

Наблюдение №3.

— Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Учитель разбивает лед молотком.) Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит? И это свойство отметим в таблице.

Наблюдение № 4.

— Посмотрите, ребята, что происходит со льдом. (Он тает, превращается в воду).

Вывод: снег и лед- это вода только в твердом состоянии.

— А мы можем дома сделать лед? А снег мы можем сделать? Почему? (Ответы детей)

VII. Закрепление изученного в сравнении. (Презентация, слайд № 17). Учебник стр. 46-47.

— А теперь давайте еще раз повторим, что мы узнали про снег и лед на нашем уроке. Откройте учебники на стр. 46. (Идет повторение по слайду презентации и по учебнику).

VIII. Физкультминутка. (Презентация, слайд № 18)

— Мы знаем, что зимой часто дуют холодные ветры, завевает вьюга, бушуют метели. Теперь давайте отдохнем, вспомнив о зимних ветрах.

Ребята, какой праздник мы отмечаем зимой? Какую песенку мы всегда поем на Новый год?

Давайте немного отдохнем — споем песенку “В лесу родилась ёлочка”.

 IX. Проверочный тест по изученному материалу. (Презентация, слайд № 17, 19).

— А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе. В этом Вам поможет наш листок- исследований. Еще раз проверим все ли мы там записали правильно (презентация Слайд Поиграем в игру “Крестики-нолики”. Если на вопрос вы отвечаете “да”, то ставите крестик, а если – “нет”, ставите нолик. (На доске написано: да — Х, нет – О).

Смотрим на экран. Все вопросы записаны здесь. (Учитель читает вопросы, а дети записывают ответы на листочках). Не волнуйтесь, у каждого из вас на листочках нарисован снежок удачи. Он обязательно поможет вам справиться с заданием.

 Вопросы теста:

1. Снег при таянии превращается в воду________________________

2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________

3. Снег бесцветный_________________________________________

4. Лед прозрачный__________________________________________

5. Лед хрупкий_____________________________________________

6. Снег рыхлый_____________________________________________

7. У снежинки 5 лучей_______________________________________

8. Снег прозрачный_________________________________________

9. Все снежинки одинаковые_________________________________

10. Снег белый_____________________________________________

Х. Проверка выполнения задания. (Презентация, слайд №20).

Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.

Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.

XI. Итог урока.

— Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке? Над чем мы работали? Давайте вспомним свойства льда и снега.

XII. Рефлексия. (Презентация, слайд № 21).

— Забирайте ваши “листочки ученых” домой. С вами домой пойдет и Снежок удачи, который, я думаю, будет теперь вашим другом и будет помогать вам везде и во всем. На этом листочке, на другой стороне нарисуйте, пожалуйста, снежинку, но не простую, а волшебную. Думаю, что это задание вы выполните легко, т.к. вам известна тайна снежинок.

— Спасибо за хорошую работу.

На доске:

  • рисунки детей,

  • слова-помощники: белый, прозрачный, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, тают, вода.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру 1 класс,

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Открытый урок в 1-Б классе по теме:

«Кто такие рыбы?»

(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «ЗСШ»

Дудник Наталья Васильевна

2017 г

Предмет: окружающий мир

Класс:1

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представляют одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир», электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

— Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

— Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

— Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

— Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)

5. Паук – это насекомое? (нет)

6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

7. У бабочки 6 крыльев?(нет)

III Самоопределение к деятельности.

— А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

— Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

– Стрекоза- это насекомое? (картинка стрекозы)

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

— Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно — что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

— Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(Рыба) (Слайд 2)

— Кто такие рыбы?

— Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

— Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб.

— Героями каких сказок являлись рыбы?

— Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.) (Слайд3)

— В любой ли воде могут жить рыбы?

— А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

— Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

— Муравьишка Вопросик хотел бы знать: — А могут ли рыбы жить на суше?

— Кто согласен? Муравьишка сомневается.

— Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

— Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-понаблюдать

— посмотреть в компьютере

— спросить

— почитать в книге

— подумать

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

  1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

— Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 4)

— Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

— Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

2. Первичное закрепление знаний.

— Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

— Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

— Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

— Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская, практическая работа.

Загадка.

— Муравьишка приготовил загадку:

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы).

— Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки).

— Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 5)

— Отличительный признак рыб — чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.(Слайд 6)

Подводит к определению нового признака рыб.

4.Работа в рабочей тетради с.24

В тетради силуэт рыбы ,Дети рисуют чешуйки.

(Делают вывод — чешуйки в шахматном порядке.)

5. Работа по учебнику в парах.

— Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. — Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

— Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы — их среда обитания. Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 7 – 11)

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала. (Слайды 12 – 16)

5. Игра «Поймай рыбку».

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

Учитель читает загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне один

Лежит плоский блин.

(Камбала.)

Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит.

(Ерш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает.

(Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я рыба морская.

(Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.

V Физкультминутка краба «Разминка».

6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

VI Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

— Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…

— животные, которые живут в воде

— двигаются при помощи плавников и хвоста

— дышат с помощью жабр

— тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

VII Дополнительный материал.

Расширение знаний по теме с использованием краеведческого материала.

— Мы живем на берегу какого моря? Недалеко от школы? (Черное море)

— Какие рыбы в нем живут?

— Знаете ли вы какая рыба на земле самая маленькая, самая большая?

VIII Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

— Какую цель мы ставили на уроке? — Достигли ли мы ее?

— Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то розовую и выпустите их в наш «чистый водоем » .

Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — приседают.

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Урок по ФГОС Окружающий мир 1 класс

                 Этап  урока

                                    Деятельность   учителя

          Деятельность   обучающихся

  1. Организационный момент Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке Окружающего мира нам будут помогать  наши  друзья.  Кто они?    (картинки на доске)

Дети здороваются и садятся.

-Мудрая  Черепаха и Муравей Вопросик.

  1. Актуализация  знаний.

Целеполагание урока

Слайд 1  Игра «Найди лишнее»

-Кто изображен  на картинке?

Какая группа животных  изображена?

Что можете сказать об этой группе?

-Определите какое животное «лишнее»?

-Почему это животное является  « лишним»?

-Значит, о ком будем говорить на уроке?

Откроем учебник и познакомимся с темой нашего урока. С.16

Дети отвечают:

-животные

-насекомые

-это животные, у которых 6 ног

-гусь

-относится к группе  «Птицы»

-о птицах

Открывают учебники на с.16

Читают тему урока

  1. Самоопределение к деятельности

С.16  -Какой вопрос задаёт наш друг Муравьишка?

-На какие вопросы нам нужно найти ответы? С. 17

Слайд 2  Задачи  урока:

1.Узнаем, как зимуют птицы.

2.Определим, какие птицы  зимующие  и  перелетные.

3. Выясним, где зимуют птицы.

-На какой первый вопрос  будем  искать  ответ?

-На остальные вопросы?

-Поможем Муравьишке  найти ответ в цели урока на с .16

Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами

Читают,отвечают:

-Где зимуют птицы?

Зачитывают с.17

Отвечают по слайду

С. 16 Ищут ответ в цели урока:

-птицы зимуют по- разному;

-будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

4.Объяснение  нового материала по учебнику с.16-17

С.16 Рассмотрим изображения птиц.

-Что мы знаем о птицах?

С.17 Рассмотрите картинку.  – Кто изображен?

-Что знаете об этих птицах?

-Чем питается ласточка?

-А аист?

-Почему аист и ласточка улетают в теплые края?

Отвечают

-птицы – животные, тело которых покрыто перьями

-ласточка, аист

-улетают на юг

-насекомыми

-рыбой, лягушками

-зимой не смогли бы находить себе корм (насекомых, рыбу), поэтому улетают.

Практическая работа в парах

-Какие птицы остаются с нами?

— Почему эти птицы не улетают?

С.17 Вывод

-Как вы думаете, мы ответили на первый вопрос? Слайд 2 (Как зимуют птицы)

-Какой следующий вопрос? Слайд 2 –(Какие птицы зимующие, какие перелетные)

-Сделайте предположение.        

-Как узнать? –Где узнать? (Найдите ответ на вопрос) с16

Работа в парах  (покажите и прочитайте друг другу)

С16 Игра  «Фишки»  (красные и синие)

-Какую задачу ставим себе?

-Чему будем учиться?

-Кто правильно справился с задачей?

Самопроверка с 84-85

Перечисляют

— круглый год  могут найти себе корм (семена, плоды), держатся ближе к жилью человека

Читают вывод с 17

-зимуют по- разному (некоторые улетают, другие остаются)

Отвечают

Находят

-в учебнике с.16

Читают друг другу

Высказывают предположения, доказывают

-какие птицы зимующие, какие перелетные

-работать в паре,

-определять  зимующих птиц- синие фишки; перелетных – красные фишки)

Проверяют друг друга по учебнику с 84-85

Отвечают (кто допустил 1 ош., 2 ош..)

5.Физкультминутка

О птицах

Выполняют движения

6.Работа по теме урока (по учебнику) с 85 фронтальная работа

 

-На какой вопрос отвечали? Слайд 2 (Какие зимующие, перелетные) вывесить КАРТОЧКИ  на доску ЗИМУЩИЕ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ

-На какой вопрос осталось ответить? Слайд 2

с 17 (вверху)

-Выскажите предположения. – Как доказать? (учитель обращает внимание, что  существует маленькая подсказка на с.17- рисунок)

-Что изображено?

-Кто догадался что находится на лапке?

-Для чего нужно кольцо? Никто не догадался?

-Как оно могло помочь ученым?

-Как же узнать, где зимуют птицы? (по учебнику с85)

Отвечают

-зимующие  остаются зимовать

-перелетные совершают перелеты из одного района Земли в другой

-где зимуют птицы

Читают

Высказываются

-лапка

-кольцо

Предположения детей

Определяют, что ответ можно найти на с 85

Читают объяснение по абзацам (3 чел)

-Как мы узнаем , где зимуют птицы?

-Кто ответит на вопрос? Слайд 3 (птица с кольцом)

-Что одето на лапке?

-Как называют такой способ?

Вопросы учителя по прочитанному: с 85

-Что удалось установить ученым?

-Что используют  в последнее время при наблюдении за перелетными птицами?

-Где укрепляют передатчик?

-Что определяют по радиосигналу? (информация поступает на компьютер через спутник)

кольцо

кольцевание

Доказывают

-перелетные птицы улетают на зиму в теплые края

-маленькие радиопередатчики

-на теле

-где находится птица

7. Закрепление новых знаний

-Смогли ли мы ответить на все вопросы?

-Легко ли птицам зимой?

-Что страшнее птицам зимой голод или холод?

-Как мы можем им помочь?

Что нужно запомнить?

Рассуждают

-да

-нет

-голод

-надо делать кормушки (подкармливать), охранять, не распугивать

-зимой птицам страшен голод

8. Обобщение и систематизация знаний

Наш урок подходит к концу. Мудрая Черепаха предлагает оценить нашу работу!

(У каждого ребенка листок с заданием)

 Каких птиц называют перелетными?

А) которые умеют летать

Б) которые очень хорошо летают

В) которые улетают на зиму в теплые края

 Как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?

А) следили за птицами

Б) надевали им на лапки кольца

В) надевали им на шеи ожерелья

Почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?

А) они боятся холода

Б) им зимой не хватает пищи

В) они не любят снег

Выбирают правильный ответ (ставят +, если правильный ответ)

Самопроверка Слайд 4

Оценивают свои работы по шкале

9. Итог урока.

10. Рефлексия

Где зимуют птицы?

Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?

— Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях?

Какими Вы были на уроке?

Слайд 5

                                                                     

                                                                        узнал

                                     

Расскажите по схеме:     Я                          запомнил                                                          

 

                                                                     смог  

                                                                   

                                                                     удивился                                              

Отвечают

Оценивают

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.