Окружающий мир 1 класс пнш 1 урок – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: 1.1. Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 1 класс 1 — 34 | скачать бесплатно
№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационный момент | Настроить учащихся на работу | Долгожданный дан звонок – начинается урок. | Привлечение произвольного внимания | |
2 | Постановка цели урока | Сформулировать представление детей о цели урока, с помощью стихотворения и детских рисунков о зимующих птицах | Ребята, прослушайте стихотворение Н.Рубцова «Воробей», которое нам прочитает Таня и подумайте, что нам хотел сказать автор? Слайд 2 Рассмотрите рисунки на доске, кого вы там видите? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока? | Учащиеся слушают стихотворение, рассматривают рисунки и определяют цель урока. | Осознание детьми основной цели урока |
3 | Актуализация знаний | Активизировать знания, развитие памяти и постановка проблемной ситуации | Игра «Зоркий глаз». За 10 сек. запомнить птиц и выбрать «лишнюю». Слайд 3 Правильно, снегирь — зимующая птица, которая прилетает к нам только зимой из тундры или тайги. Остальные птицы оседлые, т.к. обитают в наших краях круглый год. | Учащиеся запоминают птиц, выбирают «лишнюю»- снегирь и объясняют свой выбор. | Воспроизведение информации, необходимой для изучения новой темы. Идёт разви-тие памяти, дети учатся доказывать свою точку зрения, пополняют словар-ный запас. |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала | Познакомиться с видами кормушек; продолжить формирование навыка работы с иллюстрациями учебника. | 1. Игра «Собери слово» Слайд 5 Ребята, для чего нужна кормушка? Послушайте стихотворение. Слайд 6 2.Работа по учебнику с.39 Что делает Миша? Почему надо помогать птицам? Слайд 7 Из чего можно сделать кормушки? Ребята, рассмотрите кормушки на стр.39. Какие из них вы сможете сделать сами? | Учащиеся собирают слово кормушка и отвечают, для чего она нужна. Учащиеся рассматри-вают рисунок в учебнике и отвечают, что Миша подкармливает птиц, потому что птицам голодно зимой. Учащиеся рассматри-вают кормушки и выбирают ту, которую смогут сделать сами. | Усвоение видов кормушек. Умение работать с разными источни-ками информации, доказывать свою точку зрения.. |
5 | Применение новых знаний в условиях выполнения заданий | Формирования способа деятельности по алгоритму. Продолжить формирование навыка работы с хрестоматией. | 1) Работа над развитием речи. Рассмотрите рисунки и расположите их в нужном порядке. Составьте рассказ по рисункам. 2) Правила наблюдения за птицами. Ребята, а вы знаете, что суще-ствуют правила наблюдения за птицами? 1. Определить всех птиц на кормушке. 2. Выяснить, какие птицы, какой поедают корм. 3. Каковы взаимоотношения между птицами на кормушке. Рассмотрите последнюю иллюстрацию и попробуйте рассказать о птицах на кормушке по плану. 3) Работа по хрестоматии. Ребята, а чем можно накормить птиц? Сейчас я вам прочитаю рассказ «А чем ты птиц зимой угощаешь?», а вы постарайтесь запомнить, что любят птички. | Учащиеся располагают рисунки по порядку и составляют рассказ. Учащиеся знакомятся с правилами наблюдения за зимующими птицами и учатся рассказывать по плану. Учащиеся слушают рассказ и запоминают, что едят птицы. | Выполнение задания по алгоритму. Развитие речевых умений. Умение работать с источником. |
6 | Самостоятельная работа | Проверка полученных знаний | Работа в паре. Сейчас вы поработаете в паре. Вам нужно ответить на вопрос: какие птички едят этот корм. Соедините стрелочкой птицу и её корм: Снегирь Воробей сало Синица ягоды Свиристель овёс Дятел Самопроверка Слайды 8-10 | Учащиеся работают в паре, выполняют задания на листочках. | Способность применять новые знания, умение работать в паре (сотрудничество). |
7 | Динамическая пауза | Смена вида деятельности | Птицы к дому подлетели, На кормушку птички сели. Стали зёрнышки клевать И головками кивать. Гимнастика для глаз Слайд 11. Ребята, проследите за птичками глазками. Какие птички помога-ли нам выполнять гимнастику? | Учащиеся повторяют движения за учителем: (дети машу руками) (дети приседают) (кивают головой) Ребята выполняют гим-настику для глаз и назы-вают птиц-снегирь и синица. | Дети отдохнули и готовы работать дальше |
8 | Обобщение усвоенного материала | Закрепить изученный материал | Групповая работа. Ребята вам нужно по описанию отгадать птицу. Проверка Слайды 12-17 Индивидуальная работа в тетрадях для с/р №28 стр.29 Назови птиц и подпиши их название. Самопроверка Слайд 18 | Ребята работают в группе. Ребята работают самостоятельно. | Сформированный навык: называть зи-мующих птиц. |
9 | Итог урока. Рефлексия | Сформировать личную ответственность за результаты своего труда | Послушайте стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой!» и подумайте, о чём оно? Слайды 19-21 Как мы можем помочь птицам? Какой корм едят птицы? Ребята, оцените свою работу на уроке сами. У вас на парте лежат кружки трёх цветов: красный цвет — вы справились со всеми заданиями на уроке, жёлтый – вы смогли выполнить только часть заданий, зелёный – не смогли выполнить задания. Выберите кружок и вложите его в тетрадь для с/р. | 4 учащихся читают стихотворение, а класс слушает и отвечает на вопросы.
Учащиеся учатся себя оценивать. | Самооценка личного вклада в общий результат деятельности |
10 | Домашнее задание | Подкормка зимующих птиц | Ребята, как вы думаете, а какое у вас будет домашнее задание? Правильно — сделать кормушку и подкармливать птиц. | Учащиеся сами называют домашнее задание. | Применять полученные знания в жизни |
nsportal.ru
Урок окружающего мира 1 класс ПНШ
Проект урока по окружающему миру
Автор: Климова Наталья Рафаиловна, учитель начальных классов МБОУ «Явенгская общеобразовательная школа» Вожегодского муниципального района;
Предмет: окружающий мир, 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «С лукошком за грибами»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель для учителя: создать условия для формирования представления о строении грибов, знаний и умений в различии съедобных и несъедобных грибах:
Планируемые результаты
1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2)определить роль и место грибов в природе
3)расширение кругозора учащихся.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Формировать умение сравнивать цель и результат;
Формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УДД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ориентироваться в учебнике;
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Делать выводы в результате совместной работы своего класса;
Сформировать познавательные мотивы – интерес к чему-то новому;
Группировать предметы и образы, находить соответствия;
Учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
Воспитать бережное отношения к природе родного края;
Воспитать уважение к мнению товарищей.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и усваивать прочитанный текст;
Следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;
Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
Развитие речи учащихся и кругозора.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), хрестоматия «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), дидактический материал.
Содержание урока:
1.Организационный моментПрозвенел и смолк звонок,
Начинается урок
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес —
Чудеса посмотреть.
Проверяют готовность к уроку
регулятивные
2.Самоопределение к деятельности.
3. Повторение пройденного.
Просмотрите на слайд. Что вы сейчас увидели?
— Что же такое лес?
— Лес — это сказочный мир. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов
— Часто лес называют щедрым. А почему? Сейчас постараемся ответить на этот вопрос.
— Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса?
( банка варенья, связка сухих грибов, лист бумаги, лекарственный сбор.)
— Расскажите, как данные предметы связаны с лесом.
— Какое значение имеет лес в природе?
-О каком подарке леса мы говорили на прошлом уроке?
— Какие ягоды вы знаете?
-Все ли ягоды можно употреблять в пищу?
— Перед вами карточки с названиями ягод, распределите их по группам: Съедобные и не съедобные. Работать будете в паре.
-проверка
—Оцените свою работу в паре
лес
— Лес украшает место жительства, он дарит кислород для дыхания, даёт древесину, из которой строят дома, делают мебель, бумагу. Лес даёт людям дрова, ягоды, грибы.
— О ягодах.
— нет
— работа в паре
Познавательные (логические:
умозаключение)
Познавательные (общеучебные: извлечение информации)
Коммуникативные (общение)
Регулятивные:самооценка
4. Введение в тему.
5. Постановка учебной задачи.
— А как правильно нужно собирать ягоды?
И г р а «Верно – неверно». (сигнальные карточки)
1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
2) Собираем только спелые ягоды.
3) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)
4) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
5) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
6) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
7) Собираем только знакомые ягоды.
Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном подарке леса. Отгадайте загадку:
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы!
— Верно, это грибы.
Как вы думаете ребята, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
— Скажите кто-нибудь из вас собирал в лесу грибы? А что вам известно про грибы?
Учитель: Хотите узнать больше о грибах?
Учитель: Какая же цель нашего урока? .
— На сегодняшнем уроке мы проверим хорошо ли вы знаете грибы,
а также раскроете много новых секретов грибного царства .
— Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке?
Какие задачи поставим перед собой? Что вы хотели узнать о грибах?
Я предлагаю вам обсудить на уроке вот такие вопросы. Но в каждом пункте не хватает слова. Давайте определим какого слова не хватает?
ВОПРОСЫ:
1.Что такое………?
2. Узнать …………. состоит гриб.
3. Какие бывают…….?
4.Какую роль выполняют …..
— Выполнение каждого пункта будем фиксировать на доске.
— Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.
— Что нам поможет достигнуть поставленные задачи?
— дают ответ с помощью сигнальных карточек ( да -зелёный, нет — красный)
Грибы
— о грибах
— поднимают руки, кто собирал грибы
-рассказывают ,что знают о грибах
-Больше узнать о грибах нового
— ответы детей
— Составление деформированного плана
1.Что такое грибы?
2. Узнать из каких частей состоит гриб.
3. Какие бывают грибы?
4.Какую роль выполняют грибы в природе?
Учебник, тетрадь, хрестоматия
Регулятивные:самооценка
Познавательные (логические:
умозаключение)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)
Регулятивные (целеполагание)
Личностные (самоопределение к деятельности)
Регулятивные (планирование учебных действий)
6. Актуализация знаний учащихся.
7. Открытие новых знаний
Итак, мы отправляемся в лес на природу. А что такое природа?
— Какая бывает природа?
на доске схема
Природа
Живая Неживая
— Что мы относим к живой природе?
К какому миру природы можно отнести грибы?
— Почему?
— Какие части растений вам известны?
— Все ли части есть у грибов?
— А вам интересно какие части имеет гриб?
— Давайте вместе разберемся, как называются части гриба.
Откроем учебник на стр 58., рассмотрим схему строения гриба и заполним схему в тетради
— Какая часть гриба упоминалась в загадке? Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.
— Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными
— Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей?
— Что составляет надземную часть? Правильно. Подпишите справа.
— В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.
— Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? — Молодцы.
— А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? Какое бы вы ей дали название?
— А на самом деле подземная часть называется “грибница»
— Запишите.
— А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?
— Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
— А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).
— В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
— Почему
— А к миру животных? Почему?
— Так что же такое грибы? (Это особый мир природы: ни растения, ни животные.)
Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений (табличка) или к царству животных (табличка). По некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим – к животным. Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные, питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, корень, лист, цветок. То, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, – только плодовое тело гриба.
– В плодовом теле находятся споры, которыми размножается гриб. Они очень мелкие и рассмотреть их можно только под лупой или микроскопом. Но самая главная часть гриба – та, что находится под землёй. Из чего она состоит, на что похожа? ( На нити, паутину)
Это грибница. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на её сплетении вверх пробивается плодовое тело гриба. Плодовое тело вырастает ненадолго, чтобы развеять по миру крошечные споры, а грибница или как назвали ее ученые мицелий, не умирает несколько лет.
.Рассмотрите части гриба.
— Но если грибы это живая природы, то куда же их отнести?
Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство – Грибы
Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Учебник. Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, что сказано там о грибах.
На какие вопросы нашего планы мы нашли с вами ответы? (фиксируем)
— Природа-это то, что нас окружает и не создано руками человека.
-(живая и неживая)
Растения и животные
К живой природе
Открывают учебник на стр. 58
Работа со схемой в учебнике и заполнение схемы в тетради
(Шляпка)
(Надземная часть).
— шляпка и ножка
Подземная
— на ниточки
Сравнивают схему с образцом
— ответы детей
Нет
Нет
— Чтение текста в учебнике
Что такое грибы? и Узнать из каких частей состоит гриб.
Познавательные
(умение определять пути решения проблем и способы проверки их решения)
Познавательные (логические:
умозаключение)
Познавательные (общеучебные: извлечение информации)
Коммуникативные (общение)
Познавательные (логические:
умозаключение)
Познавательные (общеучебные: извлечение информации)
Познавательные (логические:
наблюдение, сравнение)
Познавательные (логические:
умозаключение)
Познавательные (логические:
наблюдение, сравнение)
Коммуникативные (общение)
Познавательные (логические:
наблюдение, сравнение)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (общеучебные: извлечение информации)
Регулятивные
(удержание цели урока)
8.Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)
Коммуникативные (общение)
Практическая работа
Какая следующая задача?
— Какие грибы знаете вы?- Грибы издавна известны в России. Жареные, вареные, солёные грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились ещё больше – он потянул на 168 кг.
Грибы обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны.
Мы с вами узнали, что такое грибы. Из каких частей состоят грибы. Этих знаний достаточно, чтобы взять лукошки и смело отправляться в лес за грибами?
— А что ещё необходимо знать для того, чтобы отправиться в лес за грибами?
— Что вы можете сказать о том, какие грибы можно собирать, а какие нет?
— Да, грибы бывают съедобные, несъедобные.
— Вот об этом мы с вами сейчас и поговорим.
А речь пойдёт о грибах, которые произрастают в наших лесах. Какие грибы растут в Вологодской области?
Практическая работа.
Я предлагаю вам пройтись по опушке и собрать грибы в корзину.(карточка картинки грибов и корзинка)
–Соберите грибы в эту корзинку.
– Какие грибы вы положили в корзинку?
– А почему не взяли мухомор, бледную поганку?
– Какие ещё несъедобные грибы вы знаете? Рассмотрите разворот учебника «Съедобные и не съедобные грибы».
-Назовите съедобные грибы
Назовите несъедобные грибы
— Вот как разнообразен и богат мир грибов
Вывод: На какие 2 группы можно разбить грибы?
Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
На какой вопрос нашли ответ?
Игра «Почему так называется гриб?»
-В лесу часто вспыхивают споры, почему такие названия имеют грибы. А давайте и мы подумаем об этом.
1.Растут грибы только под своими деревьями. Как они называются?
2.Из-за сходства с животными.
3.По месту роста — любит пни. Любит мох
4. Этот гриб сверху как- будто полит маслом.
– А сейчас мы с вами узнаем, правильны ли были наши предположения о том, почему так названы грибы.
Для этого разделимся на группы. Прочитаем тексты в хрестоматии и приготовимся их пересказать для других детей (с. 70-72)
I группа (самые слабые дети, так как текст очень маленький – 6 предложений)
«Почему подосиновик – подосиновик»
II группа (средний уровень, так как текст побольше)
«Почему подберезовик растет под березой»
III группа (сильные ученики, так как текст большой по объёму)
«Разноцветные сестрички»
Выступление групп
У нас ещё остался один вопрос Какую роль грибы выполняют в природе? Кто-нибудь может ответить на этот вопрос?
Грибы обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Но кроме этого, есть и другие важные факторы, а вот какие, вы узнаете, когда будете работать в группах.
Перед вами конверт № 1. В нем каждая из групп увидит картинки. По этим картинкам вам нужно догадаться, В чём польза грибов. Подготовить рассказ. И если Ваш рассказ верный, то найти необходимые слова на слайде, что вернуть их в кластер.
1) Кормят человека.
2) Кормят животных.
3) Кормят деревья:
Учитель. Нити грибницы переплетаются тесно с корнями деревьев. Грибница всасывает из почвы воду с питательными веществами и посылает дереву. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях.
Подпитывая деревья, грибы, тем самым, помогают им расти.
4) Участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушенные пни, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса.
5)Радуют нас внешним видом.
Узнать какие бывают грибы
Грибы бывают съедобные и несъедобные
Дети приводят примеры
Называют грибы
— читают на стр. 58 -59
Съедобные и несъедобные
Какие бывают грибы
-подберёзовики и подосиновики
— лисички, свинушки
-опята
-маслята
Работа с хрестоматией
Работа в группах
Работа в группе
1) Кормят человека.
2) Кормят животных.
3) Кормят деревья:
4) Участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушенные пни, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса.
5)Радуют нас внешним видом.
Регулятивные (удержание цели)
Личностные (компетентности в поступках и деятельности)
Познавательные (логические: классификация)
Познавательные (логические:
наблюдение, сравнение)
Коммуникативные (общение)
Коммуникативные (высказывания детей)
Регулятивные
(удержание цели урока)
Коммуникативные (высказывания детей)
Регулятивные
(удержание цели урока)
Познавательные (общеучебные: извлечение информации)
9.Рефлексия
– В гостях, какого царства нам посчастливилось побывать?
Что узнали нового?
Какое открытие сделали?
Какую цель ставили?
— Знания, полученные сегодня на уроке, где вам могут пригодиться?
-Кто хочет узнать ещё больше информации о грибах? Где же можно ещё посмотреть дополнительную информацию?
– Ребята, кому урок понравился, и кто взял новое для себя, то прикрепите съедобный грибок на доске, а кому не понравился — несъедобный гриб
На лесной поляне встретимся снова на следующем уроке. Мы будем говорить о том, как правильно собирать грибы.
В лесу
Регулятивные (удержание цели)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
10. Подведение итогов.
— На все ли вопросы, которые ставились в начале урока, мы сумели ответить?
Давайте проверим. Заполните лист достижений
У кого напротив всех вопросов стоит знак + , встаньте.
Я рада, что вам понравился урок и что мы сумели ответить на все вопросы
Работа с листом достижений
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
создать условия для формирования представления о строении грибов, знаний и умений в различии съедобных и несъедобных грибах:Задачи
Образовательные:
1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2)определить роль и место грибов в природе
3)расширение кругозора учащихся.
4)Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: ) познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2)определить роль и место грибов в природе
Метапредметные:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»
Основные понятия
Царство природы, строение гриба, съедобные и несъедобные
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
— учебник «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), хрестоматия «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), дидактический материал, хрестоматия
— презентация к уроку, знаки: работа в группе, в паре, работа в тетради, задание повышенной сложности, работа с приложением, практическая работа, работа со взрослым, выполни задание и оцени свои успехи.
Методы обучения
Частично-поисковый, исследовательский.
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа
Дидактические задачи урока соответствуют отобранному содержанию урока и темам программы и учебника. На уроке добиваюсь, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, создаю условия для фиксации обучающимися границы между знанием и незнанием.
Формы обучения: групповая работа и фронтальное взаимодействие позволяют решать основные дидактические задачи урока. В течение всего урока применяю методы, приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность. Практическая направленность вопросов, упражнений и заданий, предлагаемых для выполнения обучающимися целесообразно и ведёт к достижению цели урока.
Единица содержания образования (способ, схема, сведения) не даются обучающимся в готовом виде, а проектируются на уроке вместе с детьми: выделяются, обсуждаются и моделируются в виде кластеров.
На уроке организую учебное сотрудничество детей: совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учу детей работать в группе. Уровень самостоятельности обучающихся при решении дидактических задач урока достаточно высок. Характер самостоятельной учебной деятельности репродуктивный, творческий. В практической части урока преобладают задания репродуктивного характера: наблюдай, анализируй, докажи, найди информацию.
Применяю поисковые и исследовательские методы обучения, современные наглядные средства обучения, учу составлять опорные схемы, добывать информацию из учебника, справочника, переводить информацию из одного вида в другой. Мотивацию учебной деятельности осуществляю . Это прием повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися.
Организую подведение итогов урока, вовлекая обучающихся в рефлексию их деятельности, учу детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности по эталону, оценивать коллективную работу в группе.
Задачи урока достигнуты. Эмоциональная атмосфера урока благоприятная.
Домашнее задание дано с предоставлением права выбора по сложности и интереса.
Учитель ____________/Н. Р. Климова/
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: 1.1. Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 1 класс 1 — 6
У р о к 1.
ПИСЬМО ЭКОЛОГОВ ШКОЛЬНИКАМ
Цели: расширять знания о живой и неживой природе; научить распределять объекты в группы по общим признакам; показать значимость вопроса охраны природы.
Оборудование: предметы живой и неживой природы, фотографии, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Мы продолжаем с вами знакомиться с окружающим нас миром. Рассмотрите иллюстрации и расскажите, что нас окружает?
– Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека. Она делится на живую и неживую природу.
– Назовите изображенные на картинках предметы неживой природы. (Вода, песок, камни, воздух.)
– Перечислите предметы живой природы. (Растения, животные, грибы.)
– Растения и животные – это два мира живой природы, которые тесно связаны друг с другом. С растениями мы встречаемся на каждом шагу. Мир животных тоже многообразен. Черви, паукообразные, насекомые, рыбы, птицы – это все животные.
– А куда мы можем отнести человека? (Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных.)
II. Формирование новых знаний.
Звучит в записи песня из репертуара С. Ротару и ансамбля «Непоседы» «Аист на крыше». На доске представлены иллюстрации с изображением аиста.
– Отгадайте, кто это?
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист.)
– К нам вернулись аисты. Рассмотрите рисунок на с. 6–7 учебника. Где вьют гнезда аисты, чем питаются? Почему аисты живут около человека?
– Давайте представим, что произойдет, если высохнет болото. (Исчезнут комары и мошки.)
– Что произойдет дальше? (Лягушкам нечем будет питаться, они начнут гибнуть. А за ними станут исчезать эти прекрасные птицы – аисты.)
– Давайте составим цепочку и убедимся, что все в этом мире взаимосвязано. Нарушение какого-нибудь звена влечет за собой нарушение баланса в природе.
– Почему жизнь аистов во многом зависит от мира живой природы и от человека?
– Как люди помогают природе нашего края?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы кидали мяч друг дружке. | Дети становятся парами лицом друг к другу, имитируя броски мяча одного игрока другому. |
Мячик прыгал, как лягушка. | Прыгают на месте. |
Ускакал он вдруг куда-то. | Делают прыжки вправо, влево. |
Не найдут его ребята. | Выполняют приседания, имитируя |
III. Закрепление изученного.
– Рассмотрите рисунок на с. 6–7 и назовите, что относится к миру живой природы. Что относится к миру неживой природы? Как они взаимосвязаны между собой?
– Сейчас проверим, как вы сможете самостоятельно найти и записать объекты живой и неживой природы.
Р а б о т а в т е т р а д и (с. 2, задания № 1 и 2 самостоятельно).
– А сейчас поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если это предмет живой природы, поднимаете две руки вверх, а если неживой, то сидите смирно.
Камень, дерево, песок, птица, вода, собака, солнце, грибы, лиса, окунь, воздух, ромашка, облака, лягушка, ветер, медведь, дождь, гусеница, снег.
– Все в природе взаимосвязано. А как связаны между собой растения и животные?
– Почему жизнь одних зависит от жизни других?
– Почему нужно помогать животным и птицам?
IV. Итог урока.
– Почему в поселок Мирный вернулись аисты? Чем они питаются? Почему человек должен охранять и оберегать природу?
nsportal.ru
Конспект урока окружающего мира в 1 классе ПНШ
Урок окружающего мира по теме «Какие растения весной цвести торопятся». 1-й класс
Цели урока:
Уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной.
Познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины их раннего цветения.
Продолжать воспитание чувства ответственности за природу, стремление охранять её.
Формировать навык чтения на материале урока. (Слайд 2)
Задачи урока:
научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений;
усвоить основные правила охраны первоцветов. (Слайд 3)
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемный урок.
Программное обеспечение:
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова. О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы.– М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
Межпредметные связи:
План урока:
I. Самоопределение к деятельности.
II. Актуализация знаний.
Работа с учебником.
Формулирование темы урока.
Словарная работа.
III. Постановка проблемных вопросов.
IV. Открытие нового.
Поиск решения (подводящий диалог)
а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
б) Работа с учебником.
в) Отгадывание загадки.Индивидуальная работа. Сообщения детей “Почему так растение называется?”
V. Первичное закрепление.
Игра “ Отгадай-ка”.
VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
б) Работа с хрестоматией.
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях.
г) Отгадывание чайнворда.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.
VII. Физминутка.
VIII. Повторение с включением новых знаний.
а) Викторина “Первоцвет”.
б) Знакомство с работой по защите первоцветов в Волгоградской области.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
X. Рекомендации по работе дома.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!
– Какое время года сейчас? Весну вы видите и на фотографии. (Слайд 4.)
– Какие весенние месяцы вы знаете? Какой идёт месяц?
II. Актуализация знаний.
1. Работа с учебником.
– Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем вертолёте. Открываем стр. 49 учебника.
Прилетел вертолёт
И берёт всех нас в полёт.
– Где мы летим? (Над лесом)
– Что мы видим внизу? (Варианты ответов)
– С вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми, у осины нежный зеленоватый цвет.
– Какие же изменения происходят с растениями весной? (Дети перечисляют: началось сокодвижение, набухают почки, некоторые растения цветут)
– Увидите ли вы с вертолёта какие деревья цветут ранней весной? А листочки уже распустились? А Машу с Мишей вы видите? Чем заинтересовался Миша?
2. Формулирование темы урока.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Варианты ответов детей)
– Сегодня мы поговорим о том, какие растения весной цвести торопятся. Это тема нашего урока.
– Давайте спустимся на землю к Маше и Мише, и вместе с ними внимательно рассмотрим цветущие растения.
3. Словарная работа.
Перед вами на доске ребус. Разгадайте его, и вы узнаете о каких растениях пойдёт речь. (Слайд 5.)
(Первоцветы.)
Правильно. Речь пойдёт о первоцветах.
III. Постановка проблемных вопросов.
– На стр. 49 прочитаем задание. Что обозначает знак? (Подумай!)
Наша задача найти ответы на эти вопросы:
Почему эти растения так назвали?
Почему они уже цветут?
Разве им не холодно?
Бывают ли другие первоцветы?
Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Слайд 6.)
– Как вы думаете, почему растения называют первоцветами? (Потому что они цветут первыми)
(Слайд 7.)
– Первоцветами называют растения цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле (в отдельные теплые годы – с конца марта) до середины мая.
IV. Открытие нового.
1. Поиск решения (подводящий диалог)
В чем смысл столь раннего цветения этой группы растений?
а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
– Почему растения стараются цвести до распускания листьев? (Варианты ответов)
– Первая и главная причина – солнечный свет. Достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Именно ранней весной леса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции “выбрали” для своего цветения именно раннюю весну.
– В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений. К ним относятся береза, осина, ольха, лещина, или орешник. Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.
– Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.
Молодцы, ребята!
Давайте прочитаем, какая таблица у нас получилась.
Смысл раннего цветения растений
– Достаточное количество света.
– Легче происходит опыление.
– Наличие влаги. (Слайд 8.)
б) Работа с учебником.
– А теперь рассмотрим раннецветущие деревья и кустарники. (Слайд 9.)
– Обратите внимание, что деревья и кустарники цветут, а листьев на них ещё нет.
Посмотрите стр.48 учебника.
На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других– зеленоватые. На веточках ивы видны “пуховки”-пушистые серёжки. Распустились первые цветки и на орешнике. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. И на тех же веточках есть и другие цветки. Из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит с других кустов орешника. На веточках осины в начале серёжки короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.
в) Отгадывание загадки.
Разгадайте загадку: “Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает”. (Подснежник.)
Ученик читает стихотворение: (Слайд 10)
Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут. (Слайд 11.)
2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “ Почему так растение называется?”
Ученики рассказывают по очереди о первоцветах, открывая изображения растений с названиями.
– Название рода Примула происходит от греческого primus – ранний, первый, за очень раннее цветение. Первоцвет весенний. Примулу еще называют «баранчиком» за морщинистые листья, волнистые по краю и покрытые бархатистым пушком, напоминающим шкуру молодого барашка. У многих народов это растение известно под названием «ключики» – соцветие желтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Слайд 12.)
(Добавляет сообщение учитель) Первоцвет – чемпион среди наших травянистых растений по содержанию аскорбиновой кислоты. Одного-двух листочков достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность человека в витамине С. Издавна используют первоцвет в народной медицине.
– Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – “мачеха”, а нижняя – мягкая, теплая – “мать”. (Слайд 13.)
– Медуница неясная (“легочница”) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.
(Слайд 14.)
– Калужница болотная. Название этого растения происходит от старо русского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. (Слайд 15)
– Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. (Слайд 16.)
– Перелеска. Растут перелески на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках, где весной снег тает быстрее всего. Поэтому у перелески такое название. (Слайд 17.)
V. Первичное закрепление.
Давайте поиграем в игру “ Отгадай-ка”.
Я буду называть различные растения. Если называю первоцвет, то вы руки поднимаете.Значит, растёт первоцвет. Если другое растение, то сидите смирно. (Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска)
– А других первоцветов не бывает? (Бывают) Давайте посмотрим на их фотографии.
(Слайды 18 – 21.)
– Многие из этих первоцветов растут в нашей местности.
VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
– Теперь вы сможете самостоятельно узнать раннецветущие растения. В тетради для самостоятельных работ выполняем задание 33: “ Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной”.
– Раскрась понравившийся рисунок, если знаешь, как выглядит цветок растения.
б) Работа с хрестоматией.
Первоцветы цветут так рано. Разве им не холодно?
Чтобы ответить на этот вопрос откроем хрестоматию на стр.49 и прочитаем текст “Неужели первым весенним цветам не холодно?”
– Холодно ли первоцветам? (Да)
– Как они защищаются от холода? (Растения покрыты волосками, закрывают и опускают свои головки) (Слайд 22.)
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях”.
Первоцветы радуют нас своей красотой, некоторые из них используют в пищу, а так же как лекарственные средства. (Слайд 23.)
Например, мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.
Медуницу неясную не зря называют еще “легочницей”. Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.
Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания… Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!
– Как вы думаете, можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Варианты ответов детей)
Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растет, красуется,
Ясным днем любуется.
г) Отгадывание чайнворда.
– А теперь посмотрите на доску и отгадайте чайнворд. (Слайд 24.)
В нём зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске)
Дети должны прочесть фразу: “Не рви букеты”.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.
Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?
(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)
Затем учитель продолжает беседу и открывает на доске правила охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять)
Правила охраны первоцветов.
Не рви букеты!
Не губи места произрастания первоцветов!
Не вырывай цветы с корнем!
Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними! (Семена их продаются в цветочных магазинах)
Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов. (Слайд 25.)
Одно из правил охраны первоцветов гласит: “Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов”. Как можно это сделать? (Варианты ответов)
– Можно оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, в школе, чтобы люди запомнили эти растения.
– Каждый из вас может нарисовать запрещающий знак или рисунок первоцветов, чтобы мы могли оформить коллективный плакат об их охране и повесить в нашей школе.
VII. Физминутка.
VIII. Повторение.
– Ещё раз проверим, как вы запомнили первоцветы.
Проведём викторину. Я буду читать описание растения, а вы отгадывать его название.
(На доске карточки с названиями первоцветов, ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)
Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов. Оно на тоненьких стебельках покачивается даже от слабого ветерка.(Ветреница.)
Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Верхняя часть листа гладкая и на ощупь холодная, а нижняя покрыта волосками, мягкая и тёплая. Цветы жёлтого цвета. (Мать-и-мачеха.)
Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
У этого растения волоски покрывают и стебель, и листья, и наружную сторону цветка. (Прострел.)
У многих народов это растение известно под названием ключики т.к. соцветия жёлтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Первоцвет.) (Слайд 26.)
В нашей области произрастает по разным оценкам от 180 до 220 раннецветущих растений, из которых большая часть занесена в Красные книги РФ и Волгоградской области.
В Волгоградской области проводится природоохранная акция по защите раннецветущих растений “Вестники весны”. В ходе акции проводятся разъяснительные беседы с населением, с целью пресечения незаконного сбора, торговли и скупки охраняемых растений, в первую очередь — со школьниками. Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей совместно с милицией общественной безопасности проводятся специализированные рейды, задачей которых является выявление фактов незаконного сбора и уничтожения цветов, а также их незаконной продажи. Согласно Административному кодексу, такие деяния наказываются штрафом.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали?
– Что нового узнали?
– Для чего мы изучали эту тему?
– Оцените свою работу на уроке с помощью изображения на карточке человечка. (Слайд 27.)
– Покажите карточки. Почему человечек улыбается? У кого он грустный? Почему?
Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали…
X. Рекомендации по работе дома.
Кто желает, нарисуйте рисунок, изображающий первоцветы. Кому интересно, тот может обратиться к хрестоматии и узнать историю названия первоцветов.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
МБОУ Жуковская СШ № 5
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов : Полубедова Е.В.
2016г
Тема урока: «Как животные весну встречают»
Цели:
Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного мира, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
Метапредметные:
Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .
Оборудование: медиа проектор, экран, компьютер, телеграмма от Маши и Миши; фонограмма с записью голосов птиц и музыкой П.И.Чайковского « Времена года»; карточки с изображением животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых; презентация к уроку «Как животные весну встречают»; сенсорные кресты.
I.ОРГ. ЭТАПСоздание мотивации к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ребята, пришла телеграмма от Маши и Миши:
«Дорогие первоклассники! Мы приглашаем вас на экскурсию в природу. Здесь так много интересного»
— Садимся в наш вертолет и отправляемся в полет.
(Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года. Март.»
СЛАЙД 1.
УЧЕБНИК стр. 50-51
— В полете нас сопровождает музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март»
— Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос: Как животные весну встречают?
Желаю успехов в работе на уроке.
Чтобы каждый в конце урока смог сказать:
Я понял…
Я умею…
Я знаю…
Коммуникативные и личностные УУД
формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности.
познавательные – получение новой информации
II ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ:
— Итак мы отправляемся на вертолете вместе с Машей и Мишей в путешествие.
— Что мы видим с вертолета?
-Что видят Маша и Миша?
— Изменилась ли жизнь животных с приходом весны?
Коммуникативные и личностные УУД
формируются личностные ууд —
формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения
Познавательные
получение новой информации
III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
-Кто назовет тему урока? («Как животные весну встречают»)
— Кого из насекомых вы видите? (бабочку)
— О каких еще насекомых вы знаете?
СЛАЙД стр106
СЛАЙД стр.78
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока?
-Что общего в этих животных?
— Как зимовали насекомые? (спали в укрытиях)
— Как изменяется их жизнь с приходом весны? (пробуждаются, выползают из зимних спаленок
личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные –
получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.
IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:
РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ стр. 52.
1. Беседа по картинке
— Каких бабочек можно увидеть ранней весной?
— Послушайте сообщения детей о бабочках. (стр. 53 Хрестоматия)
— Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей ( на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.
-Как вы догадались?
-Откуда у вас эти знания?
-Что нового было в этом сообщении для вас?
познавательные –
получение новой информации
умение использовать знаково – символические средства,
регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы.
V. ФИЗМИНУТКА
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Работа с сенсорными крестами)
VI. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ:
РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ
2. Рубрика «Это интересно»
— А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края?
Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51.
-Некоторые бабочки в конце лета и начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелеты бабочек напоминают перелеты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодежь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной и возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далекий перелет. Это репейница, монарх.
— А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края?
Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51.
Познавательные и регулятивные –
формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,
получение новой информации
VII ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО:
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 51.
СЛАЙД 1.
СЛАЙД
-Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан.
Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Давайте послушаем пение птицы, которая прилетает первой.
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА (пение грача)
— Его называют вестником весны. В народе говорят:
СЛАЙД «Увидел грача – весну встречай»
— Найдите грачей на картинке.
— Чем они заняты?
— Грачам достаточно проталины, чтобы разыскать себе корм – выкопать из земли личинок.
СЛАЙД Словарь Ожегова
Проталины – место, где стаял снег и
открылась земля.
-А насекомоядные птицы – стрижи, кукушки, соловьи, ласточки, иволги, жаворонки – прилетают, когда появляются насекомые, которыми они питаются.
СЛАЙД
-А кто еще просыпается весной? (ужи, лягушки, жабы, змеи, ежи, ящерицы, медведи, барсуки)
— А как встречают весну птицы?
— Кто узнал голос этой птицы? (грач)
— Объясните, что такое проталины.
личностные – проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.
Познавательные:
— формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре,
получение новой информации
VIII ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО:
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ СТР.34-35.
1. Работа в парах.
— Найди гнездо для каждой птицы.
СЛАЙД учебник стр.51…гнезда
СЛАЙД Певчие птицы стр.121
1.Игра «Где чье гнездо?»
2. Работа в тетрадях стр.35
-Нарисуй гнездо кукушки.
-Почему вы так думаете?
-Что нового было в этом задании для вас?
-Откуда вы узнали сведения, полезные для вас?
— Каких водоплавающих птиц вы знаете?
(- Водоплавающие птицы – утки, гуси, чайки, крачки, лебеди – возвращаются, когда в водоемах появляется тот корм, который необходим самим птицам и их будущим птенцам.)
-Как поступить, если вы заметили на земле выпавшего из гнезда птенца?
Где вам в жизни эти знания пригодятся?
-Обратите внимание на изображение гнезд некоторых птиц.
Нужны ли эти сведения вам и для чего?
— С какими сведениями хотели бы сейчас поделиться
-Сравните их. Из чего они сделаны? (Травинок , соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри – перья и шерстинки для тепла и мягкости)
-Наблюдательные люди заметили, что лучшие строители- это певчие птицы – ласточки, кукушки, соловьи.
-А где гнездо кукушки? (Кукушка гнезда не вьет, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда)
познавательные ууд – выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
получение новой информации
регулятивные – оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные – формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества
регулятивные-
формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.
IX ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
— Что для себя нового вы узнали?
Знали ли эти сведения раньше?
Где могут пригодиться в жизни они?
-Какая была тема нашего урока?
-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?
-Достигли ли мы задач урока? Цели?
-Что вы узнали для себя нового на уроке?
— Что вам понравилось на уроке?
— Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?
-Ответим на вопрос:
— Что приятнее всего? (Достичь желаемого).
личностные – уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные – получение новой информации и
регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные – учет другого мнения, умение работать в группе.
X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Какое задание больше всего понравилось на уроке?
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
Что нового узнали на уроке?
Что вспомнили?
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Самооценка.
На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
Зеленый – «Я понял».
Желтый – «Я знаю».
Красный – «Я умею».
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.
личностные –
формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Конспекты уроков Окружающий мир 1 класс ФГОС ПНШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект урока окружающего мира, 1 класс УМК «ПНШ»Тема урока «Растения-часть живой природы» Урок построен с учетом требований стандартов ФГОС…
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: «Как мы воспринимаем окружающий мир»Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: «Как мы воспринимаем окружающий мир»…
Конспекты уроков Окружающий мир 1 класс ФГОС ПНШКонспекты на каждый урок для 1 класса по » Окружающему миру»…
Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении …
Конспект урока по математике 1 класс ФГОС ПНШРазработка урока по математике . Тема урока » Счёт до 10″ ПНШ ФГОС…
Разработка конспекта урока окружающего мира 1 класс по ФГОСКонспект урока по окружающему миру для 1 класс, разработан в соответсвии ФГОС НОО,…
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС ПНШРабочая программа разработана на основе программы ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. КудровойКонцептуальные положения развивающей личностно-ориентированной сист…
nsportal.ru
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта. (В помощь учителю начальных классов)
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Дата проведения: 28 ноября 2014г.
Автор учебника: Окружающий мир /О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов/
Тема урока: Труд людей осенью.
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока – 35 минут
Место проведения: МОУ «Старошайговская начальная общеобразовательная начальная школа №1»
Учитель: Дорожкина Наталья Владимировна.
Тема
Труд людей осенью
Цели и задачи учителя:
создать условия для закрепления знаний о сезонных изменениях в природе на примере осени; организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы (совместно с учителем), обобщению жизненных наблюдений о труде людей осенью в саду, огороде, поле; содействовать осознанию необходимости соблюдения правил безопасной работы в саду и огороде.
Планируемый результат
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся рассказывать о деятельности человека осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий УУД):
Регулятивные: различать способ и результат действия. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, добавлять новые.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; умение слушать и извлекать нужную информацию
осуществлять работу в парах.
Личностные: Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке; осознают красоту деревьев в осеннем наряде, необходимость внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе
Межпредметные связи
изобразительное искусство, технология, краеведение
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
Учебник «Окружающий мир» — авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов
рабочая тетрадь «Окружающий мир» — авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов
раздаточный материал: картинки с изображением фруктов, овощей. Мультимедийная презентация урока, ноутбук, цветные карандаши, ножницы, клей, яблоко, свекла, помидор, лук.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулируют правила поведения на уроке.
Мотивация учащихся к учебной деятельности
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира. К нам на урок пришли гости. Они захотели узнать, чему вы научились за такой короткий промежуток времени, как вы повзрослели. А еще у нас в гостях Солнышко ( на доске рисунок большого улыбающегося солнышка)
— Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово к началу урока. Мы начинаем.
Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап .
Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени.
Участвуют в определении времени года по стихотворению, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует фронтальную работу по определению времени года и осенних месяцев, по изменениям осенью в живой и неживой природе.
(Слайд 2)
Настала осень ясная,
В садах созрели яблоки,
Висят они на яблонях,
Румяные и сладкие.
Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество,
Что ветки книзу клонятся.
Мы яблоки румяные
Снимаем с ветки бережно,
Кладем в траву под яблоней,
Душистые и свежие.
— О каком времени года это стихотворение?
— А какие времена года вы знаете?
— Назовите осенние месяцы!
— А какие изменения происходят в природе с приходом осени?
— Где поспели яблоки?
Коммуникативные УУД
соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, добавлять новые.
III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цель:
мотивировать школьников на определение необходимости каждого инструмента
Работают с информацией, представленной на ноутбуке.
Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.
-Назовите предметы, которые вы видите. (Лейка, ведро, тяпка, лопата, вилы, тележка)(Слайд 3)
— Что объединяет эти предметы и стихотворение? ( С помощью этих предметов люди могут работать в саду, на огороде).
— Как мы назовем эти предметы одним словом? (инструменты)
— Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (учитель подводит детей к тому, чтобы они определили тему «Труд людей осенью»).
— Сегодня на уроке мы узнаем, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке; различать способ и результат действия.
IV этап.
Изучение нового материала.
Цель:
познакомиться с деятельностью человека осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью
учатся рассказывать о деятельности человека осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью
.
Под руководством учителя делают вывод.
Подталкивает учащихся участвовать в диалоге по определению того, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле. Включает в работу по определению овощей и фруктов.
IV. Решение учебной задачи
1. Работа по учебнику с.28-29.
— Ребята, прочитайте задание в учебнике вслух.
(хорошо читающий ученик читает)
—Какое это время года?
-Где люди убирают урожай?
— Какую еще работу могут выполнять люди на огороде, в поле, саду?
(ответы детей) (Слайд 4)
-Зачем люди трудятся в саду, поле, огороде? (ответы детей)
— А как вы помогаете своим родителям на огороде и в саду?
2 . Работа в парах.
-А какие овощи вы знаете? (ответы детей)
— Где растут овощи? (ответы детей)
-Что растет в саду? (ответы детей)
— Умеете ли вы отличать овощи от фруктов? (ответы детей)
— Сейчас проверим. Игра «Фрукты, овощи» (в парах).
— У вас на столе лежат картинки с изображением фруктов и овощей. Вы в парах назовите друг другу овощи и фрукты, а затем разложите овощи в одну корзинку, а фрукты в другую, соединяя овощи синим карандашом с корзинкой, а фрукты красным карандашом с корзинкой (Работа в парах)
Проверка. Проверьте себя сами, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 5, 6)
(учитель разрезает ножом выбранные фруктвы , а затем овощи)
— Что находится внутри плодов? (семена)
— Значит, эти фрукты и овощи – плоды.
— Рассмотрите разрезанные морковь, свеклу, лук. Имеются ли внутри них семена? ( Семян нет. Значит, это не плоды. Данные овощи называют корнеплодами)
— Так чем плод отличается от корнеплода?
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; умение слушать и извлекать нужную информацию
осуществлять работу в парах.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
V. Закрепление изученного.
Цель — научить из предложенных картинок отбирать овощи и фрукты.
Формировать правила безопасного обращения с огородным инвентарем.
Участвуют в обсуждении каждого правила безопасного обращения с огородным инвентарем, аргументируют свою точку зрения.
Строят высказывание по плану.
Включает учащихся в самостоятельную работу по определению овощей и фруктов.Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.V. Закрепление изученного.
1. Самостоятельная работа
(Работа в тетради на печатной основе.)
— Откройте тетрадь на странице 19.( Задание прочитает хорошо читающий ученик). (Из приложения нужно вырезать картинки с изображением овощей, ягод, фруктов. Наклейте на страницу только те, которые помогали родителям собирать. В свободные клетки дорисуйте сами те фрукты, овощи, ягоды, которые вы помогали взрослым собирать осенью).
(Рассказы детей о выполненной работе)
2. Правила безопасного обращения с огородным инвентарем.
— Когда вы помогали своим родителям собирать урожай, вы не поранились?
— А вы знаете, как безопасно работать на огороде? (ответы детей)
1. Нельзя бросать как попало садовый инвентарь. Лопаты, грабли, вилы, садовые ножницы и другие инструменты должны храниться в специально отведенных местах.
2. Переносить инвентарь надо так, чтобы не получить травму самому и не нанести ее окружающим. С одного места на другое инвентарь переносится колющими и режущими частями вперед и вниз.
3. Приступая к работе в огороде или саду, надо позаботиться о специальной рабочей одежде, не забыть о рукавицах, которые избавят руки от безопасных, на первый взгляд, ссадин, царапин, уколов, вызывающих тяжелые гнойничковые раны.
4. Дети не должны переносить тяжелые предметы, работать на высоте, например снимать урожай с деревьев, пользуясь лестницей.
Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VI. Итог урока. Рефлексия
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности
— Какая была тема нашего урока?
— Узнали мы, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле?
— Как нужно работать в поле, саду, огороде? (осторожно, добросовестно)
— Нравится ли вам работать, помогать своим родителям?
-Знаете ли вы, что художники написали много картин с изображением работающих людей. Человек, который трудится – красив по своему. Посмотрите на иллюстрации и назовите, чем занимаются люди?
(Слайд 7,8,9)
Известные художники в своих картинах показывали красоту человека в труде. (Краткие комментарии учителя к картинам)
— Закончим наш урок пословицей «Труд красит человека, а лень портит».
(Слайд№ 10)
— А теперь улыбнитесь друг другу. Кажите, какое у вас настроение?
-У меня тоже прекрасное настроение, как у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень орошо поработали на уроке и порадовали и меня и гостей.
— Спасибо Вам! Урок окончен!
Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
infourok.ru