Ш какой звук – Звук ш — твердый или мягкий?
“Звук [ш], буква “Ш”. | Социальная сеть работников образования
“Звук [ш], буква “Ш”.
Цель:
Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум опорным словам;
Развитие внимания, памяти, воображения;
Воспитание аккуратности.
I Организационный момент:
— Ребята, на прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
— Произнесем скороговорку с движениями. Будем делать движения, как будто моем человека.
— Произнесем ее медленно.
— Быстро.
— Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?
— Какой звук встречается чаще других?
— Какой он? Почему?
— Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
— Твердый или мягкий?
— Есть ли у него твердый братик?
— Правильно, звук “щ” всегда мягкий?
— Мягкий согласный на схеме каким цветом обозначаем?
II Сообщение темы:
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким – узнаем позднее.
III Основная часть:
Знакомство со звуком.
— Поиграем в игру “Четвертый лишний”
Носки, шкаф, платье, брюки.
Ландыш, рябина, сосна, береза.
Лук, картофель, груша, свекла.
Сапоги, тапочки, валенки, шапка.
— Какой одинаковый звук встретился в словах?
— Символ этого звука – змея ползет и шипит: “шшшшшшш”.
— Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите: “шшшшшшшш”
— А сейчас давайте накачаем колесо у своей машины: “ш”, “ш”, “ш”, “ш”…
Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: “шшшшшшшшшш”.
— Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы, язык, когда вы произносите этот звук.
Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Широкий язычок наверху образует “чашечку”.
Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Горлышко “молчит”.
— Произнесем звук “ш”. Какой он гласный или согласный?
— С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
— Твердый или мягкий?
— Есть ли у него мягкий братик?
— Запомните, звук “ш” всегда твердый!
Знакомство с буквой:
— Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш. На что похожа эта буква?
На что похожа буква Ш
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.
— Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху — вниз, потом справа – налево.
Тактильное восприятие:
— На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “шшшшшшшш”.
Воспроизведение слоговых рядов:
— Возьмем зеркало и произнесем за мной:
Ша – шо – шу – ши
Аш – ош – уш – иш
Воспроизведение чистоговорок:
Произнесем чистоговорки:
Ша – ша – ша – мама моет малыша;
Шо – шо – шо – говорим хорошо;
Шу – шу – шу – помогите малышу;
Ши – ши – ши – на поляне малыши;
Аш – аш – аш – дайте карандаш;
Ош – ош – ош – у меня нож.
Уш – уш – уш – теплый душ;
Иш – иш – иш – у меня малыш.
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за столик сесть опять.
Работа над звуковым составом слова:
— На доске картинки со звуком “ш”. Произнесем за мной.
Найти слова, чтобы звук “ш” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!
— Составим схему к слову “шляпа”
— Сколько слогов? Почему?
— Какой слог ударный? Какой он по счету?
— Назовите безударный слог? Какой он по счету?
— Произнесите первый слог.
— Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.
— Какой второй звук первого слога? Характеристика.
— Какой третий звук первого слога? Характеристика.
— Произнесите второй слог.
— Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.
— Выделяем последний звук. Характеристика.
(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)
— Произнесем еще раз слова.
— К какому слову подходит эта схема? (нож)
Работа над слоговым составом слова:
— А сейчас мы в магазине игрушек. Давайте расселим наши игрушки в домики. В домике с одним окном будут жить игрушки, в названии которых один слог. В домике с двумя окнами будут жить игрушки, в названии которых два слога. А в домике, где три окна – игрушки, в названии которых три слога.
Работа по схеме предложения:
— Перед вами схема предложения. Как вы догадались, что это предложение?
— Сколько слов в этом предложении?
— Составить предложение со словами “шина”, “машина” по схеме.
___________ _______________ _____________ .
— Произнести с восклицательной интонацией, с вопросительной.
Физминутка:
Как живешь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Машешь всед? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
А грозишь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
А молчишь? Вот так!
Работа над рассказом:
— Послушайте рассказ. Запомните слова со звуком “ш”.
Наташа и мишка.
На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.
— Что подарили Наташе на день рождения?
— Что Наташа сшила мишке?
— Что связала бабушка?
— С кем вышла Наташа вечером на прогулку?
— Кого Наташа встретила во дворе?
— Что было у Миши?
— Кого предложил Миша покатать на машине?
Пересказ по цепочке.
IV Итог:
— Поиграем в игру “Добавь слог”. Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”
Бабу – шка пу — шка
Лягу – шка мы – шка
Поду – шка ко – шка
Кату – шка ми – шка
Неваля – шка гармо – шка
— С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?
nsportal.ru
Твёрдые и мягкие согласные — полезные советы от VIKILAND
Есть множество доступных способов научить ребёнка понимать, когда согласные мягкие, а когда — твёрдые. Один из самых эффективных — использование карточек со слогами. Мы предлагаем вашему вниманию набор карточек, которые позволят вам наглядно объяснить, когда какие согласные произносить.
Твердые и мягкие согласные звуки Б — В
Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К — Л
Твердые и мягкие согласные звуки М — Н
Твердые и мягкие согласные звуки П — Р
Твердые и мягкие согласные звуки С — Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х
Твердый согласный звук Ц и мягкий Ч
Твердый согласный звук Ш и мягкий Щ
Дополнительные карточки:
Твёрдость и мягкость согласных
Согласные звуки бывают твёрдыми или мягкими. К примеру, в слове «мяч» произносится мягкий согласный звук [м’], а в слове «мама» — твёрдый согласный звук [м]. На письме произношение твёрдых согласных звуков записывается в квадратных скобках ([р], [с]), а для обозначения мягкости к ним добавляется символ апострофа ([р’], [c’])
Когда согласные мягкие, а когда — твёрдые?
Запомните:
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
В случае с остальными согласными — если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.
Особенности произношения
Произношение твердых и мягких согласных отличается положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) используется палатализация. Это движение средней части языка к нёбу. при этом, остальная артикуляция остаётся прежней. Поэтому палатализацию относят к дополнительной артикуляции.
Для произношения твёрдых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) не требуется палатализация, они произносятся без дополнительных преград. Согласные, которые не входят в список всегда мягких или всегда твёрдых, образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
- [б] — [б’]
- [в] — [в’]
- [г] — [г’]
- [д] — [д’]
- [з] — [з’]
- [п] — [п’]
- [ф] — [ф’]
- [к] — [к’]
- [т] — [т’]
- [с] — [с’]
- [м] — [м’]
- [н] — [н’]
- [р] — [р’]
- [л] — [л’]
- [х] — [х’]
vikiland.ru
Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Буква и звук Й
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки | |
---|---|---|---|---|
Б | [б], [б’] | П | [п], [п’] | |
В | [в], [в’] | Р | [р], [р’] | |
Г | [г], [г’] | С | [с], [с’] | |
Д | [д], [д’] | Т | [т], [т’] | |
Ж | [ж], [ж’] | Ф | [ф], [ф’] | |
З | [з], [з’] | Х | [х], [х’] | |
Й | [й’] | Ц | [ц] | |
К | [к], [к’] | Ч | [ч’] | |
Л | [л], [л’] | Ш | [ш] | |
М | [м], [м’] | Щ | [щ’] | |
Н | [н], [н’] |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука обозначается так — [‘].
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э:
на ло ку мы фэ
Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я:
бе лё ки ню ля
Мягкость согласных звуков так же обозначается с помощью мягкого знака – Ь. Сам мягкий знак звука не обозначает, он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:
рысь [рыс’], огонь [огон’], вьюга [в’й’уга].
Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.
Парные согласные по твёрдости – мягкости:
Твёрдые | [б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мягкие | [б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Но есть согласные буквы, котором соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий, такие согласные называются непарными.
Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые): Ж [ж], Ш [ш], Ц [ц].
Непарные мягкие согласные (всегда мягкие): Ч [ч’], Щ [щ’], Й [й’].
В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж’]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд: вожжи, дребезжать, дождь.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос, они состоят только из шума, например: звуки [с], [ш], [ч’].
Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума, например: звуки [р], [ж], [д].
Некоторые звуки составляют пару: звонкий – глухой, такие звуки называются парными.
Парные согласные по глухости – звонкости:
Звонкие | Б | В | Г | Д | Ж | З |
---|---|---|---|---|---|---|
Глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С |
Непарные звонкие согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Непарные глухие согласные: Х, Ц, Ч, Щ.
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] – это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:
жук [жук], шут [шут]
Звуки [ч’] и [щ’] – это непарные мягкие шипящие согласные звуки:
чиж [ч’иж], щит [щ’ит]
Звуки [з], [з’] [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткое) обозначает звук [й’]: рай [рай’]. Буква Й пишется:
- В начале слов: йод, йогурт.
- В середине слов, перед согласными буквами: лайка, майка, кофейник.
- В конце слов: рай, май, твой.
Звук [й’] встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим в каких случаях звук [й’] встречается в словах, не содержащих букву Й:
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова: яма [й’ама]
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных: дует [дуй’эт]
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ): въезд [вй’эзд]
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь): льёт [л’й’от]
- гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь): ульи [ул’й’и]
naobumium.info
Английские звуки ʃ, ʒ, ʧ, ʤ — отработка произношения
Давненько мы не писали о произношении, однако наша фонетическая рубрика освоила пока не все 44 звука английского языка. Сегодня разберем 4 звука – парные | ʃ | – | ʒ | и | ʧ | – | ʤ |.
Для тех, кто читает рубрику впервые, поясню: мы выбираем несколько похожих звуков и сравниваем их с русскими аналогами. После отрабатываем правильное произношение на нескольких десятках слов, скороговорках и примерах из песен.
1. Английский согласный звук |ʃ| – произношение
Произносится в словах: shape, she, shirt и др.
Звук напоминает русский | ш |, но есть важное отличие:
Русский звук | ш | | Английский звук | ʃ | |
К заднему скату альвеол (бугорки за зубами) поднимается передняя часть языка. Произнеси слово шишка и отследи свою артикуляцию. | К заднему скату альвеол поднимается кончик языка, между ними образуется широкая щель. Звук более мягкий, но не такой как русский | щ |. Сравни: щи – she. |
РЕКОМЕНДУЕМ: произнеси слово шалаш, а после произнеси его же, но поднеси к заднему скату альвеол кончик языка. Сделай звук более мягким и шумным, чем русский вариант.
Обрати внимание на совет “сделать звук более шумным”. За счет иного положения, английский вариант более “шипящий” (представь, когда ты или твой знакомый “шикнул” так, что даже слышен свист).
Также более шумным и “свистящим” является звук | s |, о котором мы уже говорили. Этот “шум” отлично слышен в произношении актера Джима Парсонса, исполнителя роли Шелдона Купера.
Leonard: What are you doing?
Sheldon: We’re going to be late. I’m pacing nervously.
Leonard: You’re jogging.
Sheldon: This is how the Flash paces.
Leonard; Just chill out, Sheldon.
Sheldon: I’m not Sheldon. I’m the Flash. And now I’m going to the Grand Canyon to scream in frustration. I’m back.
Упражнения на звуки английского языка
Итак, с произношением разобрались. Теперь отточим навык на наборе слов. Настраиваем органы речи в нужное положение и приступаем:
shade /ʃeɪd/
shape /ʃeɪp/
shame /ʃeɪm/
she /ʃi/
sheep /ʃiːp/
shell /ʃel/
shark /ʃɑːk/
shift /ʃɪft/
shine /ʃaɪn/
ship /ʃɪp/
shirt /ʃɜːt/
shock /ʃɒk/
shoe /ʃuː/
shop /ʃɒp/
shout /ʃaʊt/
show /ʃəʊ/
shower /ˈʃaʊər/
shrimp /ʃrɪmp/
shy /ʃaɪ/
shoulder /ˈʃəʊldər/
Скороговорки на звуки английского языка
- She sells sea shells by the sea shore. The shells she sells are surely seashells. So if she sells shells on the seashore, I’m sure she sells seashore shells.
- Shirley has just finished washing this sheet in the washing machine.
- Sharon washed dishes in a dishwasher, next she washed shades in a washing machine. Should she wash the dishes in the dishwasher, before washing the shades in the washing machine?
И последний шаг – строчка из песни, которая врежется в твою аудиальную память. Я остановилась на бессмертной песне “Shake Shake Shake” группы KC & The Sunshine Band.
С 0:33 – по 0:51
2. Английский согласный звук |ʒ| – произношение
Произносится в словах: vision, usual, beige, decision и др.
Отличается от русского варианта | ж | ровно тем же, чем и его глухой предшественник.
Русский звук | ж | | Английский звук | ʒ | |
К заднему скату альвеол поднимается передняя часть языка. Произнеси слово жижа и отследи свою артикуляцию. | К заднему скату альвеол поднимается кончик языка, между ними образуется широкая щель. Звук более мягкий, как в слове жир, если прочитать его со звуком | и |, а не | ы |. |
РЕКОМЕНДУЕМ: произнеси слово жижа, а после произнеси его с кончиком языка у задней части альвеол. Сделай звук более мягким и шумным.
Еще один важный момент – английский звук | ʒ | не оглушается на конце слов, пр.: beige. Он становится более слабым, но остается звонким.
Примеры слов со звуком |ʒ|
pleasure /ˈpleʒər/
measure /ˈmeʒər/
treasure /ˈtreʒər/
leisure /ˈleʒər/
vision /ˈvɪʒn/
decision /dɪˈsɪʒn/
explosion /ɪkˈspləʊʒn/
invasion /ɪnˈveɪʒn/
usual /ˈjuːʒuəl/
casual /ˈkæʒuəl/
Asia /ˈeɪʒə/
occasion /əˈkeɪʒn/
conclusion /kənˈkluːʒn/
garage /ˈɡærɑːʒ/
confusion /kənˈfjuːʒn/
mirage /ˈmɪrɑːʒ/
provision /prəˈvɪʒn/
television /ˈtelɪvɪʒn/
beige /beiʒ/
massage /ˈmæsɑːʒ/
Скороговорки на английском языке для отработки звука |ʒ|
- After much persuasion he took the decision to watch “Treasure Island” on television at leisure.
- Beige lingerie is more usual than azure bijou, azure bijou is less usual than beige lingerie.
- Visual revision of a fuselage for corrosion usually occasions garage, camouflage and demontage of the fuselage.
В завершение песня: группа Argent, “Pleasure”.
С 1:01 – до 1:14.
3. Согласный |tʃ| – произношение английских звуков
Произносится в английских словах: chair, cheap, lunch, champion и др. Напоминает русский звук | ч |, но не идентичен ему.
Русский звук | ч | | Английский звук | tʃ | |
Звук небно-зубной: кончик языка находится напротив альвеол и почти у передних зубов. Органы речи сначала смыкаются, как при |т|, а затем медленно размыкаются, образуя плоскую щель, через которую проходит воздух. Звук всегда мягкий. Произнеси чечевица и отследи положение . | Кончик языка касается заднего ската альвеол. Одновременно средняя часть языка поднимается к твердому небу, образуя плоскую щель. Постепенно кончик языка отходит от альвеол, таким образом полная преграда переходит в неполную. Звук более твердый! |
РЕКОМЕНДУЕМ: произнеси сначала русское слово, например, чечетка, а после произнеси его с кончиком языка у задней части альвеол. Сделай звук более твердым и шумным.
Чтобы приучить себя к более твердому и шумному английскому варианту, отчитывай упражнение на контраст слов: сheese – чист, child – чай, сhalk – Чоп, choose – чуткий и т.д.
На этот звук я тоже решила найти пример в известном сериале. На этот раз “Друзья”:
Слова: chair, Chandler, Joey (звонкий вариант звука, но об этом ниже).
Примеры на глухой звук |tʃ| в английском языке
chain /tʃeɪn/
chair /tʃeər/
champion /ˈtʃæmpiən/
cheek /tʃiːk/
chin /tʃɪn/
watch /wɒtʃ/
witch /wɪtʃ/
change /tʃeɪndʒ/
question /ˈkwestʃən/
cheers /tʃɪəz/
chapter /ˈtʃæptər/
cheap /tʃiːp/
cherry /ˈtʃeri/
chess /tʃes/
chew /tʃuː/
chicken /ˈtʃɪkɪn/
child /tʃaɪld/
China /ˈtʃaɪnə/
lunch /lʌntʃ/
church /tʃɜːtʃ/
Скороговорки со звуком |tʃ|
- Cherry teaches children at church. Cherry also checks the rooms and does chores.
- The teacher changed the question in the challenge. The challengers changed the answers for the question.
- Charles is a cheerful chicken farmer. A poacher is watching Charles’ chickens choosing which to snatch, and chuckles at the chance of a choice chicken to chew for his lunch. But the chuckle reaches Charles who chases the poacher and catches him.
В качестве песенного примера классическая “We Are The Champions” группы Queen.
С 0:38 – по 1:17
4. Согласный |dʒ| – произношение английских звуков
Произносится в словах job, jam, jazz, joke и др. В русском языке аналогов этому звуку нет!
Типичная ошибка русскоговорящих – произносить этот звук как сочетание | дж |. На самом деле звук | dʒ | – это просто звонкий вариант предыдущего звука – | tʃ |, как в chair. Проблем с ним не возникнет, если ты научился произносить глухой вариант. Но на всякий случай повторим.
РЕКОМЕНДУЕМ: произнеси сначала русское слово час, а после произнеси его с кончиком языка у задней части альвеол. Сделай звук чуть более твердым и шумным. Третий шаг – сделай звук звонким ⇒ у тебя получится английский звук | dʒ | и что-то наподобие слова jazz 🙂
Для ощущения контраста между русским |дж| и английским | dʒ |, сравни произношение слов jazz у Кэтрин Зеты-Джонс и джаз у Ларисы Долиной:
Если уж искать аналогии в русском языке, то | ʤ | скорее напоминает озвончонную | ч | в слитно произносимых сочетаниях: дочь_героя, печь_блины, лечь_да_отдохнуть.
Итак, с произношением все понятно, переходим к тренировке на словах.
Произношение звука |dʒ| в английском языке: примеры слов
job /dʒɒb/
procedure /prəˈsiːdʒər/
jealous /ˈdʒeləs/
judge /dʒʌdʒ/
jam /dʒæm/
January /ˈdʒænjuəri/
Japan /dʒəˈpæn/
jazz /dʒæz/
jeans /dʒiːnz/
jelly /ˈdʒeli/
jet /ˈdʒet/
jewellery /ˈdʒuːəlri/
jogging /ˈdʒɒɡɪŋ/
join /dʒɔɪn/
joke /dʒəʊk/
journey /ˈdʒɜːni/
Georgia /ˈdʒɔːdʒə/
juice /dʒuːs/
jump /dʒʌmp/
bridge /brɪdʒ/
Скороговорки на звук |dʒ|
- Joyful joggers jog joyously. James, John, Jenny and Johnny are joggers.
- The generous gymnasts like orange juice. The orange juice makes the gymnasts genuinely happy.
- Can you imagine an imaginary menagerie manager imagining managing an imaginary menagerie?
В качестве музыкального примера (помимо уже упоминаемой “All That Jazz”) песня Рэя Чарльза “Georgia On My Mind”.
Подведем итоги: произношение согласных звуков английского языка
- Английские звуки | ʃ | – | ʒ | более шумные, сильные и мягкие, чем их аналоги | ш | – | ж |. Для их произношения к заднему скату альвеол следует поднимать кончик языка, а не его переднюю часть, произносить с бОльшим шумом.
- Английский звук | tʃ |, напротив, более твердый, чем русский | ч |. Кончик языка вновь касается заднего ската альвеол.
- Английский | dʒ | вообще не имеет аналога в русском языке. Это звонкая пара предыдущего звука – | tʃ |. Ни в коем случае не произноси его, как русское сочетание | дж |. Чтобы поставить произношение, сначала натренируй предыдущий глухой звук, а потом просто сделай его звонким.
- Не забывай, что звонкие звук | ʒ | и | dʒ | не оглушаются на конце слова! Они становятся чуть более слабыми, но остаются звонкими.
До встречи, друг!
После прошлой статьи нам оставалось 19 английских звуков. Следовательно, на сегодня остается 19 – 4 = 15. В следующий раз, по традиции, возьмем несколько похожих гласных.
corp.lingualeo.com
Как различать твердые и мягкие согласные звуки
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые:
- Перед а,о,у,э,ы.
- В конце слова перед согласным.
- Ж, ц, ш.
Мягкие:
- Перед гласными е,ё, и, ю, я.
- Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
- Й, ч, щ.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Таблица звонких и глухих звуков
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Читайте также:
kinderinfo.ru
Тема № 30. Звук и буква Ш — 6 Февраля 2014
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить правильно произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Учить читать предложения, находить знакомые предлоги в предложении.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;
дом — мак — кот…
Задание 2. Знакомство со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
горлышко «молчит».
Символ звука: змея шипит: ШШШШШ…
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ…шш… (звук произносится плавно, с переходом на шепот).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:
ш, п, к, ш…; ша, па, ка, шу…; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши…; аш-ош-уш-иш…; шта-што-шту-шты…
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ша-аш, шо-…; аш-ша, уш-…
Задание 7. Договорить последний звук в слове ([Ш]):
каранда…, малы..,, ланды…, камы…
Задание 8. Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:
ША: -ры, -кал, -лун…;
ШИ: -на, — ло…;
ШУ: -ба, -ра…;
ШО (ШЕ): -рох, -пот…
Задание 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?
Ка…, кры…, гру…, ча…, афи…
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.
Чашка — шашка, мишка — …, фланг — …, дар — …, губы — …, Гарик —…
Задание 11. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):
ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].
Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком. (Шапка)
Растет на суше,
Голова из плюша. (Камыш)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — помогите малышу.
Ши-ши-ши — на поляне малыши.
Шо-шо-шо — говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ош-ош-ош — у меня нож.
Иш-иш-иш — у меня малыш.
Уш-уш-уш — теплый душ.
Ашка-ашка-ашка — летит букашка.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка.
Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.
Задание 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).
Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.
Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.
Задание 17. Знакомство с буквой Ш.
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О.Гофман
На что похожа буква Ш?
Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Игры с буквой.
Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:
шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:
мышка — мишка — мушка — мошка — кошка — кашка — Пашка — пышка — пушка — душка — Дашка — Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.
Кошка под шкафом. Кот за шкафом.
logopeddoma.ru
Твердые и мягкие согласные звуки
Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие
Твердые и мягкие согласные звуки Б — В
Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К — Л
Твердые и мягкие согласные звуки М — Н
Твердые и мягкие согласные звуки П — Р
Твердые и мягкие согласные звуки С — Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х
Твердые и мягкие согласные звуки Ц — Ч
Твердые и мягкие согласные звуки Ш — ЩСогласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].
Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
www.razvitierebenka.com