Физика 11 класс презентация взаимодействие токов – Презентация к уроку физики в 11 классе «Взаимодействие токов.Магнитное поле «
Презентация к уроку по физике (11 класс) по теме: Магнитное поле. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики в 11 классе «Магнитное поле. Взаимодействие токов»По учебнику «Физика 11» Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина….
Презентация к уроку физики в 11 классе «Вектор магнитной индукции»Презентация к уроку физики в 11 классе…
Презентация к уроку физики в 11 классе «Модуль вектора магнитной индукции». Закон Ампера.Презентация к уроку физики…
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано…
Презентация для 11 класса «Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.»При базовом изучении физики в 11 классе может быть использована презентация по теме «Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера». Презентация имеет 4 части: 1 часть активизирует мыслительную деяте…
Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера 9 классТема: Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы АмпераЦель урока: сформировать понятие о модуле магнитной индукции и силе Ампера; уметь решать задачи на определение этих величин.Оборудование: ист…
Магнитное поле тока и магнитные линии, разработка урокаЦели:1.Дать понятие магнитных линий;2.Установить связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике;Задачи:1.Образовательная — обосновать связь между направ…
nsportal.ru
Разработка урока по физике «Взаимодействие токов» 11 класс
Методика проведения компьютерной лабораторной работы
«Взаимодействие параллельных токов»
Оборудование для демонстрационного эксперимента: ленты из фольги, штатив, ключ, цветные соединительные провода, источник постоянного тока на 12 В.
Оборудование для фронтального эксперимента: проволочные мотки, штатив, цветные соединительные провода и источник постоянного тока на 4 В.
Проведение демонстрационного эксперимента и проведение
фронтального эксперимента.
Подготовить и провести демонстрационный эксперимент «Взаимодействие двух параллельных токов» с лентами из алюминиевой фольги. Целесообразно показать взаимодействие токов на двух опытах, вначале на двух параллельных проводниках с током одинакового и противоположного направлений. Вокруг каждого проводника с током обнаруживается магнитное поле (рис. 1). Акцентировать внимание учащихся на то, что силовые линии магнитного поля вокруг проводника с током являются концентрическими окружностями и лежат в плоскости, перпендикулярной этому проводнику.
Рисунок 1. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.
Затем перейти к фронтальному эксперименту взаимодействия катушек с током, который будут проводить сами учащиеся. Объяснить учащимся, что первый эксперимент достаточно труден в исполнении и требует тщательной подготовки. Именно поэтому фронтально учащимся предлагается провести эксперимент по взаимодействию двух круговых токов, используя проволочные мотки, ключ, штатив, цветные соединительные провода и источник постоянного тока на 4 В.
Проведение фронтального эксперимента.
Отметить направление тока в каждом витке, используя цветные провода. Включив на непродолжительное время ток, пронаблюдать взаимодействие двух катушек с током.
Учащиеся должны зафиксировать притяжение и отталкивание двух катушек с током в зависимости от направления тока. Витки с током одинакового направления притягиваются, а противоположного – отталкиваются.
После первичного формирования представлений о взаимодействии двух проводников с токов, акцентируем внимание учащихся на вопросы:
1) Магнитное поле создается электрическим током каждого проводника. (Силовые линии магнитного поля обозначены на рис. 2. красным цветом).
2) Магнитное поле обнаруживается по его действию на электрический ток. (Соответствующие силы обозначены как F1 и F2 синим цветом).
Рисунок 2. Магнитное взаимодействие параллельных и антипараллельных токов.
3) Векторы В1 и В2 магнитной индукции параллельных токов I1 и I2 лежат в плоскости, перпендикулярной обоим токам. Следовательно, направление тока в проводнике I1 и I2, направление магнитного поля B1 и B2 и направление сил, действующих на проводники F1 и F2, связаны между собой.
Проведение компьютерной лабораторной работы
Затем рекомендуется вначале ознакомиться с соответствующей интерактивной моделью (рис. 3).
Рисунок 3. Интерактивная модель «Взаимодействие параллельных токов».
Затем ответить на контрольные вопросы к лабораторной работе «Взаимодействие параллельных токов»:
1. Каковы направления тока в проводах и индукции магнитного поля от проводов, если параллельные провода притягиваются?
А) токи протекают в одном направлении, индукция магнитного поля от проводов направлена в разные стороны
Б) токи протекают в разных направлениях, индукция магнитного поля от проводов направлена в одну сторону;
В) токи протекают в одном направлении, индукция магнитного поля от проводов направлена в одну сторону;
Г) токи протекают в разных направлениях, индукция магнитного поля от проводов направлена в разные стороны;
Д) токи протекают в одном направлении, индукция магнитного поля от проводов направлена в ту же сторону.
2. Как взаимодействуют параллельные проводники с током, если токи протекают в разных направлениях, и как направлена индукция магнитного поля от каждого из проводов?
А) проводники притягиваются, векторы индукции магнитного поля от проводов направлены в разные сторон
Б) проводники притягиваются, векторы индукции магнитного поля от проводов направлены в одну сторону;
В) проводники отталкиваются, векторы индукции магнитного поля от проводов направлены в одну сторону;
Г) проводники отталкиваются, векторы индукции магнитного поля от каждого из проводов направлены в разные стороны;
Д) проводники притягиваются, векторы индукции магнитного поля от каждого из проводов параллельны направлению соответствующих токов.
3. По двум параллельным проводам в одном направлении протекает электрический ток 1 А. Расстояние между проводами 1 м. Определите, как изменится сила Ампера, действующая на участок провода, если расстояние между проводами увеличить в 2 раза?
А) увеличится в 2 раза;
Б) уменьшится в 2 раза;
В) увеличится в 4 раза;
Г) уменьшится в 4 раза;
Д) не изменится.
4. По двум параллельным проводам в разных направлениях протекает электрический ток 2 А. Расстояние между проводами 1 м. Определите, как изменится сила Ампера, действующая на участок провода, если расстояние между проводами уменьшить в 2 раза?
А) увеличится в 2 раза;
Б) уменьшится в 2 раза;
В) увеличится в 4 раза;
Г) уменьшится в 4 раза;
Д) не изменится.
5. По двум бесконечным параллельным проводникам протекают токи в разных направлениях. Определить направление индукции магнитного поля от каждого проводника.
А) вектор индукции магнитного поля от каждого проводника направлен в ту же сторону, что и соответствующий ток;
Б) вектор индукции магнитного поля от каждого проводника направлен в противоположную сторону к соответствующему току;
В) векторы индукции магнитного поля от каждого проводника направлены в одну сторону по касательным к окружностям, центр которых находится на оси проводников;
Г) индукция магнитного поля от каждого проводника направлена в разные стороны по касательным к окружностям, центр которых находится на оси проводников;
Д) определить направление индукции магнитного поля от каждого проводника не возможно.
6. По двум параллельным проводам в разных направлениях протекает электрический ток 1 А. Расстояние между проводами 1 м. Определите, как изменится сила Ампера, действующая на участок провода, если расстояние между проводами уменьшить в 2 раза, а силу тока в одном из проводов увеличить в 4 раза?
А) увеличится в 2 раза; Б) уменьшится в 2 раза; В) увеличится в 4 раза;
Г) уменьшится в 4 раза; Д) увеличится в 8 раз
Верные ответы: 1 – А, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – В, 6 – Д.
После этого провести компьютерные эксперименты по определенным заданиям и проверить свои решения. Компьютерные эксперименты к лабораторной работе, по которым можно провести соответствующий компьютерный эксперимент, специально составлены как задания с числами, соответствующими интерактивной лабораторной работе.
По умолчанию, в компьютерной лабораторной работе установлено значение I1 = 1,0 A, I2 = 1,5 A. В модели можно изменить направление тока, протекающего по проводнику, изменив соответствующее значение силы тока. Установите значение I1 = 0,5 A, I2 = 2 A. Как изменилась картина силовых линий магнитного поля? (Рис. 4).
Рисунок 4. Изменение картины силовых линий магнитного поля двух проводов с током.
Эксперимент № 1. По двум бесконечным параллельным проводникам протекают токи 1 А и 2 А в разных направлениях. Расстояние между проводниками 0,8 м. Определить величину и направление индукции магнитного поля на расстоянии 0,8 м от каждого проводника. Провести компьютерный эксперимент и проверить ответ.
Ответ. Индукция магнитного поля направлена в одну сторону. От первого тока B12 = 2,5·10-7 Тл, от второго тока B21 = 5·10–7 Тл.
Эксперимент № 2. Сила тока в проводниках, расположенных параллельно на расстоянии 1 м друг от друга, равна соответственно 1 А и 2 А. Токи протекают в одном направлении. Определить индукцию магнитного поля на расстоянии 1 м от каждого проводника. Во сколько раз по модулю индукция от второго проводника больше индукции от первого проводника? Провести компьютерный эксперимент и проверить ответ. Индукция магнитного поля В12
= 2·10-7 Тл, В21 = –4·10-7 Тл.Ответ. В 2 раза.
Эксперимент № 3. По двум длинным параллельным проводникам, находящимся на расстоянии 0,5 м течет ток соответственно 2 А и 1,5 А в разных направлениях. Определить, во сколько раз изменится сила взаимодействия, если расстояние увеличить в 2 раза. Провести компьютерный эксперимент и проверить ответ.
Ответ. Уменьшится в 2 раза.
Эксперимент № 4. По двум длинным параллельным проводникам, находящимся на расстоянии 0,5 м, протекают токи в одном направлении. Сила тока в проводниках 2 А. Во сколько раз изменится сила взаимодействия проводников, если расстояние увеличить в три раза. Провести компьютерный эксперимент и проверить ответ.
Ответ. Уменьшится в 3 раза.
Умения учащихся творчески использовать полученные знания по теме «Взаимодействие параллельных токов» можно продемонстрировать на заданиях проблемного и творческого характера. Примеры таких ожидаемых заданий:
В каком случае совпадают направления векторов магнитной индукции В1 и В2 при взаимодействии двух параллельных проводов с током?
Могут ли силы, действующие на два параллельных проводника с током быть разными по значению? А по направлению?
Как изменяется при взаимодействии двух параллельных током при увеличении расстояния между ними в 2 раза индукция магнитного поля и сила взаимодействия двух проводников?
В тетрадях для лабораторных работ у учащихся после выполнения компьютерной лабораторной работы «Взаимодействие параллельных токов» должны быть записи:
По проведению фронтального эксперимента.
По проведению компьютерных экспериментов.
Отметка за выполнение компьютерной работы ставится по правильным результатам.
В настоящее время при изучении физики все более широко применяются персональные компьютеры как в процессе обучения, так и текущего контроля. Применение компьютеров активизирует процесс изучения предмета учащимися, облегчает и ускоряет усвоение нового материала и контроль, что в итоге повышает качество обучения и углубляет знания учащихся.
Обучающие системы, созданные с использованием компьютерных технологий, относятся к специфическому виду технических средств обучения и призваны облегчить труд учителя и освободить его от трудоемкой работы.
Важным аспектом применения компьютера в обучении физике имеет ряд особенностей:
1) отсутствие или недостаточность лабораторной базы в кабинете физики;
2) конкретное мышление учащихся, воспринимающих изучаемый предмет в аспекте своего жизненного опыта.
Учет первой из этих особенностей заставляет применять компьютерное интерактивное моделирование вместо лабораторных работ на реальном оборудовании. Вторая особенность вызывает необходимость моделировать конкретные задачи в ходе выполнения лабораторного практикума.
Использование компьютеров связано с решением целого ряда задач развития физического образования. Автоматизированные обучающие системы могут применяться как дополнение и пояснение к уроку, а также для текущего контроля знаний на практических занятиях, для автоматизации проведения лабораторных работ.
Главная цель лабораторных работ – экспериментально подтвердить теоретические положения изучаемой науки, обеспечить понимание обучаемыми основных закономерностей и форм их проявления, сформировать у учащихся подход к научным исследованиям, привить навыки экспериментальной деятельности.
Компьютерная обучающая система должна быть организована таким образом, чтобы при необходимости имелась возможность встраивать звук и видео. Видео изображение просто незаменимо при изучении физических явлений. Звук используется в тех случаях, когда звуковое восприятие материала необходимо для полного понимания происходящих процессов, для полного точного восприятия опыта.
Эффективность применения информационных технологий в обучении физике во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру учебно-воспитательного процесса. В каждом конкретном случае учителю физики приходится самостоятельно определять, с какой целью и как использовать ИКТ на занятиях, для решения каких образовательных и воспитательных задач он обращается к тому, или иному виду ИКТ, какой педагогический результат надеется получить.
infourok.ru
Урок физики в 11-м классе «Взаимодействие электрических токов»
Разделы: Физика
Цели урока:
- Дидактические – создавать условия для усвоения нового учебного материала по взаимодействию токов, используя проблемно – деятельностный подход, основанный на трудах Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева;
- Образовательные – формировать представления о природе взаимодействия электрических токов;
- Развивающие – формировать представление о процессе научного познания по изучению нового материала по логической цепочке: создание проблемной ситуации – формулировка проблемы – выдвижение гипотезы – ее обоснование – проверка;
- Воспитательные – прививать культуру умственного труда.
Тип урока – урок освоения новых знаний.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, диски с электронными видеоматериалами по теме: «Магнитные поля», интерактивная доска, мультимедийный проектор.
- Для учащихся: слайды по этапам урока; демонстрационный эксперимент по взаимодействию токов, учебник 11 класса – автор Касьянов В.А.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
<Презентация, слайд 3, слайд 4, слайд 5, слайд 6>
Учитель. Вспомним, что мы знаем об истории открытия магнитного поля?
Учащиеся представляют историю открытия магнитного поля.
<Презентация, слайд 3, слайд 4>.
Учитель. Какую гипотезу о существовании магнитного поля предложил Ампер?
Учащийся 1. Исторический экскурс о биографии Ампера <Презентация, слайд 5>.
Учащийся 2. Рассказывают о «гипотезе Ампера» <Презентация, слайд 6>.
II. Изучение нового материала
Учитель. Особого внимания заслуживают многочисленные открытия Ампера. В конце 1820 года он открыл закон взаимодействия проводников с током. Запишем тему урока <Презентация, слайд 1, слайд 2>.
Постановка проблемы демонстрация опыта по взаимодействию проводников с током [ 2 ].
Учащиеся. Наблюдают, анализируют и делают предположение о том, чем же вызвано взаимодействие проводников с током (формулируют гипотезу).
Учитель. Изменяет условия демонстрации, а именно изменяет направление тока в проводниках, пропускается ток по одному проводнику.
Учащиеся, используя дополнительную литературу [ 3, 4 ], учебник [ 1 ] выясняют природу взаимодействия проводников с током <Презентация, слайд 7, слайд 8>.
Учитель. (Обобщает работу учащихся и подводит их к правильному пониманию физики взаимодействия) <Презентация, слайд 9>. По современным представлениям, взаимодействие проводников с током обусловлено действием на движущиеся в них заряженные частицы магнитного поля соседнего проводника с током. Определим, с какой силой взаимодействуют проводники? Какую зависимость установил Ампер?
Учащиеся. Выполняют самостоятельно по учебнику [ 1 ] поиск данной зависимости.
Затем учащийся выходит к интерактивной доске и выполняет расчет силы взаимодействия проводников с током.
III. Закрепление знаний
Учитель. Решим задачу на расчет данной силы. Условие задачи на доске.<Презентация, слайд10>.
Учащиеся. Проводят самостоятельное решение задачи (проверка и обсуждение <Презентация, слайд 11>).
Далее идет работа учителя с классом по выявлению первичного усвоения знаний с использованием:
- демонстрации видеофрагментов по материалам электронные уроки и тесты «Магнитное поле» [ 6 ].
- тестов по материалам электронные уроки и тесты «Магнитное поле» [ 6 ].
IV. Подведение итогов урока
Выводы делают сами учащиеся.
V. Домашнее задание
1. Параграф по учебнику [ 1 ].
2. Творческое задание – создать серию
презентаций по теме: «Магнитное поле ».
3. Вопросы в конце параграфа.
Результативность урока
На уроке используются [ 5 ]:
1. Приемы работы:
1.1. Изложение нового материала в процессе
беседы, дискуссии, ученических упражнений.
1.2. Показ явления на уроке посредством
демонстрации, компьютерной модели.
1.3. Использование на уроке учебников,
видеофрагментов, компьютерных программ.
1.4. Использование кратких конспектов, таблиц,
рисунков, портретов ученых.
2. Методы обучения:
2.1. По источникам знания:
2.1.1. Словесный метод (разъяснение, дискуссия, беседа).
2.1.2. Наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, наблюдение).
2.1.3. Видео метод (просмотр видеоматериалов, упражнения, тесты с использованием компьютера, интерактивной доски).
2.1.4. Практический метод (демонстрация, упражнения).
2.2. По характеру познавательной деятельности:
2.2.1. Объяснительно иллюстративный метод (объяснение, показ, беседа).
2.2.2. Репродуктивный метод (демонстрация, упражнение).
2.2.3. Проблемный метод (проблемная ситуация).
2.2.4. Частично поисковый метод (исследовательское моделирование, наблюдение).
2.3. По степени самостоятельности учащихся:
2.3.1. Учебная работа под руководством учителя, компьютера.
2.3.2. Самостоятельная работа учащихся.
3. Первичный контроль:
3.1. При помощи компьютера с использованием интерактивной доски.
Используемая литература:
- Касьянов В.А. Учебник физики 11 класс (профильный уровень). Дрофа. Москва. 2007.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Часть 1, М, «Просвещение», 1978.
- М.Колтун. Мир физики. Москва. «Детская Литература». 1984.
- Б.И.Спасский. Физика в её развитии. Москва. «Просвещение». 1982.
- Методический справочник учителя физики. Мнемозина. Москва.,2003.
- Электронные уроки и тесты. «Магнитные поля». ЗАО «Просвещение – МЕДИА». 2005.
Педагогическое эссе
- Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер – это главное, что может сделать учитель, в этом я вижу актуальность данного урока.
- При использовании теории деятельностного подхода на уроках физики ученики привыкают добывать знания, возрастает их самостоятельность и активность на уроках, изменяется мотивация; благодаря этому повышается интерес.
- Включение в учебный процесс использование
интерактивной доски, компьютера и мультимедиа
проектора расширило возможности урока. Это
позволяет учащимся видеть реалистичные
двухмерные и трехмерные объекты учебной
дисциплины, наблюдать их изменение и
управлять их свойствами. Использовать
компьютер для создания проблемной ситуации:
- отключить звук и попросить учеников прокомментировать наблюдаемое явление, а затем посмотреть со звуком;
- остановить кадр и попросить, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса или хода эксперимента;
- продемонстрировать какое – либо явление, процесс и попросить объяснить, почему происходит именно так, выдвинуть гипотезу и таким образом, выйти на проблемную ситуацию.
- Письменная проверка с использованием компьютера: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект, логическая схема, кроссворд, и т.д.
- Таким образом, при проведении уроков физики с
компьютерной поддержкой используются формы и
методы, которые:
- позволяют сделать обучение наиболее привлекательным и доступным при сохранении необходимого научного уровня;
- решить давно назревшие проблемы личностно ориентированного подхода к обучению;
- развить актуальное сейчас умение работать с компьютерной техникой.
Используемая литература:
- Учебник физики 11 класс (профильный уровень). Автор Касьянов В.А
- Учебно-методический комплект, автор Касьянов В.А
- По материалам книги: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование.
25.01.2009
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку физики в 11 классе Тема: «Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции»»
Презентация в уроку физики в 11 классе
Тема: «Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции»
Презентация разработана:
учителем физики МАОУ СОШ №2 п.Энергетик,
Долговой В.М. и обучающимися 11 класса
Актуализация знаний
(подготовка к восприятию нового материала)
Вопросы по теме «Электрическое поле»:
- Что означают выражения «частица обладает электрическим зарядом», «тело обладает электрическим зарядом»?
- Что такое «электрическое поле»?
- По каким свойствам можно обнаружить электрическое поле?
- Как объяснить взаимодействие двух покоящихся точечных зарядов или заряженных тел?
- По какой формуле рассчитывается сила взаимодействия между точечными зарядами?
- Какая физическая величина является основной силовой характеристикой электрического поля?
- Как рассчитывается напряжённость электрического поля?
Повторение по теме «Электрическое поле»
Исторические сведения о развитии учения магнитного поля
- В 1269 году французский ученый Перегрин отметил магнитное поле на поверхности сферического магнита, применяя стальные иглы, и определил, что получающиеся линии магнитного поля пересекались в двух точках, которые он назвал «полюсами».
- Почти три столетия спустя, Уильям Гильберт Колчестер заявил, что Земля является магнитом. Опубликованная в 1600 году, работа Гилберта «De Magnete» , заложила основы магнетизма как науки.
- В 1750 году Джон Мичелл заявил, что магнитные полюса притягиваются и отталкиваются в соответствии с законом обратных квадратов.
- Шарль-Огюстен де Кулон экспериментально проверил это утверждение в 1785 году.
- Симеон Дени Пуассон в 1824 г. создал первую успешную модель магнитного поля.
- В 1819 году Ханс Кристиан Эрстед обнаружил, что электрический ток создает магнитное поле вокруг себя.
- В 1820 году Андре-Мари Ампер показал, что параллельные провода, по которым идёт ток в одном и том же направлении, притягиваются друг к другу.
- Жан-Батист Био и Феликс Савар в 1820 году открыли закон, который правильно предсказывал магнитное поле вокруг любого провода, находящегося под напряжением.
- Расширив эти эксперименты, Ампер издал свою собственную успешную модель магнетизма в 1825 году.
- В 1850 году лорд Кельвин, различие между двумя
магнитными полями обозначил как поля H и B.
Основные понятия
Магнитными силами называют силы, с которыми проводники с током взаимодействуют друг с другом.
Магнитное поле – это особая форма материи, которая существует независимо от нас и обнаруживается с помощью проводников с током или магнитных стрелок.
Свойства магнитного поля:
- Магнитное поле порождается только движущимися зарядами, в частности электрическим током.
- В отличие от электрического поля магнитное поле обнаруживается по его действию на движущиеся заряды (заряженные тела).
- Магнитное поле материально, т.к. оно действует на тело, следовательно, обладает энергией.
- Магнитное поле обнаруживается по
действию на магнитную стрелку.
Графическое изображение магнитного поля
Правило буравчика. Правило правой руки.
Вопросы для закрепления темы урока :
- Какие взаимодействия называются магнитными?
- Каковы основные свойства магнитного поля?
- Опишите опыт Эрстеда. Что доказывает опыт Эрстеда?
- Что называют линиями магнитной индукции?
- Как направлен вектор магнитной индукции?
- Что собой представляют линии магнитного поля прямого проводника с током, соленоида?
- Какое магнитное поле считают однородным? неоднородным?
- Какие поля называют вихревыми?
- В чём состоит правило буравчика?
- Что можно определить по правилу
правой руки?
multiurok.ru
«Презентация по физике на тему «Взаимодействие токов» (11 класс)»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Магнитное поле постоянного электрического тока. Вектор и линии магнитной индукции. Неподвижные электрические заряды создают вокруг себя электрическое поле. Движущиеся заряды создают, кроме того, магнитное поле. Возьмём два гибких проводника, укрепим их вертикально, а затем присоединим нижними концами к полюсам источника тока. Притяжения или отталкивания проводников при этом не обнаружится, хотя проводники заряжаются от источника тока, но заряды проводников при разности потенциалов между ними в несколько вольт ничтожно малы. Поэтому кулоновские силы никак не проявляются.Взаимодействие токов
style.rotation
Но если другие концы проводников замкнуть проволокой так, чтобы в проводниках возникли токи противоположного направления, то проводники начнут отталкиваться друг от друга. В случае токов одного направления проводники притягиваются.Взаимодействия между проводниками с током, называют магнитными. Силы, с которыми проводники с током действуют друг на друга, называют магнитными силами.
Основные свойства магнитного поля1. Магнитное поле порождается электрическим током (движущимися зарядами).2. Магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток (движущиеся заряды).Подобно электрическому полю, магнитное поле существует реально независимо от нас, от наших знаний о нём. Экспериментальным доказательством реальности магнитного поля, является факт существования электромагнитных волн.
Замкнутый контур с током в магнитном поле Для изучения магнитного поля можно взять замкнутый контур малых (по сравнению с расстояниями, на которых магнитное поле заметно изменяется) размеров. Например, можно взять маленькую плоскую проволочную рамку произвольной формы.Подводящие ток проводники нужно расположить близко друг к другуили сплести вместе. Тогда результирующая со стороны магнитного поля на эти проводники, будет равна нулю.
Выяснить характер действия магнитного поля на контур с током можно с помощью следующего опыта.Подвесим на тонких гибких проводниках, сплетённых вместе, маленькую плоскую рамку, состоящую из нескольких витков проволоки.На расстоянии, значительно большем размеров рамки, вертикально расположим провод.При пропускании электрического тока через провод и рамку рамка поворачивается и располагается так, что провод оказывается в плоскости рамки.
Магнитное поле создаётся не только электрическим током, но и постоянными магнитами.Если подвесить на гибких проводах рамку с током между полюсами магнита, то рамк
schoolfiles.net
«Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку физики в 11 классе Тема: «Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции»»
Презентация в уроку физики в 11 классе
Тема: «Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции»
Презентация разработана:
учителем физики МАОУ СОШ №2 п.Энергетик,
Долговой В.М. и обучающимися 11 класса
Актуализация знаний
(подготовка к восприятию нового материала)
Вопросы по теме «Электрическое поле»:
- Что означают выражения «частица обладает электрическим зарядом», «тело обладает электрическим зарядом»?
- Что такое «электрическое поле»?
- По каким свойствам можно обнаружить электрическое поле?
- Как объяснить взаимодействие двух покоящихся точечных зарядов или заряженных тел?
- По какой формуле рассчитывается сила взаимодействия между точечными зарядами?
- Какая физическая величина является основной силовой характеристикой электрического поля?
- Как рассчитывается напряжённость электрического поля?
Повторение по теме «Электрическое поле»
Исторические сведения о развитии учения магнитного поля
- В 1269 году французский ученый Перегрин отметил магнитное поле на поверхности сферического магнита, применяя стальные иглы, и определил, что получающиеся линии магнитного поля пересекались в двух точках, которые он назвал «полюсами».
- Почти три столетия спустя, Уильям Гильберт Колчестер заявил, что Земля является магнитом. Опубликованная в 1600 году, работа Гилберта «De Magnete» , заложила основы магнетизма как науки.
- В 1750 году Джон Мичелл заявил, что магнитные полюса притягиваются и отталкиваются в соответствии с законом обратных квадратов.
- Шарль-Огюстен де Кулон экспериментально проверил это утверждение в 1785 году.
- Симеон Дени Пуассон в 1824 г. создал первую успешную модель магнитного поля.
- В 1819 году Ханс Кристиан Эрстед обнаружил, что электрический ток создает магнитное поле вокруг себя.
- В 1820 году Андре-Мари Ампер показал, что параллельные провода, по которым идёт ток в одном и том же направлении, притягиваются друг к другу.
- Жан-Батист Био и Феликс Савар в 1820 году открыли закон, который правильно предсказывал магнитное поле вокруг любого провода, находящегося под напряжением.
- Расширив эти эксперименты, Ампер издал свою собственную успешную модель магнетизма в 1825 году.
- В 1850 году лорд Кельвин, различие между двумя
магнитными полями обозначил как поля H и B.
Основные понятия
Магнитными силами называют силы, с которыми проводники с током взаимодействуют друг с другом.
Магнитное поле – это особая форма материи, которая существует независимо от нас и обнаруживается с помощью проводников с током или магнитных стрелок.
Свойства магнитного поля:
- Магнитное поле порождается только движущимися зарядами, в частности электрическим током.
- В отличие от электрического поля магнитное поле обнаруживается по его действию на движущиеся заряды (заряженные тела).
- Магнитное поле материально, т.к. оно действует на тело, следовательно, обладает энергией.
- Магнитное поле обнаруживается по
действию на магнитную стрелку.
Графическое изображение магнитного поля
Правило буравчика. Правило правой руки.
Вопросы для закрепления темы урока :
- Какие взаимодействия называются магнитными?
- Каковы основные свойства магнитного поля?
- Опишите опыт Эрстеда. Что доказывает опыт Эрстеда?
- Что называют линиями магнитной индукции?
- Как направлен вектор магнитной индукции?
- Что собой представляют линии магнитного поля прямого проводника с током, соленоида?
- Какое магнитное поле считают однородным? неоднородным?
- Какие поля называют вихревыми?
- В чём состоит правило буравчика?
- Что можно определить по правилу
правой руки?
multiurok.ru
Презентация — Взаимодействие токов
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Взаимодействие токов.
©Сулименко Нелли. Ученица 11 класса. МБОУ Александровская СОШ. х. Александров Ростовская область.
Слайд 2
Взаимодействие токов.
Открытие:
Закон взаимодействия токов был открыт экспериментально задолго до создания теории относительности. Он значительно сложнее закона Кулона, описывающего взаимодействие неподвижных точечных зарядов. Этим и объясняется, что в его исследовании приняли участие многие ученые, а существенный вклад внесли Био (1774 — 1862), Савар (1791 — 1841), Ампер (1775 — 1836) и Лаплас(1749 — 1827).
Слайд 3
Между неподвижными электрическими зарядами действуют силы, определяемые законом Кулона. Согласно теории близкодействия это взаимодействие осуществляется так: каждый из зарядов создает электрическое поле, которое действует на другой заряд.
Слайд 4
Если другие концы проводников замкнуть проволокой так, чтобы в проводниках возникли токи противоположного направления, то проводники начнут отталкиваться друг от друга.
Слайд 5
Опыт I:
Возьмем два гибких проводника, укрепим их вертикально, а затем присоединим нижними концами к полюсам источника тока. Притяжения или отталкивания проводников при этом не обнаружится.
Слайд 6
Магнитное поле.
Источниками магнитного поля являются движущиеся электрические заряды. Магнитное поле возникает в пространстве, окружающем проводники с током, подобно тому, как в пространстве, окружающем неподвижные электрические заряды, возникает электрическое поле.
Слайд 7
Основные свойства магнитного поля:
Магнитное поле порождается электрическим током
Магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток
Слайд 8
Открытие магнитного поля:
Изучение магнитного поля началось в 1269, когда французский ученый Petrus Peregrinus де Maricourt наметил магнитное поле на поверхности сферического магнита использованием железа иглы, отмечая, что результирующее поле линии перешли в двух точках он назвал «полюсов» те точки, по аналогии с полюса Земли.
В 1819 году, Ганс Христиан Эрстед обнаружил, что электрический ток создает магнитное поле, окружающих его.
Слайд 9
Ганс Христиан Эрстед
Слайд 10
Замкнутый контур с током в магнитном поле.
Для изучения магнитного поля можно взять замкнутый контур малых размеров.
Подводящие ток проводники нужно расположить близко друг к другу или сплести вместе.
Тогда результирующая со стороны магнитного поля на эти проводники, будет равна нулю.
Слайд 11
Опыт II:
Подвесим на тонких гибких проводниках, сплетенных вместе, маленькую плоскую рамку, состоящую из нескольких витков проволоки. На расстоянии, значительно большем размеров рамки, вертикально расположим провод. Рамка при пропускании электрического тока через нее и через провод поворачивается и располагается так, что провод оказывается в плоскости рамки.
Слайд 12
При изменении направления тока в проводе рамка поворачивается на 180°. Магнитное поле создается не только токами в проводниках.
Слайд 13
Магнитное поле создается не только электрическим током, но и постоянными магнитами.
Если мы подвесим на гибких проводах плоскую рамку с током между полюсами магнита, то рамка будет поворачиваться до тех пор, пока ее плоскость не установится перпендикулярно линии, соединяющей полюсы магнита. Таким образом, магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.
lusana.ru