Конспект урока буква р 1 класс: «Буква Р р. Звуки [р],[р`]»
Конспект урока обучения грамоте по теме»Согласные звуки [ р ], [ р’ ]. Буква Р, р.
Конспект урока обучения грамоте по теме
» Согласные звуки [р], [р’],Буква Р,р.» (1 класс).
Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом;
· продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
· развивать воображение, память, мышление, обогащать словарный запас; расширять кругозор;
· на материале урока воспитывать любознательность, интерес к чтению, культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах .
Планируемые результаты:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования; умение перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками,
слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей,
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
— фронтальная работа,
-парная,
-индивидуальная.
Ход урока
I. Организационно — мотивационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш чтения начинаем.
— Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного — мальчики. -Умницы! (садятся девочки) -Молодцы! (садятся мальчики) |
Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
II. Актуализация знаний.
— Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков.
Мы будем с вами сегодня опять
Букву учить и слова с ней читать.
— А путешествовать мы будем вместе с героиней одной сказки
Хвостиком
виляет
Желанье исполняет.
( Золотая рыбка) – рис.
— Из какой сказки наша героиня?
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
— Готовы к путешествию?
— Торопилась рыбка к нам, несла все буквы, которые мы изучили. Набежала волна, вынесла все буквы на берег. Помогите рыбке, перепутались все буквы, наведите порядок.
(На доске изученные буквы – 10 букв. Дети делят их на 2 группы.)
-На какие две группы делятся все буквы?
-Назовите гласные, которые мы изучили. Почему мы их называем гласными?
-Назовите согласные, которые мы изучили. Почему мы их называем согласными?
-Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. )
III. Постановка проблемной ситуации .
— А все ли согласные буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новыми звуками и буквой? А вот с каким звуком мы познакомимся, вы мне скажите сами.
Покажите: как кричит ворона (кар-кар — кар)
-как тигр рычит (ррр)
-уточка “кря-кря-кря”,
-поросёнок
-кошечка урчит “ур-ур-ур”,
как едет мотоцикл (дрр).
— Какой звук слышится везде? (р)
IV. Формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).
— Ребята, кто может назвать тему нашего урока? С каким звуком познакомимся сегодня?
— Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
1)Познакомиться с новой буквой.
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
V. Работа над новым материалом
1) Звуковой анализ слов.
— Чтобы познакомиться со звуками, рыбка предлагает составить звуковые схемы слов: рыбка (коллективно) на доске и парте.
— Выделите первый звук в слове рыбка.
— Какой это звук – гласный или согласный?
— Почему он согласный?
-Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие.
— Ребята, а где водится наша золотая рыбка? (В море).
— Работа в парах. Постройте вместе звуковую схему слова море. А один учащийся будет работать возле доски.
Выделение третьего звука в слове – море.
Сравнение звуков [р], [р’]. Характеристика звуков – согласные, [р] – твёрдый, [р’] – мягкий, звуки — звонкие.
2) Физминутка.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3) Различение звуков [р], [р’].
— Послушайте слова и хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [р], [р’] : роза, дверь, лампа, ведро, фрукт, доска, стрекоза.
4) Нахождение слов со звуками [р], [р’].
— Рассмотрите картину и найдите слова, в которых есть звук [р], [р’].
5) Знакомство с буквой р.
— Согласные звуки [р], [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр) (показ).
— На что похожа буква р?
1.Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
2.Дрожу от страха до сих пор!-
Воскликнуло полено-Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
3.Сам увидишь ты, дружок,
Р – на палочке флажок.
— Как запомнить букву Р и не спутать с другой буквой?
Дети выходят из-за столов:
— Как
запомнить букву Р?
Каждый может, например —
Руку на бочок поставить (левая рука)
И друг другу ЭР представить!
—Посмотрите на слайд и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – большая и маленькая?
6) Чтение слогов по слайду.
Чтение слогов (прямых и обратных) хором и индивидуально.
— Кто хочет прочитать громко?
— Прочитайте слоги, где звук [р] – твёрдый, а теперь, где звук [р’] – мягкий.
— Разучим чистоговорку:
Ра – ра –ра – начинается …; (игра)
Ро –ро – ро – у нас новое …; (ведро)
Ры – ры – ры – надуваем мы …; (шары)
Ру – ру – ру – продолжаем мы …; (игру)
7)Чтение слов и текста «Кактусы».
-Рыбка принесла загадку об одном интересном растении, которое у нас считается комнатным. Оно есть у нас в классе и у многих дома. Что это за растение?
На окне цветок колючий.
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше.
Очень больно колется. (кактус) – рис.
— Что вы знаете об этих растениях?
— Кактусы растут в жарких местах, в пустынях, где совсем мало воды, поэтому они стараются уменьшить потерю воды. И их листики стали тоненькие, как иголочки. Колючки кактуса — это изменившиеся листики.
— Кактусы мы привыкли видеть на подоконнике, а у себя на родине в
Северной Америке в пустыне Сонора есть удивительный лес. И вместо деревьев там стоят кактусы цереусы. Они вырастают до 20 метров в высоту, они выше пятиэтажного дома.— Перед тем как будем читать рассказ, рыбка предлагает прочитать нам слова, которые встретятся в рассказе.
— Чтение слов с доски: ра-на тро-нул (прикоснулся, дотронулся)
(хором, индивидуально) ран-ка у-ко-лол
8) Физминутка.
На зарядке 1 класс.
Мы присядем 10 раз
Высоко поднимем руки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
— А сейчас, все ребята самостоятельно читают текст «Кактус» по предложениям и рассматривают иллюстрацию (стр.65).
— А в это время часть ребят читают отрывок из сказки на стр. 64.
— Чтение текста по отдельным предложениям.
1.Как зовут девочку?
2.Что у неё растёт?
3.Что сделала Ира?
4.Что с ней случилось?
— Чтение текста целиком. Назовите слова, в которых есть буква р.
— Кто попробует пересказать этот текст?
— Колючки длиною до пяти сантиметров — это защита от врагов. Мелкие колючки остры и неприятны, так как концы их загнуты, как у рыболовного крючка, и их не так просто вытащить. Поэтому надо быть очень аккуратными при уходе за комнатными растениями, если у вас дома есть кактус. И не играть с ним, как случилось с героем одного стихотворения.
Мамин кактус
на окне
Не даёт покоя мне.
Я вокруг него кручусь,
Не беру- вдруг уколюсь.
Помню мамины слова:
«Он колючий. Брать нельзя! »
Но терпеть нет больше сил-
Палец в кактус угодил!
«Аааа»- издал я сильный рёв-
Не нашёл пока я слов.
Но теперь я точно знаю-
С кактусом я не играю!» (Н. Шайбакова)
8)Игра «Составь слова»
— А теперь из слова «кактусы» из магнитных букв составьте все возможные слова. (слово на доске выложено из магнитных букв)
-Слова (как, усы, ус, кактус, акт, куст, кусты).
-Значение слова акт:
1. Книжное: единичное действие, отдельное проявление какой-нибудь деятельности.
2. Документ, которым удостоверяется какой-нибудь факт, устанавливаемый в присутствии свидетелей.
3. Театральное, в литературоведении: наиболее крупная составная часть театральной пьесы; действие.
VI. Беседа по развитию речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64)
— А сейчас проверим, как справились со своей работой ребята, которые читали отрывок из сказки на стр.64.
— Посмотрите на иллюстрацию на стр. 64. Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (демонстрация портрета А.С. Пушкина)
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
— Кого вы видите на рисунке? ( Деда, старуху, золотую рыбку).
— Послушайте отрывок и найдите слова с новой буквой (чтение хорошо читающими учениками).
( Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу, тридцать, три).
Ветхая – старая.
Землянка — углубленное в землю жилище, с перекрытием из жердей или бревен, засыпанных землей.
Невод — крупное сетное орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах в речном, озёрном, прибрежном и морском (океаническом) рыболовстве (сеть для ловли рыбы).
Пряла — скручивая (волокна льна, шерсти и т. п.), делать нити.
Пряжа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).
— Что произошло в сказке дальше?
(Старуха требовала новое корыто, избу новую, быть столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской,)
— А кто знает, чем закончилась сказка?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта?
— Как вы поняли смысл «Остаться у разбитого корыта»?
(Старуха жадная, злая, Жадность – плохое чувство)
— Чему нас учит эта сказка?
— Кто хочет, может прочитать всю сказку (показ книги).
— Какие еще сказки Пушкина вы знаете?
— У А.С.Пушкина есть и другие сказки, с которыми мы будем позже знакомиться. ( показ книги).
VII. Итог урока
— С какой новой буквой познакомились?
— Какие звуки она обозначает?
— Где будет жить новая буква в нашем домике?
(открыть букву в домике)
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
— А кто понял, почему рыбка помогала нам сегодня совершать путешествие?
— У вас на столе лежит золотая рыбка. Поднимите, пожалуйста, её те, кому сегодня на уроке было всё понятно и интересно, у вас на уроке всё получилось, вы много узнали нового.
— Я надеюсь, что ваша рыбка будет исполнять ваши желания, но только в том случае, если вы будете внимательны на уроке, будете делать всё, что вам говорит учитель и ваши родители.
Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.
Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Конспект урока обучение грамоте в 1 классе по теме: Буква Р,р | План-конспект урока (1 класс) по теме:
Тема: Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р.
Планируемые результаты:
дети научатся
— выделять из слов согласные звуки [р], [р’] ;
— произносить звуки [ р], [р’] чисто и правильно;
— узнавать графический образ букв Р и р;
— определять местонахождение данных звуков в словах.
— будут развивать литературно- грамотную и связную речь, фонетический слух.
Ход урока
Организационный момент
Все мы рады встрече, друзья,
Думаю, встретились с вами не зря.
Мы будем с вами сегодня опять
Букву учить и слова с ней читать.
1. Актуализация знаний
-Посмотрите на доску. Назовите буквы: М А Л Н.
Какая буква лишняя? (А) Почему? (А – буква гласного звука, остальные – буквы согласных звуков.)
-Какие звуки обозначает буквы М Л Н (Согласные, сонорные, могут быть твердыми или мягкими.)
-Чем отличается гласный звук от согласного?
2. Сообщение темы и цели урока
Фонетическая зарядка:
— как вороны кричат? Каррррр!
— как собаки рычат? Р-р-р!
— как едет мотоцикл? Дррррр!
С каким звуком мы сегодня будем работать?
— Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
1) Познакомиться с буквой (эр).
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.
4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.
3. Работа над новым материалом.
1) Слого — звуковой анализ слов: Рак, орех
Характеристика звука [Р].
Как вы думаете какой звук [р]?(согласный, звонкий, твёрдый, непарный)
Характеристика звука [Р’].
Как вы думаете какой звук [р’]?(согласный, звонкий, мягкий , непарный)
2) Посмотрите мультфильм. Найти слова с новыми звуками.
-Назовите слова, в которых звук [р] [р’] в начале, в конце, в середине слова.
3) Знакомство с буквой Рр. Почему их две?
-На что похожа буква Р?
Буква р –на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
-Напечатайте эти буквы в тетрадях
4.Физминутка.
1) Работа в группах
Моделирование буквы Р
2)Мы ладонь согнем дугой
И прижмём её к другой,
И у нас у всех теперь
Получилась буква Р.
5) Чтение слогов- слияний, слов и предложений с новым звуком.
1) чтение слияний с доски
Ра ро ру ры ри РАНА ТРОНУЛ РАНКА УКОЛОЛ
-Перед какой гласной мы произносим согласный мягко?
2)Игра «Твёрдо-мягко»
3)Чтение текста с доски.
-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
4) Работа с книгой
Беседа по иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
( с. 64 учебника). Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро). Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку). Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).
-Что обозначают белые кривые линии на воде?
- Читающие ученики читают текст про себя, а затем вслух.
- Нечитающие подчеркивают в тексте букву Р
- Чтение рассказа «Кактус».
«КАКТУС»
У Иры растут кактусы.
Ира тронула кактус.
Она уколола руку.
У Иры ранка.
-Почему у Иры ранка?
-Чем опасен уход за кактусами?
-Как нужно правильно убирать пыль с кактусов?
-Как нужно правильно обрабатывать ранку?
-Чему нас учит этот текст?
— Какие ещё колючие растения вы знаете?
6. Работа в парах. (раздать листочки)
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-В какой домик мы её поместим?
1)Составление слов из разбросанных слогов и букв.
2)Игра «Что получится из КАР?»
Кар-тина кар-тон кар-лик кар — та
7. Рефлексия учебной деятельности.
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие звуки она обозначает?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
1)-Какую цель мы поставили на уроке. Мы достигли цели? Как достигли цели на уроке?
Продолжи предложения:
-Сегодня я узнал________ .
-Было трудно_______________ .
-Было интересно__________ . Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу.
Буква P Деятельность
Класс: Детский сад
Буква П — надежная буква. Обычно это делает «фу» звук как в р ан. Это особенно верно, когда буква P не является партнером другой согласная
P не произносится, если за ним следуют согласные s, t или n в начале a. слово (как в психическом).
Также при сочетании с буквой «h» образуется графема ph что звучит как «ф» (как в ph ysical)
Занятия организованы от самого простого к самому сложному. Не стесняйтесь проходить только часть мероприятий в зависимости от уровня комфорта ребенок!
Распознавание букв
- Рабочий лист: Скрытое изображение — раскрасьте заглавная буква P одного цвета и строчная буква p другого цвета, чтобы показать скрытое изображение.
- Подключить точки: строчные буквы от A до P.
слов, начинающихся на букву П:
- Рабочий лист: Произнесите название каждой картинки вслух и прислушайтесь к звуку Рр.
- Рабочий лист: современный Рукопись: Обведите (напечатайте) слова которые начинаются на букву п.
- Рабочий лист: Стандартный шрифт: Обведите (распечатайте) слова которые начинаются на букву п.
- Рабочий лист: Соедините слова линиями. которые начинаются со звука P.
- Рабочий лист: Раскрась слова которые начинаются со звука P.
- Цвет по буквам ГОРШОК: раскрасьте буквы, чтобы найти скрытую картинку.
- Подключить точки ПИНГВИН: Соедините точки, чтобы найти спрятанное изображение.
- Itsy Bitsy Книга: Маленькая тетрадь со словами, начинающимися со звука P. .
слов, оканчивающихся на букву П:
- Рабочий лист: Произнесите название каждой картинки вслух и прислушайтесь к звуку Рр.
- Упражнение: Современный манускрипт: Обведите (распечатайте) слова оканчивающиеся на букву п.
- Рабочий лист: Стандартный шрифт: Обведите (распечатайте) слова оканчивающиеся на букву п.
- Рабочий лист: Соедините слова линиями. которые заканчиваются звуком P.
- Рабочий лист: Раскрась слова которые заканчиваются звуком П.
Буква P Word Bank:
слов, начинающихся на букву п
- противень
- ручка
- домашнее животное
- свинья
- розовый
- полиция
- горшок
- лужа
- фиолетовый
слов, оканчивающихся на букву п
- крышка
- чашка
- хоп
- лампа
- кромка
- овца
- остановка
- топ
Другие ссылки:
Несмотря на то, что занятия больше ориентированы на дошкольную возрастную группу, добавление одно или два менее сложных занятия при изучении букв могут быть приветственный перерыв для детей и может быть предоставлен в качестве бонуса для тех, кто закончить свою работу раньше.
- Посетите Alphabuddies для некоторых забавных раскрасок и ремесел, чтобы закрепить обучение.
- Посетите раскраску ABC для большего количества раскрасок.
Буква Р | Алфавитное приключение
Предмет: Чтение и язык
Уровень класса: Детский сад
Сроки: 45 мин.
Стандарты:
Концепции печати
- CCSS.ELA-Грамотность.RF.K.1D-Распознавать и называть все прописные и строчные буквы алфавита.
Акустика и распознавание слов
- CCSS.ELA-Literacy.RF.K.3a Продемонстрировать базовые знания соответствия букв и звуков, произнося основной или наиболее частый звук для каждого согласного.
Условные обозначения Стандартный английский
- CCSS.ELA-Literacy.L.K.1a Печатать много прописных и строчных букв.
- CCSS.ELA-Literacy.L.K.2c Напишите букву или буквы для большинства согласных и кратких гласных звуков (фонем).
Фонологическая грамота eness
- CCSS.ELA-Literacy.RF.K.2 Демонстрация понимания произносимых слов, слогов и звуков (фонем).
Тема: Буква P
Задачи:
- Определить и назвать букву P
- Произвести звук для буквы P
- Пишите как прописными, так и строчными буквами P
Учебные материалы:
- «Если дать свинье блин», Лаура Нумерофф
- Диаграммная бумага с Pp и Pig
- Маркер
- P предметные изображения (макаронные изделия, ручка, бумага, заглавные буквы P и т. д.) Видео
- Letter P (http://www.youtube.com/watch?v=4HYfrQkQPc8&feature=plcp) или видео Heidi Songs letter P (http://www.heidisongs.com/our-products/details.php?id= 69&keywords=Singable_Songs_for_Letters_and_Sounds_DVD)
- Рабочий лист для практики письма буквы P (http://www.dltk-teach.com/alphabuddies/trace.htm)
- Книга DLTK P (http://www. dltk-teach.com/minibooks/p/index.htm)
- Маркеры
- Карточка движения Letter P
- Объекты сортировки изображений по букве P
- Сосредоточьте материалы для плаката с письмом, обыщите комнату, выделите букву, сопоставьте яйцо ABC
Предварительный набор: В начале урока учитель показывает учащимся изображение свиньи на листе бумаги, Pp будет заклеен стикерами. Учитель спросит учащихся, что это такое и какую букву, по их мнению, они будут изучать. Они расскажут о звуке буквы Р и о том, как она выглядит.
Методика обучения:
- В начале урока учитель прочитает книгу Лауры Нумерофф «Если вы дадите свинье блин» и попросит учащихся прослушать и увидеть букву P.
- После того, как учитель прочитает книгу, он пробежится по звуку буквы Р. Затем учащиеся смогут добавить картинки к диаграмме, найдя предметы, начинающиеся на букву Р, из корзины. Для каждого предмета, который они прикрепляют к бумаге с диаграммой, они произносят предложение «Если вы дадите свинье _____» для предмета, который они выбрали. (1 день).
- Затем учащиеся посмотрят видео с буквой P, чтобы попрактиковаться в произношении звука и научиться писать заглавные и строчные буквы. Пока видео показывает, как написать письмо, учащиеся будут «писать» письмо на коврике.
- После того, как учащиеся посмотрят видео, они выполнят упражнение на написание буквы П. (День 2).
- Чтобы больше попрактиковаться в распознавании буквы P, а также в формировании как прописных, так и строчных букв, учащиеся будут выполнять повороты по центру. Каждый центр будет длиться 10 минут, с 5-минутными указаниями заранее, как класс. Перед тем, как учащиеся посетят центры, они посмотрят видео о букве Р, чтобы освежить в памяти звуки и буквообразование. Центры для буквы P включают плакат с буквой, поиск в комнате, выделение буквы и сопоставление яиц ABC. (День 3)
- Затем учащиеся будут практиковаться в определении буквы P в тексте всем классом, прочитав небольшой рассказ о букве P. Они будут читать книгу DLTK всем классом, но у учащихся будут свои копии, в которых они будут выделять букву P там, где они Найди это.