Календарно тематическое планирование по обж 11 класс смирнов хренников: Рабочая программа по ОБЖ 11 кл Смирнов | Рабочая программа по ОБЖ (11 класс) на тему:
Рабочая программа уроков ОБЖ в 11 классе | Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (11 класс) на тему:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект включает в себя:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
∙ воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
∙ развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
∙ овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
∙ основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
∙ потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
∙ основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
∙ основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
∙ порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
∙ состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
∙ основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
∙ основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
∙ требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
∙ предназначение, структуру и задачи РСЧС;
∙ предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
∙ владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
∙ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
∙ оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для ведения здорового образа жизни;
∙ оказания первой медицинской помощи;
∙ развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
∙ вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-Тематическое планирование курса «ОБЖ» для 11 класса на 2012-2013 учебный год
№ урока | Разделы, темы | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Параграф учебника | Дата |
Основы здорового образа жизни | 5 | ||||
1 | Правила личной гигиены и здоровья | 1 | Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | § 1.1 | |
2 | Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе | 1 | Знать о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни. Уметь использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | § 1.2, 1.5 | |
3 | Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики | 1 | Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни | § 1.3 | |
4 | СПИД и его профилактика | 1 | Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией. Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни Знать о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией. Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни | § 1.4 | |
5 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | Глава 1 | ||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 7 | ||||
6 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 1 | Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте | § 2.1 | |
7 | Первая медицинская помощь при ранениях | 1 | Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях | § 2.2 | |
8 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях | § 2.3 | |
9 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | § 2.3 | ||
10 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | § 2.3 | ||
11 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | 1 | Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца | § 2.4 | |
12 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | Глава 2 | ||
Воинская обязанность | 7 | ||||
13 | Основные понятия о воинской обязанности | 1 | Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 3.1 | |
14 | Организация воинского учета и его предназначение | 1 | Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 3.2 | |
15 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе, Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 3. 3 | |
16 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | § 3.4 | |
17 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет | 1 | Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | § 3.5 | |
18 | Увольнение с военной службы и пребывания в запасе | 1 | Знать об основах военной службы. Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 3.6 | |
19 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | Глава 3 | ||
Особенности военной службы | 8 | ||||
20 | Правовые основы военной службы | 1 | Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности и военной службе граждан. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 4.1 | |
21 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ— законы воинской жизни | 1 | Знать о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 4. 2 | |
22 | Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России | 1 | Знать о традициях ВС РФ. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | § 4.3 | |
23 | Прохождение военной службы по призыву | 1 | Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 4.4 | |
24 | Прохождение военной службы по контракту | 1 | Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней | § 4.5 | |
25 | Права и ответственность военнослужащих | 1 | Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 4.6 | |
26 | Альтернативная гражданская служба | 1 | Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | § 4. 7 | |
27 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | Глава 4 | ||
Военнослужащий – защитник Отечества. Честь и достоинство ВС. | 7 | ||||
28 | Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | 1 | Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 5.1 | |
29 | Военнослужащий — специалист в совершенстве владеющий оружием и военной тактикой | 1 | Знать об основных качествах военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 5. 2 | |
30 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина | 1 | Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных Сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 5.3 | |
31 | Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | 1 | Знать о принципе единоначалия в Вооруженных Силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | § 5. 4 | |
32 | Как стать офицером Российской Армии | 1 | Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 5.5 | |
33 | Международная (миротворческая) деятельность вооруженных сил РФ | 1 | Знать о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 5.6 | |
34 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | Глава 5 |
2.3 | Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму
| 1 |
| ||||
2.4 | Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом | 1 |
| ||||
2.5 | Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны | 1 |
| ||||
P-III | Основы здорового образа жизни | 35 | |||||
Тема 3 | Нравственность и здоровье | 5 | |||||
3. 1 | Правила личной гигиены | 1 | |||||
3.2 | Нравственность и здоровье | 1 | |||||
3.3 | Инфекции, передаваемые половым путем, меры их профилактики | 1 | |||||
3.4 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДЕ. Меры профилактики ВИЧ-инфекции | 1 | |||||
3.5 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | |||||
Тема 4 | Здоровье и здоровый образ жизни | 6 | |||||
4.1 | Общие понятия о здоровье | 1 | |||||
4.2 | Факторы, влияющие на здоровье | 1 | |||||
4. 3 | Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России | 1 | |||||
4.4 | Социальная роль женщины в современном мире | 1 | |||||
4.5 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | |||||
4.6 | Семинар-собеседование «Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества» | 1 | Практическое занятие №1 | ||||
Тема 5 | Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие | 9 | |||||
5.1 | Женская половая система и ее функционирование | 1 | |||||
5. 2 | Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка | 1 | |||||
5.3 | Влияние окружающей среды на здоровье человека | 1 | |||||
5.4 | Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного | 1 | |||||
5.5 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | |||||
5.6 | Наркомания и ее профилактика | 1 | |||||
5.7 | Ранние половые связи и их последствия для здоровья | 1 | |||||
5.8 | Инфекции, передаваемые половым путем, меры их профилактики | 1 | |||||
5.9 | Семинар-собеседование «Влияние окружающей среды и вредных привычек на здоровье матери и ребенка» | 1 | Практическое занятие №2 | ||||
Тема 6 | Здоровый образ жизни — неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья | 8 | |||||
6. 1 | Стресс и его воздействие на человека | 1 | Контрольная работа №1 в виде тестирования | ||||
6.2 | Режим дня, труда и отдыха | 1 | |||||
6.3 | Основные виды питательных веществ и их значение в питании человека | 1 | |||||
6.4 | Рациональное питание и его значение для здоровья | 1 | |||||
6.5 | Влияние двигательной активности на здоровье человека | 1 | |||||
6.6 | Закаливание и его влияние на здоровье | 1 | |||||
6.7 | Правила личной гигиены и здоровье человека | 1 |
| ||||
6. 8 | Семинар-собеседование «Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья» | 1 | Практическое занятие №3 |
| |||
Тема 7 | Правовые аспекты взаимоотношения полов | 4 | |||||
7.1 | Брак и семья. Культура брачных отношений | 1 |
| ||||
7.2 | Основы семейного права Российской Федерации | 1 |
| ||||
7.3 | Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка» | 1 |
| ||||
7.4 | Семинар-собеседование «Брак и семья. Основы семейного права в Российской Федерации» | 1 | Практическое занятие №4 |
| |||
Тема 8 | Беременность и уход за младенцем | 3 | |||||
8. 1 | Беременность и гигиена беременности | 1 |
| ||||
8.2 | Уход за младенцем | 1 |
| ||||
8.3 | Семинар-собеседование «Гигиена беременности» | 1 | Практическое занятие №5 |
| |||
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 9 | |||||
Тема 9 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 9 | |||||
9.1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 1 | |||||
9.2 | Первая медицинская помощь при ранениях | 1 | |||||
9. | Основные правила оказания первой медицинской помощи | 1 | |||||
9.4 | Правила остановки артериального кровотечения | 1 | |||||
9.5 | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего | 1 | |||||
9.6 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 | |||||
9.7 | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота | 1 | |||||
9.8 | Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины | 1 | |||||
9.9 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | 1 | Контрольная работа №2 в виде тестирования | ||||
P-V | Основы обороны государства | 17 | |||||
Тема 10 | Вооруженные силы Российской Федерации — основа обороны государства | 3 | |||||
10. 1 | Функции и задачи современных Вооруженных сил России | 1 |
| ||||
10.2 | Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом | 1 | |||||
10.3 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | Доклад из сетиInternet |
| |||
Тема 11 | Символы воинской чести | 3 | |||||
11.1 | Боевой Знамя воинской части -символ воинской чести, достоинства и славы | 1 |
| ||||
11.2 | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 |
| ||||
11. 3 | Военная форма одежды | 1 |
| ||||
Тема 12 | Воинская обязанность | 11 | |||||
12.1 | Основные понятия о воинской обязанности | 1 |
| ||||
12.2 | Организация воинского учета | 1 |
| ||||
12.3 | Первоначальная постановка граждан на воинский учет | 1 |
| ||||
12.4 | Обязанности граждан по воинскому учету | 1 |
| ||||
12.5 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 |
| ||||
12. |