cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Упражнения слитное и раздельное написание не с разными частями речи – Тренировочные упражнения.Слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи.

Содержание

Тренировочные упражнения.Слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи.

Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

  1. (Не)засыпая ни на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя. 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером. 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения. 6. Глядите на меня. Мне это не (н…)приятно. 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце. 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят. 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду. 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет. 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит. 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает. 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не)други моего друга — мои (не)други. 23. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 24. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 25. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 26. Ты как будто (не)рад мне? 27. (Не) достать мне этой редкой книги! 28. Урал — край (не)сметных богатств. 29. Издали слышался шум (не)угомонного ручья.

infourok.ru

Правописание НЕ с разными частями речи (Упражнения и тест)

 Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы

не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

 

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

 

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

 (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

 

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей

не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

 

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

 

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н…) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н…)(н…)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

 

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

 

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

 

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

 

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)

смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

 

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

 

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

 

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

 

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

 

 1.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 (не)прерывное (не)домогание

2)                 мне это вовсе (не)интересно

3)                 (не)вежда

4)                 это было (не)избежно

 

 

2.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 совершить (не)лепый поступок

2)                 бормотать что-то (не)внятное

3)                 ничем (не)оправданный риск

4)                 юноша крайне (не)вежлив

 

 

3.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 в пачке (не)достает трех тетрадей

2)                 (не)взлюбить с первого взгляда

3)                 (не)зная причины

4)                 обошлось (не)дешево

 

 

4.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 работа (не)зачтена

2)                 вести себя (не)принужденно

3)                 (не)приступная крепость

4)                 с утра (не)здоровится

 

 

5.                  Какое из объяснений является ошибочным?

 

1)                 (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2)                 переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3)                 отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4)                 (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

 

 

6.                   В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

 

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

 

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

 

9.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

 

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

 

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

 

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

 

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется  слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

 

14.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) не  ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько  непривередлив;

7) отнюдь  не  безвыходный.

                                                                   Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: Написание не с различными частями речи

Алгоритм «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи»

        


Порядок применения правила

  1. Определи, употребляется ли слово без не, нет ли в нем приставки недо-.
  2. Вдумайся в предложение: если к слову с не есть или подразумевается противопоставление с союзом а, или имеется пояснительное слово с частицей ни, или обороты с вовсе не, далеко не, отнюдь не, пиши раздельно.
  3. Если нет, определи к какой части речи относится слово с не и обратись к алгоритму.

Образец применения правила

  1. (Не) домогание – слово без не не употребляется, пишу слитно.
  2. (Не) веселый (взгляд) – слово без не употребляется, (не) веселый – это прилагательное. Нет противопоставления, нет слов далеко не, отнюдь не, вовсе не, нет слов с ни. Можно заменить синонимом грустный, поэтому пишем слитно.
  3. (Не) выучен (урок) – слово без не употребляется (не) выучен, каков? – это причастие, стоит в краткой форме, поэтому пишем раздельно.
  4. Совершенно (не) продуманное – слово без не употребляется, является полным причастием, имеет зависимое слово «совершенно», усиливающее степень качества, поэтому пишем слитно.
  5. (Не) достает (денег) – слово с недо, оно имеет значение «ниже нормы, мало чего-то», поэтому слово с приставкой недо- пишем слитно.
  6. (Не) излечимая (болезнь) – слово на –мый, не имеет пояснительного слова в творительном падеже или слова с ни, противопоставления, слов вовсе не и т.д. Пишем слитно.

I.Объясни орфограммы, используя алгоритм
  1. (Не) торопливым шепотом начала она объяснение.
  2. Солнце, еще (не) поднявшееся в зенит, щедро обливало землю.
  3. На столе лежала (не) прочитанная книга.
  4. Эти места почти (не) исследованы.
  5. Дни, проведенные в этих местах, (не) забываемы.
  6. С конвейера сходили ничем (не) различимые изделия.
  7. Юноша (не) высок ростом и почти (не) красив.
  8. Я (не) намерен с ним объясняться.
  9. (Не) смотря на все старания, он опоздал.
  10. Весь день мы работали под (не) прекращающимся дождем.
  11. Это была ничем (не) интересная новость.
  12. Небо сегодня (не) голубое.
  13. Задача (не) труднее предыдущей.
  14. Речка (не) глубокая, а мелкая.
  15. Ты привел совершенно (не) подходящий пример.
II. Слитно или раздельно? Ключ к упражнению на другой стороне листа
  1. (не) доучившись
  2. (не) доверять людям
  3. (не) замечая усталости
  4. далеко (не) худший вариант
  5. (не) решительный характер
  6. (не) удавшийся из-за дождя поход
  7. факт (не) проверен
  8. (не) стоит голову ломать
  9. рана (не) опасная
  10. (не) рад видеть нас
  11. еще (не) видимое глазом
  12. сложил (не) дочитанное письмо
  13. (не) лепый вопрос
  14. (не) взирая на туман
  15. (не) удачный ответ
  16. никому (не) видимая завеса
  17. (не) победимая армия
  18. очень (не) удачная поездка
  19. (не) решается подойти
  20. (не) думающий ни о ком
III. Выполни тест

1. Частица НЕ пишется раздельно со словом

  1. еще (не) сеянный овес
  2. (не) хватало таланта
  3. абсолютно (не) умный
  4. (не)(к) чему придраться
  5. (не) уклюжий

2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) броский, (не) дополучить
  2. ничуть (не) боязно, (не) родной, а приемный сын
  3. (не) бытие, никем (не) ожидаемые проблемы
  4. (не) обученный мастером, (не) боясь
  5. решил (не) правильно, (не) весомый

3. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. отнюдь (не) очевидный, никем (не) почитаемый
  2. (не) досыпать, (не) внимание
  3. (не) догадливый, (не) веря
  4. думал (не) безосновательно, очень (не) устойчивый
  5. (не) доверчивый, а настороженный; (не) уловимое обаяние

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) доверие, слишком (не) терпеливый
  2. (не) доброжелательный, (не) терпящий возражений
  3. (не) простой, но решаемый вопрос; (не) повторимый трюк
  4. (не) достать до ветки, сказал (не) решительно
  5. (не) уставая, отнюдь (не) актуально

5. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) обычный, бросил (не) далеко
  2. (не) доедание, (не) прогнозируемые препятствия
  3. (не) хотелось думать, (не) выразительный
  4. никем (не) званный гость, (не) разогревшись
  5. отнюдь (не) дружеский, (не) агрессивный, а терпимый

6. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) достичь, (не) принятый в обществе
  2. (не) пренебрегая, совершенно (не) важный
  3. (не) броский, а скромный; шел (не) торопливо
  4. (не) покоренная вершина, (не) видаль
  5. (не) густой, ничуть (не) больно

7. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. еще (не) рассвело, (не) рассчитанный на всех
  2. (не) поняв, (не) давний
  3. (не) главный, а второстепенный; нисколько (не) интересно
  4. посмотрел (не) винно, (не) учтенный доход
  5. очень (не) добросовестный, (не) довольство

8. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) рассмотрев, (не) хватало терпения
  2. (не) созревший до холодов; (не) громкий, но выразительный
  3. (не) доделки, (не) просроченный товар
  4. поступил (не) честно, ничуть (не) страшно
  5. абсолютно (не) образованный, (не) далекий

9. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. далеко (не) образцовый, это (не) происходило
  2. (не) везение, весьма (не) острожный
  3. (не) взятый на время, (не) двусмысленный
  4. (не) предвзятый, (не) получив
  5. мыслит (не) конкретно; (не) умный, но практичный

10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) красив, но притягательный; вовсе (не) дорогой
  2. (не) доверять, (не) проходимое болото
  3. (не) видимый глазом, (не) победив
  4. (не) дальновидный, действовал (не) безопасно
  5. почти (не) весомый, это (не) вопрос

Ключ к упражнению по алгоритму «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».

1 слитно                             11 раздельно

2 раздельно                       12  слитно

3 раздельно                       13 слитно

4 раздельно                       14 слитно

5 слитно                            15 слитно

6 раздельно                       16 раздельно

7 раздельно                       17 слитно

8 раздельно                       18 слитно

9 слитно                            19 раздельно

10 раздельно                     20 раздельно

Поставь себе оценку:

«5» — нет ошибок

«4» — до 4 ошибок

«3» — до 8 ошибок

«2» — до 10 ошибок

Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.



nsportal.ru

Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи» Упражнение 1 Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не. (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети. Упражнение 2 Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание. Образец: необученные солдаты ничему не обученные солдаты. (Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный. 1 / 17

2 Упражнение 3 Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не. (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина. Упражнение 4 Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания. Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать. 2 / 17

3 Упражнение 5 Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не. 1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника. Упражнение 6 Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. 1. (Не)засыпая (н…) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н…)(н…)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до 3 / 17

4 конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами. Упражнение 7 Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой? А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой) 4 / 17

5 Упражнение 8 Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово. В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков) Упражнение 9 Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку. Кукушка (не)ястреб, а (не)уч. Ленивому всегда. Книга в счастье украшает, а в утешает. Отважный (не)боится. Стойкий боец для врага. Где потеряет, там смелый найдет. слово больней огня жжет. Лучший из даров ум, худшее из (не)счастий. Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не) 5 / 17

6 с частье, (не) к огда. Упражнение 10 Замените слитное написание на раздельное, а раздельное на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не. 1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт. Упражнение 11 Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме. 1. (Не)вежда (не)навидит учение. 2. (Не)лепо спорить с (не)годяем. 6 / 17

7 3. (Не)ряшливый человек смешон. 4. (Не)льзя объять (не)объятное. 5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия. 6. Лучше жить любя, чем (не)навидя. Упражнение 12 Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст? М.В.Ломоносов о поведении учащихся. 1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем 2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука. 3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого. 7 / 17

8 4. (Не) быть гордым и грубым. 5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов. 6. (Не) хвастаться и (не) лгать. 7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно. 8. Самый большой вред от лени. Ее надо всячески избегать. 9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями. 10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год) Тест по теме «Правописание не с разными частями речи» 1. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 8 / 17

9 1) (не)прерывное (не)домогание 2) мне это вовсе (не)интересно 3) (не)вежда 4) это было (не)избежно 2. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 1) совершить (не)лепый поступок 2) бормотать что-то (не)внятное 3) ничем (не)оправданный риск 9 / 17

10 4) юноша крайне (не)вежлив 3. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 1) в пачке (не)достает трех тетрадей 2) (не)взлюбить с первого взгляда 3) (не)зная причины 4) обошлось (не)дешево 4. В каком варианте НЕ пишется раздельно? 10 / 17

11 1) работа (не)зачтена 2) вести себя (не)принужденно 3) (не)приступная крепость 4) с утра (не)здоровится 5. Какое из объяснений является ошибочным? 1) (не)хочется в это верить не с глаголами пишется раздельно 2) переспросить, (не)доумевая не пишется слитно, так как слово без не не употребляется 3) отозваться очень (не)лестно не с наречием пишется раздельно, так как у 11 / 17

12 наречия есть зависимые слова 4) (не)погашенный костер не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова 6. В каком примере НЕ пишется слитно? 1) Многие рукописи (не)расшифрованы. 2) В книге (не)хватало нескольких страниц. 3) Нам (не)доставало терпенья и опыта. 4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег. 7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно. 12 / 17

13 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться. 2) Мне в этот день (не) здоровилось. 3) С людьми браниться никуда (не)годится. 4) Толпа (не)доумевала. 5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает. 8.В каком предложении не с существительным пишется слитно. 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица. 2) Но это, к сожалению, было (не) озеро. 3) Мы поняли, что это было (не)доразумение. 4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие. 13 / 17

14 9.Укажите слитное написание частицы не: 1) далеко (не)робкое замечание 2) (не)у кого остановиться; 3) ничуть (не)дорог; 4) (не)здоровый цвет лица; 5) (не)дядин дом; 6) (не)доумевал; 7) (не)большой, но удобный шкаф; 8) выразить (не)годование; 9) (не)чего бояться; 10) (не)длинна, а коротка. 14 / 17

15 10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно: 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды, 2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый; 3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил. 11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно: 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый; 2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий; 3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный. 12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно: 15 / 17

16 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный; 2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой; 3) (не)вредимый, (не)громкая. 13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными. 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не; 2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не, 3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а. 14.Укажи примеры с ошибкой: 1) проявил негодование; 2) не ласковый взгляд; 16 / 17

17 3) вовсе не лёгкий переход; 4) был недогадлив; 5) ничуть не подозрительный; 6) нисколько непривередлив; 7) отнюдь не безвыходный. Ответы: 17 / 17


docplayer.ru

Упражнение на правописание не с разными частями речи

  • Слово пишется слитно
  • a) не?годовать
    b) не?стало
    c) не?над?чем
    d) не?у?кого

  • Слово пишется слитно
  • a) не?последовательный
    b) не?должен
    c) не?сломлен
    d) не?сдавший экзамен

  • Слово пишется раздельно
  • a) не?было
    b) не?сносный
    c) не?настный
    d) не?навистный

  • Слово пишется раздельно
  • a) вовсе не?интересный
    b) не?известный
    c) не?близкий
    d) не?сделанный

  • В каком ряду все слова с не следует писать слитно?
  • a) не?кто, не?верующий, не?благодарный,не?истовствовать
    b) не?сомненно, не?знающий, не?удавшийся, отнюдь не?добрый
    c) не?нависть, не?дуг, не?понимая, не?обитаемый
    d) не?легко, не?лепо, не?решительный; не?что ? иное, как ошибка

  • В каком ряду все слова с не следует писать раздельно?
  • a) не?кто?иной, не? от? чего, не?больше, не?сомненный
    b) не?один, не?глядя, не?с?кем, не?шутя
    c) не?создан, не?согласен, не? новый, не? удачен
    d) не?берёт, не?для?чего, не?любимый никем, не?осмысленный

  • В какой строке слово с орфографической ошибкой?
  • a) Мне незачем думать о последствиях.
    b) Собака казалась очень несчастной.
    c) Решение пришло неожиданно.
    d) К не счастью, мы опоздали на поезд.

  • В какой строке слово с орфографической ошибкой?
  • a) Некто высокий и черноволосый быстро удалялся.
    b) Свидетельница отвечала нехотя.
    c) Очевидец ничуть неиспуган.
    d) Тут замешан не кто иной, как мой сосед.

  • В какой строке слово с орфографической ошибкой?
  • a) Теперь не о ком больше беспокоиться.
    b) Я совсем не рад тому, что произошло.
    c) Дело незакончено.
    d) Суздаль совсем небольшой город.

  • В каком ряду слово пишется слитно?
  • a) Ты мне вовсе не?соперник.
    b) Это не?придуманная история.
    c) Он ушёл, так и не?закончив разговор.
    d) Тебе не?о?чём переживать.

  • В каком ряду слово пишется раздельно?
  • a) Роман не?закончен.
    b) Моё письмо вернулось не?распечатанным.
    c) Условия контракта остались не?выполненными.
    d) Я постоянно не?досыпаю

    likbez24.ru

    Упражнения по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи» — Шукшина Татьяна Александровна

    Упражнение 1

    Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

    (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

    Упражнение 2

    Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

    1. (Не)засыпая ни на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя. 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером. 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения. 6. Глядите на меня. Мне это не (н…)приятно. 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце. 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят. 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду. 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет. 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит. 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает. 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не)други моего друга — мои (не)други. 23. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 24. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 25. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 26. Ты как будто (не)рад мне? 27. (Не) достать мне этой редкой книги! 28. Урал — край (не)сметных богатств. 29. Издали слышался шум (не)угомонного ручья.

    Упражнение 3

    Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

    Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

    Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

     

    Поделиться ссылкой:

    Понравилось это:

    Нравится Загрузка…

    tatianashukshina.wordpress.com

    Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Дидактический материал. Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

    Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

     Упражнение 1

    Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицыне.

    (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

     

    Упражнение 2

    Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

    Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

    (Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

     

    Упражнение 3

    Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

     (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

     

    Упражнение 4

    Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

    Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

     

    Упражнение 5

    Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

    1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

     

    Упражнение 6

    Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

    1. (Не)засыпая (н…) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н…)(н…)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

     

    Упражнение 7

    Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

     

    А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

    Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

    В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

    Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

     

    Упражнение 8

    Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст.Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

    В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

     

    Упражнение 9

    Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

    Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

    Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

     

    Упражнение 10

    Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

    1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

     

    Упражнение 11

    Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

    1. (Не)вежда (не)навидит учение.

    2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

    3. (Не)ряшливый человек смешон.

    4. (Не)льзя объять (не)объятное.

    5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

    6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

     

    Упражнение 12

    Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

    М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

    1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

    2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

    3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

    4. (Не) быть гордым и грубым.

    5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

    6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

    7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

    8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

    9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

    10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

     

    Тест по теме «Правописание не с разными частями речи» 

     

     1.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

     

    1)                 (не)прерывное (не)домогание

    2)                 мне это вовсе (не)интересно

    3)                 (не)вежда

    4)                 это было (не)избежно

     

     

    2.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

     

    1)                 совершить (не)лепый поступок

    2)                 бормотать что-то (не)внятное

    3)                 ничем (не)оправданный риск

    4)                 юноша крайне (не)вежлив

     

     

    3.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

     

    1)                 в пачке (не)достает трех тетрадей

    2)                 (не)взлюбить с первого взгляда

    3)                 (не)зная причины

    4)                 обошлось (не)дешево

     

     

    4.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

     

    1)                 работа (не)зачтена

    2)                 вести себя (не)принужденно

    3)                 (не)приступная крепость

    4)                 с утра (не)здоровится

     

     

    5.                  Какое из объяснений является ошибочным?

     

    1)                 (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

    2)                 переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

    3)                 отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

    4)                 (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

     

     

    6.                   В каком примере НЕ пишется слитно?

    1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

    2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

    3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

    4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

     

    7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

     1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

    2) Мне в этот день (не) здоровилось.

    3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

    4) Толпа (не)доумевала.

    5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

     

    8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

     1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

    2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

    3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

    4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

     

    9.Укажите слитное написание частицы не:

     1) далеко (не)робкое замечание

    2) (не)у кого остановиться;

    3) ничуть (не)дорог;

    4) (не)здоровый цвет лица;

    5) (не)дядин дом;

    6) (не)доумевал;

    7) (не)большой, но удобный шкаф;

    8) выразить (не)годование;

    9) (не)чего бояться;

    10) (не)длинна, а коротка.

     

    10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

     1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

    2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

    3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

     

    11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

     1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

    2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

    3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

     

    12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

     1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

    2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

    3) (не)вредимый, (не)громкая.

     

    13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

     1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

    2) пишется  слитно, если можно заменить синонимом без не,

    3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

     

    14.Укажи примеры с ошибкой:

     1) проявил негодование;

    2) не  ласковый взгляд;

    3) вовсе не лёгкий переход;

    4) был недогадлив;

    5) ничуть не подозрительный;

    6) нисколько  непривередлив;

    7) отнюдь  не  безвыходный.

    nsportal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *