Диктанты для 11 класса по русскому языку – Диктанты по русскому языку для 11 класса
Диктанты по русскому языку для 11 класса
Данный раздел — это сборник диктантов, для учеников 11 классов и абитуриентов, который поможет выработать навыки практической грамотности и подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
Темы диктантов для 11 класса:
Диктант Егор (А. Платонов) 229 слов
Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету…
Автор: Платонов А.
Диктант Концерт (По К. Федину) 240 слов
Зал был наполнен необычайной для концертов толпой, какую…
Автор: Федин К.
Диктант «В родном городе» (А. Чехов) 245 слов
Это было летом, вскоре после войны. Я поехал на Кавказ и…
Автор: Чехов А.П.
Диктант «Отдых в деревне» (По Куприну) 204 слова
В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче,…
Автор: Куприн А. И.
Диктант «Там, где жил Паустовский» (2 текста: 242 слова, 207 слов, М.Ростовцев)
С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности…
Диктант Барсук (К. Паустовский) 239 слов
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев….
Диктант Березовая комната по П.Д. Бобрыкину (242 слова)
Пролетка повернула и лихо остановилась у подъезда…
Автор: Бобрыкин П.Д.
Диктант В горах (По С Бородину) 248 слов
Прошло около часа, как мы расстались с нашей компанией, и…
Автор: Бородин С.
Диктант В осеннем лесу по Е. Носову (253 слова)
Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду как в…
Автор: Носов Е.
Диктант В родной степи (В. Панова) 240 слов
Станции — это жгучая земля в мазуте, сверкание рельсов и…
Автор: Панова В.
Диктант В Уссурийской тайге 235 слов (По В.Арсеньеву.)
Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе…
Автор: Арсеньев В.
Диктант Весна (223 слова)
Снег давно сбежал с полей. От края весьма разъезженной…
Диктант Весна в Полесье по А. Куприну (218 слов)
Весна в Полесье наступила в этом году ранняя, дружная,…
Автор: Куприн А. И.
Диктант Во время болезни (По Е. Носову) 239 слов
С того дня как меня привезли из больницы с загипсованной…Автор: Носов Е.
Диктант Военная Москва (По Б. Полевому) 243 слова
И вот теперь, рассматривая военную Москву, Мересьев искал…
Автор: Полевой Б.
Диктант Воланд и Азазелло (М. Булгаков) 240 слов
На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе…
Автор: Булгаков М.
Диктант Ганин (По В. Набокову) 230 слов
Ганин выехал около трех часов дня в открытой рубашке и…
Автор: Набоков В.
Диктант Гроза (Л.Н. Толстой) 239 слов
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами…
Автор: Толстой Л.
Диктант Грушницкий (М.Лермонтов) 249 слов
Грушницкий довольно остроумен: его эпиграммы часто…
Автор: Лермонтов М.
Диктант Две церкви по В. Тендрякову (246 слов)
На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленные…
Автор: Тендряков В.
Диктант Двое на вокзале (Ю. Казаков) 243 слова
Он ждал ее на вокзале. Она опаздывала, как всегда, и он…
Автор: Казаков Ю.
Диктант Дорога (По В. Солоухину) 248 слов
Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из…
Автор: Солоухин В.
Диктант Закалка (По К. Паустовскому) 244 слова
Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной…
Автор: Паустовский К.
Диктант Зимний дуб (По Ю. Нагибину) 232 слова
Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в…
Автор: Нагибин Ю.
Диктант Ильинский омут (К. Паустовский) 249 слов
Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей…
Автор: Паустовский К.
Диктант Катерина Петровна по К. Паустовскому (245 слов)
Октябрь был на редкость холодный, ненастный.
Спутанная…
Автор: Паустовский К.
Диктант Княжна Марья (Л.Н. Толстой) 238 слов
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и…
Автор: Толстой Л.
Диктант Князь Андрей по Л.Н. Толстому (249 слов)
Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим…
Автор: Толстой Л.
Диктант Командир отряда (По А. Фадееву) 243 слова
Командир партизанского отряда внимательным взглядом…Автор: Фадеев А.
Диктант Лед на реке (А.П.Чехов) 240 слов
Свесившись через перила, вы глядите на реку, но какое…
Автор: Чехов А.П.
Диктант Леса в Мещере (К. Паустовский) 241 слово
Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем…
Автор: Паустовский К.
Диктант Лесная глушь по Куприну А. И. (246 слов)
Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте,…
Автор: Куприн А. И.
Диктант Лесные приметы (По К. Паустовскому.) 246 слов
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить…
Автор: Паустовский К.
Диктант Лесными тропами по Куприну А. И. (217 слов)
Солнце заходило. Его закат был яркий и ясный, но спокойный, и…
Автор: Куприн А. И.
Диктант Летние вечера по Куприну А. И. (205 слов)
Просторная терраса дачи была очень ярко освещена лампой и…
Автор: Куприн А. И.
Диктант Летний дождь (Л.Н.Толстой) 227 слов
Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном…
Диктант Метелица (А. Фадеев) 250 слов
Через полчаса Метелица был под самым селом. Тропинка…
Автор: Фадеев А.
Диктант На новом месте по В.Я. Брюсову (246 слов)
По своему обыкновению, проснулся я на другой день очень…
Автор: Брюсов В.Я.
Диктант Ночная поездка (По С. Бородину) 241 слово
Мы поехали полем, поросшим бесконечным кустарником, а также…
Автор: Бородин С.
Диктант О рыбной ловле (К. Паустовский) 236 слов
Старый русский писатель дедушка Аксаков был, как известно,…
Автор: Паустовский К.
Диктант Осень (В. Песков) 232 слова
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды….
Автор: Песков В.
Диктант Остановитесь! (Л.Н. Толстой) 250 слов
Полковой командир в ту самую минуту, как он услыхал…
Автор: Толстой Л.
Диктант Отчаянный (Н.А. Островский) 251 слово
Павка сполз с сарая и помчался домой. Мать возилась на…
Автор: Островский Н.А.
Диктант Память о Чайковском (К.Паустовский) 237 слов
Скромным обаянием наполнены все места, связанные с нашими…Автор: Паустовский К.
Диктант Первый зимний день По К.Паустовскому (249 слов)
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл…
Автор: Паустовский К.
Диктант Перед воздушным боем (По Н.К. Чуковскому) 240 слов
Лунин был один из немногих людей на аэродроме, которых…
Автор: Чуковский Н.К.
Диктант по В. Солоухину (248 слов)
Понятно, что, зайдя в лес, я то и дело натыкался на следы…
Автор: Солоухин В.
Диктант по книге Г. Гецова «Рациональные приемы работы с книгой»
Чтение — это работа, требующая определенного…
Диктант Подарок (К. Паустовский) 248 слов
Каждый раз когда приближалась осень, начинались разговоры…
Диктант Поздняя осень (По Ю.Казакову) 243 слова
Я взял ведро, чтобы набрать в роднике воды. Я был счастлив в…
Автор: Казаков Ю.
Диктант Полесье по И. Тургеневу (203 слова)
Полесье приняло нас в свои недра. С окраины, ближе к лугу,…
Автор: Тургенев И.
Диктант Портрет матери (И.Преловская) 248 слов
Я тотчас увидела этот портрет, зайдя в мастерскую…
Автор: Преловская И.
Диктант Правописание предлогов, союзов, частиц (76 слов)
(В) виду болезни, иметь (в) виду, разговоры (на) счет земли,…
Диктант Преображенная степь (226 слов)
Прошел холодный ветреный апрель, и, наполняя воздух…
Диктант Пристань Каменка (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 251 слово
Мы приехали на пристань Каменку ночью. Утром, когда я…
Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.
Диктант Пробуждение жизни (В.Лидин) 241 слово
Мартовская тишина лежала над притихшим в ожидании прихода…
Автор: Лидин В.
Диктант Ранним утром (Л.Н. Толстой) 233 слова
Ласка весело бежала впереди по тропинке; Левин шел за нею…
Автор: Толстой Л.
Диктант Река (Н.В. Гоголь) 250 слов
Река, верная своим высоким берегам, то давала вместе с ними…
Автор: Гоголь Н.В.
Диктант Родник (К. Паустовский) 243 слова
Как-то осенью я шел со старым лесником Тихоном на глухое…
Диктант Рябина (А. Яшин) 248 слов
Весной, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по…
Автор: Яшин А.
Диктант Сенокос (По В. Белову) 241 слово
Было знойно и тихо, кусты над водой присмирели от…
Автор: Белов В.
Диктант Скрипач (По А. Платонову) 233 слова
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника…
Автор: Платонов А.
Диктант Смерть дерева (Л.Н. Толстой) 236 слов
Ранним утром, чуть зорька, Серега взял топор и пошел в рощу….
Автор: Толстой Л.
Диктант Снег по В. Мезенцеву (246 слов)
Ну что в нем загадочного, удивится читатель, для которого…
Автор: Мезенцев В.
Диктант Соловьиное царство (К.Паустовский) 248 слов
Первая «встреча» с Левитаном произошла у меня в…
Автор: Паустовский К.
Диктант Сон (По Г. Халилецкому) 248 слов
Листопадова разбудил настойчивый телефонный…
Автор: Халилецкий Г.
Диктант Старый колодец (О. Берггольц) 238 слов
Автор: Берггольц О.
Диктант Старый сад (Чехов А.П) 237 слов
Позади большого дома был старый сад, уже одичавший,…
Автор: Чехов А.П.
Диктант Темка (По Евг. Пермяку) 250 слов
Прижился кот по имени темка на корабле. Но вскоре заметили,…
Автор: Пермяк Е.
Диктант Томик Пушкина (По М. Горькому) 228 слов
Громко рассмеявшись, моя новая знакомая ушла в спальню и…
Автор: Горький М.
Диктант Трофим (М. Шолохов) 232 слова
Просторный, заросший курчавой муравою двор правления был…
Автор: Шолохов М.
Диктант Утро на даче по Куприну А. И. (234 слова)
Несколько лет тому назад я проводил летние месяцы на даче,…
Автор: Куприн А. И.
Диктант Черный бор (По М. Булгакову) 244 слова
В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, и комнату…
Автор: Булгаков М.
Диктант Щука (К. Паустовский) 246 слов
Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях,…
Диктант Электростанция (По Д Розенталю) 244 слова
Центральная электростанция стоит в неглубоком ущелье, на…
Автор: Розенталь Д.
Диктант Юшка (По А Платонову) 241 слово
Давно, в старинные времена, жил у нас на улице старый на вид…
Автор: Платонов А.
Орфографический диктант (262 слова)
Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал (девяти)…
Словарный диктант (107 слов) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ
Не думай о секундах свысока; старался не глядеть по…
Словарный диктант (60 слов) для тренировки по теме Употребление не и ни
Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни…
Словарный диктант (67 слов) для тренировки по теме ‘Употребление не и ни’
Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся;…
Словарный диктант (75 слов) на тему Правописание предлогов, союзов, частиц
Узнать (на) счет подписки, (в) силу аттестации, узор (в) роде…
Словарный диктант (83 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ
Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал;…
Словарный диктант (91 слово) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ
Словарный диктант (92 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ
Никому не сделал добра; некому ухаживать за больным; ни для…
Словарный диктант на тему Правописание предлогов, союзов, частиц (89 слов)
Вследствие сильного снегопада; делать наперекор желанию;…
diktant-online.ru
11 класс | Диктанты.ру
Сортировка: Выберите типДиагностическийКонтрольныйИтоговыйПроверочныйСловарныйОрфографическийГодовойДля самостоятельной работыС заданиямиАудио-диктанты
(280 слов) (По книге Г. Гецова «Рациональные приемы работы с книгой») Чтение — это работа, требующая определенного порядка. Предварительный просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов…11 класс 28001 »Употребление НЕ и НИ» (92 слова) Никому не сделал добра; некому ухаживать за больным; ни для кого не секрет; не мог не слышать оппонента; как ни старайся, все напрасно; о нем ни слуху ни духу; не взошло ни росточка; стоял ни жив ни мертв; пожелал ни пуха ни пера…
11 класс, Употребление НЕ и НИ Словарный 14723 »Употребление НЕ и НИ» (107 слов) Не думай о секундах свысока; старался не глядеть по сторонам; нельзя не гордиться такими делами; откуда ни возьмись; ни дна ни покрышки; ни с того ни с сего обиделся; шел, не оглядываясь на оставленные вещи; уходи, пока не побили; в доме ни души, в хлеве…
11 класс, Употребление НЕ и НИ Словарный 11470 »Употребление не и ни» (60 слов) Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни жив ни мертв, ни пуха ни пера, ни пава ни ворона, ни рыба ни мясо, ни свет ни …
11 класс, Употребление НЕ и НИ Словарный 6064 (83 слова) Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал; немало воды утекло; явился не кто иной, как сам черт; звал не кого другого, как брата; ничто другое его не радовало; ничему иному он не удивлялся; в кинотеатре я был не один; ни один участник похода не явился…
11 класс, Употребление НЕ и НИ Словарный 9593 (67 слов) Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся; как ни трудно, дело выполни; пой, пока не охрипнешь; нельзя не любоваться закатом; нет такой крепости, которую он не возьмет; сколько ни крути, придется признаться;
11 класс, Употребление НЕ и НИ Словарный 18772 (91 слово) Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у кого просить не буду; ни во что не верю; не во что теперь верить; некуда пойти; никуда ходить не надо; никто не забыт; рассказывал нечто интересное; не читал книгу; не попугай…
11 класс, Употребление НЕ и НИ Словарный 6298 »Правописание предлогов, союзов, частиц» (89 слов) Вследствие сильного снегопада; делать наперекор желанию; узнать насчет подписки; перевести деньги на счет фирмы; в следствии по делу; в силу аттестации; в заключение выступления; находиться в заключении; вместо благодарности; в место укромное спрятаться…
11 класс, Правописание предлогов, союзов, частиц Словарный 26289 »Правописание предлогов, союзов, частиц» (75 слов) Узнать (на) счет подписки, (в) силу аттестации, узор (в) роде снежинки, (не) взирая на ливень, (в) заключени… выступления, (как) будто на периферии, (не) смотря на привилегии, я за (то) уже рассчитался, что (бы) то ни было, рассказал то (же) самое, (в) продолжени…
11 класс, Правописание предлогов, союзов, частиц Словарный 7707 (262 слова) Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал (девяти) бал…ный шторм, напоминали лиш… пл…вучие водор…сли, броше…ые на пр…брежные криста…ические скалы. Их так много, что кажется, (как)будто океан наро.. .но пос.. .лал здесь этот зеленый ковер. У самой земли еще влажно мерцает мелкая холодная изморо…ь, но (в)верху небо уже…
11 класс Орфографический 16309
dicktanty.ru
Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов
Контрольные диктанты. 10 — 11 классы
Необыкновенные дни
Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.
А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.
Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук — до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадаях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.
***
Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.
Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)
***
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шёпот.
Опасная профессия
В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. Опасно снимать львов, очень опасно — тигров. Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь — этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. Расчёт был на то, что, мол, осень и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся… При щелчке фотокамеры, запечатлевшейдвух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать — зверь бросится вслед. На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.
Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. Все животные, исключая разве что шатунов-медведей, стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все несчастья, видишь: беспечность человека спровоцировала нападение зверя.
Издавна придуманы телеобъективы, чтобы снимать животных, не пугая их и не рискуя подвергнуться нападению, чаще всего — вынужденному. К тому же, непуганые животные, не подразумевающие о вашем присутствии, ведут себя естественно. Большинство выразительных кадров добыто знанием и терпением, пониманием дистанции, нарушать которую неразумно и даже опасно.
Путь к озеру
Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием — Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.
В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)
***
Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.
Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же — часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморым позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостьб и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.
(По Н.В.Гоголю)
***
Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.
Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.
В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.
Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.
Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.
Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.
Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!
Величайшая святыня
Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими — редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней».
И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.
Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.
Ибо прах ты — и в прах обратишься.
(По М.А.Осоргину)
Роза
Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.
Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне…
Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.
Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.
Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро…
***
Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева — и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами.Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше.
Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.
Зорянка
Бывает, что в бору у какой-нибудь золотисто-рыжей сосны из белого соснового тела выпадет сучок. Пройдёт год или два, и эту дырочку оглядит зорянка — маленькая птичка точно такого же цвета, как кора у сосны.Эта птичка натаскает в пустой сучок пёрышек, сенца, пуха, прутиков, выстроит себе тёплое гнёздышко, выпрыгнет на веточку и запоёт. И так начинает птичка весну.
Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.
Но вот певчий дрозд, с какой-то высоты на холме первый увидев признаки зари, просвистел свой сигнал. На него отозвалась зорянка, вылетела из гнезда и, прыгая с сучка на сучок всё выше и выше, оттуда, сверху, тоже увидала зарю и на сигнал певчего дрозда ответила своим сигналом. Охотник, конечно, слышал сигнал дрозда и видел, как вылетела зорянка, он даже заметил, что зорянка, маленькая птичка, открыла клювик, но, что она пикнула, он просто не слышал: голос маленькой птички не дошёл до земли.
Птицы уже славили зарю наверху, но человеку, стоящему внизу, зари не было видно. Пришло время — над лесом встала заря, охотник увидел: высоко на сучке птичка свой клювик то откроет, то закроет. Это зорянка поёт, зорянка славит зарю, но песни не слышно. Охотник всё-таки понимает по-своему, что птичка славит зарю, а отчего ему песни не слвшно — это оттого, что она поёт, чтобы славить зарю, а не чтобы самой славиться перед людьми.
И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.
***
Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.
Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.
Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.
Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.
Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.
www.metod-kopilka.ru
Методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме: Диктанты для 11 класса
Экзаменационный диктант для 11 класса.
Однажды летом у небогатой, но знатной помещицы все в доме поднялись с рассветом. Только Александр, единственный сын Анны Павловны, спал богатырским сном, как следует спать двадцатидвухлетнему балованному юноше. Люди ходили на цыпочках и говорили шепотом, чтоб не разбудить молодого барина. Лишь кто-нибудь стукнет, громко заговорит не в пору — тотчас, как раздраженная львица, являлась Анна Павловна и с ходу наказывала неосторожного выговором, прозвищем, а иногда и толчком.
На кухне стряпали не покладая рук, как будто на десятерых, несмотря на то что господское семейство состояло из Анны Павловны да Александра. В сарае вытирали и подмазывали повозку. Все были заняты и работали без устали. Барбос, однако, только ничего не делал, но все ж таки по-своему принимал участие в движении. Когда мимо него проходил ни с кем не разговаривавший лакей или вприпрыжку шмыгала девка, он махал хвостом и тщательно обнюхивал проходящего.
А суматоха была оттого, что Анна Павловна нехотя отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать. От этого она была такая грустная и расстроенная. Она откроет рот, чтоб приказать что-нибудь, и вдруг остановится на полуслове, голос ей изменит, она отвернется и, всхлипнув, оботрет, если успеет, слезу, а не успеет, так уронит ее в чемодан, в который укладывала в спаленке Сашенькино белье и который не вынимали из чулана со времен ее свадьбы. Слезы давно готовы брызнуть в три ручья, но она их беспрестанно вытирает.
Не она одна оплакивала разлуку. Сильно горевал тоже камердинер Евсей: он, отправляясь с барином, покидал теплый угол в доме в комнатке смышленой Аграфены, первого министра в хозяйстве и , что всего важнее для Евсея, первой ключницы.
Между тем в воротах показался извозчик на тройке лошадей. Золоченый колокольчик, привязанный к дуге, глухо и несвободно ворочал языком, как пьяный, брошенный в караульню.
Навстречу Анне Павловне не спеша шествовал отъезжающий — белокурый молодой человек. Он весело поздоровался с матерью, но, увидев вдруг чемоданы, смутился, молча отошел к окну и стал чертить пальцем по стеклу, деланно вглядываясь в даль.
Ослепительно ярко сияло солнце. С балкона в комнату пахнуло свежестью. Далеко-далеко раскидывался сад из старых лип, и густого шиповника, и черемухи, и кустов сирени. А еще дальше стелются амфитеатром нивы с волнующимися разноцветными хлебами и примыкают к иссиня-темному лесу домики крестьян.
«Погляди-ка,- говорила мать, — какой красотой Бог наделил места наши! Зачем уезжать?»
Александр задумчиво указал рукой вдаль. Там, посреди полей, змеей вилась и убегала за лес и ветряную мельницу дорога в обетованную землю – в Петербург.
( 398 слов)
nsportal.ru
Контрольные диктанты по русскому языку 11 класс
Контрольный диктант в 10 классе № 1
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— написание з-с на конце приставок;
— написание производных предлогов;
— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений, обстоятельств;
— запятые при уточняющих членах предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
-фонетического разбора и разбора по составу;
— определять способ связи слов в словосочетаниях;
Диктант
Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.
Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура. (160 слов) (По Ю. Бондареву)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
(на) ящиках — 1-й вариант хвоей — 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Беспокойное, озябших, сжимаясь – 1-й вариант
старинный, современными, оборваться — 2-й вариант
3. Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из первого абзаца — 1-й вариант из второго абзаца — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения: Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города. — 1-й вариант
Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. — 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 2
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— разделительные Ь и Ъ;
— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений, обстоятельств;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
-способ образования слов;
— определять способ связи слов в словосочетаниях;
— группировать орфограммы.
Диктант
Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.
Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.
Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.
(166 слов) (По П. Проскурину)
Грамматические задания
1. Сгруппировать слова по виду орфограмм:
В 1,2-м абзацах; в 3,4-м абзацах — 2-й вариант
2. Сделать морфологический разбор слова:
Шевелившимися — 1-й вариант заполненные — 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Песчаное, заполненные, разметавшегося — 1-й вариант
беспредельное, приближалась, водорослей — 2-й вариант
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. — 1-й вариант
Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. — 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 3
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— правописание Ь в середине и на конце существительных;
— правописание собственных имён существительных;
— н-нн в прилагательных;
— правописание глагольных окончаний.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— знаки препинания в сложном многочленном предложении;
— знаки препинания в СБП.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— производить синтаксический разбор предложения;
— определять тип подчинительной связи в словосочетаниях;
— выполнять фонетический и морфологический разбор.
Старый музыкант.
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова)
Грамматические задания.
1. Выполнить фонетический разбор слов:
I Вариант: счастье II вариант: яблоко
2. Морфологический разбор слов:
I вариант памятника II вариант: добра
3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:
1-й вариант: 1-й абзац 2-й вариант: 2-й абзац
4. Синтаксический разбор предложения:
I вариант: Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара.
II вариант: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра.
5. Вычертить схему предложения
1-й вариант: 1-й абзац, последнее предложение 2-й вариант: 2-й абзац, 1-е предложение
6.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 4
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— разделительные Ь и Ъ;
— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений, приложении;
— запятые при уточняющих членах предложении;
— запятые при сравнительных оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
-фонетический разбор слова;
-морфологический разбор причастия;
— группировать орфограммы.
Воспоминания
Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточка железной дороги.
А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.
Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные — у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шёпот, то вдруг. На мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.
По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка. (165 слов) (По Ч. Айтматову)
Грамматические задания
1.Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста.
Из первого и второго абзаца — 1-й вариант из третьего абзаца — 2-й вариант
2. Сделать фонетический разбор слова:
Подъедешь — 1-й вариант предгорьях — 2-й вариант
3. Сделать морфологический разбор слова:
Окаймлённая — 1-й вариант взбудораженной — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. — 1-й вариант
Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно.
– 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 5
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— разделительные Ь и Ъ;
— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— правописание производных предлогов;
— дефисное написание наречий.
Постановки знаков препинания:
— знаки препинания в конце предложения;
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений, обстоятельств;
— запятые при уточняющих членах предложении;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— разбора слова по составу;
— определять способ связи слов в словосочетаниях;
— графически объяснить знаки препинания в предложении.
Диктант
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (167 слов) (По А. Соболеву)
Грамматические задания
1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.
2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
В первом и втором абзаце — 1-й вариант в третьем абзаце — 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Выспавшийся, расстилается, теряясь — 1-й вариант
голубизной, оглядев, плавающая — 2-й вариант
4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. — 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 6
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— разделительные Ь и Ъ;
— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений, приложении;
— запятые при уточняющих членах предложении;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— объяснить расстановку знаков препинания;
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора слова;
— разбор слова по составу;
— определять способ связи слов в словосочетаниях;
Тропический ливень
Февраль был на исходе. Дожди становились всё реже. Но в одну из ночей прошёл особенный ливень с тропической грозой. Днём раскалённое небо, жадничая, слишком отяжелело от выпитой влаги и теперь озлобленно возвращало её морю. С гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара срывались шквалы, шумливо падали в бухту и, взрывая поверхность её, с исступлённым воем носились вокруг эскадры.. Дождливые струи, как сыромятными ремнями, секли корабли, и всё пространство наполнилось сверканием и грохотом. Разряды атмосферного электричества с громовыми ударами были так часты, что не давали опомниться, и получалось впечатление, что над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа. Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами. Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. Гроза пьянела и совершала свой шабаш. И в этой световой и грохочущей кутерьме, сквозь муть дождя и шквала неясно вырисовывались силуэты кораблей, угрюмые и неподвижные. (153 слова) (По А.С. Новикову-Прибою)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Жадничая — 1-й вариант пьянела — 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу: Тропической, раскалённое, нагромождения — 1-й вариант
Дождливые, развёртывающейся, днём — 2-й вариант
3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами — 1-й вариант
Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. – 2-й вариант
5. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 7
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
-написание о-е после шипящих;
— написание -тся — ться в глаголах;
— написание не-ни в местоимениях.
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятые при вводных словах;
— запятые в сложных предложениях;
— двоеточие при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора слова;
— морфологического разбора глагола;
— разбора словосочетаний.
Рыжая плутовка.
В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.
Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!
А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.
Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.
Грамматические задания
1. Синтаксический разбор предложения.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. – 1-й вариант
В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок — 2-й вариант
2. Фонетический разбор слова:
Вязью — 1-й вариант ярко -2-й вариант
3.Морфологический разбор слова:
Повстречался — 1-й вариант заблестели — 2-й вариант
4. Выписать из своего предложения по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их.
5. Орфографический разбор текста.
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 8
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написание слов с чередованием в корне;
— написание сложных прилагательных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
— написание -тся — ться в глаголах;
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятые в сложных предложениях;
— запятые при обособленных членах предложения;
— запятые при обособлении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора слова;
— морфологического разбора;
— группировать орфограммы.
Дорога на перевал
Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. А у подножия — тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.
Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.
С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. Кругом могильная тишина. В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. Красные пятна мерцали на окрестных скалах. (183 слова) (По М. Ауэзову)
Грамматические задания
1. Сгруппировать орфограммы и привести примеры из текста диктанта.
2. Сделать фонетический разбор слова:
Открывая — 1-й вариант разминуться — 2-й вариант
3. Выполнить морфологический разбор:
Прижавшись — 1-й вариант набухая — 2-й вариант
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. — 1-й вариант
Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. — 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 9
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
-написание сложных прилагательных;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
-написание о-е после шипящих;
— написание -тся — ться в глаголах;
— написание не-ни в местоимениях.
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятые в сложных предложениях;
— запятые при обособленных членах предложения;
— запятые при сравнении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
— синтаксического разбора предложения; — фонетического разбора слова; разбора слова по составу; — разбора словосочетаний.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено все задания с небольшими погрешностями;
«3» — выполнил не менее 3-х заданий с негрубыми ошибками;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Вечер
Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер. (170 слов) (По С. Сейфулину)
Грамматические задания
1.Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
2. Выполнить фонетический разбор слова: Упираясь — 1-й вариант деревья — 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу: Разбросавшая, тончайшим, казалось — 1-й вариант
Заходящего, мельчайшей, упираясь — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения: Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. – 1-й вариант И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. — 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
infourok.ru
Контрольный диктант в 11 классе № 5 | Сборник диктантов по Русскому языку в 11 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 11 классе № 5
24.09.2014 20349 0Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— разделительные Ь и Ъ;
— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
— не с прилагательными, наречиями и глаголами;
— различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при обособлении определений, приложении;
— запятые при уточняющих членах предложении;
— при прямой речи.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора;
-разбор слова по составу;
— определять способ связи слов в словосочетаниях;
В Санкт-Петербурге
Стояла глубокая осень. По небу плыли низкие набухшие тучи, изредка моросил мелкий дождик. Из гавани доносились одиночные орудийные выстрелы: жители города оповещались о грозившем наводнении. Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. Никого не интересовали орудийные выстрелы. По широкому Невскому проспекту лился оживлённый людской поток, то и дело проносились блестящие кареты. Нередко впереди позолоченной кареты бежали скороходы, предупреждая народ: «Пади! Пади!»
Сквозь разорвавшиеся тучи неожиданно блеснул узкий солнечный луч и засверкал на адмиралтейской игле. И это минутное золотое сияние по-иному представило город. Среди оголенных рощ и туманной сырости он вставал прекрасным и неповторимым видением. Окрашенные в разнообразные колера красок стены домов, омытые дождиком, радовали глаз своей свежестью. Строгие, гармоничные линии зданий — творения великих зодчих — вставали во всём величии и красоте. Полуциркульные арки над каналами, одетыми в гранит, стройные колоннады, чугунные садовые решётки подле особняков — всё казалось чудом, от которого нельзя было оторвать восторженных глаз..
Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня.
(169 слов) (По Е. Фёдорову)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Сеющий — 1-й вариант сияние — 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Серебристой, позолоченной, оголённых — 1-й вариант
туманной, окрашенные, омытые — 2-й вариант
3. Сделать морфологический разбор слова:
Набухшие — 1-й вариант грозившем — 2-й вариант
4. Выписать по два словосочетания и сделать их разбор:
Из 1-го абзаца -1-й вариант из остального текста — 2-й вариант
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. 1- вариант
Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня. — 2-й вариант
tak-to-ent.net
Контрольный диктант в 11 классе № 7 | Сборник диктантов по Русскому языку в 11 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 11 классе № 7
24.09.2014 27729 0Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написание корней с чередованием;
— написание сложных прилагательных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— написание не с глаголом.
Знаки препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— знаки препинания при обособленных членах предложения;
— знаки препинания в сложных предложениях;
— в предложении с прямой речью.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора слова;
— составлять предложения с прямой речью;
— графически объяснять знаки препинания в предложении.
Ветер и сосны
Жгучий ветер, посылаемый жаркой пыльной степью, с рёвом вгрызался в сосновый лес. Стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам, он выл от напряжения, но скоро выдыхался, натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.*
Ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи, заметая её песком и высохшей травою, дабы лишний раз убедиться, что на тысячи километров вокруг всё ему подвластно.** А степь, сухая, плоская от природы, и потому полагающая за правило, что всё на свете должно быть сухим и плоским, любила ветер, который мог всё возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.
Вот только лес не давался силе ветра. Деревья, взявшись за руки и тесно прижавшись плечами друг к другу, продолжали расти. Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками.
«Ну что за блажь — эти нелепые зелёные дылды!» — злобно выл ветер. И трудился без устали. Но странно: чем сильнее он задувал, тем меньше добивался толку.
(183 слова) (По В. Михайлову)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Степью — 1-й вариант (от) напряжения — 2-й вариант
2. Найти в тексте диктанта предложение с прямой речью, выписать его, составить к нему схему.
3. Графически объяснить знаки препинания в выделенном предложении:
* — 1-й вариант ** — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. — 1-й вариант
Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками. — 2-й вариант
tak-to-ent.net