Звук м и буква м конспект – []. ̻. , — .
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Конспект занятия Звук и буква «М»
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.
2. Основная часть:
Игра «Что общего в словах?»
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
Давайте вспомним, что такое звуки? ( Это то, что мы слышим и произносим).
— Произнесём звуки [м],[м].
— Чем мы произносили эти звуки?
Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
— Обозначим звук [м] звуковым кружочком.
— Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.
— Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?
Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.
— Чем отличаются эти звуки?
— Чем они похожи?
Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА , МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно , смотри
МИ-МИ-МИ , МИ-МИ-МИ
Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.
Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)
Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)
Знакомство с буквой м.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м’] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из 4 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).
3. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м’] и буквой М.
nsportal.ru
Звук [М] и буква М
Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»
Тема: Звук [М] и буква М
Цель: знакомство детей со звуком и буквой М.
Задачи:
коррекционно-образовательные цели:
— ознакомление с артикуляцией звука [М];
— формирование навыка выделения конечного и начального звука [М] из слов; — формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М];
— формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М];
— деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги.
— знакомство с буквой М;
— конструирование и печатание буквы М;
— чтение обратных и прямых слогов с буквой м;
— чтение двусложных слов с буквой М;
— узнавание буквы М в словах.
коррекционно-развивающие цели:
— развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
коррекционно-воспитательные цели:
-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Ход работы:
I. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок. Дом.
3-й ребенок. Гном.4-й ребенок. Ком.
Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?
Дети. Звук [м].
Логопед. Верно. Садитесь.
II. Основная часть:
Игра «Подними шарик».
Логопед убирает картинки, достает синие шары.
Логопед. Еще раз произнесите звук [м].
Дети. [М].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] — согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].
А, м, н, и, м, т, м, о, м, у.
Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по.
Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.
Упражнение «Кто скорее?»
Логопед убирает воздушные шары.
Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. А, м. Что получилось?
1-й ребенок. Ам.
Логопед. Верно. Получи фишку. У, м.
2-й ребенок. Ум.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.
Логопед. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?
Дети. У Вани.
Логопед. Молодец, Ванюша. Давайте похлопаем ему.
Работа по книге «Мой букварь».
Логопед раздает детям буквари, открытые на с. 23.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?
Дети. Мама, Машенькой, малину.
Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко¬торых начинаются со звука [м].
Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.
Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М — большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву?
Дети. Четыре.
Логопед. Пойдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.
Дети выкладывают на доске букву М.
Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за стол, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.
1-й ребенок. Ам.
2-й ребенок. Ум.
3-й ребенок. Ом.
4-йребенок. Им.
1-й ребенок. Ма.
2-й ребенок. Му.
3-й ребенок. Мо.
4-йребенок. Ми.
1-й ребенок. Мама.
2-й ребенок. Тома.
3-й ребенок. Тима.4-й ребенок. Пума.
Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?
Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.
Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.
Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.
Логопед. Верно. Молодцы! Закройте буквари.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы(показать раскрытые ладони)
Удалые молодцы.
(сжать пальцы в кулак)
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых,
Два – гвардейца – храбреца.
(разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)
Два — героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца – коротышки-
Очень славные мальчишки.
Упражнение «Найди букву».
Логопед приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.
Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!
Работа в тетради №3. Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 16 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы М. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?
Дети. Синим. Это согласная буква.
Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?
Дети. Мышку, морковку и машину.
Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз слева направо, потом пишу две коротких палочки, сверху вниз и снизу вверх — уголочком, а потом еще одну длинную сверху вниз. Напишите две буквы М по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Специальная артикуляционная гимнастика.
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Для сопровождения гимнастики используются игрушки. Каждое упражнение выполняется 4—5раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну.
III. Итог:
Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?
Дети. С буквой М. Она согласная.
Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?
Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.
Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?
Дети. Из четырех.
Логопед. Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.
infourok.ru
«Звуки [М], [М’] и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буква М.
Цель: Познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М
Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнение артикуляции звуков [М] и [М’]. Выделение из ряда, изучаемые звуки. Знакомство с буквой М.
Коррекционно-развивающие: Развитие фонематического слуха, различение на слух звуков [М] и [М’]. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие ассоциативных навыков.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание коллективизма в группе.
Ход занятия:
— Ребята нас пригласили в гости. Вы любите ходить в гости? А как вести себя в гостях вы знаете? Молодцы правильно, в гостях нельзя громко разговаривать, бегать, кричать. Придя в гости, нужно поздороваться. В гости нужно идти с хорошим настроениями. У вас хорошее настроение? Хорошо. Я думаю, что мы готовы идти в гости.
Вы хотите узнать, кто нас пригласил в гости? Тогда пойдёмте.
-Ребята, это Марина, она пригласила нас в гости? Давайте поздороваемся с Мариной. Я вам расскажу историю про Марину. А вы меня внимательно слушайте:
Жила — была Марина. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Марина проснулась и подумала: «Вот какой звук услышу первым, с ним и буду дружить целый день » В комнате было тихо. Марина открыла окно и увидела корову. Корова повернула голову к Марине и поздоровалась с ней.
Как вы думаете, как корова могла поздороваться с Мариной? Правильно! Корова поздоровалась так: Му-у-у! Давайте все вместе скажем: Му-у-у!
Подумайте и скажите, какой звук первым услышала Марина? Да, первым Марина услышала звук «М». Марина улыбнулась – значит сегодня играю со звуком «М».
Уточнение артикуляции звука.
Возьмите зеркала. Давайте сначала произнесём звук [М]
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.) Да, а воздух выходит свободно? (нет) Что ему мешает? (губы). Такие звуки мы называем согласными.
Ребят, звук [м] живет на звонкой улице, в синем домике.
А давайте научим Марину всегда слышать звук М. Я вам бросаю звуки, а вы ловите только звук [м]. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [м].
Марина пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она сказала: «Ты в моей игре самая главная». Ребята, а как вы думаете, почему? Не забудьте, что Марина играет в слова со звуком [М]. Давайте вместе повторим слово МА-МА. Сколько звуков [М] в слове мама?
— Ты самая главная в моей игре, потому что в слове мама сразу два звука [М] сказала Марина. Мама улыбнулась Марине: «Я приготовлю тебе завтрак из тех продуктов, в названии которых есть звук [М].
Ребята утром МАМА купила продукты. Я предлагаю помочь МАМЕ выбрать нужные продукты. Сейчас проверим, правильный ли выбор вы сделали. Что это? (мука, томат, лимон, мед макароны, масло, молоко). Какой звук есть в каждом слове?
Давайте скажем это слово так, чтобы мама четко услышала звук [М].
Вы молодцы, помогли маме сделать правильный выбор продуктов.
Марина съела весь завтрак и решила отблагодарить маму. Она вышла в сад, чтобы нарвать для мамы цветов. На клумбе росли тюльпаны, пионы, лилии, маки. Как вы думаете, какие цветы Марина сорвала для мамы? (Маки). Почему вы так думаете?
Да, потому, что слово маки начинается на звук [М].
А у Марины есть младший брат Мирон. Они вместе пошли играть:
Физ. минутка:
Маки в поле, маки в поле
Увидали Маша с Олей.
Маки полевые, красные, большие.
В поле ветерок гуляет,
Маки красные качает.
Вот так, вот так он качает каждый мак
В поле малыши гуляли, маки красные не рвали,
Любовались ими, маками большими.
Мирон узнал, что Марина играет со звуком [М], решил что он сегодня будет играть с мягким звуком [М’]. Ребят, а звук [М’] какой звук? Гласный или согласный? Почему? Что нам мешает? Этот звук живет в зеленом домике, на звонкой улице. По этой улице летают бабочки, а Мирону нужно поймать только со звуком [М’] (ль, нь, мь, б, и, ми, ля, ню, амь). Мирон поймал все бабочки со звуком [М’] и пошел рисовать.
Ребят, а что может нарисовать Мирон? Он может нарисовать мельницу, мяч, апельсин, медведя, телефон, мед?
Доскажи словечко:
Мама задала детям такое задание: она читает, а Марина и Мирон должны сказать последнее слово.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой (мыли)
Марина и Мирон подружились еще сильнее и стали играть вместе. У них было много игрушек, а им надо было их поделить. Поможем, ребята, Марине и Мирону? (малина, мяч, мак, медведь, малина, лимон, хомяк, домино, дом)
Ребят, а у них еще была игрушечная буква М. А на что похожа буква М?
А могли Мирон и Марина сами составить букву М? Из чего можно составить букву М? (из палочек, карандашей). Сколько палочек нам понадобится? (4) Составляем букву М из палочек.
Все запомнили как выглядит буква М? Пропишите у себя на листиках букву М.
Итог: Я вижу, что вам было весело и интересно в гостях у Марины и Мирон. С каким звуком Марина играла? А с каким Мирон? Какие это звуки? Какие вы слова запомнили? Давайте, скажем им спасибо и до свидания!
multiurok.ru
Конспект логопедического занятия на тему: «Звук и буква М»
Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
Коррекционно-образовательная: закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;
Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;
Коррекционно-воспитательная: развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,
Ход урока
1. Организационный момент.
Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)
— Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?
— (Звук [м])
— Какой он гласный или согласный?
-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)
— Звонкий или глухой?
-(Звонкий: участвуют шум и голос)
-Назовите слова, в которых есть звук [м]
-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)
[м’]
— На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.
— Получилась буква М? – Да!
— Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.
— Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.
2. Артикуляционная гимнастика:
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ…»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
— губки сомкнуты без напряжения;
— воздух выходит через нос;
— горлышко «работает».
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ… (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. — Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).
Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)
4. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
— Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Игра “Дополни слоги до слов”
ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
му – (мусор, муха, муравей)
мы – (мышка, мышь, мысли)
ми – (мишка, миска, минута, мир)
ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми. (Слайд 17).
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
— Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
-Какой это звук?
— Каким цветом обозначаем?
— Что понравилось больше всего?
Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .
Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;
Коррекционно-воспитательная: развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
— Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
— Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
— Что общего в словах?
— На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.
— Получилась буква М? – Да!
— Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.
— Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.
2. Артикуляционная гимнастика:
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ…»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
— губки сомкнуты без напряжения;
— воздух выходит через нос;
— горлышко «работает».
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения
Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
— Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
-Какой это звук?
— Каким цветом обозначаем?
— Что понравилось больше всего?
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
А теперь все дружно встали. в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем —
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Пальчиковая гимнастика.
Оставил ослик ТВ огороде капусту.А мы ее засолим на зиму.
Мы капусту рубим,рубим.
Мы морковку трем,трем,
Мы капусту солим,солим,
Мы капусту жмем,жмем.
kopilkaurokov.ru
«Звуки М, Мь и буква М»
Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 «Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия статьи с иллюстрациями
Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М’]
Задачи:
- Образовательные: Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
- Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
- Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” — буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).
Ход занятия
1. Оргмомент
Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”
— Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)
Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”
2. Работа над дыханием и голосом
— работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.
Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)
Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.
Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.
— работа над силой голоса
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:
В подполье, в коморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это?… (Мышка)
3. Сообщение темы.
— Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.
— Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет – лабиринт.
Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Мммашина. [М]
Мммедведь. [Мь]
Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)
Вопросы по схеме:
— Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
— Где находится язык? (он лежит на дне рта)
— Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
5. Развитие фонематическо восприятия.
Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.
Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой… (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…
А теперь физминутка.
Физминутка
Вот идет черный кот |
Ходьба на месте |
Притаился мышку ждет |
Присесть |
Мышка норку обойдет и к коту не попадет |
Ходьба на носочках |
6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Логопед: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. ( Норка с полосочкой и кружочками). А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.
Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок : малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.
На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).
Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).
Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),
Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.
— Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )
— Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
— Пальчиковая гимнастика.
В нашем маленьком домишке |
«Дом» |
Завелись серые мышки |
«Мышки» |
Так и шмыгают кругом Все на кухне кувырком |
Круговые движения пальцами |
То топочут под столом Лакомятся молоком |
«Стол» |
На скамейку сесть хотят И пугают там ребят |
«Скамейка» |
То на шкаф залезут мышки |
«Шкаф» |
То на стуле шалунишки |
«Стул» |
Так и хочется поймать А они шмыг под кровать |
Быстро прячут мышек |
Затем дети раскрашивают букву.
Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.
8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.
В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.
Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.
А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
9. Организация окончания занятия.
Наше занятие подошло к концу.
— С какими звуками познакомились?
— Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.
kssovushka.ru
«Звуки М, Мь и буква М»
Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М’]
Задачи:
Образовательные: Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” — буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).
Ход занятия
1. Оргмомент
Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”
— Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)
Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”
2. Работа над дыханием и голосом
— работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.
Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)
Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.
Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.
— работа над силой голоса
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:
В подполье, в коморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это?… (Мышка)
3. Сообщение темы.
— Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.
— Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет – лабиринт.
Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Мммашина. [М]
Мммедведь. [Мь]
Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)
Вопросы по схеме:
— Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
— Где находится язык? (он лежит на дне рта)
— Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
5. Развитие фонематическо восприятия.
Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.
Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой… (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…
А теперь физминутка.
Физминутка
Вот идет черный котХодьба на месте
Притаился мышку ждет
Присесть
Мышка норку обойдет и
к коту не попадет
Ходьба на носочках
6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Логопед: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. ( Норка с полосочкой и кружочками). А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.
Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок : малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.
На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).
Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).
Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),
Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.
— Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )
— Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
— Пальчиковая гимнастика.
В нашем маленьком домишке«Дом»
Завелись серые мышки
«Мышки»
Так и шмыгают кругом
Все на кухне кувырком
Круговые движения пальцами
То топочут под столом
Лакомятся молоком
«Стол»
На скамейку сесть хотят
И пугают там ребят
«Скамейка»
То на шкаф залезут мышки
«Шкаф»
То на стуле шалунишки
«Стул»
Так и хочется поймать
А они шмыг под кровать
Быстро прячут мышек
Затем дети раскрашивают букву.
Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.
8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.
В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.
Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.
А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
9. Организация окончания занятия.
Наше занятие подошло к концу.
— С какими звуками познакомились?
— Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.
infourok.ru
Звуки М, М’ и буква М
Подгрупповое занятие в старшей группе по звукопроизношению
Тема: Звуки М, М’ и буква М
Цель: Познакомить со звуками м, мь и буквой М
Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнение артикуляции звуков М и М’. Выделение из ряда, изучаемые звуки. Знакомство с буквой М.
Коррекционно-развивающие: Развитие фонематического слуха, различение на слух звуков М и М’. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие ассоциативных навыков.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание коллективизма в группе.
Ход занятия :
— Ребята нас пригласили в гости. Вы любите ходить в гости? А как вести себя в гостях вы знаете? Молодцы правильно, в гостях нельзя громко разговаривать, бегать, кричать. Придя в гости, нужно поздороваться. В гости нужно идти с хорошим настроениями. У вас хорошее настроение? Хорошо. Я думаю, что мы готовы идти в гости.
Вы хотите узнать, кто нас пригласил в гости? Тогда пойдёмте.
-Ребята, это Маша, она пригласила нас в гости? Давайте поздороваемся с Машей. Я вам расскажу историю про Машу. А вы меня внимательно слушайте:
Жила — была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Вот какой звук услышу первым, с ним и буду дружить целый день » В комнате было тихо. Маша открыла окно и увидела корову. Корова повернула голову к Маше и поздоровалась с ней.
Как вы думаете, как корова могла поздороваться с Машей? Правильно! Корова поздоровалась так: Му-у-у! Давайте все вместе скажем: Му-у-у!
Подумайте и скажите, какой звук первым услышала Маша? Да, первым Маша услышала звук «М». Маша улыбнулась – значит сегодня играю со звуком «М».
Уточнение артикуляции звука.
Возьмите зеркала. Давайте сначала произнесём звук [М]
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.) Да, а воздух выходит свободно? (нет) Что ему мешает? (губы). Такие звуки мы называем согласными.
Ребят, звук м живет на звонкой улице, в синем домике.
А давайте научим Машу всегда слышать звук М. Я вам бросаю звуки, а вы ловите только звук м. Покажите фишку, когда услышите звук м.
Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она сказала: «Ты в моей игре самая главная» . Ребята, а как вы думаете, почему? Не забудьте, что Маша играет в слова со звуком «М». Давайте вместе повторим слово МА-МА. Сколько звуков «М» в слове мама?
— Ты самая главная в моей игре, потому что в слове мама сразу два звука «М» сказала Маша. Мама улыбнулась Маше: «Я приготовлю тебе завтрак из тех продуктов, в названии которых есть звук «М»
Ребята утром МАМА купила продукты. Я предлагаю помочь МАМЕ выбрать нужные продукты. Сейчас проверим, правильный ли выбор вы сделали. Что это? (мука, томат, лимон, мед макароны, масло, молоко). Какой звук есть в каждом слове?
Давайте скажем это слово так, чтобы мама четко услышала звук «М».
Вы молодцы, помогли маме сделать правильный выбор продуктов.
Маша съела весь завтрак и решила отблагодарить маму. Она вышла в сад, чтобы нарвать для мамы цветов. На клумбе росли тюльпаны, пионы, лилии, маки. Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала для мамы? (Маки). Почему вы так думаете?
Да, потому, что слово маки начинается на звук «М».
А у Маши есть младший блат Миша. Они вместе пошли играть:
Физкультминутка:
Маки в поле, маки в поле
Увидали Маша с Олей. Ходьба на месте
Маки полевые, Красные, большие.
В поле ветерок гуляет, Маки красные качает. И. п. – о. с. Руки впереди, ладони вместе. Наклоны вперед с разведением рук в стороны.
Вот так, вот так Он качает каждый мак. И. п. – о. с. Наклоны в стороны, руки вперед
В поле малыши гуляли, Маки красные не рвали, Любовались ими,
Маками большими. Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями
Миша узнал, что Маша играет со звуком М, решил что он сегодня будет играть с мягким звуком мь. Ребят, а звук Мь какой звук? Гласный или согласный? Почему? Что нам мешает? Этот звук живет в зеленом домике, на звонкой улице. По этой улице летают бабочки, а Мише нужно поймать только со звуком мь (ль, нь, мь, б, и, ми, ля, ню, амь). Миша поймал все бабочки со звуком мь и пошел рисовать.
Ребят, а что может нарисовать Миша? Он может нарисовать мельницу, мяч, апельсин, медведя, телефон, мед?
Доскажи словечко:
Мама задала детям такое задание: она читает, а Маша и Миша должны сказать последнее слово. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
А кто должен был ответить? Маша или Миша?
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой (мыли)
Кто ответил маме на этот раз?
Маша и Миша подружились еще сильнее и стали играть вместе. У них было много игрушек, а им надо было их поделить. Поможем, ребята, Маше и Мише? (малина, мяч, мак, медведь, малина, лимон, хомяк, домино, дом)
Ребят, а у них еще была игрушечная буква М. А на что похожа буква М?
А могли Миша и Маша сами составить букву М? Из чего можно составить букву М? (из палочек, карандашей). Сколько палочек нам понадобится? (4) Составляем букву М из палочек.
Все запомнили как выглядит буква М? Я предлагаю выйти к доске и изобразить самим эту букву.
Итог: Я вижу, что вам было весело и интересно в гостях у Маши и Миши. С каким звуком Маша играла? А с каким Миша? Какие это звуки? Какие вы слова запомнили? Давайте, скажем им спасибо и до-свидания!
infourok.ru