Занятия по математике в подготовительной группе метлина – Рабочая программа по математике на тему: Л.С. Метлина «Математика в детском саду» | скачать бесплатно
Конспект по математике деление на равные части ( по Метлиной) в подготовительной группе
Конспект специально организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Занятие №23»
В рамках тематической недели : Семейные традиции и праздники (День мамы). 22.11.2016 Хренкова О.А.
Цель. Создание условий для развития познавательного интереса через расширение математических представлений
Задачи: Создать условие для упражнения детей в прямом и обратном счете в пределах -10. Развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10. Учить делить целое на 2 равные части; закрепить представление о том, что половина — это 1 из 2 равных частей целого; показать отношение между целым и частями; учить пользоваться следующими выражениями: «разделить на 2 равные части, пополам», «половина целого»; закрепить знания о прямоугольнике и квадрате.
Демонстрационный материал: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки: , 10 цветных изображений морковок, корзинка, лист бумаги, ножницы, яблоко, модели прямоугольника и квадрата.
Раздаточный материал: полоски из бумаги, ножницы, коробки, в которых по 10 палочек, салфетки.
Ход занятия.
Дети в кругу на ковре.Садятся на стулья
Корзина и 10 морковок.
Игра передай улыбку.
Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какой он по счету? Какой сегодня месяц? Сколько месяцев в году? Назови осенние месяцы. Назови весенние месяцы. Назови летние месяцы.
Воспитатель говорит: «Вчера вечером я купила морковь. Помогите мне сосчитать, сколько морковок у меня оказалось. Я буду помещать морковки на наборное полотно, а вы тихо считайте, сколько их стало. (Помещает 10 морковок.) Сколько у меня морковок? Теперь я буду убирать морковки обратно в корзинку, а вы хором называйте число морковок, которое остается на наборном полотне». «Десять без одной»,— говорит воспитатель. «Девять»,— отвечают дети. И т. д. «Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1?» (Вызывает нескольких детей.)
Передают улыбку по кругу Сидя на стульях отвечают на вопросы воспитателя
Тихо считают сколько морковок , по мере их выкладывания.
Считают в обратном направлении, проговаривая.
Самостоятельно считают в обратном направлении
Условия для положительного настроя на работу
Условия для развития зрительного восприятия, умения считать до 10 в прямом и обратном порядке. Условия для речевой активности
Основная часть
Проходят за столы.
Лист бумаги
Ножницы
(работа с раздаточным материалом).
Яблоко (силуэт бумажный)
Прямоугольник и квадрат, на столах у детей палочки
Воспитатель рассказывает: «Бабушка подарила Лене плитку шоколада. К Лене пришла подружка, Лена захотела ее угостить. Что она сделала? Правильно, дети, Лена разделила плитку шоколада пополам, на 2 равные части, половину плитки дала подружке, а вторую — съела сама. Подружки захотели рисовать. А лист бумаги у них был только 1. (Показывает лист бумаги.) Что же им надо было сделать? Да, им надо было разделить лист бумаги пополам, на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем учиться делить предметы на 2 равные части. Кто знает, как разделить лист на 2 равные части? (Желающий делит.) На сколько частей Аня разделила лист? Правильно, она сложила лист 1 раз пополам и разделила на 2 части. Равные ли это части?» (Педагог складывает лист пополам и показывает, что края обеих частей совпадают, значит, они равны.)
Педагог предлагает кому-либо из детей показать 1 из 2 равных частей и обвести ее рукой. «Как называется эта часть? Правильно, 1 из 2 равных частей называется половиной. Сколько всего половин? Максим, обведи пальцем вторую половину. Что больше: целый лист или 1 из 2 равных его частей? Что меньше: целый лист или 1 из его половин? (Педагог обводит рукой целое и часть.) Сейчас я разрежу лист пополам точно по линии сгиба. Что у меня получилось? Как я получила 2 равные части?»
Воспитатель говорит: «Дети, вам надо разделить полоску на 2 равные части. Как вы это сделаете?» После выполнения задания обращается к детям: «Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из половин. Покажите обе половины. Соедините их друг с другом, как будто у вас осталась целая полоска. Что вы сделали? Что получилось? Проведите пальцем вдоль всей полоски! А теперь вдоль одной из половин. Что больше (меньше): целая полоска или 1 из ее половин?»
«У меня есть яблоко! — говорит педагог.— Я хочу угостить им 2 подружек. На сколько частей надо разделить яблоко?» Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «Что я сделала и что у меня получилось? Что больше (меньше): целое яблоко или его половина?»
Воспитатель показывает прямоугольник и квадрат и выясняет, по сколько у них углов, сторон, что можно сказать о сторонах прямоугольника, квадрата. Затем предлагает составить из палочек прямоугольник, короткая сторона которого равна длине 1 палочки, а длинная — 2; составить квадрат, каждая сторона которого равна длине 2 палочек.
После выполнения задания дети говорят, какую фигуру составили и сколько палочек для этого потребовалось.
Высказывают предположения
Объясняют, и показывают ,как это сделать
Показывают какая часть называется второй( одной второй)
Рассуждения детей.
(Сначала надо сложить полоску пополам, а затем разрезать ее по линии сгиба.)
Самостоятельная работа детей.
Предположения детей.
Ответы детей
Считают и сравнивают геометрические фигуры
Выполнение самостоятельной работы , объяснение своих действий.
Условия для мотивации на предстоящую деятельность по разделению предметов на части
Условия для речевой активности
Условие для развития умения определять часть и целое.
Условие для развития умения строить предположения
Условие для развития умения выстраивать алгоритм действий
Условия для практической деятельности
Условия для речевой активности
Условия для проведения сравнительного анализа строения квадрата и прямоугольника
Рефлексия
Выходим на ковер, вспоминаем задания на прошлой неделе.
В заключение педагог предлагает решить задачи.
Вариант 1. В старшую группу ходят Оля, Федя и Катя. Оля ростом выше Феди, а Федя — выше Кати. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?
Вариант 2. Коля ростом выше Маши, а Наташа — ниже Маши. Кто из этих детей самого низкого роста? Почему вы так думаете?
Расскажите.
Что нового вы узнали сегодня? Что было самым сложным? О чем вы расскажите дома?
Решают задачи, высказывают предположения, делают выводы.
Условия для развития логического мышления.
Условия для речевой активности
План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: Открытая НОД по математике в подготовительной группе на тему «Веселое путешествие в страну Математика»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Веселое путешествие в страну Математика» в соответствии с ФГОС.
Цель: обобщить математические представления детей подготовительной группы.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность.
- Развивающие:
- Развивать психологические процессы – зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Развивать социальные навыки – умение работать в группе, догов, учитывать мнение партнера.
- Образовательные:
- Систематизировать знания о составе чисел.
- Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.
- Закрепить знания о геометрических фигурах.
- Закрепить знания о времени суток.
Методы и приемы:
1.Словесный — вопросы, беседа, пояснения;
2.Игровой — дидактические игры: «Когда это бывает? Кто самый умный?»
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: пальчиковые игры, задачи на логическое мышление.
Материал: ковер-самолет, карточки-цифры, конверты для заданий, карточки с изображениями предметов (1-9), три плоскостных изображения корзин (на каждой написана цифра: 5, 6, 7), грибы (на шляпках написаны примеры), картинки с изображением занятий ребенка в разное время суток.
Ход занятия.
— Ребята, вчера я получила письмо из далекого Севера, от девочки по имени Поя. Прочитать письмо? (читаю)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Поя. Я живу на Севере, и тоже хожу в детский сад. Я приглашаю вас в путешествие в страну Математика. Там ждут вас интересные задания, замечательные игры, задачки. Если вы решите все мои задания, то вас ждет сюрприз.
-Ну что ребята, хотите в страну Математика?
-У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними и пригласим их тоже с нами в путешествие.
— Но прежде чем отправится в страну Математика, я хочу проверить ваши знания. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить. Готовы?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по порядку?
- Раз в году бывает день рождения?
- Громче мычит? Петух или корова?
- Быстрее доплывет до берега? Утята или цыплята? Почему?
— Молодцы! Хорошо отвечали! А отправимся мы в страну Математика на ковре-самолете. Возьмитесь за руки и закройте глаза (музыка-релаксация). Открывайте глазки. Посмотрите ребята, здесь лежит какая-то коробка (открываем, там конверты с заданиями).
— Сколько их? (5) дети отвечают.
— Правильно 5 конвертов и все они…(разного цвета)
— Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (Красного)
— В этом конверте находится такое задание: посчитать предметы и показать цифру в числовом ряду (на 1 меньше, на 1 больше) количества предметов.
Уберите в числовом ряду (индивидуальная работа):
— самую большую цифру;
— самую маленькую цифру, но не ноль;
— цифру на 1 больше цифры 4;
— цифру, стоящую перед цифрой 7;
— цифру, стоящую после цифры 3;
— цифру, которая ничего не значит;
— цифру на 1 меньше 8;
— цифру 8;
— цифру на 1 больше 2;
— какая цифра осталась? (2)
— Молодцы! Хорошо справились с первым заданием. А теперь открываем конверт с цифрой…2 (отвечают дети). Какого цвета конверт?
Задание: Я буду называть предметы, а вы показывать геометрические фигуры, на которые они похожи. Готовы?
— Тарелка, кубик, дверь, крыша дома, огурец. Молодцы! И опять вы меня порадовали тем, что хорошо выполнили и это задание.
— А теперь давайте отдохнем.
Физминутка «Если нравится тебе…».
Дети садятся за столы.
— Дети вы любите собирать грибы? (Ответы детей).
— Следующее задание такое. Конверт № 3.
У вас на столах корзины и грибы. Каждой корзине написана цифра: 5,6,7. На шляпах грибов написаны примеры. Решите данные примеры и правильно разложите грибы по корзинам.
— Хорошо, вы справились и с этим заданием.
— Конверт № 4. А в этом конверте у нас дидактическая игра «Когда это бывает?».
Дети рассматривают картинки с изображением занятий ребенка в разное время суток и рассказывают об этом: «Утром ребенок делает зарядку, днем – уроки, вечером играет, ночью спит».
— Чтобы хорошо выполнить следующее занятие проведем пальчиковую гимнастику:
«Пальчики уснули
В кулачок свернулись:
1, 2, 3, 4, 5
Захотели поиграть
Разбудили дом соседей
Там проснулись шесть и семь,
8, 9, 10 – веселятся все.
Но пора обратно всем
10, 9, 8, 7
6 – калачиком свернулся
5 – зевнул и отвернулся
4, 3, 2, 1 – снова в домике мы спим.
— Открываем последний 5-й конверт.
Задание такое: Игра – соревнование « Кто самый умный?». Слушайте внимательно и отвечайте.
- Сколько рогов у трех коров? (6)
- По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,
На пенек потом он сел и еще морковку съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка. (5)
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у 2 быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько домишек у 100 муравьишек? (1)
- Сколько ушей у 2 мышей? (4)
— Мы с вами решили все задания. Кому что понравилось? (Ответы детей) Молодцы ребята!
— У меня есть для вас сюрприз, за то что хорошо отвечали на вопросы, старались, девочкаПоя хочет вас угостить конфетами.
Конец!
nsportal.ru
Конспект занятия по математике в подготовительной группе
Программное содержание:
Обобщить знания и закрепить умение детей по всему пройденному материалу.
1. Умение считать в пределах 20, в прямом и обратном счёте.
2. Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахождение целого со знаком
+, — .
3. Формировать понятие – «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».
4. Учить детей давать полные ответы (распространённые предложения) на вопросы воспитателя.
5. Закреплять представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.
6. Закреплять умение сравнивать группы предметов с цифрой.
7. Закреплять умение чертить луч, отрезок, прямую, заданной длины, измерять с
помощью линейки.
8. Закреплять умение знания состава числа 8.
Воспитывать в детях усидчивость, аккуратность внимания, умение доводить начатое до конца.
Ход занятия:Ребята сегодня, когда я пришла в д. \сад, то увидела на столе письмо из страны «Математики», а написал нам его «Ноль». В письме говорится о том, что в стране «Математике» произошло большое несчастье. На её жителей напали злые роботы и их могут спасти дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, сравнивать, умные находчивые и внимательные.
«Ноль» просит нас помочь изгнать из своей страны злых роботов. Вы согласны ребята отправиться в путешествие и помочь жителям этой страны? Не боитесь роботов? Тогда отправляемся в путь. Но попасть в эту страну можно лишь, став невидимыми для этого нужно выполнить первое задание, которое приготовил для нас «Ноль».
1 задание:
На столе у детей лежат карточки с цифрами, дети подходят и берут по одной карточке. Воспитатель просит детей, у которых на карточке цифра 10 встать в середине, а больше неё встать справа от неё, а меньше неё слева. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Затем воспитатель показывает цифру 9 и сообщает детям, что они должны образовать пары из своих цифр, чтобы в сумме получалась цифра 9. Дети которые найдут правильно свои пары станут невидимыми и смогут продолжить путешествие по этой стране.
(Дети называют цифры 5 и 4, 3 и 6, 1 и 8, 2 и 7) .
Молодцы ребята вы справились с 1 заданием. Можно отправляться дальше.
2 задание.
«Сосчитай-ка»
Здесь живут числа от 1 до 10. Числа вышли погулять и перепутались. Они забыли свои места, давайте их поставим по порядку.
1, 2, 3, 4, 5 …
Работа с числовым рядом:
1. Назови самое маленькое число (1) .
2. Самое большое (10) .
3. Сколько единиц в числе 5?
4. Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?
5. Назови предыдущее число 5. (6) .
6. Назови последующее число, числа 8. (9).
Итак, ребята вы молодцы справились с заданием.
3 задание.
Вот цветочная поляна, куда направил нас «Ноль». Роботы успели и здесь побывать, они вытоптали все цветы и уничтожили почти всех насекомых. Остался только один цветок и бабочки. А чтобы полянка зацвела нам для этого нужно правильно решить примеры. На мольбертах вывешиваются цветы и бабочки, на цветах – пример (2+3, на бабочках — ответы к этим примерам (5). Нам с вами нужно найти бабочку и прикрепить её к цветку правильно.
Молодцы ребята! Вы справились с заданием.
4 задание. Игра «найди лишнее слово».
Я называю слова, а вы назовите лишнее.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
2. Март, апрель, неделя, май июнь.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.
Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие.
5 задание.
А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А четверг в футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Что мальчик делал во вторник?
Каким по счёту днём недели является понедельник, среда, пятница?
Какой день идёт после субботы?
Из скольких дней состоит неделя?
Сколько времён года?
Назови части суток.
Что мы делаем за столом утром, в обед, вечером?
Какое самое тёмное время суток?
Молодцы ребята!
6 задание.
Ребята «Ноль» спрашивает, какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно) .
В следующем задании нам надо правильно сравнить цифры.
2 и 5 10 и 20 18 и 18
6 и 6 15 и 8 17 и 9
4 и 7 16 и 3 11 и 12
Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
7 задание.
Ребята вот следующее задание. Кто скажет, из каких частей состоит задача?
(Условие, вопрос, решение, ответ) .
1.
Составь задачу, и реши. (5-1=4) .
2. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Один с кислинкой,
Сколько их? (5+1=6) .
А ещё как можно получить число 6?
4+2, 3+3, 2+4, 1+5, 6+0.
Молодцы ребята!
8 задание.
Перед вами чистый лист, мы с вами знаем геометрические фигуры, ребята вы должны взять цветные карандаши и приготовиться выполнить следующие задания.
1. В правом верхнем углу нарисуйте маленький красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу маленький, зелёный кружок.
4. В правом нижнем — жёлтый четырёхугольник.
Молодцы ребята!
9 задание.
Ребята перед вами лист, на нём вы видите различные линии, сейчас мы попробуем сказать, как они называются и почему( 1. – прямая, 2. – ломаная, 3. — кривая)
1. 2.
3.
Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.
Вы немного устали, я предлагаю вам немного отдохнуть:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать!
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Ну что отдохнули ребята?
10 задание.
Ребята вы молодцы! Вы сегодня выполнили все задания правильно, я думаю, что мы помогли жителям справиться с роботами и уничтожить их.
Но чтобы вернуться в детский сад мы с вами должны снова стать видимыми, а для этого
Вам нужно справиться с последним зданием.
А задание это состоит в том, что мы должны решить примеры:
3+2= 8-4=
5+2= 9-1=
6+4= 4-2=
Ребята вот мы и стали видимыми и опять вернулись в наш д. \сад. Вы молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли маленьким жителям страны «Математика». Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
infourok.ru
Конспект занятия по математике в подготовительной группе
Конспект занятия по математике в подготовительной группе
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.
Задачи:
1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет), дни недели.
2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.
3. Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 и на 2.
4. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
6. закрепить умение выполнять графический диктант;
7. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится? Тогда вспомним начало сказки:
«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
-Испеки мне, старуха, колобок.
Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться…» (показ картинки)
— Что было дальше?
Дети. Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.
Воспитатель. Катится, Колобок, катится и вдруг видит на тропинке грибок растет, а за ним кто-то прячется. Как вы думаете, кто спрятался за грибом? Правильно – Ёжик.
Ёжик. Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня Ёжик, лучше задай мне задачки.
Воспитатель. Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Ёжик может съесть его.
Задания Ёжика.
Какой сегодня день недели?
Сколько всего дней в недели?
Какой день идет после четверга?
Какой день идет перед средой?
Как называется пятый день недели?
Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
Как называются выходные дни недели?
1. Три яблока из сада Ёжик притащил,
Самое румяное Белке подарил.
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)
2. Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышей
Съели оставленный сыр? (5)
3. Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними в вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
Воспитатель. Отпустил Ёжик Колобка. Покатился Колобок дальше. Докатился до полянки, на которой встретил Зайку. (показ картинки Зайца)
Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Зайчик, ты мне лучше вопросы трудные задай.
Вопросы Зайца.
Посчитайте от 5 до 10, от 2 до 7, от 4 до 8, от 9 до 6, от 7 до 3.
Какое число следует за числом 6, 9, 3.
Назовите число предшествующее числу 2, 8, 4.
Какое число больше числа 3 на 1, 6 на 1.
Какое число меньше числа 10 на 1, 2 на 1.
Какое число находится между числами 4 и 5, 7 и 9.
Воспитатель. Отпустил Заяц Колобка. Покатился Колобок дальше. Видит елку, а за елкой…. Волк.
(показ картинки Волка)
Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня Волк лучше задай мне наитруднейшую задачку.
Задание Волка– составить и решить задачу по картинке.
Посмотрите внимательно на картинку и составьте по ней задачу. Не забудьте, что в задаче должны быть условие и вопрос.
(несколько детей рассказывают, какие задачи оно составили)
«На пруду плавали 4 утки, к ним приплыли еще 2 утки. Сколько всего уток плавает в пруду?»
— Сколько? (6)
— Как вы узнали? (к 4прибавили 2 получили 6)
— Запишите решение этой задачи на доске и на столах
Воспитатель. Отпустил Волк Колобка и покатился Колобок дальше. Докатился Колобок до горки, а горка оказалась норкой. Кто в норке живет? Правильно – Мышка. (показ картинки Мышки)
Мышь. Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, лучше давай поиграем
Физкультминутка «Колобок».
Колобок, Колобок, дети на корточках идут по кругу
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился бегут на носочках друг за другом
И назад не воротился.
Встретил Мишку, Волка, Зайку — изображают медведя, волка, зайца
Всем сыграл на балалайке. показывают игру на балалайке
У Лисы спел на носу — танцуют присядку
Больше не его в лесу. разводят руки в стороны.
Воспитатель. Колобок поблагодарил Мышку и покатился дальше. Катится Колобок, катится, видит – опушка, на опушке много цветов и домик. Что это за домик? (Улей) А кто прячется за ульем? (Медведь)
(показ картинки медведя)
Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, давай я лучше помогу твоих пчел на нужный цветок посадить.
Выполняется задание Медведя «Каждой пчелке свой цветок».
Воспитатель. Снова покатился Колобок дальше. Катится Колобок дальше и видит стройную березку, а за березкой прячется… Лиса.
Лиса. Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, задай лучше мне наисложнейшее задание.
— Хорошо. Был у меня любимый платочек, но дождик смыл с него весь узор. Укрась мой платочек новым красивым узором и я тебя отпущу.
Задание Лисы.
В левый верхний угол положи овал.
В правый нижний угол положи квадрат.
В правый верхний угол положи круг.
В левый нижний угол положи прямоугольник.
Воспитатель. Поблагодарила Лиса Колобка и говорит: «а куда ты торопишься?»
-домой побегу
-выполни еще задание тогда уж точно отпущу- Графический диктант
-хороший домик получился, молодцы и отпустила Колобка. И покатился Колобок домой.
Вот и сказке нашей конец. Получилась у нас математическая сказка?
Понравилась вам наша сказка?
И Колобку понравилась сегодняшняя прогулка по лесу и он решил вас отблагодарить за помощь, которую вы ему оказывали.
infourok.ru
конспект занятия по математике в подготовительной группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Программное содержание: Закреплять знания о геометрических фигурах. Формировать представление о признаках предмета. Продолжать учить детей сравнивать и различия между предметами. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить решать логические задачи. Закреплять соседей числа учить увеличивать число на один и уменьшать на один.
Ход занятия: Доброе утро к нам пришли гости. Поздоровайтесь .Сегодня у нас занятие по математике. Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну Математики. Но сначала нужно определить вид транспорта на котором мы отправимся в путешествие. Перед вами нарисованы точки и каждая точка обозначена цифрой их нужно последовательно соединить. Соединив точки последовательно мы узнаем какой самый быстрый транспорт.
Восп. Вера выходи и выполни это задание. Какой транспорт у нас получился?
Дети: Ракета.
Восп: Правильно ракета. Чтоб лететь на планету смастерили мы ракету, раз, два, три полетим сегодня мы! Давайте представим, что мы садимся в ракету, готовимся к полету, пристегиваем ремни безопасности. Ведем обратный отсчет отсчет времени к пуску ракеты 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1 старт. Вот мы и на планете Математика . Наша ракета совершила остановку на первой станции которая называется станции «Геометрическая». На станции нас встречают геометрические человечки. Они приготовили для нас задание. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем назовите фигуры не квадратные и не круглые.
Дети :это треугольники.
Восп: Юля почему ты взяла эту фигуру?
Юля: Потому что она не квадратная и не овальная
Восп: Назовите все фигуры с четырьмя углами и сторонами .
Дети называют: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб.
Восп: Как вы думаете у какой фигуры больше сторон и углов у квадрата или прямоугольника?
Дети: одинаково
Восп: Кто думает по другому. Мы справились с заданием. Молодцы слушайте новое задание. Ребята покажите мне правую руку и левую. Возьмите доски, положите в правый нижней угол треугольник, положите квадрат в левом верхнем углу, в центре положите многоугольник, в правом верхнем углу положите круг, в левом нижнем углу положите прямоугольник. Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание поменяйтесь досками проверьте и исправьте ошибки если они есть. В правом нижнем углу треугольник у всех так. В левом нижнем углу квадрат у всех так или нет. В правом верхнем углу круг все так сделали или нет. В левом нижнем углу прямоугольник у всех так. Молодцы задание выполнили верно. Отправляемся на вторую станцию. А на называется эта станция «Занимательная» на этой станции мы порешаем задачи шутки:
Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором. (2).
У стены стояли кадушки. В каждой кадушке по лягушке. Если семь кадушек, сколько было лягушек. (7).
Какое число задумал зайчик. Если оно на один больше 5 и на один меньше 7. (6).
Сколько лап у двух собак. (8).
На березе созрело три яблока и на дубе два сколько яблок созрело. Нисколько на березе и дубе не растут яблоки.
Сколько земляники в пустом стакане. Нисколько.
Молодцы все задачи решили правильно. Можем отправляться на третью станцию которая называется « Числовая». На этой станции мы проведем физкультминутку. Это будет игра с мячом «Назови число». Мы встаем на ковре в круг. Я буду бросать мяч и называть число, вы бросая мяч обратно будете называть соседей числа 6 ( 7 и 8), 10 (9 и 11), 4 (3 и 5), 1 (0 и 2). 9 (8 и 10), 15 ( 14 и16), 18 ( 17 и 19) , 2 (1 и 3), 5 (4 и 6) число меньше на один 7 6, 2 1, 10 9. Число на один больше 8 9, 3 4, 6 7, 2 3. Молодцы отдохнули немножко поехали дальше на четвертую станцию, которая называется «Фигурная».
На этой станции ждут нас новые задания. Послушайте какие они. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду. «Какая лишняя фигура». Ребята какая фигура лишняя в первом ряду?
Дети: Треугольник.
Восп Объясните почему.
Дети: В первом ряду нарисованы четырехугольники у них четыре угла и четыре стороны а у треугольника три угла и три стороны значит треугольник лишний.
Восп: правильно, а во втором ряду какая фигура лишняя?
Дети: Квадрат.
Восп: Почему.
Дети: Во втором ряду нарисованы круги у них нет углов и сторон, а у треугольника есть стороны и углы значит лишний квадрат
Восп: Вено. В третьем ряду какая лишняя фигура?
Дети: Овал.
Восп: Почему?
Дети: В третьем ряду нарисованы треугольники у них есть углы и стороны , а у овала нет ни сторон ни углов значит овал лишний.
Восп: Молодцы справились еще с одним заданием. Отправляемся на пятую станцию под названием «Многоугольная». Слушаем новое задание. Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник. Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник . Сколько треугольников получилось?
Дети: Два.
Восп: Сколько многоугольников?
Дети: Три.
Восп: Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник. Сколько треугольников?
Дети: Три
Восп: Сколько многоугольников?
Дети: Шесть.
Восп: Найдите и покажите их.
Восп: Верно молодцы. Мы выполнили все задания которые приготовили для нас геометрические человечки. Теперь нам пора возвращаться домой давайте пристегнем ремни безопасности. Берем старт на землю. Отсчитываем 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Старт . Вот мы и приземлились !
Итог занятия:
Восп: Вот и выполнили все задания геометрических человечков. Что нового мы сегодня узнали нового? Какие задания выполняли? Ответы детей.
www.metod-kopilka.ru
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Программное содержание:
— Закрепить понятие цифровой ряд
— Закрепить понятия четные и нечетные числа
— В игровой форме повторить дни недели
— Найти лишнее слово в рядах слов
— Решить задачи на сложение и вычитание
— Закрепить понятие: один – много
Сделать самостоятельную работу (решить примеры на сложение и вычитание и верно определить цвета рисунка)
Предварительная работа
Подготовить раздаточный материал
— Подготовить демонстрационный материал
Методические приемы
— Наглядные
— Словесные
— Игровые
— Поощрения
Демонстрационный материал
— Картинки с изображением хищных птиц
— Картинку с изображением дома
— Картинки с изображением овощей и фруктов
— Картинка с изображением деревьев (береза, дуб)
Раздаточный материал
— Рисунки с изображением зонтика, разделенного на несколько частей, в каждой части написаны примеры на сложение и вычитание
— Цветные карандаши
Ход занятия
Воспитатель
Ребята, сегодня у нас будет занятие по математике
На занятие у нас будут вопросы, задания, превращения. Вы готовы?
Сначала мы с вами сделаем разминку и посчитаем, числовой ряд у нас будет состоять из 10 цифр (дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), а теперь обратный счет (дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
Хорошо, теперь я считаю , а вы внимательно слушаете какое число я пропустила (1,2,3,5,6,7,8,9,10). Назовите число, которое я пропустила (спросить Машу, Мишу).
Давайте попробуем разделить числа на четные и нечетные, громко мы называем нечетные числа, а шепотом четные 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10; а теперь наоборот – шепотом нечетные числа, а громко четные, готовы? 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Молодцы, теперь скажите пожалуйста, какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9? (дети отвечают 8, в индивидуальном порядке поинтересоваться у Димы и Стаси, узнать как они считают), правильно, молодцы.
Следующее задание, слушайте внимательно и назовите день недели, который я пропустила
(понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье), хорошо, (спросить в индивидуальном порядке Диму, Дениса, Данилу, как они считают).
Алина, назови пожалуйста 6-ой день недели (ответ ребенка суббота), Ярослав назови 3-ий день недели (ответ ребенка среда) хорошо, Влад, как ты считаешь, правильно ли ответили ребята?
Ярослав, слушай внимательно и назови лишнее слово в ряде слов:
Зима, среда, весна, осень (ответ ребенка среда), узнаем у Тае правильно ли ответил Ярослав?
(ответ ребенка правильно), а теперь задание для Дениса- один, три, круг, пять (ответ ребенка- круг), Дима согласен с ответом Дениса? (ответ ребенка – да), давайте теперь попробует Маша
Плюс, минус, пятница, равно (Маша отвечает – пятница), Гоша, как ты считаешь, Маша верно ответила? (ответ ребенка – да), ну и последний раз Вика попробует круг, квадрат, декабрь, многоугольник (ответ ребенка – декабрь), Тая как ты считаешь Вика дала правильный ответ? А Стася как считает? (дети отвечают – да)
Ребята, мне очень нравится , как вы справляетесь с заданиями, молодцы!
Сейчас попробуем решить задачи, вот первая
Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -7)
Следующая задача – Мы купили в магазине 5 огурцов и 3 помидора. Сколько всего овощей мы купили? (ответ детей -8)
Еще одна задача – Оля и Коля поливали огород. Коля полил 2 грядки, а Оля 4. Сколько грядок полили дети вместе? (ответ детей – 6)
Ну и последняя задача – Миша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4)
Скажите, пожалуйста, а какой сок получается из яблок? (ответ детей яблочный)
Сок из винограда – виноградный
Сок из моркови – морковный
Сок из сливы – сливовый
Сок из брусники – брусничный
Сок из клубники – клубничный
Сок из клюквы – клюквенный
Сок из свеклы – свекольный
Сок из апельсина – апельсиновый
Сок из лимона – лимонный
Сок из граната – гранатовый
(можно отвечать, как вместе, так и в индивидуальном порядке)
Молодцы ребята, вы отлично работаете
Сейчас будут логические задачи, они потребуют от вас большого внимания, готовы?
На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях?
(повесить на доску картинку березы, дуба, 3-х красных яблок и 2-х желтых)
(ответ детей – нисколько, потому что на березе и на дубе яблоки не растут)
Скажите, пожалуйста, как правильно говорить одно яблоко? (ответ детей — много яблок)
Один огурец – много огурцов
Одна морковь – много моркови
Один картофель – много картофеля
Молодцы, ребята, следующая задача
К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы и 5 воронов, сколько птиц было всего?
(поместить на доске картину дома с открытой форточкой и влетающих в нее птиц)
(ответ детей — хищные птицы обитают в лесах и на полях, так что в форточку они залететь не могут)
Ребята, вы все очень внимательно слушали и поэтому отлично справились с заданием. Умницы.
А теперь у нас будет самостоятельная работа
Тая и Стася, помогите пожалуйста раздать цветные карандаши, а я раздам задания
Мы видим зонтик, но его нужно будет раскрасить в цвет, соответствующий цифре, для этого нужно правильно решить пример. Если задание понятно, то всем удачи, можно начинать работать.
Закончили работу и проведем пальчиковую гимнастику
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
А сейчас я попрошу Ярослава взять свою работу и проверить с ребятами, правильно ли все справились с заданием. Найдите цифру 1 и давайте все вместе назовем цвета, которые у нас получились, после того, когда мы раскрасили наш зонтик (ответы детей)
Давайте подведем итог нашего занятия:
— Сегодня мы с вами закрепили понятие цифровой ряд
— Закрепили понятия четные и нечетные числа
— В игровой форме повторили дни недели
— Нашли лишнее слово в рядах слов
— Решили все задачи на сложение и вычитание
— Правильно определили, какие соки получаются из фруктов, овощей и ягод
— Верно решили логические задачи
— Закрепили понятие: один – много
— В самостоятельной работе правильно решили примеры на сложение и вычитание и верно определили цвета нашего рисунка
— А также повторили пальчиковую гимнастику
Ребята, какое задание больше всего вам понравилось? Какое было самым легким? Какое труднее?
Вы все большие молодцы, все старались и у нас все получилось!
Сейчас положите, пожалуйста, карандаши в коробочки, уберите их в столы.
Наши красивые зонтики в качестве подарка можно взять домой, занятие окончено, всем большое спасибо!
Время проведения занятия 25 минут-28 минут
Картинки для урока
Автор: Порсева Татьяна Анатольевна,
воспитатель ГБОУ СОШ 2077 СП 15
дошкольное отделение,
г. Москва, Россия
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
«Путешествие на планету Математика»
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные:
— Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
— закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;
— Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,
— Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
— Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
— Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
— Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания,
— Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
— Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Речевые:
— Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
— Воспитывать интерес к математическим занятиям.
— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приёмы:
Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование карточек, экран.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: компьютер, цифры, тетради, счётные палочки, мяч.
Демонстрационный материал: карточки с изображением фигур из счетных палочек.
Раздаточный материал: математические наборы, тетради, карандаши, счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход занятия:
I — Ребятки, к нам на занятие пришли гости. Давайте на занятии постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
— Как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие?
— Дети математика очень важная и нужная наука.
Без математики, друзья, никак нам не прожить.
Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить.
Нам математика дана уж много сотен лет,
Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.
-Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь» (слайд №1)
— «А на чем можно полететь в космос? (На ракете)
II – Но, чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
Игра с мячом «Назови число» Воспитатель спрашивает: — Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим? (то, которое стоит после названного). Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально: — «Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая, мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа».
Молодцы. Справились с заданием, а теперь займите свои места, приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Луно, луно, луноход
Отправляется в полет.
На старт, внимание, зажигание
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0
Взлет!
III – « Мы полетели (слайд №2). А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:
1) На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)(2)
2) Пять ребят в футбол играли.
Одного домой забрали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет. (4)
3) Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
4) Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)
5) У меня есть братик Миша
И сестреночка Ириша.
Сосчитайте поскорей,
Сколько же в семье детей? (3)
6) Известно, что кошки
Не носят сапожки,
Но мама купила
Сапожке кошки.
Сколько сапожек мама купила,
Что б кошка лапок не замочила? (4 или 2 пары)
IV- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. (слайд №3) Как вы думаете, чем больше всего любят заниматься жители на планете Математики (решать задачи и выполнять математические задания). Посмотрите, здесь для нас приготовили задания, внимание на экран.
1 задание: «Что лишнее и почему?» (слайд №4-7)
- все цифры и одна буква и наоборот;
- все четырёхугольники и один пятиугольник;
- все фигуры зеленые, одна красная;
— Если ответ правильный, лишняя картинка исчезнет. Главное! Не забудьте доказать, почему именно эта картинка лишняя.
2 задание: «Математический диктант». Под диктовку указаний дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.
— А теперь проверяем — В верхнем правом углу прямоугольник
— В левом верхнем углу квадрат
— В правом нижнем углу овал
— В левом нижнем углу треугольник
— А посередине круг
После выполнения задания дети проверяют правильность его выполнения, проговаривая каждое действие. (слайд №8)
— Молодцы! А сейчас мы немного разомнемся.
ФИЗМИНУТКА.
(Исходное положение: стоя врассыпную)
Раз, два – стоит ракета.
(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)
Три, четыре – самолёт.
(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)
Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре — (хлопаем в ладоши)
Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)
Раз, два, три, четыре — (хлопаем в ладоши)
И на месте походили. (шагаем на месте)
Как пружинки все присели
И на место разом сели.
(слайд10)
3 задание «Назови задуманное число» (слайд № 9)
— У каждого из вас свой набор цифр, веера. Я задаю вопрос, вы думаете, ответ показываете цифрой.
- — это число больше 5 на 1
- — это число стоит между цифрами 6 и 8
- — это число меньше 6 на 1
4 задание «Запомни и сделай» (счетные палочки).
Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети считают, сколько потребуется палочек. Затем рисунок убирается, дети по памяти воспроизводят фигуру.
V – Все задания выполнены, а теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.
Игра «ОТГАДАЙ КОД»
— Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз он ударит и назвать цифру. Педагог ударяет молоточком, при этом дети называют цифру и по очереди выставляют цифры на столе: 3 5 9 1 8 6 — Молодцы! — Говорим наш волшебный код и отправляемся на землю — 3 5 9 1 4 6 ! .(слайд №10)
Пуск! Полетели! (слайд №10)
VI « А пока мы с вами летим — небольшая «Умственная разминка»
— Какое сейчас время года? А месяц?
— Сколько дней в неделе? (семь)
— Назовите их.
— Сегодня вторник, а завтра?
— Какие арифметические знаки вы знаете?
— Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
— Если стол выше стула, то стул…?
— Если дорога шире тропинки, то тропинка?
— Если сестра старше брата, то брат…?
VII.- Подведение итогов.
– Мы приземлились! Дети, вам понравилось наше путешествие?
Что мы делали? Что больше всего понравилось?
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания. Спасибо!
ЛИТЕРАТУРА
1. «Подготовительная к школе группа в детском саду». ( книга для воспитателей, Москва, «Просвещение», 2001 г.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2004 г.
3. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Белоусова Л.Е. Ура я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2004
nsportal.ru